1. Попытки обновления Союза ССР.

Обострение национального вопроса. Перестройка обнажила долго скрываемые противоречия советского строя, в том числе – нерешённость национального вопроса и его новое обострение, вызванное укреплением позиций национальных элит в союзных и автономных республиках СССР.

За годы советской власти в национальных районах были созданы национальная государственность и культура, выращена собственная интеллигенция и руководящие кадры. Из союзного бюджета щёдро финансировалось строительство объектов добы-вающей промышленности и энергетики, а в годы Великой Отечественной войны туда эвакуировались оборонные предприятия.

В недолгое время хрущёвской "оттепели" в связи с существованием республикан-ских и региональных советов народного хозяйства в республиках сложился союз местной партийной, советской и хозяйственной верхушки с национальной художественной ин-теллигенцией, которая дала этому союзу идейное обеспечение: гипертрофированную на-циональную гордость и мнение, что республика имеет всё необходимое для самостоя-тельного существования "титульной" нации и не нуждается в опеке "центра".

Начало межнациональных стокновений. По мере ослабления центрального ру-ководства начались конфликты на национальной почве. Первый из них произошёл совершенно неожиданно в результате вполне рядовой драки на бытовой почве на катке ме-жду якутской и русской молодежью в Якутске в феврале 1986 г. Каких либо политиче-ских видимых последствий он не имел.

Но это было только начало. ″Процесс, – как любил выражаться М.С.Горбачёв, – пошёл″. В конце того же года, 16-18 декабря 1986 г. в Алма-Ате студенты устроили пер-вую демонстрацию политического характера с национальным калоритом. Они протесто-вали против назначения первым секретарем ЦК компартии Казахстана русского Г.В.Колбина вместо казаха Д.А.Кунаева. Демонстрация была разогнана, погибло 3 чело-века и 99 человек осуждено на тюремное заключение.

С лета 1987 г. конфликты по национальным вопросам стали разрастаться и при-нимать организованный характер. Наглядный пример – начавшееся движение крымских татар за восстановление их автономии в Крыму.

24 июня 1987 г. – В Москве на Красной площади прошла демонстрация крымских та-тар, требовавших восстановления автономии крымско-татарского народа. Образована правительственная комиссия по изучению положения крымских татар, деятельность кото-рой не принесла никаких результатов. Тогда крымские татары начали самовольно зани-мать места прежнего проживания в Крыму, возводя временные жилища на виноградниках, плантациях и полях. Столкновения их с местным населением были по-прежнему эмо-циональными, но пока обходились без жертв.

С конца февраля 1988 г. началось движение за воссоединение Нагорного Карабаха с Арменией, вскоре вылившееся в открытую войну.

С начала года в Нагорном Карабахе – автономной области в составе Азербайджана с преобладающим армянским населением началось массовое движение за воссоединение с Арменией. 20 февраля соответствующее решение приняла сессия областного совета. 17 марта в Степанокерте (областной центр Нагорного Карабаха) состоялась наиболее массо-вая демонстрация армянского населения за воссоединение с Арменией, в которой приняли участие 75 тыс. человек.

В ответ на просьбу Совета народных депутатов Нагорно-Карабахской автономной области к законодательным властям СССР, Азербайджанской и Армянской ССР передать Нагорный Карабах из состава Азербайджана в Армению азербайджанская милиция и добровольцы вторглись на территорию области.

Власти и общественность Армении поддержали соотечественников. Борьбу за на-сильственное решение вопроса возглавил общественный комитет "Карабах", ставший неформальным центром власти. Началось вооружение армянских добровольцев для боев за Карабах.

28-29 февраля 1988 г. в Сумгаите (Азербайджанская ССР) произошёл межнациональ-ный армяно-азербайджанский конфликт, завершившийся погромом и резнёй армянского населения, когда погибло, по неполным официальным данным, несколько десятков чело-век. Этот погром стал прологом к вооруженному конфликту иежду Азербайджаном и Арменией.

15 июня сессия Верховного Совета Армянской ССР выразила согласие на вхождение Нагорного Карабаха в состав Армении. Через три дня Верховный Совет Азербайджанской ССР заявил о неприемлемости перехода Нагорного Карабаха из составе Азербайджана в состав Армении. В ответ 12 июля областной совет Нагорного Карабаха объявил о выходе области из состава Азербайджана и о присоединении к Армении.

18 июля Президиум Верховного Совета СССР дезавуировал это решение. В сентябре в различных районах Нагорного Карабаха происходили столкновения между армянами и азербайджанцами.

Противоречия между Азербайджаном и Арменией по вопросу о Нагорном Карабахе переросли в затяжной вооруженный конфликт.

Спасия жизнь, армяне бежали из азербайджанских районов, азербайджанцы – из армянских. Это ещё более накалило обстановку и привело к погромам армянских семей 21 ноября 1988 г. – в Баку. Погибли десятки и ранены сотни людей, среди них было мно-го женщин и даже дети.

9 апреля 1989 г. – была разогнана силами войск Закавказского военного округа многодневная демонстрация в Тбилиси (погибло 16 человек).

Летом 1989 г. выспыхнули очаги национальных конфликтов в Средней Азии. В конце мая – начале июня в результате боёв между турками-месхетинцами, высланными из Грузии в 40-е годы, и узбеками в Ферганской долине (Узбекистан) погибло 103 чело-века.

В Средней Азии местное население ополчилось против тех своих сограждан, которые стали его соседями в результате насильственных депортаций 40-х годов (например, в Уз-бекистане прошли погромы турок-месхетинцев, переселенных из Грузии);

В июне 1989 г. в Новом Узене на западе Казахстана произошли столкновения ме-жду казахами и приезжими рабочими разных национальностей, в июле – стычки из-за земли между киргизами и узбеками в городе Ош в Киргизии и начались вооружённые столкновения между абазами и грузинами в Абхазии, входящей в состав Грузии (грузи-но-абхазский конфликт).

13 января 1990 г. в Баку состоялся митинг азербайджанских националистов, после которого начались погромы армян, 35 человек были убиты, тысячи квартир и домов раз-граблены, 220 тысяч армян стали беженцами.

Этв вспышка национализма назревала десятки лет, во время которых накапливались нерешенные национальные проблемыв, основанные на конфессиональных различиях между азербайджанцами (мусульмане) и армянами (христиане). Но непосредственной при-чиной стала проблема Нагорного Карабаха.

19 января 1990 г. введено чрезвычайное положение в Баку в связи с новыми вспыхнувшими беспорядками и погромами. В конфликт смешались внутренние войска, которые в ночь на 20 января были введены в Баку. В городе был установлен режим чрез-вычайного положения. Войска взяли контроль над сталицей Азербайджана (по офици-альным данным, погибли 125 человек).

Национальная политика Центра. ЦК КПСС, Президиум Верховного Совета и Совет Министров СССР (то, что называли общем именем "Союзный Центр") оказались неготовыми к вспышкам национализма. Последний раз национальная политика партии обсуждалась в 1923 г. на XII съезде РКП(б), принявшим резолюцию "О национальных моментах в партийном и государственном строительстве". 50 лет спустя в докладе Л.И.Брежнева о 50-летии образования СССР было объявлено о решении в СССР нацио-нального вопроса и создании новой исторической общности "советский народ". Но про-шли годы и всем стало ясно, что желаемое принималось за действительное.

Руководство СССР откликнулось на национальное движение репрессиями. В Ере-ван были введены войска. В ереванском аэропорту, Баку и Тбилиси войска разгоняли де-монстрантов. Внутренние войска и ОМОН заняли здание телецентра в Вильнюсе, МВД в Риге, были человеческие жертвы. При этом Горбачёв вопреки фактам отрицал своё уча-стие в решениях о применении вооружённой силы против гражданского населения, что вызвало недовольство военных, справедливо решивших, что на них сваливают всю вину за гибель людей.

Попытка хоть и с большим опозданием, но всё же определить новые ориентиры национальной политики власти вылились в обычные бюрократические игры. В ЦК КПСС был создан отдел национальной политики. В сентябре 1988 г. Пленум ЦК КПСС принял Платформу партии по национальному вопросу, содержавшую ничего не значив-шие общие фразы и не дававшую никаких конкретных рекомендаций.

Что бы там ни говорили, но существование единой Коммунистической партии на территории всей бывшей Российской империи было главным фактором образования и сохранения Союза советских республик. Их компартии долго действовали на правах об-ластных организаций единой партии, беспощадно боровшейся против национализма.

КПСС 17 августа 1989 г. предложила свою программу решения национального вопроса, которая предполагала создание федерации союзных республик, имеющих большую, чем ранее, самостоятельность.

19-20 сентября 1989 г. Пленум ЦК КПСС, посвященный национальным вопросам, высказался за разработку нового Союзного договора.

События в Прибалтике. В отличие от бурных событий в кавказских и средне-азиатских республиках быстро набиравшее силу движение за независимость республик Прибалтики проходило строго организаванно, методично и внешне сдержано.

Поводом для его начала стала годовщина пакта о ненападении между СССР и Германией, заключённого 23 августа 1939 г., в результате которого Прибалтика попала в сферу интересов СССР.

23 августа 1987 г. – В Прибалтике (в Латвии, Литве и Эстонии) состоялись массовые демонстрации протеста в связи с 48-й годовщиной заключения пакта Молотова-Риббентропа.

В сентябре 1988 г. в Литве оформились руководящие органы движения национального "Саюдис", которое поставило своей целью восстановление независимости Литвы. Через месяц (7 октября) литовский язык был провозглашён государственным в Литве.

В это же вреся (11 сентября 1988 г.) эстонский язык был провозглашён государствен-ным в Эстонии, а через два месяца (16 ноября) Верховный Совет Эстонской ССР провоз-гласил суверенитет Эстонии и верховенство законов Эстонии над законами СССР

Несмотря на то, что 26 ноября 1989 г. Президиум Верховного Совета СССР отменил акты эстонского парламента, движение на национальное самоопределение республик Прибалтики набирало силу.

В 1989 г. в Прибалтике состоялась грандиозная акция населения – почти два миллиона граждан советских прибалтийских республик образовали 650-километровую живую цепь в день 50-летия подписания пакта Молотова–Рибентропа, ставшего исходным пунктом аннексии независимых прибалтийских государств. Демонстранты требовали, чтобы Лат-вии, Литве и Эстонии вернули незаконно отнятую государственность. Масла ″в огонь″ подлил один из комитетов Верховного Совета СССР, который квалифицировал советско-германский пакт как «международное преступление». Несмотря на то, что власти резко осудили призывы к выходу прибалтийских республик из Советского Союза, там расширя-ли свою деятельность народные фронты, которые возглавили движение за национальную независимость.

Движение очень быстро переросло в борьбу за экономическую и политическую независимость прибалтийских республик. Его возглавили народные фронты Эстонии и Латвии, движение "Саюдис" в Литве и поддержали лидеры местных компартий. На вы-борах в Верховные Советы союзных республик весной 1990 г. националисты победили.

Поэтому, начавшись с митингов, национальное движение затем приняло форму государственных актов республиканских органов. Верховные Советы Эстонии, Латвии и Литвы приняли законы об объявлении языка "титульной нации" государственным, об объявлении построенных за счёт союзного бюджета предприятий, электростанций, пор-тов своей исключительной собственностью.

"Парад суверенитетов". В конце 1988 г. в СССР развивались процессы, получившие позднее название “парада суверенитетов”. Одна за другой союзные республики провозглашали свой суверенитет и объявляли о верховенстве республиканских законов над законами СССР.

16 ноября 1988 г., как уже отмечено, Верховный Совет Эстонской ССР провозгласил суверенитет Эстонии.

18 мая 1989 г. Верховный Совет Литовской ССР принял Декларацию о суверенитете Литвы.

28 мая 1989 г. Верховный Совет Армянской ССР провозгласил суверенитет Армении.

28 июня 1989 г. Верховный Совет Латвийской ССР провозгласил суверенитет Латвии.

5 октября 1989 г. Верховный Совет Азербайджанской ССР провозгласил суверенитет Азербайджана.

Теперь руководство республиканских компартий включилось в борьбу за сувере-нитет. В конце 1989 г. компартии республик Прибалтики раскололись в основном по на-циональному признаку. Образовались партии собственно Литвы, Латвии и Эстонии и од-ноименные компартии на платформе КПСС.

Компартия Литвы первой объявила о своём выходе из КПСС. Это произошло 20 де-кабря 1989 г. на XX съезде Компартии Литвы. Реакция Центра по сути стала демонстра-цией его бессилия: в декабре 1989 г. Пленум ЦК КПСС, обсудив этот факт, принял реше-ние... продолжить изучение вопроса!

25 марта 1990 г. Компартия Эстонии объявила о своей самостоятельности по отноше-нию к КПСС.

С мая 1988 г. по январь 1991 г. декларации о суверенитете приняли Верховные Советы почти всех союзных и автономных республик. Народные фронты республик Прибалтики в конце 1989 г. объявили противозаконным советско-германский пакт о не-нападении и секретные протоколы 1939 г., предусматривавшие включение Прибалтики в сферу интересов СССР.

11 марта 1990 г. Верховный Совет Литовской ССР принял Акт о восстановлении независимости Литовского государства.

Состоявшийся 12-15 марта 1990 г. III съезд народных депутатов СССР признал недействительным решение Верховного Совета Литовской ССР о выходе Литвы из СССР, но руководящие литовские политические силы игнорировали это заявление.

Следом за Литвой Верховный Совет Эстонской ССР 30 марта того же года принял Декларацию о независимости Эстонии при сохранении формальных связей с союзным центром.

Только после этого, 3 апреля 1990 г. Верховным Советом СССР был наконец при-нят Закон о порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР. Он предусматривал сложную процедуру "развода": проведение референдума, длительный переходный период, что на практике никогда не применялось. Намечался неконтролируемый распад СССР.

13 апреля 1990 г. президент СССР М.С.Горбачев предъявил Литве ультиматум, требуя в течение двух дней отменить принятые литовским парламентом законы, проти-воречищие Конституции СССР. 18 апреля союзный центр начал экономическую блокаду Литвы. 29 июля Верховный Совет Литвы вынужден был приостановить действие декла-рации о независимости.

Утверждение суверенитета России. Особое значение имела позиция России. За-нимая центральное место в СССР, Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика значительно больше отдавала Союзу, чем получала от него. Практиче-ски все остальные союзные и автономные республики жили на дотации из союзного бюджета. На этом строили свою агитацию противники сохранения Союза в Российской Федерации.

16 мая 1990 г. в Москве открылся I Съезд народных депутатов РСФСР, работа ко-торого продолжалась почти целый месяц, до 12 июня. После упорной борьбы лидер де-мократических сил Б.Н.Ельцин 29 мая был избран председателем Верховного Совета РСФСР. Это произошло лишь в третьем туре голосования, когда он собрал 535 голосов. Б.Н.Елицин, известный как радикальный реформатор, встал во главе самой большой и экономически самой сильной из 15 союзных республик.

М.С.Горбачев приложил все силы, чтобы не допустить избрания Б.Н.Ельцина предсе-дателем Верховного Совета РСФСР. Перед голосованием он приясо заявил, что Ельцин намеревается покончить с коммунизмом в России и столкнуть ее с социалистического пу-ти. Тем не менее другой кандидат, председатель Совета министров РСФСР А.В.Власов, которого поддерживал Горбачёв, проиграл Ельцину, получив только 467 голосов.

В последний день своей работы, 12 июня 1990 г. I Съезд народных депутатов РСФСР подавляющим большинством голосов принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР. Ею устанавливались полнота власти республики во всех вопросах государственной и общественной жизни, кроме тех, которые добровольно передаются СССР, утверждалось верховенство Конституции законов РСФСР на её территории.

Акты Союза, противоречащие суверенитету, приостанавливались. Провозглаша-лось исключительное право народа на владение, пользование и распоряжение богатством России. Страна получала право дипломатического представительства в других республи-ках и за рубежом, право свободного выхода из СССР. Устанавливалось российское граж-данство (пока наряду с союзным). Временно сохранялось двойное наименование госу-дарства: "Российская Федерация (РСФСР)". Одновременно Верховный Совет РСФСР принял закон о печати и средствах массовой информации, которым отменялась цензура.

Верховный Совет РСФСР сообщил также о заключении двусторонних договоров с другими суверенными государствами – Литвой, Латвией и Эстонией.

Расширение процесса развала России. Вскоре после провозглашения суверени-тета РСФСР, 23 июня 1990 г. был провозглашен государственный суверенитет Молдавии, 16 июля 1990 г. Верховный Совет Украинской ССР провозгласил суверенитет Украины, а 27 июля 1990 г. Верховный Совет Белорусской ССР провогласил суверенитет Белоруссии. В августе 1990 г. была провозглашена независимость Армении. В сентябре-октябре 1990 г. суверенитет провозгласили Казахстан, Киргизия.

Позиция президента Горбачева по отношению к политике выхода союзных рес-публик из СССР была противоречивой: с одной стороны, он приветствовал декларации о суверенитете как один из важнейших результатов «перестройки», с другой – предостере-гал от возможных последствий этого процесса. Второй сложной для него проблемой бы-ли постоянно растущие трудности повседневной жизни и резкое снижение жизненного уровня советских людей в этот период.

24 сентября 1990 г. Верховный Совет СССР предоставил президенту М.С.Горбачёву чрезвычайные полномочия, 19 октября он же утвердил предложенную президентом программу реформ.

Правительство России ещё летом 1990 г. приняло подготовленную группой эко-номистов (М.М.Задорнов, С.С.Шаталин, Г.А.Явлинский) программу "500 дней", проти-востоявшую программе стабилизации экономики, одобренной руководством СССР. По-следнему пришлось согласиться на разработку на их базе совместной программы.

Но в эти же дни, в октябре 1990 г. Ельцин объявил о выходе России из подчине-ния союзному Центру и собственном пути проведения экономических реформ. 24 октяб-ря 1990 г. Верховный Совет РСФСР принял закон, согласно которому республиканские органы получили право приостанавливать действие союзных актов. Закон устанавливал порядок, при котором указы президента СССР подлежали ратификации.

Были приняты законы РСФСР о праве Верховного Совета и Совета Министров РСФСР приостанавливать действие союзных актов и обязательной ратификации этими высшими органами власти указов Президента СССР. В обеспечение экономической ос-новы суверенитета все предприятия на территории России должны были платить налоги только в её бюджет, все сделки по продаже ресурсов и получению кредитов, заключён-ные после 12 июня, объявлялись недействительными.

20 ноября 1990 г. подписан российско-украинский договор о взаимном признании суверенитета и экономическом сотрудничестве. 23 ноября подписан аналогичный дого-вор между РСФСР и Казахстаном.

В ноябре-декабре 1990 г. II Внеочередной съезд народных депутатов РСФСР вы-сказал свою позицию по вопросу о новом Союзном договоре: центру предлагалось делегировать минимум полномочий.

Расширение прав автономий. Декларацией о государственном суверенитете РСФСР подтверждалась необходимость существенного расширения прав автономных республик, областей, краёв и округов, что отражало движение ряда автономных респуб-лик не столько к независимости, сколько к самостоятельному распоряжению богатствами своих недр и промышленным потенциалом.

Не случайно это движение было наиболее сильным в Якутии (главным богатством которой являются алмазы и золото), Татарии, Башкирии и Чечни (нефть, её переработка и транспортировка). В сентябре 1990 г. Б.Н.Ельцин в Казани во время поездки по России выдвинул лозунг «Берите самостоятельности столько, сколько сможете переварить».

В августе 1990 г. был государственный суверенитет Татарии и Карелии. В сентяб-ре-октябре 1990 г. суверенитет провозгласили Якутия, Коми, Удмуртия, Башкирия, Буря-тия, Калмыкия, Марийская Республика. 27 ноября 1990 г. Конгресс чеченского народа провозгласил независимость Чечнии. В декабре свой суверенинтет объявила Мордовия.

Бурный январь в Прибалтике (12-13 января 1991 г.). В Литве и Латвии про-изошли кровавые столкновения между подразделениями советских вооруженных сил и местным наслением, что было спровоцировано Кремлем, стремившимся не допустить реализации права прибалтийских республик на самоопределение.

7 января 1991 г. в Прибалтике высадились подразделения десантников, которые должны были обеспечить призыв новобранцев в Советскую Армию. В ночь на 13 января десантиники заняли в Вильнюсе здания радио и телевидения. Десятки тысяч жителей ли-товской столицы образовали живую стену у здания парламента, чтобы защитить пред-ставителей верховной власти республики. В столкновениях 15 человек погибли и 150 по-лучили ранения.

Горбачев дистанцировался от вильнюсских событий, которые он квалифицировал как результат «перегибов на месте». С протестом против вооруженного вмешательства в Прибалтике выступил государственный секретарь США Дж. Бейкер, правительства при-балтийских и скандинавских стран. Стремление Литвы, Лавтвии и Эстонии к самостоя-тельности поддержали граждане и других стран Европы.

Вскоре кровавый инцидент произошел и в Латвии. Здесь уже не могло быть и ре-чи о «перегибах на местах» – бойцы отряда милиции особого назначения (ОМОН) – под-разделения, созданного в 1988 г., захватили и 6 часов удерживали часть здания минист-рества внутренних дел в Риге. Латвийский парламент принял решение создать для защи-ты республики специальные части самообороны.

В феврале-марте состоялись референдумы в Литве (9 февраля 1991 г.), Эстонии и Латвии (3 марта 1991 г.) о независимости. 91 % принявших участие в Литве, 79 % – в Латвии и 71 % – в Эстонии высказались за государственную независимость своих стран. Горбачев расценил эти акции как антиконституционные и потребовал отменить заноны, принятые после провозглашения независимости.

Прелюдия к Чеченской войне. На состоявшихся 27 октября 1991 г. в Чечено-Ингушетии парламентских и президентских выборах победу одержали сторонники неза-висимости Чечни. Президентом Чеченской Республики, вышедшей из состава Чечено-Ингущетии, стал бывший советский генерал, один из лидеров национального движения Джохар Дудаев.

Парламент республики был распущен еще 6 сентября. Власть перешла к исполко-му Общенационального конгресса чеченского народа, где преобладали сепаратистские настроения. Новое руководство Чечни расценило осуждение Президиумом Верховного Совета РСФСР сепаратистского курса как вмешательство России во внутренние дела республики. Началось формирование национольной гвардии. Указ президента РСФСР от 6 ноября 1991 г. о введении в Чечне чрезвычайного положения вызвал там взрыв негодо-вания.

Чеченские боевики блокировали автомагистрали, железные дороги и воинские части, дислоцированные на территории республики. Оказавшись в ситуации, чреватой угрозой войны, российское руководство через три дня отменило президентский указ.

Ново-Огаревский процесс. На рубеже 80-90-х годов начался фактический распад СССР. Союзный центр во главе с Горбачёвым не имел чёткой программы действий и те-рял рычаги управления. Во многих союзных республиках взяли верх сепаратисты. По-следней попыткой спасти Союз была подготовка нового Союзного договора.

На XXVIII съезде КПСС, последнем в ее истории (2-13 июля 1990 г.) Горбачёв провозгласил необходимость создания Союза Суверенных Республик (ССР вместо СССР). Под руководством Горбачёва началась подготовка нового Союзного договора, в котором должны были учитываться не только политические, но и экономические интере-сы союзных республик.

24 июля 1990 г. в печати был опубликован первый вариант нового союзного дого-вора. Руководство республик Прибалтики сразу же отказалось участвовать в его обсуж-дении, сильные сепаратистские настроения были в западных областях Украины, в Гру-зии, Армении, Азербайджане. В Молдавии было сильно движение за присоединение к Румынии, что вызвало резкое отторжение русско-украинского большинства населения Левобережья Днестра и гагаузов на юге руспублики.

17 марта 1991 г. состоялся всесоюзный референдум по вопросу о «сохранении» обновленного Союза ССР. Ряд собзных республик (Армения, Грузия, Латвия, Литва, Молдавия и Эстония) бойкотировали. Большинство участников Всесоюзного референ-дума (76 % участников) высказалось за "сохранение обновлённого Союза".

В РСФСР одновременно проводился референдум о введении должности прези-дента республики.

После референдума по инициативе президента СССР Горбачёва на его подмос-ковной даче в Ново-Огареве с апреля 1991 г. велись переговоры о новом Союзном дого-воре.

Шахтеры против Горбачева. Шахтеры Донецкого угольного бассейна 1 марта 1991 г. обявили забастовку, добиваясь увеличения зарплаты в связи с предстоявшим трехкратным повышением цен на основные продукты питания. Вопреки запрету на за-бастовки, к ним присоединились шахтеры других регионов. Повышение цен вызвало в обществе сильное волнение. Хотя люди и понимали, что система свободного ценообра-зования – непременная составляющая процесса реформ, тем не менее большая часть на-селения восприняла рост цен резко отрицательно.

Шахтеров на этот раз поддержали их профсоюзы, которые перестали быть «при-водным ремнем партии». Из-за забастовок промышленное производство сократилось за несколько месяцев на 5 %, что обострило дефицит товаров. Популярность и авторитет Горбачева падали (шахтеры требовали его отставки), в стране высказывалось мнение о том, что “гласность” и гражданские свободы не могут удовлетворить людей, если магазины пусты и цены растут. Основную роль в обстановке забастовочной волны сыграл председатель российского парламента Б.Н.Ельцин. Идя навстречу требованиям бастующих, он дал согласие на переход западносибирских шахт под юрисдикцию Российской Федерации.

Избрание Президента РСФСР. 12 июня 1991 г. всенародным голосованием Бо-рис Николаевич Ельцин был избран президентом РСФСР. А.В.Руцкой, обеспечивший ему поддержку военных и военно-промышленного комплекса.

Голоса, поданные за других кандадатов, распределились следующим образом:

Н.И.Рыжков (бывший председатель Совета министров СССР) – 16,8 %;

В.В.Жириновский (лидер Либерально-Демократической партии) – 7,8 %;

А.М.Тулеев (председатель Кемеровского облсовета народных депутатов) – 6,8 %;

А.А.Макашов (командующий войсками Приволжско-Уральского военного округа) – 3,75 %;

В.В.Бакатин (бывший первый секретарь Кемеровского обкома КПСС, министр внутренних дел СССР) – 3,4 %.

Вице-президентом РСФСР стал ветеран войны в Афганистане, Герой Советского Союза, лидер парламентской группы “Коммунисты за демократию” полковник А.В.Руцкой.

Ельцин Борис Николаевич (род. 1931), после окончания Уральского политехнического института в Сверлдловске 14 лет работал на производстве, пройдя путь от мастера до директора Свердловского домостроительного комбината. С 1968 г. находился на партийной работе. В 1976-1985 гг. был первым секретарем Свердловского обкома КПСС. С апреля 1985 г. он – секретарь ЦК КПСС, с декабря 1985 г. – первый секретарь Москов-ского горкома КПСС, кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС.

После конфликта с генеральным секретарем ЦК КПСС Горбачевым (окт. 1987 г.), воз-никшего из-за расхождения во взглядах на характер и темпы реформ, устранен со своих постов и оказался в опале, которая стала одной из причин его популярности в народе. С 1989 г. Ельцин решительно заявляет о себе как оппозиционер по отношению к курсу Гор-бачева. В марте 1989 г. избран народным депутатом СССР по Московскому национально-территориальному округу, а на I Съезде народных депутатов СССР вошел в состав Вер-ховного Совета СССР. Возглавил на Съезде народных депутатов и в Верховном Совета СССР оппозиционную Межрегиональную депутатскую группу. В марте 1990 г. стал на-родным депутатом РСФСР, в июне – 1990 г. – председателем Верховного Совета РСФСР.

22 июля 1991 г. был опубликован подписанный двумя днями ранее указ президен-та РСФСР Б.Н.Ельцина о департизации, запретивший на территории России создание партийных организаций на предприятиях и во всех государственных органах и учрежде-ниях. Указ от 20 июля 1991 г. был направлен на дальнейшее ослабление позиций КПСС.

″Соглашение 9+1″. Между тем М.С.Горбачев предпринимал лихорадочные уси-лия по сохранению политического единства СССР на условиях преобразования его от-дельных элементов.

24 апреля 1991 г. президент СССР М.С.Горбачёв и представители 9-ти (из 15-ти) союзных республик (руководители республик Прибалтики, Молдавии, Грузии и Арме-нии в них не участвовали). подписали соглашение о мерах по стабилизации обстановки в стране и принципах Союзного договора (так называемое "Соглашение 9+1").

На встрече Горбачёва, Ельцина и руководителей автономных республик в составе РСФСР было достигнуто принципиальное согласие считать автономии субъектами бу-дущего Союзного договора.

17 июня 1991 г. в Ново-Огареве состоялась последняя встреча по формуле "9+1". её участники согласовали проект нового Союзного договора.

14 августа 1991 г. проект нового Союзного договора, согласованный президентом СССР Горбачёвым с руководителями 9-ти союзных республик, был опубликован. Со-гласно этому договору, Союз Суверенных Государств сохранялся как единое конфедера-тивное государство – субъект международного права. Сохранялось союзное гражданство, двухпалатный парламент, правительство, президент, общие вооружённые силы, единая валюта, система транспорта и связи, согласованная внешняя политика.

Подписание договора было намечено на 21 августа.

В процессе подготовки проекта союзного договора на секретной встрече Горбачё-ва, Ельцина и президента Казахстана Назарбаева было решено Президентом Союза Су-веренных Государств сделать М.С.Горбачёва, премьер-министром Н.А.Назарбаева, уво-лить вице-президента Г.И.Янаева, председателя КГБ В.А.Крючкова, министра внутрен-них дел Б.К.Пуго и министра обороны – Д.Т.Язова.

Назарбаев Нурсултан Абишевич (р. 1940), сов. гос., парт. деятель. Чл. КПСС с 1962. С 1973 секр. паркома Карагандинского металлургич. комб-та. С 1977 секр., 2-й секр. Карагандинского обкома. С 1979 секр. ЦК КП Казахстана. С 1984 пред. СМ Ка-зах. ССР. Чл. ЦРК КПСС с 1981. Чл. ЦК КПСС с 1986. Деп. ВС СССР с 1982.

Подготовив подписание Союзного договора, Горбачёв уехал в отпуск на новую дачу в Форосе на южном берегу Крыма.

Однако попытки Горбачева подготовить новый вариант Союзного договора в условиях, когда республики встали на путь государственного сепаратизма, были обречены на провал. Это наглядно продемонстрировали последующие события.