III. Всеправославные совещания на о. Родосе |
III.1.I Всеправославное совещание на острове Родосс.
Русская Православная Церковь с 24сентября по 1 октября 1961 г. принимала участие в Родосском Всеправославном Совещании, которое происходило на о.Родосе (Греция). Указанное совещание является одним из важнейших исторических церковных событий последнего времени. Оно приковало к себе внимание не только православных, но и всех христиан, а также последователей других вероисповеданий.
Во времени последнего Вселенского собора в 787 году, после многих веков, впервые собрались воедино представители всех православных патриархатов, а также автокефальных и автономных Церквей в следующем порядке: Константинопольская Церковь, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Польская, Чешская и Грузинская.
На совещание были приглашены и принимали участие представители меньших древневосточных Церквей: Яковитской, Сирийской, Малабарской, Эфиопской, Коптской, и Армянской. Были здесь также представители Церквей: Англиканской, Старокатолической и, в качестве наблюдателей, римо-католические монахи.
В результате в пленарных заседаниях Совещания принимали участие 33 православных епископа и 23 богослова из духовенства и мирян. Остальные участники Совещания могли присутствовать лишь на открытых пленарных заседаниях, но без права голоса.
СПИСОК ДЕЛЕГАТОВ СОВЕЩАНИЯ
От Константинопольской Церкви:
1) митрополит Филиппский, Неа-польский и Фасосский Хризостом— председатель Совещания; 2) митрополит Сардский Максим — глава делегации; 3) митрополит Имвр-ский и Тенедосский Мелитон; 4) митрополит Мир-Ликийских Хризостом, проф. богословской школы на о. Халки — секретарь Совещания; 5) священник Георгий Анастасиадис, проф. богословской школы на о. Халки, великий эконом Патриархии; 6) Эммануил Фотиадис, проф. богословской школы на о. Халки, великий протонотарий Патриархии; 7) Василий Анагностопулос, проф. богословской школы на о. Халки.
От Александрийской Церкви:
1) митрополит Пилусийский Парфений; 2) митрополит Леонтопольский Константин; 3) митрополит Нубийский Синесий; 4) митрополит Карфагенский Парфений; 5) митрополит Западной Африки Евстафий; 6) архимандрит Никодим Галиат-сакос.
От Антиохийской Церкви: 1) митрополит Епифанийский Игнатий; 2) митрополит Эмесский Александр; 3) митрополит Алеппский Илия; 4) профессор Евгений Михаилидис; 5) архимандрит Афанасий Скаф.
От Иерусалимской Церкви:
1) архиепископ Филадельфийский Епи-фаний; 2) архиепископ Кириакупольский Аристовул; 3) архимандрит Герман, настоятель храма Гроба Господня; 4) профессор Василий Вел-лас; 5) профессор Панагиотис Трембеллас.
От Русской Церкви: 1) архиепископ Ярославский и Ростовский Ни¬кодим; 2) архиепископ Брюссельский и Бельгийский Василий; 3) епископ Таллинский и Эстонский Алексий; 4) протоиерей Виталий Боровой, доцент Ленинградской духовной академии; 5) А. С. Буевский, секретарь Отдела Внешних Церковных Сношений; 6) И. В. Варламов, член Отдела Внешних Церковных Сношений.
От Сербской Церкви:
1) митрополит Загребский Дамаскин; 2) епископ Тимокийский Емелиан; 3) епископ Жичский Василий; 4) прот. Ми-лутин Петрович; 5) профессор Троян Костич.
От Румынской Церкви: 1) митрополит Молдовы и Сучавы Иустин; 2) епископ Арадский Николай; 3) епископ Андрей (США); 4) протоиерей Стан Ливиу, проф. богословия; 5) протоиерей Григорий Чер-нояну; 6) доцент Николай Читеску; 7) доцент Лучиан Флореа.
От Болгарской Церкви: 1) митрополит Старо-Загорский Климент; 2) митрополит Ловчанский Максим; 3) епископ Левкийский Парфений; 4) проф.-прот. Стефан Цанков, академик; 5) профессор Димитрий Дюл-геров; 6) доцент Апостол Михайлов.
От Кипрской Церкви: 1) митрополит Пафский Геннадий; 2) архи¬мандрит Константин Левкосиатис; 3) проф. Андрей Митсидис.
От Элладской Церкви: 1) митрополит Митилинский Иаков; 2) ми¬трополит Маронийский Тимофей; 3) митрополит Яннинский Серафим; 4) профессор Василий Иоаннидис; 5) профессор Гамилькар Аливиза-тос; 6) профессор Панагиотис Братсиотис.
От Польской Церкви: 1) митрополит Варшавский и всея Польши Тимофей; 2) архиепископ Белоетокский и Гданский Стефан; 3) протоиерей Константин Громадский; 4) протоиерей Алексий Зноско.
От Чехословацкой Церкви: 1) епископ Прешевский Дорофей; 2) протоиерей Георгий Новак.
ДЕЛЕГАТЫ ВОСТОЧНЫХ ЦЕРКВЕЙ:
От Коптской Церкви:
1) митрополит Климент Кинор Радер; 2) священник Иоаннис Григис Маркое; 3) священник Макарий Ел Суриани; 4) Тадрос Мишел Тадрос.
От Эфиопской Церкви: 1) архиепископ в Иерусалиме Филипп; 2) Абба Хампте Мариам.
От Армянской Церкви: 1) епископ Серобе Манукян (Париж).
От Сиро-Яковитской Антиохийской Церкви: 1) архиепископ Григорий Булос; 2) епископ Хомса Мелетий Варнава; 3) архимандрит Са-либр-Шамдон Исаак; 4) Тама-Хури.
От Малабарской Церкви: 1) епископ Филоксенос Даниел; 2) священник Карои Филиптсос.
НАБЛЮДАТЕЛИ ОТ ИНОСЛАВНЫХ ЦЕРКВЕЙ
От Англиканской Церкви:
1) архиепископ в Иерусалиме Мак-Кен-зи; 2) священник Джон Финдлоу, настоятель англиканской церкви в Афинах.
От Епископальной Церкви в США: 1) священник Мак-Дональд.
От Старокатолической Церкви: 1) профессор-священник Кюпперс.
От Всемирного Совета Церквей:
1) священник англиканской церкви Френсис Хаус, заместитель генерального секретаря Всемирного Совета Церквей; 2) Раймонд Максвелл; 3) д-р Никое Ниссиотис.
ПРЕДСТАВИТЕЛИ КАТОЛИЧЕСКОЙ ПРЕССЫ
1) архимандрит Христофор Дюмон, член Секретариата по вопросам христианского единения и руководитель центра «Истина» (Париж); 2) священник Пьер Дюпре, член Секретариата тю вопросам христианского единения, миссионерский работник (Иерусалим); 3) священник Венгер, редактор газеты «Ля Круа» (Париж); 4) игумен Афанасий ван Друлвен, духовник женского монастыря в Швейцарии; 5) священник Джон Лонг; 6) профессор-священник Эммануил Юнгклауссен, преподаватель семинарии в Нидеральтайхе (Зап. Германия).
Родосское Всеправославное Совещание, имевшее исключительно богословско-подготовительный характер, явилось результатом требования самого времени. В течение сотен лет отдельные поместные православные Церкви жили и развивались своими собственными путями, весьма часто во взаимной изолированности и как бы отчужденности. В результате постепенно накапливалось нарушение канонического и богослужебного единства, ослаблялось православно-христианское единомыслие, недоставало свидетельства живой всеправославной полноты.
Действовавшие малые соборы Православной Церкви, как, например, Константинопольский и Ясский (1642), Иерусалимский (1672) и другие были неполные. Отсюда понятно, что созревшая концепция Вселенского собора Православной Церкви является ныне требованием вопиющим и неотложным. Однако созыв Вселенского собора требует предварительной большой и сложной подготовки. Будущий Вселенский собор должен рассмотреть и принять постановление по всем тем материалам, которые будут представлены ему Предсобором как результат работы последнего. Таким образом, Родосское Всеправославное Совещание, поставившее в основу своей задачи определение и утверждение списка вопросов, которые будут обсуждаться в будущем Предсоборе, является для Предсобора исходным пунктом.
На пленарном заседании 25 сентября было выделено шесть специальных Комиссий, которые занялись составлением проекта списка вопросов будущего Предсобора.
Комиссии эти работали над определением вопросов следующих тем:
• о вере и догматах и о священном культе;
• об управлении и церковном порядке и о Православии в мире;
• о взаимоотношениях Православных Церквей;
• о богословских вопросах и социальных проблемах;
• об отношении Православной Церкви к Восточным Церквам;
• об отношении Православной Церкви к Западным Церквам.
Предпоследняя комиссия имела заслуживающую особого внимания неофициальную встречу с делегатами меньших древневосточных Церквей, которые с неподкупной искренностью, серьезностью и рвением стремятся к совместному сотрудничеству и к литургическому единству со Вселенской Православной Церковью (то же самое, в первую очередь, относится к Англиканской Церкви).
Ниже приведен перечень тем предстоящего предсобора, одобренных Всеправославным совещанием.
I. Вера и догмат. А. Определение понятия догмата по взглядам
Православия. Б. Источники Божественного Откровения: а) Священное Писание: 1) Боговдохновенность Священного Писания; 2) Значение книг Ветхого Завета в Православной Церкви; 3) Научное издание ви зантийского текста Нового Завета, б) Священное Предание (определе ние его сущности и распространение). В. Символические тексты в Пра вославной Церкви: а) Основные тексты Православной Церкви; б) Тек сты второстепенной важности; г) Редактирование и издание единого Православного Исповедания Веры. Г. Понятие и значение Церкви: а) Понятие Церкви; б) Значение Церкви (определение этого понятия); в) Соборное сознание Церкви; г) Непогрешимость Церкви, выражен ная ее иерархией на Вселенском Соборе.
II.Богослужение. А. Православие и Библия: а) Широкое использо вание Ветхого Завета в богослужении; б) Перестановка богослужебных текстов. Б. Единообразие уставного и литургического текстов в бого служении и при совершении Таинств. Пересмотр и научное издание их. В. Наиполнейшее участие народа в богослужении и вообще в жиз ни Церкви. Г. Изучение путей к упрочению и развитию богослужебной жизни Православной Церкви и традиционного византийского и вообще Православного искусства в различных его выражениях (церковная музыка, иконография, архитектура, священные утварь и облачение и т. д.).
III. Управление и церковный строй. А. Кодификация священных канонов и канонических порядков, подлежащих утверждению Вселенским Собором. Б. Церковное правосудие и Церковное судопроизводство: а) Организация духовных судов по возможности единого образца для всей Православной Церкви; б) Установление в меру возможности еди нообразного церковного судопроизводства; в) Апелляция. В. Еписко пат: а) Изучение согласного со священными канонами способа избра ния архиереев; б) Административные и другие различия епископов; 1) Патриархи; 2) Главы автокефальных церквей; 3) Митрополиты; 4) Архиепископы; 5) Титулярные митрополиты; 6) Епархиальные епи скопы; 7) Титулярные и викарные епископы; 8) Областные епископы; в) Монашеская жизнь. Изыскание средств возврата православной мо нашеской жизни к ее древнему благочестию и благолепию путем твер дости в исполнении обычаев и монастырских уставов и возрождение прежнего образа монастырской жизни. Г. Приведение церковной дис циплины о постах в соответствие с требованиями современности. Д. Образование церковного клира. а) Форма, цели и содержание об разования православного клира; б) Подчинение образования клириков непосредственному церковному контролю; в) Богословские учебные заведения и иные институты, способствующие подготовке православ ного клира; г) Учебные сессии для церковной иерархии. Е. Препятствия к браку. Изучение современной практики поместных церквей и их церковного судопроизводства и выработка по возможности единообразия вышеуказанной практики для всей Православной Церкви. Ж. Одежды клириков. Внешний вид и одежда. 3. Календарная проблема. Ее изучение в свете решения Первого Вселенского Собора о пасхалии и изыскание пути к сотрудничеству между церквами в этом вопросе. И. Миряне в Православной Церкви.
IV. Взаимоотношения между православными церквами. А.
Межправославные отношения. а) Взаимоотношения поместных
автокефальных церквей и их отношения к Вселенскому Патриархату по канонам и истории: 1) Мирные грамоты; 2) Диптихи; 3) Святое миро; 4) Соблюдение обязательств, вытекающих из Учредительных томосов; 5) Взаимные встречи Глав православных автокефальных церквей. б) Укрепление существующих отношений путем: 1) обмена братскими посланиями;
2) созыва Богословских Съездов; 3) командирования клириков и про фессоров; 4) контактов богословских школ; 5) обмена профессорами и студентами; 6) обмена стипендиями; 7) обмена периодическими изда ниями, сочинениями и другими информационными материалами, осве щающими жизнь и деятельность церквей; 8) празднования крупных церковных событий межправославного значения. Б. Автокефалия и ав тономия в Православной Церкви: а) Провозглашение автокефалии:
1) Кто ее провозглашает; 2) Предпосылки и условия; 3) Способ про возглашения автокефалии; 4) Какие Церкви признаются ныне авто кефальными. б) Определение условий признания Церкви автономной. В. Православие и диаспора. Настоящее положение и каноническое оформление православной диаспоры.
V. Взаимоотношения Православной Церкви с остальным христианским миром. А. Изыскание путей к сближению ради достижения единства Церквей во Всеправославном целом. Б. Православие и меньшие Древние Восточные Церкви: а) Укрепление дружественных взаимоот ношений с ними путем: 1) обмена посещениями; 2) обмена профессорами и студентами; 3) контактов богословского характера. б) Изучение истории, веры, богослужения и управления этих Церквей; в) Сотрудничество с ними: 1) на Конференциях экуменического характера;
2) в практических вопросах. В. Православие и Римско-
Католическая Церковь. а) Изучение положительных и отрицательных моментов в от ношениях между двумя Церквами: 1) по вопросу о вере; 2) по вопро су об управлении; 3) по вопросу о церковной деятельности (особенно, пропаганда, прозелитизм, уния). б) Установление отношений в духе христианской любви, в частности имея в виду пункты, предусмотренные в Патриаршей Энциклике 1920 года. Г. Православие и вышедшие из Реформации церкви и исповедания: а) Вероисповедания, более отда ленные по своей сущности от Православия: 1) лютеранство; 2) кальви низм; 3) методисты; 4) прочие протестантские исповедания. б) Вероис поведания, более близкие к Православию по своей сущности: 1) еписко-палы вообще; 2) Англиканская Церковь. Изучение возможностей
развития отношений и дальнейшего сближения их, а особенно еписко-палов и англикан, с Православной Церковью в свете имеющихся поло¬жительных предпосылок. Д. Православие и Старокатоличество. Дальнейшее развитие отношений с ними в духе имевших место по сей день богословских дискуссий и выраженных ими настроений и тенденций к сближению с Православной Церковью. Е. Православие и Экуменическое движение: а) Присутствие и участие Православной Церкви в Экуменическом движении в духе Патриаршей Энциклики 1920 года. б) Изучение богословских и других тем, имеющих отношение к предпосылкам участия Православной Церкви в Экуменическом движении.
в) Значение и вклад Православия в целом в определении направления экуменического мышления и деятельности.
VI. Православие в мире. А.
Изучение и изыскание практических путей для развития христианской культуры в православных народах во всех ее проявлениях. Б. Распространение евангельского учения в мире в соответствии с Православным Преданием. В. Сотрудничество поместных православных церквей в деле осуществления христианских идей мира, свободы, братства и любви между народами. Г. Развитие право¬славного паломничества во все священные места поклонения.
VII. Обшебогословские темы. А.
Икономия в Православной Церкви:
а) Сущность и выражение терминов «акривия» и «икономия» в Право славной Церкви; б) «Икономия»: 1) В Таинствах, совершаемых как в Церкви, так и вне ее; 2) В присоединении к Православной Церкви еретиков, схизматиков и отпавших (через крещение, миропомазание, покаяние, благословение); 3) В богослужении. Б. Прославление святых и установление единообразной всеправославной церковной практики в этой области. В. Православие и другие религии. Г. Традиционные приемы свидетельства Православия в мире. Д. Евтаназия и православное богословие. Е. Кремация усопших и православное богословие.
VIII. Социальные проблемы. А. Православная Церковь и молодежь. Б. Брак и семья: а) Проблемы брака; б) Деторождение; в) Воспита ние детей; г) Контроль над деторождением и перенаселенностью; д) Развод; е) Искусственное оплодотворение. Б. Социальные проблемы и Православие. Г. Православие и расовая дискриминация. Д. Право славие и задачи христиан в районах быстрых социальных изменений.
В отношении решения о взаимодействии с Католической церковью, ниже приводится высказывание непосредственно участника Родосского совещания митрополита Никодима(Ротова): «В деле сближения с Римской Церковью, — пояснил вскоре после совещания в интервью одной западной газете митрополит Никодим (Ротов), — нужно продвигаться вперед медленно и маленькими шагами, но только вперед, не делая ни шагу назад. Нам нужны серьезные, положительные и хорошо подготовленные действия, а не жесты без содержания и без будущего...»
Заключительным аккордом Родосского Всеправославного Совещания явилось Послание, обращенное ко всему православному миру.
Первое всеправославное совещание очертило круг вопросов, которые назрели в тот период времени. Но конкретных действий не произошло.
III.2. Второе Всеправославное совещание на острове Родосс.
26 сентября 1963 года, два года спустя после первого Всеправославного Совещания на острове Родосе (24 сентября — 1 октября 1961 г.), на том же Родосе собралось второе Всеправославное Совещание, продолжившее в известной мере дело первого, хотя и отличавшееся от него по своим задачам, характеру работ и значению.
Родосские Совещания явились поистине всеправославными и обще-церковными. На них была представлена вся Православная Церковь в целом (за небольшим исключением), и на Родосе, таким образом, был осуществлен древний соборный принцип, практически мало демонстрировавшийся в ходе церковной истории позднейшего времени. Это проявление соборности было для многих наблюдателей столь неожиданно и непривычно, что в преддверии первого Совещания ряд из них высказали сомнение в его успехе. Действительность опровергла эти опасения, и эти совещания явили всему христианскому миру свидетельство православного единства.
Отличительной чертой первого Родосского Совещания был чисто теоретический характер его работ — намечались темы будущего Пред-собора, но не решались по существу никакие вопросы.
Второе Родосское Совещание 1963 года состоялось в иных условиях, с целью обсуждения, в отличие от первого, конкретных практических вопросов, требовавших определенного решения. Общей темой Совещания было отношение Православия к Римо-католицизму. Непосредственным поводом к его созыву было приглашение наблюдателей на вторую сессию Второго Ватиканского Собора, посланное кардиналом Беа, руководителем Секретариата по христианскому единству Римско-Католической Церкви, главам всех автокефальных православных церквей. Собрание на Родосе имело целью совместно обсудить это предложение, принять общее решение, а также в связи с этим рассмотреть вопросы об общем отношении к Риму в конкретной обстановке положения современного христианского мира.
Инициатива созыва второго Родосского Совещания принадлежала Константинопольской Патриархии, точнее, Святейшему Вселенскому Патриарху Афинагору I. Получив согласие от большинства глав авто-кефальных церквей на свой запрос, Патриарх Афинагор осуществил созыв этого Всеправославного Совещания. Русская Православная Церковь приняла приглашение, ибо она всегда была сторонницей всеправославного совместного обсуждения и решения вопросов общецерковного характера, да и самая тема Совещания — вопрос о наблюдателях на Ватиканском Соборе и об отношении к Римо-католицизму — была в ее глазах важной и актуальной, как это видно и из того, что она посылала своих наблюдателей на первую сессию Второго Ватиканского Собора.
Из четырнадцати автокефальных церквей, составляющих ныне полноту Православной Церкви, на первом Родосском Совещании присутствовали представители двенадцати церквей, т. е. все, кроме Грузинской и Албанской. Впрочем, Грузинская Церковь, хотя и не прислала тогда своих представителей, так как была приглашена Константинополем слишком поздно, и притом в качестве автономной, а не автокефальной Церкви, каковой она издревле является, уполномочила Московский Патриархат представлять ее на Родосе. Таким образом, мы можем утверждать, что после стольких веков на первом Родосском Совещании Православная Церковь впервые собралась в своей полноте. На втором Родосском Совещании не были представлены Элладская, Грузинская, Албанская и Польская церкви, что, однако, как ни огорчительно было само по себе, не могло повлиять на ход Совещания.
Председатель, митрополит Милитон, выступил с предложением рассмотреть первый пункт программы — вопрос о посылке или непосылке наблюдателей на вторую сессию Ватиканского Собора в ответ на приглашение кардинала Беа — и предложил каждой церковной делегации высказать по этому поводу свое мнение.
В результате обсуждения единодушно было принято решение по первому пункту повестки дня, чтобы вопрос о посылке наблюдателей на вторую сессию Ватиканского Собора был оставлен на свободное решение самих поместных церквей. Представитель Кипрской автокефальной Церкви высказал пожелание, чтобы наблюдателями в Ватикан назначались не епископы, а лица в иерейском сане или миряне-богословы. Митрополит Никодим поддержал это предложение, заявив, что сан епископа несовместим с положением наблюдателя. Это предложение было единогласно принято. Затем Совещание перешло к обсуждению второго пункта программы своих работ — к вопросу об отношениях с Римско-Католической Церковью. Особых принципиальных расхождений он не вызвал. Участники Совещания единогласно одобрили предложение о начале богословского диалога с Римской Церковью на равных началах и на одинаковом уровне с тем, чтобы это решение Родосского Всеправославного Совещания было представлено на рассмотрение всем автокефальным православным церквам и потом проведено в жизнь всей Православной Церковью сообща. Были зачитаны и одобрены текст Послания Совещания, краткие протоколы его заседаний и составлены информационные сообщения для прессы. После этого деловая часть работ Всеправославного Совещания была объявлена законченной.
Подводя итоги II Родосскому Совещанию, можно сказать, что, как и первое Совещание, оно было, в общем, несомненным успехом для Православия. Существовавшие между церквами различия во взглядах были, с Божией помощью, сравнительно легко преодолены, и единство в свободе Святого Православия еще раз явлено всему миру. Можно также сказать, что если значение первого Родосского Совещания было главным образом в том, что на нем был проявлен во всеправославном масштабе древний принцип соборности, то на втором Родосе мы видели применения этого соборного принципа на практике, при решении — и притом успешном — конкретных текущих дел обще-православной жизни. Но вместе с тем второе Родосское Совещание еще раз наглядно показало, что в Православии нет места для какого-либо примата в римском духе, что ни одна поместная Церковь, каково бы ни было ее историческое значение, не может господствовать над другими и диктовать им свою программу и волю. Работы Родосского Совещания потому были столь плодотворными и братскими по духу, что все участвовавшие в нем поместные церкви были готовы прислушиваться друг к другу, принимать во внимание положение и особые интересы каждой из них, уступать друг другу и не навязывать Совещанию своей заранее выработанной программы.
III.3. III Всеправославное совещание на острове Родосс.
III Всеправославное Родосское совещание проходило с 1 по 15 ноября 1964 года.
По большому счету оно было собрано, чтобы продолжить разработку темы II Всеправославного Совещания на о. Родос, а именно проблемы отношений Православия и римо-католицизма. Если её еще более конкретизировать, то ее можно будет определить, как углубленное рассмотрение и раскрытие решения нашего предыдущего Совещания о возможном православно-католическом богословском диалоге.
Святейший Патриарх Афинагор в Послании своем Главам Поме-стных Православных Церквей от 15 июля 1964 г. в следующих словах сформулировал задачу настоящей встречи: она должна быть совещанием «относительно способа сообщения принятого решения о предложении в направлении Римско-Католической Церкви диалога на равных правах, а также о ходе и содержании диалога, то есть о полях и секторах, вокруг которых с православной точки зрения будет происходить диалог». Таким образом, исходя из этого определения, на III Всеправославном родосском совещании ставилось для обсуждения два вопроса:
1.О способе сообщения Римско-Католичеокой Церкви решения II Всеправославного Совещания на о. Родос о предложении этой Церкви богословского диалога на равных началах и на одинаковом уровне и
2.О ходе и содержании диалога, то есть о полях и секторах, вокруг которых должен происходить этот диалог.
Как было сказано выше, II Всеправославное Совещание на о. Родос (26—29 сентября 1963 года) вынесло решение одобрить «предложение о начале богословского диалога с Римской Церковью на равных началах и на одинаковом уровне».
Но в очередной раз пришлось убедиться, что постановления и деклорации, это бумага, и не все что было подписано, выполнялось, или будет выполняться. Конечно, многие иерархи и богословы отмахиваются от вопросов на злобу дня, выражением «еще не пришло то время», но уже сейчас становиться видно, что время пришло — но мы не готовы к переменам и реформам.