Казанская духовная семинария Казанская духовная семинария
  •  Главная страница / Заочный сектор /

Церковно-славянский язык

 ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК»  

 

 

(код по ГОС (ОКСО)/                                      (название дисциплины (модуля) по ГОС/ ФГОС   / учебному плану)

ФГОС /учебному плану)  

                                      

по направлению

подготовки

033400

 

Теология

                                                     (код)                                         (название  направления по ГОС/ ФГОС ВПО)

для специальности

033400

 

 

                                                     (код)                                         (название  специальности по ГОС/ ФГОС ВПО)

специализация /квалификация

033400

 

бакалавр

                                                     (код)                                         (название  специализации  по ГОС/ ФГОС ВПО)

                                                                

 

                                                                   заочная

форма обучения                                    __________________________________________

Казань  2012

1. Цели  освоения учебной дисциплины  

Дисциплина призвана познакомить студентов специальности «Теология» с богослужебным языком Русской Православной Церкви и тем самым углубить их познания в области истории славянского текста Библии, литургического богословия, богослужебного устава, предоставить учащимся возможность полного проникновения в славяно-византийские традиции молитвенной практики и церковного поэтического творчества.

2. Место учебной дисциплины  в структуре ООП бакалавриата

Б.3.7. Модуль «Языки сакральных текстов конфессии»

Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, сформированные в средней (полной) общеобразовательной школе, и формируемые у обучающихся в вузе в процессе освоения языковедческих (лингвистических) дисциплин: «Иностранный язык», «Русский язык и культура речи».

В результате освоения дисциплины обучающиеся приобретают как теоретические знания в области орфографии, орфоэпии, фонетики, лексики, грамматики церковнославянского языка, так и практические навыки применения этих знаний (работа с текстами: анализ, перевод).

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать: значение дисциплины в общем курсе религиоведческих наук и значение церковнославянского языка для истории и практики православного богослужения;

  Уметь: работать с текстами на церковнославянском языке (перевод, грамматический анализ, историко-сопоставительный анализ, работа со словарем);

Владеть: теоретическими знаниями в области орфографии, орфоэпии, фонетики, лексикологии и грамматики церковнославянского языка.

Демонстрировать способность и готовность: к практическому применению полученных знаний при решении профессиональных задач; к применению полученных знаний в исследовательской деятельности.

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС по направлению подготовки ВПО 033400– «Теология»:

а) общекультурных (ОК):

В результате освоения дисциплины формируются компетенции:

 

способность выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования (ОК-1);

владение базовыми знаниями в области социально-гуманитарных наук (ОК-8);

способность приобретать и интерпретировать с использованием современных информационных и образовательных технологий новые знания по всем разделам теологии и смежных дисциплин (ОК-11);

способность использовать необходимые знания языков сакральных текстов (ОК-15);

 

 

б) общепрофессиональных (ПК):

 

готовность участвовать в научных исследованиях по теологической проблематике (ПК-3);

способность использовать специализированные знания фундаментальных разделов философии, истории, искусствоведения, филологии для освоения профильных теологических дисциплин (в соответствии с профильной направленностью) (ПК-14);

 

4.  Структура и содержание учебной дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц, 216 часов.

Краткое содержание

Церковнославянский язык в его отношении к праславянскому, старославянскому и русскому. Деятельность свв. первоучителей Мефодия и Кирилла. Приемы перевода в кирилло-мефодиевской традиции. Кириллица и глаголица. История ЦСЯ русского извода (книжные справы, кодифицирующие грамматики).

Основные правила церковнославянской орфографии. Употребление букв-дублетов. Правила употребления надстрочных знаков. Надписания на свв. иконах. Славянская цифирь.

Основные чередования гласных, согласных и различных сочетаний звуков, их происхождение. Фонетические особенности, характеризующие церковнославянский язык как южнославянский. Русизмы в церковнославянских текстах.

Глагол: общая характеристика. Две основы глагола. Спряжение глагола. Глаголы 1-го, 2-го и архаического спряжения. Настоящее время глагола. Будущее время глагола, простое и сложное. Повелительное наклонение: образование и значение.

Система прошедших времен церковнославянского глагола. Аорист: значение, образование и спряжение. Имперфект: значение, образование и спряжение. Спряжение глагола быти в аористе и имперфекте. Перфект: образование и спряжение. Плюсквамперфект: образование и спряжение. Сослагательное наклонение: образование и значение.

Имя существительное: общая характеристика. Первое склонение существительных. Второе склонение существительных. Третье склонение существительных. Четвертое склонение существительных.

Местоимение. Разряды местоимений. Склонение личных и возвратного местоимений. Склонение указательных и определительных местоимений. Склонение относительных местоимений.

Имя прилагательное: общая характеристика. Образование кратких и полных форм прилагательных. Склонение прилагательных. Сравнительная и превосходная степень прилагательных.

Имя числительное: разряды и образование. Склонение числительных.

Причастие: общая характеристика. Образование и склонение действительных причастий настоящего времени. Образование и склонение действительных причастий прошедшего времени. Образование и склонение страдательных причастий настоящего времени. Образование и склонение страдательных причастий прошедшего времени.

Наречие: значение, образование и правописание.

Неизменяемые служебные части речи: междометие, предлог, союз. 

Синтаксис, основные понятия. Характеристика предложения по составу и цели высказывания. Способы выражения главных и второстепенных членов. Прямой порядок слов и инверсия как характеристика гимнографического стиля. Синтаксические обороты с причастиями, синтаксические обороты с инфинитивом, двойные падежи, целевая конструкция да + наст. / буд. время, синтаксические функции относительных местоимений. Значения и синтаксические функции союзов.

 

 

п/п

 

Раздел

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

 

 

 

 

Л

СР

Пр

К

 

 

1

Церковнославянский язык в его отношении к праславянскому, старославянскому и русскому. Деятельность свв. первоучителей Мефодия и Кирилла. Приемы перевода в кирилло-мефодиевской традиции. История ЦСЯ русского извода.

1

 

6

 

 

Контрольная работа

2

Основные правила церковнославянской орфографии. Употребление букв-дублетов. Правила употребления надстрочных знаков. Надписания на свв. иконах. Славянская цифирь.

1

 

10

4

 

3

Основные чередования гласных, согласных и различных сочетаний звуков, их происхождение. Южнославянские фонетические особенности ЦСЯ. Русизмы в церковнославянских текстах.

1

 

10

 4

 

4

Глагол. Две основы глагола. Спряжение глагола. Настоящее время глагола. Будущее время глагола, простое и сложное. Повелительное наклонение.

Система прошедших времен. Аорист. Имперфект. Перфект. Плюсквамперфект. Сослагательное наклонение.

1

 

18

4

 

5

Местоимение. Склонение личных и возвратного местоимений.

1

 

12

 

 

6

Зачет.

 

1

 

 

 

4

 

7

Имя существительное. Первое, второе, третье, четвертое склонение существительных.

2

 

18

4

 

Контрольная работа

8

Разряды местоимений. Склонение указательных, определительных, относительных местоимений.

2

 

10

2

 

9

Имя прилагательное. Склонение кратких и полных прилагательных. Сравнительная и превосходная степень.

 

2

 

10

2

 

10

Имя числительное: разряды и образование. Склонение числительных.

2

 

4

4

 

11

Причастие. Образование и склонение действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.

2

 

14

6

 

12

Зачетная контрольная работа.

2

 

 

 

4

13

Наречие. Обозначение пространственных и временных отношений.

3

 

2

 

 

Контрольная работа

14

Неизменяемые служебные части речи: междометие, предлог, союз.

3

 

3

 

 

15

Синтаксис, основные понятия. Характеристика предложения по составу и цели высказывания. Способы выражения главных и второстепенных членов.

3

 

10

4

 

16

Прямой порядок слов и инверсия как характеристика гимнографического стиля.

3

 

8

 

 

17

Синтаксические обороты с причастиями.

3

 

6

2

 

18

Синтаксические обороты с инфинитивом и целевые конструкции.

3

 

6

2

 

19

Двойные падежи.

3

 

6

2

 

20

Синтаксические функции относительных местоимений.

3

 

4

2

 

21

Значения и синтаксические функции союзов.

3

 

6

 

 

22

Экзамен

 

 

 

 

9

 

                     

           

5. Образовательные технологии

Практические аудиторные занятия, самостоятельная работа студентов.

При  проведении практических занятий предусмотрено использование  активных форм занятий, построенных в традиционной форме (включая опрос) и с применением интерактивных методов при работе с текстами, в сочетании с внеаудиторной (самостоятельной) работой при поддержке преподавателя и с обсуждением возникающих проблем в формате Интернет-форума.

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Оценочные средства составляются преподавателем самостоятельно при ежегодном обновлении банка средств.  Количество вариантов зависит от числа обучающихся.

 

Образец контрольной работы №1:

Напишите по-церковнославянски, соблюдая все графико-орфографические правила:

Благости научився и трезвяся во всех, благою совеcтию cвященнолепно оболкся, почерпл еси от сосуда избраннаго неизреченная, и веру соблюд, равное течение совершил еси. Священномучениче Дионисие, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Образец контрольной работы №2:

Выпишите из текста глаголы в настоящем / будущем времени и повелительном наклонении, определите наклонение / время, спряжение, лицо, число, род (если есть), приведите начальную форму этих глаголов. Переведите текст.

Е#гдA звaнъ бyдеши ки1мъ на брaкъ, не сsди на прeднэмъ мёстэ: є3дA кто2 честнёе тебE бyдетъ звaнныхъ: И# пришeдъ и4же тебE звaвый и3 џнаго, речeтъ ти2: дaждь семY мёсто: и3 тогдA нaчнеши со студ0мъ послёднее мёсто держaти. Но є3гдA звaнъ бyдеши, шeдъ сsди на послёднэмъ мёстэ: да є3гдA пріи1детъ звaвый тS, речeтъ ти2: дрyже, посsди вhше.

 

Образец контрольной работы № 3

Выпишите из текста глаголы в аористе и имперфекте, определите время, спряжение, лицо, число, род (если есть), приведите начальную форму этих глаголов. Переведите текст.

Человёкъ нёкій и3мЁ двA сhна. И# речE ю3нёйшій є3ю[1] nтцY: џтче, дaждь ми2 дост0йную чaсть и3мёніz. и3 раздэли2 и4ма и3мёніе. И# не по мн0зэхъ днeхъ собрaвъ всE мнjй сhнъ, tи1де на странY далeче, и3 тY расточи2 и3мёніе своE, живhй блyднw. И#зжи1вшу же є3мY всE, бhсть глaдъ крёпокъ на странЁ т0й: и3 т0й начaтъ лишaтисz. И# шeдъ прилэпи1сz є3ди1ному t жи1тєль тоS страны2: и3 послA є3го2 на сє1ла своS пасти2 свині‰. И# желaше насhтити чрeво своE t рожє1цъ, ±же kдsху свині‰: и3 никт0же даsше є3мY

Образец контрольной работы № 4

Выпишите из текста глаголы в прошедшем времени и сослагательном наклонении, определите время, спряжение, лицо, число, род (если есть), приведите начальную форму этих глаголов. Переведите текст.

Пріи1де женA t самарjи почерпaти в0ду. глаг0ла є4й ї}съ: дaждь ми2 пи1ти. Ўченицh бо є3гw2 tшли2 бsху во грaдъ, да брaшно кyпzтъ. Глаг0ла є3мY женA самарzнhнz: кaкw ты2 жидови1нъ сhй t менE пи1ти пр0сиши, жены2 самарzнhни сyщей; не прикасaютъ бо сz жи1дове самарsнэхъ. TвэщA ї}съ, и3 речE є4й: ѓще бы вёдала дaръ б9ій, и3 кто2 є4сть глаг0лzй ти2: дaждь ми2 пи1ти: тh бы проси1ла ў негw2, и3 дaлъ бы ти2 в0ду жи1ву.

Образец контрольной работы № 5

Выпишите из текста формы личных и возвратного местоимений, укажите лицо, род (если нужно), число, падеж. Переведите текст.

Е#ди1нъ же t њбёшеною ѕлодBю хyлzше є3го2, глаг0лz: ѓще ты2 є3си2 хrт0съ, спаси2 себE и3 нaю. Tвэщaвъ же другjй, прещaше є3мY, глаг0лz: ни ли2 ты2 бои1шисz бGа, ћкw въ т0мже њсуждeнъ є3си2; И# мы2 ќбw въ прaвду, достHйнаz бо по дэлHмъ нaю воспріeмлева: сeй же ни є3ди1нагw ѕлA сотвори2. И# глаг0лаше ї}сови: помzни1 мz гDи, є3гдA пріи1деши во цrтвіи си2. И# речE є3мY ї}съ: ґми1нь глаг0лю тебЁ, днeсь со мн0ю бyдеши въ раи2.

Образец контрольной работы № 7

Выпишите из текста формы прилагательных, определите их разряд, форму, род, число и падеж, приведите их начальную форму. Переведите текст.

Да бyдете непор0чни и3 цёли, и3 ч†да б9іz непорHчна, посредЁ р0да стропти1ва и3 развращeна: въ ни1хже kвлsетесz ћкоже свэти6ла въ мjрэ, Сл0во жив0тно предержaще, въ похвалY мнЁ въ дeнь хrт0въ.

Зачетные задания.

Зачет проводится в форме орфографического и грамматического анализа, а также перевода предложенного текста.

Образец текста для I семестра:

И# ѓзъ къ тебЁ, гDи, воззвaхъ, и3 ќтрw моли1тва моS предвари1тъ тS. Вскyю, гDи, tрёеши дyшу мою2; tвращaеши лицE твоE t менE; Ни1щъ є4смь ѓзъ, и3 въ трудёхъ t ю4ности моеS: вознeсъ же сz смири1хсz и3 и3знемог0хъ. На мнЁ преид0ша гнёви твои2, ўстрашє1ніz тво‰ возмути1ша мS: Њбыд0ша мS ћкw водA вeсь дeнь, њдержaша мS вкyпэ. Ўдaлилъ є3си2 t менE дрyга и3 и4скреннzго, и3 знaемыхъ мои1хъ t страстeй.

Образец текста для II семестра:

Глаг0лющымъ же и5мъ къ лю1демъ, наид0ша на ни1хъ свzщeнницы и3 воев0да цRк0вный, и3 саддукє1и: Жaлzще си2, за є4же ўчи1ти и5мъ лю1ди, и3 возвэщaти њ ї}сэ воскrніе мeртвыхъ: И# возложи1ша на ни1хъ рyки, и3 положи1ша и5хъ въ соблюдeніе до ќтріz: бё бо вeчеръ ўжE. Мн0зи же t слhшавшихъ сл0во, вёроваша: и3 бhсть число2 мужeй ћкw тhсzщъ пsть. Бhсть же наyтріе собрaтисz кнzзє1мъ и4хъ, и3 стaрцємъ, и3 кни1жникwмъ во їерусали1мъ:

Экзаменационное задание.

1.      Теоретические вопросы (два).

2.      Аналитическое чтение текста.

Экзаменационные билеты:

Билет 1

1.      Церковнославянский язык, его отношение к русскому, старославянскому и праславянскому.

2.      Прошедшее время глагола: общая характеристика.

Билет 2

1.      Деятельность свв. Мефодия и Кирилла (основные моменты).

2.   Аорист: образование и спряжение. Типы аориста.

Билет 3

1.      Письменность у славян. Глаголица и кириллица.

2.      Имперфект: образование и спряжение. Типы имперфекта. Чередования согласных в основе.

Билет 4

1.      Основные правила церковнославянской орфографии. Употребление букв-дублетов. Правила употребления надстрочных знаков. Надписания на св. иконах.

2.      Перфект: образование и спряжение.

Билет 5

1.      Славянская цифирь.

2.      Плюсквамперфект: образование и спряжение.

Билет 6

1. Основные чередования согласных и различных сочетаний звуков (типа бг7ъ – бж7е – бози, ви1дэти – ви1жду, люби1ти – люблz1ше, пріити2 – пріи1мъ, бра1ти – побори2, реку – рцы2, грzду@ – грzсти2), их происхождение.

2. Будущее время глагола, простое и сложное.

Билет 7

1. Фонетические особенности, характеризующие церковнославянский язык как южнославянский. Русизмы в церковнославянских текстах.

2. Повелительное наклонение: образование и значение.

Билет 8

1. Имя существительное: общая характеристика.

2. Сослагательное наклонение: образование и значение.

Билет 9

1.      Первое склонение существительных.

2.      Причастие: общая характеристика.

Билет 10

1.      Второе склонение существительных.

2.      Образование и склонение действительных причастий настоящего времени.

Билет 11

1. Третье склонение существительных.

2. Образование и склонение действительных причастий прошедшего времени.

Билет 12

1.      Четвертое склонение существительных.

2.      Образование и склонение страдательных причастий настоящего времени.

Билет 13

1.      Имя прилагательное: общая характеристика.

2.      Образование и склонение страдательных причастий прошедшего времени.

Билет 14

1.      Образование кратких и полных форм прилагательных.

2.      Синтаксические обороты с причастиями: «дательный самостоятельный», формы глагола быти с причастием.

Билет 15

1. Склонение прилагательных.

2. Наречие.

Билет 16

1.      Особенности образования притяжательных прилагательных.

2.      Междометие.

Билет 17

1. Сравнительная и превосходная степень прилагательных.

2. Союзы. Значения союзов ћкw и ѓще.

Билет 18

1.      Местоимение: общая характеристика. Разряды местоимений.

2.      Синтаксические обороты с причастиями: «дательный самостоятельный», формы глагола быти с причастием.

Билет 19

1. Склонение личных и возвратного местоимений.

2. Инверсия в церковнославянском предложении.

Билет 20

1.      Склонение указательных местоимений.

2. Фонетические особенности, характеризующие церковнославянский язык как южнославянский.

Билет 21

1. Склонение и синтаксические функции относительных местоимений и4же, я4же, є4же.

2. Правила употребления надстрочных знаков.

Билет 22

1. Имя числительное: разряды, образование и склонение.

2. Письменность у славян. Глаголица и кириллица.

Билет 23

1. Глагол: общая характеристика. Две основы глагола.

2. Союзы. Значения союзов ћкw и ѓще.

Билет 24

1. Спряжение глагола. Глаголы 1-го, 2-го и архаического спряжения.

2. Синтаксические обороты: дательный падеж с инфинитивом, винительный падеж с инфинитивом, двойные падежи.

Билет 25

1. Настоящее время глагола.

2. Основные правила церковнославянской орфографии. Употребление букв-дублетов. Правила употребления надстрочных знаков. Надписания на св. иконах.

Образец текста для аналитического чтения:

 

ГDи б9е нaшъ, и4же на нб7сёхъ живhй, и3 призирazй на вс‰ дэлA твоS, при1зри на рабы6 тво‰ њглашє1нныz, прикл0ншыz сво‰ вы6z пред8 тоб0ю: и3 дaждь и5мъ лeгкій kрeмъ, сотвори2 и5хъ ќды чcтны с™hz твоеS цRкве, и3 спод0би и5хъ бaни пакибытіS, њставлeніz грэхHвъ, и3 nдeжди нетлёніz, въ познaніе тебE и4стиннагw бGа нaшегw.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:

Кравецкий А.Г., Плетнева А.А. Церковнославянский язык. М.: Аст-Пресс, 2012.

б) дополнительная литература:

Алипий (Гаманович), иером. Грамматика церковнославянского языка. СПб., 1997 (репринт издания Воробьева А.Г. Учебник церковнославянского языка. М.: Изд-во ПСТГУ, 2008.

Миронова Т.Л. Церковнославянский язык. М., 2008 (и последующие переиздания – 2010, 2011).

Новак М.О. Церковнославянский язык: Учебное пособие. Казань: Изд-во КазДС, 2007.

Новак М.О. Языкознание у южных и восточных славян в IX – XVII вв.: Учебное пособие. – Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2010.

в) программное и коммуникационное обеспечение

Учебные материалы по дисциплине можно найти на Интернет-ресурсах:

www.ksana-k.narod.ru

www.ekislova.ru,

www.textology.ru,

www.philology.ru,

www.ruslang.ru,

www.slovari.ru.

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Компьютерный класс; доступ к сети Интернет (во время самостоятельной подготовки и на лабораторных занятиях).

 
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Полезные статьи
    спонсоров проекта

     


  •