Глава IV. Русская Церковь при местоблюстителе Патриархе престола митрополите Петре и заместителе местоблюстителя митрополите Сергии (1925–1936)

* * *

Священномученик Петр (в миру Петр Федорович Полянский) родился 28 июля 1862 г. в селе Сторожевом Коротоякского уезда Воронежской епархии в благочестивой семье приходского священника. В 1885 г. по первому разряду закончил полный курс Воронежской духовной семинарии и был определен на должность псаломщика при церкви села Девицы в родном ему Коротоякском уезде. Два года спустя он был принят вольнослушателем, а после проверочных испытаний студентом Московской Духовной Академии. В студенческие годы он, по воспоминаниям его сокурсника митрополита Евлогия, отличался благодушием, покладистостью и доброжелательностью. Академию закончил в 1892 г. со степенью кандидата богословия и был оставлен помощником инспектора. Одновременно с исполнением многотрудных и хлопотных обязанностей помощника инспектора он безвозмездно преподавал закон Божий в частном женском училище Сергиева Посада и даже исполнял обязанности секретаря Общества спасения на водах. При большой загруженности церковными и общественными послушаниями Петр Федорович Полянский находил время и для научных занятий, работал над магистерской диссертацией на тему "Первое послание св. Апостола Павла к Тимофею. Опыт историко-экзегетического исследования", которую успешно защитил в 1897 г. В 1895 г. Петр Полянский состоял в должности церковного старосты у себя на родине, в селе Сторожевом, и был удостоен архипастырской признательности. В 1896 г. в течение недолгого времени преподавал греческий язык в Звенигородском духовном училище. В декабре 1896 г. указом Святейшего Синода Петр Федорович Полянский был назначен смотрителем Жировицкого духовного училища. И здесь он сочетал служение Церкви и работу на благо общества, участвуя в первой всероссийской переписи населения, исполняя обязанности члена попечительства о народной трезвости, почетного мирового судьи Слонимского округа. 10 лет будущий митрополит трудился в Жировицком училище, в стенах древней обители, одного из форпостов православия на западе России.

В 1906 г. он был перемещен в Петербург, на должность младшего помощника правителя дел Учебного комитета при Святейшем Синоде; впоследствии стал членом этого комитета, исполняя главным образом обязанности ревизора духовных учебных заведений. При переводе из Жировиц в Петербург он лишился казенной квартиры при училище, жалованье его убавилось в два с половиной раза. За время служения в комитете Петр Полянский объездил с ревизиями едва ли не всю Россию, обследовав состояние духовных семинарий и училищ в Курской, Новгородской, Вологодской, Костромской, Минской и ряде других епархий, побывал в Сибири, на Урале, в Закавказье, каждый раз составляя обстоятельный отчет, в котором предлагались меры по улучшению состояния обследованной школы. После упразднения Учебного комитета в 1918 г. П. Ф. Полянский переехал в Москву, где принял участие в Поместном Соборе, работая в его секретариате.

В 1920 г. Патриарх Московский и всея России Тихон предложил ему принять постриг, священство и епископство и стать его помощником в делах церковного управления. Предложение это было сделано в пору кровавых гонений на Церковь, когда замучены были уже тысячи священнослужителей и более десяти архиереев, когда епископство, как и в древние времена, сулило не почет и безбедную жизнь, а страдания. В ту пору он жил в Москве, в доме своего брата, священника церкви Николы-на-Столпах Василия Полянского. Поведав брату и родным о предложении Святейшего Патриарха, он сказал: "Я не могу отказаться. Если я откажусь, то я буду предателем Церкви, но, когда соглашусь, я знаю, я подпишу сам себе смертный приговор". Так, в 58-летнем возрасте он выбрал стезю, которая, по его же словам, оказавшимся пророческими, возвела его на Голгофу. Будущий предстоятель Русской Церкви принял постриг и благодать священства от руки митрополита Сергия, которого он впоследствии назначит своим заместителем, а его хиротонию во епископа Подольского викария Московской епархии возглавил Святейший Патриарх Тихон. Сразу после хиротонии епископ Петр был арестован и сослан в Великий Устюг. Там он жил вначале у знакомого священника, потом в сторожке при городском соборе. В ссылке он имел возможность совершать Божественную литургию в сослужении великоустюжского духовенства.

После освобождения Патриарха Тихона из-под ареста многие сосланные и томившиеся в заключении архиереи и священники получили возможность вернуться к своему служению. Среди них был и епископ Подольский Петр. Возвратившись в Москву, он стал ближайшим помощником первосвятителя, был возведен в сан архиепископа, потом митрополита Крутицкого и включен в состав Временного Патриаршего Синода.

После кончины Святого Патриарха Тихона на плечи митрополита Петра по воле Божией легла высшая ответственность за Русскую Церковь. Менее года он оставался у кормила церковной власти, а потом более десяти лет носил звание Местоблюстителя, пребывая в изгнании, в тюрьме, подвергаясь изощренным мучениям — и все это для того, чтобы заставить его отказаться от местоблюстительства. Он тяжко страдал от одиночного заключения, от изнурительных болезней, но, прося власти об облегчении своей участи, он не мог пойти навстречу их требованиям. Он знал, какие пагубные для Церкви последствия может иметь его отречение от звания Местоблюстителя. Объясняя свою позицию в заявлении властям, митрополит Петр писал: "В сущности местоблюстительство лично для меня не представляет интерес, наоборот, оно все время держит меня в оковах гнета... Но я должен считаться с тем обстоятельством, что решение данного вопроса не зависит от моей инициативы и не может быть актом моей единоличной воли. Своим званием я неразрывно связан с духовными интересами и волей всей Поместной Церкви. Таким образом, вопрос о распоряжении местоблюстительством, как не являющийся личным вопросом, не подлежит и личному усмотрению, в противном случае я оказался бы изменником святой Церкви. Между прочим, и в акте о моем вступлении имеется напоминание, что я обязан не уклоняться от исполнения воли Патриарха Тихона, а следовательно, и воли подписавших акт архиереев... равно как и воли клира и верующих, девятый год состоящих со мной в молитвенном общении". Сохраняя за собой звание Местоблюстителя ради блага Церкви, ценою тяжких мучительный страданий, митрополит Петр совершал подвиг исповедничества, венцом которого стало пролитие крови за Христа Спасителя.


Примечания

220. Там же. С. 424–426.

221. Там же. С. 427.

222. Там же. С. 431.

223. Там же. С. 436–437.

224. Там же. С. 447–448.

225.Цит. по: Регельсон. Трагедия Русской Церкви. С. 130–133.

226. Акты. С. 457–458.

227. Там же. С. 460.

228. Там же. С. 462.

229. Там же. С. 465.

230. Там же. 469.

231. Регельсон. Трагедия Русской Церкви. С. 110–111.

232. Акты. С. 477.

233. Там же. С. 477–478.

234. Там же. С. 474–475.

235. Вестник РСХД. 1927. № 8.

236. Акты. С. 500–507.

237. Вострышев М. Следственное дело № 36960 // ЖМП. 1993. № 3. С. 16.

238. Акты. С. 489–490.

239. Там же. С. 492.

240. Там же. С. 499.

241. Там же. С. 509–513.

242. Там же. С. 679.

243. Граббе Г., прот. Правда о Русской Церкви на родине и за рубежом. Jordanville, 1961. С. 88.

244. Крестный путь русской иерархии. Из писем протопресвитера В. Виноградова // Вестник РХД. 1987. № 150. С. 252–253.

245. Акты. С. 420.

246. Там же. С. 587–601.

247. Там же. С. 500–507.

248. Цит. по: Вестник РХД. 1990. № 158. С. 64–65.

249. Акты. С. 287.

250. Там же. С. 534.

251. Там же. С. 517.

252. Там же. С. 520–521.

253. Регельсон. Трагедия Русской Церкви. С. 436.

254. Виноградов В., прот. Положение Церкви в СССР и за границей. Нью-Йорк, 1950. С. 45.

255. Польский. Новые мученики. Т. 2. С. 73–74.

256. Иоанн (Снычев), архим. Материалы по иосифлянскому расколу. Б. м., б. г. Фонд МДА. Т. 2. С. 281–284 [машинопись].

257. Он же. Церковные расколы в Русской Церкви 20–40-х годов ХХ столетия. Сортавала, 1993. С. 152–153.

258. Под властью темных сил. Сборник [машинопись]. Б. г. С. 64. Об этом письме см. также: Регельсон. Трагедия Русской Церкви С. 440.

259. Иоанн (Снычев). Материалы. Т. 2. С. 285–288.

260. Он же. Церковные расколы. С. 161–164.

261. Акты. С. 539–540.

262. Там же. С. 544–545.

263. Иоанн (Снычев). Церковные расколы. С. 166–167.

264. Акты. С. 548–551.

265. Там же. С. 560–561.

266. Там же. С. 581.

267. Польский. Новые мученики. Т. 2. С. 5.

268. Акты. С. 575.

269. Иоанн (Снычев). Церковные расколы. С. 214–216.

270. Акты. С. 573–574.

271. Там же. С. 576–577.

272. Там же. С. 603–604.

273. Там же. С. 610.

274. Там же. С. 619–620.

275. Там же. С. 638.

276. Там же. С. 645.

277. Там же. С. 646.

278. Там же. С. 648.

279. Там же. С. 651–657.

280. Там же. С. 678.

281. Там же. С. 691–692.

282. Одинцов. Государство и Церковь. С. 33–34.

283. Там же. С. 45.

284. Козаржевский А. Ч. Церковноприходская жизнь Москвы 1920–1930-х годов // Журнал Московской Патриархии. 1992. № 11/12. С. 22–23.

285. Общая газета. 16–22 августа. 1997.

286. Руденко М. Святитель Иларион, архиепископ Верейский // Православная беседа. 1992. № 6–7. С. 22–24. См. также: Вестник РХД. 1981. № 134. С. 227–235.

287. Иоанн (Снычев). Церковные расколы. С. 207–208.

288. Там же.

289. Краснов-Левитин. Рук Твоих жар. С. 164.

290. Китеж. 1930. № 1. С. 1.

291. Куроедов В. А. Религия и Церковь в Советском государстве. М., 1982. С. 89–90.

292. Акты. С. 682–689.

293. Евлогий. Путь моей жизни. С. 407.

294. Акты. С. 689–692.

295. Цит. по: Романюк С. Москва: Утраты. М., 1992.

296. Там же. С. 214–216.

297. Цит. по: Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники. Кн. 1. С. 47–85.

298. Цит. по: он же. Я теперь не умру... // Журнал Московской Патриархии. 1993. № 1. С. 27–30.

299. Вострышев М. Заключенный № 114 // Московский церковный вестник. 1992. № 18/19. С. 16.

300. Дамаскин (Орловский). Я теперь не умру. С. 30.

301. Вострышев. Крестный Путь моей жизни. С. 16.

302. ЖМП. 1932. № 11/12. С. 2.

303. Регельсон. Трагедия Русской Церкви. С. 487.

304. Там же. С. 486.

305. Козаржевский. Церковноприходская жизнь. С. 26–28.

306. Акты. С. 699–700.

307. Там же. С. 700–702.

308. Цит. по: Бычков С. Обвинительное заключение // Московский церковный вестник. 1993. № 4. С. 15.

309. Мануил (Лемешевский), митр. Русские православные архиереи с 1893 по 1965 год. Куйбышев, 1966 [самиздат]. Т. 1. С. 187.

310. Жураковский А., свящ. Материалы к житию. Paris, 1984. С. 156–157.

311. Польский. Новые мученики. Т. 2. С. 289.

312. Там же. С. 287.

313. Дамаскин (Орловский), иером. Патриарший Местоблюститель священномученик Петр, митрополит Крутицкий // Наука и религия. 1993. № 9. С. 13.

1, 2, 3, 4, 5