1. Начало «холодной войны». План Маршалла.

Pаспад мира на два лагеря. Некоторые авторы вплоть до настоящего времени виновником «холодной войны» считают Советский Союз, его жёсткую и бескомпро-миссную внешнеполитическую линию. Однако имеются достаточно веские аргументы в диаметрально противоположном направлении.

Автор недавно вышедшей книги «Загадка гибели СССР» Александр Петрович Шевякин пишет: «Смерть Ф.Д.Рузвельта развязала руки всем, кто был скрытым против-ником его курса вообще и на сближение с СССР в частности. Она позволила совершить кардинальный поворот, в результате которого государственная машина Америки должна была изменить направление движения. Конфронтация между СССР и США стала воз-можной» (Шевякин А.П. Загадка гибели СССР: История заговоров и предательств, 1945-1991. М.: Вече, 2004. С. 12).

Агрессивное крыло руководства США разработало программу непримиримой враждебной политики по отношению к СССР. Эта программа откровенно и цинично бы-ла озвучена одним из оголтелых врагов социализма Алленом Даллесом.

Даллес Аллен (1803-1969), руководитель полит. разведки США в Европе в 1942-45, работник органов ЦРУ с момента его создания (1947), а в 1953-1961 гг. его дирек-тор, младший брат гос. секретаря США (в 1953-59) Джона Фостера Даллеса (вдохно-вителя и проводника политики «с позиции силы» и «балансирования на грани вой-ны»; годы жизни: 1888-1959 гг.). Аллен Даллес был одним из организаторов разве-дыват. и шпионско-диверсионной деят-сти США против СССР и др. социалистич. стран, демокр. и нац.-освободит. движения.

В 1945 г. Аллен Даллес разработал основные программные положения внешней политики США по отношению к СССР, целью которой был развал Советского Союза. Эта программа была озвучена Даллесом в американском Совете по Международным От-ношениям (СМО), на его закрытом заседании в присутствии Г.Трумэна, Г.Моргентау и ряда других высокопоставленных лиц.

Трумэн Гарри (1884-1972), 33-й президент США (1945-53), от Демокр. партии; ви-це-през. в янв.-апр. 1945. Отдал приказ об атомной бомбардировке Хиросимы и На-гасаки. Один из инициаторов политики "холодной войны" (инициатор т.н. "Доктрины Трумэна"; создания НАТО и др.). Пр-во Трумэна развязало войну в Корее (1950). Внутри страны преследовало компартию и др. демокр. орг-ции.

Моргентау Генри (1891-1967), министр финансов США в 1934-45; в 1944 выдви-нул план послевоен.расцленения и децентрализации Германии, ″интернационализации″ Рурской обл. и т.д. В 1951-54 пред. совета директоров Амер. корпорации по финансированию и развитию Израиля.

Аллен Даллес предложил следующее (теперь эти печально знаменитые тезисы рассекречены и опубликованы; впервые я встретился с их изложением в интервью Якова Петровича Рябова, бывшего секретаря ЦК КПСС, куратора всей оборонной промышлен-ности страны, зам. председателя Госплана СССР, председателя Госкомитета СССР по внешним экономическим связям, зам. председателя Совета Министров СССР, Чрезвы-чайного и Полномочного посла СССР во Франции: см. газета ″Республика Татарстан″. Казань, 1999. 14 окт. N 205/206, 7-я полоса).

«Окончится война, кое-как всё утрясётся, устроится. И мы бросим всё, что имеем, – всё золото, всю материальную помощь на оболванивание и одурачивание людей.

Человеческий мозг, сознание людей способны к изменению. Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их (советские – И.Е.) ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить. Как? Мы найдём своих единомышленников, своих союзни-ков в самой России.

Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу траге-дия гибели самого непокорного народа, окончательного, необратимого угасания его са-мосознания. Из литературы и искусства мы, например, постепенно вытравим их соци-альную сущность, отучим художников, отобьём у них охоту заниматься изображением, исследованием что ли, тех процессов, которые происходят в глубинах народных масс. Литература, театры, кино – всё будет изображать и прославлять самые низменные че-ловеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых ху-дожников, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ сек-са, насилия, садизма, предательства, – словом, всякой безнравственности. В управле-нии государством мы создадим хаос и неразбериху…»

Казалось бы, что, как говорится, даьше идти некуда. Но Даллес продолает: «Мы будем незаметно, – говорит он, – но активно и постоянно способствовать самодурству чиновников, взяточников, беспринципности. Бюрократизм и волокита будут возводиться в добродетель. Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и нар-комания, животный страх друг перед другом и беззастенчивость, предательство, нацио-нализм и вражду народов, прежде всего вражду и ненависть к русскому народу, – всё это мы будем ловко и незаметно культивировать, всё это расцветёт махровым цветом… И лишь немногие, очень немногие будут догадываться или даже понимать, что происходит. Но таких людей мы поставим в беспомощное положение, превратим в посмешище, най-дём способ их оболгать и объявить отбросами общества. Будем выбрасывать духовные корни большевизма, опошлять и уничтожать основы духовной нравственности. Мы бу-дем расшатывать таким образом поколение за поколением, вытравлять этот ленинский фанатизм (т.е. коммунистическую идеологию, марксистское миропонимание – И.Е.). Бу-дем браться за людей с детских, юношеских лет, главную ставку будем делать на моло-дёжь, станем разлагать, развращать, растлевать её. Мы сделаем из них циников, по-шляков, космополитов. Вот так мы и сделаем». (Источник: Шевякин А.П. Указ. соч. С. 12-13; См. также: Дроздов Ю.И. Записки начальника нелегальной разведки. М.: Олма-пресс, 2000. С. 26-27; Лисичкин В.А., Шелепин Л.А. Глобальная империя Зла. М.: Крым-ский мост–9Д, Форум, 2001. С. 167-168; Платонов О.А. Почему погибнет Америка? Тай-ное мировое правительство. Краснодар: Советская Кубань, 2001. С. 117-118).

И действительно, сотрудничество военных лет оказалось недолговечным. Пере-лом в отношениях между союзниками историки связывают с секретным посланием, так называемой «длинной телеграммой», отправленной в феврале 1946 г. американским по-веренным в делах в Москве Джорджем Кеннаном (р. 1904) в госдепартамент, где на базе анализа проекта IV пятилетнего плана, в котором упор делался на тяжёлую промышлен-ность, делался вывод о подготовке СССР к новой войне – на этот раз за мировое господ-ство.

Кеннан Джордж Фрост (р. 1904), амер. дипломат, публицист. Проф. Принстонско-го ун-та. (с 1956). В марте- окт. 1952 посол в СССР (отозван по требованию сов. пр-ва в связи с враждебными выпадами в адрес СССР), в 1961-63 – в Югославии. Один из ведущих амер. ″советологов″. С кон. 60-х гг. неоднократно высказывался за более реалистич. курс в отношениях с СССР.

«Твердый курс» Соединенных Штатов и Англии в отношении СССР. Разгром агрессоров круто изменил соотношение сил в континентальной Европе в пользу социа-лизма. В совершенно секретном меморандуме руководства государственного департа-мента от 2 июня 1945 г., доложенном президенту Трумэну, подчеркивалось, что в Европе создалась обстановка, чреватая социальными потрясениями. В меморандуме также отме-чался рост симпатий к Советскому Союзу: «…большинство европейцев рассматривает Красную Армию как свою освободительницу. Даже на Западе считают, что Красная Ар-мия внесла основной вклад в разгром европейских держав ″оси″».

Трумэн, получивший бразды правления после смерти Рузвельта, настаивал на «твердом курсе» в отношении Советского Союза. 25 апреля 1945 г. военный министр Стимсон впервые информировал Трумэна о состоянии разработки атомного оружия, со-общив, что через четыре месяца бомба будет готова. «Одна такая бомба, – заявил Стим-сон, – может уничтожить целый город». Восторгу президента не было предела. «Если она, как я полагаю, взорвется, тогда у меня будет дубина против этих русских парней», – воскликнул он.

«Твердый курс» президента Трумэна в отношении Советского Союза встретил го-рячее одобрение Черчилля.

Раскол Европы. По мнению западных историков, американцы на самом деле опасались не нападения ослабленного войной Советского Союза на Западную Европу, а того, что её бедствующее после войны западноевропейское население само сделает вы-бор в пользу коммунистов и таким образом подпадёт под влияние СССР.

Действительно, за годы войны против фашизма сложился союз коммунистов с со-циалистами и национальными политиками. Коммунисты занимали видные посты в пра-вительствах Франции, Италии, Бельгии, велико было их влияние на местное самоуправ-ление. В ряде стран левые правительства национализировали базовые отрасли промыш-ленности, конфисковали имущество капиталистов, сотрудничавших с оккупантами. Вто-рым соображением искусственного нагнетания международной обстановки была угроза кризиса перепроизводства в самих США.

Ухудшению отношений СССР с западноевропейскими союзниками и США спо-собствовали противоречия по иранскому вопросу, турецкой проблемы, а также неудача в решении германской проблемы на Парижской мирной конференции в июле-октябре 1946 г.

Столкновение СССР с Великобританией по Ирану. Определённой «прелюди-ей» к началу «холодной войны» было столкновение СССР с Великобританией по Ирану. С 1941 г. в Иране находились введённые по совместной договорённости войска Велико-британии и СССР. Оба гоударства обязались вывести свои войска в течение шести меся-цев после окончания войны. Однако, учитывая стремление Великобритании укрепить своё влияние в Иране, Советский Союз также не торопился уходить из Ирана. В сентяб-ре 1944 г. он попытался создать (правда, безуспешно) смешанную советско-иранскую нефтяную компанию.

В то же время Советский Союз поддерживал в Иране оппозиционную правитель-ству партию Туде, объединявшую значительную часть противников существующего ре-жима, и сепаратистские движения курдов и азербайджанцев, имея в виду либо ослабить центральную власть в Тегеране и поставить её в полную зависимость от Туде, либо ан-нексировать граничащие с советским Азербайджаном северные провинции.

В декабре 1945 г. при советской поддержке на севере Ирана были провозглашены Автономная Республика Азербайджан и Курдская Народная Республика.

Не добившись в Совете Безопасности, где рассматривался этот вопрос, приемле-мого для себя решения, Великобритания направила дополнительные воинские контин-генты на юг Ирана. В обмен на создание смешанной советско-иранской нефтяной компа-нии Советский Союз согласился вывести свои войска (май 1946 г.).

Под давлением Великобритании в конце 1946 г. Иран денонсировал договор о нефтедобыче, восстановил контроль над северной частью своей территории, подавив курдских и азербайджанских сепаратистов, на что СССР предпочёл не реагировать, что-бы не втягиваться в этом районе в силовой конфликт с США и Англией.

Выступление Черчилля в Фултоне. Когда иранский кризис достиг своей куль-минации (начало марта 1946 г.), бывший премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль 5 марта 1946 г. произнёс в Фултоне (США) свою знаменитую речь о ″железном занавесе″.

В речи перед студентами колледжа, произнесённой в присутствии президента Гарри Трумэна в его родном штате Миссури. В ней утверждалось: «От Штеттина на Бал-тике (г. Щецин в устье р. Одер, на границе с ФРГ) до Триеста на Адриатике (г. в Италии на границе со Словенией-Югославией) поперёк континента опустился железный зана-вес». Черчилль обвинил СССР в стремлении к неограниченному расширению своей вла-сти и доктрин, в том, что русские уважают только силу, поэтому старая доктрина равно-весия сил оказалась несостоятельной. При этом было использовано высказывание Моло-това в феврале 1946 г. о том, что СССР – одна из двух крупнейших стран мира и никакой международный вопрос не может быть решен без его участия.

Эта речь Черчилля, основные положения которой разделялись на Западе далеко не всеми, особенно находившимися тогда у власти английскими лейбористами, тем не ме-нее свидетельствовала о начале нового и важного этапа в осознании Западом реальности угрозы ″советского экспансионизма″.

Парижская мирная конференция. В апреле 1946 г., а затем в июле-октябре это-го же года в Париже состоялись международные конференции, посвящённые заключе-нию мирных договоров государств антигитлеровской коалиции с бывшими союзниками фашистской Германии – Болгарией, Венгрией, Румынией и Финляндией. Она одобрила большинство подготовленных ранее статей мирных договоров с этими государствами. 10 февраля 1947 г. состоялось их подписание (вступили в силу 15 сентября того же года).

Большое значение на канференции было посвящено урегулированию германской проблемы. Обсуждение на Парижской конференции германского вопроса не привело ни к какому сближению западных и советских позиций, за исключением вопроса о репара-циях.

Между тем госсекретарь США Бирнс объявил в Штутгарте, что, по мнению аме-риканского правительства, настал момент передать немецкому народу ответственность за ведение своих собственных дел, предоставить Германии возможность обрести самостоя-тельность в экономической области.

Греческий и турецкий кризисы. После Парижской мирной конференции отно-шения между западными странами и СССР ещё более ухудшились. Поводом к этому ста-ли греческий вопрос и так называемый турецкий кризис.

Суть первого состояла в гражданской войне, развернувшейся в Греции в конце 1946 г. и прямой помощи западных стран правящему режиму в этой стране.

В сент. 1946 после плебисцита на трон Греции вернулся король Георг II (бежал из страны в апр. 1941 после её оккупации фаш. войсками Италии). Правящие круги развяза-ли гражд. войну. Борьбу против греч. реакции вела созд. в 1946 Демокр. армия Греции (в 1947 объявлена вне закона КПГ).

В Греции развернулась затяжная гражданская война между руководимой комму-нистами Народно-освободительной армией, которая сама освободила свою страну, и ре-акционерами, ранее служившими немецким и итальянским оккупантам, а теперь под-держанными высадившимися после их изгнания англичанами, а также Турции, которой тоже якобы угрожала ″коммунистическая опасность″. Поводом для этого утверждения послужило предложение, которое СССР сделал Турции о предоставлении ему базы для защиты черноморских проливов.

В этом, собственно, и состояла сущность турецкого кризиса. В этот период СССР обратился к правительству Турции с предложением организовать совместную охрану проливов Босфор и Дарданеллы, «чтобы помешать их использованию другими государ-ствами в целях, враждебных причерноморским державам».

США энергично отреагировали на это, направив впечатляющую военно-морскую армаду в восточный сектор Средиземного моря. Решительность президента США Трумэ-на, поддержанная Парижем и Лондоном и опиравшаяся на американскую атомную моно-полию, произвела тот же эффект, что и жёсткая позиция Великобритании в иранском во-просе.

В конечном счёте греческий и турецкий кризисы сыграли в истории ″холодной войны″ роль, которая далеко превзошла те ставки, которые бели сделаны конфликтовав-шими сторонами. По существу, они послужили прямым источником доктрины Трумэна, ставшей первым шагом к оформлению американских обязательств в отношении Европы, к созданию НАТО.

″Доктрина Трумэна″. В марте 1947 г. в ходе идущей гражданской войны в Гре-ции президент США Гарри Трумэн выдвинул план выделения срочной финансовой по-мощи Греции, а также Турции. Эта программа, получившая название «Доктрины Труме-на», была поддержана конгрессом США.

Советским правительством «Доктрина Трумэна» рассматривалась как внешнепо-литическая программа правительства США, которая предусматривает под видом оказа-ния помощи Греции и Турции вмешательство в их внутренние дела и использование их территорий как военно-стратегического плацдарма против СССР и других социалистиче-ских стран.

Московское совещание министров. Чтобы попытаться урегулировать нерешён-ные Парижской мирной конференцией, состоявшейся в июле-октябре 1946 г., проблемы, в Москве 10 марта 1947 г. собралось новое совещание министров иностранных дел стран антигитлеровской коалиции. Это произошло накануне изложения президентом Гарри Трумэном конгрессу своей доктрины экономической помощи «свободным народам, со-противляющимся попыткам закабаления со стороны вооружённого меньшинства, или внешнему давлению». (Первыми, как уже сказано, получили американсую помощь Тур-ция и Греция).

В Москве дискуссия развернулась по нескольким фундаментальным вопросам германской проблемы. Молотов отверг американское предложение о заключении дого-вора о нейтралитете Германии. Генерал Джордж Маршалл (1880-1959), которого Трумэн только что поставил во главе госдепартамента (гос. секретарь в 1947-1949 гг.), отклонил новую советскую просьбу о репарациях. Америка, заявил он, против политики превра-щения Германии в «приют для бедных в центре Европы». Стороны не пришли к согла-сию и по вопросу о государственном устройстве будущей Германии.

Маршалл Джордж Кэтлетт (1880-1959), амер. генерал армии (1944). В 1939-45 нач. штаба армии США, в 1947-49 гос. секр. США, в 1950-51 мин. обороны. Сторонник ″холодной войны″ и гонки вооружений, инициатор ″плана Маршалла″.

″План Маршалла″. Из провала московской конференции американцы сделали для себя бесспорный вывод о необходимости без промедления связать западные оккупа-ционные зоны с западноевропейскими государствами экономическими и даже политиче-скими соглашениями. 5 июня 1947 г. государственный секретарь США генерал Джордж Маршалл изложил в Гарварде основные направления экономического плана, призванно-го «помочь европейцам снова обрести экономическое здоровье, без которого невозмож-ны ни стабильность, ни мир». Он объявил о программе американской помощи восста-новлению Европы.

″План Маршалла″ был рассчитан на подписание европейскими государствами двусторонних соглашений с США о поставках американских продовольственных и про-мышленных товаров на условиях одностороннего снижения европейцами таможенных тарифов, отказа от национализации промышленности, свободы частного предпринима-тельства и контроля американской администрации за использованием помощи.

План Маршалла – т.н. программа восстановления и развития Европы после 2-й мир. войны путём предоставления ей амер. экон. помощи; выдвинут в 1947 Дж.К.Маршаллом (вступил в действие с апр. 1948).В осуществлении плана участвовали 17 европ. гос-тв (включая Зап. Германию). План Маршалла ставил целью укрепление гегемонии США в Зап. Европе, создание объединённого империалистич. фронта против освободит. движе-ния. СССР и складывавшийся мировой системы социализма. В 1951 земенён законом ″о взаимном обеспечении безопасности″, предусматривавшим одноврем. предоставление экон. и воен. помощи.

Первоначально советские руководители думали воспользоваться предложением США, но после выяснения его условий (особенно тревожила советских руководителей возможность США получать информацию о состоянии ресурсов и экономики стран, за-просивших помощь) отказались и побудили страны Восточной Европы не принимать его.

Конференция в Париже. В июне 1947 г. в Париже была проведена конференция, открытая для всех стран, в том числе и СССР. 26 июня во французскую столицу прибыл Молотов во главе делегации, количество членов которой и их ранг давали пищу для оп-тимистических прогнозов.

Однако через три дня советские представители выразили своё принципиальное несогласие с американским проектом: они соглашались на двустороннюю помощь без предварительных условий и контроля. В то же время они постарались уменьшить психо-логический эффект, произведённый предложением Маршалла, путём сравнения огром-ных нужд послевоенной Европы и ограниченных возможностей США.

В конце концов 2 июля Молотов прервал переговоры, заявив, что «поставленные под контроль» европейские страны потеряют ради удовлетворения «нужд и желаний не-которых великих держав» свою экономическую и национальную независимость. Совет-ская делегация покинула Париж.

Между тем некоторые восточноевропейские страны, в том числе Польша и Чехо-словакия, приняли приглашение участвовать в международной конференции, созванной 12 июля в Париже для обсуждения плана Маршалла. Однако через несколько дней под давлением СССР сначала Польша, а затем и Чехословакия объявили, что они не будут представлены в Париже. 10 июля чехословацкое правительство объяснило, что его уча-стие в конференции могло быть истолковано «как акт, направленный против СССР». 11 июля Румыния, Венгрия и Албания также заявили о своём отказе.

Вместе с ними от ″Плана Маршалла″ отказались Швейцария и Финляндия. Наи-большую помощь получили Великобритания, Франция, Италия, Испания и Западная Германия. Политическим условием предоставления этой помощи стало удаление комму-нистов из правительства ряда стран Западной Европы.

Таким образом, именно июлем 1947 г. следует датировать раскол Европы: с одной стороны – ″клиенты″ США, с другой – ″сателлиты″ Советского Союза.

В Восточной Европе в 1947-1948 гг. также произошли изменения в составе прави-тельств. Из них были удалены либеральные и прозападные политики, ведущие посты за-няли вернувшиеся из СССР эмигранты, видевшие в нём единственный образец для под-ражания.

Создание Коминформа. В сентябре 1947 г. в Москве состоялось совещание пред-ставителей Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков), крупнейших западно-европейских компартий Франции и Италии, восточноевропейских правящих коммуни-стических и рабочих партий Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, Чехословакии и Югославии. На нём было образовано Информационное бюро некоторых компартий (Ко-минформ).

В отличие от распущенного в 1943 г. Коминтерна оно было не всемирной комму-нистической партией, а локально ограниченным объединением с совещательными и ин-формационными функциями.

Советский блок выглядел впечатляющим монолитом, а рождение Коминформа - объявлением войны западной цивилизации. Кстати, именно таким образом заявление, опубликованное по окончании встречи и повторявшее основные положения доклада Жданова, представляло международное положение. Согласно ему, в мире сформировались два лагеря: с одной стороны, империалистический и антидемократический лагерь, с другой – антиимпериалистический и демократический лагерь, основная цель которого заключается в ослаблении империализма, в усилении демократии и ликвидации остатков фашизма. Заявление резко критиковало тех социалистических лидеров, которые «скрывали разбойничий характер империалистической политики под маской социалистической фразеологии».