ПРИЛОЖЕНИЕ IV |
Известные выпускники Казанской духовной семинарии
БИЛЯРСКИЙ Петр Спиридонович, ученый филолог
Родился 19 июня 1819 года в селе Билярск Чистопольского уезда (ныне Алексеевский район) в семье священника. Закончил Казанскую духовную семинарию и Московскую духовную академию в 1840 году. Во время обучения в академии одновременно посещал лекции в Московском университете. После окончания академии был распределен в Пермь, но отказался и был исключен из духовного сословия. С 1844 года чиновник в канцелярии Академии наук в Санкт-Петербурге, много публиковался и в 1862 году стал адьюнктом (доцентом) Академии. С 1863 года академик (в XIX веке это было не только очень почетное ученое звание, но и должность). С 1865 года профессор Новороссийского университета. Скончался 2 января 1867 года в Одессе. Труды Билярского по церковнославянскому языку, переводам памятников древнерусской литературы в свое время имели огромное научное значение. Автор фундаментальной биографии Михаила Васильевича Ломоносова.
БОЛГАРСКИЙ Василий Иванович, государственный и военный деятель
Русский биографический словарь сообщает, что Болгарский родился в 1771 году в Казанской епархии (вероятно, в селе Болгары). Дата рождения, очевидно, неверная, Василий Иванович был значительно старше. Учился в Казанской духовной семинарии, был направлен в Московскую академию, откуда перешел в Московский университет. В 1785 году поступил кадетом в Оренбургский полк, с 1787 года прапорщик. Служил в разных местах, воевал с казахами, участвовал в Русскошведской войне 1789-1790 гг., подавлении Польского восстания 1794 года, войне с Персией в 1796 год. Был трижды ранен и вышел в отставку в чине премьермайора. С 1797 года служил в Дворянском банке. В 1804-1808 гг. был Вятским губернатором, запомнился активной деятельностью на благо края. По обвинению в злоупотреблениях был отстранен от должности и 10 лет находился под следствием. В 1818 году был реабилитирован и вернулся на службу. Руководил реформой управления Областью Войска Донского, часто упоминается в трудах по истории казачества. С 1823 года сенатор (член Верховного суда), активно участвовал в составлении многих законов и решении судебных дел, по воспоминаниям, во второй половине 1820-х – начале 1830-х гг. фактически руководил Сенатом. Как представитель Сената участвовал в следствии и суде над декабристами. Скончался в Санкт-Петербурге в 1848 году.
ВАСИЛЬЕВ Александр Васильевич, просветитель, миссионер, ученыйтюрколог
Родился 23 февраля 1861 года в селе Шетнерево Чебоксарского уезда Казанской губернии. Сын священника чувашского села, чувашским языком владел с детства. Закончил Чебоксарское духовное училище, в 1876 году поступил в Казанскую духовную семинарию, которую закончил по первому разряду в 1882 году, и поступил в Казанскую духовную академию. Учился на церковнопрактическом отделении и изучал предметы миссионерского, противомусульманского направления, овладел татарским и арабским языками. Закончил академию в 1886 году кандидатом богословия и был направлен преподавателем в Оренбургскую духовную семинарию. В 1887 году по инициативе Николая Ивановича Ильминского, личным распоряжением оберпрокурора Синода К.П. Победоносцева был освобожден от обязательной шестилетней службы в духовных учебных заведениях и назначен инспектором народных училищ Тургайской области (в г. Кустанае). Как инспектор проявил себя очень активно, в 1887-1894 по его инициативе было открыто более 30 русскокиргизских школ для казахов, 6 школ для русских, 3 уездных училища, педагогический класс для подготовки учителей казахских (киргизских) школ. Занимался совершенствованием казахского (киргизского) алфавита на русской основе, разработанного Н.И.Ильминским и И.Алтынсариным. В октябре 1894 года оставил службу по Министерству народного просвещения и был назначен советником Тургайского областного правления (находилось в Оренбурге). На этой должности продолжал заниматься вопросами просвещения, в 18991906 гг. был редактором Тургайской областной газеты. С 7 октября 1906 года – окружной инспектор народных училищ Оренбургской губернии. С 14 марта 1909 года – директор народных училищ Симбирской губернии. С 4 сентября 1911 года – директор народных училищ Казанской губернии.
С июня 1917 – директор Чебоксарской гимназии (должность директора народных училищ была упразднена Временным правительством), в 1918-1920 – счетовод в уездных учреждениях Чебоксар, с 1920 года – преподаватель Чебоксарского сельхозтехникума, с 1921 года – заведующий отделом Чебоксарского музея , с 1923 года – сотрудник Статистического управления Татарской АССР, в 1928-1934 – научный сотрудник Центрального музея ТАССР, в музее занимался в основном нумизматикой арабских и золотоордынских монет. С 1934 года на пенсии, репрессиям не подвергался. Скончался 23 октября 1943 года в Казани. Автор большого количества языковедчеких и этнографических сочинений. Казахами почитается как один из крупнейших просветителей. В 1990 году в АлмаАте опубликована книга И.Я.Гармса, специально посвященная А.В.Васильеву.
ВАСИЛЬЕВ Валериан Михайлович, марийский ученыйязыковед, этнограф, общественный деятель
Родился 13 января 1883 года в деревне Сусады-Эбалак Бирского уезда Уфимской губернии (ныне Янаульского района Республики Башкортостан) в семье зажиточных крестьянязычников. В детстве Вастаев Темьян Гайсинович. Принял крещение во время обучения в Бирской инородческой учительской школе, которую закончил в 1902 году. В 1903 году поступил в четвертый класс Казанской духовной семинарии, в которой обучался по специальной программе для «инородцев». После окончания семинарии с 1906 года работал в Переводческой комиссии Казанского учебного округа и такой же комиссии при Братстве святителя Гурия, совместно с П.П. Глезденевым составитель и издатель «Марла календаря» (1907-1910, 1913), составитель учебников для марийской начальной школы. С 1913 года был вольнослушателем историкофилологического факультета Казанского университета, диплом получил в 1918 году (первый мариец, закончивший Казанский университет). В 1917 году – один из лидеров национального движения, председатель марийской секции Общества мелких народностей Поволжья, редактор газеты «Ужара». По политическим взглядам примыкал к эсерам. В 1918 году отошел от общественнополитической деятельности, был лоялен к Советской власти. В 1920-х годах ведущий деятель языкового строительства. В 1931 году сослан на три года. В марте 1937 года накануне намеченного ареста скрылся, вернулся осенью 1939 года, когда схлынула эпидемия массового террора. До конца жизни работал в Марийском НИИ. В дореволюционный период занимался, в основном, изучением языческих верований марийцев, его работы и сейчас сохраняют свое значение, в советское время сформировался как крупный ученыйязыковед. Скончался в Йошкар-Оле 2 мая 1961 года. И в советское время не скрывал своих религиозных убеждений, регулярно ходил в церковь. Имя В.М.Васильева носят Марийский НИИ языка, литературы и истории и улица в Йошкар-Оле, в родном селе действует доммузей.
ВИШНЕВСКИЙ Виктор Петрович, языковед и этнограф
Родился 16 января 1804 года в селе СугутТорбиково Ядринского уезда Казанской губернии (ныне Ядринский район Чувашии) в семье священника. Его дед был псаломщиком из чуваш – выпускников Казанской новокрещенской школы. Сам Виктор Петрович приходился двоюродным дедом знаменитому ученомухирургу Александру Васильевичу Вишневскому. В 1822 году закончил Казанскую духовную семинарию первым по списку, направлен в Московскую духовную академию, которую в 1826 году закончил тоже первым по списку магистром. В 1826-1842 гг. преподавал в Казанской семинарии, одновременно с 1828 года – священник Петропавловского собора, с 1836 года протоиерей. Свободно владел чувашским языком, преподавал его в семинарии. Автор первого чувашскорусского словаря, языковедческих и этнографических статей, считается основателем научного изучения чувашского народа. В 1842 году уволен из семинарии в связи со скандалом (убийством, совершенным двумя семинаристами), продолжал службу в Петропавловском соборе. В 1850-1852 гг. возглавлял вновь открытый противуязыческий (чувашскочеремисский) разряд миссионерского отделения Казанской духовной академии, который, к сожалению, был упразднен. С 1854 года – в кафедральном Благовещенском соборе, в 1860 годы – настоятель. В годы управления епархией Антония (Амфитеатрова, 1866-1879) пользовался большим влиянием, сопровождал владыку во всех поездках по епархии. Скончался 30 декабря 1885 года, был похоронен у кафедрального собора, могила не сохранилась.
ГОРИЗОНТОВ Николай Иванович, ученыймедик.
Родился 29 апреля 1879 года в Казани, сын преподавателя Казанской духовной семинарии, и настоятеля Петропавловского собора протоиерея Иоанна Тимофеевича Горизонтова. Учился в Казанском духовном училище, Казанской духовной семинарии, по окончании которой в 1899 году поступил на медицинский факультет Дерптского университета. В 1902 году перевелся в Казанский университет. С 1904 года работал в университетской акушерскогинекологической клинике, в 1909 году защитил диссертацию на степень доктора медицины. С 1917 года профессор Томского университета. В 1935-1948 гг. зав. кафедрой акушерства и гинекологии Новосибирского института усовершенствования врачей. Автор большого количества работ по гинекологии, создал научную школу. Скончался в Новосибирске 29 апреля 1949 года.
ГРИГОРЬЕВ Константин Григорьевич, богослов
Родился в 1875 году в Казанской губернии в семье священника. Учился в Казанском духовном училище, Казанской духовной семинарии, которую закончил в 1897 году по первому разряду. В 1897-1901 гг. учился в Казанской духовной академии. С 1901 года профессорский стипендиат, с 1902 года доцент, с 1905 года профессор по кафедре введения в круг богословских наук. С 1904 года магистр богословия (диссертация издана: Христианство в его отношении к государству и воззрения гр. Л.Н. Толстого. Полемикоапологетическое исследование. – Казань, 1904). С начала 1918/1919 учебного года в Казанской духовной академии не преподавал, дальнейшая судьба неизвестна, скорее всего, в начале сентября 1918 он покинул Казань с отступавшими белыми, как и многие другие профессора. Основные труды посвящены апологетике, полемике с писателями и философами, являющимися чистыми теистами, внеконфессиональными антитринитариями, отстаивающими, по выражению К.Г. Григорьева, «христианство без Христа», то есть признающих существование Бога, но отрицающих Божественность Иисуса Христа (Ренан, Гарнак, Геккель и др.).
ГУРЬЯНОВ Евгений Васильевич, ученыйпсихолог
Родился 5 февраля 1889 года, в семье диакона с. Помары Чебоксарского уезда (ныне Волжский район Республики МарийЭл). Закончил Чебоксарское духовное училище, в 1904-1910 гг. учился в Казанской духовной семинарии, закончил по первому разряду, поступил в Казанскую духовную академию. В академии специализировался по церковному праву, закончил первым по списку. В советское время стал психологом. В 1930е гг. работал в педагогических научных заведениях, занимался проблемами изучения способностей школьников. Позже работал в Институте психологии Академии наук СССР, заведовал лабораторией психологии труда. Широко известны его книги «Психологические основы упражнений при обучении письму», «Психология и методика обучения письму в букварный период», «Психология обучения письму», «Навык и действие». Скончался в 1960 году.
ЗОЛОТНИЦКИЙ Николай Иванович, языковед, этнограф, деятель образования
Родился 3 декабря 1829 года в селе Первое Чурашево Чебоксарского уезда (ныне МариинскоПосадский район Чувашии) в семье псаломщика, с детства свободно владел чувашским языком. Учился в Чебоксарском духовном училище, Казанской духовной семинарии, которую закончил в 1847 году, и поступил на историкофилологический факультет Казанского университета. Работал в Вятской гимназии, в 1867-1875 гг. – инспектор чувашских школ Казанского учебного округа (должность была создана специально для Золотницкого по инициативе Николая Ивановича Ильминского). В 1867 году выпустил первый букварь для чувашских школ. Считается одним из основоположников чувашского языкознания. Главный труд – «Корневой чувашскорусский словарь» (1875) – был удостоен золотой медали Русского географического общества. Скончался 14 мая 1880 года в Казани, похоронен на Арском кладбище.
ИАКИНФ (Бичурин Никита Яковлевич), ученыйкитаевед
Родился 29 августа 1777 года в селе Акулеве Цивильского уезда (ныне Цивильский район Чувашии). В 1795-1799 гг. учился в Казанской духовной семинарии (академии), обратил на себя внимание архиепископа Амвросия (Подобедова), был оставлен преподавателем. В 1802 пострижен в монашество, с 1803 года игумен, префект академии и настоятель Иоанно-Предтеченского монастыря. С 1804 ректор Тобольской семинарии, в 1802-1816 гг. настоятель Духовной миссии в Пекине. Изучил китайский и манчжурский языки, собрал и привез в Санкт-Петербург огромное количество литературы. С 1816 – на подворье Валаамского монастыря в Санкт-Петербурге. Иакинф не был примерным монахом, его переводы в Тобольск и Пекин были вызваны неподобающим поведением, оба раза его спасал от тяжелого наказания митрополит Амвросий (Подобедов). В 1823 году лишен сана архимандрита и заключен в Валаамский монастырь, в 1826 году освобожден. До конца жизни в сане иеромонаха жил на толичном подворье Валаамского монастыря, служил переводчиком в Министерстве иностранных дел. В 1828-1851 гг. издал огромное количество трудов по истории Китая и Средней Азии, языковедению, переводов китайских и манчжурских книг, составивших основу российского китаеведения. С 1828 года членкорреспондент Академии наук. В 1830е гг. много общался с А.С.Пушкиным. Скончался 11 мая 1853 года в Санкт-Петербурге.
КАНДАРАТСКИЙ Михаил Федорович, ученыймедик
Родился 7 ноября 1854 года в городе Свияжске в семье священника БогородицеРождественского собора. Учился в Казанском духовном училище, Казанской духовной семинарии, после окончания которой в 1876 году поступил на медицинский факультет Казанского университета. С 1881 года работал на кафедре оперативной хирургии, в 1899 году защитил диссертацию на степень доктора медицины, с 1905 года профессор. Одновременно в 1892-1912 гг. зав. хирургическим отделением городской Александровской больницы. Участник Русскояпонской войны в качестве командира санитарного отряда. Автор трудов по топографической анатомии. Был активным общественным деятелем, гласным Казанской городской думы четырех созывов. Написал несколько статей по историческому краеведению Казани. Скончался в Казани 29 декабря 1912 года. Похоронен на Арском кладбище, могила находится на главной аллее напротив храма Ярославских Чудотворцев, памятник хорошо сохранился.
КУШНИКОВ Дмитрий Алексеевич, политический деятель, врач
Родился в селе Караваево Спасского уезда (ныне Алексеевский район Татарстана) в семье священника. Учился в Казанском духовном училище, в 1870 году закончил Казанскую духовную семинарию, в 1875 году – медицинский факультет Казанского университета. Служил врачом на приисках в Сибири. С 1896 года – земский врач в Мариинском Посаде Чебоксарского уезда. Активный деятель партии кадетов, участник первого и второго съездов партии, член ЦК. В 1906 году был избран депутатом 2й Государственной Думы от крестьянской курии Казанской губернии. После роспуска 2й Думы был частнопрактикующим врачом в Казани и активным деятелем Казанского комитета кадетов.
МАГНИЦКИЙ Василий Константинович, этнограф, языковед, деятель народного образования
Родился 3 марта 1839 года в селе Ядрино Ядринского уезда в семье священника. С 1848 года учился в Чебоксарском духовном училище, в 1854-1857 гг. – в Казанской духовной семинарии. В 1858 году поступил на юридический факультет Казанского университета, который успешно закончил в 1862 году. До 1877 года служил в судебных органах Казанской губернии, но, стремясь участвовать в просвещении народа, в 1877 стал инспектором народных училищ Уржумского уезда Вятской губернии. В 1881 году перешел инспктором народных училищ в Казанскую губернию, сначала в его ведении были Лаишевский, Спасский и Тетюшский уезды, потом – Свияжский и Чебоксарский. С 1891 года – в Елабуге. В 1894 году вышел в отставку, поселился в селе Шуматове Ядринского уезда, где служил его отец. Там и скончался 4 марта 1901 года.
Известен множеством сочинений по истории и этнографии чуваш, публиковавшихся в разных казанских и столичных журналах и сборниках. Как деятель народного образования поддерживал систему Ильминского. В Чувашии о Магницком и его деятельности написаны многие десятки статей.
МАЛОВ Сергей Ефимович, ученыйтюрколог
Родился 4 января 1880 года в Казани в семье известного ученого, исламоведа, татароведа, церковного историка, профессора Казанской духовной академии протоиерея Евфимия Александровича Малова. Закончил Казанскую духовную семинарию в 1900 году и поступил в Казанскую духовную академию, которую успешно закончил в 1904 году кандидатом богословия. В 1905 году поступил на Восточный разряд Санкт-Петербургского университета, после окончания которого с 1908 года и до конца жизни работал там же (в советское время – восточный факультет Ленинградского университета). Автор важнейших работ по древнетюркской письменности, языку и фольклору тюркских народов Центральной Азии. С 1939 года членкорреспондент Академии наук СССР. Скончался 6 сентября 1957 года в Ленинграде.
МИРОЛЮБОВ Никандр Иванович, ученыйюрист
Родился 17 октября 1870 года в селе Байтеряково Тетюшского уезда в семье священника. Учился в Казанском духовном училище, Казанской духовной семинарии и в 1891 году поступил в Казанскую духовную академию, которую закончил в 1895 году кандидатом богословия. В том же году поступил на юридический факультет Казанского университета. Служил в судебных учреждениях, с 1898 года – на кафедре уголовного права Казанского университета, профессор (1915). После Февральской революции 1917 года назначен прокурором Казанской судебной палаты, оставаяь одновременно профессором университета. Покинул Казань с отступавшими белыми в начале сентября 1918 года, был надзирающим прокурором знаменитой комиссии следователя Соколова, расследовавшей убийство царской семьи. Преподавал в Иркутском университете, открытом при правительстве Колчака. С 1922 года в эмиграции в Харбине. Один из организаторов и профессор Харбинского русского университета. Скончался в 27 января 1927 года в Харбине.
МОЖАРОВСКИЙ Аполлон Федорович, историк
Родился 14 декабря 1841 года в селе Бишбатман Свияжского уезда (ныне Зеленодольского района)в семье священника. Учился в Казанском духовном училище и Казанской духовной семинарии, в 1863 году поступил в Казанскую духовную академию. После ее окончания с 1866 года преподавал в Казанской семинарии, с 1873 года и до конца жизни – в Нижегородской семинарии. Скончался 22 октября 1900 года в Нижнем Новгороде.
Опубликовал более 60 статей, посвященных разнообразным проблемам истории Среднего Поволжья, Нижегородского края – религиозному состоянию крещеных татар, мордвы, этнографии русского населения, истории христианизации, духовных учебных заведений, жизнеописаниям святых, религиозных деятелей, опубликованных в местных и столичных журналах. Большое научное значение имела монография (магистерская диссертация) «Изложение хода миссионерского дела по просвещению христианством казанских инородцев с 1552 по 1867 год» (1880). Аполлон Можаровский – автор наиболее качественных книг по истории Казанской духовной семинарии: «Краткая историческая записка о Казанской духовной семинарии за ее полуторавековое существование» (1868) и «Старая Казанская академия» (1877).
НЕЧАЕВ Алексей Васильевич, ученыйгеолог
Родился 19 января 1864 года в селе ТройУрай Лаишевского уезда (ныне РыбноСлободского района) в семье священника. Учился в Казанском духовном училище, Казанской духовной семинарии, после окончания которой в 1883 году поступил на физикоматематический факультет Казанского университета. С 1887 года преподавал на кафедре геологии, с 1899 года профессор. В 1903 году перешел в Киевский университет. С 1912 года работал в Геологическом комитете в СанктПетербурге. Скончался 26 августа 1915 года в Петрограде. Внес большой вклад в изучение геологии Среднего Поволжья и в палеонтологии Пермского периода.
НИКОЛЬСКИЙ Николай Васильевич, языковед, этнограф, педагог, миссионер, чувашский общественный деятель, журналист
Родился 7 мая 1878 года в селе Юрмекейкино Ядринского уезда Казанской губернии в семье чувашского крестьянина, ставшего псаломщиком. Учился в Чебоксарском духовном училище, Казанской духовной семинарии, в 1899 году поступил в Казанскую духовную академию. После ее окончания с 1903 года служил надзирателем в Казанской духовной семинарии. В 1906-10 – учитель истории и географии Казанской учительской семинарии, в 1910-1917 – преподаватель чувашского языка Казанских миссионерских курсов, одновременно в 1907-16 гг. преподавал чувашский язык в Казанской духовной семинарии, в 1909-1917 гг. в Казанской земской школе для образования народных учительниц. В 1915-1917 приватдоцент кафедры церковной истории Казанского университета. С июня 1917 года по январь 1918 – председатель Казанской губернии земской управы (при Временном правительстве председатели губерний земских управ исполняли обязанности губернаторов). В 1918-1922 гг. профессор Казанского университета. С 1922 года в Восточном педагогическом институте, преподавал этнографию и чувашский язык (в Восточный пед. институт перевели все гуманитарные кафедры университета). В 1931 году был арестован, вскоре освобожден, но уволен из института, 9 лет не мог найти работу. Вновь арестован 25 марта 1933 года, освобожден 10 октября. В 1940-1950 работал старшим научным сотрудником Марийского НИИ языка и литературы, но жил в Казани. В 1947 Никольскому была присвоена ученая степень доктора исторических наук без защиты диссертации (магистром богословия стал еще в 1913 году).
В 1902-17 работал в переводческой комиссии Православного миссионерского общества, издавал переводы духовной литературы, опубликовал более 30 брошюр по сельскому хозяйству, пчеловодству, гигиене, в 1906-14 – чувашские календари «Султанак кенеки».
В январе 1906 стал инициатором издания первой чувашской газеты «Хыпар», руководил газетой до закрытия в мае 1907. Был инициатором и лидером созданного 22 марта 1917 в Казани «Общества мелких народностей Поволжья», в мае 1917 возобновил издание газеты «Хыпар». Был одним из организаторов и руководителей Всероссийского чувашского съезда в Симбирске 20-28 июня 1917 года, после которого его влияние в чувашском национальном движении снизилось изза прихода к руководству более радикальных деятелей. Никольский не одобрил приход к власти большевиков, но не участвовал и в борьбе с новой властью. До конца жизни не скрывал религиозности, игнорировал марксистскую методологию, чем и были обусловлены репрессии и перерывы в научной деятельности.
Никольский, безусловно, является выдающимся ученым, энциклопедистом, внесшим огромный вклад в изучение истории и этнографии как чувашского, так и марийского народов (марийский язык он изучил в совершенстве уже в советское время). Был ученым с очень широким кругом научных интересов. Истории христианизации чувашей и этнографии чувашского народа посвящены более 20 его статей и монография «Христианство среди чуваш Среднего Поволжья » (1912). Внес большой вклад в изучение этнографии и фольклора чуваш, марийцев и др. народов Поволжья. Автор первого обобщающего труда по истории марийцев «История мари» (1920). В 1909 году издал Русскочувашский словарь с приложением грамматики чувашского языка, который переиздан с дополнениями в 1919 году.
Скончался в Казани 2 мая 1961 года, похоронен на Арском кладбище. Имя Никольского носит улица в Чебоксарах.
НУРМИНСКИЙ Сергей Андреевич, деятель народного образования, просветитель марийского народа.
Родился 13 сентября 1839 года в селе Владимирском Козмодемьянского уезда (ныне Горномарийский район Республики Марий Эл) в семье священника. Закончил Чебоксарское духовное училище и Казанскую духовную семинарию по первому разряду в 1860 году, учился в Казанской духовной академии. С 1864 года – в Николаевском духовном училище в Самарской губернии. С 1870 года инспектор народных училищ Вятской губернии, в 1874-1884 гг. директор народных училищ там же. С 1884 года директор Самарской учительской семинарии, в 1888-1903 гг. директор Вятской гимназии. Скончался в Казани 26 декабря 1915 года. Похоронен на Арском кладбище.
Во время работы в Вятской губернии активно занимался просвещением марийского народа (марийским языком свободно владел с детства), в 1873 году совместно с учителеммарийцем Н.Ивановым опубликовал букварь для марийских школ. Активно сотрудничал с Николаем Ивановичем Ильминским. Именно Нурминский является автором марийского алфавита, применявшегося в дореволюционных переводах Священного Писания, духовной и светской литературы.
ПАЛЛАДИЙ (Кафаров Петр Иванович), ученыйвостоковед
Родился 16 сентября 1817 года в селе Старошешминск Чистопольского уезда (ныне Нижнекамский район) в семье священника, позже его отец был настоятелем собора в Чистополе. Учился в Чистопольском духовном училище, Казанской духовной семинарии. В 1839 году поступил в СанктПетербургскую духовную академию, по окончании первого курса пострижен в монашество и направлен в Китай в составе духовной миссии. В 1847 году вернулся в Санкт-Петербург. В 1848 году рукоположен во иеромонаха, в 1849 году возведен в сан архимандрита и вновь направлен в Китай во главе духовной миссии. Вернулся в 1859 году, служил настоятелем храма при российском посольстве в Риме. В 1864 году вновь отправился в Китай во главе духовной миссии. Скончался 6 декабря 1878 года в Марселе, на пути из Китая в Россию.
Автор многочисленных работ по китайскому и монгольскому языкам. Составил транскрипцию передачи звуков китайского языка русскими и латинскими буквами, которая и сейчас применяется в языковедении («Палладиева система»). Впервые опубликовал оригинальный текст и перевод знаменитого монгольского памятника «Сокровенное сказание».
СБОЕВ Василий Афанасьевич, филолог, этнограф
Родился 21 марта 1810 года в селе Чернуха Нижегородской губернии, воспитывался в семье дяди, Иоанна Протопопова, священника села Кошки Чебоксарского уезда. После окончания Казанской духовной семинарии в 1829 году направлен в Казанскую духовную академию. С 1833 года преподавал в Казанской духовной семинарии, с 1840 года – в Симбирской семинарии. В 1841 году защитил магистерскую диссертацию по русской словесности и был назначен адъюнктом соответствующей кафедры Казанского университета. Вышел в отставку в 1850 году. Скончался в Казани 8 июня 1856 года.
Автор большого количества статей по этнографии, фольклору, верованиям народов Поволжья, опубликованных, в основном, после его выхода в отставку, и первой научной монографии о чувашах: «Исследование об инородцах Казанской губернии» (1856).
СМИРНОВ Иван Николаевич, историк и этнограф
Родился 7 января 1856 года в селе Арино Царевококшайского уезда (ныне Медведевский район Республики Марий Эл) в семье священника. Закончил Казанское духовное училище, Казанскую духовную семинарию, в 1874 году поступил на историкофилологический факультет Казанского университета. В 1878 году успешно закончил учебу, оставлен для подготовки к профессорскому званию на кафедре всеобщей истории. С 1881 года приватдоцент, с 1884 года профессор. Был учеником известного медиевиста Николая Александровича Осокина, занимался средневековой историей западных и южных славян, во второй половине 1880х гг. обратился к изучению этнографии финноугорских народов России (марийским языком владел свободно с детства). Опубликовал первые в российской науке обобщающие монографии о каждом из народов: «Черемисы» (1889), «Пермяки» (1890), «Вотяки» (1891), «Мордва» (1893) (переведены на немецкий, венгерский, финский языки) и множество статей. Собрал большую коллекцию предметов материальной культуры финноугорских народов, которая сейчас составляет значительную часть фондов Этнографического музея Казанского университета. За свои труды удостоен Уваровской премии, награжден Золотой медалью Русского географического общества, премиями и званиями финских и венгерских научных обществ и университетов. Скончался 15 мая 1904 года в Казани, похоронен на Арском кладбище.
СОКОЛОВСКИЙ Алексей Андреевич, ученыйфармаколог и медик
Родился в 1822 году в Нижнем Новгороде. Закончил Казанскую духовную семинарию, и в 1845 году – медицинский факультет Казанского университета и был оставлен в терапевтической клинике. С 1849 года адъюнкт (доцент) кафедры судебной медицины. В 1851 году защитил диссертацию на степень доктора медицины. С 1857 профессор кафедры фармакологии Казанского университета. В 1864-1881 гг. профессор кафедры фармакологии Московского университета. Самый известный русский фармаколог второй половины XIX века, автор большого количества трудов по фармакологии и нейроморфологии, создал научную школу. После выхода в отставку вернулся в Казань, где и скончался 3 ноября 1891 года.
ТРОЯНСКИЙ Александр Алексеевич, языковед
Родился в 1779 году в крещенотатарском селе Апазово Казанского уезда (ныне Арский район) в семье священника. Учился в Казанской духовной семинарии (академии), закончил ее в 1799 году и был рукоположен во священника в село Сотнур Царевокошайского уезда. Языком крещеных татар владел с детства, во время обучения в семинарии самостоятельно изучил арабскую графику и мусульманскую терминологию. С 1800 года и до конца жизни преподавал татарский язык в Казанской духовной академии (семинарии). Один из первых в России специалистов (в Казанской гимназии татарский язык начали преподавать на год позже). В 1814 году перевел на татарский язык и издал Катехизис митрополита Платона. В 1814 же году опубликовал грамматику татарского языка ( с дополнениями переиздана в 1824 году). Подготовил двухтомный словарь татарского языка, который был опубликован посмертно в 1833-1835 гг. Скончался 2 октября 1824 года в Казани.
ЭЛПИДИН Михаил Константинович, революционер
Родился в октябре 1835 года в селе Алексеевское Лаишевского уезда (ныне районный центр) в семье дьякона. Закончил Казанское духовное училище, четыре года учился в Казанской духовной семинарии и был отчислен по прошению. Служил в Казанской губернской палате государственных имуществ, экстерном сдал экзамены и получил семинарский диплом. В 1860 году поступил на медицинский факультет Казанского университета. С 1861 года активно участвовал в революционном движении, был одним из лидеров казанского отделения «Земли и воли», распространял прокламации, в том же году арестован и выслан из Казани. В 1863 году вернулся в город, стал участником знаменитого «Казанского заговора», был арестован, два года провел в заключении, в 1865 году бежал из тюремной больницы и выехал за границу. Заочно был приговорен к 5-ти годам каторги. Стал ближайшим сотрудником А.И. Герцена и Н.П. Огарева и продолжателем их деятельности. По завещанию Огарева был распорядителем Огаревского фонда, по уставу которого проценты с капитала должны были тратиться на вольную русскую печать. Элпидин сам активно занимался издательской деятельностью и выделял крупные суммы различным революционным организациям. Именно на эти средства издавались труды Лаврова, подготовившие «хождение в народ», группы «Освобождение труда» и Г.В. Плеханова, приведшие к распространению марксизма в России и т. д. При этом Элпидин сам не вступал в революционные партии, не выделял средства террористическим организациям («Народной воле», Партии социалистовреволюционеров). Во время революции 1905 года он и большевиков стал считать террористами и до своей смерти выделял средства только меньшевикам и народным социалистам. Скончался в феврале 1908 года в Женеве.
ЯНТЕМИР (Сазонов) Михаил Николаевич, марийский ученый и общественный деятель
Родился в 1887 году в селе Кучкинер Чебоксарского уезда (ныне Моркинский район республики Марий Эл). До 1898 был язычником, носил имя Актанай. В 1898, оставшись сиротой, пришел в Казань, крестился. Фамилию и отчество получил от крестного отца, предводителя дворянства Казанской губернии Николая Дмитриевича Сазонова, в семье которого прожил несколько лет. В 1912 году закончил Казанскую духовную семинарию. С 1914 года – священник в селе Новый Торъял (ныне Медведевский район республики Марий Эл). В 1918 году бежал от преследования красных в родную деревню. С 1922 – в Йошкар-Оле, уже под собственной фамилией Янтемир служил, был секретарем Марийского НИИ. Автор множества трудов по экономической географии и краеведению Марийского края. В 1938 году был расстрелян.
БИБЛИОГРАФИЯ
Александров Г.А. Чувашская интеллигенция: истоки. – Чебоксары, 1997.
Алексеев И.Е. Черная сотня в Казанской губернии. – Казань, 2001.
Белявский Ф.Н. О реформе духовной школы. – Ч. 1. – Краткий очерк прошлого средней духовной школы. – СПб.: Синодальная тип., 1907.
Благовещенский А. История Казанской духовной семинарии. – Казань, 1881.
Гурий(Степанов). Преосвященный Вениамин(ПуцекГригорович), митрополит Казанский и Свияжский. – Казань, 1906.
Димитриев В.Д. Николай Васильевич Никольский – ученый, педагог, общественный деятель. –Чебоксары, 2002.
Журавский А.В. Жизнеописания новых мучеников Казанских: год 1918й. – Казань, 1995.
Журавский, А.В. Казанская духовная академия на переломе эпох, 18841921 гг. : Дис. ... канд. ист. наук. М., 1999.
Загоскин Н.П. Биографический словарь профессоров и преподавателей Императорского Казанского университета (18041904). Казань, 1904
Зеленецкий А.А. Воскресная школа при Казанской духовной семинарии в
Знаменский П.В. Духовные школы в России до реформы 1808 года. – Казань, 1881.
Знаменский П.В. История Казанской духовной академии за первый (дореформенный) период ее существования: 18421870. – Казань, 1892. – Ч. 13.
Знаменский П.В. Казанская семинария в первое время ее существования // Православный собеседник. – Казань, 1868. – Кн.8.
Знаменский П.В. Основные начала духовноучилищной реформы в царствование императора Александра I: Речь, произнесенная 12 декабря
Исхакова Р.Р. Духовные учебные заведения как фактор создания педагогического образования в регионе. – Казань, 2001.
Каменский Никифор, протоиерей. Слова и речи за 1879-1889г.г. – Казань: Тип. Г.М. Вечеслава, 1890.
Краткая историческая записка об образцовой школе при Казанской духовной семинарии за первое двадцатипятилетие ее существования. – Казань, 1910.
Липаков Е.В. Педагогическая и краеведческая деятельность архиепископа Никанора (Каменского) // Ислам и христианство в диалоге культур на рубеже тысячелетий. – Казань, 2002.
Можаровский А.Ф. Краткая историческая записка о Казанской духовной семинарии за ее полуторавековое существование. – Казань, 1868.
Москвина Л.П. Формирование и деятельность марийской национальной интеллигенции в конце XIX – начале XX веков. –Дисс... канд. ист. наук. – ЙошкарОла, 1998.
Можаровский А.Ф. Старая Казанская академия. – Казань, 1877.
Никанор (Каменский), еп. Казанский сборник статей. – Казань, 1910.
Пархоменко В. Сильвестр Лебединский, первый епископ Полтавской епархии. – Полтава, 1908.
Платон (Любарский), архим. Сборник древностей Казанской епархии… – Казань, 1868.
Покровский И.М. Казанский архиерейский дом, его средства и штаты, преимущественно до 1764 года. – Казань, 1906.
Православная энциклопедия. – М., 19992006. – Т. 112.
Республика Татарстан: Православные памятники (середина XVI начало XX вв.). – Казань: Фест, 1998.
Светлаков А. Митрополит Тихон (Воинов). Его жизнь и просветительскоадминистративная деятельность. – Казань, 1908 (рукопись) – Национальный архив Республики Татарстан. Ф. 10, оп. 2, д. 1441.
Свод уставов и проектов уставов духовных семинарий: 18081814, 1862, 1867, 1884 и 1896 гг. – СПб.: Синод. тип., 1908.
Сергий (Василевский). Высокопреосвященнейший Филарет, в схимонашестве Феодосий (Амфитеатров), Митрополит Киевский и Галицкий, и его время. – Казань, 1888. – Т. 13.
Страдомский А. Преосвященный еп. Владимир Ужинский // Странник. – Спб., 1874. – Кн. 1.
Титлинов Б.В. Духовная школа в России в XIX столетии. – Вып.2. – Вильно, 1909.
Харлампович К.В. Материалы для истории Казанской духовной семинарии в XVIII веке. – Казань, 1907.
Щапов А.П. Лука Конашевич, епископ Казанский// Православный собеседник. – Казань, 1858. – Ч. 2.