6. Экономика и политика России к концу 90-х годов.

Состояние экономики. Темпы спада промышленного производства за первые четыре месяца (январь-апрель) 1994 г. составили 25,4 %. Такого "рекордного", начиная с января 1992 г. (когда в России стартовала экономическая реформа) показателя достигло падение промышленного производства за период экономических реформ правительства Б.Н.Ельцина. Эти данные опубликовал Государственный комитет по статистике.

Особенно резко сократился объём производства в отраслях, требующих значи-тельные инвестиции и выпускающих товары народного потребления, в частности слож-ную бытовую технику (выпуск телевизоров, например, сократился на 31 %, стиральных машин – на 45 %). Место отечественных товаров на российском рынке стали занимать более дешёвые и качественные импортные аналоги.

В этих условиях правительство взяло курс на активную стабилизацию: проведе-ние умеренно жёсткой финансовой политики, обуздание инфляции экономическими ме-тодами, выборочную поддержку наиболее перспективных отраслей экономики. В резуль-тате принятых мер к концу 1994 г. удалось значительно снизить темпы падения произ-водства и инфляцию.

"Черный вторник". Однако внешняя «стабилизация» обернулась крахом. 11 октября 1994 г. на Московской международной валютной бирже (на валютных торгах) произошло обвальное падение курса рубля по отношению к американскому доллару. За один день курс доллара вырос с 3081 до 3926 руб. (т.е. на 21,52 %). Дело было во втор-ник, и этот день получил название "Черный вторник".

Этому событию предшествовала относительная стабилизация на российском ва-лютно-финансовом рынке. Обвал был настолько внезапным, что многие комментаторы и представители коммерческих банков сделали вывод о том, что он был санционирован и организован Центральным банком по прямому указанию правительства. В свою очередь, Центробанк и правительство обвинили в случившемся коммерческие банки.

Сразу же после "черного вторника" был отправлен в отставку председатель Цен-трального банка Виктор Геращенко. По распоряжению президента Ельцина была создана специальная комиссия, подготовившая доклад о причинах финансовой катастрофы.

В докладе, в частности, отмечалось, что резкая дестабилизация финансового рын-ка произошла на фоне сложной экономической ситуации, увеличения темпов инфляции, углубления кризисов неплатежей, спада производства. Непосредственной причиной об-вального падения курса рубля в докладе назывались "раскоординированность, несвое-временность, а порой и некомпетентность решений и действий федеральных органов власти, непрофессионализм и безответственность некоторых должностных лиц".

В решении Совета Безопасности при президенте России особое внимание обраща-лось на то, что "широкое распространение получили грубые отступления от правил тор-гов, в частности, принятие необеспеченных собственными средствами банков заявок на покупку валюты, нарушение сроков платежей, необоснованные отмены штрафных санк-ций".

"Война компроматов". В середине 1997 г. наступила последняя стадия приватизации в России, связанная со многими нарушениями законности, элементарной честности и правопорядка. Последняя стадия приватизации в России вызвала раскол в господствующих кругах власти и бизнеса. Наглядный пример – события, связанные с привати-зацией компании "Связьинвест".

Новая фаза борьбы за власть и собственность на этот раз приняла форму войны компроматов в СМИ. Стартовой точкой этой информационной войны стал конкурс по приватизации пакета акций государственной коммуникационной компании "Связьин-вест", состоявшийся 25 июля 1997 г. Коалиция "ОНЕКСИМ-банка", "Дойча-банка" и Д.Сороса предложила государству больше денег, чем группа "Альфа-банка", партнерами которой были телемагнаты Б.Березовский (крупный акционер ОРТ) и В.Гусинский (хо-зяин холдинга "Медиа-Мост", в который входит канал НТВ).

Проигравшие конкурс "информационные короли" (Березовский и Гусинский) ре-шили действовать. Уже 26 июля по министру госкомимущества А.Коху был "открыт огонь" на ОРТ и НТВ. Вице-премьеры Б.Немцов и А.Чубайс ("молодые реформаторы") выступили в поддержку сделки, после чего основной удар был перенесён на них. В авгу-сте Кох был отправлен в отставку. В ответ "молодым реформаторам" удалось добиться отставки Березовского с поста заместителя секретаря Совета Безопасности.

Тогда в ноябре грянул т.н. "писательский скандал": были опубликованы данные об огромных гонорарах ключевых фигур российской приватизации – А.Чубайса, А.Казакова, М.Бойко, П.Мостового и А.Коха за издание на Западе коллективной моно-графи проведённой ими работе. Гонорары были получены за ещё не опубликован-ную книгу (вышла в 2000 г.). Все фигуранты скандала до конца года ушли в отставку. В этой "битве" из "младореформаторов" устоял только Б.Немцов, выдвиженец которого С.Кириенко вскоре (23 февраля 1998 г.) стал премьер-министром.

Углубление кризиса. 1 января 1998 г. была проведена очередная денежная ре-форма – произошла 1000-кратная деноминация национальной российской валюты, забла-говременно объявленная Б.Н.Ельциным 4 августа 1997 г. В обороте снова появилась ме-таллическая копейка.

Однако экономическое положение страны оставляло желать много лучшего, и 23 февраля 1998 г. президент Б.Н.Ельцин подписал указ об отставке правительства В.С.Черномырдина и назначении новым премьером С.В.Кириенко.

Тяжёлое финансовое состояние страны вызвало резкое усиление недовольства на-рода, что наглядно проявилось в пожъёме забастовочного движения. Начали его шахтё-ры.

"Рельсовая война". В мае 1998 г. началась т.н. "Рельсовая война". Она была ор-ганизована шахтёрами и охватила Ростовскую, Кемеровскую, Челябинскую и ряд других областей России.

7 мая президент Ельцин подписал указ, предусматривавший выплаты шахтёрам по задолженности заработной платы. Но средств на эти выплаты у правительства в тот момент не было. Только что сформированное правительство во главе с Сергеем Кириен-ко не успело "вникнуть" в проблему шахтёрских регионов, а возмущённые обманом шах-тёрские лидеры призвали к решительным действиям.

В середине мая они вышли на рельсы, перекрыв дороги. Милиция, сочувствовав-шая шахтёрам, как правило, не вмешивалась. В "рельсовой войне" и митингах протеста приняли участие сотни тысяч людей самых разных профессий.

"Рельсовая война" стала ядром более широкого социально-политического кризиса. В столице Дагестана Махачкале произошли волнения исламистов. На губернаторских выборах в Красноярске победил оппозиционно настроенный к политике Ельцина А.Лебедь (который вскоре после президентских выборов был отставлен Ельциным со своих постов, полученных им накануне второго тура голосования). "Олигархи" продол-жали кампанию против правительства. Несмотря на это, "молодым реформаторам", лич-но выезжавшим в регионы, удалось договориться с лидерами профсоюзов.

Шахтёры разблокировали дороги. Выступления продолжали только связанные с олигархами "альтернативные″ профсоюзы. Но в связи с их малочисленностью удалось лишь организовать пикет у Белого дома. 5 октября без заметного успеха это трехмесяч-ное "сидение" завершилось.

Неустойчивость власти. Политическая ситуация в России в последние годы XX в. наглядно демонстрирует взаимосвязь экономики с политикой. Ельциновской админи-страцией не было налажено взаимодействие всех ветвей власти, которые были больше заняты взаимной борьбой, чем управлением общими делами страны. За 6 лет сменилось 6 правительств, ещё чаще менялись министры, отвечающие за экономику. Печать, теле-видение, радио постоянно разоблачали закулисное воздействие дельцов на администра-цию.

Правда, результаты выборов в Государственную думу 19 декабря 1999 г. позволя-ли надеяться на более устойчивое взаимодействие Думы с правительством. После этих выборов в российском парламенте сформировалось правительственное большинство при достаточно сильной оппозиции.

Проблема с законностью. Ситуацию в экономике усугубляло отсутствие соот-ветствующей рынку законодательной базы. Предприниматель не защищён от произвола и взяточничества чиновников, от вымогательства организованных преступников. Посто-янно менялись ставки налогов и таможенные правила. Развращающе действовали нало-говые, таможенные и другие льготы.

Прежние Думы, занятые противостоянием с исполнительной властью, крайне медленно принимали новые законы. Только в последние годы были приняты две части Гражданского кодекса РФ, 1-я часть Налогового кодекса, несколько снижены ставки на-логов с граждан.

Финансовый кризис. Разрушение государственной банковской системы привело к кризису неплатежей, из которого промышленники пытались выйти двумя путями: тре-бованием предварительной оплаты ещё не поставленного товара или первобытным об-меном товара на товар (бартер). Последнее привело к налоговому кризису: раз нет де-нежного обращения, то нет и налогов. Отсутствие оборотных средств у предприятий обусловило систематическую невыплату заработной платы, а отсутствие налоговых по-ступлений в бюджет – задержку пенсий, пособий и жалованья государственным служа-щим.

Поэтому свободные средства не вкладывались в реальный сектор экономики, а устремлялись в банковское дело, где происходил быстрый оборот капитила, приносящий бешеные проценты. Банки росли как грибы. Правительство выпустило большое количе-ство облигаций и других ценных бумаг на крайне выгодных условиях и обязывало част-ные банки и компании держать резервные средства в форме государственных кратко-срочных обязательств (ГКО).

17 августа 1998 г. Российское правительство и Центральный банк опубликовали совместное заявление. Устанавливался новый, расширенный валютный коридор (6-9,5 руб./долл.), на 90 дней приостанавливалось выполнение финансовых обязательств перед нерезидентами (дофолт), прекращались операции купли-продажи государственных крат-косрочных обязательств (ГКО) и их переоформление в более долгосрочные ценные бу-маги.

Это было крахом российской финансовой системы. Судя по всему, это было сде-лано с согласия или, по крайней мере, с ведома Международного валютного фонда, чья миссия как раз в это время вела переговоры в Москве.

Разразился острый финансовый и политический кризис. Только начинавший фор-мироваться рынок рухнул сразу, стоимость рубля снизилась по сравнению с прежней в 4 раза, соответственно поднялись цены, западные кредиторы потребовали возврата долгов. Международный валютный фонд отказался предоставлять России уже согласованный очередной кредит.

Президент Ельцин 23 августа отправил правительство Кириенко в оставку и вер-нул к власти Черномырдина. Ельцин надеялся, что это стабилизирует ситуацию, но пра-вительственная чехарда только обострила кризис и не позволила завершить запланиро-ванные правительством Кириенко действия. Рубль оказался в состоянии "свободного па-дения". Последовали катастрофическое обесценивание рубля, бурный рост цен, паниче-ские закупки населением самых необходимых товаров, паралич банковской системы, приостановление выдачи зарплат, увольнение служащих.

Смена кабинетов. В этих условиях Ельцин отправил в отставку Черномырдина и предложил Государственной думе утвердить на пост премьер-министра Евгения Макси-мовича Примакова, бывшего в то время министром иностранных дел. 11 сентября 1998 г. Государственная дума утвердила Е.М.Примакова в должности премьер-министра. В сформированное им коалиционное правительство вошли члены большинства парламент-ских партий, включая КПРФ.

Е.М.Примаков пытался проводить политику компромисса между оппозицией и президентским окружением. Его правительство начало медленно выправлять положение. Оно прежде всего обеспечило себе поддержку Государственной думы, добилось реаль-ного исполнения государственного бюджета, регулярной выплаты зарплаты, пенсий и пособий, начало переговоры с западными кредиторами об отсрочке долгов и с Междуна-родным валютным фондом – о новом кредите, который весь должен пойти на уплату процентов по прежним долгам ему же. Но в мае 1999 г. произошла новая смена прави-тельства и завершавшиеся, казалось бы, переговоры пришлось начинать с начала.

В феврале Примаков стал планировать удар по тем политикам и бизнесменам, ко-торых считал виновными в коррупции. Обострилась "борьба компроматов". В это же время продолжались дебаты по подготовке в Государственной думе вновь вопроса об импичменте Ельцину.

В предверии голосования по импичменту Ельцин напомнил, что не "коалиционное" правительство, а президент руководит государством. На встрече с патриархом Ельцин де-монстративно пересадил первого вице-премьера С.В.Степашина поближе к себе. Степа-шин стал одним из кандидатов в "молодые" преемники Ельцину. Его прошлое было связано с силовыми структурами (МВД, ФСБ, Минюст).

В мае 1999 г. провалом закончилась многомесячная эпопея с попыткой нового импичмента президенту Б.Н.Ельцину. Депутаты Государственной думы предъявили пре-зиденту обвинение из 5 пунктов: 1) участие в роспуске СССР, 2) государственный пере-ворот 1993 г., 3) разрушение армии, 4) развязывание войны в Чечне, 5) геноцид русского народа. Но при голосовании оппозиция не сумела набрать нескольких голосов до нужно-го числа.

В ответ 12 мая 1999 г. президент Ельцин отправил в отставку правительство При-макова и назначил исполняющим обязанности премьер-министра генерала внутренних войск С.В.Степашина. Деморализованная провалом попытки импичмента, Дума сразу подавляющим большинством утвердила предложенную президентом кандидатуру нового премьер-министра.

За две недели Степашину удалось сформировать новое правительство и присту-пить к проведению через Думу пакета экономических законопроектов, подготовленных предыдущим кабинетом. Однако и Степашин оказался недолговечным премьером. Он не мог справиться с бензиновым кризисом и проблемой Чечни (7 августа 1999 г. началась Вторая чеченская война).

Правительство В.В.Путина. 9 августа 1999 г. Б.Н.Ельцин подписал указы об ос-вобождении С.В.Степашина от должности председателя правительства и о назначении бывшего полковника КГБ Владимира Владимировича Путина и.о. председателя прави-тельства РФ. В тот же день в телевизионном обращении к нации президент кратко объ-яснил мотивы такого решения, однозначно дав понять, что видит в Путине своего преем-ника.

Путин Владимир Владимирович до 1990 служил в КГБ, затем был заместителем мэра Санкт-Петербурга А.Собчака, работал в администрации президента России. С 1998 Путин возглавлял ФСБ.

16 августа 1999 г. на внеочередном заседании Государственной думы, спешно прервавшей свои каникулы, Путин был утвержден в должности председателя правительства РФ.

"Наследство" Путину досталось трудное. За 1999 г. реальные доходы граждан России снизились еще на 15 %. Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума (в конце 1999 г. он составил около 980 руб. в месяц) в 1998 г. составляла 40 млн., в 1999 г. – 50 млн человек, а их удельный вес в общем составе населения вырос за год с 27 % до 35 %, т.е. 1/3 жителей России жило в нищете.

Первоначально рейтинг мало кому известного нового премьер-министра составля всего 2 %. Приняв свой пост в трудное время, Путин показал себя жёстким политиком. Популярность ему принесла решительная позиция в отношении террористов в Чечне. В отличие от предыдущей чеченской кампании, не пользовавшейся популярностью, обще-ственное мнение России, взбудораженное взрывами жилых домов и торговых помеще-ний в Москве, Буйнаксе (Дагестан) и Волгодонске (Ростовская область), где погибли сотни мирных жителей, поддержало борьбу против международного терроризма, око-павшегося в Чечне.

Правительству постепенно удалось снизить инфляцию. Если в 1998 г. она состав-ляла 84,4 %, то за 1999 г. – 36 % с тенденцией к дальнейшему снижению. В декабре 1999 г., по официальным данным, она составила всего 1,3 %. В марте 2000 г. она упала до 0,5-0,7 %.

Парламентские выборы. 19 дкабря 1999 г. прошли очередные выборы в Государственную думу. Они в тот период фактически играли роль предварительного голосования, которое определяет шансы претендентов на президентский пост. В 1999 г. фаворитами парламентской гонки были Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ) во главе с Г.А.Зюгановым, блок ″Отечество – Вся Россия″ (ОВР) во главе с Е.М.Примаковым и мэрами Москвы Ю.М.Лужковым и Санкт-Петербурга В.Яковлевым. Наибольшие шансы стать президентом имел тот политик, чья партия наберет наибольшее количество голосов при выборах в парламент.

Все социологические опросы показывали, что ″кагдидат Ельцина″ В.В.Путин значи-тельно уступает Примакову. Наспех созданная ″партия власти″ «Единство» («Медведь») во главе с популярными, но далекими от политики людьми (министр чрезвычайных си-туаций С.Шойгу, борец А.Карелин и следователь А.Гуров), имела поддержку только 4 % населения.

Ситуация стала стремительно меняться под воздействием средств массовой информа-ции. На стороне Путина и «Единства» действовали мощнейшие телеканалы ОРТ и РТР. Некоммунистическую оппозицию поддерживал канал НТВ. Однако его ″интеллигентская″ и западническая позиция проигрывала агрессивной, напористой и дер-жавной позиции пропрезидентских каналов. Особенно грубо действовал ведущий ОРТ С.Доренко, регулярно использующий оскорбления в адрес лидеров ОВР.

Большую поддержку телевидения получил и блок радикальных либералов – Союз правых сил (СПС) во главе с С.В.Кириенко. Этому блоку удалось перетянуть на свою сторону голоса либеральных избирателей, победив на этом поле более умеренного Г.А.Явлинского. Поскольку Путин официально не имел отношения к парламентским выборам, развернувшаяся война компроматов его не затронула. Быстрому росту рейтинга премьер-министра способствовали и успешные действия в Чечне.

Благодаря воздействию телевидения на внушаемую часть избирателей удалось значительно повысить поддержку пропрезидентских блоков. Несмотря на это, наибольшее количество голосов было отдано КПРФ (24,29 %). «Единство» получило 23,32 %, блок ″Отечество – Вся Россия″ (ОВР) во главе с Е.М.Примаковым занял третье место, получив 13,33 %. СПС оказалось на третьекм месте (8,52 % голосов). В Думу прошли также праворадикальный блок В.Жириновского ЛДП (5,98 %) и партия Г.А.Явлинского “Яблоко” (5,93 %). Примаков и Лужков, переизбиравшийся мэром Москвы, не решились продолжать борьбу за президентский пост в таких условиях, что фактически лишило в дальнейшем В.В.Путина серьезных конкурентов.

Отставка Б.Н.Ельцина. 31 декабря 1999 г. Б.Н.Ельцин в очередной раз удивил всех, неожиданно объявив в новогоднем обращении о своём уходе с поста президента России. В это день в 9 час. 30 мин. Б.Н.Ельцин подписал в Кремле указ о своей отставке с поста президента РФ. Согласно российской Конституции председатель правительства РФ В.В.Путин на период до президентских выборов автоматически стал исполняющим обязанности президента. Впервые за тысячелетнюю историю России её правитель добро-вольно и в полном соответствии с законом сложил с себя властные полномочия.

В 11 часов Ельцин в присутствии патриарха Алексия II передал Путину символы президентской власти. В 12 часов по телевидению была передана запись обращения пре-зидента к россиянам, в котором он изложил мотивы своего шага и попросил у народа прощения за то, что многие надежды россиян не сбылись.

Избрание В.В.Путина президентом РФ. Досрочный уход Ельцина позволил пе-ренести президентские выборы с июля на март – более благоприятный срок для "партии власти".

Вялая предвыборная кампания, во время которой "всем всё было ясно", стала про-должением успешной для "партии власти" парламентской гонки. Интригой выборов бы-ло одно: выиграет ли Путин в первом туре.

5 апреля 2000 г. были обнародованы результаты голосования. И.о. президента РФ В.В.Путин набрал 52,94 % голосов избирателей, лидер КПРФ Г.А.Зюганов – 29,21 %, ли-дер "Яблока" Г.А.Явлинский – 5,8 %, губернатор Кемеровской области Аман Тулеев – 2,95 % голосов. Остальные кандидаты – менее 2,7 % голосов.

7 мая 2000 г. в Кремле состоялась инаугурация нового президента России В.В.Путина.

Мирная передача власти свидетельствует об утверждении в стране конституцион-ного порядка, хотя предстоит ещё немало сделать для окончательного торжества демо-кратии в России. Экс-президент сохранил важные льготы, включая правительтвенную связь.

* * *

Подведем итоги. Становление нового политического и экономического порядка в России происходит с огромным трудом. Ещё нет цивилизованного рынка, частное предпринимательство страдает от произвола чиновников и организованной преступности, нет свободного обращения капитала. Главной причиной медленности процессов стабилизации является распад старой социально-экономической структуры и несформированность новых классов и групп интересов. Лишь экономическая стабильность будет залогом политической устойчивости страны, а она, в свою очередь, гарантирует прочность экономики и благосостояние населения.