Казанская духовная семинария Казанская духовная семинария
  •  Главная страница / Издательский отдел / Семинарский вестник / Семинарский вестник №3(9) 2003 /

Проблемы современной церковной живописи, ее изучения и преподавания в Русской Православной Церкви. Ю.В. Алексеева

В деле спасения людей для вечной жизни Церковь всегда придавала большое значение почитанию святых икон, почитанию святынь, вокруг которых всегда создавалась жизнь православного народа. В наше время становление разрушенной церковной культуры – дело чрезвычайно трудное по многим причинам, но в первую очередь – в силу разрыва с традицией. Острота нынешней ситуации видится в том, что очень многое в богословии образа, а значит и в отношении к нему, не сформулировано или ранее найденные формулировки не приняты церковным сознанием, а потому не являются его частью, а иные из них забыты создателями и исследователями икон, отчасти сегодня, отчасти – уже столетия назад. При этом в настоящее время сосуществует ряд течений в изобразительной культуре, претендующих на церковность. Церкви необходимо различать со святоотеческих позиций – что принадлежит Ей и служит Её целям, а что Ей противостоит, даже если пытается использовать внешние формы церковного художества, выдавая подмену, искусную маску за лик. Само иконопочитание, в принципах своих неизменное со времён VII Вселенского Собора, требует богословского осознания каждой эпохой заново, на языке данной эпохи.

В наше время, когда в мире вновь усиливаются неоязыческие, сатанинские идеи (в прикрытом и неприкрытом виде), Церковь вновь должна явить миру библейское сознание, а в области иконопочитания – вновь напомнить и явить миру – что именно мы чтим в образах и кому и как поклоняемся, создавая и созерцая их.

Икона и верное иконопочитание, может быть, как ничто другое, позволяют нам и требуют от нас становления сознания уже не просто библейского, а обязательно Евангельского, благовестнического, церковно-православного.

Икона, неотъемлемая, необходимая принадлежность новозаветной Церкви, ныне часто подменяется антииконой. К иконопочитанию в Церкви применяются чуждые, не относящиеся к нему, да и противоположные ему черты, даже под видом благочестия, уводящие человека от почитания единого истинного Бога. А миру, вместо свободного приятия Слова Божия и Образа Божия, все настойчивее навязывается по – видимости разнообразное, а по сути одинаковое безобразие.

Каково же наше сегодняшнее понимание иконопочитания?

Догмат иконопочитания имеет своим основанием и является богословским развитием Догмата о Боговоплощении, утверждающего, что в Господе нашем Иисусе Христе благодаря свободному приятию Духа Святого Божией Матерью неслитно, нераздельно, неразлучно и неизменно соединились две природы – Божественная и человеческая. Благодаря этому соединению, всей смертной и немощной ныне человеческой природе вновь даровано Богом Богосыновство, утраченное при грехопадении Адама его самовольным отпадением от Бога. Церкви явлено это единение двух природ Бога и человека во Христе и через Христа единение с Богом по благодати – в Божьей Матери, во святых, исполнивших волю Божию.

Свет святых “просветился пред человеками”, перед нами, и мы, общаясь с ними, общаемся с Богом в них. Истинная икона призвана являть, и являет нам Образ Божий в человеке.

Но чтобы нам действительно исполнить заповедь “Не сотвори себе кумира” (Исх. 20,4) и при иконопочитании действительно поклоняться Единому истинному Богу, необходимо, чтобы тот, кого мы видим на иконе, действительно явил в себе Образ и подобие Божие во всей возможной для него полноте, выявил в себе самом замысел Бога о нем, и эта иконность его образа стала явлена Церкви и принята Ею, то есть был совершён акт прославления святого. Второе условие истинности иконы – в том, чтобы с максимально возможной полнотой Образ Божий, выявленный житием святого, был бы явлен для Церкви на самой иконе.

Молясь перед иконами святых, мы призываем и Бога, в них явленного. К ним обращаясь, их созерцая, у них поучаемся, от них получаем Благодать Божию, воспринятую каждым из святых по-своему, в соответствии с Его милостью, со свободно воспринятым Промыслом Божиим о человеке, т.е. с его Крестом. А как именно проявилась в человеке благодать Божия – это и должно быть выявлено в иконе, это и нужно учиться видеть в иконе, чтобы этой благодатью духовно питаться от икон.

VII Вселенским Собором нам заповедано почитать икону наряду с Крестом и Евангелием. А это значит – так же относиться к иконе, как к Кресту и Евангелию, т.е. осознавать, что икона столь же спасительна для нас, как Крест и Евангелие.

И здесь необходимо выявить – как верно писать и почитать иконы, чтобы это стало спасительным для человека, для Церкви, для мира. Иконописание не заключается в портретировании, в иллюстрации. Иконопочитание не сводится к лобызанию икон, к каждению им, возжиганию свечей, затепливанию лампад перед ними. Почитать Образ Божий духом и истиною означает для всех христиан – стремиться воссоздать образ Божий в самих себе. В этом смысле всем христианам надлежит быть творцами – иконописцами и реставраторами образа Божия. “Каждый есть иконописец собственной жизни”, - говорит святитель Григорий Богослов. И становится понятной связь первой и большей заповеди о любви к Богу и к ближнему с почитанием, т.е. с любовью к образа Божию, явленного в человеке. Истинными иконописцами, творцами Церковь поэтому и называет не художников, а святых отцов, исполнивших эти заповеди, явивших нам образ Божий в самих себе.

Из лекции по иконописи монахини Иулиании: «Икона есть богословие в образе; отсюда следует, что как Священное Писание, так и икона в своем содержании может быть предметом богословеным. Икона уже перестает быть делом отдельного человека, художника и иконописца; она становится искусством соборным, церковным, выражающим учение Церкви, богооткровенную высочайшую Истину, хотя бы она и была выполнена кем-либо одним от начала до конца».

Ответственность церковных художников при иконописании – быть верными Преданию, т.е. воссоздать сначала в самом себе образ Божий, следуя святоотеческим путём и как следствие, дать Церкви и миру возможность созерцать то, что сами увидели, то, что яляет Образ Божий на иконах во всей полноте, данной художнику в Предании Церкви, частью которого является иконописное наследие.

 
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Полезные статьи
    спонсоров проекта

     


  •