Казанская духовная семинария Казанская духовная семинария
  •  Главная страница / Издательский отдел / Семинарский вестник / Семинарский вестник №4 2001 /

Взаимосвязь научных, философских и религиозных учений в системе знаний о природе и человеке

Этический и эсхатологический аспекты.

Нравственное поведение человека,; природа добра и зла не находят оснований в конкретных позитивных науках. Этика является безусловным приоритетом философских и религиозных учений. Как хорошо известно, Кант в своей «Критике практического разума» не смог обосновать необходимость нравственных поступков человека без допущения существования Абсолютного бытия - Бога. Отсюда исходит его знаменитое высказывание о том, что он был вынужден ограничить знание, чтобы освободить место вере. В силу этого,: мы в данной части можем рассматривать преимущественно взаимосвязь философии и религии. История этой взаимосвязи велика.

В религиозной философии особое место занимал вопрос рационального постижения природы добра и зла. Это связано с тем, что философски мыслящий человек должен был найти объяснение парадоксальной ситуации существования зла в мире при всемогущем, всезнающем и всеблагом Боге. Результатов рационально-философского осмысления этой проблемы немало, но важно, что все они именно результат приложений философских учений к религиозным учениям. Так, например, в результате философского анализа Августин Аврелий пришел к утверждению, что мерой добра является мера бытия, а мерой зла -отсутствие бытия. Другими словами, по Августину понятие «зло» тождественно понятию «ничто;», а Абсолютное добро есть Абсолютное бытие, т.е. Бог. В отличие от этого Фома Аквинский утверждал, что зло необходимый элемент гармонии сотворенного Богом мира.

В наше время наука и технология пришли к неизбежному взаимодействию с философскими и религиозными учениями в

связи с эсхатологическим -характером экологической проблемы (см. Курашов, 1995а). Без привлечения философского и религиозного мировоззрения призывы к сохранению природы и жизни на Земле не находят убедительных обоснований с научной точки зрения.

Действительно, если человек распадается на бездушные атомы и молекулы, а такж-е из них собирается в результате последоватедьных процессов фотосинтеза и биосинтеза, то какая может быть у современного человека нравственная забота о будущих поколениях. Принципы и нормы этики относятся к взаимоотношениям живого человека с живым человеком. С религиозной точки зрения любое поколение и прошлого и будущего есть результат предвечного замысла, а сама природа создана такой, что в заключительный шестой день творения «И; увидел Бог, что Он создал, и вот хорошо весьма» (Быт. 1,31). Отсюда уже можно вывести этический императив, что человек не имеет права лишать жизни ни себя, ни других людей и в настоящем и будущем, а это связано с сохранением благоприятной для жизни окружающей среды и для современников, и для будущих поколений.

Психологический аспект

Общей чертой всех принципиально различных картин мира в каждую историческую эпоху: мифологической теогонии и политеизма античности; монотеизма и гелиоцентризма средневековья; гелиоцентризма и механицизма Ренессанса и Нового времени; эволюционизма XIX - XX вв.- является их практически полная завершенность. Это же справедливо для своим путем сменяющих друг друга разнообразных философских онтологии: стихий Милетской школы, чисел пифагорийцев, Единого Бытия Элейской школы, извечного мира идей Платона, Перводвигателя Аристотеля, Логоса стоиков. Первоединого неоплатоника Плотина, монад Лейбница, Абсолютного духа Гегеля, Воли Шопенгауэра и т.п. Феномен представлять картину мироустройства в завершенном виде связан с психологической необходимостью преодоления человеком архетипического страха перед чуждым и неизвестным ему внешним миром. В силу этого во все времена человек, живя в преходящем и изменчивом мире, стремился к наиболее устойчивым, т.е. догматическим, учениям. В этом психологическом отношении религиозные учения наиболее привлекательны для души человека. Подчеркнем, что здесь мы выделили чисто психологический аспект тяготения во все времена многих людей к религиозным знаниям. Обстоятельный анализ .фундаментального вопроса «Что есть истина?» выходит за рамки данного раздела.

Исторические циклы взаимосвязи науки,

Философии и религии
Теперь реконструируем общую картину взаимосвязи научных, философских и; религиозных учений в интеллектуальной истории человечества. В истории европейской культуры можно увидеть взаимосвязи науки,; философии и религии:

Первое сближение: древнегреческие мифы и теогонии до VIII-VII вв. до Р.Х.

Первое расхождение: философия и наука Древней Греции и Древнего Рима в период от VH-VI вв. до Р.Х. по III-IV вв.

Второе сближение: религиозная христианская и арабо-мусульманская наука и философия от II-III вв. до XIV-XV вв.

Второе расхождение: ренессансная наука и философия от XV-XVI вв. до XIX-XX вв. (Ф.Ницше: «Бог умер»).

Третье сближение: постнеклассическая человекоразмерная наука и философия второй половины ХХ-началаХХ1 вв.

В данном контексте речь идет о сближении и расхождении науки, философии и религии, рассматриваемых как учения: о мироустройстве. Что же касается религиозности, духовности, нравственности и других социологических и культурологических измерений соответствующих исторических периодов, то они находятся вне основного предмета анализа. В заключение дополнительно нужно назвать факторы сближения науки, философии и религии в наше время, поскольку для остальных периодов они либо общеизвестны, либо названы выше. Факторы эти связаны с актуальностью следующих интердисциплинарных проблем:

Происхождение Вселенной, долговременное последовательное возникновение из простого сложного, конечная судьба человечества, проблемы биомедицинской и экологической этики, все более раскрывающаяся человекоразмерность научного знания.

В. И. Курашов
Доктор философских наук,
кандидат химических наук,
преподаватель КазД С
 
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Полезные статьи
    спонсоров проекта

     


  •