4. Политические реформы в СССР в 1989-1990 гг. Съезды народных депутатов.

Отмена номенклатуры. Неудача с "ускорением" заставила руководство говорить о мощном "механизме торможения", который, по его мнению, образовали работники партийного и государственного аппарата. В январе 1987 г. на Пленуме ЦК КПСС была намечена реформа партии: альтернативные выборы, отмена номенклатуры, освобожде-ние партии от управленческих функций.

На протяжении десятилетий все руководящие должности в стране от бригадира до главы правительства составляли номенклатуру соответствующего партийного комитета и замещались только с его согласия. Теперь от этого отказались. В апреле 1987 г. на выбо-рах в местные Советы в 4 % избирательных округов впервые за 65 лет были выдвинуты альтернативные кандидаты, не согласованные с райкомами КПСС. Отказ от номенклату-ры выбил важнейший рычаг партийного руководства обществом – право распоряжаться кадрами. Других, политических методов партийные руководители не знали ввиду много-летнего отсутствия оппозиции.

Появление оппозиции. Оппозиция рождалась исподволь. Её ядро составили не-многие диссиденты, националистически настроенные интеллигенты и молодые члены КПСС, почуявшие возможность прорваться в политику через головы старевшей, но не желавшей уступать место номенклатуры. Приняв на вооружение лозунги перестройки, они всё более резко критиковали руководство за её торможение.

Понимая роль организации, в 1987 г. молодые радикалы внутри КПСС объедини-лись в дискуссионные клубы, на базе которых возникли платформы, ставшие зародыша-ми новых партий. В мае 1988 г. на даче в подмосковном посёлке Кратово была образова-на первая антикоммунистическая партия – "Демократический союз" во главе с библиоте-карем В.И.Новодворской – шумная, но немногочисленная. Через год образовались Соци-ал-демократическая партия Российской Федерации и Конфедерация анархо-синдикалистов, в конце 1989-1990 гг. на базе платформ внутри КПСС – появились Демо-кратическая, Марксистская, Республиканская партии. Партийно-государственное руко-водство СССР было вынуждено пойти на принятие закона "Об общественных объедине-ниях".

В 1988 г. при поддержке местных компартий образовались Народные фронты в Эстонии, Латвии, Литве ("Саюдис"), Грузии, Молдавии, на Украине ("Рух"). Легальной целью их было содействие КПСС в деле перестройки, но, завоевав сочувствие масс, они после выборов 1989 г. резко повернули в сторону антикоммунизма и национализма. В противовес им возникло интернациональное движение, опиравшееся преимущественно на русскоязычное население этих республик.

Наиболее мощным стало возникшее в 1990 г. движение "Демократическая Рос-сия", давшая России новых лидеров. В феврале 1990 г. в Москве "демократическая" оп-позиция организовала несколько массовых митингов. Главным требованием всех их была отмена статьи 6-й Конституции СССР, утверждавшей руководящую и направляющую роль КПСС. Руководство Коммунистической партии отметало это требование, надеясь снять накал борьбы реформами. 21 октября 1990 г. в Москве состоялся учредительный съезд движения "Демократическая Россия". Это движение объединило около 50 партий и групп либерально-демократического толка.

Среди формирующейся в 1985-1987 гг. либерально-демократической оппозиции наибольшей популярностью пользовались академик Андрей Дмитриевич Сахаров, вы-сланный в 70-е годы из Москвы в г. Горький за участие в правозашитном движении, и бывший первый секретарь Московского городского комитета и кандидат в члены Полит-бюро ЦК КПСС Борис Николаевич Ельцин, удалённый с этих постов в октябре 1987 г. за попытку критики хода перестройки.

Сахаров Андрей Дмитриевич (1921-1989) был крупнейшим физиком ХХ века, проявил себя также политиком и мыслителем. Он окончил физический факультет Московского университета, с 1945 г. работал в Физическом институте им. Лебедева. Был одним из ав-торов первых работ по осуществлению термоядерной реакции и проблеме управляемого термоядерного синтеза. Предложил (совместно с И.Е.Таммом) идею магнитного удержа-ния высокотемпературной плазмы, являлся автором работ по физике элементарных час-тиц, гравитации, космологии, астрофизике. Стал одним из создателей советской водород-ной бомбы. В 1953 г. был избран академиком, трижды награждался Золотой звездой Героя Социалистического Труда (1953, 1956, 1962), был лауреатом Государственной премии СССР (1953), Ленинской премии (1956), Нобелевской премии мира (1975).

С 1968 г. участвовал в правозащитном движеним, был одним из основателей Комитета по правам человека (1979). Выступал с обращениями к советскому руководству и статья-ми о новом мировом порядке, призывал к конвергенции социализма с капитализмом.

За публичное осуждение ввода советских войск в Афганистан Сахаров указом Президиума Верховного Совета СССР в январе 1980 г. был лишен всех государственных наград и почетных званий (правда, Академия наук СССР отказалась исключить его из своих ря-дов) и выслан в г. Горький.

А.Д.Сахаров, находившийся в политической ссылке в г. Горьком с 1980 г., был возвращён Горбачёвым в декабре 1986 г. в Москву, а в 1989 г. его избрали народным депутатом СССР от Академии наук. На последующих съездах народных депутатов Сахаров остро полемизировал с Горбачёвым.

Вторым известным лидером оппозиции, получившим большую популярность сре-ди широких слоёв населения, был Борис Николаевич Ельцин, вышедший из недр высше-го руководства Коммунистической партии.

К началу ″перестройки″ Б.Н.Ельцин занимал ответственный пост первого секретаря Свердловского обкома партии. В 1985 г. Горбачев пригласил Ельцина в Москву на работу в Центральном Комитете КПСС. В декабре 1985 г. Горбачев настоял на назначении Ель-цина руководителем московской партийной организации, где Ельцин заменил на посту первого секретаря Московского горкома партии старого партийного лидера В.В.Гришина.

Вступив в должность, Б.Н.Ельцин начал жесткую борьбу с коррупцией и привилегия-ми партийного и советского аппарата. Менее чем за два года он сменил две трети секрета-рей райковов, провел чистку в руководстве и аппарате горкома и Моссовета. Широкую известность получили поездки Ельцина по Москве в метро, автобусах и троллейбусах для знакомства с трудом и бытом горожан. Необычное поведение нового городского хозяина принесло ему громадную популярность у населения столицы, которое после его отставки с поста партийного руководителя города активно высказывалось в его поддержку. В выс-шем партийном руководстве деятельность Ельцина в 1985-1987 гг. была расценена как «популизм».

Его выдвижение в число активных критиков проводимой партийной политики было связано, в первую очередь, с событиями состоявшегося в Москве 21 октября 1987 г. Пленума ЦК КПСС. Пленум собрался по поводу утверждения основных положений предстоящего 2 ноября 1987 г. доклада генерального секретаря ЦК М.С.Горбачева на торжественном заседании, посвященном 70-летию Октябрьской революции 1917 г. В докладе, озаглавленном «Октябрь и перестройка: революция продолжается», утвержда-лось, что, очистившись от догматизма, социализм будет способен доказать свою эконо-мическую и социальную эффективность в соревновании с капитализмом. Доклад призы-вал к более решительному реформированию экономической и политической системы в СССР.

Однако главным событием Пленума стала не репетиция юбилейного доклада ге-нерального секретаря, а речь кандидата в члены Политбюро ЦК КПСС, первого секрета-ря Московского городского комитета партии Бориса Николаевича Ельцина. В речи Ель-цина впервые после острых внутриполитических дискуссий 20-х годов прозвучала кри-тика в адрес высшего руководства партии. Ельцин обвинил часть членов Политбюро и секретарей ЦК в том, что они тормозят ход реформ, а это может повлечь за собой срыв «перестройки», начатой в 1985 г.

Участники Пленума подвергли речь Ельцина резкой критике. Фактически не про-звучало ни одного выступления, в котором разделялась бы позиция руководителя мос-ковской партийной организации. Горбачев усмотрел в действиях Ельцина «мятеж» про-тив ЦК и себя лично. Принятие санкций против Ельцина было отложено до окончания юбилейных торжеств, которые должны были продемонстрировать традиционное единст-во руководства партии и государства.

11 ноября 1987 г. Пленум Московского горкома КПСС освободил Ельцина от обя-занностей первого секретаря горкома. Это решение было принято при личном участии и под давлением Горбачева. Через три месяца после поябрьского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС, в феврале 1988 г. очередной Пленум ЦК по предложению Горбачева вывел Ель-цина из состава кандидатов в члены Политбюро. К этому времени Ельцин был назначен заместителем председателя Госстроя СССР. Во время личной встречи с Ельциным Гор-бачев заявил, что не допустит его возвращения в большую политику.

Всесоюзная партийная конференция. В конце июля 1988 г. в Москве в течение четырех дней (с 28 июля по 1 июля 1988 г.) проходила XIX Всесоюзная партийная кон-ференция. Она стала последней конференцией в истории КПСС. К этому времени чётко проявилось сокращение авторитета Коммунистической партии Советского Союза в стра-не. С 1988 г. впервые за 50 лет стала сокращаться численность КПСС. Особенно много вышло из партии в Прибалтике и шахтерских районах Кемеровской области и Коми АССР.

В остром диалоге делегаты отстаивали различные модели развития общества. Од-нако статус конференции был ниже статуса съезда. Конференцию от съезда отличал со-вещательный характер её решений, что тоже не свидетельствовало о демократизме: совет можно послушать, но если он не устраивает – не выполнять. Впервые выборы на конфе-ренцию проводились на альтернативной основе: делегаты избирались из нескольких кан-дидатов.

На конференции М.С.Горбачёв провозгласил "Глубокую политическую реформу" – последнюю в истории КПСС. Конференция одобрила предложение генерального сек-ретаря ЦК КПСС Горбачева о реформе политической системы. На конференции Горба-чёв провёл запоздалые и противоречивые по своей сути решения. Были рекомендованы альтернативные выборы в Советы из нескольких кандидатов на одно депутатское место. Партии было предложено сосредоточиться на политическом руководстве и не вмеши-ваться в оперативно-хозяйственную работу Советов.

Стремясь сохранить партийный контроль над высшими органами государствен-ной власти, конференция, не ограничась идеей прямого делегирования своих представи-телей в состав Съезда народных депутатов, поддержала предложение Горбачева о со-вмещении функций руководителей партийных и советских органов – от Верховного Со-вета СССР и ЦК КПСС до исполкомов райсоветов и райкомов партии.

Уступая критике партийного аппарата, Горбачёв предложил его реорганизацию, в результате которой предстояло уволить 700-800 тыс. человек, привыкших пользоваться большими привилегиями: жильём повышенной комфортности, специальными поликли-никами, столовыми, буфетами, дачами, санаториями, недоступными подавляющему большинству народа.

На конференции были приняты и другие резолюции, в частности «О борьбе с бю-рократизмом», «О межнациональных отношениях», «О гласности», «О правовой рефор-ме».

На конференции отчетливо проявилась конфронтация между радикальным, ре-форматорским крылом в партии и консерваторами, выражавшими обеспокоенность па-дением влияния КПСС в обществе и государстве. Ярким примером тому была полемика между секретарем ЦК Е.К.Лигачевым и бывшим руководителем московской партийной организации Б.Н.Ельциным, отстраненным от должности в ноябре 1987 г.

Б.Н.Ельцин резко критиковал руководство за медлительность реформ, за нере-шенность коренной проблемы – улучшения жизни людей. Он говорил о привилегиях партийных функционеров и повторил обвинения в адрес Лигачева, который, по его мне-нию, нес личную ответственность за неосуществление необходимых перемен. Одновре-менно Ельцин обратился к делагатам конференции с просьбой о своей политической реабилитации.

Е.К.Лигачев выступил против скоропалительного реформирования общества и системы государственного управления и предупредил об угрозе разрухи и хаоса, которые могут наступить в Советском Союзе вследствие действий таких радикальных реформаторов, как Ельцин.

Новая структура власти. Принятый на конференции проект конституционной реформы (был утвержден Верховным Советом СССР в октябре того же 1988 г.) предуматривал замену прежнего Верховного Совета двухуровневой системой высших пред-ставительных органов власти: Съездом народных депутатов (работающий сессиями) и постоянно действующим Верховным Советом.

Высшим органом государственной власти становился всенародно избираемый Съезд народных депутатов СССР в составе 2250 человек. При этом одна треть (750) де-путатов должны были избираться в территориальных округах, вторая треть (750) – в на-ционально-государственных округах, еще одна треть (750) депутатов представляли об-щесоюзные общественные организации – от КПСС (100 депутатов) до Всесоюзного об-щества филателистов (1 депутат). Съезду предоставлялось право формировать Верхов-ный Совет СССР – постоянно действующий законодательный, распорядительный и кон-трольный орган государственной власти. Верховный Совет состоял из 554 депутатов и ежегодно обновлялся на одну пятую своего состова (на 20 %).

Отступлением от демократии и нарушением логики были двухстепенные выборы Верховного Совета и обязательность ежегодного обновления его состава на 1/5. Получа-лось, что как только его депутаты наберутся опыта, их придётся заменять новыми.

Позднее (в марте 1990 г.), на III съезде народных депутатов был учреждён пост Президента СССР. Не решившись пойти на всенародное избрание, Горбачёв настоял на избрании Президента Съездом народных депутатов СССР.

Теперь о единогласном избрании партийного вождя на высший государственный пост речи быть не могло: Горбачев получил лишь около 60 % голосов; выдвинувший сам себя неизвестный прежде инженер Оболенский – 20 %. Прежние властные органы: По-литбюро ЦК, Президиум Верховного Совета практически потеряли всякое значение.

Затем формируемый Верховным Советом Совет Министров был заменён назна-чаемым Президентом Кабинетом министров. Время от времени по воле президента воз-никали новые органы: Президентский совет и Совет Безопасности, назначаемые самим Президентом, Государственный совет, состоявший из глав союзных республик. Не имея чётко очерченных полномочий и не предусмотренные Конституцией СССР, они не сыг-рали никакой роли в политике страны.

Выборы народных депутатов 26 марта 1989 г. В Советском Союзе впервые за всю его историю 26 марта 1989 г. состоялись выборы народных депутатов, на которых избирателям было предоставлено реальное право выбора из нескольких кандидатов. 87 % избранных депутатов были коммунистами. Однако эта цифра не отражала реального со-отношения сил на съезде. Более того, по общему признанию, выборы стали первым серь-езным поражением консервативного крыла КПСС. Значительную часть депутатов соста-вили деятели, выступавшие в ходе предвыборной кампании с резкой критикой высшего руководства КПСС, требовавшие проведения радикальных реформ в политической, эко-номической и социальной сферах. Среди депутатов были и те, кто в дальнейшем стали активными участниками демонтажа социалистического структур в СССР.

Показателем успехов либерально-демократических сил стали результаты выборов по Московскому национально-территориальному округу, где убедительную победу (поч-ти 90 % голосов) одержал бывший руководитель городской партийной организации Б.Н.Ельцин, по настоянию М.С.Горбачева смещенный со своего поста и перешедший в оппозицию к горбачевскому руководству.

Выборы народных депутатов СССР весной 1989 г. и в союзных республиках в 1990 г. проходили по сложной системе: ⅓ от территориальных, ⅓ от национально-территориальных округов и ⅓ от КПСС и общественных организаций (комсомола, проф-союзов, союзов женщин, ветеранов, художников, Академии наук и прочих вплоть до Общества филателистов). 100 депутатов от КПСС, включая её лидеров, избирались Пле-нумом ЦК безальтернативно, зато в территориальных округах многие её местные руко-водители проиграли оппозиционным кандидатам, большинство которых были пока что ещё членами КПСС. В Московском национально-территориальном округе один из лиде-ров оппозиции Б.Н.Ельцин, в то время член ЦК КПСС, получил 90 % голосов против не-скольких партийных кандидатов.

Первые три съезда народных депутатов. В период с мая 1989 г по декабрь 1990 г. состоялось четыре съезда народных депутатов, следующих один за другим.

На I cъезде народных депутатов СССР (25 мая – 9 июня 1989 г.) были избраны Председатель Президиума Верховного Совета СССР (М.С.Горбачёв), Председатель Со-вета Министров (Н.И.Рыжков) и Верховный Совет СССР.

Рыжков Николай Иванович (р. 1929), сов. гос., парт. деятель. Чл. КПСС с 1956. С 1970 дир. Уралмашзавода им. С.Орджоникидзе. С 1971 г. ген. дир. ПО "Уралмаш" (Свердловск). С 1975 1-й зам. мин. тяж. и трансп. маш-ния СССР. В 1979-82 1-й зам. пред. Госплана СССР. Чл. ЦК КПСС с 1981. В 1982-85 секр. ЦК КПСС и одноврем. зав. отд. ЦК КПСС. С апр. 1985 чл. Политбюро ЦК КПСС. С сент. 1985 пред. СМ СССР.

Партийным руководством были предприняты отчаянные усилия, чтобы Б.Н.Ельцин не был избран в Верховный Совет СССР, однако избранный депутатом А.И.Казанник уступил ему своё место.

Образовалась открытая оппозиция – Межрегиональная депутатская группа. В неё входили лидеры оппозиции: академик А.Д.Сахаров, Б.Н.Ельцин, Г.Х.Попов и другие – всего около 150 чел. Программа ″межрегиональников″ включала: признание частной собственности, децентрализацию власти и экономическую самостоятельность республик. Выступления членов группы на заседаниях съезда народных депутатов пользовались большим успехом.

Заседания съезда транслировались по радио и телевидению, их слушала и смотре-ла вся страна, её граждане проходили школу гласности и получили возможность самим судить политиков. В течение полумесяца миллионы советских людей, не отрываясь от экранов телевизоров, следили за жаркими дебатами своих избранников.

Подхлестываемые этим вниманием, депутаты рвались на трибуну, чтобы на всю страну и весь мир заявить о своих политических позициях и присоединиться к мощному хору критиков тех порядков, которые утвердились за десятилетия господства КПСС. Вместе с тем мало кто из депутатов пытался предложить позитивные пути выхода из кризиса, в котором оказались страна и общество.

II съезд народных депутатов СССР в ноябре 1989 г. осудил советско-германский пакт о ненападении 1939 г. и ввод советских войск в Афганистан в декабре 1980 г., наме-тил пути экономической реформы и подходы к составлению плана XIII пятилетки (так и не принятого). На съезде произошло открытое столкновение Горбачёва и академика Са-харова. Через месяц, в декабре 1989 г., Сахаров умер.

Внеочередной III съезд народных депутатов СССР в марте 1990 г. отменил ста-тью 6 Конституции СССР о руководящей роли КПСС, избрал Президентом СССР М.С.Горбачёва. Председателем Верховного Совета избрали А.И.Лукьянова.

Лукьянов Анатолий Иванович (р. 1930), сов. гос., парт. деятель, юрист. Чл. КПСС с 1955. С 1969 зам. зав. отд. През. ВС СССР, в 1976-77 в аппарате ЦК КПСС. С 1977 нач. Секретариата През. ВС СССР. С 1983 1-й зам., с 1985 зав. отделом ЦК КПСС. В 1987-88 секр. ЦК КПСС. С 1988 канд. в чл. Политбюро ЦК КПСС. В 1988-89 1-й зам. пред. През. ВС СССР. С 1989 1-й зам. пред. ВС СССР. Чл. ЦРК КПСС с 1981. Чл. ЦК КПСС с 1986.

III съезд народных депутатов признал недействительным решение Верховного Совета Литовской ССР о выходе Литвы из СССР.

XXVIII съезд КПСС. В июле (2-13 июля) 1990 г. состоялся очередной, XXVIII съезд КПСС, последний в истории партии.

На этот партийный съезд собралось более 4600 делегатов, представлявших 19 млн. членов КПСС. На съезде столкнулись различные тенденции и взгляды: ортодоксальные коммунисты противостояли коммунистам демократической ориентации; одновременно и те и другие критиковали высшее руководство КПСС и старались перетянуть на свою стороны "центр".

Несмотря на это, в результате закулисных манёвров и компромиссов генеральным секретарём КПСС вновь был избран М.С.Горбачёв. Его заместителем стал В.Ивашко, возглавлявший Компартию Украины.

На съезде были приняты "Программный документ" и новый устав партии. Наи-больший эффект произвело выступление Б.Н.Ельцина, который заявил, что в связи с его избранием председателем Верховного Совета РСФСР он выходит из партии. Это про-изошло в предпоследний день съезда, через неделю после первого выступления Ельцина. Кроме Ельцина, на XXVIII съезде о выходе из партии заявили Г.Х.Попов (в то время мэр Москвы) и А.А.Собчак (мэр Ленинграда).

После завершения съезда наблюдатели констатировали, что хотя КПСС всё ещё остается сильнейшей политической силой в стране, становится очевидным, что её роль будет убывать.

25-26 июля 1991 г. состоялся последний Пленум ЦК КПСС, на котором было кон-статировано сокращение численности КПСС с 21 до 15 млн. человек (на 28,6 %).

24 сентября 1990 г. Верховный Совет СССР предоставил президенту М.С.Горбачёву чрезвычайные полномочия, 19 октября утвердил предложенную прези-дентом программу реформ.

IV съезд народных депутатов. 17-27 декабря 1990 г. в Москве состоялся IV Съезд народных депутатов СССР. На этом съезде впервые прозвучало предложение о не-доверии Президенту Горбачёву. Депутат-коммунист Сажи Умалатова потребовала отправить в отставку президента М.С.Горбачёва. С её выступления началась работа съезда. Несмотря на то, что это предложение не прошло, оно знаменовало консолидацию ортодоксально-консервативных сил в КПСС и депутатском корпусе.

20 декабря 1990 г. о своей отставке объявил министр иностранных дел Э.А.Шеварднадзе, предупредивший депутатов о возможности реакционного переворота (в январе 1991 г. новым главой внешнеполитического ведомства был назначен А.Бессмертных).

В ходе острой политической борьбы, обозначившей полный разрыв Горбачёва с реформистскими леворадикальными кругами, были приняты решения, направленные на усиление президентской власти. Вместо самостоятельного Совета Министров создавался подчинённый президенту Кабинет министров (главой кабинета был назначен бывший министр финансов В.С.Павлов). Учреждался пост вице-президента; под давлением Гор-бачёва съезд избрал на эту должность малоизвестного профсоюзного лидера Г.И.Янаева. Ликвидировался совещательный орган при президенте – Совет безопасности.

Съезд принял также закон о референдуме, подводивший юридическую базу под намерения властей провести в начале 1991 г. общесоюзный референдум о будущем СССР (17 марта 1991 г.). Референдум состоялся 17 марта 1991 г. Его итогом явилось за-явление большинства граждан (76 % от числа голосующтх) за сохранение обновлённого Советского Союза.

О степени политической напряжённости в стране свидетельствует тот факт, что в дни работы Съезда народных депутатов СССР Верховный Совет РСФСР принял закон, выведший российский бюджет из-под контроля союзных органов.

* * *

Итак, начатая с целью ускорения социально-экономического развития страны, "перестройка" переросла в демонтаж социально-политического строя СССР. В результате резко ослабли позиции КПСС: её идеология, влияние на массы, расстановка кадров, руководство силовыми структурами. Упал авторитет генерального секретаря ЦК КПСС, Президента СССР М.С.Горбачёва. В республиках выросли свои лидеры, пользующиеся массовой поддержкой.