Приложения

Приложение № 1

Количество белого и черного духовенства, церквей, монастырей и часовен в Казанской епархии к началу 1917 года

                                                                                                    Духовенство                                           Церквей        Монаст.       Часовен

Город (уезд)                                                   белое                      черное                единовер.

 
м.
ж.
м.
ж.
м.
ж.
к.
д.
к.
д.

к.

д.

Казань

4244

445

48

611

9

13

66

3

6

-

33

4

Арск

9

3

-

-

-

-

1

-

-

-

2

-

Казанский уезд

332

370

53

-

-

-

38

25

2

-

19

30

Свияжск

42

47

20

382

-

-

5

-

2

-

5

1

Свияжский уезд

201

296

10

-

2

-

26

31

1

-

8

20

Спасск

12

18

 -

-

-

-

1

-

-

2

-

Спасский уезд

317

 341

-

-

5

2

30

41

-

-

19

9

Чебоксары

51

61

13

-

-

-

14

-

2

-

5

3

Мариинский посад

23

27

-

-

 - 

-

3

-

-

-

3

2

Чебоксарский уезд

270

263

-

-

-

-

13

30

-

-

12

23

Цивильск

30

30

-

35

-

-

3

-

1

-

3

-

Цивильский уезд

380

439

-

-

-

-

13

38

-

-

8

30

Лаишев

26

41

-

144

-

-

2

-

1

-

3

-

Лаишевский уезд

342

340

-

-

-

-

37

34

-

1

6

15

Тетюши

40

38

-

-

-

-

4

-

-

-

 2

 1

Тетюшский уезд

242

246

-

-

10

7

10

41

-

-

8

18

Царевококшайск

58

68

-

147

-

-

5

1

1

-

1

1

Царевококш. уезд

167

159

35

-

-

-

13

19

1

-

2

23

Ядрин

34

27

-

-

-

-

4

-

-

-

2

-

Ядрин уезд

401

416

-

35

-

-

25

39

-

2

9

24

Козьмодемьянск

42

43

-

47

-

-

6

-

1

-

7

3

Козьмодем. уезд

293

337

23

10

-

-

22

21

1

3

4

2

Троицкий посад

8

6

-

-

-

-

1

-

-

-

-

-

Мамадыш

19

 

-

-

-

-

3

-

-

-

2

-

Мамадышский уезд

264

315

-

-

-

-

14

27

-

1

3

5

Чистополь

92

92

-

190

-

-

5

-

1

-

4

-

Чистопольск. уезд

435

567

-

-

-

-

31

49

-

-

12

21

В городах

879

 931

81

1556

9

13

123

4

15

-

74

15

В уездах

3675

4122

121

45

17

9

272

395

5

7

110

220

В губернии

4554

5053

202

1601

26

22

395

399

20

7

184

235

Сокращения: м. — мужское, ж. — женское; единовер. — единоверческое; к. — коменные; д. — деревянные.

 

Приложение № 2

Заявление делегации представителей приходов, родительских комитетов и казанских заводов Комиссару народного просвещения г. Казани

а) В педагогической науке установлено положение, что каждый отдельный человек (индивид) в своем развитии должен проходить тот путь, которым шло все человечество. Так как религия, по общему признанию ученых, является могущественным фактором в истории развития человечества, то все современные педагоги (верующие и неверующие) сходятся в утверждении той мысли, что дни человеческой юности должны проходить под лучезарным влиянием христианства. Великие педагоги человечества — Амос Коменский, Песталоцци, Кант, Спенсер, русские педагоги — Ушинский, Пирогов, Рачинский, Стоюнин, Каптерев — в основу полагают религию.

б) Школьное преподавание Закона Божия является одним из важнейших средств религиозно-нравственного воспитания юношества. Внеурочное и внешкольное преподавание Закона Божия в настоящее время неосуществимо. Посему запрещение преподавать Закон Божий в школах лишает общество возможности воспитывать подрастающее поколение в духе Православной веры, а у Церкви — отнимает одну из важнейших функций — воспитательную.

в) Ссылка на пример Америки и Англии неубедительна. В этих странах религиозному воспитанию придается огромное значение (Об Америке см.: Джеймс Брейс. Американская республика. Часть III, Москва, 1890). Во всех католических штатах Америки (при однородном составе в отношении вероисповедания) Закон Божий обязателен. В гражданской школе не преподается Закон Божий в силу практических соображений (преподавание Закона Божия мешает вероисповедная разнородность учащихся), но и в этой школе учение начинается молитвою (Отче наш) и чтением Библии.

Во всех конфессиональных (т. е. содержимых религиозными обществами) школах Англии Закон Божий преподается догматически (т. е. так, как доселе преподавался Закон Божий в наших школах), в неконфессиональных — преподается в форме, для всех вероисповеданий приемлемой. При поступлении в университет, как говорят статистические данные, все учащиеся сдают экзамен по Закону Божию.

В Англии, для посещения Воскресных школ суббота освобождается от школьных занятий, а во Франции той же цели посвящается четверг.

г) Из принципа отделения Церкви от государства следует не запрещение школьного преподавания Закона Божия, а лишь необязательность его (в смысле изучения) для учащихся сознательного возраста.

д) Запрещение преподавания Закона Божия есть действие, нарушающее волю православно-верующего русского народа. Посему приходские собрания постановили обратиться в Комиссариат с заявлением, что преподавание Закона Божия в школах должно быть сохранено, равно как и общая молитва.

Доводя до сведения Комиссариата об этих постановлениях, представители приходов надеются, что религиозные права русского народа будут восстановлены властью, которая должна исполнять волю народа.

К заявлению приходских представителей присоединили свой голос представители родительских и рабочих организаций. Религиозная воля народа нашла себе верное и полное выражение в коллективном заявлении, и г. Комиссар совершенно правильно поступил, дав делегации устное обещание, зафиксированное потом в протоколе, им дважды подписанном, не предпринимать никаких репрессий по отношению к тем учебным заведениям, в которых преподавание Закона Божия и общая молитва будут совершаться в установленном прежде порядке.

 

Приложение № 3.

Слово правды о православном духовенстве и о социализме119

Я часто посещаю настоящие собрания, я внимательно прислушиваюсь к тому, что здесь говорится и с отрадой замечаю, как люди различных партий, различных убеждений понемногу находят общий язык и под единым общим знаменем Христовой веры сплачиваются и объединяются.

Но среди речей, посвященных защите и прославлению святой православной Христовой веры, я часто, пожалуй слишком часто, слышу речи и слова порицания и обличения направленные по адресу, как нашего духовенства, так равно и против тех неустройств в церковно-приходской жизни, которые в действительности иногда имеют место.

Усматривая в этом известную систему борьбы не столько против самого духовенства, сколько против тех идей и той проповеди, которая от них исходит, я решился сказать по этому поводу несколько слов.

Духовенство наше, как и всякая иная корпорация, состоит из людей таких же, как и мы с вами, а потому и не удивительно, если они, как люди, имеют такие же недостатки, какие присущи вообще всем людям; но разве истина перестает быть истиной лишь потому, что ее проповедует человек, подверженный греху и недостаткам?

Правда, что и жизнь церковная протекает не совсем нормально, но мы должны знать, что все эти вопросы подлежат обсуждению Всероссийского Церковного Собора, который волей всего народа ныне призван к устроению церковной жизни во всем Государстве. У нас же с вами другая забота, другая печаль. Мы призваны к защите Христовой веры, ныне гонимой и оскорбляемой.

Я понимаю неловкое положение священника, руководящего собранием; он не может остановить оратора, не может потому, что если он это сделает, то ему сейчас же поставят в упрек желание замазать рот каждому, кто пытается сказать что-либо против духовенства, к которому он сам принадлежит.

Но мы должны быть настолько сознательны, настолько приличны, что сами должны помочь руководителю собрания вести его в рамках поставленных нам задач, избегая речей, ведущих к взаимным пререканиям, обидам и озлоблению.

Я помню случай, который имел место в позапрошлый четверг в Воскресенской церкви, и который мне особенно врезался в память.

Когда один священник стал говорить об отношении социализма к Церкви и религии и обличал его в безбожии, ссылаясь на сочинения известных социалистов, то один из присутствующим, по-видимому социалист, выступая в защиту социализма, всей силой своего слова обрушился на наше духовенство, обвиняя его в корыстолюбии, сребролюбии, любостяжании и других проступках, забывая, что сами социалисты и их вожди никогда сами не выполняли того, что проповедывали.

Я не буду касаться брошенного им по адресу духовенства обвинения, но скажу, что если духовенство наше имеет свои недостатки, то оно имеет в то же время свои достоинства и свои заслуги.

Разве духовенство наше не сыграло своей роли в деле созидания нашего государства? Разве во многих отдельных случаях духовенство наше не являло примера духовного благочестия и гражданской доблести и разве не из его среды вышли великие светильники земли русской, святые угодники Божий, молитвами которых спасалась Святая Русь и, Бог даст, спасется и теперь.

Далее я не могу не коснуться утверждения того же оратора, утверждения весьма популярного среди социалистов, проповедующих среди массы крестьян и рабочих, что социализм и Христианство — это одно и то же; что социализм проповедует те же идеи, что проповедывал Христос; что социализм, проповедуя свободу, равенство и братство, лишь подтверждает учение Христа, Который говорил, что все люди равны между собою, что не должно быть ни бедных, ни богатых и, что каждый должен жить и питаться за счет собственного труда.

Верно, что Христос сказал богатому, спросившему его, как лучше спастись: "пойди, раздай имение свое бедным и иди за Мной" и также верно, что когда, не будучи в состоянии отказаться от своих богатств, удалился опечаленный, то Христос сказал: "Истинно говорю вам, легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в Царство Небесное".

Но я вас спрашиваю, разве вы когда-нибудь слыхали, чтобы Христос кому-нибудь сказал: "идите и бейте буржуев" ? Слыхали ли вы, чтобы Христос когда-нибудь сказал: "бедные, идите к богатым, отнимайте у них их достояние и поделите его между собой, ибо все то, что принадлежало им, теперь принадлежит вам?" Нет, Христос, увещевая людей не накоплять богатств земных, а заботиться о сокровищах на небесах, имел в виду лишь добровольное отречение от земных благ, а не отнятие их путем насилия и произвола.

Судите сами: могут ли называться учениками Христа те, которые вместо равенства и братства вносят вражду и разжигают классовую ненависть.

И вот отсюда, с этого святого места, мне хочется сказать всем нашим социалистам: вы можете иметь какие угодно убеждения, вы можете их проповедыватъ везде свободно; это ваше право, это дело вашей совести. но вы не смеете отождествлять их с чистым и светлым учением Христа, Который был сама справедливость и сама любовь.

Знайте, что все то, что вы проповедуете, что вы считаете за правду, будучи продуктом человеческого измышления, есть правда человеческая, а она изменчива; сегодня правда одна, а завтра другая; что вчера казалось истиной, сегодня — ложь и обман и перед чем сегодня вы преклоняетесь во прахе, то завтра вы сами уже с безумной яростью и так безжалостно втопчете в грязь.

А то, что проповедывал Христос, то правда Божия. Она, как столп гранитный, стоит веками,— непоколебимая, истинная, вечная и неизменная.

Но вот настало время, когда правда человеческая вступила в борьбу с правдой Божьей. Сомнулись духовные очи народа, заснула и спит народная совесть, спит, убаюканная несбыточными мечтами новой человеческой правды, и бедные, кругом обманутые люди, "Яко овцы без Пастыря", не ведают, что творят. И снова льется русская кровь, но льется не от руки врага, а от руки брата, ибо брат восстал на брата, сын на отца, человек человеку волком стал.

Но пусть не смущается наше сердце, ибо сказано в Писании, что "свет и во тьме светит и тьма не объяла его" и этот свет во тьме народного невежества и преступленья, этот последний свет, что не погас еще и не померк, есть наша святая православная вера Христова.

И эта вера спасет народ.

Вот он бежит уже сюда в страстном порыве искания правды, той правды, которую он потерял, которая исчезла, но которая живет в нашем сознаньи, живет в сознанъи русского народа; которую он называет Божьей правдой, по которой стосковался весь народ, и здесь, в этих храмах, у подножия распятого Христа, он ищет этой правды, он ждет ответа на свои сомнения.

И близко время, когда проснется русский народ и поймет всю силу своего нравственного падения, всю глубину религиозного заблуждения и, ужаснувшись своего позора, возвратится на тот путь жизни, на который его зовет Христос, и с которого он был столкнут руками безбожников.

А. П. Ш.

 

Приложение № 4

Сыновнее приветствие (Адрес) Святейшему Патриарху Тихону от духовенства и мирян Казанской епархии

Ваше Святейшество,
Всеобщий отец и Печальник земли Русской!

Весь православно верующий русский народ преклонился перед подвигом дерзновенного стояния за правду Христову, какой принят на себя Вашим Святейшеством. В Вашем лице Господь воздвиг Пастыря по сердцу русского народа, дал ему во дни страшного лихолетья яко стену медяну: Святейший патриарх Всероссийский — это гранитная скала, о которую разобьются все козни врагов Русской Церкви и дорогого всем нам прежде, а наипаче теперь, отечества. Патриарх — святыня русской народной души, олицетворение лучших чаяний и стремлений, это — знамя борьбы, около которого собираются и объединяются лучшие силы Русской Церкви. На Ваше Святейшество смотрит вся Россия — истекающая кровью, но все еще верующая и в свое спасение и жаждущая избавления. От земных деятелей она, наученная горьким опытом, не ждет помощи: все свое упование она возложила на Церковь, возглавленную Вашим Святейшеством. Политическое разделение погубило русский народ, церковное объединение спасет его. Ваше Святейшество — единственный Вождь, способный вывести русский народ с пути разрушения на путь созидательного и мирного творчества. Вы — тот пророк, по слову которого дух жизни войдет в русские сухие кости и оживит мертвое поле, и там, где была смерть и мерзость запустения, процветет новая жизнь. Ведите же нас, Великий Пастырь, к этой жизни труда и взаимной, самоотверженной любви, по которой истосковалась русская душа. Мы готовы на подвиг, мы вверяем себя руководству Вашей любви апостольской и Вашего церковного разума. Казанское Братство защиты св. веры, возникшее в дни русского позора, по Вашему Архипастырскому призыву, напрягает все свои силы в борьбе за святыни русской земли. Борьба тяжела, она требует жертв, но мы — члены Братства, в единении со всеми приходами г. Казани и Казанской епархии, родительскими комитетами и рабочими организациями, и решили поведать Вашему Святейшеству о нашей полной готовности продолжать борьбу до конца, до победы, надеяться на которую мы имеем все основания.

Наша делегация повергнет к Вашим ногам воодущевляющие нас чувства любви к св. Церкви и погибающему отечеству и уверит Ваше Святейшество в том, что Вы не одиноки на поле брани, что Ваш. голос слышит Россия, слышут и трепещут его враги Церкви. Православная Казань дерзает просить Вас, наш. Верховный Архипастырь, благословите нашу делегацию и в лице ее всю Казанскую Церковь иконою св. Святителя Ермогена,— нашего Великого Земляка — освященною на Его святых мощах — и, если сие не будет великою дерзостью с нашей стороны, разрешите вложить в нее частицу Его святых мощей. Ваше благословение вольет в наши сердца дух мужества, и молитвами св. Святителя Ермогена Господь да подаст борцам за веру радость духовной победы над врагами Церкви и отечества.

("Изв. по Казан. eп.". 1918. №11-12. С. 271-272)