Американская Православная Церковь

Особые отношения связывают нас с Американской Православной Церковью, само происхождение которой обусловлено миссионерской активностью Русской Церкви. 200 лет назад русские миссионеры - иноки Валаамского и Коневского монастырей - пришли проповедовать слово Божие в Русскую Америку, тогда - удаленную часть своего собственного Отечества. При этом они не ставили перед собой цель русифицировать местное население - одним из первых их дел был перевод Священного Писания и богослужебных книг на языки местных народов. И семена веры Христовой, посеянные здесь, дали обильные всходы, а преподобный Герман Аляскинский и святитель Иннокентий (Вениаминов) прославлены в лике святых.

История Американской Православной Церкви

Обширные пространства Северной Америки, особенно самые удаленные северные ее части, в большинстве своем были открыты и изучены отважными русскими исследователями. "Сотни русских названий на огромном пространстве, от самого западного из Алеутских островов почти до залива Сан-Франциско, от самой южной точки Аляски и до самой северной, свидетельствуют о замечательном подвиге нашего народа". "Еще в XVIII веке, осваивая неведомый до того времени для европейцев край, русские люди несли сюда и первые семена русского Православия. Среди алеутов и жителей Аляски особенно памятно имя гражданина города Рыльска Курской губернии купца Григория Ивановича Шелихова (1748 —1795 ) — основателя на той земле первых постоянных русских поселений. Налаживая мирную торговлю с местными жителями, обучая их промыслу, грамоте, счету, ..., подготавливая из местных жителей переводчиков, мастеровых и мореходов, Шелихов одновременно стремился внушить им основные понятия православной веры в Триединого Бога, в Христа Спасителя, учил их начальным молитвам, подчас крестил их, так как священника среди промышленников сначала не было; в различных местах устанавливал большие деревянные кресты как символы того, что честь первого посещения и освоения данных мест принадлежит русским православным людям" (Адамов А. Шелихов Г.И. — М., 1952. С. 3..).

По представлению Григория Ивановича и близкого к нему человека, тоже купца, жителя города Иркутска, Ивана Ларионовича Голикова, Святейший Синод назначил в 1793 г. в Аляску первую православную миссию, составленную, главным образом, из валаамских иноков во главе с архимандритом Иоасафом (Болотовым). Согласно "Наставлению", полученному начальником миссии от Петербургского митрополита Гавриила, главная цель ее заключалась в распространении света Христова среди местного американского населения и создании Православной Церкви на чужбине.

В сентябре 1794 г., после долгого десятимесячного путешествия миссия прибыла к месту своего назначения — на о. Кадьяк. Здесь миссионеров ждали суровые условия: негостеприимный климат, чужие обычаи и пища, которая вызывала недомогания у монахов. Предстояла трудная задача привести к познанию истинного Бога людей, долгое время проживших во тьме язычества и обоготворяющих силы природы.

По прибытии миссионеры сразу построили храм, крестили и просвещали туземцев. Уже к концу 1796 года число христиан в Северной Америке достигло 12 тысяч. Успеху миссии сильно препятствовало жестокое и несправедливое отношение русских промышленников к местному населению, о чем глава миссии архимандрит Иоасаф неоднократно направлял доклады в Россию. Не получив ответа, он сам с двумя другими монахами в 1798 году отправился в Сибирь для разрешения этого важного вопроса. Здесь архим. Иоасаф был по решению Святейшего Синода хиротонисан во епископа Кадьякского, викария Иркутской епархии, с тем, чтобы имея авторитет архиерея, он смог бы преодолеть препятствия к успеху миссионерства на Аляске. Но на обратном пути корабль, на котором находился новохиротонисанный епископ утонул, и все погибли.

Конечно, это была огромная потеря, но Промыслом Божиим самым видным миссионером становится прпеподобный Герман Аляскинский , единственный в миссии монах, не облеченный священным саном. Своей проповедью и делами христианского милосердия и любви он привлек множество туземцев в лоно Православной Церкви.

В 1811 г. из-за обострившегося конфликта с главой компании русских промышленников Св. Синод вынужден был закрыть Американскую епархиальную кафедру и передать дела миссии Иркутской епархии.

В 1823 г. на о. Уналашку прибыл священник Иоанн Вениаминов (впоследствии митрополит Московский и Коломенский). Трудно переоценить его вклад в дело просвещения Америки. Обладая поистине апостольской ревностью и обширными знаниями в области этнографии и лингвистики о. Иоанн хорошо изучил язык и нравы своей паствы. На острове Уналашке была открыта школа для мальчиков, в которой он сам и преподавал. О. Иоанн даже создал алеутом письменность, которой у них до этого не было, и перевел множество библейских богослужебных и поучительных текстов.

После смерти супруги о. Иоанн (в 1849 г.), по благословению своего духовника святителя Филарета (Дроздова), принимает монашеский постриг с именем Иннокентия, а вскоре и хиротонию во епископа Камчатского, Курильского и Алеутского. Прибыв на кафедру в г. Новоархангельск (центр тогдашних русских владений), святитель основал в Всеколониальную Школу для подготовки среди местного населения моряков, картографов, врачей и др..

В 1867 г. Аляска была продана Америке, и в Русской Церкви шли разговоры о упразднении миссии, но владыка Иннокентий видел в этом Промысл Божий устраивающий всё во благое. В это время он писал, что для распространения православной веры по всем Соединенным Штатам следует специально подготавливать пастырей, чтобы они хорошо владели английским языком, и таким образом Православие могло бы распространится по всей Америке.

В 1872 г. епископская кафедра была переведена из Новоархангельска в Сан-Франциско; тогда же в церковное богослужение был введен английский язык.

В конце XIX столетия масса эмигрантов, украинских безземельных крестьян, прибыла из России в Канаду в поисках лучшей жизни. Православные украинцы становились одними из первых носителей веры христианской в этой стране. Они объединялись в приходские общины, воздвигали храмы и приглашали священнослужителей.

Покидали родные края и карпатороссы бывшей Австро-Венгрии. Испытывая социальную нужду, они уезжали из родных Карпат в Америку. Многие из них принадлежали униатскому расколу, но Господь вскоре воздвиг из их же среды добрых пастырей, приведших многих в лоно Православия. Среди сих добрых делателей на ниве Христовой особенно потрудился протоиерей Алексий Товт . Позже (в 1916 г.) была даже открыта Питтсбургская епархия, прихожанами в которой являлись в основном американцы карпаторосского происхождения. Всего в период с 1891 г. до Первой мировой войны, с Русской Православной Церковью в Америке воссоединилось около 120 униатских карпаторосских приходов.

В 1905 г. епархиальный центр Алеутской и Североамериканской епархии был перенесен в Нью-Йорк всвязи с увеличением количества приходов на западе США. По просьбе увеличившейся православной общины в Нью-Йорке Святейший Синод Русской Православной Церкви ассигновал 20тысяч долларов, и в 1904 г. был воздвигнут величественный храм во имя Святителя Николая. Заботами архиепископа Тихона существовавшая в Миннеаполисе миссионерская школа была преобразована в семинарию, в Кливленде основано Духовное училище, в Пенсильвании открыт мужской общежительный монастырь, был также сделан перевод богослужебных книг на английский язык.

К 1918 г. Американская епархия располагала четырьмя викариатствами — Аляскинским, Бруклинским, Питтсбургским и Канадским; насчитывала три миссии (Албанскую, Сирийскую, Сербскую), 271 храм, 51 часовню, 31 благочиние, 257 священнослужителей, около 60 братств; имела Свято-Тихоновский монастырь в Саут-Канаане, сиротский приют при монастыре, Духовную семинарию, церковные школы; насчитывала до 300 тысяч верующих. Северо-Американская миссия располагала также своими печатными органами, в числе которых официальным являлся "Американский Православный Вестник". Издавалась также православная народная газета "Свет", ставившая своей задачей поддержание духа народности, память об отечестве и защиту Православия в американской пастве.

Полнота русской православной церковной жизни в Америке уже в начале века приводила к мысли русских церковных деятелей в США о самостоятельности Церкви. В 1906 г. архиепископ Тихон в своем докладе Предсоборной Комиссии в России рекомендовал предоставить Американской епархии широкую автономию. То же повторил в 1916 г. и архиепископ Евдоким (Мещерский). Однако мечте архиепископа Тихона и его преемников тогда не суждено было сбыться.

Революция 1917 года в России очень болезненно отозвалась на православной жизни в Америке. Накануне революции архиепископ Северо-Американский Евдоким (Мещерский) и несколько священников уехали на Московский Собор 1917–1918 года. Из-за разыгравшихся в России событий архиепископ Евдоким не смог вернуться в Америку, и вскоре стал обновленцем. Регулярные сношения Церкви в Америке с Церковью в России стали невозможны. Более того, вся духовная и финансовая поддержка, осуществляемая Российской Церковью по отношению к Американской Православной Церкви, мгновенно прекратилась. Американская Церковь оказалась в очень затруднительном положении, что спровоцировало появление многих и весьма критических проблем.

С целью разрешения этих проблем в Американской Церкви было решено созвать Собор, второй по счету, что и осуществилось в 1919 году. На нем было принято решение избрать нового епархиального архиерея. После отъезда архиепископа Евдокима, Американской Церковью управлял его старший викарий - епископ Александр (Немоловский). Почти единогласно второй Всеамериканский Собор избрал его архиепископом Североамериканским, и избрание это было утверждено Святейшим Патриархом Тихоном.

Но занимал он этот пост недолго. Встретившись с трудностями управления в условиях вынужденного отрыва от Матери-Церкви, он не пожелал не только оставаться на кафедре, но даже продолжать свое пребывание в Америке. Как только из России в Америку прибыл митрополит Херсонский и Одесский Платон (Рождественский), занимавший до этого Североамериканскую кафедру с 1907 по 1914 год, Преосвященный Александр передал ему все дела по управлению епархией (1922), а сам отбыл в Европу.

Положение митрополита Платона как правящего архиерея в Америке было определено на Американском Соборе 1922 года, а в 1923 году ему было направлено официальное уведомление о назначении его на Североамериканскую кафедру.

До русской революции 1917 года Православие в Америке было структурно единым, находясь в подчинении русскому епископу. Но когда свершился Октябрьский переворот, произошло раздробление: греки основали свою епархию, сербы — свою, арабы — свою и т.д. Таким образом, возникло, совершенно не в соответствии с нормальным каноническим порядком, существование параллельных юрисдикций на единой территории. Большой проблемой также было существование раскольников-живоцерковников.

В 1924 году четвертый Всеамериканский Собор, ввиду нужды в крепком местном управлении Церковью, провозгласил временное самоуправление Церкви в Америке, долженствующее существовать до того момента, когда возможно будет восстановить нормальные отношения с Церковью в России. Также Собор вновь подтвердил избрание митрополита Платона и постановил приступить к разработке постоянного, полного устава Американской Православной Церкви, но ввиду различных проблем и трудностей в организации Церковь управлялась разными временными уставами в течение тридцати последующих лет, пока, наконец, не пришла к утверждению постоянного.

В 1934 году скончался митрополит Платон. Снова был созван Собор, который опять-таки сражался с проблемой разных юрисдикций, с живоцерковнической проблемой и т.д. В этой связи еще раз было подтверждено временное самоуправление Американской Церкви, а ее главой был избран архиепископ Феофил (Пашковский). Он стал митрополитом всея Америки и Канады.

Некоторые церковные историки имеют несколько иной взгляд на причины и последствия перехода Американской Церкви на самоуправление. В частности проф. К. Е. Скурат в своей книге по истории Поместных Церквей пишет: "Жизнь Православной Церкви в Америке несомненно вошла бы в нормальное русло, если бы митрополит Платон сделал правильные выводы из событий, происшедших в России, и, сохраняя сыновнее послушание высшей церковной власти, направил бы все свои духовные силы на строительство местной церковной жизни. Американская Церковь не испытала бы того тяжелого внутреннего кризиса, в который она вскоре попала, особенно после прибытия из Москвы "живоцерковника" — женатого архиерея Иоанна Кедровского, сумевшего представить себя перед американским судом в качестве "подлинного" представителя высшей церковной власти в России и отнять у митрополита Платона кафедральный собор в Нью-Йорке с резиденцией при нем. От митрополита Платона вскоре стал требовать признания своей власти над ним и "Заграничный архиерейский Синод" в Карловцах (Югославия). К сожалению, митрополит Платон не сделал из всего этого должного вывода: утвердить единство православной американской паствы с Матерью-Церковью, но повел ее по пути отчуждения. Церковную кафедру подчас он стал использовать для политических выступлений, направленных против Матери-Церкви и России.

В условиях отрыва от Матери-Церкви Греко-Кафолическая Церковь в Северной Америке предстала одинокой перед хорошо организованными и целенаправленно действующими католическими и протестантскими миссиями. Деятелям Православной Церкви в Америке пришлось не думать о распространении Православия на американском континенте, что присуще было их славным предшественникам, а больше заботиться о сохранении своей паствы. Прежде всего трудным положением епархии не преминул воспользоваться Ватикан, который начал привлекать к себе на началах унии выбитые из колеи православные приходы. Стремились не отстать от него и протестанты. Последние стали привлекать на свою сторону бедствующую Православную Церковь, оказывая ей материальную помощь. Так, они назначили ежемесячное "жалованье" митрополиту Платону, а также отпустили необходимые средства на созыв в 1924 г. Детройтского Собора, который принял первое антиканоническое постановление о временной автономии Русской Православной Церкви в Америке без предварительной консультации и согласия на то со стороны Матери-Церкви, хотя и отметил необходимость урегулирования отношений с Русской Церковью в будущем.

Когда Святейший Патриарх Тихон узнал о неканонической деятельности митрополита Платона, то незамедлительно в январе 1924 г. специальным указом освободил его от управления Североамериканской епархией. Митрополит Платон патриаршего указа не принял и последовательно повел американскую паству к полному отрыву ее от Матери-Церкви. Положение осложнилось еще тем, что 7 апреля (н. ст.) 1925 г. Патриарх Тихон скончался. После кончины Святейшего Патриарха оживились внутренние церковные расколы в Русской Православной Церкви и, естественно, главное внимание высшей церковной администрации теперь было направлено на упорядочение внутренней жизни. Только в марте 1933 г. решением Заместителя Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Сергия (Страгородского) и Священного Синода для выяснения сложившейся на американском континенте обстановки, а также для ознакомления с действительным отношением митрополита Платона к Матери-Церкви и оставленной им Родине был направлен в Америку настоятель Трехсвятительского подворья в Париже архиепископ Вениамин (Федченков)."

В связи с заявлением митрополита Платона о разрыве канонических отношений и своем выходе из подчинения Матери-Церкви, решением Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия и Священного Синода в 1933 г. правящим архиереем в Североамериканскую епархию был назначен Вениамин (Федченков) с титулом архиепископа Алеутского и Североамериканского, в звании Экзарха Московской Патриархии. Так был учрежден Экзархат Московского Патриархата в Северной и Южной Америке, объединивший верные Матери-Церкви приходы и просуществовавший до 10 апреля 1970 г., когда в связи с дарованием автокефалии Православной Церкви в Америке он был упразднен.

В 40-х годах Церковь в России обрела некоторую свободу и состоялось избрание патриарха (1943 г.). Церковь в Америке радовалась этому и искала примирения с Матерью-Церковью. В связи с этим на 7-ом Всеамериканском Соборе (1946 г.) было принято решение просить у Русской Матери-Церкви предоставления автономии. В то время переговоры успехом не увенчались.

На 13-ом Всеамериканском Соборе (1967 г.) был поставлен вопрос об официальной перемене названия Церкви, которое тогда звучало: Русская Православная Греко-Кафолическая Церковь в Америке. Епископат запретил Собору принять решение по этому вопросу, так как считал его слишком преждевременным. После длительных прений по вопросу, архиереи всё же допустили неофициальное голосование. Голосование состоялось, и подавляющее большинство выступило за переименование в «Православную Церковь в Америке».

К концу 1960-х годов вновь начались переговоры представителей Американской митрополии с Русской Православной Церковью, в результате которых в апреле 1970 года Православной Церкви в Америке была дарована автокефалия. Этот новый статус Церкви был принят и подтверждён в октябре 1970 г. на четырнадцатом Всеамериканском Соборе, который стал первым Собором Поместной автокефальной Православной Церкви в Америке. В это время предстоятелем Церкви являлся Ириней, Митрополит всея Америки и Канады.

Пятнадцатая по диптиху в великой семье автокефальных Православных Церквей Поместная Православная Церковь в Америке имеет все необходимое для своего самостоятельного бытия. Она располагает 16 епархиями, имеет более 500 приходов (в США, Канаде, Аргентине, Бразилии, Перу, Венесуэле) и насчитывает около миллиона человек паствы.

В 1971 г. в состав Православной Церкви в Америке была принята Албанская епархия в США согласно ее прошению. В том же году Православная Церковь в Америке организовала в Австралии миссию, во главе которой был поставлен администратор в сане архимандрита. Деятельность миссии дала положительные результаты — в 1974 г. несколько православных русских общин "карловчан" получили канонический статус под юрисдикцией Православной Церкви в Америке.

Весной 1972 г. к Православной Церкви в Америке присоединилось свыше 20 священников и около 20 тысяч мирян Мексиканской Национальной Старокатолической Церкви (образовалась в 20-х годах текущего столетия). В связи с этим был образован Мексиканский Экзархат.

Еще до объявления автокефалии Православной Церкви в Америке часть православных румын вместе со священниками — около 40 приходов США и Канады, отделившихся в 1951 г. от Церкви в Америке Румынского Патриархата. Последняя выделила присоединившиеся приходы в автономную епархию под названием "Румынская православная епископия Америки" и присвоила ее епископу титул "Детройтский и Мичиганский".

В настоящее время Православная Церковь в Америке имеет мужские и женские монастыри, три Духовных Семинарии и Академию. Также действуют курсы по подготовке диаконов. На курсы принимаются, как правило, люди зрелого возраста, уже имеющие гражданскую специальность. Почти в каждом приходе имеются воскресные школы. Программы и материалы для них подготавливаются и издаются Комитетом религиозного образования Церкви.

Широко поставлена и издательская деятельность: ежегодно выпускается церковный календарь, а также множество журналов и газет на разных языках. Кроме этого, имеются и другие издания как на английском, так и на русском языках разных организаций, связанных с Церковью, — Федерации русских православных клубов (в нее входят родившиеся в Америке православные), Всеамериканской организации православных женщин, организации взаимопомощи, братства и сестричества и т. п.

Ппредстоятели Американской Православной Церкви

Митрополит Ириней (Бекиш).................................................. 1970-1974

Архиепископ Сильвестр (временно управляющий)................................974-1977

Митрополит Феодосий (Лазор) .................................................. с 25 октября 1977

Иерархи Русской Православной Церкви в Северной Америке до предоставления ей автокефалии

Епископы

1. Иоасаф ......................... 1799

2. Св. Иннокентий (потом митрополит Московский) . . . 1840 —1862

3. Петр. ................. 1859 -1862-1867

4. Павел..................... 1867 -1870

5. Иоанн. .................... 1870 -1876

6. Нестор .................... 1879 -1882

7. Владимир .................. 1888 - 1891

8. Николай ................... 1891 - 1898

Архиепископы

9. Тихон (Белавин) ........ 1899-1907, +1925

10. Платон (Рождественский) ....... 1907 -1914

11. Евдоким (Мещерский) (+l935, в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище) . . . 1914 — 1917

12. Александр (Немоловский) . . 1917-1922, +1960

Последующие иерархи в XX веке Митрополиты в расколе

1. Платон (Рождественский) . . . 1922-1924-1934

2. Феофил (Пашковский) .......... 1934 –1950

3. Леонтий (Туркевич) ............ 1950 –1965

4. Ириней (Бекиш) .......... 1965 -10.10.1970

Патриаршие Экзархи

1. Митрополит Вениамин (Федченков) . . 1933 —1947

2. Митрополит Макарий (Ильинский) . . 1947-1953

3. Архиепископ Адам (Филипповский), временно управляющий .................. 1953 —1954

4. Митрополит Гермоген (Кожин) ......... 1954

5. Митрополит Борис (Вик) ........ 1954-1962

6. Митрополит Иоанн (Вендланд) .... 1962—1967

7. Архиепископ Ионафан (Кополович) ......................... 1967 -10.10.1970

Органы церковной власти

Высшей канонической властью в Церкви является Священный Синод, в состав которого входят все правящие епископы.

Членами св. Синода с правом голосования являются все епархиальные архиереи.

Председатель - Митрополит Феодосий

Секретарь - епископ Серафим

Малый Синод 2000

Митрополит Феодосий

Архиепископ Петр

Архиепископ Димитрий

Архиепископ Герман

Митрополичий совет

Председатель Митрополит Феодосий

Управляющий делами протопресвитер Роберт Кондратик

Казначей протоиерей Дмитрий Оселински, протоиерей Павел Кусинда

Административный комитет

Председатель Митрополит Феодосий

Секретарь протоиерей Павел Кусинда

Члены: архиепископ Герман, протопресвитер Роберт Кондратик, протоиерей Григорий Сафчук, протоиерей Евгений Вансач, Гарольд Калина, Элис Вуг.

Аудиторский комитет

Избирается Всеамериканским советом для проведения регулярных проверок финансовых дел Православной Церкви Америки

Председатель - протоиерей Павел Суда

Пенсионный совет

Избирается Всеамериканским советом для определения пенсионного плана Православной Американской Церкви

Председатель - архиепископ Герман

Епархии Американской Православной Церкви

Вашингтонская епархия

Блаженнейший Митрополит Феодосий, Архиепископ Вашингтонский, Митрополит Всея Америки и Канады

Архиепископская резиденция:3512 Massachusetts Ave. NW, Washington, DC 20007

tel (Washington, DC): 202-333-5060

tel (Syosset, NY): 516-922-0550, fax 516-922-0954

Адрес для корреспонденции: PO Box 675, Syosset, NY 11791-0675

Викарии

Преосвященный Иннокентий, Епископ Хагерстаунский

PO Box 240973

Anchorage, AK 99524

Преосвященный Николай, Епископ Балтиморский

Канцелярия: 3319 Gov. Howard Dr. Ellicott City, MD 21043-3345

tel: 410-750-9298

Албанская епархия

Блаженнейший Митрополит Феодосий, управляющий

PO Box 675, Syosset, NY 11791-0675tel 516-922-0550, fax 516-922-0954

Канцелярия: 523 E. Broadway, South Boston, MA 02127

tel 617-268-1275, fax 617-268-3184

Аляскинская епархия

Блаженнейший Митрополит Феодосий, Митрополит Всея Америки и Канады

Преосвященный Николай, викарий

PO Box 675, Syosset, NY 11791-0675

tel 516-922-0550, fax 516-922-0954

Канцелярия:

Адрес для корреспонденции: PO Box 240805, Anchorage, AK 99524-0805

Адрес: 513 E 24th Ave #3, Anchorage, AK 99503

tel 907-279-0025 / 0026, fax 907-279-9748

Болгарская епархия

Высокопреосвященный Кирилл, Архиепископ Питтсбургский Западной Пенсильвании, управляющий Болгарской епархией

519 Brynhaven Dr., Toledo, OH 43616

tel 419-693-7871

PO Box 1769, Cranberry Township, PA 16066-1769

tel 412-776-5555, fax 412-776-5549

Западная епархия

Преосвященный Тихон, Епископ Сан-Францисский и Запада

Канцелярия: 650 Micheltorena St., Los Angeles, CA 90026

tel 213-913-3615, fax 213-913-0316

Канадская Архиепископия

Преосвященный Серафим, Епископ Оттавский и Канады

2801 Newman Rd., Johnstown, ON, K0E 1X0

Адрес для корреспонденции: PO Box 179, Spencerville, Ontario K0E 1X0

tel 613-925-5226, fax 613-925-1521

Епархия Нью-Йорка и Нью-Джерси

Высокопреосвященный Петр, Архиепископ Нью-Йорка и Нью-Джерси

Епархиальный центр: 33 Hewitt Ave., Bronxville, NY 10708

tel 914-337-6222, fax 914-793-3947

Мексиканский Экзархат

Высокопреосвященный Димитрий, Экзарх Мехико

Адрес: M-8576, Mexico 06000, Centro, D.F.

tel 905-571-1189, 805-784-5928

Епархия Новой Англии

Блаженнейший Митрополит Феодосий, управляющий

PO Box 675, Syosset, NY 11791-0675

tel 516-922-0550, fax 516-922-0954

Пенсильванская епархия

Высокопреосвященный Герман, Архиепископ Филадельфийский и Восточной Пенсильвании

PO Box 130

South Canaan, PA 18459

tel: 570-937-4686

fax: 570-937-4939

Румынская Епископия

Преосвященный Нафанаил, Епископ Детройтский, управляющий Румынской Епископией в Америке

Канцелярия:

2535 Grey Tower Rd., Jackson, MI 49201-9210

Адрес для корреспонденции: PO Box 309, Grass Lake, MI 94240-0309

tel +1.517.522.4800, fax +1.517.522.5907

email: [email protected]

Сайт епархии:http://www.roea.org

Средне-Западная епархия

Преосвященный Иов, Епископ Чикагский и Среднего Запада

Канцелярия:

927/933 North LaSalle St., Chicago, IL 60610

tel +1.312.202.0420, fax +1.312.202.0427

Южная епархия

Высокопреосвященный Димитрий, Архиепископ Далласский и Юга

Канцелярия:

Адрес для корреспонденции: PO Box 191109, Dallas, TX 75219-1109

Адрес: (for UPS and FEDEX only: 4112 Throckmorton St. (or 4218 Wycliff Ave.), Dallas, TX 75219

tel 214-559-4425, tel/fax 214-522-4149

Сайт: www.ocados.org

Южно-Американская епархия

кафедра не занята

Устав Американской Православной Церкви

Согласно принятому Вторым Всеамериканским Церковным Собором (1971) Уставу, “Православная Церковь в Америке есть Автокефальная Церковь с территориальной юрисдикцией в Соединенных Штатах Америки и Федерации Канады” (ст. I).

Высшей канонической властью в Церкви является Священный Синод, в состав которого входят все правящие епископы. Регулярные сессии Синода бывают дважды в год; по требованию Митрополита или епископов (не менее трех) могут быть внеочередные — “чрезвычайные” заседания Синода. Между сессиями Священного Синода действует Постоянный Малый Синод (не менее трех епископов) (ст. II).

Высшая как административная, так и законодательная власть принадлежит Всеамериканскому Собору, состоящему из всех епископов Церкви, представителей от каждого прихода (священников и мирян мужского пола не моложе 18 лет, с хорошей репутацией), членов Митрополичьего Совета, членов Ревизионной Комиссии Церкви, делегатов от духовных школ, церковных организаций и др. Созывается Собор один раз в два года. Подготавливает все необходимое к Собору назначаемая Священным Синодом Предсоборная Комиссия (ст. III).

Среди епископов Церкви первенством обладает Митрополит. Он является епархиальным епископом одной из епархий и носит титул “Митрополит всея Америки и Канады”. Митрополит председательствует на заседаниях Священного Синода, Постоянного Малого Синода, Всеамериканского Собора и Митрополичьего Совета; осуществляет надзор за внутренним и внешним благосостоянием Церкви. В случае вакансии митрополичьей кафедры Священный Синод избирает временного заместителя, который в трехмесячный срок созывает Всеамериканский Собор для избрания нового предстоятеля. Кандидаты на пост Митрополита выдвигаются всеми членами Собора путем тайной баллотировки без предварительного обсуждения имен. Считается избранным тот, кто получил большинство голосов и одобрен Священным Синодом (ст. IV).

Постоянным исполнительным органом церковного управления служит Митрополичий Совет, состоящий из Митрополита, “одного епископа (назначаемого Священным Синодом), канцлера, секретаря, казначея, двух представителей от каждой епархии (одного священника и одного мирянина, избираемых Епархиальными ассамблеями), трех священников и трех мирян, избранных Всеамериканским Собором” (ст. V, § I).

Каждой отдельной епархией управляет епископ с помощью Епархиального Съезда и Епархиального Совета (ст. VI). Среди прочих обязанностей епископа Устав Церкви предписывает ему еще делать внушение “приходским клирикам распространять пределы их пастырской деятельности посредством сближения с лицами, пребывающими вне Церкви”, а также “учреждать миссии с целью пропагандирования Православной веры” (ст. VI, § 12, б, в).

В состав Епархиального Съезда входят духовенство и миряне — представители всех монастырей и приходов епархии, по два делегата от богословских школ епархии и др. В компетенцию Епархиального Съезда входит выдвижение кандидатов на пост епархиального епископа, утверждение мероприятий, направленных на укрепление веры и благочестия в епархии, религиозного образования, благотворительности. Созывается Съезд по мере необходимости (ст. VII).

Епархиальный Совет — это постоянный орган епархиального управления. Состав его определяется Епархиальным Съездом, решения которого он проводит в жизнь. Кроме того. Епархиальный Совет рассматривает текущие вопросы, волнующие приходы епархии и все ее учреждения. Председателем Епархиального Съезда и Епархиального Совета является правящий епископ. Он же и одобряет их решения (ст. VIII).

Отчеты епархиального управления ревизует специальная Ревизионная Комиссия Церкви (ст. VIII).

Епархии подразделяются на церковные округа (ст. IX) и приходы (ст. X). Во главе первых стоят благочинные, утверждаемые в этой должности епархиальными епископами на трехгодичный срок; во главе вторых — настоятели храмов. Вопросы, касающиеся жизни прихода, обсуждаются на регулярных и специальных Приходских Собраниях под председательством приходского священника. Приходское Собрание избирает Приходской Совет, который помогает настоятелю в управлении приходом и в приведении в исполнение решений Приходского Собрания. Ни одно заседание Приходского Совета “не может состояться без ведома и благословения настоятеля, который в качестве главы прихода должен участвовать в обсуждении и решении всех приходских дел. Протоколы всех собраний Приходского Совета должны быть подписаны настоятелем и старостой — выборным должностным лицом прихода” (ст. Х, 7, в).

Существует особый институт военных священников для военнослужащих православного исповедания. Ими руководит “глава военных священников”, назначаемый Митрополитом и ответственный непосредственно перед ним (ст. IX, 1).

Церковь состоит членом Всемирного Совета Церквей и членом Национального Совета Церквей Христа в США.

Блаженнейший митрополит Феодосий, архиепископ Вашингтонский, митрополит всея Америки и Канады

С 25 октября 1977 г. Православную Церковь в Америке возглавляет Блаженнейший Митрополит Феодосий (Лазор). Родился 27 октября 1933 г. в Канонсбурге (штат Пенсильвания). Окончил колледж в Вашингтоне и Свято-Владимирскую Духовную Академию в Крествуде (1960). Затем обучался в Экуменическом институте в Боссэ. В 1961 г. пострижен в монашество, рукоположен во иеромонаха и назначен настоятелем храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы в г. Мэдисоне, трудился в канцелярии Митрополита Иринея, был его секретарем. 6 мая 1967 г. хиротонисан во епископа, викария Митрополита. В июне того же года назначен на кафедру Ситкинскую и Аляскинскую.

Был организатором подготовки и проведения канонизации преподобного Германа Аляскинского, а также возглавил Комиссию по сбору материалов для канонизации святителя Иннокентия. В 1972 г. переведен на кафедру Питтсбургскую и Западной Виргинии. Занимал посты председателя Отдела по религиозному образованию при Священном Синоде Православной Церкви в Америке и председателя Комиссии по подготовке Четвертого и Пятого Всеамериканских Православных Соборов. В 1970 г. при получении в Москве Томоса об автокефалии Православной Церкви в Америке Митрополит Феодосий сказал: «Мы всегда будем помнить о тех основах, которые заложила для нас Святая Русская Церковь»

Священный синод Православной Церкви в Америке

Высшей канонической властью в Церкви является Священный Синод, в состав которого входят все правящие епископы.

Членами Св. Синода с правом голосования являются все епархиальные архиереи.

Председатель - Блаженнейший Митрополит Феодосий, Архиепископ Вашингтонский, Митрополит Всея Америки и Канады

Секретарь - Преосвященный Серафим, Епископ Оттавский и Канады

Малый Синод

• Блаженнейший Митрополит Феодосий, Архиепископ Вашингтонский, Митрополит Всея Америки и Канады

• Высокопреосвященный Петр, Архиепископ Нью-Йорка и Нью-Джерси

• Высокопреосвященный Димитрий, Экзарх Мехико

• Высокопреосвященный Герман, Архиепископ Филадельфийский и Восточной Пенсильвании

(2000 г.)

"Мы Все – Дети Русской Церкви"

Интервью…

- Oтец Фома, как проходит обучение в вашей семинарии?

- Наша семинария - это Высшая школа, так что после университета студенты могут поступить в семинарию. Мы называем это семинарией, но это высшее богословское заведение. Обычный курс обучения - 3 года после университета. Многие из студентов присоединились к Православной Церкви из других конфессий, у нас учатся студенты из России, Украины, Ближнего Востока и других европейских стран, или обращенные. Многие - это дети православных американцев. Малое число детей в православных семьях, посещает храм - возможно потому, что их семьи были бедными и стали жить богаче и они стали больше интересоваться бизнесом, приобретением вещей и поэтому им менее интересна церковная жизнь. И трудно, потому что студенты такие разные и столько много разных уровней образования, так много разных опытов. Примерно половина студентов пришла из неполных семей. Многие из них чего-то искали и нашли Евангелие, Христа и поступили в семинарию. Сейчас к нам приходят студенты - дети тех, кто обратился в Православие, и также в Свято-Тихоновской семинарии и семинарии Святого Креста греческой митрополии, в которой учатся на богословском факультете грекоязычные люди. На Аляске - Свято-Германовская семинария в основном для народов Аляски, там совершенно другая ситуация.

- Существует ли проблема с преподавательским составом?

- Я бы сказал нет. Мне кажется, нам очень повезло - подобрались прекрасно подготовленные преподаватели, которые хорошо знают предмет. Мы в этом году пригласили трех молодых профессоров, два из которых учились в Оксфорде, в Англии у епископа Каллиста (Уэр), они изучали патристику, и один специалист по Новому Завету, они выпускники нашей семинарии. Нам очень повезло. Наша богословская школа была основана в 1938 году, т. е. довольно давно. Первые профессора, конечно, были эмигрантами из России, они почти все имеют происхождение из России. Я первый, кто стал ректором института, родившись в Америке. И я первый, кто пришел из среды рабочих, т. к. другие были высокообразованными людьми аристократического происхождения. Сейчас практически все преподаватели - урожденные американцы. Один профессор по Ветхому Завету, который также учит ивриту - из Палестины, он получил докторскую степень в Румынии, приехал в Америку и сейчас преподает у нас. Он единственный, кто не урожденный американец.

- Как Вам кажется, в последнее время, насколько охотно люди приходят в Церковь? Изменяется ли количество людей, желающих получить духовное образование?

- Среди людей славянского происхождения - русских, украинцев, белорусов, словаков - количество людей, приходящих в Церковь, намного меньше, чем во времена моей молодости. Когда я был рукоположен в священники 38 лет назад, людей в церкви было значительно больше. Потому что семьи жили близко, они имели по 4-5 детей, все ходили в храм, жили рядом… В следующих поколениях, когда мои сверстники выросли, многие создали семью с людьми не из нашей церкви, других национальностей и многие из них оставили церковь. Семьи имеют меньше детей, может быть 2-3, и количество прихожан стало заметно уменьшаться. И что интересно, количество людей, которые искренно стараются больше узнать о вере, молитве, хотят учиться, - увеличивается. Сейчас в Америке подавляющее большинство людей, приходящих в Церковь, - это те, которые от всей души верят, искренно молятся, очень мало таких, кто ходит по традиции, по привычке, (может кто-то из старшего поколения). Молодые люди, если они серьезно от всей души не веруют во Христа, они вообще в Церковь не придут! И что интересно, в то время, когда Церковь была значительно больше, - у нас было очень мало желающих получить духовное образование. Когда я был семинаристом, я поступил в 1957, на нашем курсе было всего 16 человек и потом пять приехали из Сербии. Сейчас обычно на курсе 90-95, 100 студентов и в Свято-Тихоновской семинарии 40 или 50, и в семинарии Святого Креста такое же количество, как у нас, - количество студентов выросло, хотя общее количество прихожан уменьшилось. Сейчас больше храмов, но приходы стали малочисленнее. Появились храмы в городах, где раньше не было церквей, но количество людей в храмах меньше, не так как в огромных русских приходах во времена моей молодости - тысячи семей, где-то пять тысяч семей в некоторых храмах, церкви были полны поющими, как здесь в России. Это воспоминания детства, но этого больше нет.

- Существуют ли между духовными семинариями в Америке и в России какие-либо связи?

- Существуют связи, нас приглашают на семинары и встречи в институты, семинарии. У нас всего 9 профессоров на полной ставке и 10 приходящих учителей и мы очень заняты, выполняем свои обязанности. Постоянно наши люди приезжают в Россию на всяческие встречи, для преподавания, мы приезжаем в Румынию. Я сам был в богословской школе в Албании, в Словакии, в Болгарии, Велико Тырново, Софии, давал лекции. Я не давал лекций в России, был приглашен, но не смог приехать, но другие преподаватели давали лекции. Наш профессор по литургике Пол Мейендорф был здесь, протоиерей Пол Лэйзер, выступал в Свято-Тихоновском институте, Констанс Торасор. Катихизис "Основы православия" был издан здесь, в России. Также, конечно, у нас учатся студенты из России в нашей семинарии, один из наших студентов - сейчас епископ Архангельский Тихон. Четыре русских студента работают над диссертациями. В нашей семинарии учатся студенты из Украины, Словакии, Сербии.

- Как обстоят дела с монашеством в Америке?

- Когда я был молод, во всей Америке и Канаде было где-то 5-6 монастырей, сейчас - более ста. Они появились во многих местах. Старец со Святой Горы Афон, Ефрем, из монастыря Филофея, приезжал в Америку и сам, со своими сподвижниками основал около 25 монастырей - женских и мужских. Потом монахи из Румынии основали 5 или 6 монастырей, 2 месяца назад 2 монаха из Румынии основали новый монастырь в Детройте, Мичиган. И когда немного обустроили, они послали других монахов и монахинь основать монастыри в таких местах, где их никогда не было. Одна из наших студенток, русская, Алла, она обучалась в университете Даркмут, потом поступила к нам, написала работу "Монашество в Америке", с иллюстративным материалом - фотографиями, слайдами - более ста монастырей. Большинство из них, конечно, маленькие по 2-3 человека.

- Какими, по Вашему мнению, должны быть православные люди в современном мире?

- Очень много дискуссий среди православных людей: что такое Православие, что мы должны делать, как жить в современном обществе, как участвовать в церковной жизни. И я знаю, в России, в Америке, в Греции - везде идут обсуждения этих проблем. Я лишь могу высказать просьбу быть очень терпеливыми, добрыми, слушать друг друга, носить тяготы друг друга, потому что в наше время нельзя разделяться, мы должны стараться быть вместе и стараться быть в разных местах, с разными тенденциями. Старца Паисия Святогорца, умершего несколько лет назад, один священник из Чехии спросил: что мы должны делать - быть строгими, служить долгие службы, строго следовать канонам, или быть более терпимыми, облегчать вхождение в церковь, не быть слишком требовательными к людям, как апостол Павел говорит: "Быть всем для всех, чтобы спасти некоторых"? И старец ответил: можно идти обоими путями, это не слишком важно, оба пути подходят. Все должно быть во славу Божию и для людей, без осуждения и обличения. Попытаться сказать: хорошо, мы делаем так - вы иначе, ведь Церковь, если она по настоящему здорова может поддерживать оба пути. Но если что-то делается не во славу Божию, не для пользы ближнего - это от дьявола. Если мы более строги или либеральны, больше акривии или икономии, но не во славу Божию, не для спасения людей - это только на руку дьяволу, он расколет наши ряды. И это очень важно. Еще я хочу сказать, как много мы в Америке получили и как зависели от веры русских людей, от их исповедничества. Человек, подобный мне, не может даже представить, что испытал в жизни Патриарх Алексий. Мы не можем представить войну, у нас никогда не было войны в стране, у нас не было революции. Мне 62 года, и я не могу вспомнить дня моей жизни, в который я бы не чувствовал себя защищенным, что у меня есть дом, пища, одежда, не чувствовал, что никто не собирается причинить мне боль. Каждый день я чувствую заботу, родители всегда обо мне заботились, конечно. Государство материалистическое, но для меня очень трудно представить гонения, преследования, возможность быть убитым, что могут быть новомученики - для меня это удивительно. Мне трудно осознать, что значит пережить все это и после восстановить всю Церковь, которая была разрушена в результате гонений. Мы все - дети Русской Церкви, у меня русские корни, мои родители приехали в конце XIX века из Карпат из района Ужгорода и Словакии. И я вырос в Православной Церкви, изучал русский язык в школе, плохо говорю по-русски, но все-таки читаю и понимаю. И происходящее в Русской Церкви очень важно для всех православных в мире и особенно в Америке.

- Разделяете ли вы убеждение, что Москва - это Третий Рим?

Да, вчера когда Святейший был на конференции, которая проходит в Даниловском монастыре, я думал: когда я был мальчиком, я слышал такую поговорку - "Ни до Москвы, ни до Рима". Потому что вокруг меня были карпатороссы: ни русские, ни украинцы. И думал про себя: "Нет выбора, но если ты православный, - ты должен приехать в Москву - это единственное место, куда ты должен приехать, чтобы найти веру, святость, найти святых, святыни". И также найти образ взаимодействия с современным миром. На Соборе 1918 года было многое осмыслено: литургическое обновление, взаимодействие с обществом, церковный устав, для нас в Америке этот Собор очень важен. На этом Соборе епископы и священники пытались сказать, как мы должны быть настоящими православными в нашем мире. И после 70-ти лет, как Солженицын сказал, после 70-ти лет преследования, 70 миллионов погибших, мы начинаем понимать высказывание: "Что мы собираемся делать сейчас?". И когда я приехал 10 лет назад, владыка Кирилл сказал: "У нас сейчас гласность, но что мы скажем?" Что мы собираемся сказать людям, которые придут в церковь и зададут множество вопросов? Мы не можем говорить только о житиях, о чем-то из XIX века. Люди могут этого не понять. Мы общаемся через Интернет - что мы скажем сегодня? Мы должны обсуждать это в своей среде, мы должны слышать друг друга, мы должны испытать наше учение, мы должны сказать: "Правильно это или нет?" Это обязательное испытание. Какие будут плоды? Господь говорит: "По плодам вы узнаете их". Какие наши плоды? Вот почему это так важно для нас. Америка имеет 200-летнюю историю жизни в плюралистическом, капиталистическом, демократическом обществе. Иногда я беспокоюсь, что марксизм, концентрационные лагеря не добились своего, а американские инвестиции и материализм могут приносить больший вред для души, потому что в результате гонений появляются мученики, но что производит вседозволенность, деньги, блуд - что появится после них? Появляются наркотики, за которыми следует безумие среди людей. И, возможно, намного труднее быть истинным христианином в более свободном материалистическом обществе. Один человек спросил меня: из Америки, что вы можете сказать нам, людям России, Словакии, что вы можете сказать нам? И я ответил, мы не можем ничего сказать вам, вы должны учить нас, но не мы. Мы дети - вы старшие. Иоанн Лествичник, говорит: Я не буду учить вас чему-либо, я - это человек, утопающий в грязи и говорящий: не поступайте как я! И в Америке проблема в том, что Церковь старалась держаться того, что имела, так крепко, что стала почти как музей, она не была связана ни с чем. Люди не понимали язык, не было преподавания вероучения, они знали только традиции, и потихоньку они уходили из церкви, потому что церковь не была способна задействовать их в настоящей жизни. Я думаю, что Россия получила эту большую задачу, как донести Евангелие до молодых людей и старшего поколения, которое прошло атеистическое образование. И сейчас на пике атеистического воспитания вы получаете западные технологии, деньги, кино, телевидение, (я смотрел русское телевидение в отеле - очень похоже на Америку). И вы должны бояться, и нужно беспокоиться, как долго это будет продолжаться. Но когда я езжу по Москве и вижу: Сретенский монастырь, Свято-Тихоновский институт и другие духовные учебные заведения, Лавру, книжные лавки - у меня возникает сильная надежда, слава Богу, кто знает, что может быть! Это просто невероятно, сколько энергии и труда вложили люди за последние 10 лет, это выглядит, как чудо.

- Однако из истории Церкви мы знаем, что именно во время гонений Церковь была сильна…

- Да, первые христиане говорили, что Церковь вырастает на крови мучеников. Но с другой стороны мученики ушли, а те люди, которые выжили в России, Румынии, Албании, они сильно пострадали душевно. Патриарх говорит: недостаточно восстановить здания, в то время как люди будут душевно больны и изранены, их сознание поражено, искажено ложью. Люди, которые остаются верующими и уцелели после преследований, готовы ли они серьезно принять Евангелие? Я не знаю, насколько это верно, но я слышал, что в России, та волна, которая наблюдалась в 90-х, людей приходящих в церковь, сейчас спадает. И это вопрос духовного просвещения, какие книги издавать, как преподносить вероучение. Это огромная работа, с Божьей помощью. Каждый человек должен делать то, на что он способен. В Америке я видел молитву Солженицына, напечатанную в журнале: "Дорогой Бог, помоги мне сделать то, что могу я, а не кто-то другой". Каждый может делать то, что может. Каждый из нас на своем месте делает свое малое дело.

"Истинное покаяние - вот величайшее чудо"

Архидиакон Закхей (в миру - Ричард Серафим Вуд) принадлежит к Американской Православной Церкви (Orthodox Church of America). Отец Закхей около двух лет был келейником предстоятеля АПЦ, Блаженнейшего Митрополита Феодосия, затем (в период подготовки интервью) - секретарем епископа Чикагского Иова, а в настоящее время возведен в сан игумена и живет в Москве, в Сретенском монастыре, учится в Свято-Тихоновском богословском институте.

Интервью с архидиаконом Закхеем (Вудом)

- Отец Закхей, расскажите, что из себя представляет сейчас Американская Православная Церковь, к которой Вы принадлежите.

- В автокефальной Американской Православной Церкви на сегодняшний день 14 епархий. Блаженнейший митрополит Феодосий является предстоятелем нашей Церкви, также у нас 8 правящих архиереев, один викарий и один титулярный епископ. Некоторые епархии ограничены территориально - такие, как наша, Чикагская, и Среднезападная, другие являются этническими - такие, как Болгарская и Албанская. Так, можно жить в центре Чикаго, прямо по соседству с владыкой Иовом, правящим архиереем, и принадлежать к болгарскому приходу, Болгарской Церкви. Такой порядок был введен, чтобы помочь эмигрантам лучше себя чувствовать среди земляков.

- Вы являетесь секретарем епископа, расскажите о вашей епархии.

- Наша епархия - крупнейшая в Американской Православной Церкви. В ней более 64 приходов и миссий и один мужской монастырь. Вскоре намечается открытие трех новых приходов. Приходы разнообразны по количеству прихожан: некоторые насчитывают более 600, в других - около 35 человек. Его Преосвященство владыка Иов всегда с радостью посещает приходы, и обычно мы ездим каждые выходные. Административно наша епархия управляется епископом, я помогаю ему в качестве секретаря. С нами работает приходящий 2 раза в неделю бухгалтер. Иногда мы бываем перегружены, но по милости Божией успеваем посещать приходы и справляться с делами в канцелярии. В общем, у нас не так много свободного времени!

- Я знаю, собор, где Вы служите, это историческое место, расскажите, пожалуйста, о нем.

- В нашей епархии несколько соборов, два в Чикаго, по одному - в Миннеаполисе, Детройте и Кливлэнде. Свято-Троицкий собор - кафедральный, это один из самых старых храмов в епархии и, без сомнения, один из самых красивых. Он был освящен более ста лет назад святым патриархом Тихоном, в то время молодым епископом, служившим в Соединенных Штатах. Также по милости Божией в нашем храме первым настоятелем был священномученик Иоанн Кочуров. Святой Иоанн вернулся в Россию в конце века и был призван Господом на мученический подвиг во времена безбожного большевистского восстания. Святой Иоанн был первым священником, пострадавшим от большевиков. Группа наших прихожан имела счастье присутствовать на его канонизации в 1994 году. Память священномученика Иоанна и святителя Тихона свято чтится в нашем приходе.

- Что Вы можете сказать о жизни святителя Тихона в Америке?

- Святитель Тихон в Америке был широко известен, в то же время он был очень молодым епископом. Он служил в различных местах: в Сан-Франциско, в Чикаго, в Нью-Йорке, уделял много внимания миссионерской работе и освятил Свято-Троицкий собор и множество других храмов и монастырей во многих местах. Он был настоящим миссионером, и мы как члены Православной Церкви в Америке стараемся быть его достойными учениками и наследовать его взгляды на Американскую Церковь как на Церковь, несущую миссионерское служение для неправославных и окормляющую православную паству. Необходимо всегда помнить, что Церковь способна выжить в любых условиях, в любой стране, и Америка - это страна, в которой, мы надеемся, Православие не только выживет, но и принесет сторичный плод. Должен сказать, что в Америке с особым благоговением почитаются новоканонизированные американские святые. Один из этих девяти святых - патриарх Тихон. Нужно отметить, что особо почитаемый святой из русских святых - это преподобный Герман Аляскинский. Мы особенно любим его, ведь он - первый святой, просиявший в Америке! В Чикаго с особым благоговением чтут память святителя Тихона - почти во всех наших храмах можно увидеть его иконы. Мы считаем святителя Тихона просветителем Северной Америки. Немного о нем написано, но мы знаем, что наследуем плоды его трудов на миссионерском поприще и благоговейно чтим его святую память.

1, 2