К истории “Православного Собеседника” |
Александр Владимирович ЖУРАВСКИЙ
Журнал Казанской духовной академии - "Православный Собеседник" - был основан в 1855 году и стал четвертым из академических и вообще духовных журналов России. Прежде него были основаны только "Христианское Чтение"(1821) - при Санкт-Петербургской духовной академии, "Воскресное Чтение" (1837) - при Киевской и "Творения Святых Отцов" - при Московской духовной академии. Однако, когда издание "Воскресных Чтений" с 1912 года было прекращено, "Православный Собеседник" стал вторым по старшинству из журналов духовного содержания, поскольку издание журнала "Творение Святых Отцов" было прекращено еще в 1891 году, уступив место "Богословскому Вестнику", периодически выходившему в период с 1892 по 1918 год. Таким образом, история "Православного Собеседника" представляется в высшей степени интересной, как история одного из старейших и еще малоизученных церковно-научных изданий. Известно лишь одно исследование, непосредственно посвященное истории этого академического журнала, - очерк Н.Ф. Красносельцева "К истории "Православного Собеседника": по поводу 30-летия журнала".1 Отдельные аспекты истории этого академического издания рассматриваются в сочинениях П.В.Знаменского "История Казанской духовной академии за 1-й (дореформенный) период ее существования (1842-1870 гг.)" и С.А.Терновского "Историческая записка о состоянии Казанской духовной академии после ее преобразования, 1870-1892", изданных к 50-летнему юбилею академии в 1892 году.
Сама идея создания научного журнала возникла в 1853 году в связи с открытием при академии миссионерского противораскольнического отделения и принадлежала архиепископу Григорию (Постникову),2который являлся также инициатором создания первого российского духовного журнала "Христианское Чтение", а позже - журнала "Духовная беседа" (1857).. Обер-прокурор Святейшего Синода своим письмом от 13 октября 1853 года извещал архиепископа Григория, что Святейшим Синодом решено "поручить Казанской духовной академии, как еще не занятой никаким повременным изданием, издавать духовный журнал с преимущественным направлением его против раскола в разных его видах".3 Впрочем, этим же решением Святейшего Синода предписывалось всем духовным журналам Российского государства особо озаботиться публикацией статей и материалов, способных послужить мерами "к вразумлению раскольников", особенно - публикацией извлечений из писаний Святых Отцов Церкви.
Получив подобное распоряжение, Казанская академия занялась наработкой особой программы журнала, которая в 1855 году была представлена и Св. Синод и в том же году утверждена. Согласно этой программе, журнал "догматического, герменевтического, исторического, нравственного и критического" содержания4 под названием "Православный Собеседник" предполагалось выпускать "в 6 разделах 4 книжками в год" под наблюдением реакционного комитета из 5-ти редакторов во главе с ректором академии. В подобном составе редакционный комитет журнала просуществовал до
Первым редактором "Православного Собеседника" был архиепископ Григорий (Постников), определивший и состав первых номеров журнала. Первая книжка новоучрежденного академического издания вышла в свет в мае 1855 года и заключала в себе следующие материалы: "Послание Св.Игнатия Богоносца к Ефесянам" (в переводе А.И.Беневоленского и А.П.Владимирова5) с краткими сведениями об этом Антиохийском епископе-мученике священника М.М. Зефирова; "Толкование блаженного Феофилакта Болгарского" (перевод иеромонаха Григория Полетаева) с очерком иеромонаха Вениамина о жизни блаженного Феофилакта; "Три послания Тобольского митрополита Игнатия"6(с предисловием профессора И.Я.Порфирьева7); и статью самого архиепископа Григория (Постникова) "День святой жизни, или ответ на вопрос, как мне жить свято".
В первый год "Православный Собеседник" разошелся в 1836 экземпляров (имеете с даровыми), чему в немалой степени способствовала личность первого редактора - архиепископа Григория, заслуга которого, помимо прочего, включалась еще и в том, что он положил начало фондовому капиталу этого духовного издания, пожертвовав свои личные средства, а также обязал всех членов академической корпорации ежегодно предоставлять для журнала определенное количество рукописных листов.
С начала
научных проектов архимандрита Иоанна остались не реализованными по цензурным соображениям. Так, Св.Синод не разрешил осуществить в академическом журнале публикацию перевода Апостольских постановлений (Constitutiones apostolicae), "поелику оные заподозрены 6-м Вселенским Собором". Впрочем, перевод дозволялось осуществить "частным образом и издать особой книгой, не помещая в журнале".9 Помимо публикаций источников, журнал в эти годы публиковал исследования молодых бакалавров Щапова, Лилова, Добротворского, Павлова, касавшиеся преимущественно церковно-исторических тем и основывавшиеся на новых, прежде не вводившихся в научный оборот материалах.
В это время "Православный Собеседник" переживал один из наиболее значительных периодов в своей истории. Он достиг вершины популярности у читателя, заслужил репутацию действительно научного издания и, в то же время, удачно совмещал научные публикации с материалами, посвященными вопросам современности (возможное освобождения крестьян, отношения . между католиками и православными, проблемы духовного образования и пр.) Однако естественное желание архимандрита Иоанна поставить журнал "в непосредственные отношения к запросам современной жизни" через . публикацию (помимо памятников древнерусской литературы, богословских и исторических статей) церковно-публицистических материалов бакалавра А.П.Щапова (известного народнической направленностью своих взглядов), А.И. Лилова и собственных, посвященных сложным вопросам современности - межконфессиональным, социальным и общественно-политическим (что в значительной мере, и обеспечивало необыкновенную в те годы для духовного журнала популярность) вызвало негативную реакцию Св.Синода. В ряде публикаций были усмотрены крамольные и не соответствующие назначению духовного журнала мысли. Действительно, в последнем номере "Православного Собеседника" за
В течение первых трех месяцев 1859 года в "Православном Собеседнике" были опубликованы еще ряд материалов, посвященных актуальным темам современности: в январе - речь Щапова на годичном акте Казанской духовной академии 8 ноября 1858 года под названием "Голос древне-русской Церкви об улучшении быта несвободных людей" и две статьи архимандрита Иоанна "Несколько слов о вере и народном просвещении в России" и "Общество и духовенство"; в феврале - ЕГО же статьи "Рождение Христа и возрождение человечества", "Привет Церкви и Отечеству на новый год", в марте - довольно свободомысленное для церковной среды того времени "Слово об освобождении крестьян".
Эта направленность духовного журнала, несмотря на очевидную перспективу грядущего освобождение крестьян и развитие реформ императора Александра II, возмутила Св.Синод, который своим распоряжением от 5 марта 1IJ59 года перевел всю цензуру оригинальных (т.е. непереводных) статей - в московский цензурный комитет под строгий надзор митрополита Филарета (Дроздова), выразив при этом архимандриту Иоанну нарекание за 'несвойственное духовному изданию направление "Православного Собеседника» и "изобилие иностранных слов: гуманность, идеальность, прогресс, цивилизация, комфорт, парализовать, гармонировать, арена и др.".12 1859-й год стал для "Православного Собеседника" лучшим по числу подписчиков. Гонорар сотрудникам журнала составил 100 рублей за авторский лист (по тем временам огромные деньги!). Между тем, синодальное наказание, котя и продолжалось чуть более года, весьма печально отразилось на внешнем успехе журнала и едва не привело через несколько лет к его полному закрытию. уже в 1860 году число подписчиков "Православного Собеседника" снизилось до 1000 (хотя издано было 3000 экземпляров), а в
В1861 г. еще при ректорстве архимандрита Иоанна редакционный комитет академического журнала обратился к архиепископу Казанскому и Свияжскому Афанасию (Соколову) с просьбой о содействии к распространению "Православного Собеседника" среди духовенства казанской епархии, но последовала весьма неблагоприятная резолюция14 на прошении, в результате чего и Казанская духовная консистория 19 октября 1861 года ответила, что употреблять в настоящем деле принудительные меры представляется, с одной стороны, и неудобным, ибо многие лица и церкви в Казанской епархии не в состоянии выписывать ежегодно духовные журналы, а, с другой стороны, и едва ли полезным для репутации духовного журнала".15 В результате, положение академического издания стало в ближайшие два года катастрофическим. В
1862 году редакция вынуждена была пойти на резкое снижение тиража с 3000 экземпляров до 1800 (подписчиков насчитывалось всего 760 человек), чтобы выплатить хотя бы небольшой гонорара за статьи (всего 10 рублей за авторский лист). В 1863 и 1864 гг. число подписчиков еще более снизилось (до 650 человек), так что было принято решение о снижении журнального тиража с 1863 года до 1200 экземпляров и перенесении печатания из губернской типографии в более дешевую - университетскую.
В то же время следует отметить, что даже в таких сложнейших условиях в "Православном Собеседнике" появлялись серьезные исследования, важные переводы, эпохальные для того времени публикации исторических источников (памятников древнерусской духовной письменности). Так, уже с самого основания журнала "Православный Собеседник" начал осуществлять издание прежде не издававшихся памятников древнерусской церковной литературы. Например, в 1855-1857 гг. был впервые в России опубликован (по трем спискам) полный текст "Просветителя" преп.Иосифа Волоцкого.16 Это издание положило начало исследованию важного исторического источника, содержащего полемику с ересью жидовствующих. В 1859-1862 гг. "Православный Собеседник" публиковал переводы сочинений преп. Максима Грека.
В сложнейшие (в финансовом отношении) для журнала годы 1861-1864 гг. в "Православном Собеседнике" впервые были опубликованы послания инока Спасо-Елеазарова Псковского монастыря Филофея к дьяку Михаилу Мунехину (1861) и к великому князю Василию Ивановичу (1863), эти публикации положили начало дискуссии отечественных и западных историков по вопросу о формировании на Руси идеи "Москва-Третий Рим"; полный текст (по нескольким рукописям) "Стоглава" (1862); полемические сочинения инока-князя Вассиана Патрикеева (1863); сочинение Зиновия Отенского "Истины показание к попросившим о новом учении" (1863-1864). В
Несмотря на такое обилие публикаций церковно-исторических источников, недостаточность финансирования "Православного Собеседника" и снижение его тиража сказались на уровне публикуемых исследований. Отсутствие средств для оплаты оригинальных статей привело к тому, что даже некоторые профессора академии стремились отдать свои статьи в другие журналы, где гарантировался больший гонорар. Насколько тяжелым было финансовое положение "Православного Собеседника" можно судить по тому, что при ректорстве архимандрита Иннокентия (Новгородова) журнал стал печатать даже выдержки из студенческих работ (не было средств оплатить работу переводчикам и авторам оригинальных статей). Не способствовало расцвету академического журнала и личность нового ректора, боровшегося с "недостатками", отмеченными синодальным указом
В
Новый академический Устав 1869 года внес положительные изменения и в дела "Православного Собеседника". Прежде характер академического издания зависел не столько от академической корпораций, сколько от ректора. Но даже ректор мог только редактировать, вносить коррективы в статьи, но не имел права разрешить их к напечатанию. Это было компетенцией особого цензурного комитета, члены которого часто не принадлежали академической корпорации. Поскольку общий ход реформ императора Александра II не мог не затронуть и церковных институтов, то с введением нового Устава
По предложению архимандрита Никанора в декабре 1870 года были составлены новые правила "Православного Собеседника",19 согласно которым дела по изданию должны были подлежать: \)по общим вопросам - общему обсуждению всех наставников Академии; 2)по решению текущих дел - непосредственному ведению и усмотрению редакторов, которых должно было быть три: один главный и два частных, избираемых общим собранием наставников. Главным редактором являлся ректор Академии, один из частных редакторов, избиравшийся на 3 года, редактировал т.н. "оригинальные" статьи, второй - переводные с древних языков. Эти правила были введены с марта 1871 года. Редактирование оригинальных статей было поручено профессору И.Гвоздеву (с
С 1869 года особенно проявилась особенность "Православного Собеседника" (в сравнении с другими академическими журналами) - обилие статей по миссионерским вопросам. Так, в
В эти годы (1869-1874) "Православный Собеседник" переживает новый творческий расцвет. В журнале появляются фундаментальные исследования преподавателей КазДА по различным церковным наукам. По богословию: "Разбор римского учения о видимом главенстве в Церкви на основании творений св.Афанасия Великого" (1869) архимандрита Никанора, "Учение о лице Господа Иисуса Христа в трех первых веках христианства" (1870-1871) В. А. Снегирева, "Учение о Боге, как творце мира" (1871) Е.А. Будрина, I"Догматическая система св. Иринея Лионского в связи с гностическими учениями III века" (1874) Д.В.Гусева,; по общей церковной истории и истории Русской Церкви: "Апокрифические сочинения в древнерусской литературе" и "Народные Духовные стихи и легенды" (1869) И.Я.Порфирьева, "Приходское духовенство о времени реформы Петра" (1871-1872) П.В.Знаменского, "Ересь нтитринитариев III века" (1872) Д.В.Гусева, "Антитринитарии XVI века" (1874) Е. А. Будрина; по философии и религиоведению: "Каббала или религиозная философия евреев" (1870-1872), П.Соколова, "Значение имени "человек" у разных народов. Богословско-филологический анализ" (1870-1871) А. А. Некрасова, "Можно ли позитивным философским методом доказывать бытие чего-либо сверхчувственного - Бога, духовности и бессмертия души" (1871) архимандрита Никанора, "Спиритизм как философско-религиозная доктрина" (1871) В. А. Снегирева, "Современное учение о субстанциях" (1873) и "Древнее языческое учение о странствованиях и переселениях душ и следы его в первые века христианства" (1873) П.А.Миславского, "Научная несостоятельность Дарвинова учения о происхождении человека" (1873-1874) В. А. Попова.
Одно только перечисление этих публикаций демонстрирует появление нового философско-полемического направления в журнале, представленного такими именами, как П.Соколов, В.А. Снегирев (учитель и научный руководитель выдающегося философа В.И.Несмелова), В.А.Попов. Этого научно-полемического направления придерживался в своих статьях и архимандрит Никанор, также как некогда архимандрит Иоанн желавший приблизить научный журнал к интересам и запросам современности. Развитие этого направления происходило в контексте общего развития отечественной науки того времени.
Среди важнейших публикаций исторических источников следует отметить издание сочинения архимандрита Платона Любарского "Сборник древностей Казанской епархии и других приснопамятных обстоятельств" (1868), Арсения Суханова "Проскинитарий" (1870),
Однако высокий уровень публикаций не устранял тяжелого финансового положения академического издания. Так, в
Временно, из-за финансовых проблем, обязанности двух редакторов и цензоров были поручены одному человеку, каковым с 1879 по 1883 был доцент академии АЯВадковский, будущий первоиерарх Русской Православной Церкви (митрополит Петербургский Антоний), а с 1883 по 1886 - доцент Н,Ф.Красносельцев.2г Затем, редакционный комитет был возобновлен. В его состав вошли ординарные профессора П.В.Знаменский, И.С.Бердников и Н.Я.Беляев, безвозмездно исполнявшие эти обязанности до 1 января 1896 года, когда вся редактура "Православного Собеседника" и "Известий по Казанской епархии" была передана одному профессору Знаменскому, с тех пор все редакционные обязанности исполнял один человек.
С1897 по 1903 гг. редактором журнала был профессор САТерновский, с 1904 по 1906-профессор Л.И.Писарев. При этом редакторе программа журнала была существенно преобразована в сторону большей информационности и злободневности. Появились обзоры церковной и общественной жизни, материалы, посвященные текущей действительности, далеко не однозначно воспринимаемые частью академической профессуры. В начале века общественную мысль захватило обсуждение вопроса о свободе совести, веротерпимости, соотношении статуса государственной религии у православия с возможностью толерантного отношения господствующей религии к иным конфессиям. Легализация этой полемики последовала после указа императора Николая II от 12 декабря 1904 года о пересмотре законов относительно раскольников, инославных и иноверных. После этого и академический журнал "Православный Собеседник" на своих страницах стал посвящать этой полемике ряд статей, часто отражающих прямо противоположные взгляды.23 Кто-то из авторов само выражение "свобода совести" брал в кавычки, как сомнительное во всех смыслах понятие; кто-то, подобно Благовидову, указывал на указ 1904 года, как на признание верховной властью факта "административного накопления незаконных стеснений, ложившихся тяжелым гнетом на религиозно-общественную жизнь миллионов русского народа, имевших несчастие не принадлежать к господствующей православной церкви".24 Выразители охранительных взглядов (А.Некрасов, Н.Ивановский и др.), как сторонники дозированных религиозных свобод в отношении инославных и иноверных, не скрывали своих имен. Обличители и критики господствующей действительности, напротив, скрывались под псевдонимами "Посторонний", "Z" или инициалами Ф. Б. Но стиль письма, идеология и интересующая авторов тематика выявляла скрывавшихся под этими псевдонимами казанских либералов протоиерея А. В. Смирнова, профессора Л.И.Писарева (в
Сказывалось это и в отношении к государству, которое для одних было "Русью святой", "великой державой", а для других - "многомиллионным спящим Обломовым";25 и в отношении к Японской войне; и в отношении к методам "обновления" всей церковной действительности. Все проблемы мировые, российские и внутрицерковные сплетались на страницах журнала, и, еще более, в умах полемистов, в какой-то единый, почти неразрешимый клубок проблем и противоречий. Говоря об охранительном и либеральном движении в среде академических профессоров, мы не склонны упрощать существовавшую тогда ситуацию. Так, "либерал" (Л.И.Писарев), призывавший к культурному обновлению, переустройству русской жизни и борьбе с проявлениями невежества и религиозного одичания, предлагал осуществлять эту программу "сплотившись пред престолом русского царя". Церковно-академический либерализм имел отличительные от общероссийского либерализма свойства, он был религиозный. Следовательно, социальным идеалом либерального профессора духовной академии являлось общество, устроенное на этических началах христианства. В то же время вполне консервативно или почвеннически настроенные профессора (Ф.Курганов, И.Бердников, И.Покровский) могли резко критиковать существующую действительность или высказывать несогласие с некоторыми аспектами церковно-государственных отношений. Поэтому умонастроения академической профессуры с учетом ее политических воззрений и религиозности нуждаются в особом научном исследовании.
17 апреля, в пасхальный день, был опубликован указ императора Николая II, даровавший всем подданным "свободу верования". В профессорско-преподавательской среде Казанской академии этот указ был воспринят неоднозначно. Открыто против указа высказаться никто не мог, но было очевидно, что статус-кво миссионерского отделения Казанской академии был нарушен, сами основания, на которых основывалась противомусульманская, противораскольническая и противоламаистская полемика, становились неопределенными. Другая часть профессуры, напротив, приветствовала подобный указ, как начало изменения отношения государства к ненормальному в каноническом отношении положению Русской Православной Церкви. Л.И.Писарев так и писал в "Православном Собеседнике": "Акт веротерпимости, положивший конец полицейско-бюрократическому режиму, навязанному Церкви государством, должен послужить преддверием целого ряда церковных реформ".26 И, действительно, церковно-научной общественности представлялось естественным после дарования свободы вероисповедания всем конфессиям, освободить от государственной опеки и русское православие. И в качестве первого шага на этом пути предлагалась отмена духовной цензуры. Актуализировалась в это же время проблема представительства на будущем Поместном соборе Русской Церкви. Позиция архиепископа Антония (Храповицкого) и ряда других иерархов активно критиковалась не только журналами духовных академий (Петербургской, Казанской), что было возможно только в такие неспокойные в общественном отношении времена, но и многими светскими изданиями либерального направления. Проблема церковных реформ являлась в общественном сознании проблемой государственной, поскольку православие имело статус господствующей религии, Св. Синод являлся органом государственной власти, а синодальный обер-прокурор - высокопоставленным государственным чиновником.
Совершенно очевидно, что позиция значительной части профессоров (в том числе, и казанских) в вопросе о соборном представительстве состояла в необходимости представительства не только епископов, но и белого духовенства с православными мирянами. Этому находились церковно-исторические, богословские и канонические обоснования. Одну из журнальных статей (в "Православном Собеседнике"), посвященную этому вопросу, профессор Л.И.Писарев, особо указывавший на частую смену кафедр русскими епископами, завершал так; "Теперь же епископы - случайные люди на кафедрах и в виду того едва ли могут иметь нравственное право единолично заседать на
предполагаемых соборах и считать себя полными и компетентными во всех отношениях выразителями действительных нужд и запросов своих пасомых".27 Авторитетным представителем противоположной точки зрения был в среде казанской профессуры известный канонист И.С. Бердников. Таким образом, академический журнал в 1905 году стал ареной для церковно-общественной дискуссии по важнейших темам современной духовной и политической жизни российского общества.
Принятие Св.Синодом в 1906 году временных правил, заменявших Устав 1884 года и даровавших духовным академиям значительные свободы, явилось значительной победой тех, кто отстаивал деятельность академий на правах автономии. Вместе с оживлением общественной жизни, пришли в движение и все церковно-либеральные силы. Инициативой нескольких профессоров Казанской академии был создан новый еженедельный журнал "Церковно-общественная жизнь", издаваемый "при Казанской духовной академии". Это щучилось после указа от 24 октября 1905 года отменяющего всякую цензуру повременных (периодических) изданий. На издание еженедельника, по представлению ректора академии, 8 декабря 1905 года было получено благословение Св. Синода.28 Очевидно, что новый журнал был создан как альтернатива научному журналу "Православному Собеседнику" (хотя и публиковавшему дискуссионные материалы, но ограниченному целями и духовной цензурой) и официальным "Известиям по Казанской епархии". В связи с тем, что "Церковно-общественная жизнь" издавалась теми же людьми, которые работали и в "Православном Собеседнике", а также учитывая, что история журнала "Церковно-общественная жизнь" еще не написана, позволим себе отвлечься на некоторые факты из истории этого журнала.
Первый номер нового академического еженедельника вышел 16 декабря 1905 года, редакторами его являлись Л.Писарев (редактор "Православного Собеседника"), М.Машанов, К.Григорьев. На первой же странице еженедельника в статье "От редакции", между прочим, говорилось: "Церковно-общественная жизнь", появляясь в свете в трудные моменты "русского лихолетья", когда идет ожесточенная борьба за гражданскую, политическую, экономическую и религиозную свободу, и ставит своей целью прояснение церковно-общественного самосознания по вопросам церковной реформы и беспристрастно-правдивое освещение фактов наличной мрачной церковно-общественной действительности...". Пафос этого заявления заставляет нас вспомнить проекты архимандрита Иоанна (Соколова), связанные с реформированием "Православного Собеседника".
Редакция "Церковно-общественной жизни" своей особой задачей полагала также обсуждение всех вопросов, связанных с религиозно-бытовым положением русских инородцев, населяющих восточные окраины России. Надеялся журнал и на сотрудничество с клириками: "В настоящее трудное и переходное время борьбы старых обветшавших устоев с началами новой жизни, возвещенными Высочайшим Манифестом 17 октября, для редакции особенно дорого и важно сотрудничество духовенства, которое лицом к лицом стоит с фактами наличной мрачной действительности".29 Заканчивалась редакционная статья весьма характерным для той эпохи призывом: "Итак, к делу, трудному, но идейному делу!"30 "Церковно-общественная жизнь" стала на период первой русской революции рупором казанского либерального духовенства. Уже во втором номере журнала была напечатана программа партии 17 октября (октябристов), одним из главных деятелей казанского отделения которой являлся выпускник Казанской академии, профессор богословия Казанского университета, протоиерей А.В.Смирнов, скоро вошедший в состав журнальной редакции. Впоследствии протоиерей А. В. Смирнов являлся членом Поместного Собора 1917-18 гг., членом Св. Синода, профессором богословия Петроградского университета.
В программу нового академического журнала входили следующие разделы: Оригинальные статьи по текущим вопросам церковно-общественной жизни и мысли; 2)Вопросы русского инородчества; 3)Обзор печати по церковным вопросам; 4)Хроника церковно-общественных событий за неделю; 5)Библиография. Краткие библиографические заметки о вновь входящих книгах; 6)0тзвуки жизни. Корреспонденция из области церковно-общественной практики; 7)Почтовый ящик редакции; 8)Объявления.31
Однако односторонне-либеральный характер журнала, руководимого лишь "прогрессивными" профессорами, послужил тому, что с №12 редакция "Церковно-общественной жизни" должна была, по настоянию старейших профессоров академии, снять из названия журнала слова "издаваемый при Казанской духовной академии". На общем собрании академической корпорации, состоявшемся 23 февраля 1906 года, была произведена баллотировка по вопросу: может ли издающийся при Казанской академии журнал "Церковно-общественная жизнь" (при настоящем его направлении) оставаться органом целой академической корпорации. 13 голосов высказались, что журнал не может являться органом всей корпорации, 6 голосов высказались за продолжение издания под попечением академии, еще 6 голосов уклонились от баллотировки.32 С этого времени журнал перестал являться академическим изданием и стал частным предприятием группы профессоров, к которым примкнуло и "прогрессивное" казанское духовенство во главе с уже упоминаемым протоиереем Александром Смирновым, избранным на пастырском собрании казанского духовенства соредактором журнала.33
В связи с отменой в октябре 1905 года всякой цензуры для периодических изданий, ректор Казанской академии еще 7 марта 1906 года направил запрос в Св. Синод: должен ли отныне "Православный собеседник" подлежать предварительной ректорской цензуре? Ответ пришлось ждать довольно долго, было ясно, что Синод занял в этом вопросе выжидательную позицию. Роспуск I Государственной Думы и активизация правых сил, выразившаяся в регистрации в августе 1906 года "Союза русского народа" и решении правых партий не игнорировать, в отличие от предыдущих, выборы во II Государственную Думу, показали, что политический маятник качнулся вправо. И 30 декабря
В стремлении реформирования внутриакадемической жизни "прогрессивные" профессора часто оказывались вместе с учеными-инородцами, для которых вопрос о положении их народов представлялся жизненно важным. Одним из последних был Николай Васильевич Никольский, преподаватель чувашского языка на Миссионерских курсах и помощник инспектора Казанской духовной семинарии. Профессор Леонид Писарев, являвшийся в 1906 году не только редактором "Церковно-общественной жизни", но и "Православного собеседника", предоставил Никольскому, редактировавшему чувашскую газету "Хыпар" (ставившую сложные вопросы о национальном самосознании чувашского народа), академическую брошюровочную мастерскую (принадлежавшую "Православному собеседнику") для брошюровки газеты. Но в ночь с 10 на 11 июня 1906 года весь приготовленный к выпуску тираж чувашской газеты был арестован полицией. Это, как сообщал епископ Алексий в своем рапорте на имя архиепископа Димитрия, бросило "тень неблагонадежности на всю академию", за что Л.Писареву было сделано внушение. Резолюция архиепископа Димитрия на этом рапорте была такова: "Сообщить Совету Миссионерских курсов о Г.Никольском, как издателе неблагонадежной газеты "Хыпар", для последующего распоряжения".35 Но времена были либеральные, в результате, никто (ни Писарев, ни Никольский) не пострадал.
Еженедельник "Церковно-общественная жизнь" просуществовал до ноября 1907 года. Обстоятельства закрытия журнала сообщались 29 ноября 1907 года в конфиденциальном рапорте епископа Алексия обер-прокурору Св.Синода П.П. Извольскому: "Издание еженедельного издания "Церковно-общественный вестник", редакторами которого состояли преподаватели Казанской духовной академии э.о.профессора Михаил Машанов и Леонид Писарев и доцент Константин Григорьев, 22 сего ноября прекратилось. Прекращению предшествовали следующие обстоятельства. За помещение в №46 упомянутого журнала двух статей "Думы по поводу одного самоубийства", подписанной В. Темным, и "2-е собрание СПб. религиозно-философского общества", подписанный Quidurn, господином Казанским губернатором предположено было оштрафовать каждого из редакторов на 200 руб., о чем я и был извещен вице-губернатором лично. Вследствие этого 21 ноября я пригласил к себе главного редактора профессора Леонида Писарева и объявил ему о наложении штрафа. Профессор Л.Писарев, выслушав мое сообщение, просил меня ходатайствовать пред губернатором о снятии с редакторов "Церковно-общественной жизни" штрафа, на что они сделают заявление, что прекратят издание "Церковно-общественной жизни". На следующий день редакторы изъявили свое согласие на мое предложение и вручили мне свое заявление о прекращении ими издания сего журнала; это заявление было мною передано губернатору, который и снял с них штраф".36 Осталось не выясненным, исходила ли инициатива непосредственно от Л.Писарева или подобный "обмен" предложил ректор (возможно, не без давления со стороны губернатора).