Свято-Успенский женский монастырь

Свято-Успенский женский монастырь был одним из древнейших в Казани. О нем упоминается в писцовых книгах Казани и ее уездов за 1566-1568 годы: «За Булаком во остроге Государевом Царя и Великаго князя Слобода Ямская, а в слободе церковь Успения Пресвятые Богородицы, да в приделе церковь Фрол и Лавер – поставленье и все церковное строение мирское, а у церкви дворы поп Тихон, во дворе проскурница, да 11 келей старцев и стариц нищих».1

В Ямской Слободе был двор боярина Ивана Елизаровича Застолбского.

Как известно, самой первой на погосте Спасо-Преображенского монастыря, что в Казанском Кремле, была могила св. Гурия, упокоившегося 5 декабря 1563 года и погребенного пред алтарем Преображенского собора. Над могилой его вскоре же была сооружена боярином Застолбским «каменная клеть».2 В 1576 году клеть эта приняла под свою сень нового великого подвижника веры, св. Варсонофия († 11 апреля 1576).

В 1596 году, при перестройке деревянного собора в каменный, клеть, устроенную Застолбским, пришлось сломать. При этом последовало открытие мощей свв. Гурия и Варсонофия. Нетленные тела их оставлены были наверху, а пред алтарем была сооружена каменная «пещерка», которая изнутри имела каменный свод. Снаружи дневной свет проникал через пять узких продолговатых оконцев, забранных железными решетками. Вход в нее был углублен в землю на четыре ступени.3

«Пещерка» не позже 1606 года приняла останки благочестивого греческого архиепископа Епифания. На могиле его лежал камень со следующей надписью: «Апреля в 19-й день. На память преподобнаго отца нашего Иоанна ветхия лавры. Преставися преосвященный Епифаний архиепископ святаго града Иерусалима, монастыря святыя Голгофы, иже на краниеве месте..»4

В 1614 году здесь же был погребен митрополит Казанский и Свияжский Ефрем († 26 декабря 1613), ближайший помощник святого патриарха Ермогена в борьбе против самозванца и польских интервентов. После мученической кончины патриарха Ермогена именно митрополиту Ефрему принадлежала вся полнота патриаршей власти. Он председательствовал на Освященном соборе, совершил 11 июля 1613 г. венчание на царство первого из дома Романовых, Михаила Феодоровича, под Уложенной грамотой об избрании на царство Михаила Феодоровича первой стоит подпись именно митрополита Ефрема.

На могильной плите упокоившегося было выбито: «Лета 7122-го (1613 г.), месяца декемвриа в 26 день. Преставися рабъ Божий Ефремъ, по преименовании5 вторый митрополитъ Казанский и Свияжский».6

Усердием архимандрита Иоасафа, последнего настоятеля святой обители в 1912-1913 годах, в ознаменование 300-летия царствования рода Романовых над мощами столь чтимого казанцами митрополита Ефрема была сооружена в «древнерусском» стиле часовня, разрушенная в 30-годы XX столетия.7

В «пещерке» упокоились настоятели святой обители архимандриты Сергий (1608-1613) и Еремей (1628-1629).8 Надгробная плита архимандрита Сергия, как отмечает П.А. Воскресенский, еще в конце XIX века была цела.9

В этой клети в 1674 году был погребен и сын Застолбского Нестор, в иночестве Нектарий, а после и сам Застолбский, нареченный в иночестве Ионою.

В 1728 году устроитель Петропавловского собора казанский купец Иван Афанасьевич Михляев завещал Успенскому монастырю после своей кончины по сто рублей в год, пока будет жива его жена Евдокия Ивановна.

Монастырь сильно пострадал во время пожара 3 мая 1749 года. В 1764 году, в результате указа Екатерины II о секуляризации церковной собственности, он был упразднен, храм стал приходским, а в июле 1774 году был разрушен повстанцами Е.И. Пугачева.

В 1799 году казанский 1-й гильдии купец Иван Степанович Жарков, живший в Успенском приходе, ходатайствовал пред епархиальным начальством о восстановлении храма. Разрешение было получено, и купец восстановил церковь, построив в ней придел во имя преподобного Иоанна Дамаскина. При его содействии была сооружена колокольня, стоявшая отдельно от храма. Купец снабжал священнослужителей всем необходимым. И.С. Жарков упокоился 1 мая 1813 г. 73-х лет от роду. Погребен на Арском православном кладбище.10

3 сентября 1815 года во время крупного городского пожара собор снова сильно пострадал. Планировалось его снести, и вдова Жаркова Мария Матвеевна11 и ее сестра Прасковья Матвеевна Крашенинникова12 снова восстановили храм, снабдив его необходимой церковной утварью.

8 августа 1822 года казанский архиепископ Амвросий (Протасов) освятил Успенский собор; а придел преподобного Иоанна Дамаскина был освящен двумя годами раньше, 4 декабря 1820 г.

Вызолоченный иконостас был устроен в 1854 году купцом В.Н. Никитиным. В 1859 году собор снова обгорел снаружи и был восстановлен в 1863 году. Тогда же отдельно стоящую колокольню разобрали, и затем восстановили вместе с храмом. Храм имел три престола: главный – Успения Пресвятой Богородицы, приделы в трапезной части – Сретения Господня и прп. Иоанна Дамаскина. При церкви была часовня, возобновленная в 1859 году. План и фасад церкви составил архитектор Ф.Сокольский. Собор был типичным храмом классического стиля: построен в форме корабля, с юга и севера – шестиколонные портики, увенчан широким барабаном с низким куполом.

Летом 1972 года рядом – на центральном стадионе – проходила американская выставка, и колокольня была снесена, чтобы не смущать своим видом заокеанских гостей.

В 1978 году рядом с собором началось строительство кинотеатра, в дальнейшем снесенного за ненадобностью; а храм за один день (16 августа) превратился в груду щебня. Ныне на месте Успенского собора находится т.н. культурно-развлекательный комплекс «Пирамида».

 

Примечания

1 Известия по Казанской епархии, издаваемые при Казанской Духовной Академии на 1876 год. Казань., 1876. С 531.

2 Лебедев Е.М. Спасский монастырь в Казани. Историческое описание. Казань., 1895. С. 78.

3 Воскресенский П.А. Пещерка Спасо-Преображенского миссионерского монастыря и исторические сведения о погребенных в ней. Казань, 1899, с. 18.

4 Как отмечает Вокресенский, место на камне с датой упокоения архиепископа Епифания отбито, но он считает, что погребение произошло не позднее 1606 г. Воскресенский П.А. Указ. соч., с. 8.

5 Имеется в виду титул “Свияжский”, полученный Ефремом вследствие открытия самостоятельной Астраханской епархии, входившей до того в состав Казанской, поэтому архипастыри, предшествовавшие Ефрему, носили титул Казанских и Астраханских.

6 Воскресенский П.А. Указ. соч., с. 8.

7 Журавский А.В. Во имя правды и достоинства Церкви: Житие и труды священномученика Кирилла Казанского. М., 2004, с. 619, 717.

8 Лебедев Е.М. Указ. соч., с. 129-130.

9 Воскресенский П.А. Указ. соч., с. 18.

10 Агафонов Н.Я. Казань и казанцы. Книга 1. Казань., 1906. С. 71.

11 Жаркова (Клюева) М.М. упокоилась 30 июля 1826 г., 57-ми лет. Погребена на Арском кладбище. Агафонов Н.Я. Ук. соч. С. 71.

12 Крашенинникова П.М. упокоилась 1 августа 1848 г., 74-х лет. Погребена на Арском Часовенном кладбище. Агафонов Н.Я. Ук. соч. С. 80.

 

Литература

1. Известия по Казанской епархии, издаваемые при Казанской Духовной Академии на 1876 год. Казань., 1876. С 531-552.

2. Фролов Г.В. Путеводитель по храмам и монастырям города Казани. Казань., 2005. С. 55-56.

Елдашев Анатолий Михайлович,
преподаватель КазДС