Казанская духовная семинария Казанская духовная семинария
  •  Главная страница / Издательский отдел / Семинарский вестник / Семинарский вестник №1 (14) 2005 /

Из руин к небу

  9 октября и 21 мая Православная Церковь встречает праздник – память преставления апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В Казанской епархии, по уже сложившейся традиции, особенно ярко это событие отмечается в селе Большие Ключи, где находится храм Иоанна Богослова – одно из подворий Раифского Богородицкого мужского монастыря. В этой статье сделана попытка проследить историю возникновения этого храма, восстановления и современной жизни прихода.

Первоначально храм был построен из дерева в селе Ивановском Казанского уезда в 1741 году, но сгорел в 1821 г. В это время в селе Ивановском было 47 дворов и проживало 148 мужчин и 152 женщины, а в Ключах было уже 257 дворов и проживало 587 мужчин и 60 женщин. И когда решили возобновить храм, ключинские жители послали к Владыке большую делегацию с просьбой построить каменный храм в Ключах. В духовной консистории у них спросили: из чего строить, когда у вас нет кирпича? Тогда делегаты, сказали, что готовы построить свой кирпичный завод, лишь бы церковь была в Ключах. Против такого аргумента возражений не нашлось, и решением Казанской духовной консистории № 13189 за 1822 год перенесли приход из села Ивановского в Большие Ключи. Строили храм всем народом, и строительство его шло 10 лет, т.е. освящен он был в 1832 году. К этому же времени относится и роспись храма, которая чудом сохранилась в совет-ские годы и не была уничтожена.

Жизнь, развитие села были всегда связаны с Раифским монастырем, который являлся для ключинской церкви, жителей села духовным покровителем, идейным наставником.

В июне 1918 г., когда Раифский монастырь пришли грабить сотрудники ЧК под руководством Валентина Несмелова, именно ключинские одними из первых прибежали на зов набата и не только остановили грабеж, но, видя те бесчинства, которые сделали в монастыре мародеры, не смогли сдержать себя и расправились с ними. Естественно, чекистов советская власть объявила героями революции, а крестьян–защитников монастыря от посягательства властей – врагами народа. В Ключах были проведены репрессии, многие жители были арестованы и осуждены, многие раскулачены и сосланы в Севкрай.

И вот во время таких гонений на церковь, когда по всей России закрывались сотни храмов и монастырей, в Ключах прихожане не только не дают властям закрыть храм, но и наоборот, проявляют небывалую заботу о нем и обновляют все внутреннее убранство в 1928 году. Правда, после очередной волны репрессий, прокатившихся по стране в середине 30-х годов, когда не осталось тех, кто бы мог отстоять храм, власти его закрывают, забирая особо цен-ные вещи, проявляя милость к последнему настоятелю отцу Григорию из-за его возраста. После закрытия превращают в пекарню, красивую ограду разбирают и делают из нее склад МТС (моторно-тракторной станции), большой колокол весом 128 пудов 10 фунтов увозят в Казань. В середине 80-х в храме сделали склад и магазин хозтоваров, который просуществовал до начала возрождения храма.

В начале 1992 года храм был передан Русской Православной Церкви, и в этом же году начались восстановительные работы. В первую очередь нужно было разобрать перекрытие, которое было сделано в храме в советские годы, чтобы открыть купол, начать перекрывать кровлю, заказать кресты. Денег, чтобы нанять рабочих, не было и настоятель попросил всех прихожан помочь, кто чем может, в этом богоугодном деле. Многие откликнулись на призыв настоятеля и старались внести свою лепту в восстановление храма, кто-то работал день и ночь, кто-то ходил по всем окрестным селам и собирал пожертвования. И 21 мая 1992 года храм был вновь освящен.

Последние три с небольшим года настоятелем храма является иерей Константин Исаков.

«Три года – срок небольшой, – отметил как-то во время проповеди по окончании литургии наместник Раифского монастыря архимандрит Всеволод, – однако сделано стараниями отца Константина уже немало. Отрадно видеть, что он все свои силы отдает восстановлению храма и возрождению его традиций». Действительно, церковь, когда-то одиноко стоявшая на пустыре и в которой в свое время располагались магазин и хозяйственный склад, сего-дня – в своем былом великолепии. Внутри храма, благодаря искусным мастерам под руко-водством известного художника из Санкт-Петербурга Александра Батанова, восстановлены старинные росписи. Подворью Раифского монастыря в Ключах помогают и простые люди, и предприятия, и предприниматели. Очень много сделал Александр Когогин – благодаря его поддержке храм обрел голос, по округе поплыл колокольный звон. Владимир Зубарев помогает с восстановлением росписей и икон. ООО «Когорта» оплатило обустройство купели на источнике, освященном в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша»…

Восстановительные работы продолжаются и по сей день.

– Самое тяжелое было – восстановить настенные росписи, – вспоминает отец Константин. – По словам художников из Санкт-Петербурга, которые занимались украшением Грузинского собора в Раифском монастыре, росписи Большеключинского храма уникальны. Они написаны в своеобразном стиле, совмещающем традиции старорусской классической иконописи и новый академический стиль, пришедший в Россию с Запада…

Еще одна уникальная роспись – изображение Бога-Отца, что на куполе храма. Традиционно в православной иконописи присутствует изображение Святой Троицы – Отца, Сына и Святаго Духа. В Ключах же мы видим только Бога-Отца, восседающего на херувимах в окружении архангелов. Эта роспись пострадала больше всего.

– Поначалу мы не могли понять, в чем дело, почему же так она сильно обезображена, – говорит иерей Константин. – Позднее, когда мы выковыряли из стен дробь, стало понятно, что лики святых на куполе расстреливали из дробовиков. Но сейчас, слава Богу, основная часть росписей восстановлена. Наша задача была сделать храм таким, каким он был в начале XIX века.

В Большеключинском храме есть и свои святыни. Помимо иконы святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, есть в храме Больших Ключей несколько старинных икон. От всего дореволюционного иконостаса уцелел лишь один образ – икона «Положение во гроб Спасителя». Написан он был в 1913 году специально для Большеключинского храма в Богородицком монастыре в Казани, на месте обретения Казанской иконы Божией Матери.

Ветвь неопалимой купины будет вмонтирована в большую икону, которая пишется сейчас для храма иконописцами из Санкт-Петербурга. Каждый сможет постоять и помолиться святыне, перед которой тысячелетия назад стоял Моисей, которая горела и по милости Божией была сохранена.

Многие приходят, чтобы попросить помощи у святого великомученика Пантелеимона, покровителя и заступника всех болящих. Образ святого, находящийся в Больших Ключах, написан в XIX веке.

Есть также в храме образ прп. Серафима Саровского, которого часто просят об исцелении души и тела. Икона была написана в год канонизации святого.

Помимо икон, есть в Больших Ключах источник, исцеляющий от недуга пьянства. Три года назад один из ключей, давших название селу, – «Святой ключ» – был освящен в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша». Тогда состоялся крестный ход с участием наместника Раифского монастыря архимандрита Всеволода, братии обители при большом стечении прихожан…

Возрожденный храм села Большие Ключи становится домом души для многих сотен людей. Приходят сюда не только местные жители из близлежащих сел. Приезжают и прихожане из Зеленодольска, Казани, других городов. Ключинское подворье Раифского монастыря – приходской храм, в котором священник знаком с нуждами и чаяниями каждого прихожанина. В этом состояла и состоит миссия любого священника – знать, чем живет и дышит православный христианин, помогать ему в его нуждах. Тогда у человека появляется в душе твердая опора – вера в Господа, который всегда укрепит и защитит.

 
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Полезные статьи
    спонсоров проекта

     


  •