История Казанской Духовной Семинарии

Казанская Духовная Академия и Казанская Духовная Семинария.



Открытая в 1842 году Казанская духовная академия была четвертой и последней по счету в России (после Киевской, Московской, Санкт-Петербургской). Вскоре она превратилась в крупнейший научный центр, сравнимый по своему масштабу с Казанским университетом. Как известно, в 1854 году знаменитый Восточный разряд Казанского университета был переведен в Санкт-Петербург, но благодаря тому, что в Казанской духовной академии открылось миссионерское отделение, Казань оставалась вторым после Санкт-Петербурга центром востоковедения в России.

За семидесятилетнюю историю Казанской духовной академии в ней работали многие выдающиеся ученые, некоторые из них были выпускниками столичных академий, но большинство работали в своей alma mater.

Среди самых известных - богословы Александр Матвеевич Бухарев (в иночестве Феодор), Василий Васильевич Миротворцев, Владимир Николаевич Ретивцев (в иночестве Хрисанф), Александр Федорович Гусев, Иван Михайлович Добротворский, Михаил Иванович Богословский, Евлампий Андреевич Будрин, Николай Яковлевич Беляев, Павел Александрович Юнгеров, библейский историк Яков Алексеевич Богородский, церковный археолог Николай Фомич Красносельцев, историки Афанасий Прокопьевич Щапов, Петр Васильевич Знаменский, Сергей Александрович Терновский, Иван Михайлович Покровский, церковные правоведы Илья Степанович Бердников, Федор Афанасьевич Курганов, философы Вениамин Алексеевич Снегирев, Виктор Иванович Несмелов (Н.Я. Бердяев назвал его величайшим современным философом).

Профессорами Казанской духовной академии были выдающиеся исламоведы Гордий Семенович Саблуков (создатель научного перевода Корана), Михаил Яковлевич Машанов, Евфимий Александрович Малов.

Знаменитый ученый, педагог и миссионер Николай Иванович Ильминский был выпускником первого набора академии, а потом преподавал здесь же.

Множество выпускников Казанской академии стали иерархами Русской Православной Церкви. Среди них—двое митрополитов Санкт-Петербургских, являвшихся в дореволюционный период предстоятелями Русской Православной Церкви: Палладий (Павел Иванович Раев) и Антоний (Александр Васильевич Вадковский).

Среди других архиереев, питомцев Казанской академии следует назвать известных миссионеров Мелетия (Якимова). Вениамина (Благонравова), Бориса (Плотникова), сыгравшего важную роль в развитии духовного и церковного образования, известного богослова и краеведа Никанора (Каменского). Всего к 1917 году епископский сан получили более 50 выпускников академии.

Многим из тех, кто закончил Казанскую духовную академию в XX веке, архиерейский сан принес не почет и власть, а тяжкие испытания и мученическую смерть за православную веру. Среди канонизированных в 1990-е годы новомучеников российских и украинских - и последний ректор академии Анатолий (Грисюк), и ее выпускники Афанасий (Малинин), Варсонофий (Лузин), Виктор (Островидов), Гавриил (Аболымов), Герман (Ряшенцев), Гурий (Степанов), Иоасаф (Удалов), Иоанн (Поярков), Иов (Рогожин), Ириней (Шульмин), Иувеналий (Масловский), Симеон (Шлеев), Феодор (Поздеевский) и другие.

Казанская духовная академия сыграла достаточно важную роль в истории братских православных церквей. Здесь училось немало иностранных студентов. Это были арабы, греки, южные славяне, представлявшие православных жителей Австро-Венгрии. Болгарии, Греции, Сербии, Османской империи, Черногории, Японии.

В отличие от Казанской духовной семинарии академия была учебным заведением не местного, а всероссийского масштаба. По приблизительным подсчетам (ситуация изменялась в разные десятилетия), здесь учился каждый шестой студент высших духовных учебных заведений империи, в начале XX века каждый шестой архиерей Русской Православной Церкви был выпускником Казанской академии.

Казалось бы, семинария, находящаяся в одном городе с академией, должна была быть качественно выше других, а доля будущих студентов среди ее выпускников - больше, чем среди выпускников других семинарий.

Но на деле все обстояло иначе, влияние академии на семинарию было невелико. Это объяснялось политикой жесткой централизации, проводившейся Синодом. Количество студентов, поступавших в духовные семинарии, строго квотировалось, выпускники академий распределялись не по своим учебным округам, а по всей стране.

Показательно, что преподавательские корпорации Казанской духовной семинарии и Казанской духовной академии были не связаны между' собой. За все время существования семинарии ни один профессор академии не преподавал в ней, ни один преподаватель семинарии не перешел в академию. Единственным исключением был палестинский араб Пантелеймон Крестович Жузе, выпускник академии 1896 года. Будучи штатным преподавателем Казанской семинарии, он преподавал по совместительству арабский язык и в академии. Для очень перспективного церковного историка Константина Васильевича Харламповича, выпускника Санкт-Петербургской академии и преподавателя Казанской семинарии, в 1907 году нашлось место профессора в Казанском университете, но не в академии.

В преподавательской корпорации Казанской духовной семинарии выпускники Казанской академии составляли в разные периоды от трети до половины, остальные были выпускниками других академий. Это было следствием механического подхода к распределению выпускников академий, когда ими просто замещали освободившиеся места. Казанского выпускника могли направить в Варшаву, а Санкт-Петербургского - в Казань то ли по алфавиту фамилий, то ли потому, что в таком порядке их дела оказались в стопке документов в Синоде.

Обратимся к цифрам. В 1846 году Казанскую духовную академию закончили 2 человека, поступивших в нее из Казанской духовной семинарии, в 1848 - 4: в 1850 - 6; в 1852 - 2; в 1854 - 2; в 1856 - 2; в 1858 - 3; в 1860 - 2: в 1862 - 1; в 1864 - 1; в 1866 - 1; в 1868 - ни одного: в 1870 - 1: в 1872 - 4; (до 1874 года выпуски были раз в два года), в 1874 - 6; в 1875 - ни одного; в 1876 - 3; в 1877 - 1; в 1878 - 5: в 1879 - 1; в 1880 - ни одного; в 1881 - ни одного: в 1882 - 1: в 1883 - 1; в 1884 - 1; в 1885 - 3; в 1886 - 6; в 1887 - 3: в 1888 - 1: в 1889 - 3; в 1890 - 2; в 1891 - 5; в 1892 - 2: в 1893 - 5; в 1894 - 1; в 1895 - 1; в 1896 - 6; в 1897 - 5; в 1898 - 4; в 1899 - 2; в 1900 - 6; в 1901 - 4; в 1902 - 3; в 1903 - 4; в 1904 - 8; в 1905 - 6; в 1907 - 4; в 1908 - 4; в 1909-5; в 1910-4; в 1911 - 2; в 1912-4, В 1913- 1; в 1914 - 4; в 1915 - 6; в 1916 - 5; в1917 - 7; в 1918 - 4. Таким образом, за 75 лет Казанскую академию закончили 177 выпускников Казанской духовной семинарии. Выходцев из Симбирской, Вятской, Нижегородской, Пензенской, Тамбовской семинарий в Казанской академии училось намного больше.

За все время существования Казанской академии лишь трое выпускников Казанской семинарии стали ее преподавателями. Выпускник академии 1891 года проработал в своем родном вузе лишь семь лет, его дальнейшую судьбу нам выяснить не удалось. Выпускник 1901 года Константин Григорьевич Григорьев стал довольно известным профессором-богословом. Наконец, отец Гурий (Степанов), выпускник 1906 года, успел до 1917 года стать квалифицированным специалистом по буддизму и монгольским языкам (о них см. в Приложениях).

Липаков Е. В.



Все новости раздела




Другие новости раздела:
Для Казанской Духовной Семинарии такая важная дата, как 10-летие со дня ее воссоздания, становится причиной первого подведения итогов ее существования: что уже было сделано, что достигнуто, что...
Когда секретарь епархиального управления Александр Павлов предложил мне, как преподавателю семинарии, поделиться своими воспоминаниями о работе в нашей духовной школе, то в начале я даже несколько...
Эти воспоминания связаны с возрождением духовного образования в Казани, которое ознаменовалось открытием Казанской духовной семинарии. Мне запомнилось такое начало. Шел 1997 год, был первый набор в...