Казанская духовная семинария Казанская духовная семинария
  •  Главная страница / Издательский отдел / Семинарский вестник / Семинарский вестник №4 2001 /

Архиепископ Никанор (Каменский)

Почти все казанские архипастыри 19 века прибывали в Казань сразу на должность епархиального архиерея, единственным, исключением был Никанор( Каменский)., в жизни которого Казань сыграла очень важную роль и сам он , оставил заметный; :след в истории Казани и Казанского края, на протяжении своей жизни выступая в разных качествах : педагога, руководителя значительного учебного заведения, церковного иерарха и одновременно исследователя разных аспектов местной истории. При изучении его жизни и деятельности обращает на, себя внимание, :в первую очередь, разносторонность его деятельности, широта исследовательских интересов.

Никифор Тимофеевич Каменский родился 25 мая 1847 года в селе Солодовниково Черноярского уезда Астраханской губернии в семье дьякона. Начало его биографии типично для представителя духовного сословия. Он закончил Астраханское духовное училище и Астраханскую же духовную семинарию. В том же году он женился и был рукоположен в священники (всего в 21 год), что тоже было вполне распространенным явлением. Всего два года он прослужил в приходе села Бережновка Царевского уезда Астраханской губернии. В 1869 году умерла его жена(остался маленький сын) и Никифор Тимофеевич решил продолжить учебу : в 1870 году поступил в Казанскую духовную академию. Это был вполне естественный путь, диктуемый не только стремлением к образованию, В духовные академии принимали тогда только или неженатых студентов, или вдовых священников.

В академии Никифор Каменский специализировался по богословскому отделению(были еще церковно-практическое, церковно-историческое и миссионерское). Судя по высказываниям, содержащимся в ряде сочинений, а также по кругу интересов, наибольшее влияние на него оказал ректор академии Никанор (Бровкович), впоследствии известный церковный деятель и мыслитель, этой не удивительно: качества Никанора (Бровковича) как педагога отмечали многие его ученики.

Именно Никанор (Бровкович)  сформировал у студента Каменского интерес к догматическому богословию и экзегетике. Не случайно при пострижении в монашество он позже выбрал именно имя «Никанор». Кандидатское сочинение он писал под руководством молодого доцента, специалиста по экзегетике Михаила Ивановича Богословского, но магистерскую диссертацию защитил лишь в 1879 году. Впоследствии, на протяжении всей жизни, Никанор (Каменский) интенсивно занимался экзегетикой, оставив многочисленные труды. В 1874 году, закончив академию Каменский становится законоучителем Казанской учительской семинарии, в которой проработал 6 лет. Здесь судьба свела его с Николаем Ивановичем Ильминским, горячим поклонником которого он стал на всю жизнь. Впоследствии Никанор заявлял, что с такими великими людьми, как Ильминский, он больше никогда не встречался, пропагандировал его педагогическую систему.

В 1879 году Никифор Тимофеевич Каменский, только что получивший звание протоиерея, занимает должность ректора Казанской духовной семинарии. Само по себе, это было достаточно необычно. Дело в том, что конец 1870-х гг. был тем очень кратким периодом в истории духовно-учебных заведений, когда ректоры выбирались корпорацией преподавателей, а не назначались. Никифор; Каменский был единственным в истории Казанской духовной семинарии выбранным ректором. Обращает на себя внимание, что преподаватели семинарии - а все они закончили духовные академии, большинство имело степень магистра - избрали ректором священника, не являвшегося членом их корпорации, к тому же, довольно молодого. Это свидетельствует jp высоком авторитете Никифора Тимофеевича.

В должности ректора семинарии он пробыл 13 лет, в годы его ректорства в жизни духовной семинарии произошли важные изменения. Важнейшей заслугой ректора было повышение качества преподавания в семинарии. В предшествующие десятилетия Казанская духовная семинария, находясь в одном городе с университетом: и духовной академией, ничем принципиально не выделялась из числа других семинарий. Объективным показателем качества образования является то, что теперь ежегодно в Казанскую духовную академию поступало 3-4 выпускника Казанской духовной семинарии (раньше было 1-2). 5-6 выпускников ежегодно становились студентами университета. Таким образом, почти половина семинаристов (в выпуске обычно, было около 20 человек) продолжали образование.

Но воспоминаниям очевидцев, новый ректор основное свое внимание уделял посещению занятий, контролю за выполнением домашних заданий и формированию достаточно высоких личностных запросов семинаристов. Будучи ученым-богословом, он основное внимание уделял общеобразовательным предметам, считая, что священник должен обладать широким кругозором. Из учительской семинарии он принес в духовную семинарию характерное для системы Ильминского неприятие формальных критериев обучения: теперь годовые и итоговые оценки преподаватели выставляли не по текущим баллам и не по официальным экзаменам, а по общему впечатлению от занятий семинариста.

Как известно, с 1885 года семинаристам намного сложнее стало поступать в светские вузы - теперь они должны были сдавать экзамены по курсу мужской гимназии. Это привело к сокращению количества студентов из духовного сословия и падению популярности духовных семинарий. Но выпускники Казанской духовной семинарии по-прежнему успешно поступали в казанский университет. Еще одним важным нововведением осуществленным ректором Тимофеевичем, было открытие в 1886 году образцовой начальной школы при Казанской духовной семинарии. В ней учились дети из бедных городских семей, в основном из кварталов, прилегавших к семинарии, занятия по типовой программе начальных народных училищ велись в самых разных епархиях. С 1893 он - епископ Архангельский, с 1896 - Смоленский, с 1899 - Орловский, с 1902 Екатеринбургский, с 1903 – Гродненский, с 1905 - архиепископ Варшавский.

В 1908 году он вновь возвращается в Казань уже в качестве епархиального архиерея, 5 апреля 1908 года был назначен архиепископом Казанским и Свияжским.г.К сожалению, его управление епархией продолжалось недолго: в ноябре архиепископ Никанор скончался. 1 время он успел немало. Именно жесткая позиция правящего архиерея, вырази даже в своеобразной «демоне протеста» в виде крестного хода на могилу Н.И.Ильминского и клятвы в верности его системе, остановила начавшуюся крайне правых сил на «инородческое» образе богослужения на языках народов Поволжья.

Никанор продолжил интенсивную деятельность своего предшественника - Димитрия(Самбикина) по поддерйскй-деятельности епархиального церковно-исторического общества в котором по должности был председателем. именно при Никаноре и с его одобрения был издан ряд ценных трудов по истории церкви в крае3.

На всех этапах своей деятельности Никанор активно занимался исследовательской работой, причем интересы его были достаточно разнообразны. Наряду с многочисленными богословскими трудами, о которых уже говорилось выше, во всех епархиях Никанор оставил труды по истории местного края, в первую очередь, по истории детальности изучения и изложения вопросов. Разумеется, больше всего сочинений посвящено истории Казанского края.

В 1889-1890 гг., находясь еще в должности,составил много брошюр о казанских святынях, в которых простым, понятным и необразованным людям языком (брошюры были предназначены «для народа»), но детально и на научном уровне описывалась история важнейших святынь Казани4. Для своего времени эти брошюры были весьма важны: ведь повесть о Казанской иконе Божьей Матери и официальные Жития Казанских Святителей сопровождались множеством недостоверных легенд и слухов. В 1891 году Никанор стал викарным епископом Чебоксарским и подлился в Кизическом монастыре - по традиции, викарный епископ одновременно был здесь настоятелем. В 1892 году отмечалось двухсотлетие создания Кизического монастыря. Никанор серьезно отнесся к этой дате и опубликовал объемистый и детальный труд о Кизическом монастыре, основанной на обширном архивном материале и включающий детальное описание построеки кладбища (к сожалению, другие монастыри Кщзани, имеющие более длительную и богатую историю, не стали объектом такого изучения).

Изучая монастырские архивы, Никанор кружил в них многочисленные документы XVI вв. и в 1893 году на достаточно! высоком по тому времени археографическом; уровне опубликовал грамоты Спасо-Преображенского и Кизического монастырей - эти публикации в последующее столетие были активно введены в научный оборот, канор известен многим историкам, именно, как археограф. К археографической деятельности Никанор вернулся в качестве епархиального архиерея; в последний год жизни опубликовал синодики Свияжского Успенского и Зилантова монастырей, вероятно, эти рукописи он подготовил уже давно, и их публикации помешал перевод в Архангельск.

Педагогическая и краеведческая деятельность Никанора (Каменского) составляют заметные аспекты многобрачной жизни деятельного архипастыря и достаточно важную страницу в церковной.

Е, В. Липаков
Кандидат исторических наук,
преподаватель КазДС
 
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Полезные статьи
    спонсоров проекта

     


  •