IV. Заключение

Как в Римо-католических кругах, так и в среде православных начало шестидесятых знаменательно, как момент самоосознания церквей -«сестер».

Произошел переломный момент, когда старая структура управления и власти, её инструменты приходили в негодность.

Конечно, многое в постановлениях Родосского Совещания и II Ватиканского собора не вполне ясно и может быть истолковано по-разному. Как будет организован диалог между Римом и Православными церквами, кто его будет вести, что в точности значит выражение «на равных условиях»? Усилиями Русской Церкви в текст информационного коммюнике было прибавлено выражение о «совместном» проведении в жизнь диалога с римо-католиками. Этим достаточно ясно указывается, что диалог должен быть общим делом всей Православной Церкви. Опыт, однако, показывает, что практически не все это одинаково понимают. Не совсем ясно также, как будет осуществляться необходимая для начала диалога совместная богословская подготовка. Кратковременность работы Родосского Совещания не позволяла более детально формулировать эти вопросы. Все эти, незначительные сравнительно, недостатки работ и плодов второго Всеправославного Совещания на острове Родосе не могут, однако, сколько-нибудь существенным образом уменьшить его исторического положительного значения на равне с II Ватиканским собором, как яркого выражения соборного духа в практической конкретной работе и как важного шага на пути к общехристианскому единству в Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви.