И.Н.Маслов, студент КДС. О загробном Суде и Воздаянии (по святоотеческой литературе)

Ваше Высокопреосвященство, уважаемые члены президиума и гости нашей семинарии!

Сегодня я хочу затронуть вопрос, который на первый взгляд может показаться чисто богословским, но при подробном его рассмотрении оказывается весьма насущным, житейским. Вопрос этот о смерти, посмертном Суде, и Воздаянии. Смерть для человека неизбежна. Сколько умирает людей, и не только пожилых, престарелых, но и молодых, которые любили эту жизнь, пользовались ее различными благами, и которые надеялись долго жить. Никто из них не мог сказать пришедшей смерти: «Подожди! Удались, я еще не хочу умирать!» Никто не мог остановить смерть и воспротивиться ей. Смерть не спрашивает человека - хочет ли он умирать или нет, а приходит и лишает его жизни. Конечно, все происходит по воле Божией, ибо в руках Божиих жизнь и смерть человека. Что же такое смерть? Смерть есть разлучение души от тела, которые были соеденены по воле Божией и волей Божией опять разделяемы. Смертию человек болезненно рассекается и разделяется на две части, и по смерти уже как бы нет человека: отдельно существует его тело и отдельно существует душа его. Что происходит с телом известно. Оно начинает разрушаться, становится добычей тления. Душа же, исшедшая из тела невидима и недоступна для глаз, подобно прочим предметам невидимого мира. Человек, присутствующий у постели умирающего, может видеть только бездыханность, внезапную безжизненность тела, т. е. видит признаки исшествия души. А что же происходит с душой человека по смерти? Душе предстоит пройти на суд частный, который совершает Господь над каждым человеком порознь, сразу после смерти его. За этим судом следует и соответствующее земной жизни человека воздаяние. Воздаяние после частного суда - нужно сразу оговориться -неполное и не окончательное.

Еще в V веке вполне определенную и законченную форму получил образ представления частного суда в виде загробных мытарств. Вот как учит свт. Кирилл, архиеп. Александрийский (+444) (который обобщил высказывание бывших до него свв. отцов) в «Слове на исход души»: мытарства - это своего рода заставы на пути от земли к небу. Заставы эти охраняются воздушными мытареначальниками, истязателями и обличителями наших дел (проще говоря, злыми духами), которые всячески стараются воспрепятствовать душе при восхождении ее на небо, с неумолимой скоростью выискивая и поставляя ей на вид все, что только допущено было ею в земной жизни зазорного в мыслях, словах и делах, что может явить ее недостойной Царствия Небеснаго. Но на этом пути сопровождают душу и добрые Ангелы, которые указывают все то, что было сделано ею в земной жизни доброго. Так бывает на всех мытарствах: первом - грехов, совершаемых посредством языка, втором -зрения, третьем - слуха и т.д. Наконец, душа, согласно своим поступкам осуждается или оправдывается, получая временное, до Страшного Суда, место пребывания».

Отсюда очевидно что:

1) мытарства представляют собой неизбежный путь, которым совершают свой переход от временной жизни к вечной все человеческие души.

2) на мытарствах каждая душа, в присутствии Ангелов и демонов, без сомнения, пред оком всевидящего Судии, постепенно и подробно истязуется во всех ее делах, злых и добрых.

3) вследствие этих истязаний души добрые, оправданные на всех мытарствах, возносятся Ангелами прямо в райские обители, а души грешные, обвиненные в нечестиях, влекутся, по приговору невидимого Судии, демонами в ад.

Следовательно, мытарства - это не что иное, как частный суд, который совершает над человеческими душами Сам Господь через посредство Ангелов, допуская к тому и злых духов; суд, на котором вспоминаются и оцениваются пред душою все ее дела и после которого определяется ей известная участь.

Это учение о мытарствах существовало в Церкви в скрытом виде и прежде свт. Кирилла. После него это учение получило свое окончательное оформление. В житие преподобного Василия Нового (+944) все мытарства исчисляются; указывается также, что на каждом мытарстве истязуются определенные грехи. Коснемся этого описания. Всех мытарств 20: 1 - мытарство празднословия; 2 - мытарство лжи; 3 - осуждение и клеветы; 4 - чревоугодия; 5 - лености; 6 -кражи; 7 - среболюбия и скупости; 8 - лихоимства; 9 - неправды (неправый суд, обман при торговле и т.д.); 10 - зависти; 11 -гордости; 12 - гнева и ярости; 13 - ненависти, зло за зло воздаяние; 14 - убийства; 15 - чародейства; 16 - блудное; 17 -прелюбодеяние; 18 - содомское; 19 - ересей; 20 - немилосердия и жестокости.

Нужно отметить, что учение о мытарствах есть образное изображение частного суда, приспособленное к человеческому восприятию. И если злые духи и на земле стараются всячески

отчуждать душу от Бога, и уловить ее в свои сети, то тем более они пытаются это сделать тогда, когда душа проходит к небу через их область и когда для них будет уже последняя возможность повредить душе.

С другой стороны, если Ангелы в этой жизни всегда заботятся о нас (а у каждого крещенного человека есть свой Ангел-хранитель), то могут ли оставить нас без помощи тогда, когда по разлучению с телом душа перейдет в невидимый мир, когда здесь ее встретят беспощадные враги.

Поговорим теперь о воздаянии после частного суда. Православная Церковь, согласно учению свв. Отцов, различает двоякое воздаяние после частного суда: одно для праведных, другое для грешных, хотя то и другое признается |ще не совершенным, не окончательным.

Нужно отметить, что воздаяние праведникам, по воле Божией, также имеет два вида:

1) прославление их на небе - в Церкви торжествующей.

2) прославление их на земли - в Церкви воинствующей.

Грешники же после страшного суда отходят душами своими в место печали и скорби - ад. Вот что пишет об этом прп. Ефрем Сирин (+379): "тогда как в будущем веке все праведники, по отшествии из сего мира, водворятся в обители радостей, где нет плача, воздыхания, а одно вечное радование, хотя каждый по степени достоинства почерпает радость и веселие, грешники же, наоборот, влекомые злыми духами, идут на место тяжких и не отвратительных мучений" (Тв. Еф. Сир. Ч. IV) У свт. Василия Великаго (+379): "души праведных находятся в светло-радостном состоянии, при раздаянии им божественных даров, тогда как души грешных, наоборот, прибывают унылыми в самой глубокой тьме" (Бесед., побуд. К прин. Крещ. Тв. Св. Отцов, т.8)

Совместно с этим свв. Отцы для душ праведных и грешных предполагали двоякие по своему характеру жилища, блаженное жилище праведных душ называя небом, или раем, а мрачное и печальное жилище грешных называя гиенной, преисподней, адом.

Свв. Отцы, уча о том, что за гробом есть только двоякое состояние души и соответственно этому, двоякие только для них места, сходились также в том, что нет там для души какого-то среднего состояния или места.

Последний вывод с полной ясностью выразил Ефрем Сирин (+379): "кроме сих двух чинов нет иного посредствующего чина, разумею же один чин горний, а другой дольний; середина же их - это разнообразие в различии воздаяний. А если это справедливо, как и действительно справедливо, то что безрассуднее или безумнее, как говорить: довольно для меня избежать гиены, а чтобы войти в Царство, о том не забочусь! Избежать гиены уже значит войти в Царство, равно как лишить Царствия - значит идти в гиенну ("о блаж. Обителях" Тв. Ефр. Ср.)

Блаженство душ праведных на небе не одинаково, а соответственно заслугам каждого. Подобно этому и души грешных, хотя за гробом все терпят мучения, но терпят не одинаково, а по мере своей греховности и даже, что очень важно, те из них, которые пришли в ту жизнь с задатками добра и в общении с Церковью - могут получить облегчение и даже полное помилование при содействии им в этом молитв Церкви (в чем конкретно состоит блаженство праведных и мучение грешных - об этом мы поговорим позже, когда будем рассматривать воздаяние после Страшного Суда). Итак, время, в которое, по милости Божией, молитвы и приношение Церкви за скончавшихся в вере могут приносить им пользу, будет иметь свой конец, и за этим концом будет последний, окончательный (страшный) Суд, когда, по словам прп. Иоанна Дамаскина (+780) "не будет уже места ни для какой помощи, и всякое моление будет недействительно." Когда именно наступит последний всеобщий Суд, нам не известно. Но Господь с возможной для нас ясностью открыл нам, что этот Суд будет предварен Его пришествием, которому будут сопутствовать воскресение мертвых и обновление мира. Свою веру во второе пришествие Господа Иисуса Христа, когда Он явится совершить всеобщий и окончательный Суд Свой, свв. Отцы выразили в 7-ом члене вселенского Символа Веры: "и паки (еще раз, вторично) грядущего со славою, судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца." Как мы уже не раз слышали, Страшный Суд будет всеобщим, т.е. на него воскреснут безусловно все люди, как умершие, так, подобно, и оставшиеся в живых подвергнутся одинаковому изменению наравне с умершими и все предстанут на Судилище. Само судопроизводство на Страшном Суде свв. Отцы обычно изображали под общественными образами раскрытия на Суде памятных книг (с содержанием грехов человеческих) и требование у подсудимых отчета за эти грехи. Причем сами подсудимые в совершенной ясности увидят все содеянное ими и признают непререкаемую праведность Суда и приговора Божия. Свт. Василий Великий (+379) добавляет: "вероятно же, что какую-то несказанного силою, во мгновение времени, все дела нашей жизни, как на картине, запечатлеются в памяти нашей души. Каждый тогда вспомни свои дела и увидит, за что подвергается наказанию" (Толк. на Ис. 1,18) и еще: "не должно думать, что много пройдет времени, пока каждый увидит дела свои - все это произойдет в мгновение времени" (Толк. на Ис 3,13)

Мы часто слышем благовест. А что он изображает ( В Православной Церкви нет ничего случайного, каждое церковное действие имеет особый смысл)? Он изображает Архангельский глас, который прозвучит при конце мира. Благовест как раз напоминает нам об этом конце. Когда-то все люди услышат тот страшный глас - внезапно, без всякого предупреждения раздастся он, а за ним - Страшный Суд, который будет длиться не год, не месяц, даже не день, а один миг. Одно слово решит участь всего человечества: "Приидите", или "Отойдите"- и все кончено! Блаженны, кто услышит "Приидите"- для них начнется радостная жизнь в Царствии Божием.

В этом Царствии Божием первым источником блаженства для праведников будет постоянное их сопребывание и общение с Богом. Лучше и выше этого не может быть ничего! Праведники достигнут Того, к Кому стремились всю жизнь, Кто был целью их желаний. В Царствии Небесном они будут лицезреть Бога без конца, любить без охлаждения и восхваление без утомления. К этому блаженнейшему общению с Богом праведников добавится еще и общение их с Ангелами, а также со всеми святыми, что будет доставлять им также великою радость и утешение.

Между тем, этому блаженному состоянию праведных ни сколько не будет мешагь, но, напротив, будет вполне соответствовать, собственная их телесная природа. Тела их после воскресения станут бесстрастными и духоподобными, почему будут всецело послушными духу. Причем, чувства телесные преобретут особую чуткость и не будут препятствием к лицезрению Бога. (Вообще же, небесные блага не поддаются никакому описанию, их невозможно выразить на языка человеческом).

Блаженство праведных будет иметь различные степени, соответственно заслугам каждого (каждый будет в большей или меньшей степени приближен к Богу). Св. Ириней Лионским (+202), представляя воскресших для будущей жизни праведников членами одного тела, в котором глава - Христос, так выражается о будущей блаженной их участи: "каждый из членов будет иметь свое собственное и надлежащее положение в теле" (низший не будет завидовать высшему; один будет иметь дар меньший, чем другой, но иметь его будет, не желая большего, ибо награда - по справедливости; и вообще, все праведники вместе с честью будут иметь покой).Добавим к этому, что блаженство праведных - вечно.

Грешники же, быв отринуты от лица Божия, пойдут в уготованный диаволу и ангелом его огонь вечный, в ад. Эта область, куда отойдут после Страшного Суда грешники, ничего не будет иметь в себе животворного или благотворного, а напротив, будет заключать в себе одно вредное смертное, способное причинять своим обитателям одни только тяжкие и жгучие муки.

Эти ужасные условия, в которых будут пребывать грешники, изображены в Откровении под разными образами, в особенности же под образом тьмы кромешной и геенны с червем неумирающим и огнем неугасающим. Об этом так писал Прп. Ефрем Сирин (+379): "...тьма кромешная, в которою будут низринуты грешники, будет таким местом, где не будет ни одного луча света" ("Слово о страхе Божием и последнем Суде"), Свт. Иоанн Златоуст (+407) добавляет, что: "...эта страшная тьма будет производить на объятых ею ужасающее действие, которое названо в Писании плачем и скрежетом зубов." (Слов. К Феод. Падш.") О черве неумирающем свт. Василий Великий (+379) выразился так: "это будет какой-то ядоносный и плотоядный червь, который будет пожирать все с жадностью, и, никогда не насыщаясь своим пожиранием, будет производить нестерпимые боли (Бесед. На пс. 33). Об огне неугасимом так пишет свт. Иустин Философ (+166): "этот огонь способен будет вечно производить в телах нечестивых мучительные ощущения, и следовательно, будет материален" (Аполог. I, п. 52). Свт. Василий Великий: "он (огонь неугасимый) будет не светел и лишен всякой светозарности, хотя в тоже время при своей темноте будет обладать попаляющей силой." (Бесед, на пс.

Свт. Иоанн Златоуст (+407): "он как не истребляет то, что жжет, так и не светит, иначе и не было в гиенне тьмы" (слов. I к Феод. падш.)

Итак, грешники будут преданы внешнему, материальному огню, который будет действовать, впрочем, как на тела, так и на души, и к которому прибавится еще внутренний жгучий огонь поздно пробудившейся совести.

Но самое страшное мучение для грешных будет состоять в их удалении от Бога и Его Царства, причем навсегда. Мучение грешных будут иметь различные степени (соответственно греховности каждого) и будут продолжаться во веки веков - вечно.*

Таково решение вопроса о Суде и Воздаянии. И если, по слову Апостола: "не все бо умрем, все же изменимся" (1 Kop. 15,51), некоторые избегут частного суда, но Страшного Суда не избежит никто, и каждый даст ответ в своих земных делах.

Человеку, пока он живет, всегда отверсты двери покаяния. Господь призывает человека к покаянию и спасению до последней минуты его жизни. И кто воспользуется милосердием Божиим, принесет искреннее покаяние, исправит свою жизнь по заповедям Евангельским- для того и смерть не будет страшна. День его телесной смерти станет днем его рождения в новую, блаженную жизнь, где он в бесконечные веки будет славить Всемогущего Бога нашего. Аминь.


* Мнение об апокатастасисе (о временности загробных изучений грешников и постепенном их прошении), которого придерживались Ориген, св. Григорий Нисский и некоторые др. было позднее осуждено Цсрковью как еретическое. - Ред.