Казанская духовная семинария Казанская духовная семинария
  •  Главная страница / Издательский отдел / Семинарский вестник / Семинарский вестник №3 2001 /

И Платон во пророках?

В историю России 20 век вошел как период «великих переломов»: политических и социальных катаклизмов. Но самое удивительное то, что все эти потрясения, плоды которых мы пожинаем и по сей день, еще две с половиной тысячи лет назад провидел гений Платона.

 Вспомним евангельскую историю. Апостолы увидели во Христе исполнение ветхозаветных пророчеств только тогда, когда Он воскрес и дал им вложить руки свои в ребра Его (Ин.20,27).

Лишь теперь, спустя около века от тех событий, нам открывается трагический смысл прошедшей эпохи. Время позволило взглянуть как бы со стороны- беспристрастным, осмысленным взглядом- на то, что произошло.

Проблеме государственных переворотов посвящена восьмая глава платоновского диалога «Государство».Философ выводит общий закон развития государства, по которому общество,лишенное добродетельного правителя -, философа,неизбежно  деградирует и переходит через государственный переворот от  аристократии (правление наиболее - просветленных философским созерцанием истины) к тимократии. Последняя через тот же переворот преобразуется в олигархию, сменяющуюся путем революции демократией. Наконец, на ее место, по Платону, приходит тирания (безграничная деспотическая власть одного человека) полная противоположность демократии, заложенная, как это ни парадоксально, в недрах последней, ибо «ненасытное стремление к одному (авт. -свободе) и пренебрежение к остальному (авт. - добродетели) искажает этот строй и подготовляет нужду в тирании» (8, 562 с).

Таким образом, философ определяет пять основных видов государственного устройства: аристократию, тимократию, олигархию, демократию и тиранию.

«Дух дышит, где хочет» (Ин.3,8) ,и кто знает: может именно древнегреческого философа Платона избрал Бог тем Моисеем, который помог бы потерявшей Его дореволюционной интеллигенции выйти из «египетского рабства» модного тогда материализма и атеизма?

Другое дело, что наша охваченная революционным порывом интеллигенция Платона не послушалась. Голос святого пророка и крестителя Господня Иоанна тоже был «гласом вопиющего в пустыне» (Лк. 3,4). Однако те, кто должны были его услышать, услышали. Посему этот «глас» нельзя считать бесплодным и бесполезным.

Автор данной статьи не утверждает, что Платон был пророком в библейско-церковном смысле этого слова. Из книги Деяний Апостольских мы знаем, что дух прорицательный может находиться и во внецерковной среде (Деян.16,16). Кроме того, поскольку Христианская Церковь является носительницей Божественной истины в этом мире и, следовательно, неким эпицентром земного бытия («все дороги ведут в Рим»), нет ничего абсурдного в том, что Платон - один из величайших человеческих умов - писал о России и неразрывно связанной с ней Русской Церкви. Неважно, что он о ней ничего не знал. И ветхозаветные пророки часто предсказывали о еще не существующих государствах (например, пророк Даниил (7,17-18)). Важно лишь то, что этот закон развития государства действует, чему все мы свидетели.

В чем же заключается «пророческая» интуиция Платона по отношению к России?

Философ чрезвычайно точно, порой детально описал общие причины и ход государственных переворотов, которые произойдут на нашей Родине в первой половине 20 века. Судя по платоновской схеме, Россия в это время находилась уже в тимократической стадии - своего государственного регресса.

По мысли философа, данное государственное устройство отличается враждой и разногласиями между стражами государства (8,547а).

«Там побоятся,- пишет Платон, -ставить мудрых людей на государственные должности,...там будут склоняться на сторону тех, что яростны духом, а также тех, что попроще- скорее рожденных для войны, чем для мира»(8,547е).

Первые признаки тимократии в нашем государстве видны уже при Петре Великом, ибо именно он заложил основы неумолимого процесса разложения России. Своими подрывающими вековые русские традиции реформами Петр I посеял раздор между стражами порядка и стабильности в нашем обществе — институтами государственной и церковной власти. Упразднив патриаршество, Петр поставил Русскую Церковь на колени перед светскими властями, умалил значение духовной жизни в государстве и тем лишил его внутреннего, незыблемого стержня.

Когда на трон взошел император  Николай II, предпочитавший мир войне и милосердие жестокости, его, соответственно тимократическому строю, посчитали слабовольным государем и лишили престола всеми дозволенными и недозволенными средствами.

Позорная -слабость власти, особенно сильно проявившаяся в печально известной Русско -японской войне (1904-05гг.), а также невиданное доселе обогащение российской буржуазии поставили точку в более чем двухсотлетних тимократических порядках России.

«Скопление золота в кладовых у частных лиц, - считает Платон, - губит тимократию; они прежде всего выискивают, на что бы его употребить,  и для этого перетолковывают законы, мало считаясь с ними»(8,550d).

«Свято место пусто не бывает». Изначально порочная тимократия изжила себя и больше не удовлетворяла широким слоям населения. Потеряв ценности духовные, общество ринулось за ценностями материальными и безграничная власть самодержца встала на его пути. Если бы император Николай II был сильной личностью, революции 1905 года, возможно, не произошло бы. Но «всему, что возникло, бывает конец»(8, 546а), и Николай II, волею Божией, оказавшийся на стыке эпох, был бессилен повернуть вспять колесо истории.

Тимократия вследствие революции сменилась олигархией. Теперь к власти пришли богатые и влиятельные люди, не прославившиеся, в отличие от фаворитов предыдущих императоров и императриц, какими - либо военными подвигами. Но и им недолго суждено было удержаться на политическом Олимпе.

«Посуди сам, - говорит Платон, -если кормчих на кораблях назначать согласно имущественному цензу, а бедняка, будь он и больше способен к управлению кораблем, не допускать... Никуда бы не годилось такое кораблевождение!.. Подобного рода государство неизбежно не будет единым, а в нем будут как бы два государства: одно - государство бедняков, другое - богачей. Хотя они и будут населять одну и ту же местность, однако станут вечно злоумышлять друг против друга» (8, 551с-d).

Государственная Дума, занимавшаяся как и сегодня - при нынешней олигархии - более политической болтовней, нежели реальными делами; а также начавшаяся Первая мировая война увеличили государственную нестабильность и усугубили и без того тяжелое положение народных масс.

Растущее беззаконие и бессилие справиться с ним со стороны власть имущих, революционная агитация и недовольство людей войной и нищетой привели, естественно, к гражданской войне.

По мнению философа, «демократия... осуществляется тогда, когда бедняки, одержав победу, некоторых из своих противников уничтожат, иных изгонят, а остальных уравняют в гражданских правах и в замещении государственных должностей» (8,557а).

Не напоминает ли это политику Советской власти в первое десятилетие своего правления- с 1917 по 1927 годы? Здесь и революция, и гражданская война, и насильственная депортация, и коллективизация с «черным переделом».

Вспомним знаменитое высказывание Ленина о кухарке, которая сможет управлять государством. Вот что думает по этому поводу Платон: «Демократический строй... нисколько не озабочен тем, от каких кто занятий переходит к государственной деятельности. Человеку оказывается почет, лишь бы он обнаруживал свое расположение к толпе»(8, 558в).

Но как, по мнению философа, пойдет развитие общества дальше?

«Все чрезмерное обычно вызывает резкое изменение в противоположную сторону... Так вот, тирания возникает, конечно, не из какого иного строя, как из демократии; иначе говоря, из крайней свободы возникает величайшее и жесточайшее рабство»(8, 564а).

Каким образом происходит переход государства от демократии к тирании?

«Те, у кого отбирают имущество, - объясняет Платон, - бывают вынуждены защищаться... И хотя бы они и не стремились к перевороту, кое-кто все равно обвинит их в кознях против народа и в стремлении к олигархии» (8, 565в).

Отсюда необходимость уничтожения, как говорили большевики, «гидры контрреволюции», деятельность НКВД и раскулачивание- для защиты народа и «социальной справедливости».

Именно здесь начало будущей тирании, ибо, по мнению философа, народ привык возвеличивать кого-то одного. В России несколько столетий неограниченной монаршей власти не могли пройти бесследно, и «значит, уж это-то ясно, что, когда появляется тиран, он вырастает именно из этого корня, то есть, как ставленник (авт.- защитник) народа»(8,565с-с1).

Размышления Платона, высказанные две с половиной тысячи лет назад, подтверждаются событиями в России, связанными с культом личности Сталина.

«В первые дни... он приветливо улыбается всем..., а о себе утверждает, что он вовсе не тиран... Первой его задачей будет постоянно вовлекать граждан в какие-то войны (авт.- борьба с контрреволюцией)... Если он заподозрит кого-нибудь в вольных мыслях и в отрицании его правления, то таких людей он уничтожит под предлогом, будто они предались неприятелю» (8, 566е-567а).

Знаменитые процессы по делам сталинских сподвижников Рыкова, Зиновьева, Бухарина, Каменева и др. только доказывают теорию философа, иллюстрируя ь яркими примерами ее правоту.

«Между тем и некоторые из влиятельных лиц,- пишет Платон,- способствовавших его возвышению, станут открыто, да и в разговорах между собой выражать ему свое недовольство всем происходящим... Чтобы сохранить за собою власть, тирану придется их всех уничтожить (авт.- даже Троцкий, сумевший бежать в Мексику, был убит советским агентом, посланным от Сталина), так что в конце концов не останется никого ни из друзей, ни из врагов, кто бы на что - то годился» (8,567в).

 Кстати, что касается «годности». Начало Великой Отечественной войны показало полную профнепригодность советского военного командования в деле защиты рубежей нашей Родины...

Но! Судя по тому, что произошло в России в первой половине прошедшего столетия, наши предки мало читали Платона...

Судя по тому, что произошло в Палестине в начале новой эры, евреи мало читали Священное Писание...

Это не говорит о том, что Библия может иметь какое-либо сравнение с диалогом Платона. - Первое из них - Божественное  Откровение, второе — человеческое прозрение. Первое - мудрость духовная, второе - мудрость житейская. Однако, как во Христе «неслитно, нераздельно» соединилась Божественная и человеческая природа, так и в нас, верующих в Него, не должно быть недостатка ни в Божественной, ни в человеческой мудрости.

Что касается Платона, то гениальность его философских прозрений просто потрясает и, действительно, невольно задаешься вопросом: а может и Платон во пророках?..

Воспитанник 4-го курса КДС О.Демидкин.

 
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Полезные статьи
    спонсоров проекта

     


  •