Казанская духовная семинария Казанская духовная семинария
  •  Главная страница / Издательский отдел / Семинарский вестник / Семинарский вестник №1(10) 2004 /

Ignorantia non est argumentum. С.В. Шкуро

 И среди преступлений этих [против литературы]
наиболее тяжким является не преследование авторов,
не цензурные ограничения и т. п., не предание книг костру.
Существует преступление более тяжкое – пренебрежение
книгами, их не-чтение. За преступление это человек
расплачивается всей своей жизнью: если же преступление
это совершает нация – она платит за это своей историей.

(И.А. Бродский)

Несомненно, интеллектуальный уровень каждого нормального человека зависит от количества и качества прочитанной им литературы. Не пустые слова звучат к нам призывом, через времена прошедшие, о необходимости культурного чтения. Да и вообще чтения как такового.

Человек - мыслящий субъект по своей природе. Даже тривиальные определения поборников бездуховной (материалистической) психологии говорят нам об этом.

Труд облагораживает человека, тем более – труд интеллектуальный. Homo sapiens должен думать не по необходимости (что, впрочем, уже неплохо), но по ультимативной (крайней, особенно сильной) потребности, присущей здоровому интеллекту.

Именно мышление, говорим мы, иронизируя, превратило обезьяну в человека. Не случайно А.Ф. Лосев замечает: «Тело - не простая выдумка, не случайное явление, не иллюзия только, не пустяки. <…> На иного достаточно только взглянуть, чтобы убедиться в происхождении человека от обезьяны, хотя искреннее моё учение этому противоречит, ибо, несомненно, не человек происходит от обезьяны, но обезьяна - от человека»2 [С.75].

Мысль, как первичный продукт нашего мышления, может принести не только радость, утешение, бодрость, но и огромную пользу. Мысль, конечно же, связанная с осознанием жизни человека, ситуативности (то, как он соотносит своё сознание и бытие с окружающим его миром), c осознанием реальности и духовности, иначе говоря - мысль благородная, позитивная (положительная), несущая становление в бытии (ср. слова Гёте: «Stirb und werde» (Умри и стань)). Симеон Людвигович Франк по этому поводу говорит: «В подлинном религиозном переживании - <…> в молитве, покаянии или причастии мы чувствуем себя внезапно чудесно избавленными от мук совести <…> мы испытываем прилив каких-то непонятных, благодатных сил <…> всё знакомое, привычное, будничное как бы исчезает <…> Кому не ведомо это гётевское «stirb und werde», это духовное воскресение к жизни после «смерти», тот – «только смутный гость на тёмной земле»3 [С. 261]. Именно такие мысли должны зарождаться в сердце настоящих православных христиан.

Всякая мысль должна иметь основу, базу, подпитку; ей необходимо получать жизненную силу и «живительную влагу» для произрастания. Чтение и является такой движущей силой мысли.

Читая, человек становится благороднее, умнее; он, пусть частично, но обнаруживает заложенные в нем природные данные (актуализирует свои потенции, ведь человек добр эссенциально (т.е. по своей сущности)). Господь даёт людям дары, а их задача - развивать в себе полученные способности (Мф. 25: 14-30, притча о талантах).

Один из античных мудрецов на вопрос, нужны ли людям книги, ответил: «Нет, ведь тогда и глупцы смогут рассуждать о многом». Итак, если и глупец, читая, научится рассуждать, то не тем ли более навыкнет к такой способности расположенный к учению умный человек?!

Иером. Варсонофий, вспоминая свои юношеские годы, пишет: «Когда был я в гимназии, в моём классе были два товарища, отчаянные шалуны. <…> Незаметными стали их прежние выходки, когда всё свободное от занятий время они посвятили чтению <…> Пушкина, Никитина и других наших великих писателей. Под влиянием чтения даже лица у них изменились, сделались более серьёзными, осмысленными.

Если чтение великих писателей так облагораживает душу, не более ли облагородит и освятит её чтение слова Божия и святых отцов? [С. 115]. <…> Читать надобно книги деятельные, относящиеся до христианской жизни <…> книги святых: Феодора Студита, Ефрема Сирина, Нила Сорского, Варсонофия Великого, Петра Дамаскина, аввы Исайи отшельника, Макария Великого, Василия Великого, Марка Подвижника, аввы Орсия, аввы Фалассия, Кассиана Римлянина, Симеона Нового Богослова, Максима Исповедника, Исаака Сирина»4 [С. 45]. Очень полезно для современного православного читателя внимательно изучать книги митр. Антония (Сурожского), ныне почившего. Его труды наиболее полно раскрывают позицию святых отцов в отношении к жизни, с переосмыслением некоторых элементов христианского учения для современного читателя. Иными словами, его труды на «злобу дня». Разумеется, лучше читать полнокровную, православную литературу, однако так же необходимо чтение классических произведений поэтов и писателей. Например, Г.Р. Державина, А.С. Пушкина, Е.А. Боротынского, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Заболоцкого, И.А. Бродского, Ф.М. Достоевского, А.К. Толстого, Л.Н. Толстого, А.Н. Толстого, К.Н. Леонтьева, И.С. Шмелёва, Б.К. Зайцева и мн. др. Многую пользу принесёт нам чтение этих авторов, поскольку они могут открыть нам «секреты» жизни мира, психологии человека, динамики развития человеческих характеров.

Касательно литературы, не относящейся к разделу классической, нужно оговориться лишь несколькими словами. Вполне можно обойтись одной цитатой из книги Алексея Фёдоровича Лосева, чтобы никого не обидеть, авторитет человека сам говорит за себя: «Нельзя быть христианином и любить т.н. «изящную литературу», которая на 99% состоит из нудной жвачки на тему о том, как он очень любил, а она не любила, или как он изменил, а она осталась верной, или как он, подлец, бросил её, а она повесилась, или повесилась не она, а кто-то ещё третий и т.д. и т.п.»5 [С. 98].

Во все времена «благородные мира сего» были притесняемы, уничижаемы, гонимы, осмеяны и отвергнуты, но должное почтение они всё же получали, но только после смерти, к сожалению. Альберт Швейцер изрёк чрезвычайно правдоподобные слова, почти аксиому: «Судьба каждой истины - сначала быть осмеянной, а потом уже признанной». В этом же ключе высказывается и св. ап. Павел, подтвердивший эти слова жизнью: «Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим. 3:12).

Вспомним хрестоматийное произведение А.С. Грибоедова «Горе от ума», гениальное по своим литературным аспектам. Бал. Веселье. Разговоры, точнее сплетни. Общество «мамонтов», вырождающихся благодаря собственной недееспособности и неумению бороться за правильную жизнь. Любопытно их отношение к «инакомыслящему». Как они высмеивают человека, который не живёт по их «упадническим» принципам и желает выйти из тьмы неведения к свету знания (ведь всем известны слова - «Учение - свет, а неучение - тьма»)!

«Но крепко набрался каких-то новых правил.
Чин следовал ему: он службу вдруг оставил,
В деревне книги стал читать. [С. 47, Дейст. 2, явл 5].
<…> Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей, найдется - враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышения в чин,
В науки вперит он ум, алчущий познаний;
Или в душе его сам Бог возбудит жар
К искусствам творческим, высоким и прекрасным, -
Они тотчас: разбой! пожар!
И прослывёт у них мечтателем опасным!!»6 [C.51, Дейст. 2, явл 5].

Бесконечно правдивы слова И.А. Бродского, взятые эпиграфом к этой статье. Показателен также момент, описанный А.Н. Толстым в одном из его замечательных произведений. Мы слышим диалог белогвардейца Рощина и его бывшего однополчанина Тетькина, оставившего военную службу. Разговор касается понимания слова «Россия»: «Простите, подполковник. До сих пор мне было известно, что Россией называлась территория в одну шестую часть земного шара, населённую народом, прожившим на ней великую историю…<…>

Нет, именно так-с… Горжусь… И лично я вполне удовлетворён, читая историю государства Российского. Но сто миллионов мужиков книг этих не читали. И не гордятся. Они желают иметь свою собственную историю, развёрнутую не в прошлые, а в будущие времена… Сытую историю… К тому же у них вожди – пролетариат. Эти идут ещё дальше, - дерзают творить, так сказать, мировую историю… С этим тоже ничего не поделаешь…»7 [С. 57]. Из этих слов напрашивается простой вывод: необразованность, неученость, «не-чтение» приводят человека к великим бедам. Расплачиваться же за эти беды вынуждены не только прямые участники исторических событий, но и многие поколения после них…

Итак, чтение неизменно полезно для всех подвизающихся на «ниве Христовой», не только пастырей и учителей, но и для каждого христианина. Поскольку последователь Христов по природе своей – миссионер и просветитель.

1. досл. «Незнание не является аргументом».

2. Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Философия. Мифология. Культура. - М.: Издательство политической литературы, 1991. – С. 22-187. - (Мыслители ХХ века).

3. Франк С.Л. Непознаваемое // Сочинения. - Минск: Харвест; М.: АСТ, 2000. – С.247-796. - (Классическая философская мысль).

4. Варсонофий Оптинский (прп.) Духовное наследие. – М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1998. – 368с.

5. Лосев А.Ф. там же.

6. Грибоедов А.С. Горе от ума. – СПб; Академический проект, 1994. – 292с.

7. Толстой А.Н. Хождение по мукам. Трилогия. Восемнадцатый год. Ч.2.– Элиста: Калмыцкое книжное издат., 1984. – 441с.

 
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Полезные статьи
    спонсоров проекта

     


  •