Приложения |
Приложение № 1
Количество белого и черного духовенства, церквей, монастырей и часовен в Казанской епархии к началу 1917 года
Духовенство Церквей Монаст. Часовен
Город (уезд) белое черное единовер.
|
м. |
ж. |
м. |
ж. |
м. |
ж. |
к. |
д. |
к. |
д. |
к. |
д. |
Казань |
4244 |
445 |
48 |
611 |
9 |
13 |
66 |
3 |
6 |
- |
33 |
4 |
Арск |
9 |
3 |
- |
- |
- |
- |
1 |
- |
- |
- |
2 |
- |
Казанский уезд |
332 |
370 |
53 |
- |
- |
- |
38 |
25 |
2 |
- |
19 |
30 |
Свияжск |
42 |
47 |
20 |
382 |
- |
- |
5 |
- |
2 |
- |
5 |
1 |
Свияжский уезд |
201 |
296 |
10 |
- |
2 |
- |
26 |
31 |
1 |
- |
8 |
20 |
Спасск |
12 |
18 |
- |
- |
- |
- |
1 |
- |
- |
- |
2 |
- |
Спасский уезд |
317 |
341 |
- |
- |
5 |
2 |
30 |
41 |
- |
- |
19 |
9 |
Чебоксары |
51 |
61 |
13 |
- |
- |
- |
14 |
- |
2 |
- |
5 |
3 |
Мариинский посад |
23 |
27 |
- |
- |
- |
- |
3 |
- |
- |
- |
3 |
2 |
Чебоксарский уезд |
270 |
263 |
- |
- |
- |
- |
13 |
30 |
- |
- |
12 |
23 |
Цивильск |
30 |
30 |
- |
35 |
- |
- |
3 |
- |
1 |
- |
3 |
- |
Цивильский уезд |
380 |
439 |
- |
- |
- |
- |
13 |
38 |
- |
- |
8 |
30 |
Лаишев |
26 |
41 |
- |
144 |
- |
- |
2 |
- |
1 |
- |
3 |
- |
Лаишевский уезд |
342 |
340 |
- |
- |
- |
- |
37 |
34 |
- |
1 |
6 |
15 |
Тетюши |
40 |
38 |
- |
- |
- |
- |
4 |
- |
- |
- |
2 |
1 |
Тетюшский уезд |
242 |
246 |
- |
- |
10 |
7 |
10 |
41 |
- |
- |
8 |
18 |
Царевококшайск |
58 |
68 |
- |
147 |
- |
- |
5 |
1 |
1 |
- |
1 |
1 |
Царевококш. уезд |
167 |
159 |
35 |
- |
- |
- |
13 |
19 |
1 |
- |
2 |
23 |
Ядрин |
34 |
27 |
- |
- |
- |
- |
4 |
- |
- |
- |
2 |
- |
Ядрин уезд |
401 |
416 |
- |
35 |
- |
- |
25 |
39 |
- |
2 |
9 |
24 |
Козьмодемьянск |
42 |
43 |
- |
47 |
- |
- |
6 |
- |
1 |
- |
7 |
3 |
Козьмодем. уезд |
293 |
337 |
23 |
10 |
- |
- |
22 |
21 |
1 |
3 |
4 |
2 |
Троицкий посад |
8 |
6 |
- |
- |
- |
- |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
Мамадыш |
19 |
- |
- |
- |
- |
3 |
- |
- |
- |
2 |
- | |
Мамадышский уезд |
264 |
315 |
- |
- |
- |
- |
14 |
27 |
- |
1 |
3 |
5 |
Чистополь |
92 |
92 |
- |
190 |
- |
- |
5 |
- |
1 |
- |
4 |
- |
Чистопольск. уезд |
435 |
567 |
- |
- |
- |
- |
31 |
49 |
- |
- |
12 |
21 |
В городах |
879 |
931 |
81 |
1556 |
9 |
13 |
123 |
4 |
15 |
- |
74 |
15 |
В уездах |
3675 |
4122 |
121 |
45 |
17 |
9 |
272 |
395 |
5 |
7 |
110 |
220 |
В губернии |
4554 |
5053 |
202 |
1601 |
26 |
22 |
395 |
399 |
20 |
7 |
184 |
235 |
Сокращения: м. — мужское, ж. — женское; единовер. — единоверческое; к. — коменные; д. — деревянные.
Приложение № 2
Заявление делегации представителей приходов, родительских комитетов и казанских заводов Комиссару народного просвещения г. Казани
а) В педагогической науке установлено положение, что каждый отдельный человек (индивид) в своем развитии должен проходить тот путь, которым шло все человечество. Так как религия, по общему признанию ученых, является могущественным фактором в истории развития человечества, то все современные педагоги (верующие и неверующие) сходятся в утверждении той мысли, что дни человеческой юности должны проходить под лучезарным влиянием христианства. Великие педагоги человечества — Амос Коменский, Песталоцци, Кант, Спенсер, русские педагоги — Ушинский, Пирогов, Рачинский, Стоюнин, Каптерев — в основу полагают религию.
б) Школьное преподавание Закона Божия является одним из важнейших средств религиозно-нравственного воспитания юношества. Внеурочное и внешкольное преподавание Закона Божия в настоящее время неосуществимо. Посему запрещение преподавать Закон Божий в школах лишает общество возможности воспитывать подрастающее поколение в духе Православной веры, а у Церкви — отнимает одну из важнейших функций — воспитательную.
в) Ссылка на пример Америки и Англии неубедительна. В этих странах религиозному воспитанию придается огромное значение (Об Америке см.: Джеймс Брейс. Американская республика. Часть III, Москва, 1890). Во всех католических штатах Америки (при однородном составе в отношении вероисповедания) Закон Божий обязателен. В гражданской школе не преподается Закон Божий в силу практических соображений (преподавание Закона Божия мешает вероисповедная разнородность учащихся), но и в этой школе учение начинается молитвою (Отче наш) и чтением Библии.
Во всех конфессиональных (т. е. содержимых религиозными обществами) школах Англии Закон Божий преподается догматически (т. е. так, как доселе преподавался Закон Божий в наших школах), в неконфессиональных — преподается в форме, для всех вероисповеданий приемлемой. При поступлении в университет, как говорят статистические данные, все учащиеся сдают экзамен по Закону Божию.
В Англии, для посещения Воскресных школ суббота освобождается от школьных занятий, а во Франции той же цели посвящается четверг.
г) Из принципа отделения Церкви от государства следует не запрещение школьного преподавания Закона Божия, а лишь необязательность его (в смысле изучения) для учащихся сознательного возраста.
д) Запрещение преподавания Закона Божия есть действие, нарушающее волю православно-верующего русского народа. Посему приходские собрания постановили обратиться в Комиссариат с заявлением, что преподавание Закона Божия в школах должно быть сохранено, равно как и общая молитва.
Доводя до сведения Комиссариата об этих постановлениях, представители приходов надеются, что религиозные права русского народа будут восстановлены властью, которая должна исполнять волю народа.
К заявлению приходских представителей присоединили свой голос представители родительских и рабочих организаций. Религиозная воля народа нашла себе верное и полное выражение в коллективном заявлении, и г. Комиссар совершенно правильно поступил, дав делегации устное обещание, зафиксированное потом в протоколе, им дважды подписанном, не предпринимать никаких репрессий по отношению к тем учебным заведениям, в которых преподавание Закона Божия и общая молитва будут совершаться в установленном прежде порядке.
Приложение № 3.
Слово правды о православном духовенстве и о социализме119
Я часто посещаю настоящие собрания, я внимательно прислушиваюсь к тому, что здесь говорится и с отрадой замечаю, как люди различных партий, различных убеждений понемногу находят общий язык и под единым общим знаменем Христовой веры сплачиваются и объединяются.
Но среди речей, посвященных защите и прославлению святой православной Христовой веры, я часто, пожалуй слишком часто, слышу речи и слова порицания и обличения направленные по адресу, как нашего духовенства, так равно и против тех неустройств в церковно-приходской жизни, которые в действительности иногда имеют место.
Усматривая в этом известную систему борьбы не столько против самого духовенства, сколько против тех идей и той проповеди, которая от них исходит, я решился сказать по этому поводу несколько слов.
Духовенство наше, как и всякая иная корпорация, состоит из людей таких же, как и мы с вами, а потому и не удивительно, если они, как люди, имеют такие же недостатки, какие присущи вообще всем людям; но разве истина перестает быть истиной лишь потому, что ее проповедует человек, подверженный греху и недостаткам?
Правда, что и жизнь церковная протекает не совсем нормально, но мы должны знать, что все эти вопросы подлежат обсуждению Всероссийского Церковного Собора, который волей всего народа ныне призван к устроению церковной жизни во всем Государстве. У нас же с вами другая забота, другая печаль. Мы призваны к защите Христовой веры, ныне гонимой и оскорбляемой.
Я понимаю неловкое положение священника, руководящего собранием; он не может остановить оратора, не может потому, что если он это сделает, то ему сейчас же поставят в упрек желание замазать рот каждому, кто пытается сказать что-либо против духовенства, к которому он сам принадлежит.
Но мы должны быть настолько сознательны, настолько приличны, что сами должны помочь руководителю собрания вести его в рамках поставленных нам задач, избегая речей, ведущих к взаимным пререканиям, обидам и озлоблению.
Я помню случай, который имел место в позапрошлый четверг в Воскресенской церкви, и который мне особенно врезался в память.
Когда один священник стал говорить об отношении социализма к Церкви и религии и обличал его в безбожии, ссылаясь на сочинения известных социалистов, то один из присутствующим, по-видимому социалист, выступая в защиту социализма, всей силой своего слова обрушился на наше духовенство, обвиняя его в корыстолюбии, сребролюбии, любостяжании и других проступках, забывая, что сами социалисты и их вожди никогда сами не выполняли того, что проповедывали.
Я не буду касаться брошенного им по адресу духовенства обвинения, но скажу, что если духовенство наше имеет свои недостатки, то оно имеет в то же время свои достоинства и свои заслуги.
Разве духовенство наше не сыграло своей роли в деле созидания нашего государства? Разве во многих отдельных случаях духовенство наше не являло примера духовного благочестия и гражданской доблести и разве не из его среды вышли великие светильники земли русской, святые угодники Божий, молитвами которых спасалась Святая Русь и, Бог даст, спасется и теперь.
Далее я не могу не коснуться утверждения того же оратора, утверждения весьма популярного среди социалистов, проповедующих среди массы крестьян и рабочих, что социализм и Христианство — это одно и то же; что социализм проповедует те же идеи, что проповедывал Христос; что социализм, проповедуя свободу, равенство и братство, лишь подтверждает учение Христа, Который говорил, что все люди равны между собою, что не должно быть ни бедных, ни богатых и, что каждый должен жить и питаться за счет собственного труда.
Верно, что Христос сказал богатому, спросившему его, как лучше спастись: "пойди, раздай имение свое бедным и иди за Мной" и также верно, что когда, не будучи в состоянии отказаться от своих богатств, удалился опечаленный, то Христос сказал: "Истинно говорю вам, легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в Царство Небесное".
Но я вас спрашиваю, разве вы когда-нибудь слыхали, чтобы Христос кому-нибудь сказал: "идите и бейте буржуев" ? Слыхали ли вы, чтобы Христос когда-нибудь сказал: "бедные, идите к богатым, отнимайте у них их достояние и поделите его между собой, ибо все то, что принадлежало им, теперь принадлежит вам?" Нет, Христос, увещевая людей не накоплять богатств земных, а заботиться о сокровищах на небесах, имел в виду лишь добровольное отречение от земных благ, а не отнятие их путем насилия и произвола.
Судите сами: могут ли называться учениками Христа те, которые вместо равенства и братства вносят вражду и разжигают классовую ненависть.
И вот отсюда, с этого святого места, мне хочется сказать всем нашим социалистам: вы можете иметь какие угодно убеждения, вы можете их проповедыватъ везде свободно; это ваше право, это дело вашей совести. но вы не смеете отождествлять их с чистым и светлым учением Христа, Который был сама справедливость и сама любовь.
Знайте, что все то, что вы проповедуете, что вы считаете за правду, будучи продуктом человеческого измышления, есть правда человеческая, а она изменчива; сегодня правда одна, а завтра другая; что вчера казалось истиной, сегодня — ложь и обман и перед чем сегодня вы преклоняетесь во прахе, то завтра вы сами уже с безумной яростью и так безжалостно втопчете в грязь.
А то, что проповедывал Христос, то правда Божия. Она, как столп гранитный, стоит веками,— непоколебимая, истинная, вечная и неизменная.
Но вот настало время, когда правда человеческая вступила в борьбу с правдой Божьей. Сомнулись духовные очи народа, заснула и спит народная совесть, спит, убаюканная несбыточными мечтами новой человеческой правды, и бедные, кругом обманутые люди, "Яко овцы без Пастыря", не ведают, что творят. И снова льется русская кровь, но льется не от руки врага, а от руки брата, ибо брат восстал на брата, сын на отца, человек человеку волком стал.
Но пусть не смущается наше сердце, ибо сказано в Писании, что "свет и во тьме светит и тьма не объяла его" и этот свет во тьме народного невежества и преступленья, этот последний свет, что не погас еще и не померк, есть наша святая православная вера Христова.
И эта вера спасет народ.
Вот он бежит уже сюда в страстном порыве искания правды, той правды, которую он потерял, которая исчезла, но которая живет в нашем сознаньи, живет в сознанъи русского народа; которую он называет Божьей правдой, по которой стосковался весь народ, и здесь, в этих храмах, у подножия распятого Христа, он ищет этой правды, он ждет ответа на свои сомнения.
И близко время, когда проснется русский народ и поймет всю силу своего нравственного падения, всю глубину религиозного заблуждения и, ужаснувшись своего позора, возвратится на тот путь жизни, на который его зовет Христос, и с которого он был столкнут руками безбожников.
А. П. Ш.
Приложение № 4
Сыновнее приветствие (Адрес) Святейшему Патриарху Тихону от духовенства и мирян Казанской епархии
Весь православно верующий русский народ преклонился перед подвигом дерзновенного стояния за правду Христову, какой принят на себя Вашим Святейшеством. В Вашем лице Господь воздвиг Пастыря по сердцу русского народа, дал ему во дни страшного лихолетья яко стену медяну: Святейший патриарх Всероссийский — это гранитная скала, о которую разобьются все козни врагов Русской Церкви и дорогого всем нам прежде, а наипаче теперь, отечества. Патриарх — святыня русской народной души, олицетворение лучших чаяний и стремлений, это — знамя борьбы, около которого собираются и объединяются лучшие силы Русской Церкви. На Ваше Святейшество смотрит вся Россия — истекающая кровью, но все еще верующая и в свое спасение и жаждущая избавления. От земных деятелей она, наученная горьким опытом, не ждет помощи: все свое упование она возложила на Церковь, возглавленную Вашим Святейшеством. Политическое разделение погубило русский народ, церковное объединение спасет его. Ваше Святейшество — единственный Вождь, способный вывести русский народ с пути разрушения на путь созидательного и мирного творчества. Вы — тот пророк, по слову которого дух жизни войдет в русские сухие кости и оживит мертвое поле, и там, где была смерть и мерзость запустения, процветет новая жизнь. Ведите же нас, Великий Пастырь, к этой жизни труда и взаимной, самоотверженной любви, по которой истосковалась русская душа. Мы готовы на подвиг, мы вверяем себя руководству Вашей любви апостольской и Вашего церковного разума. Казанское Братство защиты св. веры, возникшее в дни русского позора, по Вашему Архипастырскому призыву, напрягает все свои силы в борьбе за святыни русской земли. Борьба тяжела, она требует жертв, но мы — члены Братства, в единении со всеми приходами г. Казани и Казанской епархии, родительскими комитетами и рабочими организациями, и решили поведать Вашему Святейшеству о нашей полной готовности продолжать борьбу до конца, до победы, надеяться на которую мы имеем все основания.
Наша делегация повергнет к Вашим ногам воодущевляющие нас чувства любви к св. Церкви и погибающему отечеству и уверит Ваше Святейшество в том, что Вы не одиноки на поле брани, что Ваш. голос слышит Россия, слышут и трепещут его враги Церкви. Православная Казань дерзает просить Вас, наш. Верховный Архипастырь, благословите нашу делегацию и в лице ее всю Казанскую Церковь иконою св. Святителя Ермогена,— нашего Великого Земляка — освященною на Его святых мощах — и, если сие не будет великою дерзостью с нашей стороны, разрешите вложить в нее частицу Его святых мощей. Ваше благословение вольет в наши сердца дух мужества, и молитвами св. Святителя Ермогена Господь да подаст борцам за веру радость духовной победы над врагами Церкви и отечества.
("Изв. по Казан. eп.". 1918. №11-12. С. 271-272)