Казанская духовная семинария Казанская духовная семинария
  •  Главная страница / Издательский отдел / Семинарский вестник / Семинарский вестник №2(6) 2002 /

В гостях Протоиерей Павел Павлов

- О. Павел, Вы являетесь духовником епархии. Это тяжелая обязанность?

- Свое послушание в качестве духовника я начал в начале 90-х годов, когда еще в составе Казанской епархии находились приходы соседней Марийской епархии, и своим служением духовника я обязан всецело Владыке Анастасию. Он назначил меня.

Я не считаю послушание священноначалию ни тяжелым, ни обременительным. "Иго бо Мое благо и бремя Мое легко есть".

- Не могли бы Вы рассказать о современных проблемах священнического служения?

- В постсоветское время в православной общинной жизни немало проблем. Современный служитель церкви встречается в своем служении с плодами и уже готовыми результатами гигантской духовной агрессии и насилия со стороны западного мира. Из российских проблем я бы отметил то, что современный священник порой должен терпеть грязь и помои, которые выливают на него СМИ и его недоброжелатели. При имеющихся такого рода услугах, служение священника - в числе престижных. Однако, невзирая ни на что, священник должен нести свой крест и беспорочно служить делу духовного возрождения людей, а так как он - руководитель прихода, то он, по моему глубокому убеждению, должен оставаться на голову выше своих прихожан.

- А что Вы можете сказать, как выпускник МДА, о сегодняшнем уровне подготовки священнослужителей, в том числе и в КазДС? Достаточна ли она?

- Вы напомнили мне этим крылатое выражение совсем недавнего прошлого: "у нас кадры решают все". К выше сказанному я бы присовокупил разве только то, что духовные школы в ведении Русской Православной Церкви всегда обладали и ныне обладают огромным педагогическим, духовным, богословским и другим потенциалом. Духовные школы готовили и теперь готовят достойных священнослужителей. А что касается уровня подготовки, то его я считаю достаточным для решения существующих и грядущих церковных проблем.

Сейчас людям сильно не хватает опытных духовников, что бы Вы могли сказать по этому поводу? Есть ли какой-либо выход?

Традиционно в Русской Православной Церкви духовник - не прерогатива иеромонашествующих отцов или отцов игуменов и архимандритов известных и прославленных монастырей. Всякий посвященный через архиерейское рукоположение в сан священства автоматически является уже и духовником. На одноштатных приходах, как правило, священник совмещает настоятельствование с духовничеством, что находит воплощение в лице настоятеля прихода.

Поэтому я полагаю, что успешное решение проблемы духовника находится в связи с решением кадровой проблемы правильного замещения должности руководителя прихода. Необходимо строже и ответственнее подходить к выбору кандидата на должность настоятеля самими прихожанами. Кандидат в настоятели должен соответствовать каноническим, моральным и прочим требованиям.

- О. Павел, Вы также являетесь настоятелем единственного в Казани кряшенского прихода. Ведется ли у вас сейчас миссионерская работа среди кряшен?

- Кряшены - традиционно православный народ. Из недалекого прошлого кряшен известно следующее. В 1860-х годах среди кряшен впервые применяются новые методы просвещения; сущность новизны заключается в том, что в основу просвещения был положен родной язык кряшен. В Казани существовала Центральная крещено-татарская школа [ЦКТШ], ставшая типичной для школ среди других народностей. Благодаря этой школе у кряшен появилась своя интеллигенция. ЦКТШ дала прекрасное воспитание не одной сотне священников, учителей и учительниц. Эта религиозная по своей сути школа готовила хороших абитуриентов для вышестоящих образовательных учреждений. Современный исследователь-педагог Тамара Чекменева передает общераспространенное мнение, что "лучше всех инородцев в Казанской семинарии учатся кряшены". Значительный успех этой школы, конечно, зависел от метода просвещения и не в меньшей степени - от педагогов и наставников.

В 1907 году учреждается должность Мамадышского викарного епископа, в подчинении которого находятся инородческие приходы, в том числе и кряшенские. За 38 лет с момента образования первого казанского прихода, к 1907 году, их стало уже 13.

В 1909 г. среди священников Казанской губернии 31 священник был из представителей народности кряшен. Все священники-кряшены были выпускниками ЦКТШ. "Священников-кряшен было уже так много, что для них не хватало приходов с соответствующим кряшенским составом населения. В 1909 г. четыре свяшенника-кряшена служили в русских приходах, двое - в удмуртских, один - в чувашском".

К 1913 г. ЦКТШ и другие просветительские учреждения дали кряшенской общине 437 духовных лиц из кряшен: 297 священников, 90 диаконов, 150 псаломщиков. ЦКТШ просуществовала 54 года. По выражению И. С. Михеева, "в глазах истинно честных кряшенцев кряшенская школа [ЦКТЩ] всегда останется великим историческим памятником".

Ныне уже нет этого исторического памятника и поэтому нет у кряшен даже условий для того, чтобы появились свои кадры и кряшенская интеллигенция. Единственный островок для деятельности - приход. 23 декабря1989года, более десяти лет тому назад, в Казани по благословению епископа (ныне архиепископа) Анастасия был образован кряшенский приход. 24 июня 1997 года по благословению архиепископа Анастасия была организована группа по переводу тех книг Священного Писания, которые не были переведены на кряшенский язык до революции. Эти даты как бы являются вехами в истории нашего прихода. О значении возрождения кряшенского прихода Владыка Анастасий выразился так: "Кряшены могли бы исчезнуть и практически быть потеряны, но благодаря десятилетнему духовному возрождению, эта маленькая национальность ожила особой духовной жизнью. Силами и трудами кряшенского прихода г.Казани то, что свято хранили прадеды, деды и отцы из поколения в поколение, передавая то духовное наследие, которое они получили в древнем своем возрасте, во младенчестве, - залог святого Православия, сейчас возрождается. Делается все для того, чтобы кряшенский приход стал центром, вокруг которого группировались бы кряшены и не чувствовали бы себя здесь одинокими". Сейчас уже для всех очевидно то что кряшенский приход нашел сочувствие у кряшенского населения и стал практически единственным духовным пристанищем кряшен.

- А как вообще Вы стали настоятелем этого храма? Наверняка в самом начале было много проблем: язык и многое другое. Вы ведь получили среднее образование в стандартной русской школе?

- Да, это так. Однако то, что я стал настоятелем кряшенского прихода, я отношу к действию Промысла Божьего. Кому-то надо было возглавить этот приход в 1989 году, точно так же, как и в 1869 году. Тогда Богу было угодно призвать к апостольскому служению среди кряшен Макария, впоследствии святого Русской Православной Церкви.

Среди тысячи российских новомучеников, канонизированных Архиерейским Собором, прошедшим в Москве с 13 по 16 августа 2000 года, значится и митрополит Макарий Невский, который в начале века возглавлял Томскую и Московскую кафедры. Среди причин канонизации Макария - его подвижническая и миссионерская деятельность на сибирской земле. Пока еще мало кто знает о деятельности Макария в Казани среди кряшен. К 1869 г. для кряшен открылась возможность услышать на своем родном языке полное православное богослужение, благодаря переводам, которые достигли уже тогда такой полноты. Первым совершителем и организатором богослужения явился незабвенный для кряшен гость Казани алтайский миссионер Макарий, проживший в Казани года полтора по делам своей миссии.

Ныне незабвенный гость кряшен вновь идет к ним, но только в другом достоинстве. Он молится о них. Кряшенам нужны его молитвы. Святителю отче Макарие, моли Бога о нас.

- Сейчас многие говорят, что кряшены постепенно ассимилируются русским и татарским населением. А каким Вам видится будущее кряшен, как этноса?

По статистическим данным за 1854 год, православная часть Казанской губернии на 40% состояла из нерусского населения. Из числа нерусских по количеству на 2 месте после чуваш были кряшены (те и другие - православные тюрки). К концу XIX столетия кряшен было 148830 человек. Автор большого количества этнографических трудов Николай Иванович Ильминский (1822-1891) пишет: "В эпоху Казанского царства, в котором, без сомнения, господствующей верой была магометанская, между татарами было такое же двоеверие с перевесом шаманства. Если этого нельзя доказать историческими документами, за скудостью последних, то оно несомненно подтверждается тем, что старокрещенные татары, каковых много в Мамадышском уезде Казанской губернии, доселе хранят домагометанскую старину и ни малейшего признака магометанства. И этой именно устойчивости коренной старины мы обязаны тем, что большинство старокрещенных татар не враждебно Церкви, а, напротив, покорно исполняет необходимые церковные требы". А вот что пишет известный специалист по истории и этнографии татар и кряшен Воробьев Николай Иосифович (1894-1967): "Однако ислам и вообще восточное влияние в течение долгого времени отражались на бытовом укладе преимущественно зажиточного и городского населения. Об этом пишут и древние авторы, отмечающие, что сельское население в массе живет по старине; другое веское доказательство -почти полное отсутствие исламистких форм у крещеных татар, принявших православие в конце XVI и в начале XVII в.".

Отметим также, что в Православие кряшены пришли естественным способом. Более того, привитие православия для кряшен не означало потерю самобытности, традиций, языка, одежды и прочего. Доцент Иван Георгиевич Максимов (1903-1980) писал: "Обращение в православие кряшен, происходившее без потери национальной самобытности, следует считать прогрессивным явлением в тех исторических условиях".

Отвечая на вопрос о будущем кряшен, нельзя исключить ни один из возможных вариантов: слияние с русскими, слияние с татарами или возвращение к самобытной народности, если к тому представится возможность. Ни одну из возможностей я пока не исключаю, учитывая современную этническую и конфессиональную ситуацию в Татарстане.

- О. Павел, не хотите ли Вы что-нибудь сказать воспитанникам семинарии и читателям "Семинарского вестника" в связи с грядущим праздником Воскресения Христова? Может быть, пожелания, напутствия?

- Дорогих воспитанников Казанской Духовной Семинарии и читателей "Семинарского вестника" я поздравляю с светлым и бесконечно радостным праздником Воскресения Христова. Христос Воскресе!

 
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Полезные статьи
    спонсоров проекта

     


  •