Казанская духовная семинария Казанская духовная семинария
  •  Главная страница / Заочный сектор / Русский язык /

Лекции

Лекция 1.

Лексикология – наука о словарном составе языка. Изучает значения слов и лексические категории. Слова могут иметь одно значение и несколько. Значения слов описываются в толковых словарях.

Просвира – круглый хлебец из пшеничной муки особой выпечки.

Просвора

Просвирня

Схима – обет православного монаха соблюдать строгие аскетические правила поведения.

Схизма- раскол, отделение части от ранее единой церкви, напр. Выделение протестантизма в католицизме и православии.

Схизматик – раскольник в католицизме и православии.

ЛЕКСИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ

К лексическим категориям относятся многозначность, синонимия, омонимия и антонимия.

МНОГОЗНАЧНОСТЬ

Многозначность (полисемия) – наличие у слова более, чем одного значения:

Пантеон – 1. монументальное здание для погребения выдающихся людей; 2.У древних греков и римлян – храм, посвященный всем богам; 3. Совокупность богов какой-н. религии.

Панагия – в греч. пресвятой, священный, неприкосновенный. 1) в христианстве просвира в честь Богоматери; 2) нагрудный знак православного архиерея – круглая иконка с изображением Богоматери.

Камилавка – в греч. верблюд. 1) головной убор, высокий, расширяющийся кверху цилиндр без полей, фиолетового или черного цвета; греческие священники все носят К., в прочих православных церквах она является почетной наградой для священников; 2) шапка из верблюжьей шерсти в странах Ближнего Востока.

Ипостась – греч. сущность, основание.1) в древнегреческой философии – субстанция, сущность; см. также гипостазирование; 2) в христианстве каждое из Лиц триединого Бога; 3) роль, изображение к.-л.; в И. кого-либо – в качестве кого-либо.

Манна – др. евр. Что это? 1) несколько видов съедобных субтропических лишайников сем. леканоровых в виде комочков диаметром до 4 см., переносимых ветром на большие расстояния; возможно послужили прообразом библейской манны, «падающей с небес»; 2) застывший сок некоторых растений (напр. ясеня манного, гребенщика и др.), вытекающий из ранок на коре; 3) в иудаизме и в Ветхом завете христиан падавшая с неба сладковатая крупа, которой питались израильтяне во время скитаний по пустыне после исхода из Египта.

Схимник – 1) монах, принявший схиму; 2) & (пер.) аскет, затворник, молчун.

Схоласт. Схоластик от лат. школьный от др.греч. школа, ученая беседа. 1) средневековый ученый, богослов; 2) буквоед, человек, воспринявший лишь внешнюю, формальную сторону какой-л. науки, начетчик.

Синод от др. греч. собрание. 1) Святейший Всероссийский Правительствующий С., в Русской Православной Церкви в 1721 – 1917гг. высшее церковное учреждение, сменившее при Петре 1 управление патриарха; 2) ныне совещательный орган при патриархе Московском и Всея Руси; 3) в протестантских и нек. православных церквах собрание духовных и светских лиц для обсуждения и разрешения церковных дел; 4) в католической церкви после 2-го Ватиканского собора (1962- 1965) образован епископский синод.

Логос др. гр. слово, понятие, мысль, разум. 1) в др. греч. материалистической философии (напр. у Гераклита) всеобщая закономерность, универсальная осмысленность, ритм и соразмерность бытия; отождествлялся с первостихией огня; 2) в идеалистической философии (начиная с Платона) духовное начало, божественный разум; 3) в стоицизме эфирно-огненная душа космоса и совокупность формообразующих потенций, от которых в инертной материи зарождаются вещи; 4)в христианстве – второе лицо Троицы.

В каких значениях слово исповедовать используется в приведенных текстах? Все ли значения этого слова отражены в них?

 

ИСПОВЕДУЙ МЕНЯ

(из книги «Непознанный мир веры»)

Покойный архиепископ Мелитон (Соловьев), викарий Ленинградской епархии, с юных лет весьма почитал отца Иоанна Кронштадтского. До войны ему, еще священнику, приходилось сидеть в тюрьме и бывать в знаменитом «сером доме» на Литейном. Вот рассказ владыки Мелитона, записанный со слов его иподиакона:

Во сне ко мне является отец Иоанн Кронштадтский и говорит: «Исповедуй меня». Я говорю: «Батюшка, да вы что?! Как же я буду исповедовать вас?!» А он настойчиво повторяет: «Исповедуй меня». Мне пришлось повиноваться, он наклонил голову и назвал несколько незначительных грехов… В тот же день вызвали меня в «серый дом». Между прочим следователь спросил: «Вы почитаете отца Иоанна Кронштадтского?» – «Да», – говорю. «Вы считаете его святым?» – «Да, – говорю, – считаю». – «А вы могли бы поцеловать его портрет?» – При этом следователь подал мне небольшую фотографию батюшки. «Да, – говорю, – могу». Я перекрестился и приложился к портрету. «Ну, хорошо, – сказал следователь, – идите». И отпустил меня. И только выйдя от них на улицу, я сообразил, что означал мой сон…

Следует пояснить, что глагол «исповедовать» имеет двоякий смысл. Можно исповедовать не только грехи, но и какую-то веру. Отсюда – существительное «вероисповедание».

Древний синкретизм значений

От многозначности слова следует отличать древний синкретизм, когда значения слова контекстуально не разграничивались.

Какие значения имеет слово хлеб в приведенных текстах? Можно ли считать, что приводимое использование этого слова служит доказательством того, что перед нами следы древнего синкретизма?

Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь (Мф.6, 9-13).

«ОТЕЦ ЛЮДЕЙ, ОТЕЦ НЕБЕСНЫЙ!»

А.Пушкин

Отец людей, отец небесный!

Да имя вечное Твое

Святится нашими сердцами!

Да прийдет Царствие Твое,

Твоя да будет Воля с нами,

Как в небесах, так на земли!

Насущный хлеб нам ниспошли

Твоею щедрою рукою,

И как прощаем мы людей,

Так нас, ничтожных пред Тобою,

Прости, Отец, Своих детей;

Не ввергни нас во искушенье

И от лукавого прельщенья

Избави нас...

В Нагорной беседе Господь говорит, что хлеб может иметь три значения: может означать и вещественный хлеб, и таинство тела Христова… и пищу духовную. Из сих трех значений Он иногда преимущественно рассуждает об одном, иногда о другом, но всегда имеет во внимании все три – Блж. Августин

ОМОНИМИЯ

Омонимы – это слова с совпадающим написанием (произношением) и несвязанными значениями: талант – талант – талант.

Талант – это денежная монета.

Талант – это способность

Талант – это, по выражению Амвросия Оптинского, благоприятное условие для спасения души. Каждому из нас даны таланты. Бедность, болезни, различного рода скорби – это все таланты. Если человек данный ему талант употребляет духовно, для спасения своей души, он приносит плод. В терпении вашем стяжите души ваша (Лк.21, 19). А тот, который зарыл в землю данный ему талант, означает человека, который по нерадению о спасении своей души употребил земную жизнь только на достижение земного благополучия, зарыл талант в землю.

СИНОНИМИЯ

Синонимы – это слова, совпадающие в основном значении (при сохранении различий в смысловых оттенках и стилистической окраске) морфем, например, кроткий – незлобивый – покорный – смирный; церковь – храм

Чем отличаются синонимы священник – священнослужитель – батюшка – поп?

В чем структурное своеобразие синонимических рядов: а) небрежение – пренебрежение; злопамятность – злопамятство; жизнелюбие – животолюбие; б) правда – истина?

В чем своеобразие синонимических рядов: прелесть – обман – хитрость; прелесть – очарование – обаяние – привлекательность?

Являются ли приведенные ниже слова полными (абсолютными) синонимами?

Хиротония – рукоположение; анахорет – отшельник – пустынник; анахоретство – отшельничество – пустынножительство, протоиерей – протопресвитер.

Паронимия

Синонимию следует отличать от паронимии. Паронимы – это слова, имеющие сходство в морфологическом составе (однокоренные) и в звучании, но различающиеся по значению, например, надеть и одеть.

Объясните разницу в значении паронимов: дьячиха – дьяконица – дьякониса; адресант – адресат, здравица – здравница.

Как бы вы назвали слова душевный (человек) и духовный (человек) – синонимами или паронимами?

АНТОНИМИЯ

Антонимы – это слова, выражающие противоположность, например: добро – зло.

Прочитайте молитву преподобного Ефрема Сирина, читаемую во время Великого поста, и переложение ее на стихи А.Пушкиным. Каким добродетелям противопоставляет Ефрем Сирин пороки человека? Как поэтически преломляется данное противопоставление в стихотворении А.Пушкина «Отцы пустынники…»? Какие из слов, вступающих в отношения противопоставленности, можно назвать контекстуальными антонимами?

МОЛИТВА СВ. ЕФРЕМА СИРИНА

Господи и Владыко живота моего,

дух праздности, уныния,

любоначалия и празднословия

не даждь ми.

(Земной поклон).

Дух же целомудрия, смиренномудрия,

Терпения и любве

даруй ми, рабу Твоему.

(Земной поклон).

Ей, Господи Царю,

даруй ми зрети моя согрешения

и не осуждати брата моего,

яко благословен еси во веки веков. Аминь

(Земной поклон).

В светском дискурсе слова друг и враг, жизнь и смерть являются антонимами?

Из книги Е.М.Верещагина и В.Г.Костомарова

«Мироздание вне и посредством языка. В поисках новых путей

развития лингвострановедения: гипотеза (лого) эпистемы». М., 2002. (С.140).

В Новом Завете строгие этические нормы отчасти формируются через противопоставление ветхозаветным. Ср.: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А я говорю вам: любите врагов ваших (αγαπατε τους εχθρους ύμων), благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф 5:43-44). Выходит, что в категорию ближнего попадают все «другие люди» без исключения. – Впрочем, когда Иисуса попросили дать ответ на вопрос, кто есть ближний, он рассказал Притчу о милостивом самарянине: ни священник, ни левит не оказали помощи попавшему в беду единоплеменнику и единоверцу, тогда как самарянин, – а самаряне и иудеи не сообщались между собой (Ин 4:9), – пришел на помощь. Иисус сделал общее заключение в духе щадящей этики: ближний – это милостивый к нам (Лк 10:30-37).

Энантиосемия

Разновидностью антонимии является энантиосемия, или внутрисловная антонимия, – противоположность значений одного и того же слова, например: одолжить (кому-нибудь денег) – одолжить (у кого-нибудь денег).

Какие из значений слова исповедать можно отнести к энантиосемии?

ГРАММАТИКА

Грамматика – строй языка, т.е. система способов словопроизводства, морфологических категорий и форм, синтаксических категорий и конструкций. Основные разделы грамматики – словообразование, морфология и синтаксис.

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Словообразование – 1) образование слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано, с помощью специальных языковых средств.

Слово состоит из основы и окончания. Основа – это часть словоформы, остающаяся после отсечения окончания. В основу входят приставка, корень и суффикс.

Приставка – значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов. Например: вбежать и выбежать – указывают на направление движения.

Есть иноязычные приставки и исконные.

а- (ан) анти- архи- гипер- гипо- дис- интер- инфра- контр- про-

пост- ре- супер- ультра- экстра. прото- выражает значения «исходный, «высший», «старший», «главный»: прототип; протоиерей.

Суффикс – значимая часть слова, которая находится после корня и также служит для образования новых слов. Например, ик – суф., образует лиц муж. пола, ица – женского: паломник – паломница.

Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. Например, все слова благовест, благодатная (земля), благодарение, благословение, благоприличие, благополучие, благодарение, благонравие, благочестивый (человек), благоговейная (тишина), благополучная (жизнь) обозначают признаки, имеющие отношение к благу, так как в них входит корень благ.

Основы бывают мотивированными (производными) и немотивированными (непроизводными). Значение мотивированной основы можно объяснить (мотивировать) с помощью основы однокоренного слова. Например, основа слова попадья – мотивированная, так как она мотивируется с помощью основы поп. Немотивированную основу имеют такие, например, слова, как поп.

Окончание выражает разные грамматические значения: например, у имен существительных – род, число и падеж, у глаголов в настоящем и будущем времени – лицо и число, а в прошедшем времени – род и число.

Для современного русского языка характерны следующие основные способы словообразования: суффиксальный (учи-тель), приставочный (пере-писать), приставочно-суффиксальный (под-снеж-ник), бессуффиксный (свист – от свистеть), сложение (перв-о-источник), аббревиация (сложносокращенный способ: юннат, сберкасса).

В настоящее время активизируется способ сложения. Новые слова выражают и новые значения: например, мамы-папы-бабушки вызывает ассоциацию «родственники вообще». Есть индивидуально-авторские дефисные написания таких образований

И.С.Шмелев «Лето Господне»

ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ

(фрагмент)

Помнишь, летось у Троицы видали с тобой, на стене красками расписано… и рыбы страшные, и львы-тигры несут руки-ноги, кого поели-разорвали… все к Нему несут, к Господу, в одно место.

Лужа совсем разлилась, как море, половина саней в воде. И в луже розовый свет-румянчик. Михал Иванов торопится, надо бы закупить для Праздника чайку-сахарку-мучицы. И Горкин сует пакетик – чайку-сахарку-лимончик.

МОРФОЛОГИЯ

Морфология – один из разделов грамматики. Изучает слово в его грамматических формах и грамматических категориях, т.е. такие свойства слов, которые принадлежат не одному слову, а целым разрядам слов – частям речи.

Грамматическая форма – это единство грамматического значения и средства его выражения. Например, в слове пиш-у грамматическая форма первого лица представляет собой единство грамматического значения первого лица – действие относится к говорящему – и средства его выражения – флексии -у. Это значение свойственно целому ряду однотипных форм разного лексического содержания: сижу, несу, гляжу и т.д.

Формы одного слова обозначают одно и то же лексическое значение. Если формы слова имеют разное лексическое значение, то их не называют формами одного слова. Например, писать и переписать – разные слова: они имеют разное лексическое значение. А переписать и переписывать – формы одного слова: их лексическое значение одинаково.

Грамматическая категория – система противопоставленных друг другу рядов грамматических форм, объединенных однородными грамматическими значениями и четкими рядами противопоставлений. Так, грамматическая категория лица представляет собой систему соотносительных друг с другом грамматических форм первого, второго и третьего лица. Однородность этих глагольных форм заключается в том, что все они выражают отнесенность действия к лицу в целом: первое лицо – действие относится к говорящему (я иду), второе – к лица собеседнику (ты идешь), третье – к лицу – неучастнику диалога (он идет). Причем эта категория объединяет непросто формы 1,2, 3 лица, а ряды форм 1,2,3 лица (иду, идем, будем идти – 1 лицо; идешь, идите, будете идти, иди, идите – 2 лицо; идет, идут, будете идти, пусть идет, пусть идут – 3 лицо).

Грамматическая категория более абстрактная единица, чем грамматическая форма. Грамматическая категория и форма находятся между собой в родо-видовых отношениях. Например, грамматическая категория лица – родовое понятие, а грамматическая форма первого лица – видовое.

Части речи

Морфология изучает и части речи. Слова распределяются по частям речи на основе семантических, морфологических и синтаксических признаков. Так, существительными называются слова с общим значением предметности, имеющие категории рода, числа и падежа, а также специфические словообразовательные суффиксы. Первичной синтаксической функцией существительных является функция подлежащего и дополнения. Глагол объединяет слова с общим значением процессуальности. Характеризующиеся наличием грамматических категорий лица, наклонения, времени, вида, залога. В глаголе также есть собственные словообразовательные модели. Основной синтаксической функции глагола является сказуемое и т.д.

Части речи делятся на знаменательные и незнаменательные. Знаменательные части речи: существительные, прилагательные, числительные, наречия, категория состояния, местоимение и глаголы – характеризуются тем, что выражают понятия и являются членами предложения. Они формируют вещественное (диктумное) содержание предложения, у них есть специфические морфемно-структурные особенности, связанные в частности, и с выражением грамматических значений, они образуются по определенным морфологическим моделям словообразования, имеют собственные первичные и вторичные синтаксические функции.

Все неизменяемые слова (предлоги, частицы, союзы) не выражают понятий и не являются членами предложения. У них нет морфемной грамматической оформленности. Но для оформления предложения они важны. Предлоги и союзы служат средством синтаксической связи слов, а частицы осложняют объективное содержание предложением модальными значениями – сомнением что ли, так ли, желательностью – хоть бы, только бы, недовольством – что (ты что, форточку открыл?).

Имена

Имя существительное

Имя существительное – часть речи, которая объединяет слова с предметным значением, обладающие морфологическими категориями числа, падежа, рода, одушевленности – неодушевленности.

Лексико-грамматические разряды

1.Нарицательные и собственные: река, церковь, город, Казань, Волга.

2.Конкретные, с одной стороны, и отвлеченные, собирательные и вещественные, с другой.

Конкретные существительные обозначают считаемые предметы, которые могут быть подвергнуты счету: книга, студент; книги, студенты.

Отвлеченные существительные обозначают свойства, качества, действия, состояния: свежесть, зло, добро, радость. Большинство их образовано от глаголов и прилагательных.

Собирательные существительные обозначают совокупность однородных предметов: студенчество, беднота, пехота зверье, ребятня, листва.

Вещественные существительные называют вещества сахар, мед. Вода, молоко, духи.

Морфологические категории

Категория рода

У существительных имеется три рода: мужской (город, конь), женский (вода, земля, пыль, рожь), средний (лицо, море, племя). Кроме того, существуют слова общего рода, которые называют лиц мужского и женского рода (гуляка, молодчина, работяга, трудяга).

Грамматическое значение рода имеет смысловую основу по отношению к существительным, называющим живые существа мужского и женского рода: мальчик, девочка, медведь, медведица.

Иноязычные несклоняемые существительные распределяются по родам так. К мужскому роду относятся: 1) названия лиц мужского пола (денди, портье), 2) названия животных и птиц (шимпанзе, какаду, колибри, кенгуру, пони, фламинго), 3) слова кофе, пенальти и др.

К женскому роду относятся названия лиц женского пола (мисс, фрау, леди). К среднему роду относятся названия неодушевленных предметов (пальто, декольте, депо).

Род несклоняемых иноязычных географических названий, а также названий газет и журналов определяется по родовому слову, например, Миссисипи считается словом женского рода, так же, как и родовое слово река.

Род сложносокращенных слов определяется по роду основного слова КФУ –м.р., так же, как и университет.

Распределение существительных по родам меняется. Семинарий и семинария – разошлись по значению.

Категория одушевленности / неодушевленности

К одушевленным существительным относятся названия живых существ: людей, животных: птиц, рыб, насекомых. Это существительные мужского и женского рода, реже среднего: млекопитающее, животное, насекомое, дитя.

Категория числа

Выделяются: 1. имена существительные, которые имеют и единственное и множественное число; 2. имена существительные, которые имеют только единственное число (керосин, азот, рожь, перец),; 3. имена существительные, которые имеют только множественное число (брюки, ворота, сани).

У некоторых существительных, имеющих только единственное число, возможно множественное, которое образует другое значение: сталь (вещество) – стали (сорта стали), сладость (свойство) – сладости (кондитерские изделия), красота (свойство)- красоты (красивые места).

Категория падежа

Понятие падеж взято из терминологии игры в кости. Падеж – это форма имени, выражающая его отношение к другим словам в речи. . Категорию падежа представляют шесть рядов форм: 1) именительный падеж, 2) родительный падеж, 3) дательный падеж, 4) винительный падеж, 5) творительный падеж, 6) предложный падеж.

Значения падежей

Именительный: значение подлежащего, способен выражать значение сказуемого и обращения.

Родительный приименной. Родительный принадлежности: книга брата, носителя признака: смелость разведчика, целого: устье реки, субъекта: Кукушки крик, как камешек отчаянья, все катится и катится в бору (Ок.), объекта: изучение языка.

Родительный приглагольный: родительный прямого объекта при переходных глаголах с отрицанием не: не читать книг, родительный достигательный: добиваться правды, удалительный: избегать встречи.

Дательный падеж обозначает адресат действия.

Винительный: прямой объект.

Творительный приглагольный. 1.Творительный орудийный: резать ножом, 2.творительный субъекта в страдательных конструкциях: Чины людьми даются, а люди могут обмануться (Гр.) Творительный сравнения: Пой лучше хорошо щегленком, чем дурно соловьем, Творительный места: Шли переулком, Творительный времени: Шли два приятеля вечернею порой и дельный разговор вели между собой (Кр.), Творительный предикативный: Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан (Некр.).

Предложный выражает: 1. объектное значение при глаголах со значением речи, мысли (изъяснительное); 2. значение места: Не на небе, на земле жил старик в одном селе (Ерш.)

Склонение

Три типа склонения. 1. К первому относятся имена существительные женского рода и некоторые мужского рода с окончаниями а (я) в именительном падеже. Ко второму - имена существительные мужского рода с нулевым окончанием в именительном падеже и среднего рода с окончанием о (е). К третьему склонению имена существительные женского рода с основой на мягкий согласный и ж и ш с нулевым окончанием в именительном падеже (дверь, пустошь).

Существительные второго склонения с основой на ий, ие в предложном падеже имеют окончание и:

И. санаторий – расписание

Р. санатория - расписания

Д санаторию – расписанию

В. санатория – расписания

Т. санаторием- расписанием

П. о санатории – о расписании

Прилагательные

Выделяются качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Качественные являются прямыми наименованиями таких признаков, которые воспринимаются непосредственно, как природные свойства данного предмета или явления. Грамматически характеризуются тем, что: 1. имеют полную и краткую формы – молодой, молод, молода; 2. имеют степени сравнения: положительную – добрый, сравнительную – добрее, превосходную – самый добрый, добрее всех, добрейший; 3.сочетаются с наречиями степени – очень, чрезвычайно молодой; 4. образуют формы субъективной оценки – молоденький, добренький.

Относительные прилагательные обозначают признак, обусловленный различными отношениями. В которые может вступать данный предмет: 1.отношением к другому предмету: ваза из стекла – стеклянная ваза; 2.отношением к действию: машина, которая стирает – стиральная машина; 3. отношением ко времени или месту: спорт зимой – зимний спорт, служба в церкви – церковная служба. Основа относительных прилагательных всегда производная. Они не имеют кратких форм и степеней сравнения.

Притяжательные прилагательные указывают на принадлежность предмета живому существу Суффиксы – ин, ск, ов: утиный, отцов, тургеневская усадьба.

Притяжательные: лисья нора, утиное крыло; относительные: лисий тулуп, утиная колбаса; качественные: лисья натура, утиная походка.

 
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Полезные статьи
    спонсоров проекта

     


  •