1. ″Пятилетка похорон″ в СССР. М.С.Горбачев и политика “перестройки”.

Конец «эпохи Брежнева». 10 ноября 1982 г. на 76 году жизни умер генеральный секретарь ЦК КПСС, председатель Президиума Верховного Совета СССР Леонид Ильич Брежнев.

Четвертый после В.И.Ленина, И.В.Сталина и Н.С.Хрущева хозяин Кремля, Бреж-нев не был столь яркой политической фигурой, как его предшественники. Его жизнен-ный путь до вступления на высший пост в партийной (а по неписанным законам СССР – соответственно и в государственной) иерархии типичен для многих партаппаратчиков.

Брежнев получил высшее образование, а после нескольких лет работы на заводе стал партийным работником, постепенно занимая все более высокие посты. В годы вой-ны находился на фронте, выполняя все ту же привычную роль политкомиссара. На XIX съезде КПСС он избран в ЦК КПСС. В 1954 г. с началом освоения целинных земель, был направлен в Казахстан первым секретарем компартии этой республики.

По возвращении в Москву Брежнев вошел в высшие партийные и государствен-ные органы власти, занимал посты председателя Президиума Верховного Совета СССР и секретаря ЦК КПСС. В 1964 г. был в числе организаторов заговора по смещению Н.С.Хрущева. На Пленуме ЦК КПСС был избран первым (позднее генеральным) секре-тарем ЦК. Питомец и ставленник партаппарата, Брежнев на высших постах последова-тельно отстаивал его интересы, подвергавшиеся определенной угрозе в ходе многочис-ленных хрущевских реформ и новаций.

В годы правления Брежнева (после его смерти названного ″застоем″) коммуни-стический режим в СССР вступил в стадию стагнации, а затем и кризиса. Снизились темпы экономического развития, началось преследование инакомыслящих, выступавших за реформирование системы. Вместе с тем режиму удавалось поддерживать определен-ную социальную стабильность.

На международной арене брежневское руководство постепенно отходило от жест-кого противостояния с Западом, предприняв шаги к разрядке международной напряжен-ности (договоры с США, ФРГ, другими странами).Отношения со странами советского блока строились на основе так называемой доктрины Брежнева (1968), предусматривав-шей право на прямое вмешательство в их внутренние дела в случае отхода от единого, согласованного с руководством КПСС и СССР курса.

В конце 1979 г. Брежнев санкционировал вторжение советских войск в Афгани-стан, что привело к резкому обострению отношений СССР с США и другими странами Запада.

В целом первая половина 80-х годов проходила под знаком всё усиливавшегося застоя в экономике, политике и культуре, что сочеталось с чуть ли не ежегодными похо-ронами генеральных секретарей ЦК КПСС – дряхлого Леонида Ильича Брежнева (умер 10 ноября 1982 г.) сменил больной Юрий Владимирович Андропов (умер 9 февраля 1984 г.), того, в свою очередь, – и дряхлый, и больной Константин Устинович Черненко (умер 10 марта 1985 г.). В народе первую половину 80-х годов образно называли «пятилеткой похорон».

Ю.В.Андропов. После смерти Л.И.Брежнева (10 ноября 1982 г.) Пленум ЦК КПСС избрал 12 ноября 1982 г. новым генеральным секретарем Юрия Владимировича Андропова.

Андропов родился в 1914 г., учился в Петрозаводском университете, затем окон-чил Высшую партийную школу при ЦК КПСС. С 1936 г. – на комсомольской работе (1-й секретарь Ярославского обкома ВЛКСМ с 1938 г., первый секретарь ЦК ЛКСМ Карелии с 1940 г.). В годы Великой Отечественной войны был одним из организаторов партизан-ского движения в Карелии. В 1944 г. избран вторым секретарем Петрозаводского горко-ма партии, через три года, в 1947 г. стал 2-м секретарем ЦК КП(б) Карелии. В 1951-1952 гг. – на ответственной работе в ЦК КПСС. В 1953-1957 гг. являлся послом СССР в Вен-герской Народной Республике. С 1957 г. – заведует одним из отделов ЦК КПСС. В 1962-1967 гг. работает секретаркм ЦК КПСС, а в 1967-1982 гг. является председателем Коми-тета государственной безопасности СССР.

Андропов находился у власти менее 15 месяцев. Он стал первым советским руко-водителем, который признал необходимость модернизации экономической и политиче-ской системы «реального социализма» при сохранении и усилении идеологического кон-троля КПСС над населением. Уже в своей первой речи Андропов заявил о необходимо-сти осуществить определенные изменения в партии и государстве и приступить к прове-дению экономических реформ, что сознавалось реально мыслящими советскими полити-ками и учеными еще в эпоху Н.С.Хрущева.

Внутриполитические изменения. В 1982-1983 гг. под руководством Ю.В.Андропова (с ноября 1982 г. генеральный секретарь ЦК КПСС, а с 16 июня 1983 г. – председатель Президиума Верховного Совета СССР) были определены и начали осуще-ствляться конкретные меры по преодолению негативных явлений в жизни партии и стра-ны. Он предпринял попытку придать эффективность партийно-административному бю-рократическому аппарату без каких-либо структурных изменений, путём усиления ре-прессивных органов, прежде всего КГБ.

В декабре 1982 – январе 1983 гг. была осуществлена чистка государственного ап-парата, в ходе которой было заменено несколько сот работников партийного и админист-ративного аппарата. На важнейшие посты Андропов выдвинул своих доверенных лиц. Будучи в течение последних 15 лет (с 1967 по 1982 г.) руководителем КГБ, Андропов об-ладал полной информацией о масштабах коррупции на различных уровнях властных структур. Борьба с коррупцией стала одной из главных тем публичных выступлений Ан-дропова на посту генерального секретаря.

Одновременно он призывал «решительнее повести борьбу против любых наруше-ний партийной, государственной и трудовой дисциплины». В первые недели пребывания Андропова у власти по всей стране началась кампания по укреплению трудовой дисцип-лины: у посетителей магазинов, кинотеатров и других общественных мест проверяли до-кументы, чтобы выявить тех, кто оказался там в рабочее время.

Экономические реформы, по мысли Андропова, должны были основываться на улучшении управления и повышении производительности труда.

Реальных результатов добиться он не смог, так как партийно-государственный аппарат уже лбюрократился и не собирался расставаться со своими привилегиями.

Внешнеполитические шаги. Во внешней политике Андропов пошел на значи-тельные уступки Западу по вопросу о ракетах средней дальности. Он предложил сокра-тить количество советских ракет СС-20 в Европе до 162, что соответствовало численно-сти аналогичных английских и французских ракет. Однако отношения между СССР и Западом были омрачены инцидентом с южнокорейским самолетом Боинг-747, сбитым советским истребителем над территорией СССР.

В ночь с 31 августа на 1 сентября 1983 г. советский истребитель сбил над Сахали-ном южнокорейский пассажирский самолет Боинг-747. Все 269 пассажиров, находив-шихся на его борту, погибли. Самолет, следовавший по маршруту Нью-Йорк – Сеул, от-клонился от своего курса и нарушил воздушное пространство СССР. Руководство южно-корейной авиакомпании ссылалось на неполадки в навигационных приборах.

6 сентября СССР обвинил США в том, что сбитый самолет отклонился от курса, выполняя задание американских разведывательных служб. Советское руководство ква-лифицировало инцидент как изощренную провокацию, организованную спецслужбами США. Были прерваны идущие в Женеве переговоры по ракетам средней дальности.

24 ноября 1983 г. было опубликовано Заявление Ю.В.Андропова. После развертывания первых американских ракет Першинг-2 в Европе советский лидер Ю.В.Андропов заявил, что СССР прекращает участвовать в женевских переговорах, отменяет мораторий на развертывание ядерных вооружений средней дальности и ускоряет процесс размещения так-тических ракет в ГДР и Чехословакии.

В результате определенное ″потепление″ в советско-американских отношениях, наступивших после прихода к власти Ю.В.Андропова, снова сменилось похолоданием.

Андропов умер 9 февраля 1984 г., так и не завершив начавшуюся чистку партап-парата и осуществление конкретных шагов своей экономической программы.

К.У.Черненко. С Андроповым люди еще связывали какие-то надежды на навеле-ние порядка, но, думается, что его правление вряд ли вышло бы за рамки привычных ад-министративных подходов и решений, в то время как из создавшейся ситуации требовал-ся неординарный выход.

После смерти Ю.В.Андропова новым генеральным секретарем ЦК КПСС 13 фев-раля был избран Константин Устинович Черненко.

Черненко родился в 1911 г. С начала 30-х годов (с 1933 г.) он находился на пар-тийной работе в Красноярском крае, в 1941-1943 гг. был секретарем Красноярского крайкома ВКП(б), в 1945-1948 гг. – секретарем Пензенского обкома партии. С 1948 г. он заведует одним из отделов ЦК КП(б) Молдавии. В 1956-1960 гг. находился на ответст-венной работе в ЦК КПСС, в 1960-1965 гг. – в Президиуме Верховного Совета СССР. В 1965 г. Черненко был назначен заведующим отделом ЦК КПСС, а в 1976 г. стал секрета-рем ЦК партии.

В период еще более короткого, чем у Андропова, (всего 13 месяцев) правления Черненко обозначился откровенный откат внутренней и внешней политики СССР к вре-менам брежневского «застоя». Избрание Черненко на пост генерального секретаря ЦК расценивалось и в СССР, и за его пределами как компромиссное и промежуточное реше-ние, поскольку новый хозяин Кремля был уже очень серьезно болен и не мог полноценно выполнять свои функции.

Изощренный аппаратчик, прошедший все ступени партийной карьеры, Черненко был весьма далек от идеи реформ даже в том ограниченном виде, как их понимал его предшественник. Продолжались гонения на инокомыслящих, намечался все более ощу-тимый поворот к «неосталинизму» в сфере идеологии. Одновременно в обществе под-спудно назревала атмосфера ожидания радикальных перемен.

К.У.Черненко не дал народу никаких даже надежд на улучшение жизни страны, ее экономики, могущества и культуры. Пришедший к власти в 73 года, очень больной и со-вершенно не блещущий даже внешне интеллектом, он вызывал не уважение, а сочувст-вие и удивление, как может страна существовать при таком руководителе. Впрочем, он недолго "радовал" население своим видом. Он умер через год, оставив в наследство от-брошенную назад экономику страны и бесперспективное идейно-политическое руково-дство.

Накопленный за годы социалистического строительства экономический, социаль-ный, политический и духовный потенциал СССР иссякал, советский режим бесплодно растрачивал его, живя по инерции. Государство не смогло приспособить социалистиче-скую плановую экономику к третьей научно-технической революции. Социализм утра-чивал динамизм и привлекательность в глазах советской интеллигенции, оказывавшей влияние на общественное сознание.

М.С.Горбачев. В этих условиях нужен был сильный руководитель, могущий дать импульс идейно-политическому и социально-экономическому развитию общества. В 1985 г. к власти пришёл Михаил Сергеевич Горбачев.

Избрание в марте 1985 г. (на следующий день после смерти К.У.Черненко) на внеочередном Пленуме ЦК КПСС генеральным секретарём ЦК КПСС нового лидера, 54-летнего М.С.Горбачёва было встречено с большими надеждами. Самый молодой из чле-нов Политбюро ЦК, имевший два диплома о высшем образовании (юридического фа-культета прославленного Московского университета и заочного отдела экономического факультета Ставропольского сельхозинститута), Горбачёв выделялся динамичностью и кажущейся открытостью, часто и с удовольствием выступал.

При этом как-то забывалось, что именно он как секретарь ЦК в последние 7 лет (в 1978-1985 гг.) отвечал за сельское хозяйство, которое как раз в это время переживало всё более углубляющийся кризис.

С середины 1980-х годов, находясь на посту генерального секретаря ЦК КПСС, возглавил процесс перестройки всех сфер жизни сов. об-ва, коренных изменений в соц.-экон. и полит. развитии страны, демократизации и гласности, выработки нового мышле-ния, концепции всеобъемлющей международной безопасности.

М.С.Горбачёв (род. в 1931 г.) был сыном колхозника Ставропольского края, в юности помогал отцу в уборке урожая на комбайне. Работал, по-видимому, хорошо, ибо был награждён орденом "Знак почёта" (орденов тогда просто так ещё не давали). Окон-чил (1955) с отличием юридический факультет МГУ, студентом был принят (1952) в члены КПСС (редкая в то время честь!).

С 1955 г. на комсомольской работе в Ставропольском крае. Был первым секре-тар1м Ставропольского горкома ВЛКСМ, заместителем заведующего отделом пропаган-ды И агитации, затем вторым и первым секретарями крайкома ВЛКСМ. С 1962 г. парторг Ставропольского территориально-производственного колхозно-совхозного управления. Заочно учился в Ставропольском сельскохозяйственном институте, закончил его в 1967 г. Вскоре стал заведующим отделом партийных органов крайкома КПСС. В 1966-1968 гг. первый секретарь Ставропольского горкома КПСС. В 1968-1970 гг. второй секретарь, с апреля 1970 г. первый секретарь Ставропольского крайкома КПСС.

Как руководитель краевой организации, встречал московских лидеров, прибы-вавших на отдых в элитный санаторий "Красные камни", обратил на себя внимание сво-его земляка Ю.В.Андропова. При его поддержке стал членом ЦК КПСС (с 1971 г.), а че-рез 7 лет (1978 г.) был избран секретарём ЦК КПСС по сельскому хозяйству. В этой должности до своего избрания генеральным секретарём (1985 г.) руководил разработкой так и не реализованной Продовольственной программы на 1982-1990 гг. В 1979 г. был избран кандидатом в члены Политбюро ЦК КПСС, с 1980 г. стал членом Политбюро. Характерно, что ни на одном посту Горбачёв долго не задерживался, быстро шагая вверх.

В историю Горбачёв вошёл как неудачливый реформатор и разрушитель СССР и социалистического содружества. Авторитет он начал терять с самых первых шагов своей деятельности, с начала так называемой антиалкогольной кампании (17 мая 1985 г. был опубликован комплекс постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма и искоренению самогоноварения", получившей в народе ироническое прозвище ″антиалкогольная кампания″).

Ещё до избрания генеральным секретарём КПСС, будучи депутатом Верховного Совета СССР (с 1970 г.) Горбочев являлся председателем комиссии Верховного Совета СССР (сначала по делам молодежи, затем – по международным вопросам). В этой долж-ности во время визита в Великобританию в 1984 г. познакомился с премьер-министром этой страны Маргарет Тэтчер, что, как считают, способствовало его выдвижению в круг мировых лидеров.

М.С.Горбачёв был гораздо популярнее на Западе, чем в своей стране, ибо он вполне отвечал западному типу публичного политика. Там его называли "Горби". Далеко не сразу и не всем стало ясно, что многословные выступления нового лидера не несли реального содержания.

Курс на ускорение. Через месяц после своего избрания руководителем партии, в апреле 1985 г. на Пленуме ЦК КПСС Горбачёв объявил курс на "ускорение социально-экономического развития страны". Постепенно вырисовывались отвечающие этой цели задачи: 1) гласность; 2) демократизация; 3) новое политическое мышление в междуна-родных отношениях; 4) создание смешанной экономики; 5) "сильная социальная полити-ка". Эти направления не образовывали единой системы, а реализация их была ещё более хаотичной: не решив одной задачи, Горбачёв провозглашал следующую.

При этом на вопрос, есть ли у него концепция перестройки, Горбачёв неизменно отвечал утвердительно, но так же неизменно сердился, когда у него спрашивали, в чём же она состоит? – "Вам что, – спрашивал он, – снова требуется план? Это мы уже прохо-дили. Перестройка – это живое творчество масс!" Но на практике ничего не делалось, чтобы это творчество развивать в определённом направлении. Получалась стихия, анар-хия, что в реальной жизни привело к отрицанию всех социалистических достижений в экономике и в области социальной политики.

Провозглашенное им "новое политическое мышление в международным отноше-ниях" способствовало окончанию "холодной войны", но свелось фактически к распаду военной организации Варшавского договора и Совета Экономической Взаимопомощи, что привело к утрате СССР всех союзников и необратимым уступкам Западу.

Этапы перестройки. На первом этапе (1,5 года – апрель 1985 г. - конец 1986 г.) была выдвинута задача ускорения социально-экономического развития страны без изме-нения основ существующего строя. Упор был сделан на новое политическое мышление в международных отношениях, гласность и совершенствование существующего потенциа-ла социализма. Имеющиеся негативные явления рассматривались как отдельные и част-ные искажения в целом верной социалистической идеи. Отсюда главный лозунг этого периода: "Больше социализма!"

Только на втором этапа (ок. 1,5 лет – конец 1986 г. - середина 1988 г.) появился сам термин "перестройка", означавший попытки несколько "подправить" экономическую систему. Главной задачей было объявлено создание смешанной экономики, использую-щей элементы как социализма, так и рынка (слова "капитализм" ещё старались избегать) и "сильную социальную политику", т.е. обеспечение социальных прав трудящихся при рыночных отношениях ("социализм с человеческим лицом!").

Чем дальше, тем больше выяснялось, что решить задачи ускорения и внедрения рынка без изменений существующей политической системы невозможно. Поэтому на третьем этапе (3,5 года – лето 1988 г. - конец 1991 г.) упор делался на демократизацию, "глубокую политическую реформу" и обновление Союзного договора между советскими республиками. Лозунг этого периода: "Больше демократии!"

В действительности, начавшаяся ломка политической системы ограничилась вер-хушечными изменениями структуры руководящих органов и перестановкой кадров руководителей. О сути демократии – решающей роли народных масс в политической жизни страны – руководители не заботились.

XXVII съезд КПСС. На XXVII съезде КПСС (февраль-март 1986 г.) была принята новая редакция программы партии. После того, как утопическая идея Н.С.Хрущева по-строить к 1980 г. в СССР коммунистическое общество потерпела фиаско, в ней не при-водилось конкретных сроков окончания «строительства коммунизма». Непосредственной задачей партии и всего населения страны провозглашалось «совершенствование реально-го социализма».

Разработанная в основном еще в правление ненко новая редакция партийной программы несла на себе печать идеологических штампов, вступавших в про-тиворечие с теми идеями и лозунгами, которые выдвигали новый генерпальный секре-тарь ЦК КПСС М.С.Горбачев и его сподвижники.

Выступая на съезде с политическим докладом, Горбачев охарактеризовал бреж-невску. эпоху как время «заслоя», одновременно он заявил о необходимости проведения глубоких реформ в системе управления народным хозяйством и демократизации общест-ва.

Накануне съезда состоялся Пленум ЦК, на котором, по инициативе Горбачева, бывший секретарь Свердловского обкома партии Б.Н.Ельцин, приглашённый Горбаче-вым в Москву и возглавлявший с декабря 1985 г. московскую партийную организацию, был избран кандидатом в члены Политбюро ЦК КПСС.

Социально-политические трудности. Вскоре после XXVII съезда КПСС (фев-раль-март 1986 г.) перестройка была омрачена страшными катастрофами:

26 апреля 1986 г. – на Чернобыльской АЭС в Черниговской области Украины произо-шел взрыв ядерного (атомного) реактора. Это было величайшее бедствие в истории ядер-ной энергетики. Два взрыва на Чернобыльской атомной электростанции привели к вели-чайшей катастроефе в истории ядерной энергетики. В результате аварии реактора сум-марная радиация изотопов составила 50 млн. кюри, т.е. в 30-40 раз больше, чем при взры-ве атомной бомбы в Хиросиме в 1945 г. В первые три дня после катастрофы, по офици-альным данным, скончались 28 человек, более 200 человек госпитализировано в состоя-нии сильного облучения.

Радиоктивное облако сначала двигалось в северо-западном направлении, но вскоре от-клонилось в сторону Центральной Европы. В Баварии и Баден-Вюртемберге (ФРГ) уро-вень радиации превысил допустимую норму в 15 раз. Повышенную радиацию зарегистри-ровали даже в Японии и США.

Только через три недели после аварии с помощью 4 тыс. тонн песка, бора, свинца и глины удалось изолировать излучающий радиацию реактор и предотвратить дальнейшее радиационное заражение почвы. С территории в радиусе 30 км от места аварии были эва-куированы 100 тыс. человек.

Причиной Чернобыльской аварии стал целый ряд ошибок во время эксперимента на реакторе. Контрольные устройства на Чернобыльской АЭС не были подготовлены к от-ключению в работе реактора.

В СССР соблюдалась традиционная секретность, при которой от населения утаивалась информация об истинных масштабах катастрофы. В соседних с Чернобылем областях Ук-раины, Белоруссии и России в первые дни после аварии не принималось никаких мер по защите населения от радиации.

СССР информировал об аварии западные страны только через три дня, когда шведские ученые по уровню радиации, зарегистрированной в Швеции, установили, что на Украине произошла авария.

По неполным данным, опубликованным в 1987 г., только прямой ущерб от аварии на Чернобыльской АЭС составил 8 млрд. рублей (в ценах 1986 г.). К этому надо добавить многочисленные человеческие жертвы, исковерканные судьбы людей, разрушение сло-жившегося жизненного уклада десятков тысяч семей, исключение из хозяйственной жиз-ни обширных территорий, подвергшихся радиоактивному заражению.

Через четыре месяца (31 августа 1986 г.) – другая крупная катастрофа: гибель пасса-жирского теплохода "Адмирал Нахимов" близ Новороссийска.

7 декабря 1988 г. всю страну потрясла трагедия в северных районах Армении – разру-шительное землетрясение. Сила подземных точков в эпицентре стихийного бедствия дос-тигала 10,5 баллов. Был полностью разрушен г. Спитак, почти полностью – г. Ленинакан. Под обломками зданий, сооруженных с нарушением требований, предъявляемых к строи-тельству в сейсмических зонах, погибли 55 тысяч человек.

В том же декабре 1988 г. – одна за другой произошли две крупные технологические ка-тастрофы: на станции Арзамас взорвались вагоны со взрывчаткой, а в Башкирии произо-шел взрыв газопровода в момент прохождения рядом двух пассажирских поездов. И там, и там было большое количество погибших и пострадавших.

Почти во всех случаях причинами гибели массы людей были халатность конкрет-ных исполнителей в результате падения дисциплины и развитие коррупции.

Ответственность за всё это возлагалась на партийное руководство, десятилетиями твердившее, что оно руководит всем и каждым. Теперь эта пропаганда бумерангом уда-рила по партии. По стране прокатилась волна массовых митингов и забастовок с требо-ванием ликвидировать монополию единственной партии на власть.

Одновременно с этими технологическими в основном катастрофами начались серьёзные политические осложнения:

24 июня 1987 г. – В Москве на Красной площади прошла демонстрация крымских та-тар, требовавших восстановления автономии крымско-татарского народа. Образована правительственная комиссия по изучению положения крымских татар, деятельность кото-рой не принесла никаких результатов.

23 августа 1987 г. – В Прибалтике (в Латвии, Литве и Эстонии) состоялись массовые демонстрации протеста в связи с 48-й годовщиной заключения пакта Молотова-Риббентропа.

С февраля 1988 г. в разных регионах начались кровавые межнациональные столкнове-ния. 28-29 февраля 1988 г. в Сумгаите (Азербайджанская ССР) произошёл армяно-азербайджанский конфликт, завершившийся погромом и резнёй армянского населения, когда погибло, по неполным официальным данным, несколько десятков человек. Этот по-гром стал прологом к вооруженному конфликту иежду Азербайджаном и Арменией.

9 апреля 1989 г. протестная демонстрация в Тбилиси была разогнана силами войск За-кавказского военного округа (погибло 16 чел.).

В июле 1989 г. начались вооружённые столкновения на национальной почве в Абхаз-ской АССР, входящей в состав Грузии (грузино-абхазский конфликт).

В целом провозглашённая М.С.Горбачёвым перестройка была вызвана объективным процессом экономического и социально-политического развития страны, сознанием необходимости перемен в главных сферах жизни советского общества: экономике и внешней политике. Однако отсутствие продуманной концепции заставляло руководство постоянно менять ориентиры и, не решив одной задачи, срочно выдвигать другую. В итоге авторитет правящей партии стремительно падал.