Профессор Казанской Духовной Академии И.C.Бердников: жизненный и творческий путь |
И.АЛИЕВ.
Посвящается 90-летию со дня смерти
Ильи Степановича Бердникова.
Предлагаемое читателю исследование представляет собой попытку всестороннего освещения жизненного и творческого пути одного из выдающихся ученых Казанской Духовной Академии – Ильи Степановича Бердникова, 90 лет со дня смерти которого исполняется в этом году (30 сентября/13октября
Данная статья является максимально возможной на сегодня научной биографией профессора. Написана она в жанре personalia, то есть «предполагает биографический подход к творчеству ученого, но построенный по принципу проблемной монографии, а не чистой биографии».1 Надеемся, что публикации подобного рода помогут современникам осознать масштабность и значимость этой личности, которой посвящены отдельные статьи в «Новом Брокгаузе и Эфроне» и православной Энциклопедии, как дореволюционной, так и современной.
«Жизнь ученого не отличается богатством внешних событий. В тиши кабинета, среди книг и бумаг, идет напряженная работа, главным, а часто и единственным импульсом которой служит интерес к чистому знанию, стремление к тому подлинному гносису, который от всегда текучего моря явлений восходит к вечному незыблемому. Здесь нет громких, кричащих фактов, но тихо, незаметно для постороннего взгляда, совершается служение истине, которое требует от своего служителя не только громадных интеллектуальных сил, но и творческой как сталь воли, безусловной преданности делу, доходящей до самопожертвования», – так в
I. Вятский (доказанский) период (1839-1860)
Родился И.С.Бердников в царствование императора Николая I (1825-1855гг.). Это была многозначительная и противоречивая эпоха. В западной историографии она именуется временем «консервативной модернизации»3, а в советской и впоследствии российской проходит под знаком реакции, охранительного консерватизма. Это было время крестьянских реформ, кодификации законов, укрепления государственной власти и трансформации народного образования.
В духовном плане ситуация была еще более неоднозначной. Внешне ее можно назвать временем торжества русского национального сознания и православного духа. В идеологии насаждалась теория «официальной народности» графа С.С.Уварова, в церкви и духовной сфере господствовала «казенная духовность», которая соответствовала «примитивно-самодовольному»4 православию Николая I и казарменному утилитаризму графа Н.А.Протасова, в 1836-1855 гг. обер-прокурора Синода. Но была и другая сторона – сфера глубокой веры, духовных исканий, творческого развития в русской церкви. Шли годы, в которые проповедовал митрополит Филарет (Дроздов), жили оптинские старцы, униаты массами воссоединялись с православными. В столицах творили славянофилы: шло становление русской религиозной философии.
В
Глубоко символично, что именно в этом году появился на свет И.С.Бердников. Родился он 13 июля
При крещении получил имя Илии (память 20 июля по старому стилю), что впоследствии его ученикам дало повод сравнивать его рвение в науках с «ревностью Илииной», этого известного ветхозаветного пророка, почитавшегося на Руси в крестьянской среде громовержцем. Воспитывался он в традиционном православном духе.
Сословное происхождение И.С.Бердникова предопределило его учебу в духовных заведениях. Среднее образование он получил в Глазовском Духовном Училище (1852-1854) и Вятской Духовной Семинарии. За шесть лет обучения там (1854-1860) он получил лишь элементарные знания.
Вятская семинария была типичной провинциальной российской семинарией середины XIX века. Основанная в
Епархиальными архиереями в тот период в Вятке были преосвященнейшие епископ Елпидифор (Бенедиктов) в 1851-1860 гг. и Агафангел (Соловьев) в 1860-1866 гг. (бывший ректор КазДА в 1854-1857 гг.). Достаточно образованные архиереи (один выпускник СПбДА, другой – МДА), они сделали много для развития духовного просвещения и образования в крае8. Повысился общий уровень православной культуры. В это время в центре провинциального города возводится великолепный собор Св.Александра Невского по проекту архитектора Витберга, до этого проектировавшего храм Христа Спасителя.
По рекомендации епископа Агафангела юный семинарист И.С.Бердников едет в Казань для поступления в КазДА.
II. Период учебы в КазДА и оформления круга научных интересов (1860-1881)
Эпоха 60-70-х гг. XIX века была качественно иной, значительно отличалась от предыдущих. У «кормила» империи стоял царь-реформатор, освободитель – император Александр II (1855-1881). Шли крупные либеральные реформы: крестьянская, городская, земская, военная и образовательная, которые во многом изменили облик России. Не случайно начало второй половины XIX века епископ Иоанн (Соколов) назвал «утром России», что означало наступление «эпохи общественного возрождения»9. Равнодушный, «индифферентный» к религиозным делам император10 вместе с обер-прокурором Д.А.Толстым (1862-1880) проводил ряд необдуманных либеральных реформ в церковном строе, которые не увенчались успехом. Неудачи эти современный исследователь С.В.Римский объясняет следствием негласного, тайного, кулуарного обсуждения проекта (а он настаивает, что у правительства был единый, поэтапный план реформирования церкви ) в закрытых комиссиях без учета церковно-общественного мнения11.
В этот неоднозначный период российской истории И.С.Бердников едет поступать в КазДА. Приехал он в Казань на казенный счет по распоряжению начальства. Вступительные экзамены в конце 50-60-х гг. стали значительно проще, чем в 40-50-е года XIX века при ректорах архимандрите Григории (1844-1851) и архимандрите Парфении (1852-1854). Тогда они были «действительно очень взыскательными и нелегкими» и «проводились внимательно, медленно и при довольно запугивающей и озадачивающей обстановке»12 с 8 до 15 часов, а иногда и в вечернее время. Оценки ставились по пятибалльной системе. Теперь, в ректорство архимандрита Агафангела (1854-1857) и архимандрита Иоанна (1857-1864), «экзамены сделались несравненно легче» по два часа в день до обеда13. Требования к поступающим сократились. «Ответы студентов тоже сократились до минимума – кто что скажет, и на том спасибо», – подмечает П.В.Знаменский14. С
Жизнь в КазДА в то время была интересной. Академия периодически подвергалась скандалам (дело Куртинской панихиды
Идейное состояние умов в Казанской Духовной Академии было различным, иногда даже полярным – от демократа Г.З.Елисеева и ученого «либерального крайне-народческого типа»18 А.П.Щапова до консервативных профессоров старшего поколения, таких как И.А.Смирнов-Платонов и М.М.Зефиров. Именно таких преподавателей приходилось слушать юному И.С.Бердникову, попавшему из тихого провинциального города в центр идейных брожений, интеллектуальных споров. Он слушает курс философских (М.Я.Митропольский, В.К.Мысовский), словесных (И.Я.Порфирьев), исторических (А.П.Щапов), канонических (А.С.Павлов), миссионерских, физико-математических (Вагнер, Грямяченский) наук19, изучает древние (латинский – И.Я.Порфирьев, греческий – В.Я.Михайловский) и восточные языки (А.К.Казем-Бек – татарский, арабский; А.В.Попов – калмыцкий). Но больше всего его привлекают науки богословские (архимандрит Иоанн (Соколов), А.И.Гренков), в частности, его внимание обращено к обличительному богословию (иеромонах Хрисанф (Ретивцев))20.
Повседневная жизнь студентов и быт их в 60-е гг. XIX века во многом улучшились по сравнению с предшествующим периодом. По словам архимандрита Феодора (Бухарева), «произошел переход от подзаконного состояния к благодатной свободе»21. Еще в
Курсовое сочинение он написал по предмету обличительного (в настоящее время – сравнительного – А.М.) богословия. Руководителем и рецензентом его труда был известный ученый того времени иеромонах Хрисанф (Ретивцев), который в 1858-1865 гг. занимал кафедру обличительного богословия.
В своей работе «Материя и сила в происхождении и бытии мира»24 юный И.С.Бердников подверг богословскому разбору учение немецкого философа-материалиста Людвига Бюхнера (1824-1899), известного апологета «социального дарвинизма»25 и «популяризатора естествознания в его крайне материалистическом направлении»26. Работа И.С.Бердникова была, по сути, основательным разбором его главного труда «Сила и материя» («Stoff und Kraft»), вышедшего в 1855 году.
При написании своего сочинения И.С.Бердников оговаривается, что источником для него являлся русский перевод «Силы и материи» Л.Бюхнера 1860 года, «который, судя по отрывкам, приводимым из «Stoff und Kraft» у немецких критиков Л.Бюхнера, верен подлиннику, хотя, конечно же, не может заменить его в отношении документальности»27. Следовательно, уже тогда юный И.С.Бердников имел представление о герменевтической ситуации и функциональной эквивалентности при переводах. Наверное, для того, чтобы понять стиль повествования и характер мышления Л.Бюхнера, И.С.Бердников сопоставляет «Stoff und Kraft» с другими, менее значимыми его работами, такими как «Природа и дух» («Natur und Geist»), «О природе и знании…» («Aus Natur und Wissensсhaft…»)28, но уже в подлиннике, на немецком языке.
Следует отметить, что сочинение И.С.Бердникова носило историографический характер, в котором он использовал так называемый научно-критический метод, то есть поиск внутренних противоречий в материалистической концепции Л.Бюхнера. Как пишет иеромонах Хрисанф в своем отзыве, «сочинитель (И.С.Бердников – А.М.) поставил своей задачей опровергнуть учение Л.Бюхнера о происхождении мира методом самого Бюхнера, то есть на основании опыта и наблюдения над природой»29. Но, что интересно, как пишет И.С.Бердников и подмечает иеромонах Хрисанф, «Л.Бюхнер строит свою систему, руководствуясь вовсе не опытными данными, а произвольно и таким же априорным способом, как и идеалисты вроде Гегеля»30. Этим почти доказывается внутренняя несостоятельность материалистической концепции Л.Бюхнера.
Далее следуют рассуждения И.С.Бердникова о том, можно ли говорить о целесообразности и возможности прогресса в естественных и гуманитарных науках. Юный И.С.Бердников отмечает, что понятие «прогресс» возможно применять лишь к естественным, фундаментальным наукам. «Атомистическая теория образования мира, астрономическая теория Лапласа…новая (Дарвинова – А.М.) теория происхождения видов – все это разобрано критически и сведено к области предположений, не оправданных данными опыта»31, – правильно заметил в своей рецензии иеромонах Хрисанф. «Но в самой природе (т. е. во всех естественных науках – А.М.) не исчерпывается истинное понятие о Боге»32, то есть понятие прогресса и линейное историческое развитие не применимо к вечным, абсолютным (общечеловеческим, богооткровенным – А.М.) истинам. Показательно, что гуманистическое отношение к человеку, к обществу, преобладание его над техногенным, сциентистским дает о себе знать в сочинении, а, следовательно, и в мировоззрении юного И.С. Бердникова.
В
Приход его на кафедру церковного права, возможно, был случайным. По итогам обучения в академии летом
В 1868-1869 гг. он активно сотрудничал с миссионерским братством Святителя Гурия, в пользу которого читал публичные лекции в Дворянском Собрании.
В
В том же году И.С.Бердников, как и ряд других профессоров, вступил в брак с дочерью дьякона Никитской церкви на Швейной горке в Москве девицей Марией Николаевной Цветковой, от которой впоследствии имел четырех детей35. В этот период он жил сначала на казенной квартире в академическом флигеле, затем, обзаведясь семьей, – в доме Рыбушкина на Красной улице36. Жалование его составляло 700 руб. 6 коп., из которых 429 руб. составляли собственно жалованье, а 271 руб. 6 коп. – арендная сумма за казенную квартиру37.
Согласно новому уставу
Итогом его почти десятилетней работы (1869-1881 гг.) стала докторская диссертация “Государственное положение религии в римско-византийской империи. Т.I. До Константина Великого». Писалась она постепенно, а публиковалась в виде отдельных статей в «Православном Собеседнике» с марта 1879 по сентябрь 1881 гг. После того как цензор академии, помощник ректора Н.Беляев дал свое добро и за этим последовала положительная резолюция Казанского комитета духовной цензуры от 27 апреля
В конце апреля
7 июня
Заявленная И.С.Бердниковым тема была достаточна актуальной и научно - значимой в то время. Два десятка лет либеральных реформ в России позволили подвергнуть переоценке устои синодального стоя, свободно говорить о его неканоничности, искать так называемый «основной канонический порядок». Именно ввиду этого многие ученые и канонисты в 60-90-е гг. XIX в. в своих исследованиях обращаются ко времени первых веков христианства – эпохе зарождения и оформления взаимоотношений между церковью и государством, периоду конституирования христианского канона.
Исследование о положении религии в римской языческой империи особо ценно в контексте продолжения римской государственности в Византийской империи при полном господстве христианства. Ввиду того, что Византия была правопреемницей Рима, замечает профессор И.С.Бердников, «римский взгляд на религию как на государственное учреждение был унаследован и в византийской империи, хотя и с некоторыми ограничениями»43. Языческий взгляд государства на уже неязыческую религию, по его мнению, можно видеть «в попытках византийских императоров регулировать церковь в ея собственных делах»44, что внешне проявлялось «в борьбе между двумя половинами византийского общества – языческою и христианскою,… в отношении византийского правительства к еретикам и раскольникам,… в образе действий византийских императоров в делах церковных и во всем законодательстве византийском в церковных делах»45. Парадокс в том, что христианству было предоставлено то самое место, с которого государство устранило языческую религию, продолжая относиться к христианству по-прежнему как к язычеству. При этом надо учесть, что «большая часть древнего законодательства относительно религии продолжала существовать»46. Получается, что христианское государство пыталось втиснуть христианскую религию, отличную по своему характеру от языческой, в «прокрустово ложе» социально-правового положения язычества.
Читающей публикой труд был принят восторженно. С рецензией на него выступил известный философ и богослов, основоположник софиологии и «философии всеединства» В.С.Соловьев47. Все ждали от И.С.Бердникова появления следующих томов исследования – о положении церкви при Юстиниане, в поздней византийской империи. Но этого не произошло, скорее всего потому, что профессора не привлекала судьба Е.Е.Голубинского и Н.Ф.Каптерева, которые из-за смелых суждений в своих трудах поплатились своей научной карьерой. Они это сделали, уже будучи сложившимися, авторитетными учеными, он лишь вступал в научную корпорацию.
Известный казанский краевед Н.Я.Агафонов в своем дневнике оставил следующую запись: «Был 4-ого и 7-ого июня (
Кроме обязанностей преподавателя, И.С.Бердников за годы своей службы в академии исполнял и другие обязанности и поручения. Так, некоторое время он состоял лектором немецкого языка (октябрь