3. Литература и искусство периода “оттепели” и волюнтаризма Н.С.Хрущёва.

Появление термина "оттепель". Разоблачение преступлений культа личности развязало активность литераторов. Опубликованная в марте 1957 г. повесть Ильи Гри-горьевича Эренбурга под заглавием "Оттепель" дала название всему периоду новых ожиданий и одновременно предостерегала от обольщения ими.

Эренбург Илья Григорьевич (1891-1967), писатель и обществ. деятель. В ром. "Хулио Хуренито" (1922) – философ.-сатирич. панорама жизни Европы и России времен 1-й мир. войны. Кн. новелл "Тринадцать трубок" (1923). Романы о сов. жизни, социалистич. строительстве ("День второй", 1933). Ром. "Падение Парижа" (1941-42) – о "франц. трагедии" во 2-й мир. войне. Острая антифаш. публицистика (кн. "Испан-ский закал", 1938; "Война", 1942-44). Сб-ки лирики. Переводы (в т.ч. франц. поэта XV в. Франсуа Вийона). Очерки об иск-ве и лит-ре ("Французские тетради", 1958). Пов. "Оттепель" (1954-56; опубл. 1957). Худ. мемуары "Люди, годы, жизнь" (кн. 1-6, 1961-65). Вице-през. ВСМ с 1950. Деп. ВС СССР с 1950. Гос. пр. СССР (1942. 1948), Межд. Лен. пр. (1952).

Оттепель в сфере культуры предшествовала либерализации в политике. Если ог-раничиться только известными именами, то уже в 1953-1956 гг. критик В.Померанцев в эссе "Об искренности в литературе" (вызвавшем широкий общественный резонанс), И.Эренбург в повести с символическим названием "Оттепель" и М.Дудинцев в романе "Не хлебом единым" поставили целый ряд важнейших вопросов:

- как и почему правда жизни нередко в литературе уступала место вымыслу,

- как следует оценить прошлое советской литературы,

- в чем миссия интеллигенции,

- каковы её отношения с партией,

- какова роль партийного контроля творческой деятельностью писателей и худож-ников (как сказал Померанцев в своем эссе: "Я слышал, что Шекспир вообще не был членом союза [писателей], а неплохо писал").

На эти "кощунственные" вопросы (которые прежде обошлись бы тем, кто их по-ставил, по меньшей мере несколькими годами лагерей) власти, ещё не определившись в своей политике, прореагировали неуверенно. С одной стороны, принимались определён-ные административные меры (так, например, был отстранён от руководства наиболее ав-торитетным в стране журналом "Новый мир" Александр Трифонович Твардовский, опубликовавший эссе Померанцева). С другой стороны, допускались (не сопровождаясь какими-либо административными санкциями) многочисленные обращения деятелей ли-тературы и театра в адрес министерства культуры с предложениями снять определённые рамки контроля за писателями и драматургами.

Второй Всесозный съезд писателей (15-26 декабря 1954 г.; первый съезд, как из-вестно, состоялся ещё в 1934 г.) прошёл в достаточно откровенных дискуссиях. Один из патриархов советской литературы Михаил Александрович Шолохов, выступая в прени-ях, выразил сожаление о "грязном потоке безликой и посредственной литературы", за-хлестнувшей страницы изданий и порождённой официальными заказами. Съезд не вынес никаких серьёзных обвинений в адрес "инакомыслящих" писателей. Напротив, он принёс несколько реабилитаций в литературном мире: были сняты ограничения в публикатор-ской деятельности таких писателей, как Михаил Афанасьевич Булгаков и Юрий Нико-лаевич Тынянов.

Булгаков Михаил Афанасьевич (1891-1940), писатель. В ром. "Белая гвардия" (1925-27), пьесах "Дни Турбиных" (пост. 1926). "Бег" (пост. 1957) показал трагич. коллизии Гражд. войны и крах "белого движения". Пов. и рассказы: "Роковые яйца" "Дьяволиада" (обе кн. 1925), "Собачье сердце" (опубл. 1987); "Театральный роман" (опубл. 1965). В ром. "Мастер и Маргарита" (опубл. в 1966-67) гротескный мир стал-кивается с миром творч. подвижничества, освященного идеей вечного противостоя-ния духовного и нравств. идеала силам мрака и зла.

Тынянов Юрий Николаевич (1894-1943), писатель, литературовед. Кн. ″Архаисты и новаторы″ (1929). Иссл. поэтики лит-ры и кино. Мастер ист. романа: ″Кюхля″ (1925) о В.К.Кюхельбекере, ″Смерть Вазир-Мухтара″ (1927-28) о А.С.Грибоедове, ″Пушкин″ (ч. 1-3, 1935-43, не окончен).

Литература и жизнь. ХХ съезд партии, состоявшийся через год с небольшим по-сле писательского съезда, сыграл переломную роль. Разоблачения Н.С.Хрущёвым культа личности привели к мучительной переоценке ценностей среди людей, которые особенно скомпрометировали себя при Сталине. Так, спустя два месяца после съезда покончил с собой Александр Александрович Фадеев, первый секретарь Союза писателей СССР с 1946 г.

Фадеев Александр Александрович (1901-1956), писатель и обществ. деятель. Соз-дал ряд крупных и талантливых произведений. Среди них: роман "Разгром" (1927) о формировании характеров сов. людей – участников Гражд. войны и роман "Молодая гвардия" (1945, новая ред. 1951; Гос. пр. СССР, 1946) о подвиге комсомольцев-подпольщиков в годы Вел. Отеч. войны. Ром. о Гражд. войне "Последний из Угэде" остался неоконченным (опубл. ч. 1-4, 1929-40). Произв. Ф. сыграли значит. роль в становлении и развитии сов. лит-ры. Был одним из рук. Росс. ассоциации пролетар. писателей – РАПП (1926-32), в 1946-54 являлся 1-м секр. СП СССР. Его статьи о лит-ре были опуб. в посмертно изд. сб. "За тридцать лет" (1957).

Интеллигенция раскололась на два лагеря: консерваторов и либералов. Главой консерваторов оказался писатель Кочетов Всеволод Анисимович, признанным лидером либератов был Твардовский Александр Трифонович. Рупором консерваторов стали жур-налы "Октябрь", "Нева", "Литература и жизнь"; идеи либералов проводили журналы "Новый мир" и "Юность". Н.С.Хрущёв балансировал между этими двумя лагерями, про-водя двойственную и обречённую на провал политику.

Действительно, в духовной жизни сдвиги к отказу от прошлого оказались недол-говечными: уже вскоре после XX съезда КПСС, где Хрущёв резко критиковал Сталина, последовало несколько его заявлений с попытками смазать эту сокрушительную критику вроде следующего: "Дай Бог каждому из нас быть таким марксистом, каким был Ста-лин!"

В начальный послесталинский период (1953-1964) появилось несколько принци-пиально новых по форме и существу литературных произведений. Стремлением вскрыть реальные противоречия советского общества отмечены такие талантливые произведения, как романы Даниила Гранина "Искатели" (1954) и "Иду на грозу" (1962), Галины Нико-лаевой "Битва в пути" (1957). Резко вскрывала пороки нашей действительности книга Владимира Дудинцева "Не хлебом единым" (1956) – о конфликте изобретателя с бюро-кратической машиной (остросюжетное повествование о самоотверженной борьбе учёных за спасение генетики в конце 1940-х годов).

Гранин (наст. фам. Герман) Даниил Александрович (р. 1919), писатель. Ром. "Ис-катели" (1954), "Иду на грозу" (1962) о людях науч.-техн. творчества. Худ.-док. про-изв. ("Эта странная жизнь", 1974, – об. А.А.Любищеве; "Клавдия Вилор", 1976, Гос. пр. СССР, 1978; "Блокадная книга", совм. с А.М.Адамовичем, ч. 1-2, 1977-81; ром. "Зубр", 1987, – о судьбе Н.В.Тимофеева-Ресовского). Ром. "Картина" (1980).

Николаева (наст. фам. Волянская) Галина Евгеньевна (1911-1963), писательница. Ром. "Жатва" (1950; Гос. пр. СССР, 1951) о послевоен. восстановлении колхоза; "По-весть о директоре МТС и главном агрономе" (1954); в ром. "Битва в пути" (1957; од-ноим. фильм, 1961) картина жизни сов. об-ва сер. 50-х гг. Рассказы, стихи.

Дудинцев Владимир Дмитриевич (р. 1918), писатель. Ром. "Не хлебом единым" (1956), сб. "Повести и рассказы" (1959). Ром. "Белые одежды" (1987) – остросюжет-ное повествование о самоотверженной борьбе учёных за спасение генетики в кон. 1940-х гг.

Символом связи литературы с жизнью стали выступления молодых поэтов: Беллы Ахмадулиной, Андрея Вознесенского, Евгения Евтушенко, Роберта Рождественского. Большое воспитательное значение для молодых поэтов имели ставшие традиционными их стихийные выступления перед массовой аудиторией (по преимуществу – молодеж-ной) у памятника Маяковскому в Москве. Популярны были и организуемые обществен-ностью творческие встречи: в Политехническом музее в Москве, в парках и дворцах культуры, поездки поэтов с чтением стихов по всей стране.

Поэтами в эти годы был опубликован ряд авторских сборников стихов: Белла Ах-мадулина выпустила сборник «Струна» (1962), Андрей Вознесенский – сборник «Анти-миры» (1964), Роберт Рождественский – сборник «Ровеснику» (1962). Александр Твар-довский в 1953-1960 гг. создал поэму «За далью – даль» с острой антисталинской на-правленностью; Евгений Евтушенко выступил с поэмой «Братская ГЭС» (1965); Твар-довский в поэме «Теркин на том свете» (1963) дал сатирический образ бюрократического омертвления бытия.

Ахмадулина Бэлла (Изабелла) Ахатовна (р. 1937), поэтесса. В сб. "Струна" (1962), "Уроки музыки" (1970), "Свеча" (1977), "Тайна" (1983) – стремление утвердить "вы-сокий строй" души современника, подчас – изысканная архаичность слога. Кн. пере-водов и оригинальных стихов "Сны о Грузии" (1977).

Вознесенский Андрей Андреевич (р. 1933), поэт. Стихи остросовременны, отли-чаются осложнённой образной и ритмич. системой. Сб.: "Антимиры" (1964), "Вит-ражных дел мастер" (1976; Гос. пр. СССР, 1978), "Соблазн" (1978), поэмы "Мастера" (1959), "Лонжюмо" (1963, посв. В.И.Ленину), "Оза" (1964), "Ров" (1986). Мемуарная проза, публицистика; кн. "Прорабы духа" (1984).

Евтушенко Евгений Александрович (р. 1933), поэт. В остропублицистич. лирике – вопросы морали, гражданственности, междунар. политики. В поэме "Казанский уни-верситет" (1970) создал образ В.И.Ленина. Поэмы "Братская ГЭС" (1965), "Под ко-жей статуи Свободы" (1970), "Фуку" (1985), сб.: "Шоссе Энтузиастов" (1956), "Ин-тимная лирика" (1973), "Утренний народ" (1978). Ром. "Ягодные места" (1981). Пере-воды. Работы в кино. Гос. пр. СССР (1984).

Рождественский Роберт Иванович (р. 1932), поэт. Гражданственность, острая публицистич. направленность лирики: сб. "Ровеснику" (1962), "Голос города" (1977), "Это время" (1983); поэмы "Письмо в тридцатый век" (1963), "Посвящение" (1969) "210 шагов" (1978), "Ожидание" (1982); популярные песни. Гос. пр. СССР (1979).

Новый герой. Вновь в центре художественного произведения становился не вы-думанный идеальный образ, а реальный человек в его простоте и сложности. Этим отли-чались первые произведения молодого писателя киргиза Чингиза Айтматова (р. 1928) – повести «Джамиля» (1958), «Первый учитель», «Материнское поле» (1963).

Айтматов Чингиз (р. 1928), писатель, нар. писатель Кирг. ССР (1968), акад. АН Кирг. ССР, Герой Соц. Труда (1978). Пишет на кирг. и рус. яз. В пов. "Джамиля" (1958), "Материнское поле" (1963), "Прощай, Гульсары!" (1966), "Белый пароход" (1970), "Пегий пес, бегущий краем моря" (1977), в ром. "И дольше века длится день" ("Буранный полустанок", 1980), "Плаха" (1986) – острые философ. этич. и социаль-ные проблемы современности. Проза А. сочетает психол. анализ с традициями фольклора, мифол. образностью, тяготеет к жанру притчи. Деп. ВС СССР с 1966, Лен. пр. (1963), Гос. пр. СССР (1968, 1977, 1983).

Через судьбу конкретных людей увидели войну писатели старшего поколения: Константин Михайлович Симонов в романе «Живые и мертвые» (1959-1971), Сергей Сергеевич Смирнов в документальной повести «Герои Брестской крепости» (1957), Ми-хаил Александрович Шолохов в рассказе «Судьба человека» (1956-1957). Это не картин-ные герои, они не произносят патетических речей, а просто, буднично и повседневно де-лают своё очень трудное и подчас смертельно опасное дело, потому что не могут иначе.

Симонов Константин (Кирилл) Михайлович (1915-1979), писатель, обществ. дея-тель. Герой Соц. Труда (1974). Образы современников, чутких к требованиям эизни, людей долга и высокого мужества. Поэмы, сб-ки интимной и гражд. лирики ("С то-бой и без тебя", 1942; "Друзья и враги", 1948). Повести, в т.ч. "Дни и ночи" (1943-44); роман-трил. "Живые и мертвые" (1959-71; Лен. пр., 1974) и примыкающий к нему цикл пов. "Из записок Лопатина" – о Вел. Отеч. войне; дневники воен. лет, "Глазами человека моего поколения. Размышления о И.В.Сталине" (опубл. 19881. Пьесы, в т.ч. "Парень из нашего города" (1941), "Русский вопрос" (1946), "Четвертый" (1961). Публицистика, критика. Деп. ВС СССР в 1946-54. Гос. пр. СССР (1942, 1943, 1946, 1947, 1949, 1950).

Смирнов Сергей Сергеевич (1915-1976), писатель. Док. книги, пьесы, сценарии о неизв. героях Вел. Отеч. войны, в т.ч. "Брестская крепость" (1957, расшир. изд. 1964, Лен. пр., 1965).

Шолохов Михаил Александрович (1905-1984), писатель, обществ. деятель, акад. АН СССР (1939), дважды Герой Соц. Труда (1967, 1980). Кн. "Донские рассказы" (1926). Выдающееся произв. сов. лит-ры – ром. "Тихий Дон" (кн. 1-4, 1928-40; Гос. пр. СССР, 1941) – изображает донское казачество в годы 1-й мир. и Гражд. войн, с исключит. силой рисует судьбы народа и личности в рев-ции. В ром. "Поднятая це-лина" (кн. 1-2, 1932-60; Лен. пр., 1960) показана клас. борьба в деревне в период кол-лективизации, созданы яркие образы коммунистов. Вел. Отеч. войне посв. неокон-ченный ром. "Они сражались за Родину" (главы в 1943-44, 1949, 1954, 1969) и рассказ "Судьба человека" (1956-57). Публицистика. Деп. ВС СССР с 1937. Чл. ВСМ. Ноб. пр. (1965).

Журнал «Новый мир». Центром идейной борьбы стал журнал «Новый мир», ре-дактировавшийся в 1950-1954 и 1958-1970 гг. поэтом Александром Трифоновичем Твар-довским. При поддержке Н.С.Хрущёва ему удалось опубликовать повесть Александра Исаевича Солженицына «Один день Ивана Денисовича» (1962), где впервые была подня-та тема ГУЛАГа.

Твардовский Александр Трифонович (1910-1971), сов. поэт, обществ. деятель, гл. ред. ж. "Новый мир" (1950-54, 1958-70). Поэма "Василий Теркин" (1941-45) – яркое воплощение рус. характера и общенар. чувств эпохи Вел. Отеч. войны. В поэме "За далью – даль" (1953-60); Лен. пр., 1961) и лирике (кн. "Из лирики этих лет. 1959-1967", 1967) – раздумья о движении времени, долге художника, о жизни и смерти. В поэме "Теркин на том свете" (1963) – сатирич. образ бюрократич. омертвления бы-тия. В итоговой поэме-исповеди "По праву памяти" (опубл. 1987) – пафос беском-промисной правды о времени сталинизма, о тригич. противоречивости духовного мира человека этого времени. Поэмы "Страна Муравия" (1936), "Дом у дороги" (1946); проза, критич. статьи. Лирич. эпос Твардовского обогатил, актуализировал традиции рус. классич. поэзии. Гос. пр. СССР (1941, 1946, 1947, 1971).

Солженицын Александр Исаевич (р. 1918), рус. писатель. В пов. "Один день Ива-на Денисовича" (1962), "Матренин двор" (1963), ром. "В круге первом" (1955-58), "Раковый корпус" (1963-66; оба опубл. за рубежом в 1968), отразивших трагедию на-рода и собств. опыт С. периода массовых репрессий, тема самоценности личности, пафос сострадания. В ист. ром., в т.ч. "Август 1914" (1971), в док.-публицистич. кн. "Архипелаг ГУЛАГ" (1973; оба произв. опубл. за рубежом), публицистике неприятие Окт. рев-ции и социализма, попытки обосновать возможность пути, альтернативного реальному ходу рус. истории XX в. В 1974 выслан из СССР, с 1976 до середины 90-х гг. жил в США. Ноб. пр. (1970).

После длительного перерыва почти в 40 лет (с середины 20-х годов) было возвра-щено к жизни имя замечательного русского писателя Михаила Афанасьевича Булгакова (1891-1940): в 1957 г. была осуществлена постановка его пьесы «Бег» (о драматических коллизиях Гражданской войны и судьбах "белого движения" и эмиргации; показывает поэзию и трагическую обреченность уходящего мира), в 1962 г. вышла в свет биографи-ческая повесть о Мольере («Мольер»; о трагичности конфликта между художником-гуманистом и деспотическим строем), в 1965 г. был опубликован «Театральный роман» (о праве писателя бороться за свои идейные и нравственные убеждения), в 1966-1967 гг. вышло в свет непревзойдённое произведение – роман «Мастер и Маргарита».

Роман «Мастер и Маргарита», созданный в 1929-1940 гг. – это роман, в котором, как отмечено в "Энциклопедическом словаре" 1990 г. издания, «гротескный мир сталкивается с миром творческого подвижничества, освящённого идеей вечного противостояния ду-ховного и нравственного идеала силам мрака и зла»; в энциклопедическом словаре "Тер-ра-Лексикон" издания 1998 г. об идейном смысле романа сказано: в этом романе проведе-на «идея вечного противостояния нравственного и творческого подвижничества силам зла, воплощённая в двух временных планах: в гротескно изображенной современности (с использованием мифологической образности) и евангельских сценах»).

Позиция «Нового мира» встретила резкое неприятие многих собратьев по перу, особенно – редактора журнала «Октябрь» В.А.Кочетова. Твардовского дважды вытесня-ли с поста главного редактора.

Кочетов Всеволод Анисимович (1912-1973), сов. писатель. Ром.: "Журбины" (1952) о трех поколениях рабочей династии, "Братья Ершовы" (1958), "Секретарь об-кома" (1961), "Угол падения" (1967). Публицистика (кн. "Кому отдано сердце", 1970). Гл. ред. ж. "Октябрь" (1961-73).

Ожесточённая борьба в области литературного творчества развернулась вокруг только что законченного (в 1955 г.) романа Бориса Леонидовича Пастернака «Доктор Живаго». Новой редакцией журнала «Новый мир» (после очередной отставки Твардов-ского) роман Б.Л.Пастернака, принятый к печати при Твардовском, был отвергнут. Вско-ре после этого роман был опубликован за рубежом (в 1957 г. на итальянском языке, затем переведён на другие языки), и в 1958 г. был удостоен Нобелевской премии. Мгновенный успех романа и присуждение ему столь высокой международной награды ухудшило и без того натянутые отношения писателя с властями. Под угрозой высылки из СССР в 1958 г. Пастернака заставили отказаться от премии, хотя несколько лет спустя, в 1965 г., прису-ждение такой же премии М.А.Шолохову было расценено как выдающийся успех совет-ской литературы.

Пастернак Борис Леонидович (1890-1960), сов. писатель. Кн. лирики "Сестра моя – жизнь" (1922), "Второе рождение" (1932), цикл "Когда разгуляется" (1956-59); ист.-рев. поэмы "Девятьсот пятый год" (1925-26) и "Лейтенант Шмидт" (1926-27). Повес-ти. В судьбе рус. интеллигента – героя ром. "Доктор Живаго" – обнажены трагич. коллизии рев-ции и Гражд. войны; стихи героя романа – лирич. дневник, в к-ром че-ловеч. история осмысляется в свете христ. идеала (опубл. за рубежом, 1957; в СССР – 1988; Ноб. пр., 1958, от к-рой Пастернак отказался). Автобиогр. проза. Пер. произв. Уильяма Шекспира, И.В.Гете, П.Верлена, груз. поэтов.

В центре романа «Доктор Живаго»– жизнь и судьба врача Юрия Живаго, кото-рый, стремясь к самореализации и сохранению внутренней свободы, не желает прини-мать участие в противоречивых политических процессах, разворачивающихся вокруг. Он понимает, что коммунистическая революция открыла новую эпоху в истории России, но идеи революции чужды ему. Для общего звучания романа Пастернака важное значение имеет его религиозная окрашенность: изображение жизненного пути человека как хож-дения по мукам. Тематика романа и жизненная позиция писателя противоречили прин-ципам "социалистического реализма", которые были сформулированв ЦК ВКП(б) в 1932 г. и навязывались как единственно правильные.

Советская критика объявила роман «Доктор Живаго» немарксистским произведе-нием, хотя своим творчеством Пастернак снискал официальное признание (поэма «Де-вятьсот пятый год», 1925-1926). Автору инкриминировали то, что он присоединился к антисоветской кампании, развёрнутой на Западе, Его обвиняли в антисоветчине, презре-нии к русскому народу, преклонении перед Западом.

27 октября 1958 г. по требованию партийных органов (отдела идеологии ЦК КПСС) был созван Пленум Союза писателей для обсуждения творчества Пастернака. Ха-рактер обсуждения на этом Пленуме хорошо виден на примере выступления против пи-сателя и его романа первого секретаря ЦК ВЛКСМ В.Е.Семичастного, который обвинил Пастернака в том, что «он нагадил там, где ел, нагадил тем, чьими трудами он живёт и дышит».

Когда столкновение между Пастернаком и властями достигло высшей точки, ин-теллигенция сдалась. Большинство участников Пленума высказались за исключение Пастернака из Союза писателей. Роман «Доктор Живаго» был запрещён к изданию в СССР (впервые в нашей стране он вышел в свет лишь при М.С.Горбачеве).

Чтобы избежать высылки из СССР, Пастернаку пришлось направить в орган ЦК КПСС – газету "Правду" заявление (5 ноября 1958 г.), в котором он объяснял, что отка-зался от премии по собственной инициативе и обвинял Запад в использовании его произ-ведения в политических целях.

"Дело Пастернака" самым наглядным образом показало пределы десталинизации в отношении между властью и интеллигенцией. Вместе с тем это так называемое "дело" породило серьёзный кризис в сознании российской интеллигенции, показавшей себя не-способной открыто противостоять давлению властей. Этот кризис для многих перерос в чувство постоянной глубокой вины и в то же время стал началом нравственного возрож-дения.

Удовлетворённый исходом "дела Пастернака" Хрущёв, со своей стороны, остано-вил дальнейшее наступление на либералов. Более того, предпринятый им в 1958-1960 гг. ряд шагов засвидетельствовал тенденцию к известной либерализации: Твардовскому бы-ло возвращено руководство «Новым миром»; прошедший в мае 1959 г. III съезд Союза писателей завершился уходом Алексея Александровича Суркова (выказавшего особое рвение в кампании против Пастернака) с поста первого секретаря правления СП СССР, место которого в руководстве Союза занял Константин Александрович Федин – предста-витель более умеренного течения. Наконец, назначение в 1960 г. министром культуры Екатерины Алексеевны Фурцевой (1910-74) поначалу также показалось уступкой новым веяниям.

Федин Константин Александрович (1892-1977), сов. писатель, обществ. деятель, акад. АН СССР (1958), Герой Соц. Труда (1967). Романы, в т.ч. "Города и годы" (1924) о путях интеллигенции в рев-ции, "Братья" (1927-28) о борьбе за рев. иск-во. Пов. "Трансвааль" (1926), рассказы. В трил. "Первые радости" (1945), "Необыкно-венное лето" (1947-48; за оба романа – Гос. пр. СССР, 1949), "Костер" (кн. 1-2, 1961-65) – история становления рев. характера сов. интеллигенции. Кн. "Писатель, искус-ство, время" (1957), "Горький среди нас" (1941-68). 1-й секр. правления СП СССР (1959-71), пред. правления СП СССР (с 1971). Деп. ВС СССР с 1962.

О Е.А.Фурцевой см. выше.

Тем не менее эти меры оказались недостаточными, чтобы сгладить в памяти ин-теллигентов удручающее впечатление, вызванное "делом Пастернака". В конце 50-х го-дов возник "самиздат". Этим словом были названы машинописные журналы, родившиеся в среде молодых поэтов, писателей, философов, историков, которые по субботам встре-чались на площади Маяковского в Москве.

 

Искусство

В области искусства власти также дали вздохнуть немного свободнее. Не отказы-ваясь от того, чтобы руководить миром искусств и держать его в рамках дозволенного, они, не задумываясь, свалили всю вину за былое на Берию и Жданова.

Театры. В театральном искусстве смело выступил молодёжный коллектив мос-ковского театра "Современник" (Олег Николаевич Ефремов, Олег Павлович Табаков и др.) с постановками пьес В.С.Розова «Вечно живые», «В поисках радости» и др.

Розов Виктор Сергеевич (р. 1913), сов. драматург. Остроконфликтные пьесы, пре-им. о совр. молодежи: "В добрый час!" (1954), "В поисках радости" (1957), "В день свадьбы" (1964), "Традиционный сбор" (пост. 1967), "Кабанчик" (1987). В пьесе "Вечно живые" и сценарии ф. "Летят журавли" (оба - 1957) – тема гражд. долга, чело-веческой верности, высоких традиций рус. интеллигенции. Обличение мещанства в пьесе "Гнездо глухаря" (изд. 1978, пост. 1979). Инсценировки. Статьи о театре. Авто-биографич. проза "Путешествие в разные стороны" (отд. изд. 1987). Гос. пр. СССР (1967).

Расцвели театры имени Моссовета (главный режиссёр Юрий Александрович За-вадский), имени Мояковского (гл. реж. Николай Павлович Охлопков), театр на Таганке (гл. реж. Юрий Петрович Любимов) в Москве, Большой Драматический (гл. реж. Григо-рий Александрович Товстоногов) и театр Драмы и комедии (гл. реж. Николай Павлович Акимов) в Ленинграде. Всесоюзную известность получил театр небольшого литовского города Паневежис, где длительное время работал популярный актер театра и кино Дона-тас Банионис.

Большую известность в стране имел в те годы и наш Казанский Большой драма-тический театр, художественным руководителем которого был Евгений Александрович Простов (наст. фам. Покровский, 1900-1969) и в котором работал талантливый режиссёр Лев Маркович Литвинов (наст. фам. Гуревич, 1899-1963). Всей стране были известны ак-тёры этого театра: Федор Васильевич Григорьев (1890-1954, в Москве с 1946), Людмила Прокофьевна Милова (наст. фам. Лебедева; 1904-1949), Мария Николаевна Преображен-ская (1878-1953), Григорий Павлович Ардаров (наст. фам. Богданович, 1888-1956), Елена Ефимовна Жилина (1890-1963), Николай Иванович Якушенко (1897-1971) и многие др.

Драматический театр нашей страны вновь становился общественным форумом, где поднимались актуальные проблемы жизни общества.

Кино. Высокой духовностью отмечены кинофильмы «Летят журавли» (1957, ре-жиссёр-постановщик Михаил Константинович Калатозов, в главных ролях Алексей Ба-талов и Татьяна Самойлова), «Судьба человека» (1959, режиссёр и исполнитель главной роли Сергей Фёдорович Бондарчук), «Сорок первый» (1956, режиссёр Григорий Наумо-вич Чухрай, в главных ролях Олег Стриженов и Изольда Извицкая), «Девять дней одного года» (1962, режиссёр Михаил Ильич Ромм).

Трагизм столкновения характеров и стереотипов отражён в фильмах «Чужая род-ня» (1956, реж. Михаил Абрамович Швейцер), «Дело было в Пенькове» (1958, реж. Ста-нислав Иосифович Ростоцкий). Конфликностью отличались даже музыкальные комедии, например, «Карнавальная ночь» (1956) молодого Эльдара Александровича Рязанова (р. 1927).

Музыка. На развитии музыки благотворно сказалась отмена постановления ЦК ВКП(б) 1948 г. ″Об опере «Великая дружба»" с его неоправданно резкой оценкой творче-ства наиболее крупных советских композиторов как "формалистов". Д.Д.Шостакович, А.И.Хачатурян и другие композиторы, подвергнутые критике в 1948-1949 гг., восстано-вили своё положение.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович в эти годы написал оперу «Катерина Измайло-ва» (2-я ред., 1956), оперетту «Москва, Черемушки» (1959), 12-ю симфонию «1917-й», вокально-симфоническую поэму «Казнь Степана Разина» (1964), Кара Караев создал ба-лет «Тропою грома» (1958), Арам Ильич Хачатурян – балет «Спартак» (1954).

По-прежнему популярна была массовая песня. Рядом с профессиональной музы-кой появилась выросшая из студенческой и артистической самодеятельности "авторская песня", где автор текста, музыки и исполнитель соединялись в одном лице (Юрий Виз-бор, Владимир Высоцкий, Булат Окуджава и др.). Их стали называть средневековым ро-мантическим именем – "барды". Официальные творческие союзы их как деятелей искус-ства не признавали, не жаловали их и государственные филармонии, но очень тепло при-нимала публика, особенно молодёжь.

Живопись. Стремлением отойти от "красивости" к неприкрытой правде жизни (так называемый "суровый стиль") отмечены картины молодых художников. Художник Гелия Михайловича Коржева (р. 1925) создала впечатляющий триптих «Коммунисты» (1957-1960) и серию портретов «Опаленные огнем войны» (1962-1967). В серии картин Н.В.Никонова «Геологи» отражена романитика профессии и показаны образы людей с их тяжёлым трудом и нелёгкой жизнью. Художником Виктором Ефимовичем Попковым (1932-1974) написаны сурово-возвышенные по эмонациональному строю картины – «Строитель Братской ГЭС», а также цикл «Размышления о жизни» (1960-70-е гг.). Живо-писцу Таире Теймур оглы Салаховой (р. 1928) принадлежат графически чёткие, напря-жённые по цвету картины на темы мужественного труда бакинских нефтяников («Ре-монтники», 1961; «У Каспия», 1967). Братья Сергей и Алексей Петровичи Ткачёвы (р. 1922 и 1925) создали произведения на историко-революционную тему («Между боями», 1958-1960), «Семья» и др.

Волюнтаризм Н.С.Хрущёва в искусстве. Критика культа личности, динамизм и обещания реформ поначалу снискали Хрущёву популярность среди интеллигенции. Од-нако ненадолго, и виноват в этом он сам.

В 1962 г. руководители партии и правительства во главе с Хрущёвым посетили художественную выставку в московском Манеже, посвящённую 50-летию Московского отделения Союза художников СССР. Спектр работ, представленных на юбилейной вы-ставке, включал в себя как ретроспективный показ исканий 20-х годов, так и авангард-ные произведения современных молодых художников.

Умело направляемый окружающими, Хрущёв грубо обрушился на молодого жи-вописца Бориса Жутовского и участника Великой Отечественной войны скульптора Эрн-ста Неизвестного. Позднее, уже находясь в отставке, Хрущёв сожалел об этом, но в тот момент он не сомневался в своём праве раздавать оценки тому, в чём сам не разбирался.

Позднее состоялись ещё две его встречи с художественной интеллигенцией – в Свердловском зале Кремля и Доме приёмов на Ленинских горах. На одной из встреч Первый секретарь ЦК и глава правительства Никита Сергеевич Хрущёв позволил себе топать ногами и орать на поэта Андрея Вознесенского, угрожая высылкой за границу, а также вновь возвысить голос на молодых художников. Хрущёв открыто заявил: «В во-просах искусства я сталинист!»

В этот период опять ужесточилась цензура, результатом чего стало распростране-ние машинописных копий неизданных произведений. Это, как уже сказано, получило название "Самиздата". Одной из первых рукописей, ходивших по рукам (часто без ведома авторов), была поэма Твардовского «Теркин на том свете», написанная ещё в 1954 г. В ней резко сатирически изображена сталинская система лагерей.

Стали тайно распространяться и нелегально вывезенные из-за границы книги эмигрантов и некоторых отечественных авторов (так называемый "Тамиздат").

* * *

Таким образом, культурная жизнь 50-60-х годов отразила противоречивый харак-тер хрущёвской "оттепели", в которой парадоксальным образом соединились смелый прорыв в будущее в одних областях с откровенным застоем в других. Некомпетентное вмешательство Хрущёва в творческий процесс вырыло пропасть между жаждущей свободы творчества интеллигенцией и не сомневавшейся в своём праве давать ей руководя-щие указания партийной верхушкой.

Вместе с тем, борьба против идеологических ограничений предыдущего периода привела к тому, что родилось новое поколение интеллигенции – "шестидесятники", которые называли себя "детьми XX съезда", – не приемлющее официального оптимизма и не доверявшее власти.