Казанская духовная семинария Казанская духовная семинария
  •  Главная страница / Издательский отдел / Семинарский вестник / Семинарский вестник №1(7) 2003 /

Молитва - средство к исцелению сердца человека. С.В. Шкуро

Мысль зарождается в сердце человека, затем она попадает в его мозг, который является как бы посредником между сердцем и речью: «От избытка сердца говорят уста» (Мф. 12:34). «Сердце, по Священному Писанию, есть орган общения человека с Богом, а следовательно, орган высшего познания» . Вообще свт. Лука (1877- 1961, прославлен для всероссийского почитания в 2000г.) пишет о свойствах духовной природы людей и пытается прояснить многие тайны человека. н использует огромное количество примеров из Св. Писания, на которых и строит свои высказывания. Приведем некоторые из них: «Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем» (Прит. 16:5). Знаменательны также слова Господа Иисуса Христа: «… Кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своем» (Мф. 5:28). Об этом же свидетельствуют многие свв. Отцы. Именно о чистоте сердца, возможности его сохранения от осквернения и о молитве как средстве исцеления и хотелось бы сказать несколько слов.

Наш Спаситель многократно говорил о том, что сердце человека является его сокровищем, что его нужно соблюдать неоскверненным, чтобы уберечь себя и окружающих от зла, ибо «из сердца исходят злые помыслы» (Мф. 15:19).

Человек призван к обожению, а это возможно только при просветленном сердце человека. Ведь чтобы приблизиться к Богу, нужно изменить жизнь, искоренить страсти, гнездящиеся в сердце, и только тогда мы сможем понять истинность слов: «Блаженны чистые сердцем, потому что они увидят Бога» (Мф. 5:8). И ап. Иоанн призывает нас: «Всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так как Он чист» (1Ин. 3:2).

Поскольку сердце человека является органом чувств и вообще эпицентром всего человеческого существа, то заповедь о чистоте сердца связана и с заповедью о любви: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин. 13:34). И это действительно новая заповедь, поскольку Ветхому Завету были чужды принципы любви и милосердия, ведь не напрасно Господь говорит фарисеям: «Научитесь, что значит: «милости хочу, а не жертвы» (Мф. 9:13). Эта взаимосвязь чувства любви и чистоты сердца имеет глубокие онтологические корни. В греческом языке слово «любовь» содержит четыре коннотационных оттенка:

1. vAga,ph – любовь возвышенная, жертвенная, братская.

2. e;rwj – любовь плотская, страстная.

3. ste,rgh – любовь к родителям, детям, отечеству.

4. fili,a – любовь дружеская.

Третье и четвертое значения нас интересовать не будут, подробному рассмотрению мы подвергнем только первое и второе.

Любовь в значении 1 в некоторых своих проявлениях почти полностью противоположна любви в значении 2, которая очень близка к засорению сердца. Когда человек находит в своем сердце место этому чувству, он оскверняет свой орган общения с Богом, поскольку нельзя служить двум господам. И осквернив сердце свое, человек лишается благодати Божией, поскольку он, фактически, своим действием изгнал силу Божию из своего сердца. Тогда человек теряет чувство духовной реальности, перестает ощущать помощь Бога в своей жизни. А когда потеряна благодать, потерян свет, озаряющий душу и сердце, свет, от которого затаились страсти, потеряли свою реальную силу над человеком, – вот тогда-то они вновь набираются смелости и дерзости и с новым остервенением начинают терзать уже уязвленное сердце согрешившего, ошибившегося человека. Интересно, что слово «грех» - a`marti,a с греческого переводится как «ошибка». (Вот почему столь пагубно для духовной жизни уделять время просмотру образов эротического содержания и чтению соответствующих текстов).

Сердце поражено разрастающейся язвой греха, и единственный способ исцелить его, т.е. сделать вновь здоровым, а точнее, целым и полным (в значении неповрежденности), – это молитва. Только молитва может нам вернуть потерянную благодать, а значит, и помощь Бога. Не напрасен призыв Господа: «Бодрствуйте и молитесь, дабы не впасть в искушение» (Мк. 13:33) и заповедь апостола Павла: «непрестанно молитесь» (1Фес. 5:17).

При потере способности молиться человек теряет возможность восприятия благодати Божией. Молитва постепенно превращается для нас в подобие дани, которую мы приносим в определенное время в определенном месте, а с течением времени и вообще начинаем ее игнорировать. Христианский мир, теряющий молитву, все более становится похожим на языческий. Он превращается в пустыню. Интересна семантика слова «пустыня» в немецком языке. Это слово также имеет значение – «язычник».

Heide - 1. Пустыня, вересковая пустошь.

2. Язычник, идолопоклонник.

Постепенно человек теряет духовную высоту, которой он когда-то достиг, подобно тому как поющий (непрофессионал) постепенно «сползает» с заданного тона, поэтому нужно периодически оживлять в сердце молитву, превращающуюся в бесчувственную комбинацию слов. Ведь молитва помогает держаться в бодрости, как духовной, так и телесной.

Необходимое условие для стяжания молитвы – это отношение к ней как к самому важному делу в жизни, именно в самый момент молитвы. Так нужно относиться и к реальности («здесь и теперь» – гештальт-психология), а тем более к молитве. Также необходимым условием молитвы является осознание контакта с живым Богом, именно с живым, а не повторение слов, как заклинаний.

Итак, еще раз нужно сказать, что только молитва частная и церковная сможет исцелить страждущую душу и болезнующее сердце человека, вернуть утраченную благодать и озарить всего человека божественным светом.

 

 
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Полезные статьи
    спонсоров проекта

     


  •