Казанская духовная семинария Казанская духовная семинария
  •  Главная страница / Издательский отдел / Семинарский вестник / Семинарский вестник №4 2001 /

Мысли о пастыре

В материалах, опубликованных Зарубежной Церковью, мы встречаем обвинения в адрес нашей Церкви-матери за то, что Ею якобы «оставлены на произвол судьбы сотни тысяч кряшен.»1

Найдется ли хоть какое то оправдание на это необоснованное обвинение?

Ныне здравствующий Высокопреосвященнейший Анастасий, архиепископ Казанский и Татарстанский во время приветствия участников научно-практической конференции «Этнические и конфессиональные традиции кряшен: история и современность»2 сказал: «Сегодня в Епархии около 20 священнослужителей-кряшен. Хочется пожелать этим молодым пастырям, чтобы они ревностно относились к своим обязанностям и не забывали главной задачи, которую возложила на них святая Православная Церковь, а именно возрождение духовных и национальных традиций кряшен, по которым жили их отцы.» Этим выступлением Владыка Анастасий не напомнил ли о том, что не оставлены кряшены на произвол судьбы и что Православная Церковь печется о них. Справедливости ради надо сказать и то, что кряшены даже в годы Советского режима не были обделены вниманием Православной Церкви. Доказательством к сказанному пусть послужит пример пастырской чуткости и уважения к местным традициям паствы Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского), о котором известно, что «он благо ел авляет употребление кряшенского языка в крященских приходах».3

Таким образом, не может быть места серьезным обвинениям в нечуткости или в не должном внимании нашей Церкви к судьбе кряшен по преимуществу народа православного. Мне, автору этих размышлений, очень хочется присовокупить здесь свои пожелания помощи Божией и гигантского успеха как Архиепископу Анастасию, так и всем тем, кто не равнодушен мучителя, поработив плоть духови... Что истощенное от мощей его целебное миро извествует, аще не то, яко многая пролия поты своя, труцяся и подвизаяся одолети крепкого борителя и умертвити того со всеми его вожделениями?... И бяше житие его повседневное мученичество»... За такую-то жизнь св. Гурий и был избран Самим Богом в просветителя «темному граду Казани».

О духе, в котором должна была вестись миссионерская работа в Казанском крае, дает представление данная святителю Гурию «Наказная память» от царя и первосвятителя Русской Церкви святителя Макария (память совершается 12 января). Всякое насилие и принуждение в обращении было запрещено; предписывалось действовать кротостию. По выражению Г. Федотова, «Церковное слово составляло, конечно, главное орудие евангелизации, но св. Гурий создал и специальное для нее учреждение. Это Зилантов монастырь под Казанью, где иноки должны были заниматься обучением детей для подготовки будущих миссионеров. То была первая миссионерская школа на Руси, духовная родоначальница будущей Казанской Духовной Академии» (1842-5/10/1921).8

Святитель Гурий находился в руководительской должности духовной миссией «8 лет и 9 месяцев и преставился 5 дня декабря (по ст. стилю), в 8 часу ночи.»9

Из истории по Гурьевской миссии известно и то, что в помощь св. Гурию был придан целый штат монахов - миссионеров, среди которых на особом счету стояли будущие святители: Герман Казанский и Варсонофий Тверской. Архиепископ Казанский, святитель Герман - выходец из кружка преподобного Максима Грека (память совершается 3 февраля) - был, как и св. Гурий, исключительным миссионером. «Из очень позднего жития св. Германа мы узнаем, -пишет Г.П.Федотов, - что вся его жизнь протекла в монастырях. Из последнего, Свияжского, где он работал по просвещению иноверческого Казанского края, св. Герман был возведен на Казанскую кафедру, которую занимал всего три года.»10 Следующим и к тому же весьма особенным миссионером в Гурьевской миссии был святитель Варсонофий. О св. Варсонофии, по книге иеромонаха Дионисия, известно, что он до; своих миссионерских трудов в Казанском крае имел возможность приобрести необходимые миссионерские навыки. «В то же время, - пишет о. Дионисий, - св. Варсонофий имел познания в науках вообще (даже в медицине) и, в частности, в богословии: «изящно бе доволен, как говорится в его житии, и книжному учению, и Божественному тасованию.11 «Избранный вместе с Гурием и Германом наш угодник :Божий не был иосифлянским иноком,, но как 'любимый ученик Акакия, епископа Тверского, "был человеком того же духа» (Свидетельство обретаемое в Типике святителя Варсонофия. Православный собеседник, 1914, февраль, 331 с.) Все трое выдающихся миссионеров были одного духа и направления так называемого «иосифлянского», 'представителем которого был и сам святитель Макарий, митрополит Московский (+1563).

Мы вспомянули, как и подобает, имена самых выдающихся миссионеров края. Однако ведь были имена если и не столь выдающиеся, однако не менее значимые: -23-ий Епископ Лука, 40-ой Архиепископ Владимир и прозванный Апостолом кряшен - Н-И.Ильминский. «В шестидесятых годах исполнившегося столетия, - пишет о.Дионисий, - выступил с своей школьно-просветительной системой Николай Иванович Ильминский. Его система была новой, но не в том смысле, что он высказал такие взгляды на школьное образование крещеных инородцев, которые были бы совершенно чужды сознанию великих благовестников земли русской прежнего времени, или создал такую постановку школьного дела, которая прежде не практиковалась бы никогда. Нет, система Н. И. Ильминского была в сущности та же, какой держались в своей миссионерской деятельности великие святители-миссионеры прежнего времени: св. Стефан Пермский, свв. Гурий и Варсанофий Казанские, а позднее митрополит Иннокентий Московский. И сам Н. И. Ильминский, и его сторонники, напр. П. Д. Шестаков, смотрели на эту систему как на воспроизведение тех методов и приемов, какими пользовались в деле христианского просвещения инородцев указанные Святители.»1 Надо непременно отметить то, что система Н. И. Ильминского спасла сотни тысяч/кряшен от ассимиляции в татарском этносе и от агрессии со стороны исламской религии.

Теперь очень кратко вспомним о том, что касается некоторых заповедей, написанных в адрес пастыря-миссионера. Патриарх русских миссионеров святитель Иннокентий, митрополит Московский (память совершается 6 октября) в своем «Наставлении» говорил: «Помни всегда, что, если проповедник не : убудет иметь в себе любви... к тем, кому проповедует, то и самое лучшее и ; , красноречивейшее изложение учения может  остаться без всякого успеха, ибо только «любы созидает», а потому старайся иметь в себе дух; святой любви».2 Также в любви видел силу пастырского влияния и к ней призывал пастырей миссионерских курсов при Казанской Духовной Академии епископ Чистопольский Алексий. «Вот, друзья мои, — говорил он,— где кроется причина успешной деятельности пастырей церковных: в пламенной любви к Богу и ближним, в доброте сердечной, в готовности положить душу свою за друзей.3

Ни для кого не секрет, что были случаи в прошлом, и хоть не так уж часто однако и сейчас еще имеют место быть подобные случаи, когда отдельные пастыри своим нарушением заповеди любви причиняли и причиняют огромный моральный ущерб кряшенам. К этому разряду случаев отношу я случаи, когда православные священники, может быть, без особого умысла обзывают кряшенина татарином. Другой пример также из прошлого: например, монашки в Никольском соборе г. Казани кряшен посылали в татарскую мечеть. «Идите, дескать, в свою мечеть; не ходите здесь и не мешайтесь!». Пастырю, ни когда не надо, скатываться до уровня необразованных монашек, а считаться с особенностями кряшен (и не только кряшен) и учитывать, что кряшены - это не овцы, затерявшиеся где и как придется, а народ со своей богатейшей древне - тюркской культурой и православным вероисповеданием уже на протяжении многих столетий. Пусть современным пастырям-миссионерам, которым выпадет жребий трудиться среди кряшен, будут в пример такие пастыри, как Святитель Макарий (Невский, отправивший 9 марта 1869 года первое богослужение на кряшенском языке), отец Василий Тимофеев, отец Тимофей Егоров, Архиепископ Андрей (Ухтомский), Архиепископ Иннокентий (Никифоров), отец Гурий Кузьмин и другие добрые пастыри-миссионеры.

Прот. Павел Павлов
Настоятель Крященского прихода,
кандидат богословских наук,
преподаватель КазДС
 
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Полезные статьи
    спонсоров проекта

     


  •