Казанская духовная семинария Казанская духовная семинария
  •  Главная страница / Издательский отдел / Семинарский вестник / Семинарский вестник №3(9) 2003 /

Образ Катерины в драме А.Н. Островского “Гроза”. Н.Г. Комар

Образ Катерины в пьесе А.Н.Островского «Гроза» противоречив и неоднозначен. Поскольку автор делает акцент на религиозности героини – так, одним из значений символа грозы является Страшный Суд, – то мы, прежде всего, рассмотрим вопрос с этой точки зрения.

С одной стороны, Островский наделяет свою героиню искренней верой. Она говорит Варваре: «Не то страшно, что убьёт тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми», – эти слова вполне соответствуют христианской вере, которая превыше всего ставит заботу о душе и о том, что ожидает человека после смерти.

С другой стороны, через всю пьесу проходит мотив самоубийства, причём эти мысли часто высказываются как самой Катериной, так и другими героями по отношению к ней. А этот грех является самым ужасным, он лишает человека спасения. Также противоречат вере клятвы Катерины, которые она просит Тихона взять с неё перед его отъездом: «Чтоб не видать мне ни отца, ни матери! Умереть мне без покаяния, если я …», – ведь Евангелие вообще запрещает какие-либо клятвы.

Парадоксально звучат и рассказы о том, как она молилась: «Упаду на колени, молюсь и плачу… И об чём я молилась тогда (здесь и далее курсив наш – К.Н.), чего просила – не знаю; ничего мне не надобно, всего у меня было довольно», – её молитвы пусты и бесплодны, молитвы ради молитвы, в них нет и тени благодарения Богу за то, что у неё всего довольно, не говоря уже о покаянии. Всё это свидетельствует о вере фанатичной, поверхностной.

Что касается её нравственных качеств, можно отметить её честность и открытость: она не может долго скрывать ложь и в конечном итоге всем рассказывает о своём грехе. Однако с этим как-то не вяжется её фраза, обращённая к Кабановой: «Для меня, маменька, всё одно, что родная мать, что ты…», - сквозь которую проглядывает явная лесть, а это является обратной стороной обмана.

По поводу конфликта драмы заметим, что он гораздо глубже, чем конфликт между обществом и отдельной личностью, как считают многие исследователи. Этот конфликт заложен в самой душе героини ещё до начала пьесы. Она рассказывает, как уплыла из дома на лодке, когда её обидели (а ей тогда было всего шесть лет). На вопрос Варвары: «А не стерпится, что ж ты сделаешь?» – она отвечает: «Что мне только захочется, то и сделаю», и ещё: «А что мне! Я уйду, да и была такова». Эти строчки открывают самолюбивое начало, которое может привести к необдуманному бунтарскому поступку. Мир для неё прекрасен только тогда, когда исполняется её воля. Само собой, в родительском доме ей было хорошо, она говорит: «Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что, хочу, бывало, то и делаю». А если человек живёт своими прихотями, потом ему очень трудно отвыкать от них, ему кажется, что все его обижают, а это – первый признак духовной слабости человека.

Конечно, любовь Катерины к Борису всё усложнила: изначальная чувствительность, эмоциональность героини вкупе с духовной слабостью берёт верх над разумом и волей, она говорит Борису: «Нет у меня воли. Кабы была у меня своя воля, не пошла бы я к тебе. Твоя воля надо мной». А если человек лишается воли, он уже не может контролировать свои поступки, что и наблюдается в пьесе. Также её поступки объясняются тем, что жизнь ей опостылела, она ещё в начале пьесы, до встречи с Борисом, говорит: «я от тоски что-нибудь сделаю над собой». Неудивительно, что в конце пьесы она опять возвращается к этому же: «Ничего мне не надо, ничего мне не мило, и свет Божий не мил!» Интересно заметить, что эти слова Катерина произносит ещё до прощального разговора с Борисом. А когда он уходит, в её последнем монологе звучат роковые слова: «И люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны…», – они ещё раз подтверждают её нелюбовь к людям, к жизни. А нелюбовь к жизни – это и есть смерть.

Наконец главное: христианская вера основывается на надежде во спасение, какие бы грехи человек не совершил, а у Катерины надежда на милость Божию, да и само раскаяние поглотились фанатичным страхом, боязнью грозы в широком смысле слова.

Катерина – слабая духом героиня, но если бы она оказалась в кругу духовно сильных людей, то нашла бы поддержку, её бы ценили и любили по-настоящему, помогли бы ей.

Но поскольку её окружают слабые люди, такие как Борис и Тихон, или же властные, как Кабанова, которая явно препятствует исполнению её воли, её духовная слабость берет верх, и действие завершается трагедией. А с христианской точки зрения можно сказать, что жизнь Катерины заканчивается вечной грозой.

Комар Наталья Геннадьевна,
аспирант филфака КГУ

 
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Полезные статьи
    спонсоров проекта

     


  •