Казанская духовная семинария Казанская духовная семинария
  •  Главная страница / Заочный сектор /

Сравнительное богословие

 ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВНОЕ БОГОСЛОВИЕ»

 

 

(код по ГОС (ОКСО)/                                      (название дисциплины (модуля) по ГОС/ ФГОС   / учебному плану)

ФГОС /учебному плану)  

                                      

по направлению

подготовки

033400

             

Теология

                                                     (код)                                         (название  направления по ГОС/ ФГОС ВПО)

для специальности

033400

             

 

                                                     (код)                                         (название  специальности по ГОС/ ФГОС ВПО)

специализация /квалификация

033400

             

бакалавр

                                                     (код)                                         (название  специализации  по ГОС/ ФГОС ВПО)

                                                                

 

Казань  2012

1. Цели  освоения учебной дисциплины  

Дисциплина имеет целью привлечь студентов специальности «Теология» к осмыслению феномена религиозности в его связи с основными категориями богословия и философской онотологии,  данными христианского Откровения, типологии и истории религии.

2. Место учебной дисциплины  в структуре ООП бакалавриата

Б.3.1.2. Модуль «Общая теология конфессии»

Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, сформированные в средней (полной) общеобразовательной школе и в вузе в процессе освоения богословских и философских дисциплин: «Катехизис», «Догматическое богословие», «История философии».

В результате освоения дисциплины обучающиеся приобретают как теоретические знания в области основного богословия, так и практические навыки применения этих знаний в будущей пастырской / преподавательской деятельности.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать: базовые понятия дисциплины; место дисциплины в общем ряду религиоведческих наук и органическую связь курса основного богословия с курсами догматического и сравнительного богословия, философии, а также с историей и философией религии.

  Уметь: работать в предложенной методологической парадигме, производить богословский и философский анализ и синтез, применять аппарат философских категорий к данным христианского Откровения;

Владеть: теоретическими знаниями в области религиозной типологии, онтологии, антропологии и сотериологии.

Демонстрировать способность и готовность: к практическому применению полученных знаний при решении профессиональных задач; к применению полученных знаний в исследовательской деятельности.

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС по направлению подготовки ВПО 033400– «Теология»:

а) общекультурных (ОК):

способность выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования (ОК-1);

приверженность нормам традиционной морали и нравственности; способностью к социальной адаптации (ОК-3);

способность использовать в познавательной и профессиональной деятельности знания о структуре, методологии и критериях современной науки (ОК-7);

базовые знания в области социально-гуманитарных наук (ОК-8);

способность приобретать и интерпретировать с использованием современных информационных и образовательных технологий новые знания по всем разделам теологии и смежных дисциплин (ОК-11);

б) общепрофессиональных (ПК):

в области научно-исследовательской деятельности:

способность использовать знание основных разделов теологии и их взаимосвязь, собирать, систематизировать и анализировать информацию по теме исследования, готовность применять в научно-исследовательской работе основные принципы и методы проведения научных исследований, учитывая единство теологического знания, оформлять и вводить в научный оборот полученные результаты (ПК-1);

готовность применять стандартные методы решения проблем, имеющих теологическое содержание (ПК-2);

готовность участвовать в научных исследованиях по теологической проблематике (ПК-3);

в области социально-практической деятельности:

способность использовать в практической деятельности знание о теологических основаниях, принципах, методах и различных формах этой деятельности; готовностью участвовать в исследованиях практической деятельности религиозной организации и применять результаты этих исследований (ПК-7);

в области экспертно-консультативной деятельности:

способность подбирать, систематизировать и анализировать материал в соответствии с объектами профессиональной деятельности выпускника (ПК-8);

готовность применить результаты анализа к решению конкретных профильных экспертно-консультативных задач (ПК-9);

в области представительско-посреднической деятельности:

способность использовать знания в области истории, типологии и актуальных проблем взаимоотношений в религиозной организации в межрелигиозном, культурном (цивилизационном), общественном, государственном и научном контексте (ПК-10);

профильно-специализированные:

способность использовать базовые знания в области теологии (ПК-13);

способность использовать специализированные знания фундаментальных разделов философии, истории, искусствоведения, филологии для освоения профильных теологических дисциплин (в соответствии с профильной направленностью) (ПК-14);

4.  Структура и содержание учебной дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа.

Краткое содержание.

Введение. Предмет Основного богословия (ОБ). Специфика ОБ как «богословия основ» веры и бытия. Отсутствие аксиоматики в ОБ. Отношение ОБ к Откровению, догматике, апологетике и философии. Литература и пособия по ОБ.

Понятие онтологии. Бытие: Бог, мир и человек, проблема их соотношения. Вера и познание. Рациональное и интуитивное в познании.

Раскрытие понятия веры. Вера и базисные способности человека. Вера как «ultimate concern», предельный интерес (П. Тиллих) – акт центрированной личности в трансценденции совокупности способностей. Адекватность / неадекватность предмета веры. Динамический характер веры. Вера и свобода. Рациональное и иррациональное в акте веры. Экстатичность веры. Вера как интерес к бесконечному и безусловному.  Снятие различия между субъектом и объектом в акте веры. Вера и сомнение как следствие конечности человека. Жизненный (динамический) характер сомнения.

Область святого. Амбивалентный характер святого (mysterium fascinosum и mysterium tremendum). Постепенная историческая рационализация сферы святого в ветхозаветной религиозности. Полнота восприятия области святого в православии.    

Община веры. Догматическая норма как средство защиты членов общины от уклонения к непредельному интересу (= ереси).

Вера, доверие и достоверность. Независимость веры от условного (конечного) познания. Интеллектуально-волюнтаристическое и психологическое (эмоционалистическое) искажение веры. Мнимый конфликт веры и науки.

Понятие и характеристики символа. Символизация предельного интереса. Недопустимость буквальной интерпретации символов. Миф как система символов. Критика мифа.

Типы веры: онтологический, нравственный (в том числе – юридический, договорной и этический). Европейский гуманизм как секулярное проявление нравственного типа веры. Христианство как наиболее аутентичное выражение веры и его жизнеспособность в качестве единства истинно предельного.

Вера и разум. Онтологический и технический разум. Глубина разума. Экстаз разума. Разум как предварительное условие веры, вера как исполнение разума. Конфликты разума как следствие человеческой конечности. Конфликт автономии и гетерономии и его снятие в сфере теономии. «Гетерономная автономия» в современном либеральном мейнстриме. Конфликт абсолютизма и релятивизма как выражение противоречивости динамики и статики разума. Конфликт формализма и эмоциональности. Субъективное и объективное в разуме и различные парадигмы европейской философии.

Вера и истина. Объективный, «бесстрастный» характер научной истины и ее ограниченность. Естественнонаучная истина. Историческая истина. Философская истина как наиболее глубоко соотносящаяся с истиной веры благодаря общему интересу к Абсолютному. Субъективный и объективный моменты в вере и их совпадение в истинной религиозности. Мистический и сакраментальный аспекты веры. Жизнь веры. Вера и любовь.

Откровение, его жизненность и конкретность. Объективное (чудо) и субъективное (экстаз) в Откровении. Чудо как экстаз действительности, экстаз как чудо разума. Откровенная корреляция. Средства и носители Откровения: предметы, природа и ее процессы, человек, история, слово. Экстраординарный порядок и экстраординарный беспорядок как выразители тайны бытия. Слово в Откровении. Оригинальное и зависимое (обусловленное) откровение, непрерывность и неисчерпаемость Откровения. Откровенное знание. Символ и analogia entis как средства передачи бесконечного знания человеческой конечности. Предварительное Откровение и окончательное Откровение во Христе как конец истории. Универсальный характер подготовительного Откровения. Парадоксальный критерий окончательного Откровения. Культ и священство, их деятельность по сохранению откровенной корреляции. Мистическая, рационалистическая и пророческая критика священно-сакраментальной деятельности в период подготовки окончательного Откровения.

Откровение в Церкви. Откровение и спасение. Событие явления Иисуса Христа как основа Откровения и спасения. Окончательное спасение как видение Бога, его тождественность Царству Божию. Откровение и преодоление конфликтов разума. Основание бытия как Откровение. Связь Откровения с тремя аспектами и Божественной, и человеческой жизни – глубиной, формой и жизнью. Выход на проблему Троичности. Слово как важнейший носитель Откровения. Слово Божие и Св. Писание.

Структура бытия. Онтологические элементы и их полярности. Полярность индивидуальности и участия.  Полярность динамики и формы. Полярность свободы и предопределения. Понятие онтологической напряженности. Неуравновешенность онтологических элементов в состоянии конечности. Диалектика бытия и небытия. Категории конечности: пространство и время, причинность, субстанциальность. Отношение онтологических элементов и конечности. Уровни эссенции (бытия) и экзистенции (существования).

Религиозная онтология. Аргументы бытия Божия, интуитивно-дедуктивные (онтологический и отчасти нравственный) и рационально-индуктивные (космологический и телеологический). Универсальность интуиции божественного бытия в человечестве и идея Бога в историческом существовании человечества. Представления конкретные и абстрактные: субстанциальность языческих божеств и абстрактность библейского мышления о личностном Боге. Магический, персоналистический, мистический типы отношения к Божеству и субъектно-объектная схема. Натурализм в религиозности и его опасность для христианства.

Типы религиозности. Политеизм и монотеизм. Переплетение монотеистического и политеистического в конкретных типах религиозности. Универсалистский политеизм. Мифологический политеизм. Дуалистический политеизм. Монархический монотеизм, его элементы в Ветхом Завете. Мистический монотеизм. Исключительный монотеизм как первая попытка вернуть божеству личностный характер в соединении полной трансцендентности с конкретной личностностью. Сопротивление демоническому и отрицание конечного в исключительном монотеизме. Тринитарный монотеизм как оптимальный тип религиозности, трансцендирующий предшествующие шесть.  Философские трансформации религиозных типов.

Символизация представлений о Боге с помощью категорий конечности и онтологических полярностей. Жизнь как символ Бога. Уравновешенность онтологических элементов в Божественной жизни. Личностность Бога. Божественная жизнь как Дух. Рассмотрение Троичности.

Божественная жизнь и творение. Начальное творение и грехопадение. «Подчеловеческое» и сверхчеловеческое тварное бытие. Непрерывное творение и его способы. Цель творения. Промысел. Направляющее творчество Бога и молитва. Языческое и христианское представление о Провидении. Проблема теодицеи.

Бытие как таковое и категории конечности. Связь Бога с миром. Святость Божия. Всемогущество Божие как преодоление небытия. Всемогущество Божие и категории конечности. Вечность и время. Вездесущие и пространство. Бытие Божие и причинность. Любовь Божия. Разъединение и воссоединение в Троической жизни. Типы любви. Справедливость Божия в связи с любовью Божией. Осуждение и оправдание. Благодать Божия.

Судьба человека в онтологическом понимании. Проблема разрыва между эссенцией и экзистенцией. Грехопадение как переход от эссенции к экзистенции. Его связь со свободой и предопределением. Грехопадение и его проникновение в структуру вселенной. Символика «дремлющей невинности». Библейский рассказ о грехопадении как мифологема и отношение к нему в истории мировой мысли. Мифологема падения ангелов. Грехопадение и отчуждение. Стадии грехопадения: неверие, самовозвышение и вожделение. Отсутствие равновесия онтологических элементов в ситуации отчуждения. Отчуждение и грех как факт и как акт. Индивидуальная и коллективная вина и ответственность. Зло и его характер. Субъективный и объективный характер отчуждения и зла. Взаимосвязь зла и греха. Вопрос о «попущении зла» Богом.

Отчуждение и самопотеря человека, ее психологические проявления. Отчуждение и онтологические полярности. Отчуждение и категории конечности. Страдание и его онтологический смысл. Страдание и смерть. Неосознанная тяга к смерти как последствие страха смерти. Одиночество человека как результат отчужденности. Эссенциальное сомнение. Самоубийство как исход из страданий. Отчаяние как условие возвращения к Бесконечному. Попытки и пути самоспасения: легализм, аскетизм, мистицизм. Сакраментализм, доктринализм, эмоциональность. Истинное спасение во Христе.

 

 

 

 

п/п

 

Раздел

дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

 

 

 

 

 

Л

СР

Пр

К

 

 

1

Предмет Основного богословия. Специфика ОБ как «богословия основ» веры и бытия.

6

1

2

6

 

 

Лекция (1)

2

Понятие веры. Вера как предельный интерес. Адекватность / неадекватность предмета веры. Динамический характер веры. Община веры. Типы веры. Вера и сфера святого.

6

2-6

4

8

6

 

Лекции (2-3), участие в практических занятиях (4-6), текущий опрос (4-6)

3

Понятие и характеристики символа. Символизация предельного интереса. Миф как система символов.

6

7-9

2

6

4

 

Лекция (7), участие в практических занятиях (8-9), текущий опрос (8-9)

4

Вера и разум. Онтологический и технический разум. Глубина разума. Экстаз разума. Конфликты разума. Вера и научная истина. Жизнь веры.

6

10-13

4

8

4

 

Лекции (10-11), участие в практических занятиях (12-13), текущий опрос (12-13)

5

Откровение. Объективное и субъективное в Откровении. Откровенная корреляция. Средства и носители Откровения. Предварительное и окончательное Откровение. Откровение и спасение.

6

14-18

4

8

6

 

Лекции (14-15), участие в практических занятиях (16-17), текущий опрос (16-17), контрольная работа (18)

6

Структура бытия. Онтологические элементы и их полярности. Категории конечности. Отношение онтологических элементов и категорий конечности.

7

1-4

4

 

4

 

Лекции (1-2), участие в практических занятиях (3-4), текущий опрос (3-4)

7

Религиозная онтология. Аргументы бытия Божия. Представления о Боге в историческом существовании человечества. Магизм, персонализм, мистицизм.

7

5-6

2

 

2

 

Лекция (5), участие в практическом занятии (6), текущий опрос (6)

8

Типы религиозности. Монотеизм и политеизм. Тринитарный монотеизм как оптимальный тип религиозности.  Философские трансформации религиозных типов.

7

7-9

2

 

4

 

Лекция (7), участие в практическом занятии (8-9), текущий опрос (8-9)

9

Символизация представлений о Боге с помощью категорий конечности и онтологических полярностей. Личностность Бога. Божественная жизнь и творение. Святость Божия. Любовь Божия.

7

10-13

4

 

4

 

Лекции (10-11), участие в практических занятиях (12-13), текущий опрос (12-13)

10

Грехопадение, его стадии. Зло и его характер. Отчуждение человека.

7

14-16

2

 

4

 

Лекция (14), участие в практических занятиях (15-16), текущий опрос (15-16)

11

Спасение. Попытки и пути самоспасения. Истинное спасение во Христе.

7

17-18

2

 

2

 

Лекция (17), участие в практическом занятии (18), контрольная работа (18)

12

Экзамен 36 часов

 

 

 

 

 

 

 

                       

5. Образовательные технологии

Лекционные и практические аудиторные занятия, самостоятельная работа студентов.

При  проведении лекционных и практических занятий предусмотрено использование  активных форм занятий, построенных в традиционной форме (лекция-беседа, опрос, мозговой штурм, дискуссия), в сочетании с внеаудиторной (самостоятельной) работой при поддержке преподавателя.

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Оценочные средства составляются преподавателем самостоятельно при ежегодном обновлении банка средств.  Количество вариантов зависит от числа обучающихся.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:

Мень А., прот. В поисках пути, истины и жизни. Т. 1-Осипов А.И. Путь разума в поисках истины (+DVD-ROM). М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010. 496 с.

Тиллих П. Систематическая теология. В 3-х тт. М.: Университетская книга, 2000.  

Тиллих П. Избранное. Теология культуры. М.: Юрист, 1995. 480 с.

б) дополнительная литература:

Несмелов В.И. Наука о человеке. М.: Центр изучения, охраны и реставрации наследия священника Павла Флоренского, 2000. 438 с.

Тиллих П. Мужество быть. М.: Модерн, 2011. 240 с.

Франк С.Л. Свет во тьме. Минск: Изд-во Белорусского Экзархата – Белорусской Православной Церкви, 2011. 832 с.

в) программное и коммуникационное обеспечение

Учебные материалы по дисциплине можно найти на Интернет-ресурсах:

www.bogoslov.ru, www.hristianstvo.ru, www.kds.eparhia.ru, www.pravlib.ru, www.pstgu.ru/library, www.altrea.narod.ru/tillich,  www.libgen.info, www.eshatos.ucoz.ru,  www.philosophy.ru, www.filosofa.net, www.philosophia.ru, http://platonanet.org.ua

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Компьютерный класс; доступ к сети Интернет (во время самостоятельной подготовки и на практических занятиях).

 

 
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Полезные статьи
    спонсоров проекта

     


  •