Иерусалимская Православня Церковь

Близкой к нам - и по языку, и по традициям - является Болгарская Православная Церковь. Она во многом способствовала усвоению нашими предками христианских истин и культурных ценностей. Земля Болгарская была крещена царем Борисом на целый век ранее, чем наша - князем Владимиром, поэтому книги церковного обихода мы получили из Византии в болгаро-славянском переводе с греческого. Вся древнерусская письменность есть наглядное свидетельство щедрого литературно-миссионерского питания новокрещенной Русской земли со стороны братской Болгарской Церкви. Множество русских пастырей и архипастырей в первые века существования Русской Церкви были по происхождению болгарами, самый известный из них - московский Митрополит Киприан, выдающийся церковный деятель конца XIV - начала XV века, немало способствовавший собиранию Москвой земли Русской и навсегда вошедший в сонм ее канонизированных святителей.

И русский народ никогда не забывал вклада Болгарии в становление своего Отечества, проявив в полной мере христианскую самоотверженную любовь к братскому болгарскому народу во время его освободительной войны против пятивекового османского ига. О великом жертвенном подвиге русских воинов, отдавших жизни за страждущих братьев-славян, поныне свидетельствует храм-памятник в честь Рождества Христова, воздвигнутый на Шипке. В благодарную память этого подвига был воздвигнут и кафедральный собор во имя святого благоверного князя Александра Невского в столице Болгарии Софии. И в нашем первопрестольном граде также была сооружена часовня в память о русских гренадерах, павших в сражении под Плевной.

Братскому единению во Христе наших Церквей способствуют созданные в 1948 году подворья: в Москве - Патриарха Болгарского с храмом в честь Успения Божией Матери, в Софии - Русское Патриаршее подворье с храмом во имя Святителя Николая.

История Болгарской Православной Церкви

На территории современной Болгарии и на соседних с ней землях Христово учение начало распространяться довольно рано. Согласно преданию Болгарской Церкви ученик св. апостола Павла – Амплий возглавлял епископскую кафедру в одном из городов на территории Болгарии. Церковный историк Евсевий сообщает, что во II в. здесь уже имелись епископские кафедры в городах Дебелт и Анхиал. Среди участников Первого Вселенского Собора состоявшегося в 325 году был и Протогон, епископ Сардики (современная София).

В V и VI веках христианство проникало к балканским славянам благодаря активным контактам с Византией - многие из них служили в качестве воинов-наемников. Находясь среди христианского населения, воины-славяне принимали крещение и по возвращении домой нередко становились благовестниками святой веры.

Во второй половине VII столетия в восточной части Балкан образовалось Болгарское государство. Создателем новой державы был пришедший с северных берегов Черного моря воинственный народ тюркского племени – болгары. Покорив живших на Балканском полуострове славян, болгары с течением времени совершенно смешались с местным населением. Два народа – болгары и славяне – слились в один , получив от первого имя, а от второго язык.

В 865 г. болгарский царь Борис I (852–889) принимает крещение от византийского епископа, и вскоре происходит массовое крещение болгарского народа. Молодая Болгарская Церковь становится на некоторое время камнем преткновения между Римом и Константинополем. Вопрос о подчинении Болгарской Церкви активно обсуждался на проходившем в 870 г поместном соборе в Константинополе. В итоге было принято решение о подчинении болгар византийской Церкви, при этом они получили некоторую церковнуюя самостоятельность.

Первым архиепископом Болгарской Церкви стал святитель Иосиф, рукоположенный в этот сан Константинопольским патриархом Игнатием. Страна была разделена на несколько епархий, которые с расширением границ Болгарского государства постепенно возрастали в количественном отношении.

Св. князь Борис делал все необходимое для роста и укрепления Болгарской Церкви. Большое содействие его просветительному труду оказали ученики святых просветителей славян Кирилла и Мефодия – свв. Климент, Наум, Горазд и многие другие. Прибыв в Болгарию, они встретили здесь радушный прием со стороны князя Бориса и под его покровительством смогли развить широкую благовестническую деятельность. Начался славный период в истории славянской письменности, который с не меньшим успехом продолжался и во время правления сына св. Бориса - Симеона (893–927). По личному указанию князя Симеона был составлен сборник “Златоструй”, в который вошли переводы творений святителя Иоанна Златоуста.

В X столетии Церковь сыграла значительную роль в возвышении могущества Болгарской державы. Она способствовала консолидации государственных правителей и поднятию их авторитета, стремилась объединить болгар как нацию.

Внутренняя крепость болгарской страны дала возможность князю Симеону значительно расширить пределы своих владений и объявить себя «царем болгар и ромеев». В 919 г. на Церковном Соборе в Преславе была провозглашена автокефалия Болгарской Церкви и возведение ее в ранг Патриархата.

Однако Константинополь только в 927 году признал главу Болгарской Церкви -архиепископа Доростольского Дамиана — патриархом. Позднее в Константинополе не слишком были расположены признавать титул Патриарха за преемниками Дамиана, особенно, после того как восточная Болгария была покорена византийским императором Иоанном Цимисхием (971). Однако Болгарская Патриархия продолжала существовать.

Первоначально патриарший престол находился в Доростоле , после покорения части Болгарии была перенесена в Триадицу (ныне София), затем в Преспу и, наконец в Охрид — столицу западногоболгарского царства, во главе которого стоял царь Самуил (976 – 1014).

Завоевавший в 1018 – 1019 гг. Болгарию император Василий II Болгаробойца признавал автокефалию Болгарской Церкви, но она была лишена патриаршего ранга, и низведена до архиепископии. Охридские архиепископы назначались указом императора и были, за исключением архиепископа Иоанна, греками. Одним из выдающихся церковных деятелей этой эпохи был архиепископ Феофилакт Болгарский, оставивший после себя в числе многих литературных трудов известный «Благовестник».

После восстания 1185 – 1186 гг. и восстановления независимости Болгарского государства была вновь организована независимая Церковь во главе с архиепископом. На этот раз резиденцией предстоятеля Болгарской Церкви становится Тырнов.

Первый Тырновский архиепископ Василий не признавался Константинополем, но вскоре архиепископия настолько упрочила свое положение, что встал вопрос и о возведении ее предстоятеля в ранг Патриарха. Это событие произошло в 1235 г. после заключения болгарским царем Иоанном Асеном II с Никейским императором Иоанном Дукой военного союза, одним из условий которого было признание Тырновского архиепископа патриархом. В этом же году церковный собор, прошедший под председательством Константинопольского Патриарха Германа II и при участии греческого и болгарского духовенства признал патриаршее достоинство за Тырновским архиепископом Иоакимом. С решением собора согласились все восточные Патриархи, приславшие своему собрату “рукописание своего свидетельства”.

Вторая Болгарская Патриархия просуществовала 158 лет (1235–1393) до самого покорения Болгарии турками. За эти годы она достигла полного расцвета своих духовных сил и оставила церковной истории имена своих славных предстоятелей. Одним из них был св. Иоаким I, выдающийся подвижник Афона, прославившийся в патриаршем служении своей простотой и милосердием. Тырновский Патриарх Игнатий известен своей стойкостью и твердостью в исповедании православной веры во время Лионской унии 1274 года Константинополя с католическим Римом. Нельзя не упомянуть и святителя Евфимия . Этот ревностный архипастырь отдал все свои силы на благо Церкви и народа.

Патриарх Евфимий собрал вокруг себя целую школу церковных писателей из болгар, сербов и русских и сам оставил несколько сочинений, среди которых жизнеописания болгарских святых, похвальные слова и послания. В 1393г. во время кровопролитной войны болгар с турками он, в отсутствие царя, занятого войной, был правителем и опорой бедствующего народа. Святитель показал высокий пример христианского самопожертвования , отправившись в лагерь турок просить их о помиловании вверенной ему паствы. Сам турецкий военноначальник был изумлен этим подвигом Патриарха, принял его довольно ласково и отпустил с миром.

После взятия Тырнова турками патриарх Евфимий был приговорен к смерти, но затем отправлен в пожизненную ссылку во Фракию, где и скончался.

С падением Второго Болгарского царства Тырновская кафедра была подчинена Константинопольской Патриархии на правах митрополии

Одним из выдающихся деятелей Болгарской Церкви XVIII века был преподобный Паисий Хилендарский (1722–1798гг.) В молодости он отправился на Афон, где в монастырских библиотеках начал изучать материалы, касавшиеся истории родного народа. Такого же рода материалы он собирал во время поездок по стране в качестве монастырского проповедника и проводника паломников, стремившихся посетить Святую Гору. В 1762 г. преподобный Паисий написал «Историю славяно-болгарскую о народах, и о царях, и о святых болгарских», в которой привел факты минувшей славы болгарского народа.

После успешной русско-турецкой войны 1828–1829гг. укрепились связи болгар с Россией. Болгарские иноки стали обучаться в русских Духовных школах.

К началу второй половины XIX в. болгары настойчиво выражали требование о восстановлении Болгарской церковной автономии. В связи с этим в1858 г. на созванном Константинопольским Патриархом Соборе болгарские представители выдвинули ряд требований по устройству болгарской церковной организации.

В связи с тем, что эти требования были отвергнуты греками, епископы болгарского происхождения решили самостоятельно провозгласить свою церковную независимость.

Настойчивость болгар в решении добиться церковной самостоятельности заставила Константинополький патриархат со временем пойти на некоторые уступки в этом вопросе.

28 февраля 1870 г турецкое правительство обнародовало султанский фирман об учреждении независимого Болгарского Экзархата для болгарских епархий, а также тех епархий, православные жители которых пожелают войти в его юрисдикцию. Экзархату предлагалось поминать Константинопольского Патриарха за богослужением, ставить его в известность о своих решениях и получать для своих нужд Святое Миро в Константинополе. Фактически султанским фирманом восстанавливалась независимость Болгарской Церкви.

Первым экзархом был избран 11 февраля 1872 г. епископ Ловчанский Иларион, но через пять дней из-за своих немощей он отказался от данного поста. На его место был избран Видинский митрополит Анфим (1816–1888 г.), выпускник Московской Духовной Академии.

Новый экзарх немедленно отправился в Константинополь и получил от турецкого правительства берат, предоставлявший ему права, частично провозглашенные султанским фирманом 1870 г. После этого Константинопольский Синод объявил экзарха отлученным от Церкви и объявил Болгарскую Церковь схизматической.

Преемником Экзарха Анфима стал Экзарх Иосиф (1877–1915гг.). Его правление выпало на годы освобождения болгар русскими войсками в 1878 г., когда в границах свободного государства Болгарская Церковь управлялась Синодом во главе с Наместником-Председателем. Экзарх же продолжал оставаться в Константинополе, поскольку много болгар еще оставалось на территории Османской империи.

После Балканской войны, принесшей освобождение христианам Балканского полуострова , экзарх Иосиф в 1913 г., оставив в Константинополе своего наместника, переехал в Софию, где через два года скончался. После его кончины в течение 30 лет самостоятельное развитие церковной жизни и выборы нового главы Болгарской Церкви встречали всевозможные препятствия. Делами Церкви ведал Священный Синод под председательством Наместника-Председателя, каким мог быть избран каждый из митрополитов на четырехлетний срок.

В 1921–1922 гг. был созван II-ой Церковно-народного Собор, который решил многие вопросы, касающиеся устройства Церкви, выработал Устав БПЦ.

В 1945г. в правление митрополита Софийского Стефана произошло долгожданное прекращение схизмы. Большую роль в решении этого вопроса сыграло ходатайство Русской Православной Церкви перед Константинопольским патриархом Вениамином.

13 марта представителям Болгарской Церкви был вручен томос, подписанный патриархом Вениамином и всеми членами Священного Синода Константинопольской Церкви, которым отменялась схизма и признавалась автокефалия Болгарской Православной Церкви.

Некоторое время Болгарская Церковь управлялась Наместником-председателем Священного Синода, пока 10 мая 1953 г. на III-м Церковно-народном Соборе не был выбран и торжественно интронизирован Болгарский Патриарх Кирилл. Сразу после этого вновь возникли недоразумения с Константинопольской Церковью, представители которой не приняли участия в интронизации нового патриарха. Только лишь в 1961 г. по настойчивому ходатайству Русской Православной Церкви Константинополь признал, наконец, достоинство Болгарского патриархата.

В 1970 г. православные болгары торжественно отметили две знаменательные юбилейные даты: 1100-летие со дня учреждения Болгарской Архиепископии в лоне Матери — Константинопольской Православной Церкви и 100-летие со времени учреждения Болгарского Экзархата.

7 марта 1971 г. скончался Святейший Патриарх Кирилл. С 4 по 8 июля 1971 г. в Софии состоялся Патриарший избирательный Церковно-Народный Собор Болгарской Православной Церкви, на котором был избран новый Предстоять Церкви. Им стал митрополит Максим, занимавший на тот момент Ловчанскую кафедру. Интронизация новоизбранного Болгарского патриарха состоялась 4 июля в Александро-Невском Софийском Патриаршем соборе.

В последнее десятилетие XX века Болгарскую Православную Церковь постигли серьезные нестроения. После устранения от власти коммунистов, новое правительство стало не менеее активно, чем коммунистическое вмешиваться в дела Церкви.

С одобрения властей, во время визита в 1991 году Вселенского Патриарха Димитрия «Христианский союз спасения», возглавляемый иеромонахом Христофором Сабевым провел демонстрацию протеста против «священства в партийном мундире». Сабев, будучи депутатом Парламента и председателем парламентской комиссии по вероисповеданию, совместно с чиновниками комитета по делам религий при Совмине объявил о ниспровержении Патриарха Максима, как сотрудничавшего с коммунистической властью, и о роспуске Синода.

9 мая 1992 г. Болгарское правительство приняло решение об отставке Патриарха Максима. Некоторые члены Св. Синода поддержали это решение, но другие твердо стояли на том, что каноны не позволяют смещать Патриарха из-за вмешательства государства. Трое, епископов поддержавших решение правительства объединились под лидерством митрополита Неврокопского Пимена и публично призывали к смещению Патриарха Максима.

25 мая 1992 г. Комитет по делам религии при Совмине Болгарии в циркулярном письме констатировал как факт отстранение Патриарха Максима от власти. C мая 1992 года начал действовать самочинный раскольнический «синод», признанный Болгарским правительством. Резиденция главы раскольников находилась в Благоевграде.

В сентябре 1992 г. раскольникам при посредничестве правительства удалось захватить Софийскую семинарию.

В 1995 году ряд иерархов-раскольников, принесли покаяние и были приняты Патриархом Максимом в общине, но раскол не прекратился. 3 июля 1996 года в Софии состоялся раскольнический «Церковно-Народный собор», на котором присутствовало 95 делегатов, из которых 90 проголосовали за избрание Пимена «патриархом». В храме Св. Параскевы в Софии 4 июля прошла церемония интронизации «патриарха» Пимена, которую провел «патриарх» Киевский Филарет (Денисенко).

Верховный административный суд Болгарии 5 марта 1997 года сообщил об отмене государственной регистрации Высшего Церковного Правления во главе с Патриархом Максимом. На следующий день Святейший Патриарх Максим встретился с президентом Болгарии и заявил, что не намерен покидать свой пост.

2-4 июля 1997 г., после 44-летнего перерыва, состоялся IV Церковно-Народный Собор БПЦ. Cреди гостей собора были представители Поместных Церквей: от Русской Православной Церкви - митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим, от Вселенского Патриархата - митрополит Мелетий и от Александрийского - митрополит Дионисий. Собор призвал власти не препятствовать, а содействовать Церкви в исполнении ее спасительной миссии на благо народа и Отечества. Собор также осудил действия раскольников, призвав их к покаянию и возвращению в лоно Матери-Церкви. Церковно-Народный Собор был признан постоянно действующим органом, который должен собираться каждые 4 года. Между сессиями работают 8 комиссий, в каждую из которых входит председатель в архиерейском сане, два клирика и два мирянина.

С 30 сентября по 1 октября 1998 года в Софии под председательством Константинопольского Патриарха Варфоломея прошло заседание расширенного синода Болгарской Православной церкви. Помимо Константинопольского, в заседании принимали участие еще 6 Патриархов и 20 митрополитов. Синод вновь подтвердил законность избрания Патриарха Максима и примирил противостоящие стороны. Епископы, находившиеся в расколе раскаялись в своих действиях и они вновь, как и сочувствующие им священники и миряне, были приняты в лоно Православной Церкви. Однако раскол так и не был преодолен – спустя несколько дней большая часть раскольничьих митрополитов отказалась от своего покаяния.

По данным Церковно-Народного Собора 1997 года в состав БПЦ входит 11 епархий, возглавляемых митрополитами. На территории Болгарии находится 2600 приходов, в которых служат 1500 священников; 120 монастырей. В настоящее время в Болгарии находятся две семинарии в Пловдиве и Софии, плюс к этому в Софийском университете и Университете свв. Кирила и Мефодия действуют богословские факультеты.

Болгарская Церковь имеет в своем составе две заграничные епархии; за пределами Болгарии имеются приходы-подворья в Венгрии, Румынии, Австрии, а также в Берлине, Нью-Йорке и подворье в Москве.

Предстоятели Болгарской Православной Церкви

Архиепископы

Св. Иосиф I – 870 г.-?

Георгий

Леонтий I

Димитрий I

Сергий I

Григорий I

Патриархи

Дамиан – 927 г.-?

Герман

Филипп. – кон. X в.

Давид – 1015-1018 гг.

Архиепископы (Охридские)

Иоанн I – 1018-1037 гг.

Лев I – XI в.

Феодул I – +1065 г.

Иоанн II Лампин – +1078 г. или 1079 г.

Иоанн III Трезвый

Феофилакт I – ок. 1085-1108 гг.

Лев II Мунг – ок. 1120 г.

Михаил

Иоанн IV Комнин (брат императора Алексия I Комнина) – сер. XII в.

Евстафий

Константин I – ок. 1160-1170 гг.

Иоанн V Коматир – ок. 1213 г.

Димитрий II Хоматен – ок. 1216-1234 гг.

Иоанникий

Сергий II

Константин II Кавасила – 2-я пол. XIII в.

Иаков Проархий

Адриан

Геннадий – кон. XIII в.

Макарий – ок. 1295 – ок. 1299 гг.

Григорий II – ок. 1317 г.

Анфим Метохит – ок. 1341 г.

Николай I – ок. 1347 г.

Григорий III – ок. 1364 г.

Матфей – ок. 1408 г.

Никодим – ок. 1452 г.

Дорофей – ок.1466 г.

Марк Ксилокорав – 1467 г.

Николай II

Захария

Прохор – 1529-1550 гг.

Симеон – ок. 1550 г.

Григорий IV

Никанор – ок. 1557 г.

Паисий – ок. 1566 г.

Парфений

Софроний – ок. 1572 г.

Гавриил – ок. 1582-1587 гг.

Феодул II – ок. 1588 г.

Иоаким – ок. 1593 г.

Афанасий I – ок. 1596 г.

Валаам – ок. 1598 г.

Нектарий I – 1598 г., + 1626 г.

Митрофан – ок. 1614 г.

Нектарий II – ок. 1622 г.

Порфирий – ок. 1624 г.

Георгий

Иоасаф I – ок. 1628 г.

Авраамий – 1629-1634 гг.

Мелетий I – ок. 1637 г.

Харитон – ок. 1643-1651 гг.

Даниил

Афанасий II – ок. 1653 -1658 гг.

Дионисий I – +1665 г.

Пафнутий – ок. 1692 г.

Игнатий I – ок 1660 г.

Арсений

Зосима I – ок. 1663-1670 гг.

Панарет – 1671 г.

Нектарий III – ок. 1673 г.

Игнатий II – ок. 1676 г.

Григорий V

Феофан – 1676 г.

Мелетий II – 1676 г.

Парфений – 1677-1683 г.

Герман II – 1688-1695 г.

Григорий VI – 1691-1693 г.

Игнатий III – 1693-1695 г.

Зосима II – 1695-1699 г.

Рафаил – 1699-1702 г.

Мефодий – 1708 г.

Дионисий II – 1709-1714 г.

Филофей – 1714-1718 г.

Иоасаф II – 1719-1745 г.

Иосиф II – 1746-1751 г.

Дионисий III – 1752-1756 г.

Мефодий II – 1757-1758 г.

Кирилл – 1759-1762 г.

Иеремия – +1763 г.

Анания – 1763 г.

Арсений – 1763-1767 г.

Архиепископы (Тырновская Церковь)

Василий I – 1186-1204 г.

Святитель Иоаким – +1246 г.

Патриархи

Св. Иоаким I – 1235-1246 г.

Василий II

Иоаким II

Игнатий – ок. 1273 г.

Макарий (священномученик)

Иоаким III – ок. 1291 г.

Виссарион

Дорофей

Роман

Феодосий I – ок. 1337 г.

Иоанникий I

Симеон – ок. 1346 г.

Феодосии II – ок. 1360 г.

Иоанникий II

Св. Евфимий – ок. 1375-1393гг. (+ок. 1404 г.)

Экзархи

Иларион – 1872 г.

Анфим – 1872-1877 гг. (+1888г.)

Иосиф – 1872-1915 гг.

Наместники-Председатели Святейшего Синода

Софийский митрополит Парфений – 1915-1918 гг.

Доростоло-Червенский митрополит Василий – 1918-1921 гг.(+1927 г.)

Пловдивский митрополит Максим – 1921-1927 гг. (+1938)

Врачанский митрополит Климент – 1928-1930 гг.

Видинский митрополит Неофит – 1930-1944 гг. (+1971 г.)

Софийский митрополит Стефан – 1944-1945 гг.

Экзархи

Стефан – 1945-1948 гг.(+1957)

Наместники-Председатели Св. Синода

Доростоло-Червенский митрополит Михаил – 1948 г.

Врачанский митрополит Паисий – 1949-1951 гг.

Пловдивский митрополит Кирилл – 1951-1953 гг.

Патриархи

Кирилл – 1953-1971 гг.

Максим – с 4 июля 1971 г. (интронизация)

Список Епархий Болгарской Православной Церкви

Софийская митрополия

Правящий архиерей: Максим, патриарх Болгарский и митрополит Софийский

Кафедра и резиденция патриарха: София

Патрирший кафедральный собор : храм Св. Александра Невского

Варненская и Преславская митрополия

Кафедра: Варна

Правящий архиерей: Кирилл, митрополит Варненский и Великопреславский

Велико-Тырновская митрополия

Кафедра: Велико Тырново

Правящий архиерей: Григорий, митрополит Велико Тырновский

Видинская митрополия

Кафедра: Видин

Правящий архиерей: Дометиан, митрополит Видинский

Врачанская митрополия

Кафедра: Враца

Правящий архиерей: Калиник, митрополит Врачанский

Доростольская и Червенская митрополия

Кафедра: Русе

Правящий архиерей: Неофит, митрополит Доростольский и Червенский

Ловчанская митрополия

Кафедра: Ловеч

Правящий архиерей: Гавриил, митрополит Ловчанский

Неврокопская митрополия

Кафедра: Гоце Делчев (бывший Неврокоп)

Правящий архиерей: Нафанаил, митрополит Неврокопский

Пловдивская митрополия

Кафедра: Пловдив

Правящий архиерей: Арсений, митрополит Пловдевский

Сливенская митрополия

Кафедра: Сливен

Правящий архиерей: Иоаникий, митрополит Сливенский

Стара-Загорская митрополия

Кафедра: Стара Загора

Правящий архиерей: Галактион, митрополит Старазагорский

Американо-Австралийская митрополия

Кафедра: г. Нью-Йорк

Правящий архиерей: Иосиф, митрополит Американский и Австралийский

Западно-Европейская митрополия

Кафедра: Берлин

Правящий архиерей: Симеон, митрополит Западной Европы

Святейший Патриарх Болгарский Максим

Титул предстоятеля: Святейший Патриарх Болгарский, Митрополит Софийский

Патриарх Болгарский Максим (в миру Марин Найденов Минков) родился 29 октября 1914 г. в благочестивой семье ремесленника в селе Орешак Троянско Ловчанского округа неподалеку от Троянского монастыря. В детские годы будущий предстоятель Болгарской Церкви испытал на себе благотворное влияние братии этой святой обители.

В 1935 г. он с отличием заканчивает Софийскую Духовную Семинарию, а в 1942 г. - Богословский факультет Софийского государственного университета им. свт. Климента Охридского. На последнем курсе факультета , 13 декабря 1941 г., Марин принял монашеский постриг с именем Максим, а ровно через неделю,19 декабря, он был рукоположен в сан иеродиакона. После недолгого служения митрополичьим диаконом в г. Ловеч, был назначен учителем-воспитателем Софийской Духовной Семинарии. На этой должности иеродиакон Максим находился почти пять лет с 1942 по 1947 гг.

14 мая 1944 г. состоялось рукоположение отца Максима во иеромонаха, а 12 октября 1947 г. он был возведен в сан архимандрита и назначен протосингелом Доростоло-Червенской митрополии .

В 1950 г. определением Священного Синода Болгарской Православной Церкви архимандрит Максим был назначен настоятелем Болгарского подворья в Москве. Его служение в Москве продолжалось в течение почти шести лет - до конца 1955 г. В это время отец Максим расширил свои познания о Русской Православной Церкви, познакомился с ее архипастырями и пастырями, снискал общую любовь своих прихожан.

После возвращения на родину архимандрит Максим был назначен главным секретарем Священного Синода Болгарской Церкви ( Занимал эту должность в 1955 — 1960 г. ). и председателем редакционной коллегии синодальных периодических изданий ( 1957 –1960 гг. ). 30 декабря 1956 г. состоялась его хиротония во епископа Браницкого, а в 30 октября 1960 г. — провозглашение митрополитом Ловчанским.

На проходившем 4 по 8 июля 1971 г. в Софии Патриаршем избирательном Церковно-Народном Соборе БПЦ митрополит Ловчанский Максим, возглавлявший после кончины Святейшего Патриарха Кирилла Болгарскую Церковь в качестве Наместника-Председателя Св. Синода, был избран новым Предстоятелем Церкви. Интронизация новоизбранного патриарха состоялась 4 июля в Александре-Невском соборе в Софии. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен в своем приветственном слове новоизбранному Болгарскому Патриарху отозвался о нем, как о видном иерархе, отмеченном многими достоинствами, "необходимыми для исполнения им своего ответственного служения" ( ЖМП.1971.N 9.C.51 ).

В 1974 г. Совет Софийской Духовной Академии присудил Святейшему Патриарху Максиму за его богословские труды ученую степень доктора богословия "honoris causa". К 60-летию Патриарха Максима Синодальное издательство в Софии, выпустило сборник трудов его трудов "На ниве Господней" (София, 1975.). В книгу вошли слова, речи и статьи Патриарха Максима за 1950-1974 годы.

Священный Синод Болгарской Православной Церкви

Максим, патриарх Болгарский и митрополит Софийский

Калиник, митрополит Врачанский

Иоаникий, митрополит Сливенский

Арсений, митрополит Пловдивский

Дометиан, митрополит Видинский

Кирилл, митрополит Варненский и Великопреславский

Иосиф, митрополит Американский и Австралийский

Симеон, митрополит Западной Европы

Геласий, митрополит, Главный секретарь Св. Синода

Григорий, митрополит Велико Тырновский

Неофит, митрополит Доростольский и Червенский

Нафанаил, митрополит Неврокопский

Игнатий, митрополит Плевенский

Галактион, митрополит Старо Загорский

Воззвание 4-го церковно-народного Собора

Возлюбленные чада святой Болгарской Православной Церкви, дорогие сограждане, всечестные отцы, братья и сестры!

С Божией помощью 2 июля 1997 года в нашей столице был открыт очередной 4-й Церковно-народный Собор.

Во исполнение Устава Болгарской Православной Церкви делегаты от всех епархий нашей святой Церкви в Болгарии и за ее пределами вместе со своим епископатом во главе с Предстоятелем родной нашей Церкви патриархом Болгарским Максимом, положили старание в преданности народу и Церкви по обстоятельному рассмотрению жизненно важных вопросов настоящего времени и благословенного Богом будущего. Соборность была руководящим принципом всей деятельности собора.

В связи с приближающейся датой 2000-летия рождения Господа нашего Иисуса Христа было поручено Святейшему Синоду подготовить и объявить программу по достойному празднованию юбилея.

Были обсуждены и приняты необходимые изменения и дополнения в Уставе БПЦ, было разработаны основы по вопросам взаимоотношения между Церковью и государством, введения православного вероучения в болгарских школах, расширения церковно-просветительской и издательской деятельности, стабилизации финансово-хозяйственной стороны жизни Церкви, противодействия сектам, активизации социальной и благотворительной деятельности Церкви, оздоровления церковной дисциплины, поощрения использования современного болгарского языка в богослужении, осуждения раскола и действий отпадших от церковного единства, духовного окормления чад БПЦ за пределами Отечества.

4-й Церковно-народный Собор в своем полном составе становится постоянно действующим органом в течение четырехлетнего своего мандата в лице восьми церковных Комиссий.

Дорогие чада нашей святой Православной Церкви!

Как живые и действующие члены Тела Христова – Церкви, во имя Господне мы призываем вас крепко держаться в истинах нашей святой православной веры, взгревать единение духа в союзе мира (Еф. 4,3), не участвовать в бесплодных делах тьмы, а напротив, изобличать их (Еф. 5,11), быть отзывчивыми на призыв церковных колоколов к молитвенному участию в богослужениях, усовершенствоваться и преуспевать в вере и благочестии. Всякий от нас да станет миссионером в своем доме и своем ближайшем окружении, чтобы не пресекалась в поколениях богопознание и действие благодати Господней, необходимых для жизни в благочестии и чистоте. Именно так мы исполним наш пастырский и патриотический долг по примеру наших достойных предков и учителей в вере.

Мы выражаем свою боль по поводу отпадения некоторых от церковного единства. Мать Церковь обращается к ним с горячим призывом смиренно покаяться и вернуться в благодатное лоно, вернуться в ее спасительные дворы, чтобы стать наследниками вечной жизни.

С большой радостью констатируем, что для присутствия на соборе и молитвенного участия в богослужениях прибыли дорогие гости, братья во Христе, представители Поместных Православных Церквей, что свидетельствует о каноническом достоинстве нашей святой Церкви, как неотделимого члена единой, святой, соборной и апостольской Церкви.

Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога и Отца и общение Святого Духа да будет со всеми вами. Аминь.

От членов Собора, Председатель 4-го Церковно-народного Собора

+ МАКСИМ, Патриарх Болгарский

4-й Церковно-народный Собор 2-4 июля 1997 г. (Справка)

4-й Церковно-народный Собор Болгарской Православной Церкви проходил с 2 до 4 июля 1997 года в здании Софийской Духовной Семинарии. Собор являлся очередным и проводился во исполнение Устава Болгарской Православной Церкви.

Первый день заседания Собора началось в 9.00 после Божественной литургии совершенной в присутствии и при участии членов Собора.

После приветственной речи Святейшего Патриарха Максима с поздравлениями по случаю открытия Собора выступили представители братских Поместных Церквей:

от Константинопольского патриархата Никопольский и Превезcкий митрополит Мелетий;

от Александрийского патриархата Леонтопольский митрополит Дионисий;

от Московского патриархата Волоколамский и Юрьевский митрополит Питирим;

от Сербского патриархата протоиерей Милотин Тимофеевич;

от Румынского патриархата Слобозский и Каларашский епископ Нифон;

от Еладской архиепископии Гревенонский митрополит Сергий;

от Православной Церкви Чехии и Словакии Михайловский епископ Иоанн;

от Албанской архиепископии архимандрит Иустин.

В своих выступлениях гости подчеркнули историческое достоинство Болгарской Православной Церкви и единодушно выразили ей братскую поддержку в ее трудном противостоянии расколу и сохранении канонов Святой Церкви.

С приветствием к Собору также выступили г-н Иван Сунгарский председатель Парламентской Комиссии по правам человека и г-н Любомир Младенов представитель Дирекции по вероисповеданиям при Совете министров Республики Болгарии.

Заседание первого дня работы Собора было закрыто отчетным докладом Святейшего Патриарха Максима о состоянии Болгарской Православной Церкви.

Второй день работы Собора начался с Божественной литургии.

В течение рабочего дня Собора его участники обсуждали и голосовали проекты по изменению Устава Церкви, а также совершили избрание новых членов Высшего Церковного Совета.

Было принято воззвание к клиру, монашествующим и мирянам. Заключительные документы Собора были приняты после полуночи, уже 4 июля.

После официального закрытия Собора, 4 июля была организованна пресс-конференция по итогам работы Собора. Состоялась праздничная Божественная литургия и благодарственный молебен.

Богословский Факультете Софийского Университета св. Климента Охридского

Адрес :

1000 София, пл. "Света Неделя" 19

тел.: (+359 2) 988 3950

(+359 2) 988 3238

факс: (+359 2) 987 2525

Краткие исторические сведения

Идея открытия Богословского факультета в Болгарии родилась еще перед освобождением Болгарии от турецкого ига. Нужда в высокообразованных богословах особенно ощущалась вследствие образования в 1870 году Болгарского экзархата. Но идея организации Болгарского Университета в Константинополе (Стамбуле), не могла быть реализована как из-за отсутствия средств и преподавательских кадров, так и из-за последовавших политических событий: апрельского восстания 1876 года и освободительной русско-турецкой войны 1877-78 гг.

Первые серьезные шаги в деле открытия богословского факультета были сделаны только в 1908 г.: Священный Синод БПЦ 24 июня 1908 г. направил в Министерство исповеданий письмо с просьбой об открытии факультета. После долгой переписки между Св.Синодом и Министерством исповеданий вопрос, наконец, был разрешен. В законе о народном просвещении, принятом Народным Собранием в 1921 г., предусматривалось открытие Богословского факультета Университета с 8 кафедрами: Священного Писания Ветхого Завета, Священого Писания Нового Завета, Систематического богословия, Истории религий и истории Христианства, Церковной археологии и Литургики, Пастырского богословия и патристики, Церковного права и Гомилетики.

Законом предусматривалось, что первые три профессора новооткрытого Богословского факультета должны быть избраны от ученого совета Университета, по рекомендации комиссии, состоящей из трех членов: председателя – проф. д-р. В.Н. Златарского, Видинского митрополита Неофита и Минко Генова ,преподавателя богословия в гимназии.

29 ноября 1922 г. профессором кафедры Систематического богословия был назначен архимандрит доктор Евфимий Сапунджиев. 3 января 1923 г. проф. кафедры Церковного права был назначен протопресвитер доктор Стефан Цанков. Прот. Александр Рождественский был назначен профессором по кафедре Свящ. Писания Нового Завета. Таким образом был сформирован первый Совет профессоров факультета во главе с деканом протопресвитером Стефаном Цанковым.

На своем втором заседании 11 марта 1923 г. Ученый Совет факультета сформулировал следующие задачи богословского образования на факультете:

1) Подготовка достойных священно- и церковнослужителей для БПЦ.

2) Распространение православной богословской науки.

3) Поддержка духовного просвящения.

Учебные занятия на богословскеом факультете начались осенью 1923 г.

В 1951 г. по политическим причинам богословский факультет был отделен от Университета и стал существовать как Духовная Академия "Св. Климента Охридского" под ведомством Болгарской Церкви.

1 июля 1991 бывшая Духовная Академия снова стала факультетом Софийского Университета.

Современное состояние Богословского факультета

В настоящее время факультет имеет семь кафедр:

1) Священного Писания Ветхого Завета;

2) Священного Писания Нового Завета;

3) Истории Церкви;

4) Догматического и нравственного богословия;

5) Христианской апологетики и Христианской философии;

6) Церковного Права;

7) Практического богословия.

Ректором факультета является проф. доктор Иван Денев Георгиев.

На богословском факультете сейчас трудятся 17 штатных преподавателей: 6 профессоров, 1 доцент, 4 старших. преподавателя, 2 ассистента ( 1 с докторской степенью), 1 старший ассистент (без докторской степени), 3 главных ассистента (2 из них без докторской степени). Кроме того на богословском факультете трудятся сверхштатные сотрудники: 3 профессора, 2 доцента, 3 преподавателя и 8 ассистентов.

Кафедры ведут научную жизнь, разрабатывая богословскую науку в различных областях. Сотрудники кафедр самостоятельно разрабатывают научные программы. Любой сотрудник может свободно разрабатывать тот профиль, которым занимается.

В 1998/99 учебном году на факультете обучалось 682 студента (328 очно и 339 заочно), из них 407 мужчин и 260 женщин, в т.ч. 9 иностранных студентов. Кроме того, на факультете обучались 7 докторантов.

Учебный план и формы обучения

Учебный план Богословского факультета составлен в соответствии с требованиями закона о высшем образовании. На факультете дают образование по специальности "богословие (теология)" с квалификационными степенями "Бакалавр" и "Магистр".

Срок обучения на степень бакалавра при очном обучении составляет 9 семестров, при заочном 10 семестров, с общим количеством часов – 3500 для очной формы обучения , и для заочной – 50% от очной.

Срок обучения на степень магистра соcтавляет два семестра, с общим количеством часов не менее 700.

Обучение на степень бакалавра завершается дипломной работой или государственным экзаменом для, тех кто не соответствует высшим требованиям. Тема дипломной работы выбирается в конце 7-го семестра. Кроме того, все студенты сдают и практический государственный экзамен, на котором испытываются приобретенные педагогические навыки.

Учебный план включает дисциплины обязательные, по выбору и факультативные. К дисциплинам по выбору относятся: латинский язык, христианская социология, нехристианские религиозные учения и психология религии. Студент должен выразить желание по изучению двух из них: либо латинский язык и нехристианские религиозные учения, либо христианская социология и психология религии .

По выбору изучается один из иностранных языков: английский , французский или немецкий.

Существуют факультативные дисциплины: древнеболгарская книжность и агиология.

Во время обучения студенты проходят богослужебную практику (чтение, пение) в часовне факультета под руководством преподавателя по церковному пению и церковной музыке. Причем обязательно изучается традиционное древневизантийское пение и невменная (т.е. крюковая) нотация. На эти занятия отводится по 5 часов еженедельно. В богослужебную практику входят также внеаудиторные занятия по гомилетике (церковной проповеди), на которые отводится по 3 часа в неделю. Участие студента в богослужебной практике обязательно и является необходимым элементом обучения.

Вне общего времени занятий проводится 3-х часовая спевка для студентов имеющих музыкальный слух (по выбору регента церковного хора).

Прошедшие обучение по учебному плану получают образовательно-квалификационную степень "Бакалавр богословия(теологии) и преподаватель богословия (теологии)".

Закончившие обучение на степень магистра получают квалификацию "Магистр богословия (теологии) и преподаватель богословия". При этом обязательно защищается дипломная работа.

По программе подготовки бакалавров на кафедрах изучаются следующие предметы:

Кафедра Священного Писания Ветхого Завета

Введение в Священное Писание Ветхого Завета (общее и частное)

Толкование Священного Писания Ветхого Завета

Библейская археология

Кафедра Священного Писания Нового Завета

Введение в Священное Писание Нового Завета

Толкование Священного Писания Нового Завета

Кафедра Истории Церкви

История Болгарской Православной Церкви

Общецерковная История

Кафедра Догматического и нравственного богословия

Введение в богословие

Нравственное богословие

Этика

Христианская социология

Агиология

Патрология

Догматическое богословие

Нехристианские религиозные учения

Инославные исповедания

Кафедра Христианской апологетики и Христианской философии

Апологетика

Христианская философия

Психология

Психология религии

Кафедра Церковного Права

Церковное право

Устройство и управление БПЦ

Кафедра Практического богословия

Пастырское богословие

Богослужение

Литургика

Восточно-церковное пение и богослужение

Музыкальная теория

Гомилетика

Педагогика

Педагогическая психология для неспециалистов

Катехетика (методика обучения богословию по каждому богословскому предмету в отдельности)

Христианское искусство

Древнеболгарская литература

Новые языки

Древние языки

Материальная база и оснащение факультета

Факультет имеет хорошую материальную базу. Он располагается в отдельном здании, в котором находится также общебогословская и специализированная библиотеки. Основные дисциплины обеспечены пособиями и учебниками, дополнительно печатаются ксерокопии лекций. Факультет оснащен компьютерным классом с выходом в интернет и с программами для аудиовизуальных технологий обучения. Факультет издает "Ежегодник" и журнал "Богословская мысль".

На факультете существует две библиотеки: основная – 40 тыс. томов и новооткрытая "Библика" c фондом около 2 тыс. томов, которая пополняется книгами, присылаемыми Ассоциацией богословов Нового Завета с центром в Цюрихе (Швейцария).

Софийская Духовная Семинария во имя преподобнаго Иоанна Рыльского

Адрес:

България, София, 1164

пл. Велчова Завера, 2

Из истории семинарии

Софийская духовная семинария основана в 1874 году. Первоначально Школа находилась в Лясковском монастыре святых первоверховных апостолов Петра и Павла и носила название "Богословское училище".

В 1897 году Святейший Синод Болгарской Православной Церкви вносит в городское управление Софии предложение о размещении духовной школы в столице и получает большой участок в центре города для строительства зданий необходимых дла полноценного функционирования учебного заведения. Уже в 1902 году князем Болгарским Фердинандом I и председателем Святейшего Синода БПЦ митрополитом Варненским и Великопреславским Симеоном был положен закладной камень в основание центрального здания Софийской духовной семинарии.

20 января 1903 года состоялось торжественное освящение построенного корпуса семинарии и открытие нового учебного семестра.

Балканские войны и начавшаяся Первая мировая война существенно затруднили учебный процесс в семинарии. Часть ее зданий передается военному госпиталю. После окончания войны в освободившихся от госпиталя помещениях на некоторое время размещается агрономический факультет Софийского университета.

Изменение политического устройства страны после окончания Второй мировой войны прервали дни благополучного существования Софийской духовной семинарии. С 1944 по 1946 гг. комплекс семинарских зданий был передан в пользование Советской армии, с 1946 по 1950 гг. — Союзу болгаро-советской дружбы. Все это время семинария продолжала пользовять малую часть собственных зданий, пока в 1950 году власти не потребовали полного ее перемещения в Черепишский монастырь. С 1950 года в семинарских корпусах размещают Дворец пионеров.

Весной 1990 года комплекс семинарских зданий и прилегающая территория были возвращены Софийской духовной семинарии.

Статус cеминарии и учебный процесс

Софийская духовная семинария находится в непосредственном подчинении Святейшему Синоду Болгарской Православной Церкви и является акредитованным среднеспециальным учебным заведением.

Ректор Семинарии назначается Святейшим Синодом. Вопросы относящиеся к внутренней жизни Семинарии и учебному процессу решаются на периодических заседаниях Учительского совета, решения которого вступают в силу после одобрения Синодом.

Основы жизнедеятельности семинарии регламентированны Правильником (Уставом), одобренным Синодом и министерством образования и науки.

В семинарии обучается 160 студентов в возрасте от 14 до 19 лет по пятилетнему курсу и 116 студентов с оконченным средним образованием в возрасте выше 20 лет по ускоренному — двухлетнему курсу.

Материальная база и оснащение

Софийская духовная семинария располагается в западной части центрального городского парка. Парки и сады семинарии были заложены еще в начале ХХ века личным садовником царя Болгарии Фердинанда.

Решением Национального института памятников и культуры в 1998 году семинарскому комплексу был присвоен статус архитектурного и исторического памятника культуры национального значения.

Семинария располагает учебным и административным корпусом, пансионом и летним театром. Отдельно стоящий семинарский храм посвящен преподобному Иоанну Рыльскому и представляет собой прекрасное строение в византийском стиле. В храме совершаются ежедневные утренние и вечерние богослужения обязательные для всех учащихся.

Уходящее правительство Болгарии устраивает "Охоту на ведьм"

София, 21 июня 2001 г.

В правительстве Болгарии и прессе продолжают муссироваться слухи о готовящемся русскими монахами "захвате" болгарского афонского Зографского монастыря.

Интрига с якобы состоявшимся захватом Зографского монастыря была активно ввернута в десятку болгарских национальных новостей еще 5 июня, когда член раскольничей болгарской церковной группировки Боян Сарыев заявил об окончательной утере Синодом БПЦ контроля над этим крупным болгарским афонским монастырем.

До сих пор, несмотря на опровержения насельников монастыря и членов Святейшего Синода Болгарской Православной Церкви, болгарские политики и журналисты продолжают обсуждение этой вымышленной проблемы в средствах массовой информации. Так, в недавнем совместном заявлении заместитель министра иностранных дел Болгарии Марин Райков и директор Дирекции по вероисповеданиям Совмина Любомир Младенов заявили, что "присутствие русских монахов в болгарском монастыре на Святой Горе тенденциозно и имеет цель изменить этнический состав монастыря".

По полученной от насельников монастыря информации, под "присутствием русских монахов" подразумевается проживание в одном из скитов обители отца Рафаила с немногочисленными послушниками, причем проживание осуществляется по благословению Игумена обители.

Как ни странно, столь явно вымышленная проблема вызвала особое внимание со стороны Вселенского Патриарха, который еще год назад, после поселения русских монахов на территории болгарского (!) монастыря, войдя в контакт с Советом министром заявил, что он не видит "присутствие русских монахов в монастыре Зограф необходимым".

Трудно предположить, с чем связано внимание прессы и членов теперь уже уходящего прораскольничего правительства к данному вопросу. Радение ли это о национальной святыне или грубая провокация, имеющая цель вбить клин между канонической Болгарской Православной Церковью и Московским Патриархатом, а может быть, желание зарекомендовать себя незаменимыми знатоками церковной ситуации?

Так или иначе, точку в этой истории поставит новое "Симеоновское" правительство, которое скорее всего предпочтет препоручить решение данной проблемы единственно возможному арбитру - самой Болгарской Православной Церкви.

Царь Симеон и Болгарская Церковь

20 июня в 12 часов за закрытыми дверями состоялась встреча главы победившего на прошедших 17 июня в Болгарии парламентских выборах "Национального движения Симеон Второй" царя Симеона и Святейшего Синода Болгарской Православной Церкви. В Синодальных палатах, где проходила встреча, царь был встречен пением многолетия и тропаря Пятидесятницы "Днесь благодать Святаго Духа нас собра".

Как уже сообщало Православие.Ru, НДСВ одержало решительную победу на выборах в парламент республики Болгария, что обеспечило царю Симеону практически полную самостоятельность в формировании кабинета министров, а на практике - полную власть в Болгарии, являющейся парламентской республикой.

Предшествовавшая столь неожиданной для всех победе предвыборная кампания стала своего рода проверкой на прочность добрых отношений Симеона II и священноначалия Болгарской Православной Церкви. За два месяца предвыборной кампании НДСВ в средствах массовой информации и выступлениях болгарских и иностранных политиков достаточно часто встречались критические высказывания по поводу близких отношений Церкви и царя. Порой в проправительственных СМИ разворачивалась настоящая травля Святейшего Синода за вмешательство в политику.

Наиболее показательной в этом отношении стала реакция прессы на участие царя в пасхальном Патриаршем богослужении в кафедральном соборе св. Александра Невского в ночь с 14 на 15 апреля с.г. От царя и Синода потребовали объяснений того факта, что Его Величество молился на царском троне и читал во время литургии Символ веры. Тогда Святейший Синод даже вынужден был выступить со специальным заявлением, в котором было указано, что Симеон II всегда становился перед царским троном и право на это он получил в миропомазании еще в детском возрасте, а Символ веры согласно древней традиции священнослужитель поручает читать наиболее видному гражданину из присутствующих, каковым являлся Симеон II.

Теперь, когда царь Симеон II получил практически все рычаги реальной власти в стране, Церковь вполне оправданно надеется на его поддержку и помощь в преодолении того тяжелого положения, в которое ее ввергли все прежде правящие политические силы.

Именно об этом шел разговор во время состоявшейся 20 июня встрече в Синодальных палатах. Как сообщают информированные источники в аппарате Святейшего Синода, встреча иерархов БПЦ и Симеона II была посвящена проблеме преодоления раскола в Болгарской Церкви и выяснению перспектив сотрудничества Церкви и нового государственного аппарата. Монарх заявил о своем намерении создать специальную парламентскую группу по рассмотрению случаев нарушения прежним правительством законов о религиозных организациях и возвращению канонической Церкви ее имущественных и иных прав. Особое внимание вызывает факт специального обращения во время встречи царя Симеона II к Святейшему Патриарху Максиму с просьбой благословения Национальному движению на служение Отечеству.

После встречи, отвечая в зале приемов Святейшего Синода на вопросы журналистов, Симеон II заявил о своем намерении поддержать Болгарскую Православную Церковь в ее усилиях преодолеть существующий раскол. Впрочем, лишенные поддержки прежнего правительства, раскольники, по всей видимости, сами будут искать возможности скорейшего мирного разрешения сложившейся ситуации.

Болгарская церковь протестует против действий Государства

13 декабря в Софии состоялась широкомасштабная акция протеста Болгарской Православной Церкви против действий руководства страны. В 11 часов в столице начался крестный ход при участии болгарских архиереев, духовенства и верующих. Шествие под звон колоколов софийских церквей тронулось от Синодальной палаты к резиденции главы государства, Верховному суду, потом Парламенту и завершилось у кафедрального собора св. Александра Невского. Участники шествия несли плакаты, призывающие государство воздержаться от вмешательства в церковную жизнь. Патриарх Болгарский Максим встретил крестный ход около собора и возглавил молебен, а затем и митинг, на котором было оглашено обращение Священного Синода к собравшимся. В шествии и митинге на соборной площади приняли участие руководители двух политических партий и члены парламента, болгарское духовенство и миряне, большое количество молодежи.

Двумя днями раньше, 11 декабря весь Болгарский Синод во главе с Патриархом Максимом, духовенство Неврокопской епархии провели крестный ход в Благоевграде. Чем же вызваны столь мощные акции протеста Болгарской Церкви?

Дело в том, что государство твердо и целенаправленно поддерживает болгарских раскольников, при этом всячески ущемляя каноническую Православную Церковь. Еще 18 октября с.г. Высший административный суд Болгарии вынес странное определение по толкованию Положения о регистрации религиозных организаций. Решение беспрецедентное: под названием "Болгарская Православная Церковь" отныне могут быть зарегистрированы любые религиозные организации. Таким образом, Суд (разумеется, по политическим мотивам) оказал мощную поддержку болгарским раскольникам. Цель данного постановления - спровоцировать хаос в церковной среде.

Решение Высшего административного суда обжалованию не подлежит, что предвещает настоящую войну с раскольниками, а также правительством и мэрией, поддерживающих их в борьбе за каждый храм и каждый участок земли. Положение отягощается тем, что предстоящие выборы скорее всего принесут успех ныне правящим социал-демократам.

Архимандрит Николай, протосингел Софийской митрополии, в своих публичных выступлениях обвиняет правящий режим в инициации и поддержании раскола в Болгарии. Очевидно, что раскол не имел бы никаких шансов на существование без поддержки государства. Так, в Софийской епархии на 200 канонических приходов приходится всего 10 раскольнических храмов, большее число из которых были музеями, а не приходскими церквями.

И вот теперь, видимо, в качестве пробного шара, районный прокурор города Благоевград Неврокопской епархии вынес решение о передаче городского кафедрального собора раскольникам. Правящий митрополит Нафанаил Неврокопский и соборное духовенство были силой выброшены из храма группой вооруженных людей, нанятой раскольниками. В Неврокопской епархии, где действует самозванный епископ Григорий, до сего дня не было ни одного раскольнического прихода.

Болгарская Церковь протестует, но время, по всей видимости, уже упущено. Парламент готовится принять новый законопроект о религиозных организациях, который косвенно потребует переизбрания Патриарха и ревизии легитимности каждого архиерея Болгарской Православной Церкви.