Казанская духовная семинария Казанская духовная семинария
  •  Главная страница / Издательский отдел / Семинарский вестник / Семинарский вестник №3 2001 /

Жизнь во всей ее полноте: монашекий путь

«Помышляй о благолепии

Небесных благ, и не войдет в

тебя никакая любовь к земле и

- и к земным наслаждениям.»

Прп. Нил Синайский.

Происходящие перемены в общественном сознании начинают видимым образом проникать в ограду церковную - верующие христиане подчас с легкостью позволяют себе рассуждать о многих таинственных сторонах жизни Святой Церкви, которые христиане прошедших времен предпочитали обходить благоговейным молчанием.

 За последние десять лет многое стало меняться в нашей земной, странствующей Церкви. Так нередко наблюдаешь агрессивное отношение к монашеству. Еще только войдя в храм и сделав слабых несколько шагов, таковые ( а их немало ) легко идут на поводу у врага нашего спасения (1 Петр. 5,8), остановившись на горделивом сознании своих мнимых достоинств. Таковые с легким сердцем разбирают «паспорта» иноков и даже не помышляют о том, что их представления о внутренней жизни монахов ложны. Да и рассуждают с дерзостью о жизни монахов люди, сами не победившие страстей своего сердца, никогда и не пытавшиеся их победить. Поэтому таким трудно понять, что из входящих в этот мир, не все подвержены буйству низменных страстей. Весьма многие совершенно от них свободны. Человек, которого палят и жгут страсти, едва ли примет монашество: таковым уготована широкая мирская дорога.

Судящие имеют, как им думается, «проникновенный ум». И этот «проникновенный ум» обманчив: глубины человеческого сердца ведомы только Единому Богу.

Каждый человек судит о других по мере своей испорченности, т.е. выносит из сокровища сердца своего то, что лежит в его сердце.

Можно духовно рассуждать, но не быть внутренне духовно настроенным человеком. Обычно так бывает, когда человек, внутренне чувствуя свою греховность и, стараясь усыпить в себе голос совести, обличающий его, ищет недостатки в своих ближних. В подобных поисках легче «успокоить» свою злобу на дерзком рассуждении об иноках.

Только внимательное наблюдение за своей совестью может остановить христианина от губительных падений и приведет не к любопытному исканию пороков в душах иноческих, а к сердечному сокрушению о себе (1 Петр. 3, 16). Необходимо помнить о том, что власть суда в церковной среде имеет только епископ, которому Господь указывает пути направления судеб иноческих и мирских. Епископ, мудрым водительством архиерейской власти,ушедших от мира людей, желающих послужить Богу в монашеском образе смирения, определяет одних в братство или сестричество монастыря, других в тихие сельские приходы, где монашеское служение несет яркий миссионерский свет. В Православной Церкви епископ поставляется из среды монашеской. Поэтому архиерей являет собою учителя и покровителя монахов.

Монашество - одна из таинственных областей духовной жизни Церкви Христовой, воспринимать которую следует осторожным молчанием. 

Существует связь между обетованием жизни по Евангелию во всей ее полноте и монашеской жизнью. Единственная цель монашеской жизни - интенсивная жизнь в любви Господа Иисуса Христа, в Котором пребывает вся( полнота Божества (Кол. 2,9). Мужи и жены, ушедшие в свои кельи, чтобы иметь общение с Богом в добровольном удалении от мира, могут раскрыть любви Божией свои сердца.

Необходимо выделить некоторые аспекты монашеской жизни.

Христианская жизнь в семье или в монашестве опирается на едино крещение, как вводящее в жизнь Церкви.

Монашеская жизнь - призвание особое, но цель ее присуща всем христианам- это жизнь по Евангелию. Различные формы  служения соответствуют разным призваниям, но основной принцип христианской жизни – любовь (agapi – греч.). Люди существуют не сами по себе и не для себя, но всегда для жизни в общении с другими. Христианская жизнь в Церкви - это всегда существование для других. Индивидуальный или коллективный эгоизм, в семье или монашестве, приводит к искажению жизни. Поэтому Православная Церковь не противопоставляет христианскую жизнь в семье христианской жизни в монашестве.

Православные христиане всегда почитали и любили свои  монастыри, всегда существовали тесные связи между монастырями и приходами. В годы атеистического безумия в нашей стране на приходах оказались многие монахи, повлиявшие на уклад жизни прихода: нередко на таких, приходах проходила монашеская жизнь. Такие приходы — монастыри смогли утвердить известные нам соотечественники: архимандриты Исаакий (Виноградов,+ 1981), Серафим(Тяпочкин, +1982), Михей (ныне архиепископ Ярославский и Ростовский).

Православная традиция свидетельствует: « Монах - это тот, кто отделен от всех и един со всеми». Монах обладает духовной целостностью и внутренним единством. Важная деятельность его жизни -  молитва сердца или молитва Иисусова. Желание истинной жизни начинается тогда, когда мы стремимся к молитве. Люди сегодня секуляризованы и бегут от молитвы, ибо боятся заглянуть в свою собственную жизнь. Молитва восстанавливает дух человеческий, сообщая ему тишину мирную: она делает человека личностью.

В современной жизни созерцание и деятельность считаются противоположенными состояниями. Но в православном монашестве нет разделения между жизнью созерцательной и деятельной. Одна дополняет другую. В единстве существуют индивидуальное и общинное, созерцательное и деятельное. Отцы церкви учат нас о необходимости молитвы во время работы, бодрствования во время сна, поста во время трапезы, разговора в молчании. Вся эта духовная деятельность приводит к чистоте сердца, ибо те, чьи сердца чисты, Бога узрят (Мф. 5,8). Они увидят Его только тогда, когда освободятся от всех проявлений зла, которые тревожат сердце (Мф. 15,19).

Чистота подготавливает сердце для истинного мира, который есть покой духа. Это именно тот покой, при котором, как говорит Господь, наши сердца не должны быть смущены (Ин. 14,27). Этот покой освобождает людей от мирской суеты и от состояния постоянной тревоги. Стяжавший этот вожделенный покой обладает дарами Духа (Гал. 5, 22).

Вершиной духовной жизни является единение с Богом, обожение. Обожение — это тайна, выходящая за грани веков. Монах готовится к этой эсхатологической реальности (1 Кор. 13, 12) здесь, на земле, предвкушая ее так же, как Преображение есть предображение Воскресения, а Церковь - знамение Царствия Божия.

Это приуготовление началось с Воплощения Иисуса Христа, в котором Он принял на Себя нашу жизнь и предлагает нам Свою- это таинство совершается в. Евхаристии. (Ин. 6, 33). Монашеские обеты представляют собой вызов поклонению ложным богам: богатству, наслаждению и гордыне. Черные одежды православных монахов и монахинь символизируют их постоянное состояние покаяния — «метанойя» (с греч. – «поклон»); эта одежда напоминает носителям ее, что они должны в каждый момент жизни умирать для греха, находя умиротворение в Боге.

Но хотя одежды иноков черные, их лица сияют вечной радостью общения и примирения с Богом.

Мы называем наших монахов калугерами (от.греч. «калогерос» -«прекрасный старец»), потому что их тела стали храмами Святого Духа.

Православные монахи скромны, ибо они никогда не говорят о своем личном духовном опыте. Однако особенности жизни монашествующих проявляются в их духовной простоте, позволяющей различать в них черты нового человека (Еф. 4, 24). Хотя мы отделены от внешнего мира, но призываем мир к покаянию и спасению нашим образом жизни и послушанием.

Монахи призваны жить жизнью целостной, обретая единство в Боге. Они и всех людей призывают к единению в народ Божий. Монашеская жизнь вносит вклад в создание единства в Церкви и экумене.

Наконец, мы понимаем нашу монашескую жизнь как опыт братства и желаем, чтобы все христиане стали строителями человеческого братства.

Монашеская жизнь имеет важное значение в литургической, духовной, культурной и социальной сферах. Сегодня монахи несут нелегкую задачу - приводить людей к видению тайной жизни в Боге, которая есть жизнь в полноте.

Мы пытаемся раскрывать эту жизнь через нашу духовность и свидетельство. В монашеской традиции Иисус Христос - Жизнь мира, Иисус Христос - жизнь каждого человека.

Иеромонах Иосиф (Гачегов).

 
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Полезные статьи
    спонсоров проекта

     


  •