А.В.Косач, студент КГУ. Дуализм материи и энергии в физике, как проявление духовной основы мироздания

Основная цель доклада - попытаться отразить всю трудность, а быть может и невозможность познания законов мира научным методом.

Очевидно, что на данный момент наука, в своем большинстве, является не то что невоцерковленной областью, но даже чаще всего богоборческой. Очень часто наука представляется как знание, которое отрицает как самого Творца, так и его творение - человека как образ и подобие Бога. Например, в физике рассматривается только то, что нам доступно из наблюдения, что можно зафиксировать в нашем материальном мире теми же материальными приборами, датчиками, и что потом можно описать материалистически. Изучается фактически только материя. Поэтому в физике совершенно игнорируется душа и дух вообще, их как будто не существует в реальности. Это то, к чему мы пришли. Как пишет известный мыслитель русского религиозно - философского Ренессанса начала 20-го века Василий Васильевич Зеньковский: причина здесь в учении о «полной автономии разума», которое «со всей ясностью помечено именно Фомой Аквинатом, от которого и нужно вести разрыв христианства и культуры, весь трагический смысл чего обнаружился с полной силой»1. Вследствие этого «начиная с XIII в. на западе началось отделение от Церкви, от ее духовной установки, различных сфер культуры - впервые проявилось это в области права, где просто рецепцировались идеи языческого Рима, а затем в XIV-XV вв. это движение с чрезвычайной быстротой стало распространяться на все сферы культуры, на антропологию, философию, науку».2

Однако же всех этих противоречий не было, «пока церковь не была связана со сферой государства, сферой общественно - политической жизни». Наоборот, «сама церковь в это время вбирала в себя ценные стороны античной культуры, в том числе и античной философии». Это означает, что современная наука и есть плод автономизации «естественного разума», произошедшего на Западе. Практически все науки, исключая ряд православных и христианских дисциплин, оказались отделены от Церкви и существуют независимо от нее. В результате, теперь уже сама религия рассматривается науками как особая способность мышления или, в крайнем случае, как одна из способностей духа. От такого подхода и может родиться отрицание христианства как особого состояния духа человека. В этом смысле естественные науки, будучи лишь отражением материального, но не духовного мира, могут претендовать только на внешнее описание внутренних законов мироздания, которые заложены по Слову Творца.

Эти законы принципиально не могут быть получены ни математически, ни логически, исходя из наблюдений и опыта. В основе мировозрения заложены такие законы, которые не укладываются в нашем рассудке, потому что возможности рассудка ограничены. Законы же эти рассудочно выглядят как противоречия. Невозможно рассудочно объяснить логический смысл любви, самопожертвования, веры и многое другое, что возможно только принять в свое сердце, как дар особого знания, знания, которое не логично и потому доступно не всем.

После первородного греха человек уже находится в состоянии, когда его сердце и разум разделены, и разум не слышит голос совести. Поэтому истину постигают умом сердечным как тайну по благодатному откровению. Такие моменты откровения ненаучны по своей сути: достаточно вспомнить, что закон тяготения возник в голове Ньютона внезапно (даже придумано яблоко), а таблица химических элементов вообще явилась нашему соотечественнику Менделееву во сне. Это уже потом можно строить рассудочные умозаключения, которые суть лишь неполные проекции особого знания, которое способно вместить только сердце человека.

Как результат, любой взгляд с точки зрения науки не содержит полноты понимания. Между тем искомая полнота содержится лишь в Евангелии. В нем она есть, потому что в нем Слово Господне о благовествовании, сказанное по благодати Духа Святаго. Нам же грешным, которые не имеют этой полноты в своем сердце, доступна для понимания лишь некоторая часть в понимании, поэтому наше описание получается однобоким, неполным, не всем понятным и, конечно, не может претендовать на какое - либо учение. Поэтому и существует духовная литература, и существуют писания Святых отцов Церкви. Важно понять, что в том, что открывается что-то при чтении Евангелия, во время службы, при беседе с другим человеком и даже просто во внутренней тишине, тоже есть крупица истинного знания, которое человек в силу своих особенностей будет объяснять по-своему.

Но это не значит, что у него чувства покаяния, радости и скорби будут принципиально другие. Совсем наоборот, истины не бывает две или много, она всего одна. Наши же умозаключения потому бывают неверными, что исходят от интелекта - а не от нашей Веры, Любви и Смирения. Этот недостаток каждый восполняет по - своему, и почти всегда -неправильно, разумом, знаниями и так далее.

На начальном этапе развития науки, в том числе и физики, действительно обнаруживались основные законы этого мира, вполне понятные для человеческого разума, будь то закон сохранения массы вещества, закон сохранения энергии, законы механики Ньютона, и многое другое, что имело логическое объяснение. Понимание таковых законов, которые, несомненно, были реально существующими до и после их открытия, не требовало ничего, кроме здравого смысла. Людям, для того чтобы понять, почему энергия сохраняется, нужен был только житейский опыт в материальном мире. Поэтому сама физика развивалась без учета таких вопросов как: «Что есть энергия?», «Что есть движение?», «Что есть масса?» и других самых простых вопросов, которые определяются аксиоматически, а далее уже не рассматриваются. Так в физике из-за неверного понимания таких вопросов на каком-то этапе обнаружилось, что энергия оказывается дискретна, что существует предельная скорость распространения материи, что масса может преобразовываться в энергию и многое другое. Такие ошибки результат того, что физик может дать объяснение только в рамках физической теории, которая глубоко несовершенна, из-за отсутствия тех самых основ, заложенных в самых простых вопросах. В физике до сих пор нет понимания очень многих вещей. Например, существует теория о большом взрыве и много других теорий, которые пытаются смоделировать эволюцию вселенной, но ни в одной из них нет ни представления о причинах сотворении мира.

Уже в прошлом веке в физике стали обнаруживаться явления, для понимания которых недостаточно было здравого смысла и житейского опыта. В физике уже существовали теории и были открыты законы, описывающие два таких типа материи, как электромагнитное поле и вещество вообще. Электромагнитное поле по своим свойствам невидимо, не имеет конкретного местоположения в пространстве и проявляет свойства не обычных сред, а свойства некой волны, подобно той, которую можно наблюдать на воде. Поэтому условно будем называть такой вид материи волной. Обычные материальные объекты (вещество) состоят из отдельных атомов, молекул, которые называют частицами. За основную характеристику волны можно выбрать энергию, а частицы -массу. Если рассматривать волны и частицы как взаимодействующие, то добавляются еще некоторые физические величины для описания взаимодействия: длина волны и поляризация, а для частицы - заряд и характеристики ее движения. Сначала, вследствие принципиально различных свойств, было вполне конкретное разделение на два типа материи: частицы и электромагнитные волны. Однако уже более ста лет назад было обнаружено, что, свет, являясь волной, оказывает давление на вещество, и, таким образом, ведет себя как поток частиц. Более того, при изучении волн испускаемых атомами вещества обнаружено, что энергия волны имеет дискретный характер, излучается и поглощается отдельными порциями. Это привело к тому, что электромагнитным волнам стали приписывать импульс, а частицу света назвали квантом.

То же самое обнаружено и для частиц. Выяснилось, что, например, электроны проявляют такие свойства волны, как интерференция, дифракция и другие. В результате всего этого был обнаружен корпускулярно-волновой дуализм материи.

Далее в экспериментах по радиоактивному распаду обнаружен так называемый дефект масс. При распаде отдельных радиоактивных веществ суммарная масса получившихся продуктов распада меньше массы ядра начального. Недостаток массы выделяется в виде кванта электромагнитной энергии. Эйнштейн по написании Общей Теории Относительности отметил: «...я склонен полагать, что вся масса является энергией и, таким образом, в принципе вся масса может превратиться в энергию»3. Таким образом установлена связь материи и энергии, то есть материя и энергия способны переходить друг в друга, подобно как вода и лед.

В квантовой физике, которая на данный момент является передовой наукой, подобного рода эффектов обнаружено очень много. Так как физика - наука практическая, то все теоретические предположения сначала проверяются на практике, а затем признаются научно обоснованным явлением. К таковым интересным эффектам относится, например, эффект Зенона. Этот эффект наблюдается для излучения ядер, Суть эффекта состоит в том, что при постановке эксперимента таким образом, что вылетающая частица будет обязательно зарегистрирована, частица не вылетит вообще. Создается впечатление, что частица «знает», что ее будут регистрировать, и поэтому не вылетает.

Другой недавний пример: давно предсказан эффект распространения информации квантово-механического состояния системы с беспредельной скоростью. Недавно экспериментально наблюден этот эффект, в котором скорость передачи информации замерялась на расстоянии порядка десяти километров, и получено, что эта скорость практически неограничена. Эти эффекты есть подтверждение того, что хотя материя и имеет предельную скорость распространения, однако же волновая функция любой частицы во вселенной зависит от состояния всей вселенной в каждый момент времени и причем мгновенно.

Много подобного рода моментов описывается в недавней статье4, в которой записана беседа в гостях у священника с членом Российской Академии наук Ф. Я. Шипуновым. Этому человеку довелось обнаружить научное обоснование связи духовного и материального мира, основываясь при этом на данных самой науки.

Существует строгое математическое обоснование существования нематериального мира. Этот мир значительно более организован и управляет материальным миром. В физической терминологии - это те самые нематериальные волновые функции, которые введены в квантовой механике. Как следует из квантовой механики, волновую функцию имеет любой материальный объект, будь то мельчайшая частица - атом, или целое здание. В принципе есть волновая функция и у человека. Ф.Я. Шипунов связывает эти волновые функции с духовным миром, в данной терминологии электромагнитные «матрицы» есть духи, существует также знак матрицы, например, если он отрицательный, то эта матрица ни что иное как бес. Этот духовный мир волновых функций и есть причина того, что происходит в материальном мире. Описание в статье идет в научных терминах: волновые функции, уравнения с духовными коэффициентами, ультразвук колокольного звона и др.

Но по комментариям от редакции видно, что в статье присутствуют достаточно серьезные утверждения относительно существования научной основы для описания различного рода явлений уже духовного характера. Как бы там ни было, видимо, не стоит судить автора за его взгляд на мир, и полезно было бы для каждого отметить, что даже в такой материалистической науке, как физика, существуют невместимые сознанием тайны мироздания, которые возможно понять только пред лицом Божиим.

Подобного рода парадоксов в физике обнаружено уже достаточно. Эти парадоксы, за которыми стоит необъяснимая тайна, есть отражение в науке основополагающих законов мироздания. Их невозможно постичь человеку самостоятельно и даже человечеству, желание же это сделать самостоятельно, собственными силами наверное и есть та страсть, которая владеет душами и умами многих ученых.

Может быть, здесь и сокрыто то тайное предназначение ума дарованного человеку, которое становится явным только святым.


Примечания

1. Основы христианской философии В.В.Зеньковский, Т. 1. - М.: Канон. -С. 13, 1997.

2. Основы христианской философии В.В.Зеньковский, Т.1. - М.: Канон.- С. 15, 1997.

3. Беседа А.Эйнштейна на специальной сессии Национальной Академии Наук в Буэнос-Айросе.

4. «Наука ведет к Богу»// Казанские епархиальные ведомости, 1997, №№ 8-9, 11-12; 1998, №2.