Казанская духовная семинария Казанская духовная семинария
  •  Главная страница / Издательский отдел / Семинарский вестник / Семинарский вестник №2(8) 2003 /

Христианство - новая мировая цивилизация. С.В. Шкуро

 

 

))) kai. mh. e;sh deiliw/n o]ti

to. kra,toj sou  kaqairei/tai tacu.)))

(… И  не  страшись,  что

 власть твоя скоро  уничтожится …)

Кондак Романа Сладкопевца (V в. Р.Х.)

 

 

Символичен в своем роде эпиграф, представляющий собой воззвание к Ироду, избившему младенцев. Автор обращается к Ироду со словами  о неизбежной потере  власти царя. «И не страшись, - говорит он, - ибо этого не миновать».  Метафоричность (образность) эпиграфа относится к новой эпохе, поскольку действительно на смену эллинистическому язычеству пришло христианство. Неизбежное падение Римской империи с перенятыми от Греции традициями обусловлено новой, потенциальной, сокрушительной силой христианства. Вековая, тысячелетняя культура, культура красоты, эстетики, силы, изящества теряет под собой опору при столкновении с кроткими последователями Христа. Странника, перевернувшего мир своим необычайным явлением.

Новшество и парадоксальность (to. para,doxon - неимоверное) новозаветной фразы, до того времени неизвестной, опрокидывает буквально все устоявшиеся и, казалось бы, непоколебимые ценности – «Сила моя совершается в немощи...»  (2 Кор.12; 9).

Так что же христианство действительно принесло в мир?

Новая религия  стала принципиально, идейно и реально новой. «Глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку...» (Исх.21;24) – такой принцип был характерен для людей Ветхого Завета. И вдруг  - ошеломление:  «Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым» (Лк. 6; 35).

Такой принцип в корне изменил сознание человека, увеличив возможности его восприятия и всесторонне обогатив его личность. Другое дело, что это богатство заставило людей страдать, но «кого люблю, того наказываю», - говорит Господь  (Откр. 3; 19). Иными словами, «новый»  человек получает осознание свободы воли и понимает всю серьезность ответственности за свои поступки. Именно это и заставляет его страдать: у него появляется понятие совести. 

Античный человек велик, силен  -  он равен богам. Идеал античности – гордость и сила. В христианской культуре гордыня становится самым страшным грехом, основой и фундаментом, зародышем и корнем всех человеческих страстей.

Апостолы, благовествуя учение Спасителя, так выразили эти чувства и ценности новой эпохи: «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать» (Иак. 4; 6).

«Новый Завет» - поистине новый, поскольку он рассматривает отношения Бога и человека совершенно иначе, чем прежде, не только для иудеев, но и в основном для язычников.

В языческом мире боги не интересовались человеком. Важнее для них собственное спокойствие и полная удовлетворенность без обилия чувственных переживаний.

Сравнивая людей аристократического воспитания  XIX века   с  античными богами, И.А. Гончаров в романе «Обрыв» восклицает: «Нет, не отжил еще Олимп!.. Вы не удостоиваете смертных снизойти до них, взглянуть на их жизнь, живете олимпийским неподвижным блаженством, вкушаете нектар и амброзию1 – и благо вам! Чего же еще: у меня все есть, и ничего мне не надо...  Вам дела нет, говорите вы...».

Боги античности не имеют сострадания, они не милосердны, им не присуще качество прощения. Вся мифологическая история испещрена жестоким отношением богов к людям, неизбежным наказанием за проступки, неумолимым злым роком.

Христианство приносит в мир надежду, сострадание, утешение даже рабам.  «Каждый оставайся в своем звании, в котором призван. Рабом ли ты призван, не смущайся... Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа» (1 Кор. 7; 21-22), - утешает ап. Павел.

В сознании язычника все переворачивается с ног на голову. Замечательны в своем роде слова, ставшие афоризмом: «Настоящий христианин – это человек, который стоит на ногах в мире, который стоит на голове».

Античный человек не выявляет различия между добром и злом. Добро – это то, что полезно  непосредственно для него (убийство ли это, грабеж, прелюбодеяние и т.д.). Человек древнего мира – цельная личность (в смысле неделимости и самодостаточности), он не испытывает страданий, связанных с выбором. Его внутренний мир одномерен, он не обременен сложными душевными переживаниями – такое мировосприятие бывает у детей. Наглядным примером является эпизод из греческой мифологии (Гомер «Илиада»): когда  у славнейшего героя Ахиллеса (от вида которого троянцы бегут в ужасе  прочь)  отнимают его любимую рабыню Брисеиду, он, подобно  ребенку, бежит  к своей матери   со  слезами:

                                       « <…>   Тогда,   прослезяся,

Бросил   друзей Ахиллес,  и далёко от всех, одинокий,

Сел у пучины седой, и, взирая на понт2 темноводный,

Руки в слезах простирал,  умоляя  любезную матерь»

        («Илиада», пер. Н. Гнедича, песнь 1, ст.345-350). А что должен делать  великий Герой в такой ситуации!? 

Лишь позже человек начинает осознавать важность выбора. И такая напряженность переживаний возрастает с каждым годом. Современные психологи отмечают, что человек ХХ и сейчас уже ХХI  века как никогда  «двулик». Речь идет не о  двуличии в нравственном смысле слова, то есть лицемерии, а о раздвоении личности, если угодно – о частичной шизофрении; человек как бы противоречив сам в себе, состоит из двух личностей.

И, наконец, ещё одно важное изменение – это отношение к браку. Узы брака становятся священными (античный мир всегда демонстрировал обратное, многочисленные истории из жизни Зевса – свидетельство тому). Интересно, что понятие «проступок» (a`marti,a) становится  «грехом».

Итак, неоценимые изменения принесло в мир христианство.   Оно расставило новые акценты: теперь на первый план выходят не  гордость и сила, а любовь и сострадание, по-новому воспринимаются понятия  долга, свободы, ответственности, совести, милосердия, сочувствия, целомудрия. Христианство – единственная религия, в которой действует принцип: «Погаси зло в себе, за зло воздай добром», т.е  нужно не преумножать отрицательное, а побеждать его, творя этим добро. «А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Матф.5; 39).  Радикально (в корне) изменилось сознание людей.   Христианство принесло то, что стало достоянием всех и каждого и при этом не потеряло своей сакральности (священной силы) и высокой нравственной ценности.

 

 

 

ПРИМЕЧАНИЯ.

1.     Амбросия – гр.  h`` avmbro,sia(&aj – «нетленная пища», «бессмертие». По верованиям античных язычников, боги, живущие на горе  Олимп, вкушали амбросию (нетленную пищу),  запивая её божественным нектаром, или натирались амбросией, как благовонным маслом. Эти процедуры делали их бессмертными.

2.     Понт -       гр. o` po,ntoj(&ou – открытое море.  

 
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Полезные статьи
    спонсоров проекта

     


  •