Казанская духовная семинария Казанская духовная семинария
  •  Главная страница / Издательский отдел / Семинарский вестник / Семинарский вестник №1 (14) 2005 /

Новости религиозной жизни

МИТРОПОЛИТ КИРИЛЛ ПРЕДЛАГАЕТ НАПОЛНИТЬ ПРАЗДНИК 8 МАРТА НОВЫМ СОДЕРЖАНИЕМ

Праздник 8 Марта не стоит отменять – гораздо лучше наполнить его новым содержанием, считает глава ОВЦС МП митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. «Вообще в свете христианского учения о человеке праздники по половому признаку – это нонсенс. Бог сотворил мужчину и женщину – единое творение, и, конечно, подчеркивать в праздник половое отличие одних от других – это по меньшей мере странно», – сказал митрополит на заседании «круглого стола» в рамках выставки «Православная Русь», которая завершилась 30 января в Москве.

С другой стороны, подвиг женщин в российской истории заслуживает особого уважения, добавил митрополит Кирилл, подчеркнув, что «именно женщины сохранили веру на Руси в советское время, когда быть верующим было опасно». «Мы все спасены нашими бабушками. Святая Русь сохранилась только потому, что православные женщины сохранили веру, когда их мужья и сыновья струсили», – отметил он, добавив, что ради этого подвига готов любой день в году предложить в качестве праздника.

Митрополит Кирилл говорит, что для него 8 Марта – это в первую очередь воспоминание о подвиге тех, кто сохранил православную веру. «Это никакой ни день международной солидарности, никакого партийного смысла для меня в нем тоже нет. Я в этот день молюсь за наших женщин», – сказал владыка Кирилл. Что касается православного женского дня – Недели святых жен-мироносиц, то этот праздник пока не является общенациональным, напомнил митрополит Кирилл, призвав не драматизировать это обстоятельство.

«Я бы не сказал: давайте откроем кампанию за то, чтобы отменить 8 Марта, нас с вами мало кто поймет. А вот давайте наполним этот день другим содержанием, давайте больше говорить о том, что идеологическое основание, которое некогда было положено в основу этого праздника, не работает, и что никто в нашем народе об этой идеологии не думает», – считает митрополит Кирилл.

Говоря о многочисленных поездках по стране, митрополит заметил, что именно женщины сегодня сохраняют российскую деревню, которая «спивается и погибает»: учитель, работник культуры там – всегда женщина. «Приезжаешь в деревню – тебе показывают обязательно какую-нибудь самодеятельность. Из чего она состоит? Из хора женщин, иногда подвыпивший гармонист. Сегодня на этих женщинах пока еще сохраняется наша Русь, – сказал митрополит Кирилл. – Поэтому я против отмены праздника 8 Марта – я за то, чтобы наполнить его реальным содержанием».

Радонеж

ДИАКОН АНДРЕЙ КУРАЕВ УКАЗАЛ НА ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ «ОСНОВ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» В ШКОЛЕ

Преподаватели «Основ православной культуры» не должны уподоблять свой предмет «Закону Божию», считает известный диакон Андрей Кураев. «Если мы хотим соблюдать закон и войти в пространство светской школы, мы должны придерживаться рамок достигнутых договоренностей», – сказал он на заседании «круглого стола», который прошел в рамках III общецерковной выставки «Православная Русь». При этом отец Андрей с сожалением отметил, что значительная часть программ и учебников по «Основам православной культуры», существующих на сегодняшний день, не только нарушают эти договоренности, но и не всегда соответствуют православному вероучению.

По наблюдению отца диакона, «многие педагоги, которые могут преподавать «Основы православной культуры», готовят себя к «Закону Божию». Однако культурологический предмет, коим являются «Основы», предполагает определенную отстраненность, преподавание не от первого, а от третьего лица, считает о. Андрей.

Таким образом, отметил он, «от преподавателя «Основ православной культуры» может требоваться только компетентность и некоторая степень симпатии к предмету, но никак не личная религиозность».

Диакон Андрей Кураев также призвал педагогов быть отчасти психологами и говорить с детьми прежде всего о том, что им близко, и на понятном им языке, а не превращать уроки православной культуры в изучение далекой истории.

Русская линия

 

ПРАВОСЛАВНЫЕ САЙТЫ НЕ СЛИШКОМ ПРИВЛЕКАЮТ ПОСЕТИТЕЛЕЙ

 

По количеству сайтов в русскоязычном религиозном сегменте Интернета православных ресурсов больше, чем у других исповеданий (около 60%), однако инославные сайты ведут себя более активно, ибо они в среднем привлекают больше посетителей. Такой вывод сделал Иван Мазуренко, один из сотрудников ресурса «Православное христианство.Ру», в результате исследования, проведенного в начале нынешнего года.

Иван Мазуренко отметил, что посещаемость религиозных сайтов, по данным портала «Рамблер», распределяется следующим образом: православные – 51%, инославные (католики, протестанты, межконфессиональные проекты) – 19%, восточные культы и оккультизм – 11%, ислам – 9%, тоталитарные и псевдорелигиозные секты – 6%, иудаизм – 4%. Что же касается сравнения православного сегмента в общем объеме Рунета, то он составляет 0,11%.

Иван Мазуренко обратил внимание на то обстоятельство, что темпы роста количества сайтов в православном интернете замедлились. Это связано с насыщением отдельных секторов (приходские, монастырские, епархиальные сайты), сокращением среднего времени жизни одного сайта и перерастанию количества в качество (наступило время объединения проектов и создания крупных порталов).

В 2004 году появилось около 1700 новых православных ресурсов, однако за то же время около 150 сайтов закрылось.

Религия и СМИ

 

 

РПЦ И РПЦЗ СОВМЕСТНО ПОСТРОЯТ МОНАСТЫРЬ В БЕСЛАНЕ

 

Русская Православная Церковь и Русская Зарубежная Церковь планируют вместе помогать жителям Беслана в преодолении последствий трагедии, произошедшей в сентябре. В патриаршей резиденции в Чистом переулке будет подписано соглашение о сотрудничестве Ставропольской и Владикавказской епархии РПЦ с Берлинской и Германской епархией РПЦЗ в деле совместного строительства Богоявленского женского монастыря в Беслане. При обители планируется устройство терапевтического и травматологического центра.

Религия и СМИ

 

НОЕВА КОВЧЕГА НА АРАРАТЕ НЕТ, УТВЕРЖДАЮТ РОССИЙСКИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ

 

Все, что ранее принимали за лежащие на этой горе остатки некоего гигантского корабля, является природными образованиями. С таким утверждением выступили участники экспедиции на гору Большой Арарат (Турция). «Все, что мы увидели, все образцы, которые мы собрали, свидетельствуют о том, что на западном склоне Арарата Ноева ковчега нет. По крайней мере, после извержения 1840 года, которое уничтожило все, в том числе окаменелое дерево, никакой корабль уцелеть там не мог», – сказал руководитель экспедиции Вадим Чернобров.

Экспедиция во главе с В.Чернобровом во второй половине 2004 года поднялась по ранее не исследованному западному склону горы Арарат, засняла на видео и привезла в Москву образцы материалов, обнаруженных там. Вывод исследователей однозначен: ни один из объектов на Арарате, рассматривавшихся как возможное место последнего пристанища «Ноева Ковчега», не является останками корабля. Все это – причудливые природные образования, результат вулканической активности, геологические аномалии.

Как пояснил В.Чернобров, западный склон Арарата был выбран для исследований потому, что на всех остальных склонах люди уже бывали неоднократно: на северном склоне размещены турецкие военные объекты, а восточный и южный открыт для альпинистов и туристов. Однако именно на западном склоне горы ученые были в последний раз 88 лет назад. Это была российская экспедиция, направленная на Арарат в 1916 году по распоряжению императора Николая II. Почти все результаты этой экспедиции были утрачены, а ее участники, сначала заявившие о сенсационных находках, в конце жизни отказались от своих утверждений. Кроме того, именно на западном склоне горы, покрытом лавой в результате последнего извержения на Арарате в 1840 году, американские спутники зафиксировали так называемую «араратскую аномалию», которая на снимках сверху напоминает корабль, лежащий на боку.

Экспедиция В.Черноброва постаралась пройти маршрутом экспедиции 1916 года. До конца маршрута добрались лишь сам руководитель «Космополиса» и его коллега Анатолий Крутов. «Мы нашли все, что было описано в сохранившихся от тех исследователей материалах, в том числе «смолу», которая, по легенде, стекала с борта Ноева ковчега. К сожалению, проведенные в Москве анализы «смолы» показали, что это природный фильзит», – рассказал В.Чернобров.

Исследователь также отметил, что экспедиция, руководствуясь ранее опубликованными данными, действительно обнаружила на разных уровнях склона четыре объекта, напоминающие ковчег: три из них оказались природными образованиями, и один – обыкновенным разрушенным загоном для овец.

Тем не менее исследователи не считают тему Ноева ковчега закрытой, полагая, что ее изучение должно принять другое направление. На это, по их словам, указывает и хранящаяся в монастыре Эчмиадзин в Армении святыня – кусок окаменелого дерева с выложенным на нем крестом, который, согласно легенде, является фрагментом обшивки легендарного ковчега.

Исследователи не исключают, что ученые слишком прямолинейно интерпретируют само слово «ковчег», которое в переводе с арабского имеет несколько смыслов и, возможно, является аллегорией, символом спасения. Кроме того, В.Чернобров допускает, что ковчег до сих пор ищут не там. По его словам, «в мире существует шесть Араратов, один из которых находится в Краснодарском крае на берегу Черного моря».

Радонеж

 

В КАЗАНИ ПРОШЕЛ ТРЕТИЙ ЕЖЕГОДНЫЙ МОЛОДЕЖНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ «СРЕТЕНИЕ-2005»

«Ничто не забыто и никто не забыт!..» Эта строчка рефреном проходила через выступления детских коллективов воскресных школ и центров на фестивале творчества православной молодежи Поволжья «Сретение–2005», состоявшегося сегодня, 20 февраля, в г. Казани.

В этом году мы празднуем 60–летие славной победы защитников Родины в Великой Отечественной войне. Наряду с традиционными духовными песнопениями, с инсценировками известных произведений и выступлениями детских танцевальных коллективов было несколько замечательных композиций о войне, о солдатах, о тех, кто не вернулся с полей боев, о матерях. Молодое поколение правнуков помнит и знает героев Отечества: и великих, и безымянных…

Фестиваль открыл приветственным словом участникам владыка Казанский и Татарстанский Анастасий.

Первым выступил хор Казанской семинарии под управлением Сергея Хохлова с двумя песнопениями – «Русь называют Святой» и «Воскликните Господеви!».

Затем воспитанники воскресной школы прихода св. прп. Серафима Саровского – один из лучших творческих детских коллективов города Казани – выступили со стихотворной композицией, посвященной истории Зилантова монастыря: его заложению, становлению и расцвету, через годы тяжелейших гонений и расстрелов – к славному возрождению.

Третье выступление – елабужской «Лествицы» – символически связало инсценированные военные песни прошедшей Великой Отечественной войны и современных следопытов – композицией «Следопытский костер».

Стоит отметить замечательное выступление детско-юношеского коллектива крященской общины  прихода Тихвинской иконы Божией Матери с духовными песнопениями.

Затем воспитанники бавлинской воскресной школы прихода св.прп.Серафима Саровского опять вернули зрителей к тем великим героическим дням своей музыкальной композицией «Сердце матери». Попурри на темы любимых военных песен бавлинцы посвятили  «всем матерям России». Стоит упомянуть отдельно хореографическое выступление двух девушек «Если б не было войны» – печаль  солдатских матерей в пластике юных танцовщиц…

Целый «букет» национальных танцев открылся выступлением йошкар-олинских «Незабудок»  прихода прп. Сергия Радонежского, которые исполнили зажигательный украинский танец. Йошкар-олинский детский дом творчества представил замечательных «Лукошечек». Блеск замечательных костюмов едва не затмил таланты маленьких дарований. Далее последовало выступление татарстанцев с национальным танцем «Бабушкин сундук». Четыре прекрасных девушки разыграли в танце целую сценку о секретах «бабушкиного сундука»: о молодости, красоте и мечтах. И опять зрителей зажег русский народный танец маленьких «Соловушек» и весьма профессиональное выступление школяров с «Матросским танцем»…

Учащиеся г. Лениногорска школы при храме Св. Троицы показали поучительную французскую сказку «Золушка» о добре и зле, о добродетели и злонравии, о молитве и воздаянии.

Детский хор Вознесенского собора г. Йошкар-Олы традиционно оказался на высоте и в выступлении с духовными песнопениями показал свою отличную подготовку и профессионализм руководителя хора.

Второе отделение фестиваля открыла рок–группа из Нурлата своей «Исповедью». Группа занимается в воскресной школе при храме Илии пророка.

Далее последовали выступления учащихся воскресной школы при храме свв. Мчц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии г. Зеленодольска, воспитанников бугульминской школы «Казанского» храма. Рыбная слобода, также храм «Казанской» иконы Божией Матери, представила композицию «Мы строим дом». Выступили ученики воскресных школ «Николая чудотворца» и св. вмчц. Варвары г. Казани...

Участники фестиваля получили памятные грамоты, подписанные архиепископом Казанским и Татарстанским Анастасием. Фестиваль стал вдвойне юбилейным: 60 лет победы в Великой Отечественной войне, кроме того, епархия празднует в этом году 450 лет со дня своего «официального» рождения.

Будем ждать с нетерпением и следующего фестиваля «Сретение-2006», который, возможно, принесет открытия новых юных дарований, ведь каждый год православные воскресные школы принимают новых учеников.

Официальный сайт Казанской епархии

 

НА УЛИЦАХ ПЕНЗЫ ПОЯВИЛАСЬ ПРАВОСЛАВНАЯ РЕКЛАМА

 

На улицах Пензы установлено несколько рекламных щитов с призывом «Храни веру православную!» Акцию проводит директор местного рекламного агентства «Аншлаг» Юрий Калинин. Рекламная кампания получила одобрение Пензенской епархии. Как отмечает клирик Покровского кафедрального собора протоиерей Алексей Горшков, горожане не должны забывать о корнях своего народа.

По словам Юрия Калинина, плакаты с призывом «Храни веру православную!» он впервые увидел в прошлом году в Костроме. Идея ему очень понравилась, и он решил осуществить ее в родном городе. В течение всего года православные плакаты будут перемещаться по щитам на различных улицах Пензы. Вскоре будут готовы стенды с образами местночтимых святых св. Иннокентия Пензенского и преп. Иоанна Оленевского.

Религия и СМИ

 

ВОСПИТАННИКИ КАЗАНСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ

ПРИНЯЛИ УЧАСТИЕ В ЕЖЕГОДНОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

15 апреля в здании Татаро-американского регионального института под эгидой Академии наук РТ и Министерства образования и науки РТ прошла VII ежегодная межвузовская научно-практическая студенческая конференция «Интеллект, образование и карьера», в которой уже во второй раз принимали участие воспитанники Казанской Духовной Семинарии. На этот раз с докладами выступили трое наших воспитанников: Евгений Тряпочкин (4 курс) – историческая секция, диакон Сергий Кузьмин (3 курс) и Сергей Демакин (4 курс) – лингвистическая секция. Научная работа была проведена под руководством преподавателя Семинарии кандидата филологических наук Ольги Всеволодовны Чевелы. Освещаемые темы вызвали живое обсуждение, а доклад о. Сергия Кузьмина был заслуженно отмечен дипломом II степени как один из перспективных проектов.

Надеемся что практика участия воспитанников в подобных конференцией станет доброй практикой Казанской Духовной Семинарии.

Редакция журнала

 

 

 

 

 

 
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Полезные статьи
    спонсоров проекта

     


  •