Казанская духовная семинария Казанская духовная семинария
  •  Главная страница / Издательский отдел / Семинарский вестник / Семинарский вестник №1(5) 2002 /

Лучшие представители Русской Православной Церкви в XX веке: люди и судьбы. Иером. Иосиф (Гачегов)

«Надеющиеся на Него познают истину,
и верные в любви пребудут у Него,
ибо благодать и милость со святыми Его
и промышление об избранных Его»

(Прем. Солом. 3, 9).

Минувший век унес немало удивительных по своей евангельской простоте служителей Церкви Христовой, в смиренном следовании Господу (Апок. 14, 4) явивших силу духа, способную преодолеть любые испытания эпохи. Среди атеистического безумия пастырям необходимо было и себя сохранить в вере, и удержать то малое стадо верующих, которое еще как-то внимало спасительным «глаголам вечной жизни» (Ин. 6, 68).

Неслучайно Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года было прославлено так много наших соотечественников. Это светлое облако свидетелей Христовых (Евр. 12, 1; Апок. 14, 4-5) явило собой невидимый, распростертый в воздухе антиминс над нашим Отечеством.

А сколько еще в наших российских глубинках неканонизированных, но почитаемых верующим народом лучших представителей Церкви?!

Митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф (Чернов; +1975), архиепископ Казанский и Чистопольский Сергий (Королев; +1952), архиепископ Пермский и Соликамский Иоасаф (Овсянников; +1982)...

Архиепископ Казанский и Чистопольский Сергий (Королев) нес крест архиерейского служения в тяжелейших условиях эмиграции в Праге с 1922 года и в течение 24 лет возглавлял русскую православную общину, став для нее подлинным духовным вождем. А последние два года земной жизни (с 1950 по 1952) владыка служил на Казанской кафедре, оставив светлый след в истории епархии. Поэтому отпевавший его архиепископ Макарий так подвел итог жизни владыки: «Слава твоя - это весь народ, собравшийся сегодня проводить тебя».

Могила архипастыря почитаема в Казани: она и находится-то около алтаря кладбищенского храма святых благоверных князей Ярославских Феодора, Давида и Константина.

Ценною является и сохранившаяся книга владыки «Духовная жизнь в миру». Названия глав актуальны по поднимаемым в них темам: подвиг общения, благобытие, жизнь неба на земле.

Просто и ясно, основываясь на православном понимании духовности, владыка указывает возможный путь в вечность, путь свободного во Христе человека: «Надо научиться жить во Христе мудро, и тогда все вокруг нас осмыслится и приобретет цену для вечности. Если будем внимательны, то обстоятельства, нас окружающие, послужат нам «старцами», научат нас послушанию Богу, помогут в терпении и любви пройти свой жизненный путь и обрести спасение».

Преосвященный автор предостерегает христиан от духовной опустошенности: «Важно, чтобы каждый день не ушел пустым в вечность, нельзя довольствоваться механическим течением нашей жизни».

Путь епископа в прошедшем столетии неминуемо вел к испытаниям, во многом напоминая времена апостольские.

Блаженный старец и исповедник веры, митрополит Алма - Атинский и Казахстанский Иосиф (Чернов; 1893 - 1975) явил поразительную стойкость в следовании за Господом. На его долю выпало столько скорбей, что мы приходим к убеждению об исключительной миссии его служения. По имеющимся сведениям, митрополит был четыре раза арестован и в общей сложности провел в лагерях и тюрьмах двадцать лет, будучи в сане епископа. Двадцать лет... в заточении и без внешних почестей к его сану. Так, находясь в 40-х годах в заключении на Севере, в Республике Коми, старец работал на лесоповале - у него были обморожены пальцы на руках и ногах. Был он уборщиком в лагерной туберкулезной больнице, где за одну ночь нужно было вымыть 90 плевательниц. Однажды владыка заплакал и сказал: «Господи, неужели Тебе приятно, что Твой архиерей возится в плевательницах? Но если Тебе это угодно, то я буду мыть их руками».

Владыка вспоминал о том, что иногда приходящие с работы в барак зеки пинали его ногами и спать ему приходилось под нарами: «И только надежда на Бога и упование на Божие милосердие помогли мне вынести и пережить такую ситуацию. Потому что даже в этих нечеловеческих условиях я ощущал присутствие Божие и Его покров. Но если человек оставался здесь один на один с самим собой, то нередко это заканчивалось трагически. Бывало, что заключенные, дойдя до отчаяния, просто накладывали на себя руки, потому что одними только человеческими силами выдержать все это было невозможно».

Владыка рассказывал, что в лагерях он был дневальным у инженера-геодезиста, посудомойкой на кухне, был в пекарне, и работа у него спорилась. Он имел дар общения с людьми, и люди ему помогали.

Самое удивительное (и это отмечают все, кто хорошо помнит митрополита Иосифа), что в этих условиях можно было бы озлобиться, замкнуться, а он вышел из лагерей совершенно светлым человеком, с открытым сердцем, вмещающим в себя чужие страдания.

После таких испытаний добрый и приветливый владыка в течение последних 15-ти лет своей жизни служит на Алма - Атинской кафедре с 1960 по 1975 г. Даже неимоверные налоги не стали для владыки препятствием к тому, чтобы помогать людям. Он никогда не отказывал ни одному приходящему к нему за помощью, кто бы он ни был.

Известны его слова: « Когда человек перед моими глазами, на лице все написано, что за человек, и знаю, что сказать.… Если бы люди знали, как они прекрасны в своей индивидуальности и в своих талантах». Надо сказать, что на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1971 года он был кандидатом на Патриарший Престол. Около двух тысяч священников просили его дать согласие на избрание Патриархом, но митрополит Иосиф уклонился от этого избрания, мотивируя свой отказ преклонным возрастом и отсутствием богословского образования. В настоящее время известно, что основной причиной отказа служил тяжелейший подвиг юродства, который нес старец. Внимание, терпение и великая любовь к ближним как носителям образа Божия - все это возвышало митрополита над земным и временным. Архимандрит Наум, старец Троице-Сергиевой Лавры, говорит: «Таких архиереев, как владыка Иосиф, я никогда больше в своей жизни не встречал». Владыка любил каждого человека, говоря: «Самая дорогая ценность - все же не золото, деньги и богатства, а человек, его достоинство, его честь, его душевная красота: душевная красота на фоне веры…»

Но Божественный Промысел устраивал жизнь некоторых священнослужителей так, что, сохраняя их от заключений и тюрем, допускал им сложнейший путь испытаний к смиренному устроению души. Именно такой путь был предопределен блаженнопочившему архиепископу Пермскому и Соликамскому Иоасафу (Овсянникову; + 1982). Архиепископ Иоасаф - это избранник Божий. Господь вел этого архипастыря с детских лет необычным путем лишений, скорбей и болезней.

Он осиротел с шести лет, и его приютила и воспитала добрая благочестивая женщина. Владыка вспоминал при наречении во епископа: «С особым благоговением и горячей молитвой она научила меня обращаться к Матери Божией. И я всю свою жизнь, особенно в трудные моменты, а их у меня было немало, чувствовал на себе ласковую и твердую материнскую руку Богоматери».

Жребий епископского служения владыки выпал на землю Пермскую, куда в XIV веке проповедь о Христе принес святитель Стефан, утвердив здесь православную веру на последующие века. ХХ век изменил почти все в нашем Отечестве, по Пермской земле пролилась кровь новомучеников, а атеистический режим победоносно угнетал умы и сердца людей. Положение верующих в уральских епархиях было особенно сложным в силу того, что Урал до недавнего времени представлял собою закрытую военно-промышленную зону с соответствующей повышенной бдительностью аппарата местной власти. И все же владыка называл Пермь святою: она была для него свята, ибо архипастырская любовь и к малому стаду верных, и к сильным мира сего, и к совопросникам века сего растворяла все гнетущее, враждующее, злобное. А отправляясь на прием к уполномоченному по делам религии Пермской области, архиепископ накануне молился всю ночь.

Владыке удалось приютить в Перми оставшихся без жилья монахинь, которые трудились при храмах. В основу служения он полагал прежде всего богослужение. И, невзирая на немощи, архипастырь посещал ближние и дальние приходы просторной Пермской епархии. В храме при архиерейском доме собирались все, находившиеся под омофором владыки, создавалась атмосфера одной духовной семьи.… А проповеди! Владыка говорил такие простые, но до слез трогательные проповеди. Одна глубоковерующая старушка, приезжавшая в Пермь к Владыке, говорила мне: « Он пожелал нам всем при отъезде на новое место служения Царства Небесного! И сказано это было так тепло, с любовью, что мы со слезами провожали нашего владыку».

Почти двадцать лет прошло со дня упокоения владыки… Господь определил ему место земного упокоения в Ростове - на- Дону, где проходили последние годы служения.

И хотя в Перми нет могилы этого архипастыря, а в храмы пришли недавно обратившиеся к вере, все же добрая память о нем живет в сердцах многих уральцев: и священнослужителей, и верующих, и тех, кто под мудрым водительством владыки пошел монашеским путем служения Господу. Глубокий почитатель Божией Матери, архиепископ Иоасаф умер в канун Субботы Акафиста – праздника Похвалы Пресвятой Богородицы: во время богослужения в алтаре у престола в полном облачении владыка предал душу Господу и Его Пречистой Матери…

Добрые, незабываемые, любимые архипастыри… Они достойно пронесли крест служения, уйдя навсегда от нас в вожделенную страну вечности; они оставили нам сохраненную среди смутных времен церковь – наш долг сберечь ее. В Казани, Алма-Ате, Перми живут верующие люди, священнослужители, иноки, которые слышали их голос, видели их доброту, ощутили на себе их мудрое воздействие. А воспоминания о них – это устные повествования об угодниках Божиих. Господь допустит – они будут канонизированы, но если этого не произойдет, то Господь уготовил им сокровенную славу (у Небесного Отца немало святых, не открытых миру; вспомним наставника преп. Симеона Нового Богослова – Симеона Благоговейного…). Мы приходим на их могилы и в заупокойных молитвах о почивших архипастырях, несомненно, находим ту таинственную и необходимую связь, которая существует только в Церкви Христовой!

 
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Полезные статьи
    спонсоров проекта

     


  •