Казанская духовная семинария Казанская духовная семинария
  •  Главная страница / Издательский отдел / Семинарский вестник / Семинарский вестник №3 2001 /

Жажда чудес

В современных православных духовных школах богословская наука делится на пять дисциплин: Догматическое, Основное, Сравнительное, Нравственное и Пастырское богословие. Однако, похоже, что окружающая церковная действительность скоро потребует от будущих пастырей знания еще и такой «науки», как Апокрифическое богословие. Ни в каком православном словаре Вы такого термина не найдете, т.к. дисциплины с таким названием официально не существует. Но реалии церковной жизни показывают, что значительная часть православных христиан не будучи тверда в основах веры и в пяти вышеупомянутых богословских науках, проявляет поразительную сведущность во всевозможных легендах и сказаниях, и именно ими (а не Священным Писанием и Катехизисом) руководствуется в своей духовной жизни. Да и пастыри, зачастую, склонны смотреть сквозь пальцы на подобные увлечения своих прихожан, а иногда и охотно их стимулируют. Меньше всего таким пастырям хотелось бы показать себя некомпетентными в вопросах составляющих сердцевину религиозной жизни указанных верующих.

Автор этой публикации оказался «не на высоте» перед вопросом одной из прихожанок, которая, указав на икону Царя - страстотерпца Николая II в киоске семинарского храма спросила: «А от чего он помогает?». Обескуражил здесь не столько сам вопрос (более уместный для аптеки, а не для церковного киоска), сколько необходимость определить «профессиональную ориентацию» святого. Ко всему прочему, курьезность ситуации усугублялась не «темнотою» прихожанки, а наоборот - ее «начитанностью», сформировавшей в ее сознании уверенность, что каждый святой имеет определенную специализацию: один - охраняет жилище от пожара, другой - поля от засухи, третий - ограждает от супружеской неверности. Корни этого явления, вероятно, уходят в языческое прошлое человечества. Ко временам, когда у каждой группы людей был «свой» бог: у животноводов - свой, у  земледельцев - свой, у воинов - свой и т.д. Печально только, что справочные пособия с указанием сферы «профессиональной специализации» святого можно купить в любом церковном книжном киоске. Однако объектами извращенного почитания являются не только святые.

Особым почитанием в Православной Церкви всегда пользовалась Божья Матерь. Давно замечено, что богородичные праздники всегда собирают в храмах больше народа, чем господские, за исключением, пожалуй, Пасхи и Крещения (в последнем случае, правда, главным стимулом прийти в храм является раздача святой воды). Ревностное почитание Божьей Матери вполне объяснимо. Для разума большинства прихожан Царица Небесная, восседающая на Престоле и чуткая к мольбам страждущих и обремененных, явление более понятное, чем Единосущная и Нераздельная Троица. Да и в молитвословах, зачастую, можно найти гораздо больше молитв к Пресвятой Владычице, чем к Иисусу Христу. Но и этого, с точки зрения некоторых прихожан, явно Недостаточно. Именно так можно объяснить существование особых «рукописных молитвословов». Автору довелось ознакомиться с  одним из таких шедевров. Приведу лишь короткую выдержку из него: «Пресвятая Владычица, огради мой дом, посыпь его песком, закрой его на 777 замков»... Поразительно выглядят подобные вещи в церковной среде, особенно если учесть, что именно христианство победило языческую волю к магизму - веру в то, что можно манипулировать Богом через заклинания, слова или числа.

Если на страницах церковных брошюр и газет обыватель может столкнуться с примерами, не имеющими никакого отношения к православному вероучению, то о светских изданиях (если они пишут на церковные темы) говорить вообще не приходится. Не могу не отметить недавних публикаций в одной из казанских газет («Время и Деньги» №67-68; 69, 2001). Ее поздравление читателей с праздником Пасхи можно было только приветствовать, если бы не содержащееся в тексте поздравления упоминание о Воскрешении Христа (не Воскресение, а именно -Воскрешение).Еретическое утверждение о тварности Христа отсюда напрямую не вытекает, но невольно напрашивается (раз Он воскрешен, а не Сам воскрес). Искать злой умысел в подобном ляпсусе вряд ли справедливо (скорее богословское невежество). Замечу только, что и ереси в Церкви редко возникали по злому умыслу.

Касаясь фактов грубой подмены и искажений, нельзя не отметить, что в гораздо большей степени подверглись влиянию неизвестно чьей самодеятельности всевозможные апокрифы и агиография (житийная литература). Чего только стоит легенда о путешествии Марии Магдалины в Рим, где она якобы преподнесла императору Тиверию крашенное яичко, приветствовав его: «Христос Воскресе!». Несостоятельность этого и подобного ему апокрифов блестяще показал архиеп. Михаил (Мудьюгин) в своей работе «Русская православная церковность». Мало того, что легенда про подаренное яичко не укладывается в исторический и социально-бытовой контекст (обычая красить яйца в то время не было), так и сама сценка во дворце императора лишена всякого смысла. И сейчас не так много найдется православных, кто понимает значение покрашенного куриного яйца. Тем не менее, как справедливо замечает архиеп. Михаил: «Эту выдумку можно услышать в проповедях чуть не каждый раз, когда речь зайдет о Марии Магдалине».

Любопытно, что в не меньшей степени подвержены засорению всевозможными выдумками и более поздние творения житийной литературы; таковыми являются, например, эпизоды об использование бесов для сельскохозяйственных работ, о молитвословиях, доносящихся из утробы матери, и о воздержании от вкушения материнского молока по постным дням. Душеспасительное значение подобных эпизодов нулевое. Мало того, они могут посеять в умах православных опасное заблуждение: то, что святость может быть изначальной, врожденной, а вовсе не результатом внутреннего делания человека. Следует заметить, что по выражению владыки Михаила, «критическое отношение к повествованиям о такого рода «чудесах» основывается отнюдь не на неверии в саму возможность сверхъестественного явления. О чудесах, описанных в Священном Писании, можно с уверенностью сказать, что в них нет ничего случайного: в большинстве своем, они проявление промысла Божьего о людях, нуждающихся (духовно или физически) в Его благодатной  помощи . Упомянутые же «чудеса» житийной литературы по своей бесцельности и бессмысленности могут быть поставлены в один ряд с фантастикой апокрифов, Церковью в свое время отвергнутых, что не помешало им, к великому вреду для Церкви, проникнуть в акафисты и другие позднейшие молитвенные тексты».

Большое количество сомнительных апокрифов можно найти не только в агиографии, но и в различных сказаниях о чудотворных иконах. К таковым, например, следует отнести предание о написании образа Пресвятой Богородицы евангелистом Лукой. Поражает разнообразие стилей написанных им икон Божией Матери: здесь есть творения в духе византийской школы, просматривается в некоторых работах откровенно католическое влияние, но больше всего икон «написал Лука» в древнерусском стиле. Последнее обстоятельство весьма красноречиво говорит и о месте написания большинства таких икон, и о месте возникновения соответствующих апокрифов... Западное богословие, для обозначения подобных явлений в церковной жизни, ввело даже специальный термин- piа fraus (благочестивый обман). У нас постеснялись. А зря...

Следует отметить, что выдумки далеко не всегда бывают благочестивыми. Также как не всегда они являются результатом пережитков язычества или примером гипертрофированного почитания(святого. Иногда они бывают средством выражения чувства национального или конфессионального превосходства. Ярчайшим примером является один из позднейших апокрифов, приписывающий заслуги в победах Красной Армии под Москвой и Ленинградом во время Второй мировой войны Божьей Матери. Замечу лишь, что не только немецкий фельдмаршал фон Бок не смог взятьМоскву осенью 1941-го. Не сумел ее взять и генерал Антон Иванович Деникин летом 1919-го. И ни только фельдмаршал фон Лееб потерпел неудачу при штурме Ленинграда в октябре 1941-го. Не сумел это сделать и генерал Николай Николаевич Юденич в сентябре 1919-го. И хотя его войска дошли до пригородов Петрограда - взять красный Питер ему не удалось. Запланированный генералом благодарственный молебен в Исаакиевском соборе, по случаю избавления города от богоборческой власти, совершить было не суждено. В конечном итоге, богоненавистническая власть в России пала, но не благодаря воинской доблести, а скорее, благодаря крови миллионов мучеников. Не стану останавливаться на причинах поражения Белой Армии и Вермахта под Москвой и Ленинградом -церковная газета для этого не совсем подходящее место. Замечу только, что эти поражения в историографии достаточно изучены и в них очень о трудно найти что-либо сверхъестественное. Что же касается любителей составлять апокрифы на военно-исторические темы, то, при нынешнем положение вещей, почвы для них в XX веке еще предостаточно. Да и спрос на такие апокрифы всегда будет. Во всяком случае до тех пор, пока в народе не осознают, что Господь- Творец истории и Им положен в основу исторического процесса непреложный нравственный закон. И если какой-либо народ начинает желать «чтоб земля суровая кровью истекла, чтобы юность новая из костей взошла», то Господь такой порядок (на крови и костях) ему и посылает.

Любителей вышеупомянутого апокрифа тоже можно понять. Слова Достоевского о том, что «русский народ без Православия- не народ, а дрянь» - звучат для многих очень неприятно. Гораздо приятнее: «Мы русские- с нами Бог» (даже тогда, когда от Бога отреклись, перебили большую часть Его духовенства и разрушили либо превратили в овощехранилища большинство Его храмов). В ветхозаветном Израиле тоже были личности упивающиеся богоизбранностью еврейского народа и нисколько не следившие за своим благочестием. Однако Господь проявлял свое участие в их судьбах лишь тогда, когда они возвращались к благочестивой жизни и Его заповедям... Доверчивость народа к сомнительным апокрифам и всяким «чудесам» общеизвестна. Стоит пронестись вести о каком-нибудь «знамении», «исцелении» или «мироточении», как целые толпы сразу валятся туда с банками, ватками, тазиками- чтобы приобщиться «благодати», забывая указание Христа на то, что именно «род лукавый и прелюбодейный ищет знамения» (Мф. 12, 39). Чудоискательство свидетельствует о незрелости религиозного опыта у суетливого искателя. Толпа ищет «чуда» потому, что она без «чуда» не верует или верует плохо. Она добивается «физического» знамения именно потому, что духовное знамение ей мало о чем говорит. Человеку толпы «возвышающий обман» дороже «тьмы низких истин» (Пушкин). Он не понимает, что обман возвысит его лишь обманно, подготовляя ему в дальнейшем крушение и падение, разочарование и отчаяние. И, главное, он не постигает того, что есть Высшая Истина-Истина, путь к которой открыт каждому из нас. Смешно и унизительно довольствоваться иллюзиями, выдумками и подделками там, где нас ждет сущее Откровение...

Воспитанник 4 курса КДС В. Сидоренко

 
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Полезные статьи
    спонсоров проекта

     


  •