Знаменитые проповедники Российской Православной Церкви

1) Лука Жидята, епископ Новгородский (скончался в 1058 или 1059 г.), является первым по времени проповедником Российской Православной Церкви, поучение которого дошло до нас. Поучение это состоит из ряда кратких, самых общих наставлений в вере - о необходимости самой веры в Бога, в воскресение мертвых и жизнь вечную, - и является или обращением к пастве перед разлучением с нею, или предсмертным завещанием.

2) Иларион, митрополит Киевский и всея Руси, бывший первым митрополитом из русских (скончался в1054 г.), поставленный из священников села Берестова близ Киева за свое благочестие, ученость и удивительный ораторский талант. От него дошло до нас замечательно сильное и вдохновенное торжественное слово: "О законе, Моисеем данном, и благодати и истине Иисус Христом бывшим." Насколько слово eп. Луки Жидяты бесхитростно и просто, настолько слово митроп. Илариона красноречиво и витиевато, обличая в нем высокообразованного оратора, несомненно знакомого с лучшими образцами греческого церковного красноречия. Нигде, однако, это красноречие не переступает меры и не доходит до излишества, чем выгодно отличается от тогдашнего греческого красноречия. Из этого слова видно, что митр. Иларион был подлинным поэтом в душе и своим произведением доказал, что все поэтические красоты Св. Писания были ему понятны и увлекали его возвышенное религиозное чувство. Цель этого слова - восхвалить Бога за спасение людей вообще и русских - в частности. Здесь он говорит о соотношении между Ветхим и Новым Заветом как о "законе" и "благодати" и о двух естествах Господа Иисуса Христа, приводя чрезвычайно образные сопоставления для этого. Затем он говорит о народах, принявших христианство, и, наконец, о русском народе. Заканчивается слово необыкновенно сильной и величественной похвалой кагану (князю) Владимиру как просветителю русского народа. "Встань, честная глава! встань! Ты не умёр, а спишь до общего всем восстания; посмотри на распространение христианства в твоем народе, посмотри на сына твоего, украшающего стол земли твоей, и на семью его!" - таким торжествующим возгласом заканчивается слово Илариона.

3) Кирилл, епископ Туровский (вторая половина ХII века), был проповедником того же типа, что и митр. Иларион. И его проповеди весьма красноречивы и рассчитаны не на простой народ, но на избранных слушателей. До нас дошло семь его поучений: 1) На Вербное Воскресение, 2) на Пасху, 3) на Фомину неделю, 4) на неделю Жен-Мироносиц, 5) на неделю о Расслабленном, б) на неделю о Слепом и 7) на Вознесение. В своих проповедях еп. Кирилл часто прибегает к противопоставлениям, иносказаниям, диалогической форме и к распространенному тогда у греческих ораторов символизму, для чего он пользовался как образами из Библии, так и из мира природы и из церковных обрядов; прибегал он и к притчам.

Если простой народ мало понимал проповеди Кирилла, то люди книжные несомненно очень их ценили, о чем свидетельствуют множества дошедших до нас списков их. Его называли даже "вторым элатословесным витиею" и "вторым Златоустом." Некоторые ученые исследователи называют проповеди Кирилла "стихотворениями в прозе на религиозные мотивы" - настолько они высокохудожественны и поэтичны. Кроме проповедей от еп. Кирилла дошли до нас 27 составленных им молитв. По содержанию своему они суть горячие моления тяжкого грешника, сознающего свою крайнюю греховность и взывающего к Богу о непредании врагу, об избавлении от геенны и о сподоблении рая (Голубинский). Они по справедливости должны быть поставлены наряду с лучшими молитвами греческих авторов. Кириллу принадлежат также несколько покаянных канонов.

4) Серапион, епископ Владимирский (живший вХIII столетии), - выразитель народной печали в первую эпоху злых времен татарщины. В первых двух своих поучениях, дошедших до нас, он с глубоким сокрушением обличает свою паству во грехах, за которые Господь и послал в наказание страшное нашествие татар. Особой красоты и силы эта же мысль достигает в его третьем поучении. "Господь навел на нас народ немилостливый, - говорит он здесь, - народ лютый, народ, не щадящий ни юной красоты, ни немощи смарцев, ни младости детей, ибо мы подвигли на себя ярость Бога нашего... Разрушены Божии церкви, осквернены священные сосуды, попрана святыня, святители сделались добычей меча; тела преподобных иноков брошены в пищу птицам; кровь отцев и братьев наших, как вода многа напоилаземлю... Ибо свели мы на себя гнев Господа..." Четвертое поучение направлено против суеверия народа, верившего в силу колдовства. В 5-м поучении обличается суеверие, не позволявшее хоронить людей, умерших не своей смертью. Простой и понятный язык этих поучений отличается вместе с тем и искренним пафосом.

5) Св. Петр, митрополит Киевский и всея Руси (1308-1326 гг.). Родился на Волыни от блвгочестивых родителей и 20 лет поступил в монастырь. Основал затем собственную обитель на реке Рати и так прославился благочестием, что на него нал выбор для замещения кафедры митрополита всея Руси. Он первый перешел в Москву, где князем был тогда Иоанн Калита, завещал устроить здесь храм в честь Богоматери (впоследствии знаменитый Успенский собор) и предрек великое будущее Москве.

От него дошли до нас наставления духовенству и мирским людям о посте и воздержании, о необходимости молиться и каяться; духовенству св. Петр внушает не заниматься торговлей и не отдавать денег в рост. Эти поучения отличаются сухим, прозаическим содержанием в соответствии со всем духом тогдашней северорусской жизни, суровой и чуждой поэзии, коей отличалась Русь Киевская до нашествия татар.

6) Св. Алексий, митрополит Московский и всея Руси (1354-1378 гг.). В мире называвшийся Елевферием, он был сыном черниговского боярина Феодора Бяконта, родился в Москве и, удостоившись на 13 году жизни особенного признания Божия, рано принял иночество в московском Богоявленском монастыре с именем Алексия, где и подвизался целых 20 лет, сделавшись известным князю и митрополиту своею мудростью и духовными подвигами. Так как он изучил хорошо греческий язык, то митр. Феогност, родом грек, сделал его своим помощником ло управлению митрололией. Незадолго до кончииы митроп. Феогноста св. Алексий сделан был Владимирским епископом, а по его кончине был возведен на кафедру митрополита. Заботясь о благе Церкви и отечества, он трижды путешествовал в Золотую Орду, причем совершил великое чудо исцеления лишившейся зрения жены хана Тайдульи. Был другом преп. Сергия, Игумена Радонежского, и часто пользовался его духовной помощью и содействием, надеясь видеть его своим преемником, но тот решительно отказался от этой высокой чести.

До нас дошли простые и безыскусственные (подобно поучениям митр. Петра) наставления св. Алексия о любви и страхе Божием, о правосудии, о необходимости покоряться властям, об усердии в молитве, о причащении Св. Христовых Таин.

7) Матфей, епископ Сарайский (живший в то же время), учил паству всем христианским добродетелям, учил почитать монастыри, верно служить князьям, гуманно относиться к челяди.

8) Св. Киприан, митрополит Московский (1381-1383 и 1390-1406 гг.), по происхождению серб или, вернее, болгарии из г. Тернова. Приехал в Россию в 1377 г. и был сначала игуменом в Киево-Гlечерском монастыре, а с 1381 года Московским митрополитом. Он был человек "велми книжный и учительный" и оставил после себя много сочинений, в которых, между прочим, писал о близкой кончине мира и против того, чтобы монастыри владели имениями. От него осталось и много поучений.

9) Григорий Цамвлак (Семивлах) - племянник св. Киприана, с 1416 г. был сделан Московским митрополитом. Известен как выдающийся проповедник, но уже не в духе прежней простоты и безыскусственности. "Стремление к витиеватости - сравнения, противоположения, метафоры, вообще тропы и фигуры встречаются у него на каждом шагу" (м. Макарий). До нас дошли 21 слово его на воскресные и праздничные дни - например, слово о том, как приступать ко св. Евхаристии.

Вообще южные славяне Киприан, Григорий Цамвлак и еще Пахомий Логофет, известный главным образом как автор и переделыватель русских житий, принесли к нам свои литературные приемы, главная черта которых - наклонность к риторическому витиеватому красноречию.

10) Даниил, митрополит Московский (1522-1539), избранный из игуменов Волоколамского монастыря, верный ученик преп. Иосифа Волоцкого, известный ученый и образованный деятель. Он много заботился о расширении монастырской библиотеки и приобрел много книг для этой библиотеки и для себя лично. От него дошло до нас 16 догматических и поучительных слов, известных под общим именем "Соборника," где он обличает ереси, пороки и недостатки современного ему общества. Некоторые его слова отличаются ярким реализмом своик картин, а потому очень ценны для характеристики жизни той эпохи. Так, очень живо представлено поведение "православных" в церкви: "А когда npuдешь в божественную церковь, то и не знаешь, зачем пришел: зеваешь, потягиваешься. поставляешь ногу на ногу, выставляешь и потрясаешь бедра и кривляешься, как похабный." Очень живо обрисоваиы в его словах московские щеголи того времени, которые завели моду бриться, выщипывать волосы с подбородка. румяниться и носить богатые укращения. В этих словах митрополит делается как бы сатириком, наделенным и юмором и наблюдательностью.

11) Макарий, митрополит Московский (1528-1563). Как церковный деятель занимает весьма видное положение в истории Русской Церкви. Он произвел канонизацию многих святых, им был созван известный Стоглавый Собор 1551 г. в целях всестороннего улучшения положения Церкви, причем историки считают его главным виновником почти всех постановлений этого собора. При нем была открыта в Москве первая типография для печатания священных книг. Трудами его был создан сборник "Четьи-Миней," а также сводной "Кормчей Книги." После него осталось несколько посланий и поучений.

12) Симеон Полоцкий родился в Белоруссии в 1629 году, учился в Киево-Могилянском коллегиуме, довершил свое образование в польских школах, принял монашество в Полоцком Богоявленском монастыре. Свое йречью он обратил на себя внимание царя Алексея Михайловича и был сделан воспитателем царевича Феодора Алексеевича. Скончался в 1680 году.

После него осталось два сборника поучений: 1) "Обед духовный," содержащий поучения на воскресные дни всего года, и 2) "Вечеря душевная," содержащий поучения на все Господские и Богородичные праздники и на особые случаи. Язык простой, церковнославянский, содержание близко жизни русского народа, но все же видны искусственные приемы южнорусской схоластической гомилетики.

13) Св. Димитрий, митрополит Ростовский, сын сотника Тупталы, родился в м. Макарове Киевской губернии в 1651 году. Учился в Киево-Могилянской школе, но из-за войны курса не кончил. Принял монашество на 18 году жизни в Киеве. 25 лет посвящен в иеромонаха и сделан проповедником, скоро приобретает известность в разных городах Южной России. В 1701 г. вызван в Москву, где имп. Петром 1 ему было поручено проповедовать Слово Божие. В этом же году назначен митрополитом Тобольским и Сибирским, но по слабости здоровья отказался от этого назначения. В 1702 г. назначен митрополитом Ростовскии. Здесь учредил школу для священнослужителей, усердно проповедовал, боролся с расколом. Скончался в 1709 году, а в 1752 г. были обретены мощи его.

Проповеди его нравственно-практические, хотя естьи догматические, исторические и полемические. Главные темы: вера в Спасителя и любовь к Нему, любовь к ближнему, умерщвление страстей и обновление духа при помощи благодати. Проповеди его пользовались большим распространением: их читали и в церквах и в домах по всей России. Он приводит много примеров из Св. Писания, из житий святых и из обычной жизни. Проповеди его очень просты и безыскусственны, искренни, отличаются умилительностью и трогательностью. Но они не вполне свободны от оков схоластики, свойственной юго-западным школам: все они написаны в форме слов и не чужды символизма, аллегорий, искусственного сближения предметов, встречаются в них басни, анекдоты, сведения из мифологии. Язык простой, чуждый витиеватости, по большей части церковно-славянский.

14) Феофан Прокопович родился в Киеве в 1681 году. Сначала учился в Киево-Могилянском коллегиуме, потом в польских школах, где принял унию и монашество, оттуда переехал в Рим и поступил в миссионерскую школу св. Афанасия. Вернувшись из Pимa в Киев, принял православие, постригся в монахи и был преподавателем и ректором Киевской Академии. Своим словом обратил на себя внимание имп. Петра I, который сделал его своим ближайшим сотрудником. В 1718 г. назначен епископом Псковским. В 1736 г. умер в сане архиепискола Новгородского.

В истории русского проповедничества занимает очень видное место, так как способствовал освобождению проповеди от схоластического влияния, требуя простоты и жизненности. Эта мысль введена им и в составленный им "духовный регламент." Но он и сам не вполне освободился от польского схоластического влияния, хотя проповеди его очень жизненны, просты и естественны. Язык правильный, церковно-славянский.

15) Гедеон Криновский родился в 1726 г. в Казани. Окончив Казаyскую семинарию, поступил в Московскую Академию и здесь принял монашество. Имп. Елисавtта Петровна, узнав о нем как о даровитом проповеднике, назначила его придворным проповедником. В 1761 г. он был рукоположен во епископа Псковского, но вскоре умер (1763 г.) 37 лет от роду.

От Гедеона Криновского осталось более 100 проповедей. Все они обличительного характера и направлены против религиозного вольнодумства и неверия и против нравственных недостатков общества. Имея в виду слушателей образованных, он обосновывает свои суждения часто на научных доказательствах. Написаны в форме слов, отличаются живостью, понятностью.

16) Св. Тихон Задонскнй, епископ Воронежский, родился в 1724 г. в Новгородской губ. Образование получил в Новгородской семинарии и еще на школьной скамье принял монашество. Был учителем семинарии, затем ректором Тверской семинарии в сане архимандрита, в 1761 г. рукоположен во епископа Ладожского, а через два года назначен еп. Воронежским. Там устроил он духовную семинарию, усердно боролся с остатками язычества, непрестанно проповедовал Слово Божие, руководя в деле проповеди подведомым духовенством. Неусыпные труды и аскетические подвиги подорвали его здоровье, и через 4 года он удалился на покой в Задонский монастырь, где и почил в 1783 году.

До нас дошло только 12 обширных слов его и 28 кратких поучений, потому что большей частью он проповедовал экспромтом. Замечательно его сочинение: "Сокровище духовное, от мира собираемое." Проповеди св. Тихона нравственно-практического характера. Тон обличений кроткий, отличаются они теплотой чувства, искренностью и задушевностью, чрезвычайно просты и доступны для понимания, часты сравнения, уподобления, живые примеры из жизни.

17) Георгий Конисский родился в 1717 г. в Нежине Черниговской губернии в дворянской семье. Получил образование в Киевской Академии, принял монашество 24 лет и проходил в Академии разные должности вплоть до ректорства. В 1755 г. назначен епископом Могилевским. Заботился об образовании духовенства, открывал школы, писал духовенству окружные послания. Известен как защитник Православия от иезуитов. Умер в 1795 году.

Оставшиеся от него слова и речи отличаются рассудочностью и слабым развитием художественного элемента и чувства, обилием текстов Свящ. Писания, логичностью, простотой, ясностью. Речи его - полная противоположность словам: как в словах он рассудочно убеждает, так в речах трогает силой чувства и образностью изложения.

18) Платон, митрополит Московский (в мире Петр Данилов) родился в 1737 г. от сельского причетника Московской губернии, обучался в Коломенской семинарии и в Московской Славяно-Греко-Латинской Академии, где принял фамилию Левшина. В Академии проходил, по обычаю, должность катихизатора народа, затем был назначен учителем Троицкой семинарии, где принял монашество, прошел должности ректора и наместника Лавры. Произвел своим словом о пользе благочестия такое впечатление на имп. Екатерину II, что она взяла его законоучителем к наследнику престола. В 1763 г. Платон был назначен архимандритом Троицкой Лавры и членом Синода, в 1770 г. - архиепископом Тверским, потом переведен в Москву, где был епархиальным архиереем 37 лет. В 1787 г был возведен в сан митрополита и при короновании императора Александра I произнес такую замечательную речь, что она тогда же была переведена на разные европейские языки. Последние годы провел в путешествиях по России и в келейной жизни на Перерве. Почил в 1819 году.

Главнейшие труды его: издание "инструкции благочинным," уничтожение крестцовых попов, поднятие умственного и материального быта духовенства, борьба с расколом и учреждение единоверия.

Митрополит Платон оставил после себя до 700 проповедей (в 16 т.). Их можно разделить на: 1) катихизические, 2) поучительные и 3) речи приветственные и надгробные. В Катихизических поучениях в вопросо-ответной форме излагаются догматические истины и опровергаются модные тогда лжеучения. В поучительных словах раскрываются нравственные истины и опровергаются ложные мнения деистов, натуралистов и материалистов. В них Платон особенно стремится доказать, что Бог есть Высочайшая Истина и Высочайшее Благо, говорит о началах гражданского благоустройства, которое зависит от веры в Бога и любви к Богу и ближним.

Каждое слово имеет приступ с указанием темы, исследование и заключение. Язык простой и ясный, хотя в нем и много славянских выражений. Речи отличаются большим красноречием и возвышенным тоном, чего требовала торжественная обстановка, при которой они произносились. Лучшая речь - на коронование императора Александра.

19) Анастасий Братановский родился в 1761 г. в Полтавской губернии, образование получил в Переяславской Духовной семинарии. Был преподавателем Севской и Вологодской семинарий. Своим трудолюбием и благочестием обратил на себя внимание начальства, был вызван в С .-Петербург и назначен преподавателем Александро-Невской семинарии, и одновременно поручено ему было произносить катихизические поучення для народа. На этой должности он приобрел известность даровитейшего проповедника. В 1794 г. был избран членом Академии Наук и членом Синода, в 1797 г. посвящен во епископа Белорусского, в 1806 г. по слабости здоровья перемещен в Астрахань и там в том же году скончался.

От него дошло до нас 14 проповедей, которые направлены против увлечения тогдашнего русского общества идеями энциклопедистов. В своих проповедях Анастасий раскрывает и защищает те истины христианства, которые подвергались нападениям безбожных отрицателей. Слог их близок к разговорному языку; они проникнуты глубоким чувством.

20) Михаил, митрополит С.-Петербургский (в миру Матвей Десницкий) родился в 1762 г. Пройдя курс Троицкой семинарии, слушал лекции в Московском университете и академии, стал приходским священником в Москве и обратил на себя внимание ревностным проповеданием Слова Божия. В проповедях он раскрывал полный курс христианского учения и этим привлекал слушателей со всех концов Москвы. Слава его достигла императорского двора, и он был определен придворным пресвитером. По смерти детей и жены постригся в монахи, в 1799 г. возведен в архимандрита и сделан членом Синода, в 1801 г. возведен во епископа Старорусского, потом на самостоятельную Черниговскую кафедру, а в 1818 г. сделан митрополитом С.-Петербургским. Почил в 1821 году.

От него дошло до нас более 500 проповедей. В печати они носят различные названия: "Kaтихизис," "Труд, пища а и покой духа человеческого," "Об истинном покаянии и разных степенях его," "О богослужении" и т. д. Отличаются простотой и ясностью, некоторые страдают растянутостью.

21) Амвросий, архиепископ Тверской (Андрей Протасов), родился в 1763 г. в Московской губернии, учился в Троицкой семинарии и Московской Академии, где потом и преподавал. В 1794 г. принял монашество и назначен проповедником Академии, а в 1803 г. посвящен во епископа Тульского; умер в сане архиепископа Тверского в 1831 году.

Проповеди его направлены против заблуждений и недостатков современного общества, проникнуты теплым чувством, отличаются образностью изложения.

22) Филарет, митрополит Московский (Василий Дроздов) родился в 1782 г. в Коломне в семье диакона. Окончил Троицкую семинарию блистательно и стал в ней учителем еврейского и греческого языков. Для переводов с греческого языка избрал творения св. Григория Богослова, что способствовало образованию из него глубокого догматиста и усвоению как духа, так и самого образа выражения мыслей этого великого отца Церкви. С 1800 г. становится известным как проповедник, в 1808 г. принимает иночество и назначается наставником новооткрытой С.-Петербургской Академии, в 1811 г. возводится в архимандрита и назначается ее ректором. В 1817 г. был посвящен во епископа Ревельского. Через два года получил самостоятельную кафедру Тверскую, звание архиепископаи члена Синода, потом Ярославскую, а в 1821 г. назначенна Московскую кафедру и перед коронацией имп. Николая I возведен в сан митрополита. Скончался в 1867 году.

Митрополит Филарет являет собою величественный образ иерарха-мудреца, окруженного ореолом высшей нравственной чистоты, духовной силы и недосягаемого для обыкновенных людей авторитета. Это был подвижник благочестия, гениальный деятель, исполин мысли и слова, великая общественная и нравственная сила. Он был истинным аскетом, не желал ничего личного, весь жил для Бога и для Церкви. Все его время делилось между молитвой частной и общественной и трудами административными и пастырскими. В течение полувека архипастыри Русской Церкви, можно сказать, жили его пастырской мудростью, учились у него, старались подражать ему. Памятником его мудрости служат его мнения и резолюции, собранные архиепископом Саввою Тверским в 5 огромных томах: в них можно найти руководство почти на всякий случай в епархиальной практике. Необыкновенно плодовита его научная и литературная деятельность. Насчитывают не менее 500 заглавий его сочинений, не считая изданных уже больших томов его писем. В этих письмах сколько серьезной деловитости, столько же художественного блеска и изящного утонченного остроумия. Одни эти письма, по словам ПреосвященногоНиканора, "выдвигают Филарета на недосягаемую высоту величайшего мыслителя, мудреца и истинного учителя вселенной." Все печатные произведения его принадлежат к разряду тех, которые принято называть классическими. Нет ни одной области богословского знания, в которой он не сделал бы ценных вкладов.

Особенно ярки, разнообразны и жизненны проповеди митр. Филарета. Из них составлены полные системы догматики и нравственного богословия и отчасти церковного права, особенность которых - отпечаток гениальной самобытности и оригинальности как в постановке богословских вопросов, так и в их решении. По построению его проповеди представляют собою верх совершенства, и история проповедничества не знает про поведей, равных проповедям митр. Филарета. Удачный выбор текстов, замечательное умение отметить существенные черты в содержании текста, точность и ясность в составлении определений, строгое единство, стройность и полнота в целом плане проповеди - вот отличительные черты их. Проповеди его рассудочны, но благодаря глубине их содержания, теплоте и серденмости в высшей степени убедительны. Речь митр. Филарета отличается важностью, силою и точностью. Соединение элементов языков церковно-славянского и русского представляет собою художественную меру.

23) Иннокентнй, архиепископ Херсонский (Иван Борисов), родился в 1800 г. в семье священника г. Севска Орловской губернии. Окончил Воронежское духовное Училище, Орловскую семинарию и Киевскую духовную Академию. Окончил курс со степенью магистра и был назначен профессором и инспектором С.-Петербургской семинарии, а затем ректором Александро-НевскогоУчилища. В 1823 г. принял иночество, через год назначен бакалавром богословских наук, а затем инспектором С.-Петербургской Академии. В 1830 г. переведен ректором в Киевскую Духовную Академию. Десять лет его ректорства (1830-1840) считаются лучшим периодом в истории этой Академии. В 1836 г. Иннокентий был посвящен во епископа Чигиринского, в 1841 г. назначен епархиальным архиереем в Вологду, потом переведен в Харьков, а под конец жизни был архиепископом Херсонским и Таврическим. Во время Севастопольской обороны проявил себя пламенным патриотом и великим пастырем Церкви. Не довольствуясь произнесением проповедей в Одессе в минуты самой бомбардировки города, он отправился на самое место побоища и совершал богослужения в лагерной церкви во время пушечной пальбы, укрепляя своим словом защитников Севастополя. Скончался в 1857 году.

После Филарета Иннокентий - самый замечательный иерарх Русской Церкви. Как епархиальный архиерей он был ревностным начальником и прекрасным администратором. Заботился о благоговейном и торжественном отправлении богослужений, о возвышении духовенства в умственном и нравственном отношениях, возобновлял древние и устраивал новые монастыри, составлял новые акафисты, проникнутые истинным молитвенным чувством и глубокие по смыслу и содержанию. Особенно велик он как проповедник. От него осталось более 500 проповедей. Из сборников особенно известны: "Первая седмица Великого Поста," "Страстная седмица," "Светлая седмица," "Слова и беседы на праздники Господские и дни воскресные" и проч.

Полное собрание сочинений архиепископа Иннокентия выпущено в б томах. По характеру проповеди его совершенно противоположны проповедям митрополита Филарета. Тогда как последний преимущественно действовал на разум, Иннокентий старался затронуть чувство. Поэтому во многих проповедях его нет строго аналитического развития мыслей - слова его просты и отличаются тоном живой беседы. Сила его не в логике, а в обаянии живой религиозной правды, непосредственио действующей на душу. Он не философ, а художник. Его проповеди - это ряд картин, которые увлекают воображение слушателя.

24) Яков Козьмич Амфитеатров родился в Орловской губернии в 1802 г. Окончил Орловскую духовную Семинарию и Киевскую Академию. Как преподаватель церковной словесности в академии много сделал для развития этой науки, оставив сочинение: "Чтения о церковной словесности," которое раскрывает дух церковной проповеди, как он открывается в Библии и у великих отцов Церкви. Для успеха проповеди он требует от проповедника аскетического благоговейного настроения, проникновения предметом проповеди и своим священным признанием. Умер в 1840 году.

После него осталось 17 бесед об отношении Церкви к христианам, где проводится та мысль, что Церковь есть мать наша. Беседы написаны с одушевлением и искренностью, речь метка и проста, отличается церковно-библейским духом.

25) Филарет, архиепископ Черниговский (Димитрий Гумилевский), родился в 1805 г. в Тамбовской губернии, окончил Московскую духовную Академию, где на 2 курсе принял монашество, был потом профессором, инспектором и ректором ее. В 1841 г. рукоположен во епископа Рижского и много потерпел от лютеран, трудясь на пользу Православия. В 1848 г. переведен в Харьков, а в 1859 г. в Чернигов. Умер в 1866 г., пожертвовав собой ради паствы во время эпидемии холеры.

Архиепископ Филарет известен как знаменитый ученый - богослов-догматик, историк и археолог. Капитальнейшие из его многочисленных сочинений: "Православное догматическое богословие" (2 части), "Историческое учение об Отцах Церкви" (3 части), "История Русской Церкви," "Обзор русской духовной литературы."

Видное место занимает он и как проповедник. Небольшие проповеди его производят сильное впечатлениетем, что обращены к сердцу и чувству слушателей. Основная мысль их - величие любви Божией к человеку и спасительная сила страданий Сына Божия. Эта мысль была источником тех обильных слез, которые Филарет проливал каждый раз за Литургией, начиная от Херувимской и до причащения. Проповеди собраны в сборниках: "Слова и беседы," "Беседы о страданиях Господа нашего Иисуса Христа."

26) Евсевий, архиепископ Могилевский (1800-1883), в миру Евфимий Орлинский, окончил Московскую духовную Академию; приняв монашество, был ее ректором, потом ректором Петербургской Академии, потом епископом Самарским, архиепископом Иркутским и Могилевским. Из проповеднических трудов его особенно известны "Беседы на воскресные евангельские и апостольские чтения."

27) Протоиерей Родион Тимофеевич Путятин родился в 1807 г. в Путятине Рязанской губернии, где отец его был священником. Окончил Рязанскую семинарию и Московскую Академию со степенью магистра. Назначен преподавателем словесности в Ярославскую семинарию, где принял сан священника. В 1845 г. перемещен в Рыбнинский собор протоиереем.

После него осталось более 300 кратких поучений. Они выдержали 25 изданий. Проповеди эти весьма кратки, а язык самый простой, разговорный. Это как бы уроки и наставления отца к детям, согретые теплым чувством и прямо приспособленные к положению слушателей, чем они особенно нравились.

28) Иоанн, епископ Смоленский (Владимир Соколов), родился в 1818 году, окончил Московскую Академию, принял монашество, был профессором С.-Петербургской Академии, викарием Петербургской епархии искончался в 1869 г. в сане епископа Смоленского.

После него остались проповеди публицистического характера, в которых он обличает заблуждения современного общества, а также беседы, обращенные кпростому народу, представляющие собою искренние наставления отца-христианина своим детям, простые и безыскусственные, полные искренней любви, а потому весьма трогательные. Изданы в виде сборника: "Беседы, поучения и речи."

29) Макарий, митрополит Московский (Михаил Булгаков), родился в 1816 году. Знаменитый русский богослов и церковный историк, он окончил Курскую семинарию и Киевскую Академию, на последнем курсе которой принял монашество и был назначен профессором русской церковной и гражданской истории. В 1842 г. был перемещен в С.-Петербургскую Академию и был ее инспектором и ректором; в 1857 г. назначен епископом в Тамбов, потом в Харьков, затем в Литву, а в 1879 г. возведен в Московского митрополита. Скончался в 1882 году.

Кроме многочисленных и монументальньтх сочинений по догматическому и основному богословию, истории Русской Церкви и русского раскола оставил около 200 проповедей. По содержанию проповеди эти можно разделить на два разряда: в первых по времени преобладает теоретическое направление с изложением отвлеченных истин веры и нравственности, с 50-х годов проповеди его получают жизненное содержание. Макарий строго различает евангельские заповеди, обязательные для каждого христианина, от евангельскнх советов, доступных и обязательных для ищущих высшего совершенства. Изложение живое и прекрасно обработанное.

30) Протоиерей Алексий Белоцветов родился в 1803 г. во Владимирской губернии. Окончил местную семинарию, был сельским учителем и вел противораскольнические беседы. В 1863 году стал священником, ревностно проповедовал и в 1876 году скончался. Поучения его, краткие по объему, отличаются жизненностью, теплотой чувства, живостью изложения - вышли отдельным сборником.

31) Протоиерей Василий Иоаннович Нордов родился в 1797 году в Великом Устюге. Отец его был бедным сельским причетником и не мог дать сыну должной подготовки. Первым образовательным учреждением для Нордова был приходской храм с его богослужебными книгами. Здесь он прекрасно изучил богослужение и подготовил себя так, что был принят в Духовное Училище, окончил Вологодскую Духовную семинарию и Московскую Духовную Академию. Проходил должности учителя и смотрителя духовных училищ. С 1841 по1883 год, до самой смерти, был настоятелем Вологодского кафедрального собора, трудясь неутомимо на поприще проповедания Слова Божия.

Многочисленные проповеди его изданы в двух томах под заглавием: "Сеятель благочестия." В первом томе - беседы на Литургию, катихизические истины, священно-исторические события, слова на воскресные и праздничные дни. Во втором томе - проповеди на разные темы под заглавием: "Церковно-проповедническое трехлетие." Все проповеди Нордова очень содержательны и удовлетворяют запросам всех классов общества, начиная с простого и кончая образованным.

32) Димитрий, архиепископ Херсонский (Климент Муретов), родился в 1806 г. в Рязанской губернии, учился в Рязанской семинарии и Киевской Академии, где принял монашество. Был профессором, инспектором и ректором Академии, в 1851 г. был рукоположен во епископа Тульского, потом был архиепископом в Одессе, Ярославле, на Волыни и снова в Одессе; скончался в1883 году.

Он был талантливым и усердным проповедником. Полное собрание его проповедей издано в 5 томах. Направление их нравственно-практическое. Отличаются церковно-библейским духом, сердечной теплотой, силой христианского убеждения; в них чувствуется такой дух помазания, что они напоминают собой святоотеческие проповеди. Они безыскусственны, ясны и просты.

33) Епископ Феофан, Вышенский Затворник (Георгий Говоров), родился в 1815 г. в семье священника Орловской епархии. Окончил Орловскую семинарию и Киевскую Академию, где и принял монашество. Был смотрителем Киевских духовных Училищ, затем инспектором Новгородской семинарии, профессором С.Петербургской Академии, членом духовной Миссии в Иерусалиме, профессором Петербургской Академии в сане архимандрита, ректором Олонецкой семинарии, настоятелем посольской церкви в Константинополе и, наконец, ректором С.-Петербургской Академии. В 1859 г. был рукоположен во епископа Тамбовского, затем перемещен во Владимир. Почти всякое служение свое сопровождал поучением. Слово его, отличавшееся простотой, шедшее от сердца и дышавшее глубоким убеждением, привлекало много слушателей, особенно из простого народа. В 1866 г. испросил себе увольнение на покой в Вышенскую пустынь, в которой с 1872 г. ушел в полный затвор, не выходя из келлии и не принимая к себе никого. Все время проводил в молитве, писании писем и богословских трудов, работал на токарном станке, занимался живописью. Почил 6 января 1894 года.

Имя его как великого духовном наставника, глубокомысленного богослова и подвижника чтится всей верующей Россией, Его письменные труды представляют собой ценнейший вклад в нашу богословскую науку и аскетическую литературу. Одни его труды переводные, другие - самостоятельные. Из переводных особенно замечательно "Добротолюбие" в 5 томах. Самостоятельные представляют собою труды по Истолкованию Свящ. Писания, каковы: "Толкования на послания св. Апостола Павла" и "Евангельская история о Боге Сыне," по аскетике, каковы: "Начертание христианского нравоучения," "Путь ко спасению," "Письма о духовной жизни," "Что есть духовная жизнь?" "Мысли на каждый день года" к др. Третий вид его твореннй - сборники его поучений. Они проникнуты духом истинного христианского аскетизма и отличаются простотой и безыскусственностью.

34) Павел, архиепископ Казанский (П. Лебедев), был епископом в Кишиневе, потом экзархом Грузии с 1882 по 1887 год, умер в 1892 году. Имел выдающнйся ораторский талант. После него осталось много проповедей.

35) Никанор, архиепископ Херсонский (Александр Бровкович), родился в 1827 г. в Могилевской губернии, окончил С.-Петербургскую Академию и там принял монашество. Был последовательно ректором нескольких духовных семинарий и Казанской духовной Академии.

В 1866 г. удостоен степени доктора богословия, которой у нас удостаивались весьма немногие даже из числа ученейших наших иерархов. В 1871 году возведен в сан епискола Аксайского, затем был еписколом Уфимскими архиепископом Херсонским, Умер в 1890 году.

Принадлежит к числу выдающихся проповедников. Полное собрание его проповедей вышло в 5 томах. Любимая форма его - "поучение." По объему и форме они напоминают святоотеческие проповеди: они больших размеров и чужды рамок, в каких являются проповеди, написанные по правилам теории гомилетики: они просты и безыскусственны. В них раскрывается учение о вере, о нравственности, истолковывается богослужение, учение историческое, учение о пастырском служении. Все проповеди назначены для интеллигентных слушателей, а потому носят характер апологетическо-обличительный или публицистический: в них обличаются заблуждения современного общества. Основная идея их - безусловная важность религии в форме нашей древнеотеческой православной веры.

36) Леонтий, митрополит Московский (Иван Лебединский), родился в 1822 г. в Воронежской губернии, окончил С.-Петербургскую Духовную Академию. Пройдя духовно-педагогический стаж, в 1860 г. был посвящен во епископа Ладожского, потом назначен в Подолию, переведен в Одессу и Варшаву. В 1891 г. назначен митрополитом Московским. Скончался в 1893 году.

Проповеди его, изданные в 2 частях, при краткости объема очень содержательны и отличаются простотой и безыскусственностью изложения.

37) Сергий, митрополит Московский, уроженец Тульской губернии, окончил Московскую духовную Академию и проходил в ней должности профессора, инспектора и ректора. В 1861 г. рукоположен во епископа Курского, в 1880 г. возведен в сан архиепископа Казанского, переведен в Кишинев, потом в Херсон, а в 1893 г. возведен в сан митрополита Московского. Скончался в 1898 году.

Проповеди его отличаются стройностью плана, строгой церковностью, жизненностью содержания, сжатостью изложения и краткостью объема и могут считаться образцовыми.

38) Протоиерей И. Г. Поспелов - магистр Московской духовной Академии, видный борец за Православие в Лифляндском крае. Поучения его, изданные в 2 частях, в кратких и живых чертах раскрывают главные истины христианской веры и нравственности.

39) Амвросий, архиепископ Харьковский (А. Ключарев), родился в 1821 г. сыном причетника Владимирской губернии, окончил Московскую духовную Академию, был приходским священником, в 1877 г. принял монашество и через год посвящен во епископа Дмитровского, а в 1882 г. назначен в Харьков. В 1901 году скончался.

Он принадлежит к числу выдающихся наших проповедников. Изданы три выпуска его проповедей, которые он произносил: 1) в сане протоиерея, 2) в сане епископа дмитровского и 3) в сане архиепископа Харьковского. Ему принадлежит прекрасное сочинение: "О проповеднической импровизации."

Все проповеди его обращены к образованным слушателям. Он отвечает в них на все явления современном общественной жизни, рассеивая ложные взгляды и освещая их светом веры. В его проповедях необыкновенная сила диалектики и свежесть мысли. В начале проповеди он прямо указывает предмет ее, рельефно представляет его сущность и с неотразимой силой разгоняет ту сумятицу понятий, которые закрывают истину.

40) Антоний, митрополит С.-Петербургский (А. Вадковский), сын священника Тамбовской губернии, родилсяв 1847 г., окончил Казанскую духовную Академию и стал профессором. В 1883 г. пострижен в монашество, возведен в архимандриты и проходил должности инспектора Казанской и С.-Петербургской Академий и ректора последней. В 1887 г. назначен епископом Выборгским, в 1892 г. возведен в сан архиепискола Финляндского, оживил Церковно-религиозную жизнь этого края, в 1899 г. возведен в сан митрополита С.-Петербургского. Скончался в 1912 году.

Проповеди его отличаются особенной назидательностью, естественностью, простотой построения и живостью изложения. В них можно встретить излияния его собственных чувств, и этот субъективный лирический элемент сообщает им особенную задумчивость и трогательность. Собрание его "Слов, поучений и речей" издавалось несколько раз.

41) Ириней, епископ Орловский, по окончании Академии был педагогом, в 1888 г. возведен в сан епископа и проходил служение в разных городах. Скончался в 1904 г. Он автор многих сочинений и лроповедей.

42) Протоиерей Петр Алексиевич Смирнов, воспитанник и магистр Московской духовной Академии, был приходским священником в Москве, потом настоятелем Исаакиевского собора в С.-Петербурге, председателем Духовно-Учебного Комитета. Известный духовный писатель и проповедник. Скончался в 1911 г. В1898 г. вышло его полное собрание сочинений в б выпусках.

Проповеди его, небольшие по объему, очень содержательны: темы их преимущественно нравственно-практического характера, взяты из обычного круга проповеднических предметов, но рассматриваются с новых сторон, имеющих современное значение, и потому очень интересны. Изложение простое и изящное.

43) Протоиерей Иоанн Ильич Сергиев, более известный под именем Кронштадтского по месту своей службы, родился в 1829 г., сын причетника Архангельской епархии, окончил С.-Петербургскую Академию и до самой кончины в 1908 г. служил в Кронштадтском Андреевском соборе. Прославился на всю Россию и даже за границей как истинный пастырь Христовой Церкви, дерзновенный молитвенник и чудотворец, смелый и убеждениый учитель христианской истины.

От него осталось очень много проповедей. Это безыскусственные беседы духовного отца с детьми, отличающиеся задушевностью и назидательностью.

44) Михаил, епископ Таврический (Михаил Грибановский), родился в Елатьме, окончил С.-Петербургскую Духовную Академию, был профессором и инспектором ее, потом настоятелем посольской церкви в Афинах, в 1894 г. возведен в сан епископа Прилуцкого и умер в сане епископа Таврического в 1898 г. Некоторые из его проповедей изданы сборником под названием: "Над Евангелием." Они совершенно чужды схоластикии проникнуты глубокой искренностью и одушевлением.

45) Певницкий Василий Феодорович, уроженец Владимирской губ. Состоял профессором гомилетики. Киевской Духовной Академии. Его труд: "Церковное красноречие и его основные законы" - ценнейший вклад в гомилетическую науку. Скончался в 1911 году. Сам говорил проповеди, отличавшиеся простотой и безыскусственностью и вместе с тем силою убеждения.

46) Олесницкий Аким Алексеевич, родом волынец, окончил Киевскую Духовную Академию и был профессором церковной археологии. Проповеди профессоров Певницкого и Олесницкого произносились обыкновенно во время так называемых "пассий" и отличались современностью тем, глубиной мысли и живостью чувства. увлекали слушателей своим живым изложением.

47) Антоний, митрополит Киевский и Галицкий (Алексий Храповицкий), родился в 1864 г. в Новгородской губернии, окончил С.-Петербургскую духовную Академию, был ее профессором и инспектором, потом ректором Московской и Казанской духовных Академий. В 1897 г. возведен в сан епископа Чебоксарского, в 1900 назначен самостоятельным епископои Уфимским, а в1902 г. переведен на Волынь, в 1912 г. возведен в сам архиепископа и назначен постоянным членом Синода. В1913 г. получил от Казанской Академии степень доктора богословия. В 1914 г. переведен в Харьков. При выборах Всероссийского патриарха на Московском Церковном соборе в 1917 г. получил большинство голосов, но так как, по жребию, был избран митрополит Тихон, то он был возведен в сан митрополнта Киевского и Галицкого. В 1920 году змигрировал сначала в Грецию, потом поселился в Югославии, где до своей кончины в 1936 г. возглавлял Русскую Зарубежную Церковь, которая ему обязана своим существованием и своей организацией.

Проповеди он произносил обыкновенно экспромтом, а потому до нас дошла лишь меньшая часть их, занимающая 800 страниц второго тома его "Полного собрания сочинений." Главный предмет его проповедей - изображение нравственного величия и высоты христианских истин: они отражают его собственное высокое аскетическое настроение и отличаются оригинальностью приемов. Они совершенно безыскусственны и по живости приближаются к обыкновенной разговорной беседе. Проповеди его, как и все вообще сочинения, представляют выдающееся явление в современной богословской литературе.

48) Анастасий, архиепископ Воронежский, родился в Новгородской губернии, был сначала священником, потом принял монашество и возведен в епископа, с 1890 г. в Воронеже. Проповеди его в сборнике: "Слова и речи" отличаются современностью темы и увлекательностью изложения.

49) Владимир, митрополит Московский, потом Петербургский и затем Киевский (Василий Богоявленский), родился в Тамбовской губернии, окончил Киевскую Духовную Академию, был преподавателем семинарии, принял священстно; овдовев, принял монашество и был рукоположен во епископа Старорусского, потом назначен епископом в Самару, где обратил на себя внимание отеческой заботой об удовлетворении нужд голодающих в 1892 г. В этом же году был переведен в Тифлис с возведением в сан экзарха Грузии. Здесь особенное внимание обратил на ведение духовенством внебогослужебных бесед и произнесение проповедей, причем сам являл собой пример неутомимого и красноречивого витии. В 1898 году был назначен митрополитом Московским и в качестве такового зарекомендовал себя как ревностный борец против разрушительных современных учений. В 1912 г. назначен митрополитом Петербургским, а в 1915 г. переведен на кафедру митрополита Киевского и Галицкого и там в январе 1918 г. был мученически убит большевиками, став "первомучеником" Российской Церкви в начавшийся период гонений на нее состороны безбожников.

50) Протоиерей И. И. Восторгов, публицист-проповедник. Проповеди его отличаются жгучей современностью тем, оригинальным раскрытием их и краткостью изложения. Главная мысль: зиждительной силой русского государства является Православная вера и Церковь. Родился он в 1864 г. в семье священника Ставропольской епархии, окончил Ставролольскую Духовную семинарию, был учителем, принял священство, назначен законоучителем Ставропольской, затем Тифлисской гимназии, епархиальным миссионером Грузинского экзархата, положил начало присоединению несториан сирохалдеев и, наконец, был назначен сначала московским епархиальным миссионером, а затем синодальным миссионером-проповедником. В 1918 г. принял мученическую смерть от большевиков.

51) Феофан, архиепископ Полтавсквй и Переяславский (в миру Василий Быстров), родился в 1873 г., окончил С. -Петербургскую Академию и был в ней профессором, инспектором и ректором, магистр богословия. Потом был переведен епископом сначала Таврическим, потом Астраханским и, наконец, архиепископом Полтавским. В 1920 г. эмигрировал за границу: жил в Югославии и одно время замещал Председателя Архиерейского Синода Русской Православной Церкви за границей, затем переехал в Болгарию (Софию), совершенно отошел от церковных дел, уехал во Францию, где жил и скончался почти затворником в 1940 году.

Строгий аскет и молитвенник, тонкий знаток святоотеческих творений, он был замечательным проповедником: от проповедей его веет духом сыв. отцев первых веков христианства. Проповеди его частью изданы, частью сохранились только в рукописях у его почитателей.

52) Митрополит Анастасий (в мире Александр Грибановский), первоиерарх Русской Зарубежной Церкви, родился в 1873 году в Тамбовской губернии, окончил Московскую Духовную Академию, в 1898 г. принял монашество, в 1901 г. назначен ректором Московской семинарии с возведением в сан архимандрита, в 1906 г. возведен в сан епископа Серпуховского, причем при наречении произнес замечательную речь, в которой сильно и художественно начертал "путь истинного Христова пастырства" и в порыве вдохновенного прозрения предрек кровавые бедствия, постигшие Русскую Церковь в годы революции и большевизма. Духовный облик его сложился под влиянием московских святынь и величавого образа митрополита Филарета. В 1914 г. получил назначение епископом Холмскнм и Люблинским, в 1916 г. - Кишиневским и вскоре возведен в сан архиепископа. Принимал деятельное участие в Московском Церковном Соборе 1917-1918 гг. и был одним из кандидатов в патриархи. В 1920 г. змигрировал, возглавил в Константинополе Русский Комитет, с 1925 по 1935 г. провел в Иерусалиме в качестве наблюдающего Российской Духовной Миссии. В 1936 г., после кончины митрополита Антония, уже в сане митрополита возглавил Русскую Зарубежную Церковь. В 1944 г. переехал с Синодом сначала в Вену, потом в Мюнхен, а в 1950 г. в Северо-Американские Соединенные Штаты, где поселился сначала в "Новой Коренной Пустыни" в Магопаке, а потом, с 1952 г., в Нью-йорке. В 1956 г. отпраздновал весьма редкий юбилей - 50-летие своего архиерейскогослужения.

Необычайно даровитый проповедник в стиле митрополита Московского Филарета. Прекраснейшие из его проповедей вошли в сборник, изданный в 1948 г. по случаю 50-летия его священнослужения, многие другие были напечатаны в газете "Православная Русь," журнале "Церковная Жизнь" и других изданиях. Неустанно произносящий проповеди каждый воскресный день и каждый великий праздник, он является подлинным церковным витией. Проповеди его отличаются необыкновенно увлекательным содержанием, вдохновенным чувством, всегда им присущим, и тщательной высокохудожественной отделкой формы.