Введение

Объект исследования. Объектом исследования для данного дипломного сочинения стал Михайло-Архангельский Черемисский монастырь Козмодемьянского уезда Казанской губернии — яркое явление в духовной и культурной жизни для всех марийцев, и в особенности для горно-марийской их части.

Актуальность и новизна работы. Михайло-Архангельский монастырь был настоящим религиозным центром, причем влияние его распространялось далеко за пределы Космодемьянского уезда. Более того он стал и центром народного просвещения как в среде марийской, так и чувашской, мордовской, русской, и других народностей. Возникнув на волне демократических преобразований благодаря активности ряда марийцев-прозелитов, он стал важной вехой в истории марийского края. Но при этом не получил в современной историографии должного освещения. Наша работа призвана восполнить этот пробел.

Новизна работы заключается в попытке переосмыслить историю, и вообще значение данного монастыря как просветительского и духовного центра, показать те горизонты и перспективы, которые открывались перед ним в свете его особого возникновения и назначения, как монастыря изначально инородческого. Кроме того новым можно назвать некоторую критику тех действий Св. Синода и епархиальных властей, которая по понятным причинам была невозможна у дореволюционных авторов писавших о Михайло-Архангельском монастыре.

Обзор литературы. Следует отметить, что современной литературы прямо касающейся истории Михайло-Архангельского монастыря не существует, а потому основными источниками в нашем исследовании стали архивные материалы, находящиеся в Национальном Архиве Республики Татарстан, и заметки содержащиеся в дореволюционном епархиальном издании „Известия по Казанской Епархии" изданные в различные годы.

Цель и задачи исследования. Цель данной работы - исследовать историю Михайло-Архангельского Черемисского монастыря. Для наиболее полного и объективного исследования данного темы мы постараемся ответить на ряд вопросов:

1. Как и благодаря кому и чему возник, и вообще стало возможным возникновение обители?

2. Как происходило строительство нового монастыря?

3. Кто стал первым постоянным настоятелем монастыря и кто пришел ему на смену?

4. Что собой представляла монастырская братия?

5. В чем заключалась просветительская и миссионерская деятельность обители?

Методы исследования. В соответствии с поставленными вопросами в работе применялся комплекс методов исследования, основными из которых являются описательный и аналитический.

Структура работы. Данная работа состоит из пяти глав, заключения и приложения. В Главе I мы рассмотрели историю возникновения монастыря от появления на месте его первого отшельника до указа Св. Синода с разрешением на строительство. Именно строительство обители и все, что было с этим связано, нами описано в Главе II. В Главе III мы постарались привести все известные нам данные относительно отцов настоятелей, дать их характеристики и доступные нам биографические сведения. В дальнейшем, в Главе IV, мы уже обратились к тем, кем эти настоятели управляли, т.е. к братии Михайло-Архангельского монастыря. Ну и миссионерско-просветительскую деятельность обители мы изложили в Главе V. В заключении обобщаются результаты исследования в целом, делаются выводы по всей работе. В конце работы дается список использованных источников и литературы. А в приложении приводится иллюстративный материал.