Казанская духовная семинария и духовенство Казанской епархии

Казанская духовная семинария и духовенство Казанской епархии

 

Казанская семинария, как и все остальные, была предназначена, в первую очередь, для подготовки приходского духовенства. В первые десятилетия ее существования лишь небольшая часть будущих священников получала образование в семинарии, позже большинство пастырей учились в семинарии, но выходили из нее на разных этапах обучения. Во второй половине XIX века, с повышением общего уровня образования в стране, вырос и уровень образования духовенства, теперь большинство священников имело аттестаты об окончании полного курса обучения. Этот процесс был сложным и своеобразным, он требует специального изучения, причем весьма трудоемкого.

Определенное представление о роли Казанской семинарии в подготовке духовенства и жизни Казанского края в целом дают сведения о составе приходского духовенства Казанской епархии на 1911 год (это последний год, за который сохранился почти весь массив клировых ведомостей).

В этом году в городах и селах Казанской епархии, в приходах и женских монастырях служили 882 священника. Из них 523 человека (60%) были выпускниками Казанской духовной семинарии. Еще 68 человек (7,5%) учились в Казанской духовной семинарии, но ее не закончили. Таким образов, бывшие учащиеся Казанской семинарии составляли более 2/3 священников.

26 человек (3%) закончили другие семинарии – Симбирскую, Вятскую, Уфимскую.

25 человек (3%) были выпускниками Казанской духовной академии, трое из них до академии закончили Казанскую духовную семинарию. Еще двое закончили другие академии.

66 человек (7,5%) учились только в духовных училищах, причем далеко не все их закончили. В основном, это те священники, которые к 1911 году были уже в преклонном возрасте.

59 человек (6%) получили образование на Казанских миссионерских курсах. Это было учебное заведение, открытое в 1889 году при Казанской духовной академии, в 1898­1917 гг. действовало как самостоятельное, размещалось в Спасо­Преображенском монастыре Казанского Кремля. Курсы были предназначены для подготовки священников «инородческих» приходов Казанской и других поволжских епархий, слушатели обязаны были знать или овладеть во время обучения языками народов Поволжья. На курсах были татарское, чувашское, монголо­калмыцкое отделения. Туда принимались лица, имеющие общее среднее, педагогическое или незаконченное духовное образование и опыт работы в начальной школе или храме. Срок обучения составлял два года, выпускники имели право получить сан священника. Среди учащихся были выпускники гимназий, реальных училищ, учительских семинарий и школ, духовных училищ и начальных классов духовных семинарий. Хотя курсы были миссионерскими, но большинство учащися были русскими, выходцами из крестьян, горожан, духовного сословия, почти все – бывшие учителя.

33 человека (3,5 %) имели светское образование – от университета, гимназий и учительских семинарий (кроме Казанской) до начальных сельских школ, земских и церковно­приходских. По крайней мере семеро вообще не учились в школах, но имели свидетельства об учительском звании, полученные в результате экзаменов.

80 (9%) человек закончили учебные заведения системы Николая Ивановича Ильминского, в том числе 54 человека – Казанскую учительскую семинарию, 14 – Казанскую центральную крещено­татарскую школу, 13 – Симбирскую чувашскую учительскую школу. В это число не вошли те выпускники этих учебных заведений, которые завершали обучение на Казанских миссионерских курсах.

По выпускам воспитанники Казанской духовной академии распределялись следующим образом: 1854 год – 1; , 1858 год – 1 , 1860 год ­ 2 (эти священники прослужили более пятидесяти лет); 1862 год – 7; 1864 год – 3; 1866 год – 7; 1867 год – 1; , 1868 год – 7; 1869 год – 2; 1870 год – 8; 1871 год – 1; 1872 год – 2; 1873 год – 7; 1874 год – 3; 1874 год – 4; 1875 год – 5; 1876 год – 7; 1877 год – 12; 1878 год – 5; 1879 – 10, 1880 год – 6; 1881 год – 7; 1882 год – 11; 1883 год –6; 1884 год – 10; 1885 год – 10; 1886 год – 12; 1887 год – 13; 1888 год – 10; 1889 год – 8; 1890 год – 8; 1891 год – 15; 1892 год – 11; 1893 год– 17; 1894 год – 13; 1895 год – 18; 1896 год – 12; 1897 год – 20; 1898 год – 9; 1899 год – 15; 1900 год – 6; 1901 год – 6; 1902 год – 5; 1903 год – 9; 1904 год – 11; 1905 год – 13; 1906 год – 9; 1907 год – 16, 1908 год – 8, 1909 год – 3; 1910 год –2. К концу 1911 года были рукоположены уже трое свежеиспеченных выпускников. Год выпуска 10­ти человек в клировых ведомостях не назван. Сравнительно небольшое количество выпускников 1909 и 1910 годов объясняется тем, что большинство рукополагалось далеко не сразу, ведь, кроме всего прочего, им нужно было вступить в брак.

 

 Казанская духовная семинария и Казанская духовная академия.

 

Открытая в 1842 году Казанская духовная академия была четвертой и последней по счету в России (после Киевской, Московской, Санкт­Петербургской). Вскоре она превратилась в крупнейший научный центр, сравнимый по своему масштабу с Казанским университетом. Как известно, в 1854 году знаменитый Восточный разряд Казанского университета был переведен в Санкт­Петербург, но благодаря тому, что в Казанской духовной академии открылось миссионерское отделение, Казань оставалась вторым после Санкт­Петербурга центром востоковедения в России.

За семидесятилетнюю историю Казанской духовной академии в ней работали многие выдающиеся ученые, некоторые из них были выпускниками столичных академий, но большинство работали в своей alma mater.

Среди самых известных – богословы Александр Матвеевич Бухарев (в иночестве Феодор), Василий Васильевич Миротворцев, Владимир Николаевич Ретивцев (в иночестве Хрисанф), Александр Федорович Гусев, Иван Михайлович Добротворский, Михаил Иванович Богословский, Евлампий Андреевич Будрин, Николай Яковлевич Беляев, Павел Александрович Юнгеров, библейский историк Яков Алексеевич Богородский, церковный археолог Николай Фомич Красносельцев, историки Афанасий Прокопьевич Щапов, Петр Васильевич Знаменский, Сергей Александрович Терновский, Иван Михайлович Покровский, церковные правоведы Илья Степанович Бердников, Федор Афанасьевич Курганов, философы Вениамин Алексеевич Снегирев, Виктор Иванович Несмелов (Н.Я. Бердяев назвал его величайшим современным философом).

Профессорами Казанской духовной академии были выдающиеся исламоведы Гордий Семенович Саблуков (создатель научного перевода Корана), Михаил Яковлевич Машанов, Евфимий Александрович Малов.

Знаменитый ученый, педагог и миссионер Николай Ивано­вич Ильминский был выпускником первого набора академии, а потом преподавал здесь же.

Множество выпускников Казанской академии стали иерархами Русской Православной Церкви. Среди них – двое митрополитов Санкт­Петербургских, являвшихся в дореволюционный период предстоятелями Русской Православной Церкви: Палладий (Павел Иванович Раев) и Антоний (Александр Васильевич Вадковский).

Среди других архиереев, питомцев Казанской академии следует назвать известных миссионеров Мелетия (Якимова), Вениамина (Благонравова), Бориса (Плотникова), сыгравшего важную роль в развитии духовного и церковного образования, известного богослова и краеведа Никанора (Каменского). Всего к 1917 году епископский сан получили более 50 выпускников академии.

Многим из тех, кто закончил Казанскую духовную академию в XX веке, архиерейский сан принес не почет и власть, а тяжкие испытания и мученическую смерть за православную веру. Среди канонизированных в 1990­-е годы новомучеников российских и украинских – и последний ректор академии Анатолий (Грисюк), и ее выпускники Афанасий (Малинин), Варсонофий (Лузин), Виктор (Островидов), Гавриил (Аболымов), Герман (Ряшенцев), Гурий (Степанов), Иоасаф (Удалов), Иоанн (Поярков), Иов (Рогожин), Ириней (Шульмин), Иувеналий (Масловский), Симеон (Шлеев), Феодор (Поздеевский) и другие.

Казанская духовная академия сыграла достаточно важную роль в истории братских православных церквей. Здесь училось немало иностранных студентов. Это были арабы, греки, южные славяне, представлявшие православных жителей Австро­Венгрии, Болгарии, Греции, Сербии, Османской империи, Черногории, Японии.

В отличие от Казанской духовной семинарии академия была учебным заведением не местного, а всероссийского масштаба. По приблизительным подсчетам (ситуация изменялась в разные десятилетия), здесь учился каждый шестой студент высших духовных учебных заведений империи, в начале XX века каждый шестой архиерей Русской Православной Церкви был выпускником Казанской академии.

Казалось бы, семинария, находящаяся в одном городе с академией, должна была быть качественно выше других, а доля будущих студентов среди ее выпускников – больше, чем среди выпускников других семинарий.

Но на деле все обстояло иначе, влияние академии на семинарию было невелико. Это объяснялось политикой жесткой централизации, проводившейся Синодом. Количест­во студентов, поступавших в духовные семинарии, строго квотировалось, выпускники академий распределялись не по своим учебным округам, а по всей стране.

Показательно, что преподавательские корпорации Казан­ской духовной семинарии и Казанской духовной академии были не связаны между собой. За все время существования семинарии ни один профессор академии не преподавал в ней, ни один преподаватель семинарии не перешел в академию. Единственным исключением был палестинский араб Пантелеимон Крестович Жузе, выпускник академии 1896 года. Будучи штатным преподавателем Казанской семинарии, он преподавал по совместительству арабский язык и в академии. Для очень перспективного церковного историка Константина Васильевича Харламповича, выпускника Санкт­Петербургской академии и преподавателя Казанской семинарии, в 1907 году нашлось место профессора в Казанском университете, но не в академии.

В преподавательской корпорации Казанской духовной семинарии выпускники Казанской академии составляли в разные периоды от трети до половины, остальные были выпускниками других академий. Это было следствием механического подхода к распределению выпускников академий, когда ими просто замещали освободившиеся места. Казанского выпускника могли направить в Варшаву, а Санкт­Петербургского – в Казань то ли по алфавиту фамилий, то ли потому, что в таком порядке их дела оказались в стопке документов в Синоде.

Обратимся к цифрам. В 1846 году Казанскую духовную академию закончили 2 человека, поступивших в нее из Казанской духовной семинарии, в 1848 – 4; в 1850 – 6; в 1852 – 2; в 1854 – 2; в 1856 – 2; в 1858 – 3; в 1860 – 2; в 1862 – 1; в 1864 – 1; в 1866 – 1; в 1868 – ни одного; в 1870 – 1; в 1872 – 4; (до 1874 года выпуски были раз в два года), в 1874 – 6; в 1875 – ни одного; в 1876 – 3; в 1877 – 1; в 1878 – 5; в 1879 – 1; в 1880 – ни одного; в 1881 – ни одного; в 1882 – 1; в 1883 – 1; в 1884 – 1; в 1885 – 3; в 1886 – 6; в 1887 – 3; в 1888 – 1; в 1889 – 3; в 1890 – 2; в 1891 – 5; в 1892 – 2; в 1893 – 5; в 1894 – 1; в 1895 – 1; в 1896 – 6; в 1897 – 5; в 1898 – 4; в 1899 – 2; в 1900 – 6; в 1901 – 4; в 1902 – 3; в 1903 – 4; в 1904 – 8; в 1905 – 6; в 1907 – 4; в 1908 – 4; в 1909 – 5; в 1910 – 4; в 1911 – 2; в 1912 – 4, В 1913 – 1; в 1914 – 4; в 1915 – 6; в 1916 – 5; в 1917 – 7; в 1918 – 4. Таким образом, за 75 лет Казанскую академию закончили 177 выпускников Казанской духовной семинарии. Выходцев из Симбирской, Вятской, Нижегородской, Пензенской, Тамбовской семинарий в Казанской академии училось намного больше.

За все время существования Казанской академии лишь трое выпускников Казанской семинарии стали ее преподавателями. Выпускник академии 1891 года проработал в своем родном вузе лишь семь лет, его дальнейшую судьбу нам выяснить не удалось. Выпускник 1901 года Константин Григорьевич Григорьев стал довольно известным профессором­богословом. Наконец, отец Гурий (Степанов), выпускник 1906 года, успел до 1917 года стать квалифицированным специалистом по буддизму и монгольским языкам (о них см. в Приложениях).

 

Возрождение Казанской духовной семинарии.

 

Возрождение духовного образования в Казани началось в 1997 году. Ректором стал архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий, в течение лета были назначены проректор по учебной части Александр Владимирович Журавский и инспектор иерей Роман Модин, были приняты первые учащиеся, всего 21 человек. 31 августа того же года Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II торжественно открыл Казанское духовное училище. Уже 17 июля 1998 года решением Священного Синода училище было преобразовано в духовную семинарию.

Владыка Ректор и приходы Казанской епархии взяли на себя тяжелую ношу. Вновь открытое учебное заведение расположилось в только что построенном здании епархиаль­ного центра, пристроенном к приходскому храму Иоанна Кронштадтского, освященному 20 декабря 1996 года. Этих помещений вполне хватало для первого курса, но они были явно малы для полноценной семинарии. Поэтому сразу после открытия казанской духовной школы начались строительные работы. В настоящее время семинария располагается в двух соединенных между собой зданиях – в двухэтажном здании с пристроенным храмом и новом трехэтажном корпусе, строительство которого было завершено в 2002 году. На первом этаже зданий размещаются кельи учащихся и наставников, трапезная и кабинет дистанционного обучения. На втором этаже находятся учебные аудитории, библиотека, издательский отдел и компьютерные классы, на третьем – просторный актовый зал. Цокольный этаж занимают просфорная, ризничная, кладовые и хозяйственные помещения. В 2006 году был сдан в эксплуатацию третий корпус с кабинетом церковного искусства и спортивным залом.

В семинарии работают более 40 преподавателей, в том числе профессор, доктор исторических наук Игорь Петрович Ермолаев, профессор, доктор философских наук Владимир Игнатьевич Курашов, доктор филологических наук Галина Васильевна Колпакова, доктор педагогических наук Павел Петрович Терехов и другие. Богословские дисциплины ведут кандидаты богословия протоиереи Игорь Цветков, Николай Тимофеев, Павел Павлов.

Важнейшим достоянием Казанской духовной семинарии является ее библиотека. Дело в том, что благодаря самоотверженности профессоров Казанской духовной академии ее библиотека в советское время была спасена от разграбления, 110 тысяч томов были переданы в библиотеку Казанского университета. Более 50 тысяч книг университет передал Казанской епархии. Среди них книги с автографами преподобного Гавриила (Зырянова), профессоров Казанской духовной академии, архиереев, почти полные собрания духовных журналов XIX – начала XX вв. , почти все значительные дореволюционные монографии по богословию, философии, церковной истории, церковному праву. Огромный научный потенциал Казани, как человеческий, так и информационный (в Научной библиотеке имени Н.И. Лобаческого Казанского университета есть и те книги, которых нет в библиотеке семинарии) и высокий уровень благоустройства позволяют рассчитывать на повышение статуса Казанской семинарии. Каждый учебный год на пяти курсах обучаются около семидесяти человек. Среди них представители не только Казанской епархии, но и соседних – Марийской, Чувашской, Мордовской, Удмуртской, Башкирской и других. Во время учебы семинаристы получают квалификацию в разных областях. Хор, а точнее, хоры Казанской семинарии славяттся далеко за пределами Казани. В семинарии работает факультативный класс иконописи. Интернет­сайт Казанской епархии, который ведут семинаристы во главе с инспектором игуменом Кириллом (Илюхиным), является одним из самых популярных православных ресурсов Рунета. Большую работу осуществляет Издательский отдел семинарии. Таким образом, семинария является не только учебным заведением, но и центром общественной жизни епархии.

Первый выпуск состоялся в 2002 году, а в 2007 – уже шестой. Ежегодно выпускниками семинарии становятся 10­15 человек, все они служат Церкви в разных местах, большинство уже рукоположены во священники. Многие продолжают образование в духовных академиях, некоторые уже их закончили и ведут преподавательскую деятельность в родной семинарии (иереи Николай Дьяков, Сергий Шкуро). Большинство из тех, кто пока продолжает учиться, тоже подают большие надежды своими успехами в учебе и интересом к научным проблемам.