Казанская духовная семинария Казанская духовная семинария
  •  Главная страница / Издательский отдел / Семинарский вестник / Семинарский вестник №1 (14) 2005 /

Село Лекарево

Ныне село Лекарево (ранее – Воздвиженское) находится в 17 километрах от Елабуге на реке Анзирка (приток Вятки). Изначально село принадлежало Спасо-Преображенскому монастырю. В статье рассказывается об истории Крестовоздвиженского храма, давшего название самому селу, о семейной династии священников Лекаревых, о прихожанах, а также о печальных событиях разрушения православного памятника.

Село Лекарево первоначально называлось Воздвиженское, а также Стырово и было основано во второй половине XVII века, еще в допетровские времена. Село раскинулось в широкой долине, где в бесконечности горизонта теряется проселочная дорога, поблескивает лента речки Анзирки, в туманной синеве тонут очертания еле заметной церковки и освещенных солнцем или погруженных в тень холмов. Этот до боли привычный, знакомый и любимый пейзаж пробуждает в человеке чуть печальное, спокойное и просветленное настроение. Именно в таких уголках русской природы и рождаются одаренные, художественные натуры.

Левобережье Вятки заселялось в основном выходцами из верхневолжских губерний, а также со стороны Перми и Вятки. В конце 1780 года образовывается Вятское наместничество, а в 1798 году – губерния. До 1920 года село входило в состав Вятской губернии Елабужского уезда Граховской волости, (ныне Елабужский район Республики Татарстан). Оно находится в семнадцати километрах от Елабуги, что и по тому времени сравнительно недалеко; богомольцы пешком доходили за 3-4 часа.

В конце XIX столетия Лекарево представляло собой довольно крупное село.

В 1837-1841 годах под руководством графа генерала П.Д.Киселева была проведена широкая система мероприятий – реформа управления государственными крестьянами. Они составляли более трети сельского населения, платившего подати, и находились в ведении Министерства финансов. Цель реформы – поднять благосостояние этой категории крестьян, чтобы облегчить сбор налогов, и показать помещикам пример отношения к крестьянам. Управление государственными крестьянами было передано специально созданному Министерству государственных имуществ. Оно заботилось об удовлетворении хозяйственных и бытовых нужд подведомственных крестьян, проводило размежевание земель и увеличивало наделы малоземельных, создавало семенной фонд и продовольственные магазины (склады) на случай неурожая, следило за справедливой раскладкой налогов, открывало в деревнях начальные школы и больницы.

Реформа улучшила также правовое положение государственных крестьян. Впервые в России вводилось выборное местное крестьянское самоуправление на уровне волости (6 тыс. жителей мужского пола) и села (1500 душ крестьян). Для разбора мелких мирских тяжб избирались сельские и волостные суды.1

Первая деревянная церковь на селе была освящена еще в петровские времена, в 1708 году. В начале XIX века сельчане, как и жители многих других казенных деревень (в частности, села Кураково, ныне Менделевский район), были приписаны к Ижевскому оружейному заводу, а это означало, что вместо подушной подати они должны были отрабатывать на заводе до шестидесяти дней в году.

Каменный Крестовоздвиженский храм построен по инициативе выпускника Казанской духовной семинарии, священника Василия Гавриловича Лекарева, служившего здесь в 1798-1836 годах. Его дед, а также отец, Гавриил Семенов (1736-?), служили в этом приходе в 1770-1798 годах. Василий Гаврилович добился от руководства Ижевского завода выделения средств на постройку нового трехпрестольного каменного храма.

Проект церкви в 1812 году составил архитектор Ижевского оружейного завода Семен Емельянович Дудин. Он был учеником великого русского зодчего Андрияна Дмитриевича Захарова (1761-1811), который создал в Петербурге один из шедевров русской архитектуры – здание Адмиралтейства (1806-1823), собор в Кронштадте (1806-1817, не сохранился). По проекту Захарова Дудин построил

в Ижевске в 1820-1823 годах одну из архитектурных жемчужин города – Александро-Невский собор. Многие его постройки в Ижевске считаются выдающимися памятниками архитектуры.

Церковь в Лекарево строилась долго, по мере поступления средств. В 20-е годы XIX века подрядчиками были елабужские купцы братья Новиковы, отстраненные за недобро-порядочность, – с этим и была связана задержка в строительстве. Отделочные работы осуществлял крестьянин князя Урусова из Нижегородской губернии Семен Иванович Копорулин. Кстати, подрядчики князей Урусовых Иван Кузьмич Калашников и его сын Иван возводили в 20-е годы XIX века Троицкую церковь в селе Большая Качка Елабужского уезда. Как видим, нижегородские церковные строители достаточно давно и основательно освоили глубинку Вятской губернии.

Приделы во имя святой мученицы Параскевы Пятницы и во имя святого мученика Власия были освящены в 1830 году, а главный престол – в честь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня – только в 1845 г.

Крестовоздвиженская церковь в Лекарево представляет собой яркий образец классицизма. Выполнена на высоком художественном уровне, в ее композиции и оформлении виден почерк талантливого мастера.

Мой дед Тютиков Иван Иванович родился 3 сентября 1893 года в крестьянской семье.

Ваню крестили в сельской Кресто-воздвиженской церкви. Приход тогда возглавлял священник Владимир Михайлов Бердников, 44 года (род. 4 июня 1849). Рукоположен был в сан священника 4 июня 1889 г. С сентября 1889 г. состоял законоучителем Лекаревского земского училища. Был женат, имел семерых детей, троих сыновей и четыре дочери.

Скончался 8 мая 1898 года. Камень с его могилы мой троюродный брат Владимир Андреевич Тютиков извлек из фундамента полуразвалившегося здания сельского совета и положил его на пол храма.

Дьяконом церкви служил Петр Александров Казаринов, 30 лет (род. 20 июня 1863). 12 октября 1863 г. был рукоположен в сан дьякона Преосвященным Макарием Епископом Вятским и Слободским. Имел троих детей.

Псаломщик – Владимир Михайлов Луппов, 65 лет (род. 14 июля 1828). Церковный староста – с июля 1893 года Федор Бородин.

В приход входили две соседние деревни: Большие и Старые Армалы.

В начале XX века приход села Лекарево считался в Вятской епархии одним из благоустроенных. Но с приходом к власти большевиков на православную Церковь воздвиглись неисчислимые гонения. Храмы разрушались, священнослужители высылались или расстреливались, святыни уничтожались. Все тяготы этих ужасных гонений претерпели на себе священнослужители и прихожане Крестовоздвиженского храма.

После событий октября 1917 года государственно-религиозные отношения в стране вступили в новую фазу своего развития. Их суть определялась нетерпимостью идеологии большевизма к религиозному инакомыслию. Декрет СНК от 23 января 1918 года «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» стал программным документом религиозной политики нового государства, который декларировал невмешательство государства в дела церкви.

Последующие годы стали продолжением антирелигиозного натиска. Вопрос о Крестовоздвиженской церкви решался в октябре-ноябре 1933 года, когда было проведено шесть собраний местной партячейки ВКП(б), комсомольских активистов, членов колхоза «Власть Советов», учащихся школы I ступени, которые вынесли постановление о передаче культового здания под клуб.

В качестве аргументов в пользу этих решений выдвигались необходимость культурного учреждения, отсутствие богослужений, большие недоимки за церковь. Елабужский РИК 11 ноября 1933 года удовлетворил ходатайство и направил материалы в ТатЦИК. Однако верующие не согласились с таким ходом событий и обжаловали решение райисполкома сначала в ТатЦИКе, а потом и во ВЦИКе.

В Центральный Исполнительный

Комитет Татреспублики

от религиозного

общества с.Лекарево

Прошение

С 1932 г. в нашей церкви не производилось богослужение за неимением служителя культа. Теперь мы нашли священника и хотели бы начать службу в церкви, т.к. культовое здание находится в

нашем распоряжении. Все налоги, страховку и земельную ренту по извещениям мы исправно оплачивали, и община наша официально не закрыта.

Но Лекаревский сельсовет и Елабужский РИК не разрешили нам открыть богослужения на том основании, что за нами оказалась задолженность по налогу со строений за 1932 и 1933 годы, сумма которая вместе с пени больше 3000 рублей.

Эта задолженность образовалась совершенно не по нашей вине, т.к. кроме произвольно высокой ставки налога нам к тому же не дали ни одного извещения о налоге, так что мы совершенно не знали о существовании этого налога на нашу церковь.

Но несмотря на это, мы обязуемся погасить эту задолженность при условии, если будет производиться в нашей церкви богослужение и задолженность будет рассрочена на несколько сроков.

Мы все колхозники, т.к. наше село на 100% коллективизировано, но все мы люди верующие и наши религиозные убеждения не только не мешают нам быть в колхозе, но наоборот, помогают нам честно исполнять свои колхозные обязанности. Отсутствие же службы в нашей церкви представляет нам большие неудобства и затруднения.

Для удовлетворения своих религиозных потребностей нам приходится ходить и ездить за 25 км в Елабугу, на что уходит много труда и времени, так необходимых нам для обслуживания нашего колхозного хозяйства. От религии же ни при каких обстоятельствах отказываться не можем.

Поэтому убедительно просим Татарский Исполнительный комитет разрешить нам производить богослужение в нашей церкви и рассрочить задолженность по нашей церкви до 1934 года.

Настоящее прошение доверяем представить и ходатайствовать перед ЦИК гражданке Агафье Михайловне Масленниковой.

Представители Лекаревского

религиозного общества

(всего 16 подписей)

На заседании Секретариата ТатЦИКа 7 января 1934 года ходатайство Елабужского РИКа о закрытии церкви с. Лекарево было удовлетворено (там же, л. 429). После поступления жалобы в Президиум ВЦИКа последний 10 мая 1934 года отменил постановление и оставил церковь в распоряжении верующих.

Президиум Российского ЦИКа Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов

Постоянная комиссия по вопросам культов

№2/Тат.

28.03.1934 г.

Куда: Казань, в культовую комиссию при ТатЦИКе

ВЦИК принял от граждан с. Лекарево Елабужского района обжалование закрытия церкви. Вышлите копию постановления ТатЦИКа и доклад с исчерпывающими сведениями.

До решения дела ВЦИКом устраните изъятие здания церкви и оставьте его в пользовании верующих.

Срок исполнения 3-х декадный.

Ответсекретарь комиссии Воробьев

Консультант Орлеанский

 

Выписка из протокола №114

от 10 мая 1934 г.

Президиума Всероссийского ЦИК Советов

Слушали: Постановление Президиума ЦИК ТАССР от 7 января 1934 г. о ликвидации церкви в с. Лекарево, Елабужского района

Постановили: Постановление Президиума ЦИКа отменить, указанную церковь оставить в пользовании верующих.

Секретарь ВЦИК

А.Киселев

Однако это решение не было выполнено: храм продолжал использоваться под склад зерна.

Понятно, что местная власть не заботилась о сохранности и ремонте этого сооружения и церковь по истечении времени пришла в негодность.

XX век ознаменовал собой начало долгого периода всеобщего гонения на православную

Церковь. Сегодня осуждены и преодолеваются грубые нарушения, произвол и беззаконие в отношении религиозных организаций, допущенные в годы советской власти, создаются условия для реализации в жизни общества принципа свободы совести. В новой России сняты ограничения на деятельность конфессий, регистрируются новые общины, растет число культовых зданий. Одним из наиболее актуальных элементов процесса демократизации государственно-церковных отношений является возвращение ранее закрытых монастырей, церквей, соборов.

Происходит духовное обновление человека, а без него, как сказал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, «...не исцелить нам болезней нашего общества. Нам не помогут никакие реформы и никакие законы, если души людей по-прежнему будут опустошены грехом».

А.М. Елдашев,

преподаватель КазДС

 

 
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Полезные статьи
    спонсоров проекта

     


  •