Казанская духовная семинария Казанская духовная семинария
  •  Главная страница / Издательский отдел / Семинарский вестник / Семинарский вестник №2 2001 /

Светлой памяти архиепископа Пермского и Соликамского Иосафа (Овсянникова). Иером. Иосиф (Гачегов)

«Надеющиеся на Него познают истину, и
верные в любви пребудут у Него, ибо
благодать и милость со святыми Его
и промышление об избранных Его»

(Прем. Солом. 3, 9).

Минувший век унес немало удивительных служителей Церкви Христовой, в смиренном следовании Господу (Апок. 14, 4) явивших силу духа, способную преодолеть любые испытания эпохи.

Среди атеистического безумия пастырям необходимо было и себя сохранять в вере, и удерживать то малое стадо верующих, которое еще внимало спасительным «глаголам вечной жизни» (Ин. 6, 68)

Детские годы остаются в памяти самыми светлыми и лучшими. Приходить в храм я стал в начале 80-х годов, когда уже открытых гонений на верующих не было, но еще и свободно войти в храм простому светскому человеку было невозможно: поэтому я помню - в те годы молодежи, детей вообще не было. И придя в храм в годы пребывания на Свердловской кафедре архиепископа Платона (ныне - Аргентинский), а затем архиепископа Мелхиседека (ныне -Брянский), будучи десятилетним школьником, я полюбил тот церковный уклад жизни, который проходил в ограде единственного храма в городе Свердловске (с населением более миллиона жителей), являющегося одновременно кафедральным собором. В кафедральном соборе тех лет сосредоточилась сосредоточилась духовная жизнь благодаря пребыванию в нем на послушании старых монахинь, некоторые из которых были насельницами закрытого Ново - Тихвинского монастыря, некоторые несли монашеский подвиг в миру, были и высокообразованные люди, тайно принесшие обеты иноческие, продолжая трудиться в миру.

Многие монахини и миряне стремились побывать тогда у архиепископа Пермского и Соликамского Иоасафа (Овсянникова +1982); даже после перевода владыки на Ростовскую кафедру уральцы поддерживали духовные отношения с ним, получая духовное руководство. Верующие временами небольшими группами, дабы не привлекать внимание властей, направлялись в соседнюю Пермскую епархию - помолиться за богослужениями владыки и получить наставление. Архиепископ Иоасаф -это избранник Божий. Господь вел этого доброго пастыря с детских лет - осиротев с шести лет, он был воспитан доброй благочестивой женщиной. Владыка вспоминал: «С особым благоговением и горячей молитвою она научила меня обращаться к Матери Божьей. И я всю свою жизнь, особенно в трудные моменты, а их у было немало, чувствовал на себе ласковую и твердую материнскую руку Богоматери».

Архиепископ Иоасаф (в миру Василий Семенович Овсянников) родился 1 января 1904 года в Белгороде. С юных лет, и в годы учебы в школе, а затем Харьковском железнодорожном техникуме, Василий ходил в храм, прислуживал в Алтаре, был иподиаконом.

Положение верующих в уральских епархиях - Пермской и Свердловской было особенно нелегким в силу того, что Урал до недавнего времени представлял собою закрытую военно - промышленную зону с соответствующей повышенной бдительностью аппарата местной власти. Отправляясь на прием к уполномоченному по делам религий Пермской области, архиепископ молился всю ночь.

Владыко приютил в Перми нескольких монахинь, оставшихся без келий и проживания - они несли послушание в просфорне, при архиерейском доме, в Свято - Троицке кафедральном соборе.

Архиепископ в основу своего служения полагал богослужение и молитву. (2). Невзирая на немощи, владыка посещал дальние и ближние приходы просторной Пермской епархии. В храме при архиерейском доме собирались все, находившиеся под духовным руководством владыки. Создавалась атмосфера одной духовной семьи. Когда дом попал под снос и владыке выделили государственную квартиру, он каждый день бывал на строительстве нового дома, где предполагалось прежде всего разместить храм.

Владыка снисходительно относился к монашествующим. Он говорил, что кто не ест мяса, а только молоко, то разрешал причащаться, читал молитву, положив обе руки на голову. При этом ощущалась такая благодать, какая бывает в дни Пасхи, словом, невозможно передать испытанное состояние... Особенно когда присутствовала на его домашних литургиях и причащалась у Владыки. Сам Господь посреди нас, только что Его телесными глазами не видели. (3).

Служение архиепископа Иоасафа на земле Пермской проходило с 1966 по 1973 годы. Это редкий случай советской эпохи, когда епископ служит на Урале семь лет, начиная с двадцатых и по девяностые годы минувшего столетия, в этом регионе епископы служили два или три года. Непонимание, переходящее в ненависть и злобу, вызывала монашеская сторона в жизни епископа. Несмотря ни на какие гнусные способы травли, клеветы, владыко Иоасаф находил силы в келейной и богослужебной молитвах и шел на крестоношение, ведя за собою многих.

Почти двадцать лет прошло со дня упокоения владыки... Господь судил ему место погребения г. Ростов - на -Дону, где проходил служение последние годы земной жизни.

И хотя в Перми нет могилы этого архипастыря, но добрая память о нем еще живет в сердцах многих уральцев -и священнослужителей, и богомольцев, и тех, кто под мудрым водительством владыки пошел монашеским путем служения Господу.

Глубокий почитатель Божьей Матери, архиепископ Иоасаф скончался в канун Субботы Акафиста - праздника Похвалы Пресвятой Богородицы. Во время утрени владыка чувствовал себя бодро, был в приподнято -торжественном настроении. Он прочитал первую часть акафиста Божьей Матери. Войдя в Алтарь, он приложился к Престолу. Обменявшись с настоятелем собора несколькими словами о дальнейшем порядке службы, владыка в полном облачении предал душу Господу и Его Пречистой Матери, которую он любил и почитал. «Блаженны мертвые, умирающие в Господе... они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними» (Откр. 14, 13)

 
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Полезные статьи
    спонсоров проекта

     


  •