Введение

Наше исследование посвящено кряшенскому поэту, священнику, жившему во второй половине XIX века, Иакову Емельянову.

Он был лично знаком с известным миссионером Николаем Ивановичем Ильминским и заведующим Центральной крещено-татарской школы священником Василием Тимофеевым.

В свое время он был широко известен в кряшенской среде благодаря двум сборникам стихов, вышедшими в свет в 1879 и 1888 годах под названием «Стихи на крещено-татарском языке». Татарской общественности творчество о. Иакова становится известным с 1935 года, когда некоторые его стихи, созвучные духу того времени, несколько раз публиковались в журнале «Совет әдәбияты».

Краткая биография о. Иакова после его смерти впервые публикуется редакцией журнала «Православный собеседник» в издании 1896 года под названием «Письма Н.И.Ильминского к крещеным татарам». Однако, о его творчестве в этом издании упоминается лишь вскользь.

Творчество Емельянова было впервые исследовано советским ученым М. Х. Гайнуллиным и включено в хрестоматию по татарской литературе XIX века для высших учебных заведений. Хрестоматия претерпела разные годы издания, начиная с 50-х годов. В ней проводится биография поэта, составленная М.Х. Гайнуллиным по рукописным трудам А.Н.Григорьева. Следует отметить, что биография содержит небольшую, но серьезную неточность. В биографии отмечается, что о. Иаков учился в Казанской духовной академии, чего не могло быть, так как он не имел семинарского образования.

Кроме того, М.Х. Гайнуллин подходит к творчеству о. Иакова только с точки зрения советских ценностей. Гайнуллин считает священническую деятельность Емельянова его заблуждением, в котором тот будто бы раскаялся в конце жизни, а его самого считает проповедником социальных противоречий[3, с.246-257].

К этому следует отметить, что публикация на русском языке об этом поэте и его творчестве была всего лишь одна, уже в послесоветское время. Литературовед Мансур Сафин в 1998 году опубликовал статью на русском языке к 150-летию поэта в журнале «Аргамак». Здесь М. Сафин путает названия некоторых сел, где служил о. Иаков.

В данной работе перед нами стоит задача перевода стихов и писем о. Иакова Емельянова с кряшенского языка, что осуществляется впервые. Нами предпринимается попытка взглянуть на творчество о. Иакова с иной точки зрения – с точки зрения пользы для христианской миссии.

Перед нами стоит еще одна задача – составить, насколько это возможно, полную и точную биографию. Для этого мы используем все имеющиеся первоисточники, как то: опубликованные письма Н.И. Ильминского к о. Иакову Емельянову, отчеты Братства свт. Гурия за разные годы, архивные материалы (ревизские сказки, клировые ведомости, письма о. Иакова к Ильминскому и священнику Василию Тимофееву).

Для написания работы мы, наряду с архивными источниками, использовали следующую основную литературу:

«Казанская крещено-татарская школа. Материалы для истории христианского просвещения крещеных татар».

Представляет собой сборник исторических статей. Чрезвычайно интересен по вопросам жизни школы священника Василия Тимофеева (с момента открытия в 1864 году до 1887 года), участия Н. И. Ильминского, П. В Щетинкина, протоиерея Е. А. Малова и других лиц в жизни школы, в открытии богослужений на кряшенском языке в Казани и других местах.

«Письма Н.И.Ильминского к крещеным татарам».

Это издание вышло в память о Н. И. Ильминском стараниями близких друзей. Кроме личных характеристик обеих сторон, в данных письмах заключается немало ценных материалов для истории христианского просвещения и миссии среди кряшен за время деятельности Ильминского, содержится много этнографических, географических, миссионерских и тому подобных сведений.

«Отчеты о деятельности Братства свят. Гурия».

Непосредственно интересны для истории просвещения и миссии среди инородцев тем, что почти в каждом отчете приводятся списки инородческих братских школ Казанской губернии, списки учителей этих школ, списки членов Совета Братства, сведения о рукоположении и служении инородцев, а также сведения о деятельности Братства, начиная с 1867 года.

«Историко-статистическое описание церквей и приходов Казанской епархии: Мамадышский уезд».

Крупное исследование Историко-археологического Общества. Содержит сведения о постройке храмов Казанской епархии, их интерьере и экстерьере, сведения о причте, о количестве населения, сведения о школах и кладбищах.

Нами также использована статья М. Глухова в журнале «Казан утлары». Здесь часто повторяются ошибки статьи М.Х.Гайнуллина в биографии о. Иакова.

Цель нашего исследования - на примере конкретной личности из инородцев показать насколько была успешна православная миссия, основанная Н.И.Ильминским, когда из темных невежественных инородцев вырастали истинные христиане.