Американская Православная Церковь

- Нет ли в Вашем приходе каких-либо вещей, принадлежавших святителю Тихону?

- К сожалению, нет. Но у нас есть частицы мощей святителя Тихона в антиминсе, а также выставленные для поклонения. Блаженнейший митрополит Феодосий, предстоятель нашей Церкви, в своей ризнице имеет облачение, принадлежавшее патриарху Тихону, оно отреставрировано и на особые праздники он служит в этом облачении.

- В чем выражается почитание священномученика Иоанна Кочурова в Вашей церкви?

- Когда мы поминаем его на литии, мы поминаем его как просветителя Среднего Запада и мы всегда называем его святой Иоанн Чикагский и Царскосельский. 21 октября, на память священномученика Иоанна мы всегда служим всенощную, приглашаем всех местных священников и они обычно собираются, чтобы с великой радостью почтить память священномученика на праздничном богослужении. Также мы засвидетельствовали свое почитание святого, совершив паломничество группой прихожан Свято-Троицкого собора и посетив Санкт-Петербург и Москву, чтобы побывать на канонизации и в местах, где пострадал святой Иоанн. Мы обращаем свои взгляды в будущее и надеемся, что вскоре его мощи будут обретены, и мы хотим обратиться к митрополиту Санкт-Петербургскому Владимиру с просьбой благословить наш храм частицей мощей, чтобы поместить ее как великую святыню на почетном месте для поклонения. Также мы будем праздновать столетие нашего храма через два года. Первоначально была создана община, которая уже отпраздновала свое столетие, но самому зданию исполнится в 2002 году сто лет, и это будет большое празднование. Одним из пунктов празднования является проект, который сейчас решается с местными властями - наименование одной из соседних улиц "улица святого Иоанна Кочурова".

- Знаете ли Вы что-нибудь о чудесах, происходивших в Америке в последнее время?

- Это очень важный вопрос. Я могу говорить только о своей епархии, т. к. если в других епархиях случались какие-либо чудесные явления, то мы о них не слышали. Мы знаем, что каждое воскресение, на каждой Божественной Литургии чудесным образом вино и хлеб претворяются в Тело и Кровь Христовы - это величайшее чудо, и мы должны об этом помнить. В нашей епархии в последнее время Господь явил плачущие и мироточивые иконы. Плачущие иконы замечательны тем, что из глаз изображения Божией Матери исходят слезы. Мироточение бывает из отдельных участков, иногда вся икона мироточит. В нашей епархии явилось три или четыре плачущих иконы. Первое явление произошло несколько лет назад в албанской православной церкви святителя Николая. Чудо произошло перед праздником святителя Николая. Также мы знаем о другой иконе Матери Божией из Цицеро, пригородного района Чикаго. Эта икона начала плакать на праздник святого Георгия, это было в церкви святого Георгия несколько лет назад. Еще одна икона принадлежала благочестивой арабской женщине, мироточение началось в ее доме. Что удивительно, иконы, которые прикладывали к антиохийской иконе в Цицеро и к этой, даже бумажные репродукции начинали мироточить и плакать, что было необычайным чудом. Икона из антиохийской церкви великомученика Георгия начала плакать на Вербное воскресение, и в канун праздника святого Георгия собрались люди и было отслужено несколько молебнов, чудо привлекло внимание средств массовой информации, и собравшиеся стали фотографировать. Священник произнес проповедь и после был нанят фотограф, чтобы сделать репродукцию с иконы. И когда он фотографировал - слезы были видны отчетливо, очень впечатляюще, миро с ароматом роз. После того как фотографии были готовы и фотограф показал их священнику - на них не было видно слез! Священник не знал что делать, такое странное происшествие! Он позвал другого человека, прихожанина и на его фотографиях было ясно видно слезы. Оказалось что первый фотограф-профессионал не верил в Бога, он был атеист. Господь по Своей великой мудрости не позволил, чтобы слезы были видны на его снимках. Это было еще одно чудо - через это подвигнуть человека к покаянию, я не знаю, где он сейчас, но надеюсь, что он принял святое крещение. Множество людей в Чикаго получили исцеления от рака благодаря этой иконе. Бесплодные женщины приходили с верой и исцелялись. Икона известна не только в среде православных, но и среди католиков. Церковь открыта ежедневно, при ней живет монах - хранитель иконы, который стоит рядом, молится и впускает людей. Католики приходят также, как и православные, и молятся часами перед иконой, и это тоже чудо - так Матерь Божия призывает людей молиться! То воздействие, которое было оказано на общину и на окружающих, сколько людей приходят помолиться, сколько познают премудрость Божию - для меня является большим чудом, чем слезы.

Еще в одном нашем приходе в Детройте была мироточивая икона в Ливонии (Ливония - это район Детройта), в доме арабской женщины. Икона висела над дверью, и однажды женщина заметила, как что-то капает, и она сняла икону, чтобы посмотреть. Это была очень благочестивая семья - они тут же стали молиться перед иконой, и мироточение стало очень сильным. Тогда они принесли икону в церковь, принадлежащую к Православной Церкви в Америке, и священник отслужил молебен, в течение которого мироточение продолжалось. Потом они позвали епископа Иова, чтобы он освидетельствовал эту икону. Я приехал туда вместе с владыкой, и когда мы начали служить молебен, икона была сухая, и только прозвучало Благословен Бог… - появилось миро. К концу службы накопилось около четверти литра. Епископ подтвердил, что это действительно чудотворная икона и благословил служить один акафист в неделю перед ней. Церковь открыта ежедневно, и множество людей приходили и получали исцеления от бесплодия, от рака - очень часто исцеляются, некоторые исцелились от слепоты. Но, как я уже отметил ранее, мы должны быть внимательны, чтобы не искать чудес как таковых, т. к. каждая Литургия - это чудо, и чудесно то, что мы просыпаемся утром и можем молиться и каяться. Истинное покаяние - это великое чудо. Явления чудотворных икон - необычайное явление, великая милость Божия, мы благодарим Господа, но только бы это не было поводом для скорби. Я знаю, что многие, особенно с иконой в Цицеро, искушались, когда одни прикладывали фотографии иконы к оригиналу и те начинали мироточить, а у других этого не происходило. Люди скорбели от этого. Мы благодарим Господа за эти чудеса и радуемся. Однажды я по милости Божией посетил отца Николая на острове Залит. Я встречался с ним дважды в жизни, и каждый раз это было чудо. Я был в растерянности, когда начались эти чудеса, было множество вопросов: может, это предвещает несчастье, может, это Божий знак, предупреждение, призыв к покаянию или это утешение. Я спросил об этом у отца Николая, и когда я рассказывал об этих событиях, у него был такой вид, как будто он уже знает об этом, но тем не менее он дал мне договорить и на вопрос, как нам истолковать эти явления, сказал что это хорошее предзнаменование, мы должны радоваться, и это говорит о большой благодати в Чикаго и о сильной вере христиан. Это благословение людям по их вере. И мы принимаем это с радостью. Потому что часто в Америке мы печалимся и скорбим о том, что мы не благоговейны, что благочестие умаляется, а такие знамения утешают - вера сильна, мы должны радоваться!

- Появляется ли информация об этих явлениях в прессе?

- Я уверен, что это правильно и хорошо, когда наши священники и епископы, местные епископы - антиохийский, албанский или наш владыка Чикагский, стараются, чтобы это не получало огласку в прессе. Мы хотим сохранить это для верующих. Вы знаете слова молитвы ко святому Причащению: "Не бо врагом Твоим таину повем". И мы должны быть очень внимательны, потому что плачущие иконы и любое чудо в Церкви - это таинство для верных, не для внешних, и мы должны понять, что это - призыв к покаянию, для нашего исцеления, призыв к молитве. Каждый может приложиться, мы разрешаем всем, но мы против превращения этого в некое шоу, мы хотим, чтобы люди не забывали о Христе. Мы должны помнить, что наша вера - вера в Христа Распятого и Воскресшего. Мы должны быть осторожны с прессой, они могут показать все в другом свете, а наша вера - во Христа, а не в плачущие иконы.

- Есть ли среди Ваших прихожан русские эмигранты?

- Американская Православная Церковь - церковь для всех народов, мы рады всем, кто обратился из неверия, всем, кто пришел из католичества или протестантизма, всем, кто православный с рождения, мы открыты для всех и принимаем всех. Мы стараемся быть учениками патриарха Тихона. И сейчас наблюдается новое явление: с падением социалистического режима в нашем приходе появилось множество эмигрантов из России, которых мы окормляем и всегда принимаем с любовью. Многие из них обратились, уже покинув родину, некоторые были верующими, но воцерковились здесь, и когда они приходят к нам, мы должны позаботиться об их дальнейшем воцерковлении, и поэтому я стараюсь привезти книги на русском для них. В Чикаго есть несколько храмов, куда приходят выходцы из разных стран, в одном храме - святого Иосифа, много поляков, там служат две литургии в воскресенье, одну из них на славянском, где бывают русские, поляки и албанцы и другие славяне. Еще есть церковь святого Георгия, в которой большинство - выходцы из Белоруссии и Польши, эмигранты 30-40-х годов, в этом храме большая часть служб на славянском. В нашем соборе используется английский, но некоторые молитвы и песнопения мы поем по-славянски - тропари, Святый Боже. У нас служат два священника, которые приехали из России в 40-х годах. Большинство эмигрантов приходят в наш собор, и я думаю, это потому, что в храме особая теплая и молитвенная атмосфера, и он напоминает русские церкви. Прихожане стараются с любовью принимать тех, кто недавно приехал из России. Те, кто говорит по-русски, общаются с ними, мы стараемся достать книги на русском и всячески стремимся облегчить им смену обстановки, помочь им ассимилироваться. Жизнь в Америке разительно отличается от России, и мы пытаемся облегчить им процесс адаптации и в то же время показать, что православие должно занимать первое место в их жизни. Можно стать американцем, оставаясь православным, не превращаясь в протестанта или безбожника. Но мы не только учим их, но и сами узнаем что-то новое, поучаемся в благочестии, происходит замечательный взаимообмен.

- Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял решение о канонизации царя Николая II. Как это было воспринято в Америке?

- Трудно говорить за всех, но я сам как православный христианин радуюсь, что в Церкви появился новый святой - и не важно, царь это или крестьянин, святой ходатайствует и молится за нас, и это прекрасно! Это для меня более важный факт, чем то, кем он был: царем, монахом или епископом. Важно, что он может молиться за нас, грешных, и это милость Божия!

Что касается православных американцев, то среди нас много выходцев из протестантизма, католичества, иудейства или бывших атеистов, большинство людей почти не знакомы с русской историей и, возможно, не знают ничего о царе Николае. Поэтому его почитание пока не очень распространено в Православной Американской Церкви. Возможно, какие-то наши прихожане не знают, что иконы в иконостасе нашего собора были пожертвованы Императором Николаем II. В Зарубежной Церкви его очень почитают, и в 1981 году там состоялась канонизация Царской семьи, но большинство православных - греки, антиохийцы, сербы, даже некоторые в Православной Американской Церкви - увидели в этом политический шаг. Сейчас же, когда Московский Патриархат принял решение о канонизации, мы убеждаемся, что здесь нет места политике, и замечательно, что царь Николай, теперь святой Николай почитается должным образом. Я знаю множество священников из эмигрантов, в том числе и в Чикаго, у которые были иконы св. царя Николая в красном углу еще до канонизации. Мы знаем, что канонизация основана на почитании среди христиан. Поскольку царь Николай и его семья почитались и здесь, в Америке, за много лет до канонизации, сейчас, после церковного прославления, мы особенно рады этому факту.

- Что американцы думают о действиях Константинопольского Патриарха Варфоломея на Украине и в Эстонии?

- Ответить на этот вопрос нелегко. Я должен сказать, что большинство православных христиан в Соединенных Штатах находятся в юрисдикции Патриарха Варфоломея в ведении Греческой Православной Архиепископии в Северной Америке. Но вопрос обращен ко мне, клирику автокефальной Православной Церкви в Америке - Церкви, автокефалия которой была дарована Матерью-Церковью, Московским Патриархатом, и которая до сих пор не признана Константинопольским Патриархатом. Я должен сказать, что как православный христианин я могу только горячо молиться за Его Святейшество Варфоломея, да дарует ему Господь мудрость и милосердие и понимание, что он борется за право понести тяжелый крест быть "первым среди равных". Я также должен молиться за всех нас, начиная с себя самого, чтобы понять историческую и духовную суть Святого Православия. Православие всегда было связано с миссиями и естественным образом поддерживало автокефальные Церкви, которые сохраняли общение со Вселенской Церковью. Мы также, понимаем что только Материнская Церковь, видя духовную и административную самостоятельность Дочерней Церкви, имеет право даровать автокефалию или автономию в зависимости от ситуации. Мы должны всегда молиться за единение святых Поместных Церквей. Это единство - лучшее свидетельство об истине Святого Православия, а разлад и соперничество - это позор для нас и радость для демонов. Да просветит нас Господь своей мудростью, дабы мы были стойкими, соединенными во Христе Православными Церквями по всему миру!

- Что для Вас значит быть православным в Америке?

- Я думаю, во всех странах это означает одно и то же. Православный христианин каждый день, вставая утром, крестится и надеется, что грядущий день он проведет, стараясь следовать воле Божией. Я думаю, так везде: на Афоне, в Москве, в Китае или в Чикаго, везде одинаково. И я верю, что Православие - вселенская религия, и носим ли мы греческую камилавку или русскую, это не важно. Быть православным христианином - значит проповедовать Христа Распятого и Воскресшего не только на словах, но и делами, молитвенной жизнью. Это значит видеть Христа в своем ближнем, спасаться самому и помогать спасению ближних.

Священный синод Американской Православной Церкви принял заявления по поводу исследований эмбриональныз клеток

Сьоссет, Нью-Йорк,15 -18 октября 2001 года.

Члены Священного Синода епископов Православной Церкви Америки собрались на очередное плановое заседание в здании архива ПЦА 15 -18 октября 2001 года. Было сделано заявление на тему: "Исследование эмбриональных клеток в перспективе православного христианства".

В заявлении выражается православное убеждение в том, что "человеческое существо начинает свою жизнь с момента зачатия, и с этого момента оно священно, поскольку обладает душой. Таким образом, оно является личностью, созданной по образу Божию и, призвано к святости для вечной жизни".

Иерархи одобрили инициативу президента США "в поиске разумного компромисса между защитой человеческой жизни на всех этапах ее развития и исследованием потенциальных терапевтических выгод, которые могут быть извлечены из многофункциональных зародышевых клеток" однако выразив "недвусмысленную оппозицию идее человеческого клонирования". Тем не менее, иерархи заявили, что они "не могут смотреть сквозь пальцы на любые формы использования эмбриональных клеток в исследовательских целях, включая выращивание зародышей из разрушенных эмбрионов".

Письмо священного синода епископов к Русской Православной Церкви заграницей

Его Высокопреосвященству, Преосвященнейшему архиепископу Лавру, заместителю Первоиерарха Архиерейского Синода, Преосвященным Архипастырям и всем членам Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей

Священный Синод епископов Американской Православной Церкви, на встрече в Ойстер Бэй Коув, Нью-Йорк, 18 октября 2001 г., с молитвой обратил свои мысли к грядущему Собору, обращению Святейшего Патриарха Московского Алексия II и Священного Синода Русской Церкви, жизни и миссии Святой Православной Церкви в Америке, в России и во всем мире.

Мы оставляем за спиной XX столетие, с его бунтом против Бога, войнами и насилием, миллионами беженцев, технологическими успехами и нравственными поражениями. Среди зла, греха и тьмы прошлого века, свет Христов светит ярко для нас в лице бесчисленных мучеников и исповедников в России и других странах. И свет Христов препобеждает тьму - как это явлено в падении коммунистического тоталитарного атеизма.

Мы вступили в XXI век и снова видим насилие и войну, засуху и голод, реальность и угрозу терроризма и использование терроризмом биологических и химических средств нападения. Человечество живет в страхе и тревоге. Многие миллионы живут в бедности и голоде. В западной цивилизации в целом, материализм и сопровождающий его бытовой атеизм влияют на все направления массовой культуры. Печально, что в России и в других бывших социалистических странах Евангелие Христово также затмевается материализмом, безнравственностью, развращенностью, псевдодуховными практиками и культами.

Одним из наследий XX века в Православной Церкви явился раскол и разделение. В результате православные христиане не могут причащаться вместе из одной Чаши. Мы присоединяемся к Его Святейшеству Патриарху Московскому Алексию II, многим из вас и многим из вашей паствы, скорбящим о расколе, который нас разделяет. Мы присоединяемся в стремлении к обоюдному покаянию. Мы верим, что Бог зовет нас к единству в Его правде и Его Церкви, и для этого единства нужен православный призыв всех людей к покаянию и примирению, который с особенным вниманием может быть услышан израненным, испуганным и страдающим человечеством.

Для нас особенно значимо то, что письмо Его Святейшества Патриарха Московского Алексия II написано в день прославления святителя Иннокентия, митрополита Московского. Мы видим в этом знамение для вас и для нас, живущих в Америке. Святой Иннокентий, который в конце своей жизни был митрополитом Московским, посвятил большую часть своей жизни призванию миссионера Русской Православной Церкви. Как истинный апостол, он проповедовал Евангелие Христово жителям Аляски и туземным народам Сибири. Для него жизнь во Христе не ограничивалась границами государств и народов. Скорее, для него жизнь во Христе была наиболее насыщенна, когда она во смирении и радости была посвящена другим нациям и народам.

Несмотря на то, что миссия Православной Церкви в Америке обращена в основном к народам Северной Америки, наше евхаристическое общение с Церковью в России и другими Православными Церквами – это связь мира и единения, свидетельствующая о вселенскости Православной Веры. Для нас в равной степени ценны наше евхаристическое общение с Русской Церковью и дар автокефалии от Русской Православной Церкви. Мы видим в этом евхаристическом общении и в нашей миссии в Америке верность мировоззрению и апостольским трудам святого Иннокентия Московского.

Хотя главной задачей Русской Православной Церкви Заграницей и является свидетельство Русской Православной Церкви, но она имеет в своих рядах многих людей не только русских по происхождению, но и американцев, и тех, кто обратился в Святое Православие. Вы тоже являетесь частью наследия святителя Иннокентия Московского.

Наконец все мы, вкупе с Русской Православной Церковью с любовью чтим память святителя Тихона, Патриарха и Исповедника Московского. Святитель Тихон, как и святитель Иннокентий, закончил свою земную жизнь как предстоятель Русской Церкви, но начал свое апостольское и архиерейское служение в Северной Америке. Святитель Тихон первым поставил вопрос о даровании автокефалии Церкви в Америке, имеющей в своих рядах представителей многих этнических групп и национальностей, объединенных в Православной Церкви на этом континенте.

Мы, без сомнения, призваны к единению со Вселенской Православной Церковью и в Америке – евхаристическому единению, единению в проповеди Евангелия, единению во взаимном покаянии и примирении. Пусть этот призыв направит нас на путь, который приведет к концу раскола и разделения.

Феодосий,

Архиепископ Вашингтонский

Митрополит всея Америки и Канады

Члены Священного Синода Православной Американской Церкви:

Кирилл

Архиепископ Питтсбургский и Западной Пенсильвании

Петр

Архиепископ Нью-Йоркский и Нью-Джерси

Дмитрий

Архиепископ Далласский и всего Юга

Герман

Архиепископ Филадельфийский и Восточной Пенсильвании

Нафанаил

Архиепископ Детройтский и Румынского епископата

Иов

Епископ Чикагский и Среднего Запада

Тихон

Епископ Сан-Францисский и всего Запада

Серафим

Епископ Оттавский и Канадский

Николай

Епископ Балтиморский

Святый мученик Петр Алеут

В 1812 году Российско-Американская кампания, как тогда называлось колониальное управление Аляски, основала в северной Калифорнии свой посёлок, который был назван Форт Росс. Оттуда было возможно получать продукты: там выращивались овощи, зерно и скот для обеспечения питанием российских поселенцев на Аляске. В то время Калифорния была колонией Испании. Испанцы испугались, что Россия намерена завоевать их колонию и с подозрением относились к Форту Росс и ко всему, что там происходило. В 1815 году, к берегам Калифорнии подъехала группа алеутов на корабле. Испанцы напали на корабль и взяли всех алеутов в плен. Среди них был молодой отрок Петр Алеут. Над захваченными состоялся судебный процесс, и однажды рано утром двух юношей алеутов вывели и попытались убедить отречься от православной веры. Когда они стали отказываться это сделать, то одному юноше — Петру, стали отрезать пальцы и другие части тела, пока он не умер. Он до конца исповедывал православную веру. До того, как успели казнить второго юношу, пришел указ остановиться. В 1980 году святой мученик отрок Петр Алеут был прославлен как местночтимый святой Аляскинской епархии

Святый праведный Алексий Товт

4 апреля Священный Синод Русской Православной Церкви установил праздник Собора Галицко-русских святых. Сделано это было в преддверие нового наступления на каноническое Православие на Украине: все святые выходцы из Галицкой и Подкарпатской Руси, "собранные" в этот местный праздник, были убежденными сторонниками единой Русской Православной Церкви, а некоторые, такие как священномученик Максим Сандович - убиенными от галицийских сепаратистов, "бандеро-мазепинцев". Житие о. Максима Сандовича описано в моей статье "Русские карпаты - terra incognita православного мира".

В числе вновь прославляемых святых - протоиерей Алексий Товт (1854-1909), чья выдающаяся миссионерская деятельность связана с карпаторусской колонией в США, где он пришел сам и привел за собой в Православие сотни тысяч карпатороссов.

Тяжелейшие экономические условия гнали огромное количества карпатороссов в США, где они шли на самые низкооплачиваемые работы - шахтерами и т.д. Там они соприкоснулись с достаточно большой великорусской диаспорой и бурно развивающейся Русской Православной Церковью в Америке, которая не только окормляла русских, но и вела активную миссионерскую работу среди индейского и англоязычного населения США. Сначала русская православная кафедра находилась на Аляске, но с ростом паствы в 1881 году она была перенесена в Сан-Франциско.

В это же время в США начали появляться и первые переселенцы из Галицкой и Подкарпатской Руси.

Вот как описывает события один из замечательных исповедников Православия и духовных вождей карпатороссов протопресвитер Петр Коханик: "Не будь у нас в Америке русского православного дела, не найдя мы в нем потребную духовно-материальную помощь, от нас ныне, и следа бы не было бы. Мы ныне не были бы известны, ни под "именем "русских", ни под именем "карпатороссов", а были бы "украинцами" или "русинами"...

Разница между нами и теми братьями из Великой России, которые еще с 1741 года начали переселяться по Аляскинским островам и в нынешнем штате Калифорния, имевшим тут уже своего Владыку, была лишь в том, что по вере своей мы были униатами… Разумеется, что так как унию с латинством фактически приняли лишь епископы и священство, народ наш нужно считать униатами "с римо-порабощенным православием". Мы называли народ Русским, ибо он был и действительно является частью великого русского народа. Разумеется, что ныне, для более точного означения его по месту жительства (в Карпатских горах) называем мы этот народ общим именем "Карпатороссы"…Известно, что еще в1894 году русский Православный Владыка Николай, докладывая русскому Святейшему Синоду о великом стремлении заграничного русского народа к православию, официально называл его карпаторусским. Известно также, что в Парижском мирном договоре, подписанном Чехословацкой республикой…по делу о присоединении к Чехословакии нашей бывшей Угорской Руси(статьи 10,11, 12,13) фигурируют такие названия: "Карпато-русская область", "Область Южно-Карпатских русских…" В "Вестнике чехословацкого министерства народной обороны" (выпуск 62,1919 г.) находим распоряжение 36688, согласно которому правильным официальным названием нашей страны является название "Карпатская Русь".

протоиерей Алексий Товт

Несчастных братьев наших карпатороссов гнали в Америку не "бизнес", как мы видели в братьях великороссах, а небывало тяжкие общественно-экономические условия в Австро-Венгрии...

Большинство карпаторусского народа переселялось в штате Пенсильвания ... Нью-Йорк, Нью-Джерси, но некоторые отправлялись даже и в Огайо и Чикаго, Иллинойс, Мичиган и даже в отдаленный штат Минессоту...

Вилкесс-Баррская Воскресенская церковь, построена прот. Алексием Товтом в 1900г.

В феврале 1892 года собралась небольшая группа людей в городе Вилкесс-Барре... и там основали первую русскую греко-католическую организацию "Соединение греко-католических русских братств"...

Из 14 местных Братств c 143 членами и образовалась первая карпаторусская организация в США. ..Первая газета "Соединения гр.католических русских Братств"-"Русский Вестник", издавалась русскими и латинскими буквами. Эта газета выходила почти до 1920 года" (Протопр. Петр Коханик "Начало Истории Американской Руси", стр.478-480), издатель Петр Гардый, Коннектикут, 1970).

Карпатороссы-униаты подверглись очень жесткой обструкции со стороны римо-католиков. Уния нужна Ватикану только для натиска на православные земли, на других территориях всякая "византийщина" беспощадно подавлялась.

Лидером карпаторусских униатов стал отец Алексий Товт, служивший в Миннеаполисе, который стал председателем собраний униатских священников, прибывших из Галицкой и Подкарпатской Руси. К 1890 году в Америке было десять униатских священников, четыре из Пряшевской епархии, 3 из Мукачевской (Подкарпатская Русь), три из Львовской (Галицкая Русь).

Отец Алексий Товт возглавляет объединение русских греко-католических братств, и направляет к ним 6(18) декабря окружное послание, в котором доказывает необходимость объединения всех братств в одно общество следующими причинами:

Сохранение восточно-русской Церкви, ее обрядов, так как католические епископы не хотели признавать греко-католических священников и относились к ним враждебно, не признавая брака священнослужителей, причастия под двумя видами и т.д. Особенное неприятие римо- католиков вызывал церковно-славянский язык.

Второй причиной объединения о. Алексий Товт назвал хранение русской народности, не допущения того, чтобы "русские люди вступали в латинские братства" (Цит. соч., стр 485).

Однако большинство униатского духовенства не решилось выступить против римо-католической власти и дело сохранения православного обряда и автономии греко-католиков возглавил отец Алексий Товт и те миряне, которые твердо отстаивали свое русское национальное самосознание.

Отношения с римо-католиками обострились до того, что католический Арцибискуп Айреланд не признал Товта за законного ксендза. После этого такие же репрессии посыпались на других греко- католиков, не желавших полностью латинизироваться, даже на тех, которые дистанцировались от Товта.

Теперь, спустя десятилетия, можно предположить, что Товт мыслил стратегическими категориями и все его действия - борьба за чистоту восточного обряда, объединение карпатороссов в братства, поднятие знамени русской национальной идеи, были последовательными и имели целью присоединение карпатороссов к Русской Православной Церкви, которая начала распространение Православия в Северной Америке. В пользу этой версии служат воспоминания святого отца Алексия Товта.

"Коли я все тое видел и слышал, - пишет о. Алексий Товт, - тогда решился на такое, которое у мене уже давно в сердце жило, за которым у мене душа болела…быти православным…но як же? Треба быти дюже осторожным. Тая несчастная уния начало упадка и всего злого, дюже зажилась у наших людей,250 рокив пройшло як тое иго на наши шеи положили!. .Я горячо молил Бога , чтобы он мене дал помощь и силу просветити моих темных верников…В том помогли мне сами прихожане. Коли я скликал своих прихожан… некоторые из них заявили: "пойдем к русскому епископу, не вечно ж чужим кланятися!"

Было решено направить депутацию преосвященнейшему Владимиру, возглавлявшему Алеутскую и Аляскинскую епархию Русской Церкви. К владыке Владимиру поехал представитель общины Иван Млинарь. Во время переговоров с владыкой Владимиром и его сотрудником игуменом Геогием Чудновским выявилась интересная деталь, с одной стороны, обличающая все лукавство римо-католиков, которые попросту обманывали простых карпаторусских людей, а с другой, убедительно иллюстрирующая, насколько поверхностный характер пустила уния на Подкарпатской Руси, что, несмотря на столетия ее насильственного насаждения, карпаторусский народ сохранил православные корни. Этот факт опровергает и нынешнюю католических пропагандистов, имеющих наглость утверждать, что униатство является национальной религией русинов.

На вопрос игумена Георгия, какой он веры, Млинарь ответил: "Так, як его в школе научили", т.е. что он православный греко-кафолической веры, русского набоженства." (Цит. соч. стр.488). Многие карпатороссы чистосердечно думали, что они православные, точнее, что между унией и православием нет никакой разницы, кроме юрисдикционной. Тогда преосвященнейший Владимир обяснил посланцу карпаторусской общины, "что хоть он и русский, но по вероисповеданию католик, и принадлежит к секте униатской…" (стр.489) и не допустил его до Св. Причастия. Тогда Млинарь пошел в костел, где местный католический архиепископ заявил ему, что он-не католик и отправил назад к православным. Млинарь писал из Сан-Франциско: "Якой же мы… веры? Нас учили и вы (униатское духовенство К.Ф.) учите, что мы православные, а тут мене православный епископ до причащения не припустил,… а католичкий бискуп со мною ани говорить не хоче и жене( посылает К.Ф.) до православного епископа… Якая же тота наша вера? Мене говорят, же я униат, який униат? Коли я николи о том не чул, я себе за православного христианина держал!"...(стр.490).

Млинарь вновь пришел к владыке Владимиру и после беседы с ним православный архипастырь написал о. Товту письмо, не хочет ли тот присоединиться к Православию, к Аляскинской епархии.

После этого о. Алексий Товт поехал к архиепископу Владимиру сам и, "узнавши, что Владыка той-Русской православной веры, просил его о принятии, разом с Минеаполлиским приходом,в православную прадедскую веру"

25 марта 1891 года преосвященнейший Владимир специально прибыл в Миннеаполис и присоединил к православной вере первый карпаторусский униатский приход в Америке во главе с. Алексием Товтом, насчитывавший 405 человек. Великое дело возвращения американских карпатороссов в Православие началось. Следующим присоединился к Православию о. Геогий Грушка с приходом. По развитии процесса перехода в Православие стопятидесятитысячной карпаторусской колонии появляются и организации по защите веры и народности, ибо католические круги, естественно, не смирились с православным движением. В частности, Товту вменялось в вину его смелые миссионерские решения, например то, что он "высылает в народ по салонам, т.е. американским кабакам, своих агентов…для агитации за Православие". апреля 1895 года по инициативе о. Алексия Товта на съезде американского православного духовенства и мирян было создано "Русское православное общество взаимопомощи", долженствовавшее объединить все православные братства, создававшиеся в процессе перехода карпатороссов в Православие. Девизом общество было "Православие и русская народность" Выдающимся продолжателем дела о. Алексия Товта был протопресвитер был протопресвитер Петр Коханик, еще в молодости основавший 11 карпаторусских приходов в США. Протопресвитер Петр Коханик является одним из лучших карпаторусских историков и полемистов. Его перу принадлежит уникальный труд "Начало истории американской Руси" и вышедшая на английском языке книга "Украинство - великая ложь двадцатого века. Правда о Великой, Малой и Белой России". Последний труд является образцом блестящей полемики с идеологией украинского сепаратизма, крайне актуальной и сейчас.

Борьба за возвращение карпатороссов в Православие была очень жесткой. Опомнившись от активной деятельности о. Алексия Товта, римо-католики прекращают притеснения униатов и начинают насаждать среди них украинскую сепаратистскую идею. О том, что эта искусственная и лживая идея приживалась с трудом, свидетельствует история переименования карпаторусских униатских организаций. Так, основанный в 1894 году "Русский народный союз"в 1898 году был переименован в "Руский". Изъятие второй буквы "с" униаты считали большой победой, а в 1907 году удалось изменить название на "Руський", а в 1926 году униаты одержали полную победу, переименовав организацию в "Украинский народный союз". Таким образом, возвращенные о. Алексием Товтом в Православие карпатороссы сохранили русское национальное самосознание и составляют значительную часть паствы Русской Православной Церкви в США обеих юрисдикций, так и значительную часть паствы Американской Автокефальной Православной Церкви, которая и канонизировала о. Алексия Товта.

Те карпатороссы, что остались в унии, забыли свою духовную и национальную историю и стали членами украинских шовинистических эмигрантских организации (многие из которых, как мы видим, сначала были русскими и становились "самостийническими" только после многолетней пропагандистской работы и смены поколений). Аберрация сознания бывших русских, ставших "украинцами", привела к крайней русофобии в их среде, чтобы доказать и утвердить свое новое самосознание, "самостийники" стараются вытравить в себе историческую память и стремятся доказать всему окружающему миру свое полное отречение от своих же корней. Например, текст "Закона о порабощенных нациях", принятого Конгрессом США в 1947 году и не отмененном до сих пор, в котором русские обвиняются в коммунизме и порабощении многих народов и территорий вплоть до мифических "Казакии" и "Идель-Урала", написан деятелем "Украино-американского комитета Львом Добрянским."

Прославление священников Максима Сандовича и Алексия Товта Русской Православной Церковью является весьма значимым событием. Установление праздника галицко- и карпаторусских святых станет мощным импульсом к возрождению Подкарпатской Руси на ее исконных православных русских началах, а их молитвенное заступничество, верим, откроет глаза многим людям, обманутым "бандеро-мазепинской" идеологией.

Свято-Германовская Семинария

В юрисдикции епархии

Обзор

В 1973 году решением Епархиального собрания Аляскинской Епархии была основана Свято-Германовская пастырская школа для обучения местного духовенства Аляски, пономарей, чтецов и т.д. По сути, Свято-Германовская Семинария - первая семинария (со времени закрытия русской школы в Уналашке в 1917 году), основанная для обучения священников, чтецов, регентов и преподавателей воскресных школ для Аляскинской епархии.

В августе 1973 года Свято-Германовская Духовная школа получила официальное признание от Государственного департамента образования Аляски в качестве полноправного учебного заведения. На следующий год семинария была переведена в Кодьяк, где находится храм Воскресения, в котором покоятся мощи ее небесного покровителя.

В феврале 1975 года Священный Синод официально признал Свято-Германовскую Семинарию богословской школой в системе Духовных Семинарий Православной Церкви Америки. Два года спустя решением Священного Синода школа была официально переименована в духовную семинарию.

Семинария признана штатом Аляска в качестве учебного заведения, которое может присваивать ученую степень, и, по распоряжению штата и Комиссии по высшему образованию, наделена правом присваивать степени бакалавра богословских наук и ассоциата гуманитарных наук по специализации "Богословие". Семинария получила одобрение на выплаты стипендий от Бюро по делам индейцев и Администрации ветеранов, а также на ссуды для студентов от Комиссии по высшему образованию штата Аляски.

Свидетельствование и миссионерская деятельность

Сегодня территория семинарии включает в себя три главных здания и красивую бревенчатую часовню - точную копию первого православного храма в этом полушарии, построенного в ноябре 1794 года.

Первое главное здание представляет собой общежитие из 10 комнат, рассчитанное на 20 неженатых студентов. Часовня семинарии, столовые и классные комнаты находятся на первом этаже. Нижняя же часть здания отведена для отдыха и занятия различными ремеслами. Во втором здании находятся комнаты для женатых студентов и их семей, а в третьем расположен музей семинарии, библиотека, конференц-зал, центр для работы с аудио-визуальными материалами, офисы, классные комнаты и архив, в котором собрана история Аляскинской епархии. Этот архив представляет интерес для ученых и тех, кто занимается серьезными исследованиями.

Четыре компьютера улучшили работу офиса семинарии, а в библиотеке была устроена компьютерная лаборатория, чтобы студенты могли работать над заданиями и исследовательскими работами.

Программы обучения

Бакалавр богословия: четырехгодичный курс обычно требуется для посвящения в духовный сан, но он также открыт и для кандидатов на другие посты в духовенстве и церковном руководстве.

Ассоциат гуманитарных наук по специализации "Богословие": четырехгодичный курс обучения, включает в себя изучение основ православного богословия, богослужебного устава, истории и духовности.

Контактная информация

414 Mission Road

Kodiak, AK 99615-9985

Телефон

907-486-3524

Факс

907-486-5935

Студенческое общежитие:

907-486-9495

Адрес электронной почты:

[email protected]

Администрация

Президент
Блаженнейший Митрополит Феодосий, Архиепископ Вашингтонский, Митрополит Всея Америки и Канады
 
Ректор
Преосвященный Николай, Епископ Балтиморский
 
Декан
протоиерей Михаил Олекса

Архивариус

Др. Джефри МакДональд

Директор книжного магазина

Дебора Пек

Информация верна на 1.10.2001 г.

На заседании священного синода Амереканской Церкви обсуждалось множество сложных проблем

Блаженнейший Феодосий, Митрополит Православной Церкви Америки, председательствовал на собрании, которое было открыто богослужением в часовне прп. Сергия 15 октября.

Митрополит Феодосий открыл собрание речью, в которой поблагодарил членов Священного Синода за их поддержку и заботу во время его четырехмесячного отпуска по болезни, завершившегося 1 сентября 2001 года.

"Ваши молитвы, вдумчивые приветствия и другие выражения братской любви доставляли мне радость и утешение в течение четырех месяцев, которые я находился вне исполнения обязанностей первоиерарха, -- сказал Митрополит. -- За это я очень благодарен".

Митрополит Феодосий поблагодарил преосвященного Германа, архиепископа Филадельфийского и Восточной Пенсильвании, за временное исполнение обязанностей первоиерарха Православной Церкви Америки во время своего отсутствия. Он также выразил признательность главам других братских Православных Церквей всего мира за их приветствия и письма поддержки.

После рассмотрения ряда вопросов, стоявших на повестке дня заседания Священного Синода, Митрополит Феодосий завершил свое выступление тем, что подчеркнул, как важно оставаться стойкими в это тревожное для Америки время.

"Дни, в которые мы живем, несомненно тяжелые, - сказал Митрополит Феодосий. - Недавние нападения на невинные человеческие жизни явились мощным напоминанием того, что дьявол неусыпно стремится к разрушению. Насколько же сильнее будет его нападение на Святую Церковь Христову, в которой Тот, Кто есть Истина, Путь и Жизнь, превознесен и провозглашен. Будучи пастырями Святой Православной Церкви Америки, да объединимся в вере и молитве, прося Господа даровать нам милость и силу Его, которые потребуются, чтобы оставаться стойкими в вере руководителями Церкви Его".

После речи Митрополита преосвященный архиепископ Питтсбургский и Западной Пенсильвании Кирилл выразил радость, которую разделяли члены Святейшего Синода по поводу выздоровления Митрополита Феодосия и возвращения его к служению первоиерарха.

За выступлением Митрополита Феодосия последовали отчет архиепископа Германа, в котором он отразил жизнь Церкви во время его четырехмесячного пребывания в должности ее временного первоиерарха, и доклад канцлера протопресвитера Роберта Кондратика. После обзора различных вопросов повестки дня Синода и высказывания своего мнения по их поводу отец Роберт принес Митрополиту Феодосию поздравления в связи с празднованием 40-летия его служения в священном сане в понедельник, 22 октября 2001 года.

Митрополит Феодосий, несколько лет служивший в качестве заместителя епископа Ситки и Аляски, проинформировал членов Священного Синода о последних событиях в епархии Аляски. После этого он сообщил, что преосвященнейший архиепископ Грегори, оставивший служение епископа Ситки и Аляски, согласился председательствовать на епархиальной ассамблее во вторник, 30 октября 2001 года. Во время этой ассамблеи делегаты должны будут назначить кандидата на пост епископа епархии для представления Священному Синоду. Подробный отчет о жизни епархии Аляски был дан преосвященным Николаем, епископом Балтиморским, который вел дела епархии с середины июня 2001 года.

Аналогично Священный Синод рассмотрел прошение преосвященного Иннокентия, епископа Хагерстоунского, штата Мериленд, бывшего епископа Анкораджского, штата Аляска, об освобождении от епископского служения. Члены Священного Синода проголосовали за принятие прошения епископа Иннокентия, которое должно вступить в действие 16 октября 2001 года. Временное отстранение от служения, наложенное на епископа Иннокентия 16 августа 2001 года, останется в силе, пока члены Священного Синода не продолжат обсуждение его ситуации.

В отсутствие преосвященнейшего Петра, архиепископа Нью-Йорка и Нью-Джерси, который был госпитализирован и не смог присутствовать на заседании, о. Леонид Кишковский представил доклад Управления межцерковных отношений и вселенского свидетельства. В докладе освещалась текущие события в жизни родственных Церквей и вселенских и межцерковных кругов.

Во время соответствующего обсуждения преосвященный Нафанаил, архиепископ Детройтский и Румынской епархии, провел обзор диалога, проходящего с представителями Румынской Патриархии в Северной Америке, и обратил внимание на то, что служители и прихожане обоих епархий возобновили проведение литургических празднований.

Особый интерес представляло заявление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Синоду епископов Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ), призывавшее последних к примирению. Члены Священного Синода решили адресовать преосвященному архиепископу Лавру, заместителю первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей, послание с размышлениями на тему "жизнь и миссия Святой Православной Церкви в Америке, России и во всем мире".

"Несмотря на то, что миссия Православной Церкви Америки направлена на служение прежде всего людям Северной Америки, наша евхаристическая общность с Русской Церковью и другими Православными Церквями связывает нас узами мира и дружбы, свидетельствуя о том, что православная вера не знает границ, - говорится в послании. - Мы ценим одновременно и нашу евхаристическую общность с Русской Православной Церковью, и дар автокефалии от нее. Несомненно, мы призваны к единству, как во всемирной Православной Церкви, так и в Америке -- евхаристическому единству, единству в проповедовании Евангелия, единству в обоюдном раскаянии и примирении. Да наставит нас наше призвание к единению на путь, ведущий к окончанию раскола и отчуждения".

SCOBA. Члены Священного Синода рассмотрели прохождение последних мероприятий, спонсором которых был Постоянный Совет Канонических Православных Епископов Америк (SCOBA). Митрополит Феодосий выразил удовлетворение в связи с участием всех иерархов ПЦА в конференции SCOBA в Вашингтоне в начале Мая 2001 года. Схожее собрание намечено предварительно на октябрь 2002 года.

О. Димитрий Оселинский, казначей ПЦА, представил отчет о состоянии текущего бюджета 2001 года на 30 сентября этого года вместе с отчетом обо всех налоговых оценках 13-го Всеамериканского Собора, поступивших к настоящему времени. О. Ставрос Страйкис, инспектор ПЦА, представил проект бюджета на 2002 год, который был принят Синодом.

Обсуждение программы "Справедливая доля". О. Иоанн Дреско представил доклад об альтернативах современному подушевому принципу финансирования основных работ Главной Церковной Администрации. Он также сообщил о посещении нескольких епархиальных ассамблей, на которых он представил предложения, разработанные к настоящему времени.

Члены Священного Синода были проинформированы о развитии двух Общецерковных начинаний, инициированных после 12-го Всеамериканского Собора. Иерархи осмотрели веб-сайт с учебным планом FOCUS, лежащим в основе обучающей программы ОЦН. Работа продолжается по плану под руководством доктора Констанции Тарасар. Успешно завершился второй год действия программы интернатуры духовной семинарии. Члены Священного Синода договорились, что в предверии 13-го Всеамериканского Собора все прихожане и жертвователи ОЦН должны быть проинформированы о подготовлении почвы для продолжения программы на следующий трехлетний срок.

Члены Священного Синода выразили полную поддержку плану организации региональных общецерковных молодежных мероприятий, отражающих мировоззрение, цели и ожидания Церкви, который был представлен иереем Майклом Андерсоном, директором Управления молодежного служения. Начало новой программы намечено на осень 2002 года, и в первый год ее действия тезис ее будет звучать так: "Иисус Христос: Путь, Истина, Жизнь".

Члены Священного Синода прослушали также доклады об Обществе Руководителей Православия, Пенсионном Совете ПЦА и других административных органах.

В свете забот, возникших из-за террористических атак на Соединенные Штаты 11 сентября, члены Священного Синода выпустили Церковное послание служителям и прихожанам Православной Церкви Америки.

Кроме Митрополита Феодосия, архиепископа Кирилла, архиепископа Германа, архиепископа Нафанаила и епископа Нафанаила на заседании присутствовали преосвященнейший Димитрий, архиепископ Далласский и Юга, преосвященнейший Иов, епископ Чикагский и Среднего Запада, преосвященнейший Тихон, епископ Сан-Франциско и Запада, преосвященнейший Серафим, епископ Оттавский и Канады. Преосвященнейший Петр, архиепископ Нью-Йоркский и Нью-Джерси, не пристутствовал из-за болезни.

Украинские раскольники должны покаяться, считает представитель Амереканской Церкви

Киев, 28 августа 2001 г.

28 августа в Киеве, на праздновании 950-летия Киево-Печерской Лавры, присутствовал глава делегации от Православной Американской Церкви преосвященный Серафим, епископ Оттавский.

Владыка твердо высказался за преодоления раскола в украинском Православии каноническим путем: "Я прибыл по благословению Блаженнейшего Феодосия, архиепископа Вашингтонского, Митрополита всей Америки и Канады. Одним из просветителей Североамериканской земли был воспитанник Киево-Печерской лавры Владыка Арсений. Многие люди из Северной Канады приезжают сюда в паломничество и эта связь сильна, потому что в Канаде много эмигрантов из Украины.

Раскол - это всегда трагедия. У нас в Канаде тоже были проблемы с расколом, но, благодаря Господу, мы их уврачевали. Если случится, что какая-то из Церквей признает раскол, то это не решит проблему, а приведет к дополнительному расколу, а потому это просто невозможно. Раскол - это искушение, но это не испытание от Бога, а искушение от диавола. Раскольники должны покаяться, мы же не должны их отвергать. Лавра и вся ваша страна - это святая земля, и Господь посылает вам испытания, которые вы можете преодолеть. Украинские проблемы должны решаться в Украине, и никто не может помочь их решить из вне".

Условие возвращения из США в Россию чудотворной Тихвинской иконы - полное восстановление монастыря в Тихвине

Условие возвращения из США в Россию Тихвинской чудотворной иконы Божией Матери остается неизменным - полное восстановление монастыря в Тихвине.

Величайшая святыня, покровительница северных земель России, явленная в 1383 году у реки Тихвинки и украденная во время Второй Мировой войны, ныне находится в Чикаго. Как сообщил корреспонденту ИТАР-ТАСС представитель ее владельца, клирика Американской Автокефальной Церкви отца Сергия Гарклавса, образ попадет на родину только после полного возрождения обители, основанной по велению царя Иоанна Грозного в 1560 году.

Между тем, в сегодняшний праздник чудесного явления иконы нашим предкам, отмечаемый как День города Тихвина, о состоянии монастыря православные люди говорят с горечью. Половина его полуразрушенных построек не возвращена Церкви, а на бывшем монастырском кладбище по-прежнему находится футбольное поле.

Национальный совет Христианских Церквей США выразил несогласие с Американской политикой

Нью-Йорк, 1 июля 2001 г.

Все более активную позицию по отношению к политике новой американской администрации занимает Национальный совет христианских Церквей США. В конце мая представители 39 наиболее значимых конфессий США, объединяющих более 60 миллионов американцев, подписали открытое письмо к президенту Джорджу Бушу, озаглавленное "Сохранение энергии и творение Божие". Они протестуют против новой энергетической программы американской администрации и ее решения не присоединяться к международному соглашению, недавно подписанному в Киото (Япония). Америка, "с менее чем 5% населения земли, вырабатывает более 22% общемирового углекислого газа", указывается в документе, и она должна нести моральную ответственность за возможное потепление мирового климата, т.наз. "парниковый эффект". "Предупредить необратимое изменение климата есть первейшее выражение нашей верности Господу-Творцу", - заявили лидеры основных христианских Церквей США.

В связи с новой оборонной инициативой Джорджа Буша, касающейся развертывания "антиракетного щита" и связанного с нарушением договора по ПРО от 1972 года, НСХЦС призвал религиозных лидеров США подписать документ, излагающий приоритеты, которым должна следовать американская администрация в своей бюджетной политике, и призывающий, в частности, к сокращению бюджета Пентагона на 15%. Как говорится в документе, "аморально тратить так много денег на Пентагон и так мало - на программы, касающиеся детей и их будущего, таких как образование и охрана здоровья". "С Божией помощью мы сможем добиться, чтобы федеральный бюджет не отражал требования оборонной промышленности времен холодной войны", - указывается в обращении.

Оба этих документа были подписаны и викарием Святейшего Патриарха Алексия, управляющим приходами Московского Патриархата в США епископом Меркурием., 1 июля 2001 г.

Все более активную позицию по отношению к политике новой американской администрации занимает Национальный совет христианских Церквей США. В конце мая представители 39 наиболее значимых конфессий США, объединяющих более 60 миллионов американцев, подписали открытое письмо к президенту Джорджу Бушу, озаглавленное "Сохранение энергии и творение Божие". Они протестуют против новой энергетической программы американской администрации и ее решения не присоединяться к международному соглашению, недавно подписанному в Киото (Япония). Америка, "с менее чем 5% населения земли, вырабатывает более 22% общемирового углекислого газа", указывается в документе, и она должна нести моральную ответственность за возможное потепление мирового климата, т.наз. "парниковый эффект". "Предупредить необратимое изменение климата есть первейшее выражение нашей верности Господу-Творцу", - заявили лидеры основных христианских Церквей США.

В связи с новой оборонной инициативой Джорджа Буша, касающейся развертывания "антиракетного щита" и связанного с нарушением договора по ПРО от 1972 года, НСХЦС призвал религиозных лидеров США подписать документ, излагающий приоритеты, которым должна следовать американская администрация в своей бюджетной политике, и призывающий, в частности, к сокращению бюджета Пентагона на 15%. Как говорится в документе, "аморально тратить так много денег на Пентагон и так мало - на программы, касающиеся детей и их будущего, таких как образование и охрана здоровья". "С Божией помощью мы сможем добиться, чтобы федеральный бюджет не отражал требования оборонной промышленности времен холодной войны", - указывается в обращении.

Оба этих документа были подписаны и викарием Святейшего Патриарха Алексия, управляющим приходами Московского Патриархата в США епископом Меркурием.

Состоялось совещание Православных епископов США

Вашингтон, 5 мая 2001 г.

С 1 по 3 мая 2001 года в Вашингтоне состоялось Совещание канонических православных епископов США (S.C.О.В.А).

Совещание проходило под сопредседательством Архиепископа Американского Димитрия (Константинопольский Патриархат) и Блаженнейшего Феодосия, Митрополита всея Америки и Канады (Автокефальная Православная Церковь Америки). В нем приняло участие 34 православных епископа.

От Приходов Московского Патриархата в работе Совещания принял участие епископ Зарайский Меркурий, Управляющий Патриаршими приходами в США.

Это первое совещание православных канонических епископов США в третьем тысячелетии. Были рассмотрены вопросы православного церковного единства на Американском континенте, служения Церкви в условиях современного секулярного общества, влияние информационных технологий и СМИ на формирование общественного и религиозного сознания, изменения биосферы.

Последний день работы совещания завершился совместной Божественной литургией, совершенной собором епископов в Свято-Николаевском кафедральном соборе Вашингтона (Автокефальная Православная Церковь Америки). Был принят Итоговый документ, в котором отражено желание православного епископата США в будущем проводить заседания SCOBA на регулярной основе. Для этой цели предполагается сформировать соответствующие рабочие комиссии по решению общеправославных проблем в Америке, с привлечением для работы в них иерархов и представителей православных юрисдикций. Также планируется создание соответствующих административных структур.

Американская Церковь причислила к лику святых епископа Рафаила

Ойстер-Бэй-Коув (штат Нью-Йорк), 6 апреля 2000 г.

На весенней сессии Священного Архиерейского Синода Православной Церкви в Америке (ПЦА), проходившей в г. Ойстер-Бэй-Коув 27-30 марта 2000г., было принято единодушное решение "причислить приснопамятного епископа Рафаила (Хававини) к лику святых для почитания верующими".

Святитель Рафаил родился в 1860 году в Бейруте в сирийской семье. Был рукоположен во диаконы в Халкийской духовной семинарии в 1885 году, а во священники -- в Киевской духовной академии в 1889 году. Хорошее образование и многочисленные поездки в разные страны помогли будущему епископу изучить несколько языков и подготовиться к миссионерским трудам в Америке, где он служил людям разных национальностей. В 1904 году, после девяти лет священнического служения в Северной Америке, он был посвящен во епископы. Это была первая православная архиерейская хиротония на североамериканском континенте.

Решению о причислении епископа Рафаила к лику святых предшествовало интенсивное трехлетнее изучение жития, трудов и служения святителя, которое провела Совместная комиссия по канонизации, состоящая из представителей ПЦА и Антиохийской православной архиепископии Северной Америки.

"Наследие епископа Рафаила особенно сильно ощущается в Антиохийской архиепископии, где в последние годы значительно усилилось его благочестивое почитание, -- отмечает комиссия в своем докладе Священному Архиерейскому Синоду ПЦА. -- Это почитание усилилось после обретения его практически нетленных мощей десять лет назад, когда они вместе с мощами других иерархов были перенесены с кладбища в Нью-Йорке в Антиохийскую деревню в Лигоньере, шт. Пенсильвания".

В итоговом докладе, опубликованном после заседания комиссии 10 марта, отмечается, что "духовенство никогда специально не содействовало почитанию епископа Рафаила, но оно стихийно возникло среди верующих, укоренивших его в церковной жизни. Множество народа стекается к мощам святителя в Антиохийскую деревню, чтобы помолиться о его предстательстве".

После тщательного рассмотрения доклада комиссии члены Священного Архиерейского Синода ПЦА подписали официальное "Провозглашение прославления отца нашего святителя Рафаила". Этот документ подписал также и представитель главы Антиохийской православной архиепископии Северной Америки епископ Антоний.

"Араб по происхождению, епископ Рафаил жил во многих местах среди греков, русских и американцев самого разного происхождения, -- говорится в синодальном документе. -- В Америке он был викарным епископом в православной епархии, помогая святителю Тихону и его преемникам воплотить их мечту об организации многонациональной Североамериканской Церкви. Так как его основные труды осуществлялись в Америке и принесли плоды здесь, именно Православной Церкви в Америке подобает прославить епископа Рафаила".

Синод ПЦА установил день ежегодного поминовения епископа Рафаила, которое будет совершаться в день успения святого, 27 февраля. Его память будет также совершаться на праздник Всех святых Северной Америки, отмечаемый ежегодно во второе воскресенье после праздника Святой Троицы. Завершается подготовка подробного жития святителя Рафаила.

Члены Священного Синода постановили уведомить предстоятелей поместных православных Церквей мира о прославлении святителя Рафаила для включения его имени в святцы.

Чин канонизации святителя состоится в Свято-Тихоновском монастыре в Саут-Канаане, шт. Пенсильвания, 28-29 мая. Возглавит чин канонизации глава Православной Церкви в Америке Митрополит Феодосий в сослужении Митрополита Варшавского и всея Польши Саввы, членов Священного Синода ПЦА и приглашенных архиереев, среди которых будут по меньшей мере два викария Антиохийской архиепископии -- епископы Василий и Димитрий.

1, 2