Казанская духовная семинария Казанская духовная семинария
  •  Главная страница / Издательский отдел / Семинарский вестник / Семинарский вестник №3 2001 /

Историческая роль Казанской Семинарии в просвещении народов Поволжья

Казанская духовная семинария - почти двести лет играла важну юроль в истории города, края, церковной и культурной жизни. К сожалению, история -самой семинарии пока не получила достойного отражения в литературе. Публикуемый ниже материал отражает лишь один из аспектов этой богатой истории - роль семинарии в развитии народного образования, культуры и христианского просвещения народов Поволжья. Это фрагмент готовящейся к публикации в Институте истории Академии наук Татарстана книги «Республика Татарстан: Памятники истории чувашей и финно-угорских народов» (с некоторыми сокращениями и изменениями).

Казанская Духовная Семинария открылась в 1723 году под названием «славяно-латинская школа»,а с 1733 года стала называться духовной семинарией. Духовные семинарии представляли собой средние специальные учебные заведения, имевшие не только профессиональный, но и сословный характер - были предназначены для детей духовенства. Казанская семинария, как и другие соответствовавшие ей учебные заведения, несколько раз переживала серьезные реформы.

До первой реформы 1808 года система обучения в духовных семинариях представляла собой плод механического копирования опыта украинских духовных школ 17 века, а через них - светских и духовных учебных заведений Западной Европы. В основе всего лежало обучение латинскому языку и изучение на нем обширной литературы.

В ходе не доведенной до конца реформы 1808 года стало преобладать преподавание на русском языке, но многие средневековые пережитки в программах и методах преподавания остались.

Новой серьезной реформе семинарии подверглись в 1842 году -теперь в них обучали, в основном, тому, что было, действительно, необходимо священникам. Каждый из классов перестал быть законченной ступенью образования и от кандидатов в священники требовали окончания полного, шестилетнего курса.

Реформа 1867 года преследовала цель повысить уровень не только духовного, но и общего образования, даваемого в семинариях. Теперь в первых четырех классах изучали, в основном, общеобразовательные предметы на уровне средней школы, а специальные, богословские и профессиональные курсы были перенесены в старшие классы. В  таком виде семинарии и существовали до 1917 года.

Казанская духовная семинария  в 1723-1735 гг. находилась в Зилантовом и Федоровском монастырях. В 1734 году, по завещанию казанского купца Ивана Афанасьевича Михляева начали строиться три двухэтажных корпуса - в 1735 году семинария разместилась в построенных первых этажах. Современный вид здание семинарии (речь идет о нынешнем здании геологического факультета Казанского университета) приняло в 1862-1865 гг., когда все три корпуса были соединены и построен новый второй этаж вместо сгоревшего. С '1868 по 1917 гг. семинария занимала второй этаж, а на первом находились многочисленные лавки, составлявшие продолжение расположенного рядом Гостиного двора. Доходы от аренды лавок шли на содержание семинарии.

Ежегодный набор и выпуск Казанской семинарии во второй половине 19 - начале 20 вв. составлял 20-30 человек.

Представителей народов Поволжья в семинарии было немного. Но многие дети священников и низших членов причта из чувашских и марийских приходов хорошо знали эти языки. В 1780 году, на церемонии открытия Казанской губернии по Положению 1775 года, семинаристы  выступали со стихами собственного сочинения на татарском, чувашском, марийском, удмуртском и эрьзя-мордовском языках. С 1831 года в семинарии всегда преподавался чувашский язык, марийский и удмуртский - эпизодически.

В 1831-1843 гг. преподавателем чувашского языка был протоиерей Виктор Петрович Вишневский(1804-1885). Уроженец села Сугут-Торбиково (ныне Ядринского района Чувашии). В 1822 году он закончил Казанскую духовную семинарию, в 1828 году - Московскую духовную академию. Вернувшись в родную семинарию, он стал здесь профессором философии.

Будучи сыном священника в чувашском приходе и внуком чуваша, учившегося в Новокрещенской школе и ставшего псаломщиком, он прекрасно знал чувашский язык и не только преподавал его в семинарии, но и явился составителем первого словаря чувашского языка. Преподавательская карьера В.П.Вишневского была прервана в 1842 году с переводом в епархиальное ведомство. Позже он стал настоятелем кафедрального Благовещенского собора.

Многие русские выпускники семинарии стали учеными, деятелями просвещения и христианизации народов Поволжья. Значительная часть выпускников во все периоды истории семинарии поступала в светские вузы, в основном, в Казанский университет, становились врачами, педагогами, юристами. Лучшие выпускники, поступавшие в духовные академии, тоже становились учеными и педагогами.

В 1821-1829 гг. здесь учился, а в 1841-1850 гг. , после окончания Санкт-Петербургской духовной академии, здесь преподавал Василий Афанасьевич Сбоев( 1807-1869) -один из первых исследователей этнографии и быта чуваш и финно-угорских народов Поволжья. Результаты его наблюдений изложены в книге «Исследование об инородцах Казанской губернии»(1856).

В 1845-1849 гг. - знаток чувашского языка и просветитель Николай Иванович Золотницкий (1829-1880). Сын священника села Чурашево Чебоксарского уезда с детства знал чувашский язык. После семинарии закончил историко-филологический факультет Казанского университета. С 1867 года был инспектором чувашских школ Казанского учебного округа. Основатель научного изучения чувашского языка, соавтор алфавита, переводчик и издатель книг.

В 1854-1860 гг.- марийский просветитель и деятель народного образования Сергей Андреевич Нурминский(1839-19\4). Сын священника села Владимирского (ныне Горномарийского района Республики Марий Эл), правнук марийца, воспитанника Казанской новокрещенской школы, с детства

хорошо знал марийский язык. В 1864 году закончил Казанскую духовную академию. В 1870-1888 гг. был инспектором, директором народных училищ Вятской губернии. На этой должности способствовал массовому открытию марийских и удмуртских школ. В 1873 году составил первый марийский букварь.

В 1860-е гг.- чувашский этнограф, историк, деятель народного образования Василий Kонстантинович Магницкий(1839- 1901). Сын священника села Шумшеваши (ныне Ядринского района Чувашии) с детства свободно владел чувашским языком. После семинарии закончил юридический факультет Казанского университета. В 1870-х гг. был инспектором народных училищ в Вятской губернии, а в 1879-1891 гг. - в Казанской. Способствовал массовому открытию школ в деревнях народов Поволжья. Опубликовал в казанских периодических изданиях и отдельными брошюрами более пятидесяти работ по истории, этнографии, фольклору чувашей и сейчас сохраняющих свое научное значение.

В 1868-1874 гг.- ученый этнограф, специалист по финно-угорским народам Иван Николаевич Смирнов (1856-1904). Сын священника марийского села Арино (ныне Медведевского района Марий Эл). После семинарии закончил Казанский университет, был учеником известного историка Н.А.Осокина. Стал видным специалистом по всеобщей истории. Этнографией финно-угорских народов занимался в конце 1880-х гг. уже будучи профессором. В 1890-е годы выпустил серию монографий, посвященных марийцам, удмуртам, мордве,коми-пермякам. Многочисленные предметы, собранные во время поездок,и сейчас хранятся в этнографическом музее университета. В дореволюционном университете, это был, пожалуй, единственный крупный ученый, основную сферу научных интересов которого составляло финно¬угроведение. Большинство его трудов переведены на финский и венгерский языки.

В 1893-1899 гг. - чувашский ученый историк, общественный и религиозный деятель Николай Васильевич Никольский(1878-1961}. Сын крестьянина-чуваша села Юрмекейкино(ныне Моргаушского района Чувашии), ставшего  псаломщиком. После семинарии закончил Казанскую духовную академию. Николай Васильевич Никольский - один из самых известных деятелей чувашской общественной жизни, миссионерства, исторической науки, журналистики и т. д.. Его имя и основные вехи деятельности знакомы в Чувашии каждому более или менее образованному человеку. О нем существует обширная литература.

С 1900 года ,по специальной программе- в миссионерских целях, в Казанскую духовную семинарию стали принимать представителей народов Поволжья.

Это были молодые люди, закончившие педагогические учебные заведения. Они поступали сразу в четвертый класс и обучались по облегченной программе (без древних языков). Многие из них после семинарии поступали в вузы. Для чувашей и марийцев - выходцев из крестьян, это была, практически, единственная реальная возможность получить высшее образование. По этой программе в семинарии учились в 1900-1917 гг. около 25 чувашей и 15 марийцев.

В 1903-1906 гг. - выдающийся марийский ученый, писатель, общественный деятель Валерьян Михайлович Васильев(1883-1961). Уроженец села Усад-Эбалак(ныне Янаульского района Башкортостана). После духовной семинарии закончил Казанский университет. В истории марийского народа он занимает такое же важное место, как названный выше Н.В.Никольский - в истории чувашского.Он был первым марийским журналистом, языковедом,этнографом, религиоведом.

Е.В.Липаков

 
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Полезные статьи
    спонсоров проекта

     


  •