Глава III. Стихи, их перевод

Переходя к творчеству о. Иакова Емельянова, необходимо сказать, что он вошел в историю как первый кряшенский поэт. После него известны поэты: Давид Григорьев, Егор Уткин, Гарай Рахим (Григорий Родионов), Ямаш Игеней (Ананий Малов) и др.

Согласно биографии М.Х.Гайнуллина Емельянов начал писать стихи во время обучения в Центральной крещено-татарскай школе. С этим отчасти можно согласиться, но мы, исследовав его биографию, насколько позволили нам источники, склоняемся к выводу, что стихи Емельянов начал писать во время своего пребывания учителем в земской Уреево-Челнинской школе, где он впервые знакомится с творчеством популярных в то время русских поэтов А. Кольцова, Н. Некрасова, И. Никитина. Одно из первых стихотворений Емельянова «Äлäк» (Сплетня, Клевета) является переложением стихотворения И. Никитина «Сплетня» (1856г.):

Живи как отшельник,
Гуляй или плачь, -
Найдет тебя сплетня,
Придет твой палач!
Двери не отворит, -
Под дверь подползет,
Ограда мешает, -
Сквозь камень пройдет.
В чем грешен, не грешен, -
В набат прогудит,
Навек обесчестит,
По гроб осрамит.
И в грязь тебя втопчет
И недруг, и друг…
Проклятая сплетня!
Проклятый недуг!

«Нет почти ни одного поэта, вышедшего из низов, - пишет Л. А. Плоткин во вступительной статье к изданию сочинений Никитина, - который не испытал бы влияния поэзии Никитина».

Познакомившись с творчеством Н. Некрасова, А. Кольцова, мы можем с уверенностью сказать, что созвучных по тематике стихов с поэзией этих поэтов у Емельянова не много: «Жарлы тормош» (Бедная жизнь), «Кайгы» (Скорбь). В публикациях советского периода публиковали именно эти стихотворения. Остальные произведения Емельянова на нравственно-христианские темы и темы, близкие только инородцам Поволжья.

По свидетельству литературоведа М. Сафина стихи Емельянова, как правило, сюжетны, написаны языком, близким к разговорному. В стихах проглядывает силлабика24, характерный емельяновский ритм, многие стихи написаны размерами народных песен и создают конкретные поэтические образы, они довольно богаты по содержанию и по поэтическим приемам. Строфика и ритмика стихов очень близка к песенной и имеет ярко выраженную фольклорную интонацию. Богатая внутренняя рифмовка стихов в сочетании с приемом “ялгау”, т.е. повторения конечного слова строки или строфы в начале следующей строки или строфы, придает им редкую декламационную направленность[16].

Известно, что за мелодичность и напевность своей поэзии Емельянов получил в народе прозвище “Жырчы Жaкay”(“Певец Яков”).

Всего известно 20 стихотворений Емельянова. Как уже упоминалось в биографии, было два издания стихотворений Емельянова в 1879 и 1888 годах.

В первый сборник вошли 11 стихотворений[17]:

«Саннау» (Уважение), «Кайгы» (Скорбь), «Ходай сине илдäн алган…» (Тебя Господь избрал из мира), «Жарлы тормош» (Бедная жизнь), «Чäй» (Чай), «Нардуган» (Нардуган), «Саташканны уятыу» (Разбудить бредящего (сумасшедшего)), «Олосомаклык» (Горделивость), «Äлäк» (Сплетня), «Кöндя ызгыш…» (Каждодневные ссоры), «Кÿремчене курмaтлay» (Почитание знахаря).

Сборник вышел под названием «Стихи на крещено-татарском языке. Дьякон Я. Емельянов стихлары».

Второй сборник вышел под таким же названием, но почему-то без авторства. Этот сборник включает 17 стихотворений поэта[18]. Не вошли во второй сборник стихи из первого сборника: «Саташканны уятыу» и «Кöндя ызгыш…». Вошли во второй сборник 8 новых стихотворений:

«Кояш» (Солнце), «Кайгылы чакта кöйöнмä…» (Не печалься во время скорби), «Улым» (Сынок), «Балам» (Дитя мое), «Äбей ÿгете» (Наставление бабушки), «Кнäгäсен кулына тотоб…» (Держа свою книгу в руках), «Жалкау мескен…» (Лентяй-бедняжка), «Бöгöн кÿргäн тöшöмнö…» (Виденный сегодня сон).

Стихотворение поэта «Саран бай» (Скупой богач) сохранилось только в рукописном виде (см. Приложение I с.89)., в письме к священнику Василию Тимофееву (историю, связанную с этим стихотворением мы привели в биографии) за 1877 год. Это стихотворение в советских изданиях считалось утерянным (о нем только упоминали), пока не было обнаружено Алексеем Колчериным, исследуя личный архив Ильминского (фонд 968).

Следует немного сказать о характере его творчества.

Стихотворение, носящее название «Нардуган», было написано по поводу языческих традиций, которые издревле соблюдались инородцами Поволжья, с целью искоренения языческих верований и представлений.

Праздник «Нардуган» (по-русски святки) продолжался 12 дней. В эти дни проводились маскарадные увеселения, гадания на кольцах.

Парни и девушки собирались в доме, который назывался нардуган oйе, далее отправляли за водой к проруби двух молодых людей – первого ребенка в семье и последнего. Им надо было трижды очерчивать топором воду по направлению солнечного движения. На обратном пути не разрешалось разговаривать. По широко распространенному поверью такая вода обладала магической силой.

В принесенную воду все девушки, участницы игры, клали свои кольца. Ведро накрывали полотенцем. Одна из девушек, не глядя и не показывая никому, вынимала какое-нибудь кольцо. В это время произносили разные песенные куплеты и только после этого показывали кольцо. Каково было содержание песни, то, полагали, и сбудется.

Обряд нардуган был распространен среди многих народов Ср. Поволжья, например: морд.-мокша – нардван, морд.-эрзя – нардава, марийцев – нардуган, чувашей – нартаван, нартукан, удмуртов – нардуган и др.[19,с.174-175].

Стихотворения «Кÿремчене курмaтлay» (Почитание знахаря), «Жалкау мескен…» (Лентяй-бедняжка) и «Бöгöн кÿргäн тöшöмнö…» (Виденный сегодня сон) были написаны по тому же поводу.

По языческим верованиям инородцев, корман (общее моление с жертвоприношением) служил умилостивлением «небесного царя», распоряжающегося судьбами людей и скота, и который волен послать болезни и мор. Киреметью называлось место жертвоприношений. Место считалось страшным, полагали, что там обитает злой дух и, если не принести жертву (корман), возможны различные бедствия и болезни. Киреметью назывался и сам дух, обитающий в данном месте[20]. Насколько актуальна была данная тема, можно судить из описания в 1900 году прихода с. Урясь-Учи: «…старокрещеными татарами и новокрещеными вотяками тайно изредка приносятся жертвоприношения…»(9, с. 341).

Стихотворение «Кнäгäсен кулына тотоб…» (Держа свою книгу в руках), возможно, обязано своим возникновением поведению местного учителя, о котором рассказывает о. Иаков Н.И.Ильминскому в письме от 5 октября.1884 года или же основано на впечатлениях от учительской работы самого о. Иакова.

Стихотворение «Саташканны уятыу» (Разбудить бредящего (сумасшедшего)) носит апологетическо-полемический характер. Поэт в этом стихотворении полемизирует с преподавателем медресе, защищая кряшен от нападок и усмешек татар-магометан, что имело место в селениях, где кряшены жили неподалеку от поселений татар-магометан.

В стихотворении «Улым» (Сынок) автор метафорически показывает достоинство и высоту христианских добродетелей, таких как любовь, милосердие, кротость. Это стихотворение своего рода аналогия нагорной проповеди Спасителя.

В стихотворениях «Кайгы» (Скорбь) и «Кайгылы чакта кöйöнмä…» (He печалься во время скорби) дает понимание смысла и значения скорбей как средства к осознанию и пересмотру ценностей жизни, утверждающих человека в истине. По этим стихам также можно судить насколько глубоко согласно святоотеческой традиции поэт понимает внутреннюю борьбу христианина с помыслами.

Имеются у поэта стихотворения и на социальные темы: «Жарлы тормош» (Жизнь в бедности), «Балам» (Мое дитя), которыми автор призывает к христианскому состраданию и взаимопомощи.

В стихотворении «Саран бай» (Скупой богач) поэт обличает такие пороки, как жадность, гордость, двуличье.

На практические темы написаны стихотворения «Aбей yгете» (Наставление бабушки), «Саннау» (Уважение), в которых автор призывает к послушанию старшим.

В стихотворении «Олосомаклык» («Горделивость») поэт в духе святоотеческой традиции раскрывает понятие гордости как искажения и унижения богоподобного человеческого достоинства.

Подводя итог вышесказанному, хотелось бы подчеркнуть, что своим творчеством поэт проповедует христианство соплеменникам. Хотя в его творчестве мы не встречаем прямого христианского учения, но все же с помощью поэзии он готовит своих читателей к принятию христианского мировоззрения, христианских ценностей.

Несомненно, творчество автора являлось одной из сторон его миссионерского служения. Именно поэтому стихотворения о. Иакова были опубликованы по ходатайству Н.И. Ильминского на средства Православного Миссионерского Общества.

1.Саннау.

Эй балалар сезгa aйтaм:

Карт кешене саннагыз,

Карт кешенен габрaтен

Aр берегез аnнагыз.

Аnнагыз картнын габрaтен,

Yгетен жалан тыnнагыз,

Карт катере калырлык эш

Ич бер чакта кылмагыз.

Кылмагыз сез жаман эшне,

Картнын yгетен тотогоз,

Акыллы картнын сyзлaрен

Aр бересен отогоз.

Отогоз анын сyзлaрен,

Yгетен кабыл алыгыз,

Карт кешене кyреy блaн

Бyрегегезне салыгыз.

Салыгыз бyрегегезне карт алдында,

Анын кyнелен алыгыз,

Карт узганда аякка тороб

Сыгылыб башырыб калыгыз.

Калыгыз сыгылыб башырышыб,

Жoзoнa жагымны карагыз,

Картка саннау кылсагыз

Сезне дa саннар балагыз.

Картны олоно саннаучы

Суnгы кoндa сoйoнoр,

Картны олоно саннамаган

Гyмере буйына кoйoнoр

Уважение.

Дети, вам говорю:

Уважайте пожилого человека,

(?) пожилого человека

Каждый поймите.

Поймите пожилого (?)

Его наставления всегда слушайте,

Никогда не творите (плохого) дела,

Которое может остаться в памяти у пожилого.

Не творите вы плохого дела,

Держите (в памяти) совет пожилого,

Слова умного пожилого

Схватывайте каждое.

Схватывайте его слова,

Принимайте его наставление,

Снимайте свою шапку

Как увидите пожилого.

Снимайте свою шапку перед пожилым,

Покорите его любовью,

Когда будет проходить пожилой, встав на ноги,

Остановитесь поклонившись.

Остановитесь поклонившись,

Посмотрите приветливо в его лицо,

Если будете оказывать уважение пожилому,

И вас будет уважать ваш ребенок.

Пожилого, старшего уважающий

Возрадуется в последние дни,

Пожилого, старшего не уважавший

Во всю свою жизнь будет скорбеть.

2.

Ходай сине илдaн алган

Илгa иркен сoйлaргa,

Ходай сиnа куат биргaн

Биренеб чын ден сoйлaргa

Биренеб чын ден сoйлayеnне

Суnгы кoндa аnнарлар,

Синеn кылган эшлaреnне

Багытында даннарлар.

Даннарлар аны калыклар,

Yзеna барда кyренмaс,

Суnгы кондa эшлaреn oчoн

Биренгaн кynелеn сyрелмaс.

Сyрелмaс синеn чын кynелеn

Эшлaреn данына туйыныр,

Суnгы кoндa зур эшлaреn

Затка oлгoгa куйылыр.

Затлар аны oлгo итеб

Aр багытка сакларлар,

Изге эшне гадел уйлар

Aр бер чакта жакларлар.

 

Тебя Господь избрал из мира

Миру возвещать Его волю,

Тебе Господь дал силу

Отдавшись возвещать православную веру.

Твою ревность по распространению православия

Поймут в последний день;

Твои сотворенные дела,

Когда наступит время, прославят.

Народы прославят их,

Ты этого не увидишь.

В последний день ради дел твоих

Не погаснет ревностная (твоя) душа.

Не погаснет твоя душа,

Дела твои насытятся славе,

В последний день большие твои дела

Будут поставлены роду как образец.

Поколения, ставя их в образец,

Все время будут хранить,

Праведные мысли всегда будут

Поддерживать святое дело.

3.Кояш.

Жaшнa, кояш, жалтра!

Жактыn жирдa уйнасын.

Иртaге кырау сунгы сыуык

Жаnа орлокно жуймасын...

Солнце.

Греми, солнце, сверкай!

Пусть твой свет играет на земле,

Утренние заморозки, последний холод

Пусть не теряют новое зерно.


24. Силлабические стихи – рассчитанные на распевное произнесение, стихи с равным числом слогов; это система стихосложения, которая выросла из богослужебного речитатива и привилась в ряде европейских языков; характерно для русской книжной поэзии XVI-XVIII в., с развитием светской литературы оно исчезло как несоответствующее духу языка.