Область воздержания христианина
Что не полезно, то и вредно.
Преп. Варсонуфий Великий.

Невозможно перечислить все стороны человеческой жизни, к которым христианину нужно проявить воздержание.

Как пишет преп. Варсонуфий Великий: «Мера воздержания не ограничивается только пищей и питием, но простирается и на разговоры, и на сон, и на одежду, и на все чувства».

Следует сказать, что христианину необходимо воздерживаться и от очень многого такого, что обычно в миру не считается предосудительным.

Есть область, невоздержание в которой считается достоинством. Это область знаний и удовлетворения своей любознательности и любопытства.

На первый взгляд, действительно, кажется, что чем больше знаний имеет человек, тем для него лучше, тем он «умственно богаче», или, как говорят, «эрудированнее». Так думают, кажется, все «образованные люди». Но не идет на пользу эта светская аксиома душе христианина. Вот как думает об этом о. Павел Флоренский: «Мы осуждаем жадность в пище. Но почему ж в таком случае необузданное удовлетворение другой естественной потребности – познания – не считается пороком? Обуздывать жадность в познании есть такая же добродетель, как полагать предел похотям плоти».

И действительно, наш ум – это сосуд определенной вместимости, и его неразумно переобременять, а время, в которое мы наполняем его сведениями, отсчитано нам точною мерою. Благо нам, если он наполняется нами вечными ценностями – тем «Светом истинным, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1, 9).

Но если мы тот же сосуд – наш ум – наполняем в изобилии наукой, светской литературой, политикой, новостями, и т.п., то в нем мало останется места для Богопознания; вместе с тем, мы теряем и время и силы при стяжании мирской мудрости с очевидным ущербом для приобретения истины вечной.

Излишнее богатство знаниями есть один из видов богатства. Отсюда следует и опасность его, поскольку Господь предупреждает всех богатых: «Трудно богатому войти в Царство Небесное» (Мф. 19, 23).

По словам схиархимандрита Софрония, «подлинное христианство простирается на нестяжание не только материальное, но и на интеллектуальное.

В своих научных познаниях люди видят свое духовное богатство, не подозревая при этом, что есть иное, высшее познание и подлинно несравнимое богатство, приносящее великий покой.

В погоне за материальным комфортом, люди утеряли комфорт духовный, и современный материалистический динамизм все более и более приобретает демонический характер, и не удивительно, ибо это есть не что иное, как динамика греха».

А старец Силуан пишет: «Кто читает плохие книги или газеты, тот наказывается голодом души, потому что пища души и наслаждение ее – в Боге. В Боге и жизнь ее, и радость, и веселие...»

Конечно, не все свои силы на земле возможно отдавать непосредственно Богу: есть и «кесарево», которое надо отдавать «кесарю» (Лк. 20, 25). И нам надо какое-то время тратить на изучение полезных для жизни знаний и наук. Но, тратя на них время, надо воздерживаться от траты сил и времени на изучение и знакомство с теми областями знаний, без которых мы можем свободно обойтись.

Свт. Феофан Затворник