Албанская Православная Церковь

Блаженный Анастасий, архиепископ Тиранский и всей Албании, митрополит Тирано-Дурресско-Эльбасанский.

Архиепископ Анастасий (Яннулатос) родился 4 ноября 1929 года в благочестивой православной семье в Греции. С детства активно участвовал в церковной жизни. В юности проявлял большой интерес к математическим наукам и собирался посвятить этому свою жизнь, но с началом Второй мировой войны его намерения изменились. Став очевидцем принесенных войной страданий и бедствий, будущий архиепископ Анастасий искал опоры и разъяснения смысла этого хаоса в вере. Он остро ощутил, как важна была весть о вечном мире, который мы можем обрести только через Иисуса Христа, для всего мира, приходящего в себя после войны, а в Греции еще и при продолжавшейся гражданской войне. Это понимание привело юношу к тому, что он оставил изучение других дисциплин тем, чтобы посвятить себя теологии. В 1947 году поступил на теологический факультет афинского Университета и закончил его с отличием в 1951 г.

После окончания университета два года служил в армии, где вступил в братство "ZOE", религиозную организацию, которая ставила своей целью духовное обновление греческой Церкви. Одним из основных его занятий стала работа с греческой молодежью. Он одним из лидеров студенческих движений и работал в детских лагерях, стремясь, чтобы в его юных подопечных православная вера обрела конкретные и живые формы.

Этот опыт помог будущему предстоятелю Албанской Церкви обнаружить, какое влияние такие миссионерские программы имели на Церковь в целом. В эти же годы сотрудничал в международном православном движении «Синдесмос». Он был его генеральным секретарем в 1958-61 гг., а затем вице-президентом в 1964-78. Здесь он познакомился с другими молодыми людьми, которые разделяли его стремление проповедовать Евангелие. Вместе они пытались исполнить веление Христа идти "ко всем народам". Вслед за принятием сана диакона в 1960, он основал православный миссионерский центр "Porefthentes".

Будущий архиепископ Анастасий сам собирался стать иностранным миссионером. Сразу после рукоположения в священники 24 мая 1964 г. он уехал в Восточную Африку и

служил свою первую литургию в Уганде. Однако вскоре после своего приезда заболел малярией и вернулся в Грецию. Не смущаясь препятствиями, он искал новых путей выполнения великой заповеди Христа. Последовав совету одного из своих профессоров, отец Анастасий решил, что его лучшим вкладом может стать научная работа. Не имея возможности непосредственно подвизаться в деле миссионерства, он все же мог

прокладывать путь для других. В 1965-69 гг. изучал историю религий в университетах Гамбурга и Марбурга Западной Германии, фокусируя свое внимание на истории африканских религий, миссиологии и этнологии. Чтобы пополнить материал для своей диссертации "Дух Мбандва и структура их культов: исследование различных аспектов африканских религий", он работал в университете в Кампала, Уганда. В своем исследовании пытался обосновать идею о том, что истинно православным без интереса к миссиям быть невозможно. Параллельно с научной работой активно участвовал в мировом экуменическом движении. В 1972 году был возведен в сан епископа города Андруссы и стал главой Отдела внешних церковных миссий Греческой Церкви.

В 1972 г епископ совместно с о. Антонием Ромеосом основал в Греции женский монастырь св. Иоанна Предтечи с миссионерской направленностью. Монастырь приветствовал насельниц из других стран с тем, чтобы те могли, участвуя в жизни монастыря, по возвращении ввести подобный монастырский уклад у себя на родине.

В 80-е гг. Восточно-африканская Православная Церковь была на грани крушения в связи с внутренними проблемами, которые привели к извержению кенийского епископа из сана Патриархатом Александрии. Глава Африканской Православной Церкви Патриарх Николай предложил епископу Анастасию занять эту кафедру. Епископ согласился, но продолжал свою деятельность в афинском университете и Apostoliki Diakonia.

В Африке основным приоритетом для него стало создание мощного православного сообщества во главе с местными лидерами.

Первым действием епископа стало довершение и немедленное открытие семинарии, строительство которой начал и потом вынужденно прервал архиепископ Макарий III еще за 10 лет до того. Наряду с подготовкой кадров, епископ организовал перевод служб на семь различных языков. Под его руководством были сооружены 67 новых церквей, и обновлены 25 существующих. Он также занимался строительством школ, детских садов, мобильных госпиталей и миссионерских пунктов.

В результате его подвижничества и воспитания местных горячих приверженцев Православия Церковь в Восточной Африке продолжала развиваться и после того, как он оставил эту кафедру в 1991 г.

С наступлением новой декады епископ столкнулся с еще одной задачей, требующей немалых усилий. В январе 1991 Патриарх Константинопольский направил его в Албанию в качестве Патриаршего Экзарха с целью восстановления Албанской Автокефальной Православной Церкви. После 40 лет жестокого истребления Православная Церковь в Албании была совершенно опустошена, духовенство составляло 22 человека по сравнению с 440 в 1940 г.

Его основными целями в первые годы в Албании стали подготовка руководителей на местах, пастырское служение для тех 22 % населения, которые считали себя православными по происхождению, и установление диалога с представителями иных конфессий.

Святейший Синод Албанской Православной Церкви

Члены Святейшего Синода:

Блаженнейший Анастасий, архиепископ Тиранский и всея Албании – председатель Святейшего Синода.

Игнатий, митрополит Берато-Влеро-Канинский.

Иоанн, епископ Корчинский.

Косьма, епископ Апполоникийский.

После нескольких лет переговоров между представителями Вселенского Патриархата, Албанской Церкви и албанских властей, милостью Божией Святейший Синод Албанской Православной Церкви был сформирован. 18 июля 1998 года в городе Берат состоялась хиротония митрополита Берато-Влеро-Канинского, которым стал Высокопреосвященнейший Игнатий.

Блаженнейший Анастасий, архиепископ Тираны, Дурреса и всей Албании, возглавил службу, ему сослужили два представителя Вселенского Патриархата: митрополит Пергский Евангелос и митрополит Филадельфийский Мелитон.

В тот же день архиепископ Анастасий и митрополит Игнатий стали первыми членами Святейшего Синода Албанской Автокефальной Православной Церкви и вместе с двумя представителями Вселенского Патриархата провели экстренное заседание в Тиране.

Эти двое представителей участвовали в переговорах с албанскими властями о создании Святейшего Синода с 1992 года.

Во время этой исторической встречи Святейший Синод рассмотрел безотлагательные вопросы, стоявшие перед Албанской Православной Церковью, удовлетворил просьбу об уходе на покой Его Высокопреосвященства Александра, бывшего митрополита Гирокастринского, и Его Высокопреосвященства Христодула, бывшего митрополита Корчинского (их не приняли албанские власти из-за этнического происхождения), и позже были выбраны два албанских иерарха.

Архимандрит Иоанн (Пелуши) был возведен в сан митрополита Корчинского. Прежде он был преподавателем и помощником ректора Богословской академии Албанской Православной Церкви. Он окончил Греческую православную богословскую школу Святого Креста в Америке, получив степень Магистра богословия.

Епископом Апполоникийским стал священник Косьма Кирджо.

В свои 77 лет он является представителем поколения священников, которое героически совершало свое служение даже в годы жесточайших преследований.

Православная Богословская Академия Воскресения Христова в Дурресе.

В страшные годы религиозного преследования при коммунистическом режиме, инфраструктура Албанской Православной Церкви была уничтожена. Лютая ненависть коммунистического руководства была в первую очередь направлена против духовенства. В 40-х годах ХХ века в Церкви было около 440 священнослужителей. Из них выжили только 22 священника, которые в 1990 году увидели возрождение Албанской Православной Церкви. В начале нового тысячелетия из 22 священников осталось только 4 пастыря, которые видели процветание Албанской Православной Церкви до Второй мировой войны.

Одной из первых задач Архиепископа Анастасия в 1992 году было духовное воспитание и обучение, а впоследствии посвящение в духовный сан нового поколения православных христиан. Преодолевая значительные сложности, с помощью Божией в феврале 1992 года был открыт первый курс будущей Академии. Классы находились в старом ветхом здании рабочего городка в Дурресе. В здании часто не было электричества и тепла, как и во многих местах страны, воду подавали только на несколько часов в день.

Преодолевая эти сложные условия быта, 45 студентов первого курса принялись за обучение. Архиепископ Анастасий вскоре рукоположил наиболее способных студентов, чтобы удовлетворить духовные нужды православных по всей стране. В течении трех следующих лет эти пастыри продолжали обучаться в Академии, продолжая служить литургии в больших городах Албании по выходным.

С окончанием каждого учебного года Архиепископ Анастасий рукополагал новых выпускников Академии. К концу 1998-1999 учебного года трехлетняя Богословская академия подготовила 113 выпускников, из которых многие были позже рукоположены или стали катехизаторами и путешествовали по стране. Все духовенство Албании, выпускаемое этой Академией, имеет либо среднее образование, либо ученую степень, помимо трех лет обучения в Богословской академии.

Главное событие в жизни Академии состоялось в 1996 году, когда она переехала из старого здания в рабочем городке в новый построенный комплекс около монастыря св. Валша в Дурресе. Вскоре Академия стала одним из самых лучших и современных учебных заведений в стране.

В 1999-2000 году в Академии было 55 студентов как мужского, так и женского пола. В 1997 году Архиепископ Анастасий почувствовал необходимость в богословски подготовленных женщинах, так как они могли бы послужить Церкви в различных областях ее деятельности. Первый набор из 7 женщин состоялся в том же году.

Албанское Воскресение

В Албании вы ежечасно осязаете грубую поверхность жизни. Если вы встретите богатство, то оно здесь грубое и наглое. Смерть близка и нескрываема. Насилие и зло лишены шeлковой оболочки. Такой степени бедности вы не найдeте нигде в Европе, и вместе с тем нередко встречаете доброту и гостеприимство - качества, которые не так легко найти в странах побогаче. Гостей принимают как Божьих посланцев.

Подавляющее большинство людей живeт в суровых условиях, а в сельской местности жизнь мало изменилась со времeн средневековья. Многие дороги не имеют покрытия, а те, которые его имеют, полны выбоин, так что даже короткая поездка удлиняется из-за изгибов, которые водитель вынужден делать, выбирая путь, наименее разрушительный для машины. Многие всe ещe передвигаются на лошади, запряжeнной в телегу или на осле. Электричество неописуемо и напряжение скачет так, что электрические цепи легко повреждаются. Больниц мало, их возможности скудны и состояние ужасно. То же самое можно сказать и о школах. Многие фабрики закрыты по причине упадка.

Бедность зачастую порождает преступность, особенно в обществе с повреждeнной религиозной жизнью, а именно это имеет место в Албании. "Албанская мафия" имеет дурную славу по всей Западной Европе. Случается, что албанки насильно вовлекаются в проституцию с предупреждением, что любая попытка обращения в полицию или побега приведeт к уничтожению одного или нескольких членов семьи женщины.

Подсчитано, что с момента открытия границ в 1990 г. треть населения Албании, составляющего 3,2 миллиона, выехало на работу в другие страны. В одной лишь Греции насчитывается полмиллиона албанцев, большинство из которых - нелегалы.

Но гораздо хуже бедности явилось создание того, что архиепископ Анастасий часто называет "культурой страха", проявление которой он видит в сотнях тысяч похожих, как грибы бункеров, разбросанных по всей стране. Особенно в эпоху коммунизма сосед не отваживался доверять соседу.

Как сказал мне один старик: "Если вы не любите сражаться с драконами, подобно святому Георгию, вы должны тщательно скрывать малейшее политическое несогласие или религиозность". Однажды созданная культура страха с трудом поддается излечению.

Пока репрессии были нормой во всем коммунистическом мире, ни в одной другой стране не было такой решимости разрушать религиозную жизнь столь целенаправленно, как в Албании. Никто до сих пор не знает, сколько людей были казнены или погибли от болезней, голода или замучены в тюрьмах и лагерях. Как минимум 355 священников умерли в тюрьмах, лагерях или ссылках, куда они были отправлены в эру коммунизма. Религиозные репрессии начались, когда партизаны одержали верх после германской оккупации. В 1967 г. Албания шагнула дальше, провозгласив себя первым в мире атеистическим государством. Все церкви и мечети были закрыты, многие культовые здания разрушены. Из 1600 православных церквей, монастырей и культурных центров, существовавших в докоммунистический период, к 1990 г. осталось менее 5 %, и те были превращены в склады, конюшни, магазины, клубы и рестораны. (Всe ещe легко обнаружить разрушенные церкви, и они ясно показывают, что для местных людей даже руины церкви являются местом для молитвы. Горят свечи, оставляются маленькие бумажные иконки).

Сокровище Албании - это еe Православная Церковь, сердцем которой является архиепископ Анастасий. Ему сейчас 71 год, и он надеялся провести эту часть своей жизни, занимаясь преподаванием и написанием книг, но вместо этого принял ответственность окормления Албанской Церкви.

Тот факт, что архиепископ Анастасий - грек, был проблемой. За исключением грекоязычного меньшинства, многие албанцы смотрят на греков с подозрением. Архиепископ всегда был мишенью для строгой критики и лживых репортажей в албанской прессе. Не однажды от него пытались избавиться. Был почти принят закон, принуждающий всех епископов-неалбанцев покинуть страну. Жизнь его не раз оказывалась под угрозой. То, что он ещe здравствует, само по себе чудо. В своей резиденции он показал мне пулю, застрявшую в двойном оконном стекле. На выступе окна недалеко от пули серая голубка отложила единственное яйцо в цветочном горшке. "Пуля и яйцо!" - прокомментировал архиепископ. - "Превосходные символы Албании на распутьи".

Застрявшая пуля была одной из тех, что были выпущены по его резиденции во время гражданской войны 1997 г. Это было время, когда он выступил с воззванием на тему: "Нет - оружию, нет - насилию". Вопреки советам многих друзей он отказался покинуть страну, объясняя это словами: "Я капитан корабля. Другие могут уехать, но для меня нет другого решения".

Когда он приехал в Тирану в 1991 г., был упразднeн закон, запрещающий религию, но Церкви было возвращено всего несколько полуразрушенных храмов. В живых осталось лишь 22 священника, все - стары и немощны, а некоторые близки к смерти. Тиранский кафедральный собор на главной площади был снесeн, для того чтобы освободить место под отель. Первым действием архиепископа Анастасия по его прибытии было посещение маленькой церкви, обращeнной в гимназию после 1967 г. Здесь он произнeс пасхальное приветствие: "Христос Воскресе!", зажeг свечу и обнял местных верующих. "Все плакали, и я не был исключением", - вспоминает он.

С момента его появления были заново построены 80 церквей, около 70-ти подняты из руин, вернулись к существованию 5 монастырей и были восстановлены 135 других церковных зданий. С тех пор как в 1992 г. была открыта семинария, состоялось 120 рукоположений. Начали существование несколько школ для молодeжи, летние лагеря, молодeжные фестивали, церковные радиостанция и газета, иконописная и реставрационная мастерская, свечной завод и типография. С 1991 г. приняли крещение множество людей, зачастую взрослых.

Уважение и любовь к ближним архиепископ Анастасий распространяет не только на братьев и сестeр во Христе. Когда мы посещали монастырь Арденика, один из немногих религиозных центров, выживших и малоповреждeнных в период правления Ходжи благодаря тому, что он был сохранeн как памятник и превращeн в отель, к владыке подошeл застенчивый мужчина и сказал: " Я не крещeн - я мусульманин, - но не могли бы Вы благословить меня?" Мужчина не только получил горячее благословение, но и услышал слова о том, что он носитель образа Божия.

Хотя официальный титул иерарха - архиепископ Тираны и всея Албании, его часто называют архиепископом Тираны и всех атеистов. "Для нас каждый человек - брат или сестра", - объясняет он. - "У нас нет врагов. Если другие видят в нас врагов, это их выбор, но у нас врагов нет. Мы не хотим наказывать тех, кто наказывает нас".

Наиболее ярко характеризует Албанскую Церковь еe деятельность в сферах милосердия и образования: клиники, программы помощи инвалидам, ясли, детские сады, программы по охране здоровья женщин из сельской местности, работа с заключeнными и бездомными, бесплатные кафе, скорая медицинская помощь неимущим. Наибольшая часть подобной деятельности осуществляется церковным отделом "Диакония Агапис" - Служение любви, учреждeнным в 1992 г.

Помощь может получить каждый независимо от вероисповедания или его отсутствия. Когда полмиллиона беженцев прибыло в Албанию из Косово в 1999 г., Православная Церковь немедленно откликнулась, взяв на себя заботу о 50000 человек. "Диакония Агапис" - единственный центр для беженцев, до сих пор открытый в Албании. "Всегда нужно помнить, что на Страшном Суде мы будем судимы по одному признаку: имеем ли мы любовь ко Христу или не имеем в лице одного из малых сих", - не устаeт повторять архиепископ Анастасий.

Несмотря на то, что архиепископ Анастасий как монах никогда не имел семьи, он с замечательной лeгкостью сходится с детьми. Когда нам случилось проезжать мимо мобильной стоматологической клиники на пути к монастырю Арденика, архиепископ решил не только поприветствовать местных детей, выстроившихся у его машины, но также и самому опробовать стоматологическое кресло к восторгу детворы, мгновенно полюбившей владыку.

Как бы ни был одарeн архиепископ, однако всe, что он делает, зависит также от качеств и воодушевления работающих с ним людей, как албанцев, так и добровольцев из других стран, приехавших в Албанию для оказания помощи, некоторые - через Центр Православной Христианской Миссии, размещeнной в США, другие из Греции. Я ежедневно встречал в Албании мужчин и женщин, которые могут служить примером следования Христу, - то, что раньше видел очень редко. В пределах самой Церкви я чувствовал, что нахожусь в общине, где святость - норма, а не случайность.

Секретарь Церковного Синода Папа Яни Требика является таковым. В годы, когда любой церковный символ или жест были наказуемы, он, работая на заводе, тайно изготовил сотни маленьких крестиков, которые затем оставлял на руинах церквей как дар для тех, кто приходил сюда молиться по ночам. Он был одним из первых, кто был рукоположен в сан священника с появлением архиепископа Анастасия в Албании. Он вырос, как он говорил, в "век пропаганды", и его семья скрыто праздновала религиозные праздники. Он рассказал мне историю женщины, у которой были найдены и конфискованы иконы. Когда полиция покидала еe дом, она сказала: "Вы забыли ещe одну икону". Они ответили: "Неси еe нам". Тогда она наложила на себя крестное знамение и сказала: "Вот она. И никто не может отнять еe у меня".

Иоанн, митрополит Корчи - учeный, но считает дела помощи бедным более важными. "На Страшном Суде меня не станут поздравлять за мои богословские сочинения, но с меня спросится, почему я не помог конкретной старушке". Он повeл меня обедать в бесплатную столовую "Служение любви", через дорогу от его резиденции.

Он был тайно крещeн в 15-летнем возрасте. Его отец был осуждeн до его рождения как враг народа. "Много раз чуть не арестовывали и меня", - рассказал он мне. - "Я знаю очень много людей, оказавшихся в тюрьме. Однажды секретная полиция собиралась обыскать мой кабинет - кто-то сказал им, что у меня есть Библия - но директор моей клиники сумел остановить их. Он был благосклонен ко мне, а поскольку он был двоюродным братом начальника полиции, то смог защитить меня".

Одной из храбрейших албанских христианок коммунистической эпохи является Марика Сико, также живущая в Корче. Девяностопятилетняя и почти слепая, она преисполняется радости, принимая в свой дом незнакомца вроде меня, словно сына. Она со своей сестрой Деметрой (умершей два года назад) предоставляла свой дом для совершения Таинств Крещения, Брака и служения Божественной Литургии. Службы совершались глубокой ночью при наглухо задрапированных шторах в задней комнате их дома. Сестры, работающие с Сико, образовали общину, в которую входил тайно рукоположенный священник, позднее известный как о. Косма Кирьо, и некоторые из его друзей, среди которых - молодой человек, который сегодня стал митрополитом Иоанном. Члены этой группы часто объединялись для неусыпающей молитвы - сорокадневных непрестанных молений, когда каждый молился вслед за другим в течение одного-двух часов за окончание преследований за веру.

"Наш священник о. Косма был очень беден. Его чeрная ряса была такой выцветшей, что казалась уже белой. У него было семеро детей, с которыми он жил в мазанке с одним окном. Когда мы говорили с ним, мы понимали, что говорим с апостолом. Он не был хорошо образован, но он читал Библию при свете луны, и Бог просвещал его. Подобно другим священникам, он стал рабочим, но никогда не переставал быть священником. "Я священник", - говорил он, - "и я буду служить Церкви, даже если у Церкви не будет зданий".

Он жил далеко. Обычно мы посылали ему записку: "Пожалуйста, достаньте шерсти, чтобы Франгьи могла связать одежду своим детям". В четверг мы изготавливали свечи и пекли хлеб для Евхаристии. Затем в пятницу прибывал о. Косма, и в ту ночь мы могли принять Причастие! Каждый год он приезжал в Корчу пять или шесть раз в год. Мы жили так в течение 23 лет, с 1967 по1990 год. Во всей Албании не было ни одной действующей Церкви "

В 1990 году, когда, наконец, стало возможным участвовать в богослужении без страха быть арестованным, в общине состоялась служба на Богоявление Господне. Марика показала мне бронзовые ступку и пестик, которые они использовали как колокол для привлечения внимания к их процессии, шествующей по городу. Тысячи людей выходили из своих домов и присоединялись к ним.

Я встретил похожую на неe по духу женщину в деревне недалеко от греческой границы. Она рассказала мне, каким образом еe семья вела скрытую религиозную жизнь в то время, когда даже красное пасхальное яйцо могло стать причиной появления полиции в доме. Если бы еe мать не казалась сумасшедшей, еe бы арестовали. "Я такая же сумасшедшая, как и моя мать", - говорила мне женщина.

Слово, наиболее часто употребляемое , когда речь идeт о Церкви в Албании - воскресение, ngjallja по-албански. Духовная семинария посвящена Воскресению Христову. Церковная газета зовeтся "Воскресение". Многим храмам было дано то же имя. В нашу последнюю встречу архиепископ Анастасий подарил мне пасхальную икону, на которой мы видим Христа, стоящего на сокрушенных вратах адовых и возводящего Адама и Еву из гробов. Адам и Ева представляют весь человеческий род, в коем каждая женщина - дщерь Евы и каждый мужчина - сын Адама, и все соединены воедино во Христе. Икона также отображает деятельность Албанской Церкви.

На обратной стороне архиепископского креста - крест, обрамлeнный двумя колосьями пшеницы. Он символизирует евангельский текст: "если пшеничное зерно, пав в землю, не умрeт, то останется одно; а если умрeт, то принесeт много плода" (Ин. 12, 24). Архиепископ Анастасий часто замечает: "Воскресение не позади креста, но на кресте".

Строительные проекты

Албанская Православная Церковь организовала Технический центр, которому поручены многочисленные строительные проекты. Более чем 74 новых храмов было построено с 1992 года, 65 церквей и 5 монастырей было восстановлено и более 130 храмов отремонтировано. Был построен комплекс Богословской академии Воскресения Христова, а также восстановлен монастырь святого Влаша на его историческом месте около Дурреса.

Также были приобретены и восстановлены большие здания для архиепископии в Тиране, епископии в Гирокастре, а также здание для Духовного Училища Святого Креста.

В сентябре 1998 года Албанская Православная Церковь открыла Духовное Училище Святого Креста в Гирокастре.

Церковь также приобрела здания для духовного воспитательного центра в Лушне, дом для монахинь в Тиране и дома для паломников в Тиране, Корче и Кавае.

Также были приобретены и перестроены здания для клиник и детских садов в нескольких городах Албании.

Были отремонтированы здания епархиального управления в Корче и Берате, продолжается восстановление монастырей в Арденике, святого Иоанна Владимира в Эльбасане, Успения Пресвятой Богородицы в Звернеке и монастыря святого Косьмы в Колконаде.

Одно из последних новых зданий - это Назарет-Центр в Тиране, в котором располагаются: издательство, типография, иконописная, мозаичная и реставрационная мастерские, плотницкая и магазин изделий из дерева и свечной завод. Также есть свечной завод в Берате.

Эти строительные проекты Албанской Православной Церкви способствуют экономическому развитию Албании, предлагая работу сотням людей и многочисленным албанским строительным компаниям. Албанская Православная Церковь считается одним из важнейших инвесторов в стране.

Социальное служение Албанской Православной Церкви

Дети и молодежное воспитание

Албанская Православная Церковь открыла детские сады в Тиране, Дурресе, Кавае, Корче, Лушне, Поградече, Гирокастре, Саранде и Эльбасане. Планируется открывать детские сады каждый год. Также Церковью были приобретены три здания в Тиране, Лушне и Гирокастре, в которых планируется открыть технические учебные заведения.

Во многих городах и деревнях действуют православные молодежные центры. Эти центры предлагают помимо религиозного обучения, занятия в классах иностранного языка, а также в компьютерных классах.

Каждое лето более 600 детей и подростков проводят в семи молодежных лагерях. Эти лагери организовываются в Свернече-Влере, в монастыре св. Иоанна Владимира в Эльбасане, Корче, и в епископстве Гирокастры.

Медицинское обслуживание

С 1995 года в Тиране предлагает бесплатное медицинское обслуживание православная клиника святого Луки. В среднем за каждый прошедший год клинику посещало 8 тысяч человек, врачи уделяли внимание всем посетителям, не считаясь с их религией и расовой принадлежностью.

В ноябре 1999 года открылось одно из самых современных медицинских учреждений в Албании – Благовещенский Диагностический Центр. Этот Центр предлагает всестороннее медицинское обслуживание. Только за один из первых месяцев его работы центр посетили более чем 5 тысяч человек. Также планируется открыть православную медицинскую клинику в Гирокастре.

Мобильная зубная клиника действует с 1998 года. Предлагает бесплатную медицинскую помощь многочисленным городам и деревням Албании.

1, 2