1. Внешнеполитические акции СССР в 1953-1955 гг.

Развязывание узлов противоречий. Сразу же после смерти Сталина начался пе-ресмотр внешнеполитического курса страны. О том, что эта идея к тому времени давно назрела, говорят первые шаги "коллективного руководства". Впервые термин "разрядка" произнёс Г.М.Маленков уже в марте 1953 г. В апреле Л.П.Берия (в то время первый за-меститель Председателя Совета Министров СССР и минист внутренних дел и государст-венной безопасности) предложил нормализовать отношения с Югославией (после его ареста 26 июня 1953 г. именно на него была возложена вина за их ухудшение).

Китай. Новые советские руководители отдавали себе отчёт в том, что смерть Ста-лина лишила социалистический лагерь харизматического лидера и грозила вызвать глу-бокий кризис в его руководстве. Примечательно, что уже через несколько дней после кончины Сталина "Правда" поместила фотографию Маленкова вместе с Мао Цзэдуном, которая, как выяснилось позднее, была смонтирована без ведома Маленкова.

Эта манипуляция имела не только анекдотический характер: правящая верхушка почувствовала необходимость использовать престиж Мао для утверждения своего авто-ритета и идеологической лигитимности как в СССР, так и в международном коммуни-стическом движении. Китайский лидер не преминул воспользоваться этим для удовле-творения интересов Китая по широкому кругу вопросов, в первую очередь экономиче-ских.

Уже 26 марта 1953 г. было заключено советско-китайское соглашение о торговле, переговоры о котором в течение нескольких месяцев до этого стояли на месте. Соглаше-ние было заключено на выгодных для Китая условиях. СССР обязался предоставить ему значительную помощь для строительства 146 крупных промышленных объектов.

В октябре 1954 г. Н.С.Хрущёв, Н.А.Булганин и А.И.Микоян отправились в Пекин, где дополнили это соглашение предоставлением новых крупных кредитов. Советские ру-ководители обязались вывести войска из Порт-Артура и Дайрэна (Дальний), отказаться в пользу Китая от всех экономических интересов в Маньчжурии и согласились ликвидиро-вать советско-китайские смешанные компании с их передачей в исключительную собст-венность Китая.

Порт-Артур (совр. Люйшунь) на Ляодунском п-ове (к сев.-вост. от Корейского п-ова) в Желтом море; Дальний (совр. Далянь; в прошлом – Дайрэн), расположен рядом с Порт-Артуром.

Компартия Китая добилась от КПСС признания своей большой роли в междуна-родном коммунистическом движении: была достигнута договорённость о предваритель-ном согласовании политики по всем вопросам, представляющим взаимный интерес, и своего рода "разделение труда" во внешней политике (Китай считал, что по своему гео-политическому положению он может эффективнее поддерживать национально-освободительное движения в "третьем мире").

Корея. Корейская война, идущая с 1950 г., значительно обостряла международ-ную обстановку в Юго-Восточной Азии. Противостояние южно-корейской и северо-корейской армий, поддержанное с одной стороны США, а с другой – Коммунистическим Китаем и Советским Союзом, требовало скорейшего политического урегулирования. По инициативе СССР через несколько месяцев после смерти Сталина, 27 июля 1953 г. было подписано соглашение о перемирии в Корее. На линии прекращения огня была установ-лена демилитаризованная зона, и в местечке Пханмыньчжон начались многолетние пере-говоры делегаций Северной Кореи и американо-южнокорейской стороны.

Индокитай. Другим важным международеым конфликтом, требующим скорей-шего разрешения вопроса для нормализации отношений между сложившимися мировы-ми системами, была идущая в то время в Индокитае национально-освободительная борь-ба народов Вьетнама, Лаоса и Камбоджи против французского колониализма. В июле 1954 г. важные решения об Индокитае были приняты на совещании министров ино-странных дел СССР, КНР, Великобритании, США и Франции в Женеве (26 апреля - 21 июля 1954 г.). Женевские соглашения, оформленные на этом совещании, положили ко-нец длившейся с сентября 1945 г. войне Франции против народов Вьетнама, Лаоса и Камбоджи.

Перемирие, подписанное 17 июля 1954 г., разделило территорию Вьетнама на две части, граница между которыми проходила по 17-й параллели. На территории бывшего Французского Индокитая образовались четыре самостоятельных государства: Северный Вьетнам, Южный Вьетнам, Камбожда и Лаос.

В Северном Вьетнаме еще 2 сентября 1945 г. была провозглашена Демократиче-ская Республитка Вьетнам во главе с Хо Ши Мином. В Южном Вьетнаме после сверже-ния императора Бао-Дая в октябре 1955 г. провозглашена Вьетнамская Республика во главе с Нго Динь Зьемом. Во главе Лаоса стоял король Сисаванг Вонг, против которого после провозглашения независимости государства начало формироваться прокоммуни-стическое движение под названием Единый национальный фронт Лаоса. Сильная оппо-зиция из республиканцев и коммунистов стала складываться и против принца Королев-ства Камбоджа. Противоборство различных политических сил, многократно перерас-тавшее в кровавую вооружённую борьбу, стало основным содержанием исторического развития Индокитайского полуострова на протяжении последующих десятилетий.

Германия. Главным вопросом отношений между Востоком и Западом оставался вопрос о Германии. С 1949 г., когда был создан Североатлантический блок и путём слия-ния трёх оккупационных зон Германии (США, Великобритании и Франции) в одно целое образовано западногерманское государство ФРГ (см. тему 25), отношения между СССР и бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции обострились до предела. Наи-большую тревогу у СССР вызвали планы ремилитаризации Германии.

Москву особенно беспокоили западные проекты создания европейского оборони-тельного сообщества, предполагавшего объединенное командование европейских армий, в которое была бы интегрирована Западная Германия. Москва боялась, что в этих новых европейских вооружённых силах ФРГ займёт доминирующее положение и тем самым под угрозой окажется не только Восточная Германия, но и Польша и Чехословакия – два государства, чьи западные границы ФРГ упорно отказывалась признать окончательными.

Первая попытка включить западногерманских военных в "европейскую армию" не удалась из-за оппозиции французского парламента. Хотя из-за противодействия Франции планы европейского оборонительного сообщества не были осуществлены, западное со-общество сумело достигнуть так называемых Парижских соглашений (23 октября 1954 г., вступили в силу 5 мая 1955 г.).

После ратификации Парижских соглашений ФРГ стала суверенным государством. Одновременно с обретением суверенитета ФРГ стала членом военно-политического бло-ка НАТО. Право восстановить вооружённые силы Германии (хотя и под контролем НАТО) было грубым нарушением Потсдамских соглашений 1945 г..

Московское совещание. Приём ФРГ в НАТО (1955) послужил поводом для фор-сированного создания противостоящего НАТО блока – Варшавского договора. Для об-суждения создавшейся новой ситуации в ноябре 1954 г. в Москве было созвано совеща-ние представителей европейских социалистических стран, на которое со статусом на-блюдателя был приглашен Китай, что стало ещё одним доказательством его нового при-вилегированного положения.

Произнесённая на совещании Молотовым речь была однозначно направлена про-тив продолжения разрядки и призывала к коллективному отпору в случае ратификации Парижских соглашений. СССР предложил всем европейским государствам заключить оборонительный союз, направленный против возможной агрессии со стороны возрож-дённой германской военщины.

25 января 1955 г., Президиум Верховного Совета СССР в одностороннем порядке (без согласования с бывшими союзниками во Второй мировой войне) принял Указ о пре-кращении состояния войны с Германией.

Организация Варшавского договора. После ратификации Парижских соглаше-ний западными державами в мае 1955 г. в Варшаве было проведено новое совещание, рассмотревшее вопрос о создании Организации Варшавского Договора (ОВД).

14 мая 1955 г. восемью социалистическими странами (Албанией, Болгарией, Венгрией, ГДР, Польшей, Румынией, Советским Союзом и Чехословакией) был подпи-сан Варшавский договор сроком на 20 лет о взимной помощи в случае нападения со сто-роны Западной Германии (в одиночку или в союзе с кем-либо).

Участники Варшавского договора обязались воздерживаться от угрозы силой или её применения, а в случае вооружённого нападения на кого-либо из них оказать жертве агрессии немедленную помощь всеми необходимыми средствами, включая применение вооружённой силы. Каждая страна-участница выделяла свой воинский контингент в со-став Объединённых вооружённых сил.

Высшим органом Организации Варшавского договора (ОВД) был Политический консультативный комитет на уровне руководителей правящих коммунистических и ра-бочих партий, глав государств и правительств, Совет министров обороны и Совет ино-странных дел. Вооружённые силы Варшавского договора возглавляли Главнокомандую-щий и Объединённый штаб в Москве (главнокомандующим и начальником штаба были советские маршалы или генералы).

Военная организация Варшавского договора существовала до распада СССР (она была распущена в феврале 1990 г.).

Договор с Австрией. Еще в октябре 1943 г. Московское совещание министров иностранных дел четырёх держав объявило о намерении восстановить независимость Австрии. Однако режим оккупации сохранялся в Австрии до мая 1955 г., когда, наконец, был заключён Государственный (мирный) договор с нею.

15 мая 1955 г., на следующий день после заключения Варшавского договора, в Вене делегациями СССР, Великобритании, США и Франции был подписан Государст-венный договор с Австрией, согласно которому прекращалось состояние войны, восста-навливался суверенитет и гарантировались независимость и постоянный нейтралитет Австрии. Оккупационные войска трёх держав покинули её территорию. Этот договор стал важным этапом в смягчении напряжённости между Востоком и Западом.

Югославия. Летом 1955 г. состоялось советско-югославское примирение. Разрыв со сталинским наследием был резким и внезапным. Если в конце 1953 г. среди обвине-ний, официально выдвинутых против Берии, ещё фигурировала «попытка войти в кон-такт с титовской кликой», то уже летом 1954 г. Хрущёв начал, несмотря на сопротивле-ние Молотова, подготавливать сближение с Югославией.

23 мая - 3 июня 1955 г. Первый секретарь ЦК КПСС Н.С.Хрущёв, председатель Совета Министров Н.А.Булганин и первый заместитель председателя Совета Министров А.И.Микоян совершили визит в Белград, во время которого Хрущёв выразил «искреннее сожаление» по поводу возникших ранее разногласий, ответственность за которые он пе-реложил на «ныне разоблачённых врагов народа Берию, Абакумова и других..., которые сфабриковали фальшивые материалы против югославских руководителей».

К исходу недели напряжённых переговоров Тито добился удовлетворения по всем вопросам. 2 июня 1955 г. в Белграде была подписана советско-югославская декларация о нормализации отношений, причём советская сторона взяла на себя ответственность за их ухудшение. Личная вина за конфликт официально была возложена на Сталина и Берию.

Опубликованное 2 июня совместное заявление не только содержало признание, что политика военных блоков усиливает международную напряжённость и что развитие мирного сосуществования предполагает сотрудничество всех государств, независимо от идеологических и социальных различий, но и провозглашало, что вопросы внутренней организации общественного строя и различных форм социального развития относятся к исключительному ведению народов этих стран. Югославия получала также значитель-ную экономическую помощь. Со своей стороны она не сделала никаких заметных усту-пок, оставшись на позиции нейтралитета.

Женевское совещание. В июле 1955 г. (18-23 июля) в Женеве состоялось сове-щание глав правительств СССР, США, Великобритании и Франции – первая встреча та-кого масштаба после Потсдама. На совещании встретились первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв (в советскую делегацию входили также председатель Совета Министров Н.А.Булганин, министр иностранных дел В.М.Молотов и министр обороны Г.К.Жуков), президент США Дуайт Эйзенхауэр, премьер-министр Великобритании Антони Иден и президент Франции [Р.Коти?].

Были обсуждены германский вопрос, вопрос о европейской безопасности, о разо-ружении, о развитии контактов между Востоком и Западом. Неудача этого совещания показала, что всеобщее и длительное соглашение между двумя лагерями ещё оставалось недостижимым. Вместе с тем эта встреча оставила после себя «дух Женевы», призывавший к более тесным и регулярным контактам и оставлявший открытой дверь к перегово-рам.

Визит Аденауэра. Одним из итогов Женевского совещание был визит в Москву в сентябре 1955 г. первого канцлера (главы правительства) ФРГ Конрада Аденауэра.

Аденауэр Конрад (1876-1967), полит. деятель Германии. В 1917-33 обер-бургомистр Кёльна, в 1920-32 пред. прус. Гос. совета. В 1049-63 федер. канцлер ФРГ. В 1946-66 пред. Христ.-демократ. союза. Проводил курс на ремилитаризацию и возрождение реваншизма в ФРГ, ревизию послевоен. устройства в Европе. Пр-во Аде-науэра запретило деятельность КП Германии (1956), ряда др. прогрес. орг-ций.

В ходе этого визита были установлены дипломатические отношения между СССР и ФРГ. Таким образом, был решён очень важный вопрос о нормализации отношений с обеими частями Германии (дипломатические отношения СССР с Восточной Германией были установлены вскоре после образования ГДР ещё осенью 1949 г.).

Сразу же после этого был подписан новый договор о дружбе и сотрудничестве с ГДР. Ранее, 25 января 1955 г., Президиум Верховного Совета СССР в одностороннем по-рядке принял Указ о прекращении состояния войны с Германией.

СССР длительное время оставался единственным государством, поддерживавшим полноправные отношения с обеими частями Германии (согласно принятой в ФРГ, пре-тендовавшей на единоличное представительство всей Германии, доктрине Хальштейна установление каким-либо государством дипломатических отношений с ГДР автоматиче-ски влекло за собой разрыв отношений с ФРГ).

Нормализация отношений с другими странами. В 1955 г. Председатель Совета Министров СССР Н.А.Булганин и член Президиума Верховного Совета СССР и Первый секретарь ЦК КПСС Н.С.Хрущёв посетили с государственными визитами Индию, Бирму, Великобританию и Финляндию.

Впервые за много лет первые руководители партии и правительства выехали за границу и напрямую общались не только с узким кругом политиков, но и с простыми людьми на улицах, демонстрируя дружелюбие и открытость. В ходе этой поездки были решены несколько важных политических задач, в частности в отношениях с Финлянди-ей. В январе 1956 г. СССР досрочно вернул Финляндии арендуемую у неё территорию Порккала-Удд у входа в Финский залив, где размещалась советская военно-морская база.

Порккала-Удд – п-ов на юге Финляндии. Территория по мирному договору 1947 была передана в пользование и управление СССР на 50 лет на правах аренды для создания во-енно-морской базы. В 1955 СССР досрочно отказался от аренды Порккала-Удд.

16 июня 1956 г. Карело-Финская союзная республика, служившая постоянным ис-точником давления на Финляндию (опираясь на неё, всегда можно было заявить, что, помимо Финляндии, есть другое финское государство – Карело-Финская ССР), была преобразована в автономную.

В дальнейшем отношения СССР с Финляндией неизменно улучшались, демонст-рируя возможность существования рядом с великой державой малого независимого го-сударства. Финляндия извлекла немалую выгоду из экономического сотрудничества с СССР.

Япония. 19 октября 1956 г. была принята двусторонняя советско-японская декла-рация о прекращении состояния войны с Японией и восстановлены дипломатические от-ношения между двумя странами. При этом Хрущёв намекнул на возможность передачи Японии на определённых условиях южных Курильских островов: Шикотан, Кунашир, Итуруп, Уруп (см. карту на стр. 1185 "Советского энциклопедического словаря" изд. 1990 г.).

* * *

Предпринятые Н.С.Хрущёвым в 1953-1956 гг. внешнеполитические акции сыграли важную роль в завоевании им положения руководителя первого ранга. Зарубежные визиты (порывавшие со сталинской привычкой почти не выезжать из страны) малоизвестного ещё Первого секретаря ЦК КПСС значительно укрепили позиции Хрущёва в борьбе внутри руководства накануне ХХ съезда партии.

Однако приниженность государственного статуса Хрущёва (он выезжал за границу лишь как член Президиума Верховного Совета СССР; главой правительства в 1955-1958 гг. являлся Н.А.Булганин) тяготила его. Став единоличным руководителем, Хрущёв широко использовал своё положение для международных контактов.