Казанская духовная семинария Казанская духовная семинария
  •  Главная страница / Заочный сектор /

Русский язык

Программа по современному русскому языку для студентов ОЗО

1. Цели  освоения учебной дисциплины          Дисциплина призвана обучить студентов специальности «Теология» русскому языку и тем самым углубить их общую гуманитарную подготовку, в том числе в сфере истории и философии религии, предоставив им возможность с учетом типа речевых культур  познакомиться со всеми критериями отнесения речи к хорошей (целесообразной, понятной адресату, грамотной).

1.      Место учебной дисциплины  в структуре ООП бакалавриата

В.1. Вариативная часть, в том числе дисциплины по выбору

В.1.3. Русский язык

Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, сформированные в средней (полной) общеобразовательной школе, и формируемые у обучающихся в вузе в процессе освоения языковедческих (лингвистических) дисциплин: «Русский язык», «Русский язык и культура речи».

В результате освоения дисциплины обучающиеся приобретают как теоретические знания в области лексики, грамматики русского языка, так и практические навыки применения этих знаний.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать: значение дисциплины в общем курсе гуманитарных наук и значение русского языка для истории и философии религии;

  Уметь: грамотно оформить текст любого жанра;

Владеть: теоретическими знаниями в области лексикологии и грамматики русского языка.

Демонстрировать способность и готовность: к практическому применению полученных знаний при решении профессиональных задач; к применению полученных знаний в исследовательской деятельности.

 

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС по направлению подготовки ВПО 033400– «Теология»:

а) общекультурных (ОК):

В результате освоения дисциплины формируются компетенции:

 

способность выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования (ОК-1);

владение базовыми знаниями в области социально-гуманитарных наук (ОК-8);

способность приобретать и интерпретировать с использованием современных информационных и образовательных технологий новые знания по всем разделам теологии и смежных дисциплин (ОК-11);

готовность к устной и письменной коммуникации на родном языке (ОК-13);

б) общепрофессиональных (ПК):

готовность участвовать в научных исследованиях по теологической проблематике (ПК-3);

способность использовать специализированные знания фундаментальных разделов философии, истории, искусствоведения, филологии для освоения профильных теологических дисциплин (в соответствии с профильной направленностью) (ПК-14);

4.  Структура и содержание учебной дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы, 144 часа.

Краткое содержание.

Предмет лексикологии. Лексическая семантика. Лексические категории. Многозначность. Омонимия. Синонимия. Конверсия. Антонимия.

Словообразование. Членимость и производность основ. Морфологические особенности словообразования. Словообразовательный тип. Способы словообразования. Валентность морфем и понятие продуктивности. Строение системы синхронного словообразования. Словообразование основных частей речи.

         Предмет морфологии и её место в грамматике. Связь морфологии с лексикой, словообразованием и грамматикой. Определение основных морфологических понятий: грамматическое значение, грамматическая форма, грамматическая категория. Грамматические средства. Классификация грамматических категорий. Понятие парадигмы. Система частей речи. Лексико-грамматические разряды существительных. Существительные собственные и нарицательные. Категория одушевленности-неодушевленности существительных, её лексико-грамматический характер. Категория рода имен существительных. Категория падежа существительного. Категория числа имени существительного. Имя прилагательное как часть речи. Полные и краткие формы прилагательных. Степени сравнения прилагательных. Числительные как часть речи. Местоимение как часть речи. Семантические, морфологические и синтаксические признаки наречий как части речи. Категория состояния. Глаголы как часть речи. Категория времени глагола. Категория вида, залога и времени глагола. Категория вида глагола. Категория залога. Переходные и непереходные глаголы. Возвратность и её связь с переходностью. Категория наклонения глагола. Категория лица глагола, её семантика и средства выражения в разных временах и наклонениях. Безличные глаголы, их отношения к глагольным категориям. Спряжение глагола.  Причастие и деепричастие  как особые формы глагола.  Служебные части речи, их отличия от слов знаменательных частей речи. Союзы. Предлоги как часть речи. Модальные слова. Частицы.

         Правописание гласных. Правописание согласных. Правописание окончаний. Правописание суффиксов. Правописание частиц. Правописание наречий. Правописание предлогов и союзов.

Синтаксис современного русского языка как наука. Предмет синтаксиса. Связь синтаксиса с морфологией, лексикой, фонетикой (интонацией).  Синтаксическая связь между компонентами словосочетания, простого предложения и сложного предложения.  Словосочетание. Простое предложение. Формальная организация простого предложения в традиционной и современной науке. Понятие структурной схемы предложения: предикативного и номинативного минимума. Смысловая организация простого предложения. Парадигматический подход к предложению в современной синтаксической науке. Коммуникативная организация простого предложения. Сложное предложение. Формальная организация сложного предложения. Сложные предложения минимальной и усложненной конструкции. Синтаксические связи в сложном предложении. Сложные предложения с недифференцированной и дифференцированной связью Вопрос о структурной схеме сложного предложения. Смысловая организация сложного предложения. Явления асимметрии формальной и смысловой организации сложного предложения. Коммуникативная организация сложного предложения. Синтаксис текста. Тенденции развития синтаксической системы современного русского языка.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Знаки препинания сложносочиненных предложениях Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях.

 

 

 

 

п/п

 

Раздел

Дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

 

 

 

Л

СР

Пр

К

 

1

Лексикология. Лексические категории. 

1

2

10

 

 

 

 

2

Словообразование. Грамматика. Морфология. Имена.

1

2

20

 

 

 

 

3

 Глагол. Глагольные категории. Служебные части речи. Орфография.

1

2

32

 

 

Контрольная работа.

 

4

Зачет.

 

 

 

 

4

 

 

5.

Синтаксис как наука. Словосочетание. Простое предложение.

2

2

20

 

 

 

 

6

Сложное предложение.

2

2

20

 

 

Контрольная работа

 

8

Пунктуация.

2

2

22

 

 

 

 

9.

Экзамен

2

 

 

 

9

 

 

                     

 

5. Образовательные технологии

Практические аудиторные занятия, самостоятельная работа студентов.

При  проведении практических занятий предусмотрено использование  активных

форм занятий, построенных в традиционной форме (включая опрос) и с

применением интерактивных методов при работе с текстами, в сочетании с внеаудиторной (самостоятельной) работой при поддержке преподавателя и с обсуждением возникающих проблем в формате Интернет-форума.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Оценочные средства составляются преподавателем самостоятельно при ежегодном обновлении банка средств.  Количество вариантов зависит от числа обучающихся.

 

Образец контрольной работы №1:

 

1.          Вставьте пропущенные буквы.

         Бе…печный, бе…кусный, бе…платный, бе…конфликтный, бе…перебойный, бе…пересадочный, бе…принципиальный, бе…снежный, бе…срочный, бе…церемонный, бе…честный, бе…чувственный, бе…корыстный, бе…пощадный, бе…голосый, бе…дорожный, бе…мятежный, бе…характерный, бе…толковый, бе…фабульный, бе…грешный, бе…жизненный, бе…численный, бе…ропотный, бе…шумный, бе…лиственный, бе…предельный.

2.    Прочитайте отрывок из повести К.Паустовского «Исаак Левитан». Выпишите все знаменательные части речи (существительные, прилагательные,  местоимения, глаголы) Укажите род, число, склонение и падеж существительных и прилагательных. При разборе прилагательных отметьте их разряд (качественные, относительные) и степень (положительная, сравнительная, превосходная). Назовите разряд местоимений (личные, притяжательные, вопросительно-относительные, указательные, определительные, отрицательные, неопределенные). При  анализе глаголов укажите наклонение, время, спряжение, число, лицо (для наст и буд вр.),  для прош. вр.)

           Самые мягкие и трогательные стихи, книги и картины написаны русскими поэтами, писателями и художниками об осени.

         Левитан, так же, как и Пушкин, Тютчев и многие другие, ждал осени, как самого дорогого и мимолетного времени года.

         Осень снимала с лесов, с полей, со всей природы густые цвета, смывала дождями зелень. Рощи делались сквозными. Темные краски лета сменялись робким золотом, пурпуром и серебром. Изменялся не только цвет земли, но и самый воздух. Он делался чище, холоднее, и дали были гораздо глубже, чем летом. Так у великих мастеров литературы и живописи пышность красок и нарядность языка сменяется в зрелом возрасте строгостью и благородством.

 3.    Напишите следующие существительные в форме а) именительного падежа множественного числа, б)  родительного падежа множественного числа.

      а) шофер, столяр, трактор, доктор, профессор, доцент, директор, инженер, инспектор, редактор, якорь, паспорт, адрес, рапорт, ректор, проректор, фельдшер, почерк, катер, кондуктор, месяц, договор, уговор, гражданин, горожанин, дворянин, армянин, грузин, хозяин, мещанин, лоскут, корень, сук, конь, крюк, клин, домишко, платьишко, перышко, колесико, облачко.

     б) барышня, вишня, капля, яблоня, ботинок, валенок, погон, свеча, кочерга, серьга, ставня, цапля, сапог, чулок, носок,  болотце, грамм, килограмм, утенок, кружевце, заморозки, будни, грабли, полотенце, блюдце, зеркальце, одеяльце, полотенце,  апельсин, баклажан, гектар, мандарин, помидор, яблок,  плечико, сани, рельс, томат, фильм,  комментарий, корректив, простыня, ясли, армянин, грузин, осетин, башкир, румын, татарин, туркмен, турок, цыган, калмык, киргиз, монгол, таджик, тунгус, узбек, якут.

    4.    От данных слов образуйте имена прилагательные, используя суффиксы -ин-, -ан- (-ян- ), -н-, -енн-, -онн-.

        Воробей, соловей, правительство, кожа, песок, полотно, лён, жесть,  дрова, конопля, лёд, орел, окно, экспедиция, козёл, серебро, картина, информация, осёл, воск, чугун, ревизия, лошадь, вода, диван, экскурсия, зверь, трава, ресторан, земля, длина, перрон, равнина, утро, буква, иллюстрация, художество, бритва, конституция, осень, весна, кухня, цена, латунь, плен, миллион, барабан, истина, старина, клюква, глина, тыква, стекло, олово, былина, отечество, листва, глубина, диссертация, оккупация, дивизия, торжество, приветствие, жизнь, ветер.

5.   Раскройте скобки

1.Все облечено было в тишину (не) возмущаемую, которую не пробуждали даже чуть долетавшие до слуха отголоски воздушных певцов, пропадавшие в пространстве (Г.).

2. Я с удовольствием вспоминаю двухмесячное пребывание в деревне, свою жизнь в (не) достроенном домике на берегу озера (Акс.).

3.На всем лежал холодный покров (не) освещенной солнцем росы (Л.Т.).

4.Портрет, казалось, был (не) кончен, но сила кисти была разительна (Г.).

5.Лед (не) окрепший на речке студеной, словно как тающий сахар, лежит (Н.).

6.Уля, уже (не) заботившаяся о подругах, стремившаяся как можно скорее попасть в райком, бежала дальше по улице (Фад.).

7.Батальон, (не) замеченный противником, зашел в тыл и ворвался на вокзал (Н.О.).

8.Только не сжата полоска одна (Н.).

9.Он был (не) мыт, (не) брит, с глазами, красными от бессонницы, но очень возбужден новостями с фронта (Фад.).

10.Алексей собрал вокруг себя несколько (не) раскрывшихся сырых еловых шишек и положил их к огню (Полев.).

11.Дорога вилась между полей пшеницы, еще (не) созревшей, но уже принявшей восковую окраску (Баб.).

12.Мы бредем по тем дорогам, где (не) кошена трава, где из сердца сами рвутся незабвенные слова (Исак.).

13. Ученик принес (не) законченную работу, а только отдельные наброски.

14. Задача имеет весьма (не) легкое решение.

15. На полу валялись никому (не)  нужные вещи.

16.Это отнюдь (не) единственное решение.

17. Вопрос далеко (не) ясен.

18. Для отстающего студента это совсем (не) случайная ошибка.

19.Получился совсем (не) интересный рассказ.

20. Первокурсники оказались очень (не) подготовленными.

21.По неопытности юноша обращался с ружьем в высшей степени неосторожно.

 

Образец контрольной работы № 2.

 

  1.       Определите, простое предложение перед вами или сложносочиненное. Укажите виды односоставных предложений в составе сложносочиненных предложений (номинативное, определенно-личное, обобщенно-личное, безличное, инфинитивное).

 

1.В поезде экстренной работы не было и Данилов отпустил часть персонала погулять (Пан.).

2.Все ушли  и разговоры спрятала ночная мгла (Св.).

3.Никита вылез из кровати и на цыпочках прошелся по горячим солнечным квадратам на полу (А.Н.Т.).

4.Дари щедрее людям счастье и сам ты будешь им богат (Долм.).

5.Но жизнь не зря зовут борьбой и рано нам трубить отбой (Добр.).

6. Отряд не заметил потери бойца и «Яблочко»-песню допел до конца (Св.).

7.Клятву дал я и не дать мне двух (Случ.).

8.Стою на развилке дорог и сердце вдруг замерло в груди (Шеф.).

9. Чайки прилетели раньше меня и теперь сильно кричали на зарастающих монастырских прудах (Пришв.).

10. Как-то сразу мы познакомились и я нашел свое место в простой хорошей семье (Кор).

11..Я бродил подолгу и видел много примет осени (Пауст.).

12.Черемуха душистая с весною расцвела и ветви золотистые что кудри завила (Ес.).

13.Подул ветерок с заречья и сразу стало свежо (Сурк.).

14. Выходит лето из весны и в очень позднюю уходит  (Марш.).

15. Слушайте тишину и тогда осень лесная покажет вам все богатства (Песк.).

16.Бесхитростная тишина и воздух прозрачен до боли (Шеф.).

17. Снежинка мне на нос упала и сразу растаяла вдруг (Фат.).

18. Третий выстрел и птица снялась дерева широкими взмахами своих крыльев (С.-М.).

19. Лесная путаница тропинок окончилась и открылся великий простор (Пришв.).

20. Мы долго искали сухое пристанище для ночлега и наконец наткнулись на костер (Наг.).

 

2.    Определите, нужно ли ставить запятую между двумя подчинительными союзами (или подчинительным союзом и союзным словом).

 1. Я заметил, что куда ни приедешь, найдешь что-нибудь замечательное (Гонч.).

2. Мы так глубоко вросли корнями у себя дома, что куда и как надолго бы я ни заехал, я всюду унесу почву родной Обломовки на ногах (Гонч.).

3. Мне казалось, что если бы Кузьму Ивановича вызвать на откровенность, то он мог бы рассказать что-то глубоко печальное и значительное (Кор.).

4. Держалась она с таким достоинством, что когда подавала мне налитый стакан, я чувствовал потребность привстать (Кор.).

5. Администрация решила, что так как Красноярск лежит на большом сибирском тракте, то ссыльных лучше перевести в Минусинск (Кор.).

6. Все знают, что когда сам попадешь в событие, то на первых порах не можешь разобраться, что в этом событии самое главное (Пришв.).

7. Я вошел в свою комнату и почувствовал, что пока меня не было в Тифлисе, комната умерла (Пауст.).

8. Недавно мама сказала про тебя, что если хоть на минуту замолкнет литература, то это будет равносильно смерти народа (Пауст.).

9. Случилось так, что когда мы ехали, не было ни малейшей зыби (Пришв.).

10. Я давно заметил, что если происходит какая-то большая неприятность, то мелкие неприятности расступаются перед ней, добровольно уступают дорогу (Шеф.).

11. Говорят, что если любишь, побежишь за милым вслед (Фат.).

12. Он поднялся с табурета и сказал, что если уж его лучший друг Володя не может уехать, то он, Толя Орлов, останется с ним (Фад.).

13. Сообщи адрес мой и скажи, что если сестрицы напишут, большое и хорошее спасибо скажу (Кор.).

14. Саша вспоминает, что когда макет работал, было пасмурно, а сегодня солнечный, жаркий день (Гран.).

15. Корчагин знал, что если он слезет с лошади, то принимать участие в маневрах не сможет (Н.О.).

16. С Левиным всегда бывало так, что когда первые выстрелы были неудачны, он горячился, досадовал и стрелял целый день дурно (Л.Т.).

17. Лесник доложил, что если всмотреться на вырубке, все пни покрыты мелкими опятами (Пришв.).

18.Сказали, что если так пойдет таяние льда, то через неделю начнется щучий бой на Переяславльском озере (Пришв.).

19. Так долго день пробуждается, что когда солнце выйдет, у нас уже и обед (Пришв.).

Зачетные задания.

Зачет проводится в форме теста.

1 .Слова в (а, б, в) являются многозначными

а. схима

б. панагия

в. логос

      2.  Слова в (а, б, в) являются синонимами

а. скупой – жадный

б. недостаток – дефект

            в. жизнь – смерть

 3.Слова в (а, б, в) являются омонимами

а. свобода –  воля

б. свет –  тьма

            в. наряд (одежда) –  наряд (распоряжение)

4.Слова в (а, б, в) являются паронимами

а. жизнелюбие –  животолюбие

б. душевный –  духовный

            в.  незлобивый – покорный

       5.Слова в (а, б, в) являются антонимами

            а. маленький  – миниатюрный

            б. бедность – богатство

            в. хорошее – плохое

 6. В словах (а, б, в) после шипящих  пишется  буква ё

             а. ж…лудь

             б. расч…ска

             в. трущ…ба

        7.  В словах (а, б, в) пишется двойное ж

           а. по…же

           б. во…жи

           в. дро…жи

      8. В корнях с чередующимися гласными (а, б, в) пишется буква е

     а. ум…реть

           б. ум…рать

           в. вым…рший

        9. В словах (а, б, в)  пишется приставка на з

           а.чере…чур

           б.и…бегать

           в.бе…печный

   10. Слова (а, б, в) – собирательные существительные

            а. березняк

б. добро

в. золото

  11. Слова (а, б, в) – вещественные существительные

а. белизна

б. сахар

      в. листва

12. Существительные (а, б, в)  имеют общий род

а. выскочка

б. гражданка

      в. просфирня

13. Род в (а, б, в)  имеет номинативную семантику

           а. медведь          

           б. мальчик

           в. редактор          

      14.Существительные (а, б, в) –  singularia tantum (имеют форму только ед. ч.)

            а. молодежь

            б. служба

            в.треба

       15. Существительные (а, б, в)  – pluralia  tantum (имеют форму только мн. ч.)

            а. четки

            б. ягоды

            в. записки

  16. Слова (а, б, в) – качественные прилагательные

а. светлый

б. осенний

      в. теплый

  17. Слова (а, б, в) – относительные прилагательные

а. хрустальный

б. мирный

      в. трудный

  18. Слова (а, б, в) – отрицательные местоимения

а. некого

б. некий

      в. некоторый

19. Глаголы (а, б, в) являются переходными

а. плыть

б. читать

      в. построить

20. Глаголы (а, б, в)  1-го  спряжения

а. везти

б. колыхать

      в. лететь

21. Глаголы (а, б, в)  2-го  спряжения

а. стлать

б. смотреть

      в. любить

22.Причастия (а, б, в)  действительные

а. любящий

б. промокший

      в. видимый

      23.Причастия (а, б, в)  страдательные

а. купленный

б. высохший

      в. резвящийся

      24. Слова (а, б, в) –  отглагольные прилагательные с одним н

а. вяле…ый

б. груже…ый

      в. нагруже…ый

      25. Слова (а, б, в) –  страдательные причастия с двумя н

а. броше…ый

б. распуще…ый

      в. да…ый

 

Экзаменационное задание. Экзамен проводится в виде устного опроса и разбора текста.

Вопросы к экзамену по лексикологии.

1.Словарный состав (лексика) в системе языка Специфика лексических единиц: воспроизводимость, непроницаемость, цельнооформленность. Слово как многоаспектная единица.

2.Лексикология как наука о словарном составе языка. Понятие семантического закона. Связь лексикологии с лексикографией, фонетикой, словообразованием, морфологией и синтаксисом.

3.Значение слова и понятие. Лексическое и грамматическое значение. Денотативный, сигнификативный и прагматический аспекты лексического значения слова.

4.Мотивированность и немотивированность слова и значения. Виды мотивировок. Внутренняя форма слова и ее виды.

5.Парадигматические отношения в лексике. Лексико-семантическая парадигма. Понятие семантического поля и лексико-семантической группы.

6.Синтагматические отношения в лексике. Семантическая и синтаксическая валентность слова.

7.Лексическая неоднозначность. Многозначность (полисемия). Метафора и метонимия как способы семантической деривации. Виды метафор и метонимических переносов.

8.Лексическая неоднозначность. Многозначность (полисемия). Сужение и расширение значений.

9.Омонимия. Лексические омонимы и их виды. Источники омонимии.

10.Синонимия как тип отношений языковых единиц. Лексические синонимы. Синонимический ряд и его доминанта. Источники синонимии.

11.Лексические антонимы. Структурные и семантические типы антонимов. Понятие энантиосемии.

12.Лексические конверсивы и перифразы.

13.Явление паронимии и параномазии.

14.Активные семантические процессы в лексике русского языка 80-90 гг. XX в. Пути пополнения лексического состава.

15.Активная и пассивная лексика. Устаревшие слова: архаизмы и историзмы, их разновидности. Окказиональные слова. Неологизмы и их разновидности.

16.Пласты лексики русского языка с точки зрения ее происхождения. Исконно русские, древнерусские, собственно русские слова.

17.Пласты лексики русского языка с точки зрения ее происхождения. Заимствования из древних и новых языков. Классификация заимствований по происхождению и тематическим группам.

18.Пласты лексики русского языка с точки зрения ее происхождения. Место старославянизмов в современном словарном составе русского языка, их типы.

19.Языковые контакты. Калькирование и кальки, типы калек. Освоение заимствований и его виды. Экзотизмы и варваризмы. Интернациональная лексика.

20.Социальная и территориальная дифференциация русской лексики. Лексика общенародная, специальная (профессионализмы, термины), просторечная, диалектная, жаргонная.

                          

                                         Вопросы к экзамену по морфологии.

1.Предмет морфологии и ее место в грамматике. Связь морфологии с другими разделами науки о языке. Основные понятия морфологии. .Грамматические форма, значение, категория. Грамматические средства. Части речи как грамматические классы слов. Принципы классификации частей речи в русском языкознании. Части речи знаменательные и служебные.

2.Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен существительных в современном русском языке. Способы образования имен существительных.

3.Категория рода, ее значение и грамматическое выражение. Распределение существительных по родам; определение родовой принадлежности склоняемых и несклоняемых существительных. Существительные общего рода. Колебания в роде имен существительных в современном русском литературном языке

4.Категория числа, ее значение и грамматическое выражение. Существительные, употребляемые в формах обоих чисел; существительные singularia tantum и pluralia tantum.

5.Категория падежа. Система падежей, основные значения падежей в современном русском языке.

6.Склонение имен существительных, типы склонений. Склонение существительных во множественном числе. Разносклоняемые существительные. Несклоняемые существительные.

7.Глагол как часть речи. Грамматические категории глагола в современном русском языке. Спрягаемые и неспрягаемые глагольные формы. Словообразование глагола.

8.Спряжение глагола. Разноспрягаемые глаголы.

9. Категория вида русского глагола. Понятие совершенного и несовершенного вида. Видовая оппозиция. Способы образования видовых пар. Парные, одновидовые и двувидовые глаголы.

10.Переходные и непереходные глаголы в русском языке. Возвратные и невозвратные глаголы, их соотношение.

11.Категория залога в русском языке. Система залоговых отношений. Действительный, страдательный, средневозвратный залоги. Группа глаголов вне залога.

12.Категория наклонения. Изъявительное, повелительное и сослагательное наклонения. Образование форм наклонения. Употребление формы одного наклонения в значении другого.

13.Категория времени глагола. Значение категории времени. Система времен русского глагола. Образование форм времени. Абсолютное и относительное употребление времени. 14. Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени. Краткие и полные формы страдательных причастий, их употребление.

15.Деепричастие как особая форма глагола. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксические функции деепричастий. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида.

16.Имя прилагательное как часть речи.  Грамматические категории имени прилагательного. Функции прилагательного в предложении. Лексико-грамматические разряды прилагательных: качественные,  относительные, притяжательные. Полные и краткие формы прилагательных, их семантическая соотнесенность. Степени сравнения прилагательных. Синтетические и аналитические  формы сравнительной и превосходной степени, их значение, особенности употребления.

17.Имя числительное. Значение, морфологические признаки и синтаксические особенности числительных. Лексико-грамматические разряды числительных: количественные (собственно-количественные и дробные), собирательные, порядковые. Разряды числительных по составу: простые, сложные, составные.

18.Местоимение как часть речи. Разряды местоимений по значению: личные, притяжательные, возвратное, указательные, определительные, вопросительные, относительные, отрицательные, неопределенные. Морфологические признаки, склонение, синтаксические функции различных разрядов и особенности употребления их в речи.

19.Наречие как часть речи. Значение, морфологические признаки, синтаксические функции наречия. Разряды наречий по значению: определительные и обстоятельственные. Категория состояния.

20.Служебные части речи.

 

                                                 Вопросы к экзамену по синтаксису.

 

1.Предмет синтаксиса. Основные синтаксические единицы. Сочинительная и подчинительная связь в словосочетании и предложении. Признаки их дифференциации. Связь открытая и закрытая.

2.Словосочетание. История разработки учения о словосочетании в русской науке. Свободные и несвободные словосочетания. Присловная связь и ее виды. Согласование (полное и неполное). Управление (сильное и слабое). Примыкание.

3.Формальное устройство простого предложения. Структурная схема предложения. Предикативный и номинативный минимум предложения.

4.Типология простого предложения. Именные предложения в традиционной и современной лингвистике. Конструкции, внешне похожие на именные предложения.

5. Односоставные предложения глагольного оформления. Вопрос об определенно-личных и обобщенно-личных предложениях в синтаксической науке.

6.Односоставные предложения глагольного оформления (неопределенно-личные, безличные, инфинитивные).

7. Главные члены двусоставного предложения. Подлежащее, сказуемое.

8.Учение о второстепенных членах предложения в традиционной и современной науке. Определение как второстепенный член предложения. Согласованные и несогласованные определения. Приложение как второстепенный член предложения. Семантическая характеристика приложений. Обстоятельство.

9.Коммуникативное и модусное осложнение простого предложения (обращение, вводные слова).

10.Полупредикативное осложнение предложения.

11. Сложное предложение. Грамматическая природа сложного предложения. Структурная схема сложного предложения.

12.Сложноподчиненные предложения и их основные признаки. Корреляты. Подчинительные союзы и союзные слова.

13. Сложноподчиненные предложения нерасчлененной структуры с придаточными изъяснительными, присубстантивно-определительными, местоименно-союзными и местоименно-соотносительными. 

14.Сложноподчиненные предложения расчлененной структуры. Предложения с придаточными причины и следствия.

15.Сложноподчиненные предложения расчлененной структуры. с придаточными условными, целевыми, уступительными, временными, сравнительными и присоединительными.

16. Сложносочиненные предложения открытой и закрытой структуры.

17.Бессоюзные сложные предложения.

18. Основы русской пунктуации. Пунктуационная и синтаксическая система русского языка. Пунктуация и интонация. Типы знаков препинания.

19.Предложение как единица, использующаяся для выполнения речевого действия. Понятие речевого акта. Способы выражения коммуникативного намерения говорящего. Косвенные речевые акты.

20.Предложение как коммуникативная единица, строение которой обусловлено конситуацией. Актуальное членение как организация высказывания. Вопрос о парадигме высказывания.

 

СХЕМА И ОБРАЗЕЦ СИНТАКСИЧЕСКОГО АНАЛИЗА МНОГОКОМПОНЕНТНОГО СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 В многочленном сложном предложении между блоками (формантами)  устанавливаются формантные связи. Это  делает желательным при анализе соответствующих предложений выделение уровней членения.

 Многочленное сложное предложение анализируется по схеме:

 1.Графическая схема сложного предложения.

 2. Целевая и эмоциональная окраска предложения.

 3. Количество предикативных единиц и ведущая синтаксическая связь (паратаксис / гипотаксис, бессоюзная связь).

 4. Виды соединения частей (однородное, неоднородное соподчинение, последовательное подчинение).

 Сложное предложение элементарной структуры анализируется по схеме:

 1.Структура предложения (нерасчлененная / расчлененная)

 2 Тип подчинительной связи (присловная / детерминантная / коррелятивная).

 3.Вид придаточного (изъяснительное, присубстантивно-определительное и т.д.).

 4. Смысловые отношения (субъектные, объектные, атрибутивные и т.д.).

 5. Характеристика средства связи: способ подчинения (союзное, относительное), вид союза (синтаксический, семантический.), морфологический способ выражения и синтаксическая функция союзного слова.

Настя и Митраша жили от нас через дом, и когда утром заревела у них на дворе голодная скотина, мы первые пришли посмотреть, не случилось ли какой беды у детей (Пришв.).

Предложение построено по следующей схеме.

1.Настя и Митраша жили от нас через дом      2.мы первые пришли посмотреть                                                                         и

 

3.когда утром заревела у них

на дворе голодная скотина

4. не случилось ли какой беды у детей

 

 

 

 

 

 


Предложение сложное), повествоват

 

  2.мы первые пришли посмотреть 

 

 

 

Предложение сложное многочленное (полипредикативное), повествовательное, по эмоциональной окраске – нейтральное; состоит из четырех предикативных единиц одного самостоятельного предложения (Настя и Митраша жили от нас через дом), одного главного (мы первые пришли посмотреть) предложения и двух придаточных; ведущая связь – паратаксис.

 На первом уровне членения выделяются два блока: 1 – (2 – 3 – 4) (членение проходит между первой препозитивной частью сложного предложения и всеми остальными вместе взятыми). Выделяется первый блок – самостоятельное предложение (1) и второй блок – многочленное предложение (2 – 3 – 4), где предикативные части связаны по принципу неоднородного соподчинения.

 На втором уровне членения также выделяются два блока: 4 – (2, 3) (это членение проходит между 4 частью и 2, 3 частями вместе взятыми).

 На третьем уровне членения выделяются предикативные части: 2 – 3.

 Придаточное 3 первой степени подчинения образует с главной частью расчлененную структуру. Тип подчинительной связи – детерминантная. Придаточное временное. Смысловые отношения временного следования. Способ подчинения – союзный. Средство связи – подчинительный семантический временной союз когда недифференцированной семантики.

 Придаточное 4 первой степени подчинения образует с главной частью нерасчлененную структуру. Тип подчинительной связи – присловная. Придаточное изъяснительное со значением косвенного вопроса, смысловые отношения – объектные. Способ подчинения – союзный. Средство связи – подчинительный синтаксический изъяснительный союз ли.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:

Розенталь Д.Э. Русский язык. Упражнения и комментарии / Д.Э.Розенталь. М.: 2011.

 

б) дополнительная литература:

Русская грамматика: научные труды / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова / Н.С.Авилова, А.В.Бондарко, Е.А.Брызгунова, С.Н.Дмитренко, И.Н.Кручинина, В.В.Лопатин, М.В.Ляпон, В.А.Плотникова, м.с. Суханова, И.С.Улуханов, Н.Ю.Шведова /. – Репринтное издание – М. 2005. В 2-х т.

      Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц: учебник для студентов высших учеб. заведений. В 2 ч. / под ред. Е.Н Дибровой. М., 2006.

    

     Современный русский язык: Учебно-методическое пособие / Сост. А.Ю.Чернышева. – Казань: Казан. духов. Семинария, 2009. – 195 с.

 

в) программное и коммуникационное обеспечение

Учебные материалы по дисциплине можно найти на Интернет-ресурсах:

http://www.twirpx.com

http://www.gramota.ru

 

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Компьютерный класс; доступ к сети Интернет (во время самостоятельной подготовки и на лабораторных занятиях).

Преподаватель по русскому языку: А.Ю.Чернышева

 
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Полезные статьи
    спонсоров проекта

     


  •